Почему один человек смелый – его не испугают никакие трудности, он всегда добивается поставленных целей, готов на всё ради своих родных и близких, а другой, напротив, отличается трусостью, боясь сделать даже элементарные шаги в жизни, чтобы добиться хоть какого-то успеха? Что делает одного человека – смелым, а другого – трусливым? Этот вопрос не одно столетие будоражит умы писателей, поэтов, философов.
Смелость всегда подразумевает умение взять себя в руки в момент страха. Смелый человек не боится смотреть проблемам прямо в глаза и никогда не бросает свои начинания. Смелый человек всегда терпелив, он имеет огромную силу воли и цель, которой добивается, проходя даже через самые тяжёлые преграды. В достижении цели его не остановит ничто! Главное, чтобы смелые люди имели только благие цели, иначе они могут принести несчастье не только родным и близким, но и многим другим людям или даже целому поколению. Например, некоторые горе-правители затевали войну, жертвуя тысячами ни в чём неповинными жизнями.
Трусливый человек боится проблем. Он пытается уйти от них любыми доступными способами. У трусливого человека может быть цель, но в случае неудачи он легко от неё откажется. Из-за трусости человек может совершать практически любые преступления, против закона или против морали – какие бы они ни были, это всегда страшно!
В литературе можно встретить немало примеров смелости и трусости. Проблема смелости и трусости хорошо продемонстрирована в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Во время захвата крепости Пётр Гринёв был готов пожертвовать собственной жизнью, а вот Швабрин проявил трусость, перейдя на сторону врага.
Смелость – это очень ценное качество, но только если оно принадлежит благоразумному человеку, имеющему добрые цели и намерения.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Смелость и трусость» читают:
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» писатель показал нам знатного по происхождению, но бесчестного по своей сути человека, приятеля главного героя - дворянина Швабрина, который был способен не только мстить девушке, отказавшей ему, но и нанести подлый удар в спину Гринёву во время дуэли.
Забыв о присяге, данной государю, утратив понятия о чести и достоинстве, Швабрин даже совершает измену, предательство, нарушает свой долг офицера.
При захвате Белогорской крепости Пугачёвым Швабрин нарушил присягу дворянина (защищать власть) и перешёл на сторону бунтовщика Пугачёва. Гринёв же готов был пожертвовать своей жизнью.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий был трусом. Он проявил слабую волю, сцена его дуэли показывает его слабохарактерность. Он вызвал на дуэль Печорина и стрелял в него из заряженного пистолета, хотя знал, что у того пули в пистолете нет. Этот ложный романтический пафос обличает главный герой, давая шанс Грушницко- му раскаяться, но тот отказывается.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» трусом был и адъютант Жерков, уклоняющийся от боёв и прикрывающийся поисками своей батареи. Когда его направили на батарею Тушина, он, боясь оказаться на передовой, искал её в другом месте. Такими видит Толстой большинство штабных офицеров. За внешней холёно- стью и знатным происхождением скрывается трусливая душа неумных, недалёких людей.
Им противопоставлен храбрый Андрей Болконский, который поехал на передовую и своей смелостью вдохновил всех вокруг. Хотя он и испытывал чувства страха, но сам себя убедил: «Я не могу бояться». Князь Андрей передал приказ об отступлении, а также помог солдатам отойти в тыл. До батареи Жерков подменяет храбрость простой бравадой, желанием показать себя. Он струсил доехать до батареи Тушина, однако на офицерском ужине смеялся над робким капитаном, которого Багратион ругал за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашёл в себе смелости сообщить, что батарея Тушина была совершенно без прикрытия. Лишь князь Андрей назвал капитана и его солдат героями, которым все обязаны успехом.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одиночестве.
В монологе «А судьи кто?» Чацкий смело и решительно утверждает право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким, недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли человека, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум молодого человека, он кажется ему странным.
Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он отстаивает свою правду и доказывает, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много такого, что нужно исследовать и изучать.
Однако людям, не понимающим Пылкость его натуры, сложно разгадать его сложные мысли. Они не готовы к таким трудностям, им легче признать этого человека, который так не похож на них, сумасшедшим.
Чацкий всё же отстоял своё право думать так, как он этого хочет, право быть самим собой. Целеустремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и самосовершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротивление косности, обывательщины и глупости.
Толпа не готова и не способна услышать крик и отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны.
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» показывает нам пример предательства, совершённого по отношению к самому себе. Эраст - наделённый умом и довольно обеспеченный молодой дворянин, полюбивший бедную девушку не своего круга, предаёт свои чувства, выбрав материальное благополучие и женившись на другой, что приводит к трагедии как для Лизы, так и для самого героя.
Судьба дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь, думающего только о собственном удовольствии, доказывает, что слабость характера, неправильный выбор ценностей, трусость делают человека несчастным, приводят к ошибкам, трагедии и подлости.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Проблема обывательщины, пустой и никчёмной жизни отражена в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Олицетворением этой пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь, смыслом жизни которого становится самосохранение, уход от столкновений, борьбы.
Да, этот трус дожил до глубокой старости, остался невредимым, но его жизнь была ничтожна, никчёмна и унизительна. Она вся состояла из постоянного, непрерывного дрожания за свою шкуру. Писатель не зря лаконично, но очень чётко охарактеризовал его жизнь: «Он жил и дрожал - только и всего».
А. Н. Островский «Гроза»
Сложна и противоречива натура Катерины. Она обладает чувством собственного достоинства, смелостью, силой характера и природным чувством прекрасного. Её характер своеобразен. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины в цельности её характера, в способности всегда быть самой собой, ни в чём и никогда не изменять себе.
С любимым человеком Катерину навсегда разлучают. В душе у неё нет мира, так как она осознаёт, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выходом оказывается самоубийство. Она избавилась от страданий единственным возможным, по её мнению, способом.
Катерина не захотела мириться с убивающей её достоинство действительностью, не могла жить без любви и гармонии. Это не поражение, а утверждение силы свободного человека, протест против тёмного царства, «страшный вызов самодурной силе». Катерина не смогла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии. Она проявила смелость и решительность, не уступила и пошла до конца.
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Героем произведения стал реальный человек, самоотверженно и героически сражавшийся с врагом за штурвалом самолёта. Он показал нам, как можно одержать победу над самим собой. Лётчик-истребитель Алексей Мересьев, сбитый в бою над оккупированной территорией, несколько недель пробирался по заснеженным лесам, пока не выбрался к партизанам. Продолжением подвига на войне для него стало желание победить во что бы то ни стало и продолжать бороться с врагом.
И он совершил этот подвиг. Потеряв обе ноги, герой проявляет волю к победе, силу характера и мужество, заставив себя подняться, встать на костыли и снова сесть за штурвал самолёта.
Этот человек даже после поражения вновь возвращается в строй. Он, как и прежде, опять увеличивает число своих воздушных побед над врагом.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В романе писатель поднимает проблему трусости и предательства как духовного поражения человека. Великий кесарь Иудеи Понтий Пилат отдаёт распоряжение о казни Иешуа, хотя и не считает его виноватым. В душе Пилата борются два противоположных начала - добро и зло. Побеждает зло. Палач предаёт Иешуа страшной казни.
Пилат, струсив, совершает предательство, обрекая Иешуа на мучительную смерть. Таким образом, он предал свои убеждения и человека, который стал для него близким. Пилат признаётся: «Предательство - самый страшный грех человека». Он испытывает нестерпимые муки от содеянного. Он будет терзаться и мучиться до конца своих дней, потому что предательство никогда не забывается, оно живёт, пока жив человек, его совершивший.
А. А. Фадеев «Молодая гвардия»
Массовый героизм во время войны был проявлен не во имя личной славы, а во имя победы. Главным было не допустить покорения страны - молодые юноши и девушки на оккупированной немцами территории, не боясь смерти, вели подрывную деятельность. Герои романа создали подпольную антифашистскую организацию. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Громова и Любовь Шевцова, а также Иван Земнухов - реальные юноши и девушки, призывавшие население встать на борьбу с врагом, вселявшие в окружающих веру в непобедимость с помощью листовок и водружения флагов на оккупированной немцами территории, а также спасшие многих своих ровесников от угона на принудительные работы в Германию. Они уничтожили документацию, совершив поджог здания, где хранились списки.
Смелые, героические поступки этих людей были обусловлены чувством великой любви к родине, желанием победить во что бы то ни стало.
Б. Л. Васильев «В списках не значился»
Герой романа смело отдаёт свою жизнь во имя победы. Подвиг Николая Плужникова, показанный в романе, является примером цельного характера.
Война требует сосредоточиться на главном - на победе над врагом. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с немцами, сохраняя знамя Брестской крепости. Плужников соглашается выйти из подземелья только после того, как узнаёт о положении советской армии. Выйдя наверх, он достойно ведёт себя перед врагом. Седой, слепой, с отмороженными пальцами, Плужников предстал перед немцами как гордый человек, гордо сказав: «Я - русский солдат».
Немецкий генерал приветствовал этого человека, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали. Он умер свободным, одержал победу в схватке с немецкими захватчиками.
Человек на войне думал прежде всего о победе, для него честь Родины была превыше всего. И во имя этого он шёл в неравный бой, оставался верен своим принципам, своему долгу.
В. В. Быков «Сотников»
Писатель затрагивает в повести проблему трусости и предательства как духовного падения человека. Попав в плен к фашистам и стремясь спасти собственную жизнь, партизан Рыбак предаёт свой отряд, тех, кто помог ему выжить. Он предаёт своего друга Сотнико- ва, соглашается принять участие в его казни. Преступив через истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.
Писатель ставит вопрос: что лучше - спасти свою жизнь, предав ближнего, или умереть с достоинством? Сотников делает свой нравственный выбор. Он гибнет, сохранив человеческий облик, одержав нравственную победу.
А. П. Чехов «Месть»
Автор рассказывает о трусливой и мелкой мести заурядного актёра молодой актрисе только за то, что она не захотела дать ему красивый халат для участия в спектакле. Писатель показал низость и ничтожность людей, способных трусливо «прятаться в кустах», мстить и втихомолку радоваться. Однако задуманная месть неудачного комика не достигла своей цели.
Даже понимая, что найденное и вывешенное объявление «На сегодняшний спектакль все билеты проданы» сорвёт представление, комик наслаждался тем, что смог отомстить дерзкой девчонке. Разрушающая человеческую сущность месть постепенно превращала испорченную душу героя в нечто ещё более отвратительное.
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин» поднимает проблемы самопожертвования, героизма, смелости, терпения, глубокой боли за объятую огнём родину.
Описывая картины голода и холода, поэт говорит, что на войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», но каждый день нужно иметь мужество быть готовым к смерти. И все эти тяготы солдаты выносят терпеливо и достойно.
Несмотря на оптимистический настрой поэмы, необходимый в то время для поднятия солдатского духа, её трагичность прорывается в типичной картине, описанной в главе «Про солдата-сироту», в которой герой, проходя мимо родных мест, не узнал родной деревни, не нашёл родного дома:
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята…
Понимая, что родных уже нет в живых, солдат, сам оставшийся сиротой, горько плакал; и эти слёзы воспринимаются как плач по жизни, сгоревшей в огне войны. Поэма полна патриотизма, боли, но и веры в народ, вставший на защиту своей земли. Поэт уверенно говорит:
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
Даже о смерти А. Твардовский говорит как о чём- то не столь важном, ведь это смерть во имя Родины: «страшный бой идёт кровавый, смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле».
Кажется невероятным, что о самой трудной и жестокой войне в истории человечества можно было написать так оптимистично, жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, как это сделал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин».
Ю. В. Друнина «Запас прочности»
Проблема войны особенно остро поставлена в поэтических произведениях Ю. Друниной, известной поэтессы, которая сама прошла всю войну, самоотверженно спасая раненых на полях сражений.
Женщину на войне вообще очень трудно представить, ведь она - хранительница очага и мать. Поэтому роль женщины на войне и воспринимается неоднозначно: это противно всей человеческой природе.
Может быть, именно потому, что женщина и война - понятия несовместимые, смело сражались все вместе - и мужчины, и женщины - за спокойствие материнства, благополучие детей, чтобы сохранить мир для нового человека.
В стихотворении «Запас прочности» поэтесса с гордостью и болью говорит, что силы и мужество русского народа не иссякают, если они нужны для защиты отчизны:
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
Роль женщины на войне, её участие в боях и стойкость, которую она проявляла, отражена во многих произведениях о войне. Но контраст сочетания женственности и кровавой бойни являет собой непримиримое противоречие сил добра и зла. Именно эта идея прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».
В повести Б. Васильева юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. И в этом столкновении пять девушек, выступивших против матёрых немецких диверсантов, погибают, проявив смелость, мужество и отвагу, присущие настоящим бойцам.
Да, враг задержан, но эта маленькая победа достаётся ценою пяти юных жизней. Небольшая повесть стала гимном женственности, символом вечности обаяния, душевного богатства и красоты пятерых девчат, силы их духа. Б. Васильев с горечью описывает, как суровая и жестокая действительность войны вступает в борьбу со всем прекрасным, что есть в героинях.
В. Л. Кондратьев «Сашка»
Тяготы войны, мужество и ежедневный подвиг людей на фронте, в тылу, в больницах и в поле отражены в повести В. Кондратьева «Сашка». Через восприятие главного героя читатель видит солдат, наблюдает за их суровыми буднями, вместе с ним проходит путь становления характера, вместе с ним гордится проявленной смелостью и храбростью при задержании немца и заслуженной Сашкиной наградой.
К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Имя поэта Константина Симонова было хорошо известно уже в годы Великой Отечественной войны.
Прошедший всю войну, хорошо знавший её героев, он просто и искренне писал стихи, дающие надежду, вселяющие веру в победу, исцеляющие боль. Его стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…» и другие призывали солдат к мужеству и стойкости, верности и готовности выполнить свой долг.
Своими стихами поэт утверждает, что никто из солдат, сражавшихся за счастье будущих поколений, не будет забыт, что память о них вечно будет жить в сердцах, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
М. А. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» поднимается проблема не только мужества и героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать людям, чуткости и милосердия к слабым и беззащитным. Андрей Соколов, главный герой рассказа, прошёл всю войну, перенёс тяжелейшие испытания на фронте, потерял родных и друзей. Однако он нашёл в себе силы, волю, чтобы совершить нравственный подвиг, усыновив мальчика-сироту. В чудовищных условиях войны, под натиском вражеской силы Соколов остался человеком, несломленным, душевным, надёжным.
В этом и заключается его настоящий послевоенный подвиг. Наверное, благодаря таким людям, их внутренней силе и стойкости, смелости наша страна одержала победу в нелёгкой борьбе с фашистами.
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Герой повести рыбак Сантьяго, одинокий старик, живущий в хижине, думал о море как о живом существе, способном на всё. Люди ведут вечную борьбу со стихией, и эта борьба делает героя сильным и волевым человеком. Морская стихия приготовила рыбаку испытание. Старик долго смело и самоотверженно борется с огромной рыбой. Трёхдневный поединок с ней старик «выиграл». Повесть вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Человек многое может в этой жизни, даже быть сильнее самой природы, но он всегда должен ощущать связь с ней и осознавать перед ней свою вину.
С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что под смелостью подразумевается способность человека к решительным действиям в любой ситуации, а трусость – это уход от этих действий.
Перечитывая отечественную литературу, можно встретить множество примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков тех, кто проявил себя как настоящий трус. В известном романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт как человек, который демонстририрует смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» У Грушницкого есть Георгиевский крест, но Печорин считает его трусом. Прав ли он? Вспоминается сцена ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну с целью отомстить, Печорин же потребовал извинений. Грушницкому было проще соврать, чем при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Он боялся гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Грушницкий не изменился, даже стоя перед лицом смерти, он «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…». Однако настоящая смелость ему чужда. Если бы он был смелым, то он бы признал своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на такое просто не способен.
Вспоминается также роман Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это действительно так. Да, в первом бою под Шенграбеном он не открыл стрельбу по французам, вместо этого он бросил пистолет и, словно заяц, бросился бежать наутёк. Но это был его первый бой. Потом Ростов стал настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл серьёзную сумму Долохову, он сознался себе в совершённом преступлении, и поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он быстро навёл порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.
Смелость – это бесценное качество, которое формируется со временем. Смелые поступки могут совершать только по-настоящему добрые и сильные люди. Только смелые люди могут сделать мир чуточку лучше и добрее, изменить его к лучшему.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Смелость и трусость» читают:
Итоговое выпускное сочинение.
Комментарий ФИПИ: «В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли».
В рамках этого раздела следует поразмышлять над такими понятиями, как сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов. Также стоит поговорить о трусости как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы.
Смелость - положительная черта. Она проявляется как решительность, воля, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость даёт человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни. Смелость позволяет преодолевать страх перед неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе говорят: «Смелость города берёт».
Смелость - это умение говорить правду, смотреть «правде в глаза». Храбрость и бравада не имеют с этим ничего общего. Не следует путать эти понятия и выдавать одно за другое. Храбрость - глубокое, душевное переживание, толкающее человека на достойные уважения и признания поступки, а бравада - лишь желание выделиться, показать себя в глазах окружающих.
К сожалению, люди часто недопонимают того, что такое истинная храбрость и чем отличается храбрость от простой бравады, желания показать себя. Молодые люди даже сами эти понятия часто путают, не осознавая, что значит истинная храбрость. Отношение каждого человека к этому понятию меняется с возрастом, одновременно с тем, как он растёт, становясь мудрее и опытнее.
Настоящая храбрость подкрепляется глубокими душевными силами, переживаниями и даже жертвами, преданностью своей стране и чувством долга перед народом, чувством глубокой привязанности к своему делу как к неотъемлемой части самого себя.
Как пример настоящей человеческой храбрости можно привести битву на Курской дуге - ключевое сражение 1943 г. и всей Великой Отечественной войны. В ходе боевых операций, пятидесяти изнурительных дней советские войска одержали героическую победу, перевернувшую исторический ход всей войны.
На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера, зачастую проявляет героизм и невиданную ранее силу духа, удивляя окружающих и самого себя. Со смелостью и трусостью связаны понятия «героизм», «подвиг», а также «дизертирство», предательство». Даже смелые люди вопреки своим ожиданиям могут проявить на войне трусость и малодушие. Война обнажает все человеческие страхи.
Синонимы слова «смелость»: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия, подъём духа, дух, храбрость, желание, решительность, решимость говорить правду, истину, дерзость, бесстрашие, неустрашимость, бестрепетность безбоязненность, бесстрашность, удальство, геройство, риск, отчаянность, дерзостность, новаторство, удаль, доблесть, новизна, отвага, мужественность.
Проблема трусости волновала ещё Сократа. Трусость - выражение малодушия, разумеется, это отрицательное качество. Человек не может совершить поступки, соответствующие морали общества или же воздержаться от каких-либо дурных поступков из-за неспособности и нежелания преодолеть в себе страх перед опасностью, действием природных или общественных сил.
Это явление считается недостойным внимания. Трусость может быть результатом себялюбия. Человек может также опасаться навлечь на себя пагубные последствия, гнев окружающих, страх потерять своё материальное положение или положение в обществе. Трусость может быть и подсознательной, являться проявлением стихийного страха перед непознанными природными явлениями.
Трусость часто связана с эгоизмом, бессилием, подавленным состоянием, может быть вызвана отчуждением человека от мира. Страх перерастает в трусость при определённых условиях в соответствии с воспитанием человека, общество играет при этом немаловажную роль. Оно осуждает трусость, так как она влечёт за собой попустительство злу и несправедливости, бесчестность, приспособленчество, беспринципность, лишает человека способности прямо смотреть правде в глаза. Эти качества нужно искоренять в своём сознании.
Трусость не просто индивидуальное свойство психики, это - социальное явление. В нашем обществе между трусом и предателем ставится знак равенства. Однако в последнее время это понятие стало размываться, с помощью него очень легко манипулировать поступками людей, которые не могут отличить трусость от мудрого решения не применять силу.
Синонимы слова «трусость» : боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушие.
Проблемы
Смелость и трусость - абстрактные понятия и свойства человека.
Смелость или трусость при принятии решений.
Смелость признать правду или признать свои ошибки.
Смелость и трусость при попытках выйти за рамки необычного.
Влияние смелости и трусости на формирование человека. Противопоставление двух типов людей - смелых и трусливых.
Смелость и риск.
Истинная и ложная смелость и трусость.
Связь между трусостью и эгоизмом.
Разница между трусостью и естественным чувством страха.
Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией.
Смелость и трусость ума, души, характера.
Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях.
Смелость и трусость в любви.
Смелость и трусость в повседневной жизни.
Неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.
Утверждающие тезисы
Смелость и трусость - свойства личности, две стороны одной медали.
Смелость и трусость - черты личности, обусловленные рефлексами.
Смелость -* проявление самоуверенности.
У храбрых в бою есть бессмертие, они не умирают.
Герои не умирают. Смелого пуля боится. Смелость города берёт.
Каждый из нас может оказаться перед сложным выбором.
Мы либо будем смело смотреть в будущее и проходить преграды, либо будем трусамй, которые только подставляют всех вокруг.
Для того чтобы полно и всесторонне раскрыть темы, связанные с направлением «Смелость и трусость», необходимо прочитать следующие произведения:
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».
А. Н. Островский «Гроза».
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Л. Н. Толстой «Война и мир».
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь».
- П. Чехов «Месть».
М. А. Шолохов «Судьбачеловека», «Тихий Дон». М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
- А. Закруткин «Матерь человеческая». Б. С. Житков «Храбрость».
В. В. Быков «А зори здесь тихие …», «Обелиск», «Сотников».
Ю. В. Бондарев « Берег».
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». А. А. Фадеев «Молодая гвардия». Б. Л. Васильев «В списках не значился».
- Т. Твардовский «Василий Тёркин». Ю. В. Друнина «Запас прочности».
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…».
- Л. Кондратьев «Сашка».
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Э. Хемингуэй «Старик и море».
Вариант итогового сочинения
по литературе-2017-2018.
Направление четвёртое - «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от решения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных
произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и
персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.Высказывания и мысли о смелости:
Смелость города берёт.
Смелость-начало победы (Плутарх).
Кто мужествен, тот смел (Цицерон).
Смелым помогает судьба (Вергилий).
Надо дерзать: смелым помогает сама Венера (Тибулл).
Отвага заменяет крепостные стены (Саллюстий).
Смелый погибнет, но он не отступит.
Храбрость получает свой выигрыш от трусости других (Я.Б. Княжнин).
Только доблесть бессмертно живёт,
Ибо храбрые славны вовеки (В. Я. Брюсов)
Высказывания и афоризмы о трусости
Трусость всегда стремится переложить ответственность на другого (Хулио Кортасар).
Герой умирает один раз, а трус – постоянно.
К страху привыкают лишь трусы (Сергей Довлатов).
Трусливый друг страшнее врага (Л. Н.Толстой).
Хитрость-сила трусливого.
Трусость отнимает разум.
Тема сочинения - Смелый погибнет, но не отступит
Основная часть. Первый тезис и первый литературный аргумент.Тезис-смелым помогает судьба.
Так, в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом Андреем Соколовым. В сцене допроса в концлагере проявляется твёрдый, решительный и стойкий характер героя. Эта сцена - настоящая психологическая дуль, в которой победителем выходит смелый и мужественный воин. Мюллер хотел убить русского. Но в конце допроса он оставляет Андрея Соколова жить: немца поразил решительный и стойкий пленный, не отступивший от своих убеждений. Своим таким поведением Андрей обезоружил начальника лагеря. Комендант заявил, что Соколов – «храбрый солдат, настоящий русский солдат». И Мюллер отказался стрелять в пленного. А за смелость и отвагу наградил героя буханкой хлеба и куском сала. Читая и перечитывая рассказ М.А. Шолохова, мы ясно видим, что « смелым помогает судьба».
2-б
Основная часть.
Второй тезис и второй литературный аргумент.
Тезис –хитрость –сила трусливого, смелый погибнет. но не отступит.
На страницах повести Василя Быкова «Сотников» представлены два совершенно разных героя. Оба партизаны. Один из них- Сотников, смелый и решительный, принял смерть ради спасения товарищей из партизанского отряда. А другой- Рыбак, настоящий трус и предатель, проявил слабость духа, отсутствие воли и малодушие. Этот партизан не смог совладать с судьбой и перешёл на сторону полицаев, спасая свою жизнь. При этом он совершил подлость - выбил ящик из-под ног Сотникова во время казни. Рыбак проявляет опасение и тревогу. Читая повесть, мы приходим к выводу, что хитрость-сила трусливого. Убеждаемся в том, что «смелый погибнет, но не отступит».
3
Заключение
(вывод)
К какому выводу привели меня рассуждения по данной теме? Серьёзный вопрос заставляет задуматься над решением очень трудной задачи - что выбрать в конкретной ситуации: смелость или трусость? Много ли смелых людей в нашей жизни? Работает ли смелость активно сегодня?