Разделы: Литература

Цель вечера: продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести ребят в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.

Оформление:

  • книжная выставка с эпиграфом:

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

(В.Г.Распутин)

  • портрет писателя;
  • фотографии и слайды
  • видеозаписи о Байкале

Ход урока

Зал поделен на несколько зон:

  • Биограф
  • Литературовед
  • Критик
  • Консультант
  • Исполнители
  • Гости – зрители

Выступления биографа: Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров “деревенской прозы”, один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно- философских проблем. И снова слово самого писателя: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

Ведущая: В.Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя.

“Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины.

…Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать я буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.

Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Литературовед ведет разговор о повести “Прощание с Матерой”.

Какие общечеловеческие проблемы в этой повести? (О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)

Консультант:

Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Как писатель выявляет, кто есть кто?

Через отношение к родной земле, к “малой” родине.

И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.

Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?

Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и еще, может быть, тысяч и миллионов. Сколько еще таких Матер до сих пор без света!

Ведущий: В.Г. Распутин. Русский писатель – это пророк, гражданин, учитель и совесть нации. Ему пришлось главные вопросы: “ Кто виноват?” “Что делать?” “Когда же придет настоящий день?” “Что с нами происходит?”

Вот высказывания В.Распутина

  • Его мысли и убеждения, и чувства. О русском народе: “Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводством”.
  • О православии: “Нас отрывают от веры – не оторвемся. Душа русского человека нашла свой подвиг и свое пристанище в православии, и только там мы обретем ее для искупительных и спасительных трудов, только там соединимся в своем временном и вечном призвании, а не в блудливых похождениях по задворкам чужих толков и религий.
  • Об интернационализме: “Я за тот интернационализм, в котором, не мешая друг другу, а только дополняя, будет существовать расцветка всех нации. Понятие “национализм” сознательно оболгано. Судить о нем следует не по крайностям и дури, которых не миновать во всякой здоровой идее, а по сердцевине и нравственно-духовным началам”.
  • О гражданственности: “Почему-то стало принятым считать, что гражданин – это непременно бунтарь, ниспровергатель, нигилист, человек, рвущии свою сращенность с отечественным строем души.
    А если рвущий, не принимающий, ненавидящий – какой же он, простите, гражданин?! Позиция, свойственная гражданину, должна быть со знаком плюс, а не минус. Она должна быть созидательного, преобразовательного к лучшему, домостроительного характера, иметь сыновние, а не прокурорские обязанности”.
  • О строе: “Я бы не стал решительно отдавать предпочтение какой-то одной системе – капитализму или социализму. Дело не в названиях, не в обозначениях, они могут быть условными, а в содержании их, в наполнении, в гибком соединении их лучших сторон, в том, что более соответствует хозяйственной “фигуре” народа. Решительно менять в таких случаях “одежку” - занятие опасное”.
  • О правах человека: “ В самом деле, подмена воистину дьявольская: права человека сделались отрицанием прав народа, а человек-то с правами – это, конечно, не рядовая личность, а или хам с телевидения, или плут размера Чубайса и Абрамовича, вокруг которых пасутся стада адвокатов”.

Эти высказывания писателя относятся к разным годам постсоветского периода, начиная с 1991 года. Уже 15 лет писатель хочет достучаться до наших сердец, хочет быть услышанным.

А мы не слышим. А, может быть, надо вслушаться и вчитаться нам всем в слова нашего земляка, иркутянина, настоящего гражданина своего Отечества. Может быть, что-то прозреет в наших душах, и мы обретем память человеческую и повернемся лицом не к сиюминутной суете каждого дня, а вспомним что мы - тоже граждане этого из нас зависит многое в судьбе нашей страны.И,может быть,и в наших судьбах что-то изменится…

Литературовед:

Повесть “Живи и помни” была написана в 1974 году и родилась из соприкосновения пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных лет. Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

Критик:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Консультант:

Но ведь шла война и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Гуськов у Распутина – человек не столько слабый, сколько эгоистичный. Настена, напротив, натура цельная, чистая, бескорыстная. И есть жестокая несправедливость в том, что замечательные качества героини расходуются впустую, на цель ничтожную – на Гуськова.

Придав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Отчаявшись найти выход из глупого тупика, бросается Настена в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Литературовед:

Повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”.

Консультант:

Давайте все вместе попытаемся ответить на вопрос: в чем же заключается правда последней повести Распутина?

Одни сочтут главным и важным убийством – мщение за поругание юной девушки. Но если это главное, почему Распутин, в отличие от многих современных авторов, не описывает ни сцены насилия, ни сцены убийства? Другие – показать правду о существующем положении для новых хозяевах жизни. И все же, как бы мы ни бились над вопросом о том, что является главным в повести, однозначного ответа найти не сможем – ни один ответ не вместит в себя всей полноты правды писателя.

При внимательном прочтении повести мы увидим, что Тамара Ивановна решилась на собственное правосудие только после того, как почувствовала, поняла, что следовать способен принять взятку. Героиня поняла, что надеяться на наше правосудие нельзя, что право далеко от истины. Тамара Ивановна и является тем человеком, который всей жизнью и решительным поступком своим свидетельствуют о необходимости и возможности остаться человеком. Авторское понимание правды – это правда народная: о Тамаре Ивановне говорят в городе как о героине, “ в колонии она пользуется авторитетом…”

Дочь Ивана, мать Ивана имеет силу отстоять свою правду, имеет силу вобрать в свое сердце беду своей дочери, направить сына на верный путь и этом ее правда и ее величие.

Невозможно согласиться с прославлением героини повести Тамары Ивановны, невозможно оправдать выстрел.

Если, по логике повести все беды от рынка, от торгашества, от продажности - и насилие совершается на его задворках – и “правосудие” там же, - то почему умная и волевая мать не уберегла дочь раньше? Почему разрешила уйти из школы, которой не верила. Почему пустила на рынок, не помогла искать другую профессию? Мать борется за будущее – но почему не защитила раньше? Почему не думает, как воскресить душу дочери, а, уходя в тюрьму, оставляет наедине с собой…

Кроме того, образ сына Ивана не совсем убедителен. В большинстве примеров он, на мой взгляд, идет простым, легким путем и взволнован ли он тем, как сложиться судьба матери, Тамары Ивановны, сможет ли он утешить сестру? Если внимательно проанализировать поступки Ивана, то увидишь, что у него нет воли к добру, а есть только рассуждения. И он отправляется работать не в школу, где нужен, но где слишком трудно, а выбирает путь более простой.

Уроки совести и правды показали, что и у многих наших учеников нашлись заветные слова, чтобы выразить свое отношение к творчеству В. Распутина. Свидетельство тому их признания: “Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я очень ценю в людях. Все, что я прочла у него пронизано любовью к простым людям с их порой нелегкой судьбой”; “Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует ее из глубины, будит мысль, заставляет работать душу”; “Повесть Распутина заставляет задуматься над каждым словом. Пишет он просто, но в то же время глубоко и о серьезном. Он прекрасный психолог, художник. Я ясно представляю созданные им картины жизни, волнуюсь, переживаю за судьбы людей. Собираюсь еще раз перечитать его повести. Уверена, что открою для себя новое”

В этом году культурная общественность страны отмечает 80-летие со дня рождения одного из величайших литераторов второй половины XX века - Валентина Распутина .

Правдивая и пронзительная до глубины души проза писателя принесла ему не только славу мастера среди собратьев по перу, но и искреннее уважение читателей-современников. Долгие годы Распутин словом и делом отстаивал неприкосновенность первозданных уголков тайги, чистоту водных ресурсов и природы Байкала.

КГоду экологии , в рамках Недели детской и юношеской книги и юбилею писателя Валентина Григорьевича Распутина в Детской библиотеке МБУК Мясниковского района «МЦБ» состоялся литературный час под названием «Мир и слово Валентина Распутина » .

Участниками стали 7 «А» класс школы № 1 и классный руководитель Киракосян Тигран Николаевич .

Целью мероприятия было углубить знания учащихся о творчестве и личности Валентина Распутина, а также познакомить с незнакомыми рассказами писателя.

Произведения Распутина, без которого уже нельзя представить современную литературу России, относятся к разряду таких, что заставляют сопереживать героям, учат мыслить, пробуждают лучшие чувства. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России. Красной нитью через все мероприятие прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика.

Ученики со слов ведущего мероприятия и просмотром презентации «Слава мастера Сибири», увидели и услышали интересные факты из биографии Валентина Григорьевича. Свою известность и славу писатель получил только благодаря своему упорству и желанию учиться. Окончив начальную школу, он продолжил свою учёбу, но далеко от своего дома. Это были трудные, голодные, послевоенные годы. Об этом периоде своей жизни впоследствии, в 1973 году создал Распутин автобиографический рассказ «Уроки французского». Позднее в 1978 году был снят одноимённый фильм. Этот рассказ изучают во всех общеобразовательных школах, потому это не только воспоминание о детстве, учёбе, но и дань уважения учительскому труду.

Ребята узнали также историю его первых книг, это: «Василий и Василиса», «Встреча» и «Рудольфио», с интересом отвечали на вопросы электронной викторины, а так же по описанию отгадывали главных героев из рассказа - «Уроки французского» и кроссворд.

В конце мероприятия дети посмотрели видеоролик «Уроки Распутина» - где сам писатель рассказывал о тех местах, где он родился и жил: о Сибири, о своих книгах, за которые Валентин Распутин получил «Литературную премию Александра Солженицына» .

К литературному часу была красочно оформлена книжная выставка , посвященная жизни и творчеству Распутина. Внимание школьников особенно привлекло красочное подарочное издание «Сибирь, Сибирь…». Они долго разглядывали иллюстрации и пейзажи уникальной Сибири, которая всё больше и больше открывала свои прелести природы.

Цитатой вдохновляюще звучала высказывание иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, - его книги. Но прежде их надо прочитать!».

Литературный час прошёл с огромной пользой для учащихся. Ребята узнали биографию писателя, поближе познакомились с творчеством писателя, с его книгами. А домашним заданием было чтение одного незнакомого произведения этого писателя.

Библиотекарь абонемента Детской библиотеки
МБУК Мясниковского района «МЦБ» - Е.Л.Андонян

В отделе обслуживания ЧОУНБ организована - в память о писателе, еще при жизни ставшем русским классиком. Представлены его ранние очерки и рассказы, повести, публицистика, литература о жизни и творчестве, фотографии разных лет.

19 марта Россия простилась с Валентином Распутиным (1937-2015). Прозаика похоронили на территории Знаменского монастыря в Иркутске. В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен - Валентин Григорьевич Распутин. Проза его поучительна и вместе с тем высокохудожественна, она дает уроки, подобные тем, которые даёт нам сама жизнь. Мы просто входим в этот мир, созданный большим мастером, и начинаем сопереживать: мучиться муками совести и верить в человека, умирать и возрождаться, любить, и помнить, и жить вместе с его героями. Имя Валентина Распутина было и остается символом народной совести.

Из книг, представленных на выставке:

Д 166050 - КХ

Распутин, В. Г. Василий и Василиса / В. Г. Распутин // Человек с этого света: рассказы. - Красноярск: Краснояр. кн. изд., 1967. - С. 73-96.

Ценность публикации определил рассказ «Василий и Василиса». Вместе с этим рассказом родился русский писатель - Валентин Распутин. Блеск этого рассказа не затмили и последующие знаменитые повести. Василиса - это великий женский характер. Именно от нее потянется в творчестве В. Распутина галерея ярких типов русских женщин. Василий и Василиса прожили вместе двадцать лет, и у них было семеро детей. Вот уже тридцать лет они живут рядом, но не вместе: Василиса не прощает мужу грех, совершенный в молодости: из-за него она потеряла не родившегося ребёнка. Ее гнев сменяется холодным равнодушием, ревность - жалостью, но неизменным остается стремление сохранить женское и особенно материнское достоинство. Только когда смерть заглядывает к старому больному человеку, Василиса в состоянии отпустить ему грех («Он подаёт ей руку, она пожимает её и, всхлипывая, поднимается»), и сам он в состоянии вздохнуть вольнее («Теперь иди, - говорит он. - Теперь мне легче стало… - Он улыбается, лежит и улыбается»). Не так жизнь прожита. Но для него главное - хотя бы умереть по-человечески, не унести с собою тяжесть, которая висела на душе десятилетия. И она это понимает. Это еще и великий урок прощения.

84Р6

Р 243
К 550302-ОЧЗ

Распутин, В. Г. Последний срок / В. Г. Распутин // Последний срок: сб. повестей / Распутин В. Г. - Москва: Молодая гвардия, 2004. - С. 101-255.

С этой повестью пришли к Распутину полное признание и широкая известность (впервые напечатана в журнале «Наш современник» в 1970 г.).На вопрос, какую из своих книг он считает главной, Распутин часто отвечал: «Последний срок».Героиня повести - умирающая старуха Анна - воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки. Писатель и литературный критик Павел Басинский говорит, что для него Распутин особенно ценен тем, как он относится к смерти. «Сейчас его нет, и об этом особенно думается. Повесть Распутина «Последний срок» - это, если можно так выразиться, преподавание того, как нужно умирать, смерть как второе рождение, к которому человек должен готовить свою душу», - считает он.

К 405368-КХ

Распутин, В. Г. Уроки французского / В. Г. Распутин // Уроки французского: повести и рассказы / Валентин Распутин. - Москва: Худож. лит., 1987. - С. 401-428.

Прекрасный автобиографический рассказ, знакомый многим с детства. Посвящен он Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери А. Вампилова, талантливому педагогу.
Это произведение - урок доброты, справедливости, благородства, великодушия, человечности, который совсем не по правилам дает молодая учительница. Это история о становлении сильного мальчишеского характера в условиях послевоенного голода. История помощи одного человека другому, солидарности и поддержки, без которых жизнь невозможна. Уроки французского - это и уроки красоты, любви и женственности…

К 545386-КХ

Распутин, В. Г. Живи и помни / В. Г. Распутин // Живи и помни. Прощание с Матерой / Валентин Распутин. - Москва: Вагриус, - 2004. - С. 5-235.

Повесть, опубликованная в1974 г. в журнале «Наш современник», издавалась около сорока раз, в том числе и на иностранных языках; в1977 г. была удостоена Государственной премии СССР.
«Живи и помни» - самое мучительное произведение Распутина. Деревенская баба Настена кончает жизнь самоубийством, чтобы спасти мужа-дезертира и не обрекать на позор неродившееся дитя. До Распутина никто не брался за такую тему. Самоотверженность — главное свойство души Настёны. По свидетельству писателя, повесть была задумана как книга о любви, «о женском в женщине». Очень точно сказал Виктор Астафьев: «...Печальная и яростная повесть, несколько «вкрадчивая» тихой своей тональностью, как, впрочем, и все другие повести Распутина, и оттого еще более потрясающая глубокой трагичностью...». Но через эту трагичность проступает такой урок доброты и милосердия, который не забывается никогда.

Д 272803-КХ

Распутин, В. Г. Сибирь, Сибирь… / В. Г. Распутин; фото Б. Дмитриева. - Иркутск: ООО «Артиздат», 2000. - 256 с., ил.

Книга открывает перед читателем прекрасную, заповедную «страну Сибирь», рассказывает об её истории, о подвигах легендарного Ермака и других первопроходцев, о вкладе первых сибирских городов в развитие торговли и культуры в крае. Размышляя о прошлом, настоящем и будущем Сибири, автор поднимает страстный голос в ее защиту. «С любовью и оберегом» должно относиться к родной земле, другого не дано, - утверждает Валентин Распутин.

(18 назв.)

Читать в ЛитРес (13 назв.):

*Доступ предоставляется через Виртуальный абонемент ЧОУНБ (пройти регистрацию)

Эти двадцать убийственных лет (Беседы известного публициста Виктора Кожемяко с писателем Валентином Распутиным)
Нежданно-негаданно (сборник)
В непогоду
Век живи - век люби
Видение
Женский разговор
Изба
Нежданно-негаданно
Уроки французского
Что передать вороне?
Живи и помни (сборник)
Деньги для Марии
Живи и помни

Биография

В. Г. Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области в крестьянской семье. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского»). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

В 1979 г. вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Жил и работал в Иркутске и Москве.

Окончив университет в1959 г., Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 г. Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.

С 1966 г. Распутин - профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР. Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 г. В 1967 г. в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в1968 г. она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976). В 1981 г. вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь». В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь». С 26 июля 2010 г. - член Патриаршего совета по культуре. Умер 14 марта 2015 г. в Москве. 18 марта в Храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание Валентина Распутина. Похоронен на родине в Иркутске, на территории Знаменского монастыря.

А. Л. Ной, ведущий библиотекарь ОЧЗ

ЖИВИ В СОГЛАСИИ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

(Час знакомства с жизнью и творчеством В. Распутина)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. Предлагаем вашему вниманию рассказ, посвященный творчеству этого русского прозаика и публициста.

Ведущий (1): Валентин Григорьевич Распутин автор таких замечательных произведений, как « Последний срок», «Живи и помни», «Прощанье с Матёрой», «Пожар», «Уроки французского». Вот как сказал о нем писатель Сергей Павлович Залыгин: «Валентин Распутин вошел нашу литературу сразу же, почти без разбега и как истинный мастер художественного слова».

ВЕДУЩИЙ (2): Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в семье крестьянина в поселке Усть-Уда Иркутской области.

АВТОР «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинающуюся сразу за деревней, собирали ягоду и грибы. С малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес - больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой.

Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и светлые воспоминания”.

Ведущий (1)В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот «фонд», читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает

АВТОР «Свое знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые».

Ведущий (2) Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин, конечно, хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Так, в 11 лет, началась его самостоятельная жизнь.

ВЕДУЩИЙ (1) В 1954 году после окончания средней школы он поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Вначале не думал о писательском призвании - просто однажды оказался без денег (не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой.

Он публиковался много, писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты «Советская молодежь». Репортажи, заметки, очерки - здесь Распутин «набил руку», научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Все это так необходимо большому писателю.

ВЕДУЩИЙ (2) В те годы газета «Советская молодежь» объединила молодых авторов, среди них были А.Вампилов, Г.Машкин. Затем Распутин недолго работает на телестудии.

В альманахе «Ангара» стали появляться очерки Распутина, сделанные для газеты. Из очерков родилась книга «Край возле самого неба» (1966). В Красноярске, куда Распутин переехал летом 1962 года, выходит книга очерков «Костровые новых городов».

ВЕДУЩИЙ (1) В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом «Красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

ВЕДУЩИЙ (2) Распутин любовно писал детские образы, хотя чисто “детских” произведений у него нет. Не всякому писателю, даже очень талантливому, удается изображение детей “такими, как есть”. Здесь нужно особое дарование. Одно из непременных условий - умение быть с ребенком на равных. Впрочем, не умение, а именно - дар.

У Распутина дети остаются детьми: и когда ребенку отдается роль рассказчика, и когда мы смотрим на них глазами взрослого человека.

ВЕДУЩИЙ (1) В начале 1966 года одновременно вышли две первые небольшие книги Распутина. Здесь были и два детских рассказа. “Мы с Димкой” - рассказ о подростках военного времени, отмеченный точной мальчишеской психологией восприятия войны и смерти, с немногими, но живыми деталями домашнего и школьного обихода. Особенно удачен рассказ “Мама куда-то ушла” - вторжение в младенческое сознание. Небольшой психологический этюд, но это в своем роде шедевр. Описана первая душевная боль, расколовшая счастливую безмятежность ребенка. Проснулся, а мамы нет рядом, он впервые остался один, покинут. Непонятно и страшно...

ВЕДУЩИЙ (2) В ранних рассказах Распутин как будто определяет диапазон своих творческих возможностей, делает эскизные наброски, намечает линии своего литературного развития, некоторые из которых оказались затем отброшенными.

Иногда трудно представить, что эти все рассказы написаны одной рукой: и по художественному качеству неровны, и по стилю не схожи.

Однако уже первые прозаические опыты Распутина (кроме двух-трех довольно слабых вещей) отмечены тем главным качеством его созданий, которое позднее выделил в них Сергей Залыгин, - удивительной завершенностью произведения, точным чувством формы.

ВЕДУЩИЙ (2) Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести «Деньги для Марии» - в 1967 году. Это произведение было не просто замечено критикой, но оценено ею достаточно высоко. А сам автор сразу же был зачислен в ряд представителей “новой волны” - “деревенской прозы”.

Первая книга Распутина выделялась особым видением мира, отделкой деталей, раскрытием характеров. Значит, здесь и произошло истинное рождение его творческой индивидуальности, которой предстояло еще уточняться, становиться глубже, многограннее.

Жизнь, выводимая Распутиным в его повести, всегда берется в момент перерыва своего естественного течения, когда вдруг нависает большая беда, грядет катастрофа или смерть. Такие ситуации получили название “пограничных”.

ВЕДУЩИЙ (1) История в повести “Деньги для Марии” простая. Даже не история, а скорее небольшое происшествие: у продавщицы Марии в сельском магазине случилась недостача - в тысячу рублей. Вроде деньги небольшие, а для настоящего жулика и вовсе мелочь. Но для семьи Марии - ее мужа-тракториста Кузьмы и их троих детей - это огромная сумма.

Хорошо, что ревизор оказался неплохим человеком: увидел, как они живут, понял, что случилась такая беда по доброте и неумелости Марии, и дал возможность собрать за 5 дней деньги и внести в кассу. А иначе - суд...

Сюжет из фильма

Уже в этом, казалось бы, сугубо бытовом сюжете, как поиск денег мужем незадачливой сельской продавщицы, попавшейся на растрате, на первый план выступают нравственные проблемы, способность человека на добрые поступки.

ВЕДУЩИЙ (2) Среди определяющих жизненных впечатлений Распутина Одним из самых сильных было впечатление от простых сибирских женщин, особенно пожилых. В них привлекало много: спокойная сила характера и внутреннее достоинство, самоотверженность в трудном деревенском труде, способность понимать и прощать. Можно сказать, что именно через героиню “Последнего срока” старуху Анну писатель обрел для себя возможность нового поворота во взгляде на мир.

АВТОР « У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт» “Я не верю в человека, оторванного от своей земли, от своих могил - ему тогда все безразлично”.

ВЕДУЩИИ (1): Последующие повести - «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» - закрепили за писателем славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы. Сюжет каждой повести Валентина Распутина связан с темой испытания, морального выбора, смерти.

Сюжет фильма

ВЕДУIIЩИ (2): В повести «Живи и помни» действие происходит в 1945 году. Герою повести Андрею Гуськову так не хотелось погибнуть на фронте, что он дезертировал. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие, как перед самим Андреем, так и - в еще большей степени - перед его женой Настеной.

ВЕДУЩИЙ (1) Сбежавший с фронта и скрывающийся от односельчан, Гуськов смотрит извне, со стороны, на себя, свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Вынужденный скрываться от людей, он живет отшельником в лесу. Редкие встречи с женой, которая ждет от него ребенка, не приносят ему радости. В постоянном страхе и напряжении, он постепенно утрачивает человеческий облик и начинает подозревать Настену в предательстве. Их объяснение - одна из трагических сцен повести.

(Отрывок из фильма)

ВЕДУЩИЙ (2): Доведенная до отчаяния; преследуемая односельчанами, догадавшимися о ее свиданиях с мужем; Настена бросается в Ангару. «Она шагнула к корме и заглянула в воду. Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки, - в нем струилось и трепетало небо. Поперек Ангары проплыла широкая тень: двигалась ночь. В уши набирался песок - чистый, ласковый, подталкивающий. В нем: звенели десятки, сотни, тысячи колокольчиков... И сзывали те колокольчики кого-то на праздник. Казалось Настене, что морит ее сон. Опершись коленями о борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально, всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь вглубь. Плеснула Ангара, закачался шитик в слабом ночном свете, потянулись на стороны круги.

ВЕДУIЦИЙ (1): Возвращаясь к дням своего детства и юности, Распутин пишет автобиографические рассказы «Вниз и вверх по течению: Очерк одной поездки» и «Уроки французского», ставшие шедеврами русской новеллистики.

Детство писателя пришлось на годы войны, поэтому начальную школу он закончил в 1948 году. Матери советовали отдать мальчика учиться, потому что в деревне старики звали его «грамотеем», а старухи приходили к нему за помощью, И он охотно читал им вслух редкие весточки от родных.

Мучительно было расставаться Распутину с дорогим его сердцу селом, с матерью, которая одна, без мужа, с двумя маленькими детьми (Валентин был старшим) едва пересиливала отчаяние, голодное существование. Тяжело было ему уехать к чужим людям почти за 50 километров от родного дома. “Но мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, - писал Распутин, - хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым”.

И все те трудности, которые испытал писатель вдали от милой родины, он описал в книги “Уроки французского”.

Сюжет из фильма 1

АВТОР: Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было... Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из тщеславного желания, пользуясь своим положением писателя, непременно рассказать обо всем, что он пережил. Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста... Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни... Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Сюжет фильма 2

ВЕДУIЦИЙ (1): Так учительница французского языка спасла жизнь мальчику, из гордости не принимавшего никакую помощь в голодные послевоенные годы. Уроки доброты не прошли бесследно, они распахнули сердце писателя к чужому горю и страданию.

ВЕДУЩИИ (2): Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видел истоки бездуховности в социальной действительности. От повести к повести усиливается в его творчестве трагизм авторского мировосприятия. В 1985 году публикуется повесть «Пожар». Критики увидели в ней продолжение повести «Прощание с Матёрой». Не отрицал этого и сам автор.

АВТОР: «Пожар, условно говоря, - это то, что стало с новым поселком, когда отрублены все корни, когда ничего не осталось от этой земли, на которой жили, когда полностью переселились да новую землю, завели новые порядки, поставили новые жилища. Как это отразилось на нравах наших, на отношении к земле? Земля... ведь она в сущности единая, это тоже наша земля, на которую перебрались. Но вот, судя по отношению к ней, мы как-то все меньшё и меньше считаем ее своей, все меньше ценим. Вот это и хотелось мне показать: насколько все-таки влияет своя история, своя старина, как она сказывается на нашем настоящем и как она скажется на будущем».

Сюжет фильма

ВЕДУЩИИ (1): В 1990-е годы в круг писательского внимания Валентина Распутина все чаще попадают проблемы городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. Наряду с рассказами «В одном сибирском городе», «В больнице», «Россия молодая», «В ту же землю...» в творчестве писателя важное место занимает публицистика. Статьи Валентина Распутина Л. М. Леонове, А. П. Платонове, А В. Вампилове, об С. Пушкине, Ф. М. Достоевском, о Сергии Радонежском возвращают нас к великим именам, заставляют засиять их новым негасимым светом. В эти годы выходит и его повесть «Дочь Ивана, мать Ивана»

Сюжет из «Дочь Ивана, мать Ивана»

ВЕДУЩИИ (2): Валентин Распутин - современный писатель. Всё его произведения остросоциальные, наполненные болью и тревогой за судьбу России. В своем «Манифесте» - Валентин Распутин, говоря о трудностях переходного периода, вновь обращается к исторической роли литературы: «Наступила пора для русского писателя вновь стать эхом народным и не бывавшее выразить с небывалой силой, в которой будут и боль, и любовь, и прозрение, и обновленный в страданиях человек...»

АВТОР (читает): «Что такое быть современным? Я человек традиционных устоявшихся взглядов на жизнь и искусство, и для меня быть современным - значит понимать в своих днях меру сезонного и вечного, случайного и закономерного. Отличить одно от другого не так уж трудно, если хорошо знать прошлое своей страны и со вниманием всматриваться в настоящее. Сезонное, временное всегда заявляет о себе слишком настойчиво и громко, оно торопливо и эмоционально; вечное, зная себе цену, спокойно говорит известными словами... Быть современным - не ошибиться, не отдать -свое время и свою жизнь недолговечным, а то и просто вредным влияниям»

Сюжет из фильма

БИБЛИОТЕКАРЬ: Прочитав произведения Распутина, их уж никогда не забудешь, столько в них горьких и справедливых слов о человеческом счастье и горе, о преступлении против нравственных законов, которыми держится жизнь, которые мы не всегда помним, а порой и со всем не помним.

Я хочу закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще: Совесть,

Литературный вечер по творчеству Распутина В.Г. предназначен для учащихся 7 - 9 классов. Содержит биографические данные писателя, инсценировки отрывков из произведений "Прощание с Матёрой", "Уроки французского", сведения о самобытности языка писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству В.Г. Распутина

Цели : углубить знания учащихся о творчестве и личности В. Г. Распутина,

показать высокую гражданственность, самобытность его творчества

На примере творчества В. Г. Распутина воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию.

Развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.

Оформление : выставка книг В.Г. Распутина, иллюстрации учащихся к его произведениям

Столы можно составить буквой «П», в центре на столике цветы. Необходимо пространство для инсценировок.

Ход вечера.

Звучит музыка Листа «Шум леса». На экране слайды Выходят ведущие.

1 ведущий:

До сих пор ходят глупые сказки,

Что Сибирь – де без солнца, без ласки,

До сих пор ходят басни досужие,

Что Сибирь знаменита лишь стужею.

Мол метели там песни заводят,

Да медведи по улицам бродят.

До сих пор ещё часто при встрече

Спросит, ахая, житель столичный:

Из Сибири? Да что вы? Далече!...

Глухомань вам неужто привычна?

2 ведущий:

Да, Сибирь далеко от столицы,

Да, здесь вьюга неделями злится,

Да, садами наш край еще беден,

Да, в тайге есть, конечно, медведи,

Но медвежьим одним лишь невежды

Край сибирский считают, как прежде!

3 ведущий:

А какие тут дивные вёсны!

А какие тут звонкие сосны!

Тихо кедры мохнатые дремлют,

Разбежались цветы по увалам.

Поглядишь – не поверишь: на землю

Словно радуга с неба упала.

1 ведущий:

Но богат наш сибирский край, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них Валентин Распутин.

(Ведущие уходят)

На экране – портрет Распутина.

1 группа рассказывает о детстве писателя.

1 ученик: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В.Г. Распутин.

2 ученик: Обратимся к детству В.Г. Распутина, которое сделало его писателем. «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй, ей забот, сколько помню, всегда хватало».

3 ученик. Детство Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанкской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, полуголодной. Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин полюбил книги.

4 ученик. Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чём думал, чем занимался, повествует Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского»

Инсценировка эпизода из рассказа «Уроки французского»

(После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.

Это правда, что ты играешь на деньги? - сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:

Правда.

Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.

Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

Вы... выигрываю.

Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.

Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

И больше не играешь?

А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

Покупаю молоко.

Молоко?

Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Лидия Михайловна. - Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками.)

Звучит музыка. Выходят ведущие.

1 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Как тёплый лёгонький парок

У губ, когда мороз под сорок.

Как омуль, вымерший почти,

Нет-нет он вдруг блеснёт в пути

Забытым всплеском в разговорах.

2 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Меня ты, паря, уберёг

От всех прилизанных речей

Из гладких ровных кирпичей,

Где нет наличников резных

И голубятен озорных,

Как над тобой, моя изба.

Как над тобой, моя судьба.

3 ведущий.

Я был во всём огромном мире

Послом не чьим-нибудь – Сибири,

Хоть я совсем не дипломат.

И до конца – в ответ наветам –

Сибирским буду я поэтом,

А тот, кто мне не верит в этом,

Что ж – тот ничо не понимат.

1 ведущий.

Как же начинался писатель Распутин?

2 группа. Становление писателя.

1 ученик.

«По образованию я журналист, окончил Иркутский университет. Начинал с молодёжной газеты. На третьем году работы послали меня подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Я такой очерк написал. Но мне сказали. Что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году», - говорит Распутин в одном из интервью.

2 ученик.

Будучи журналистом, Распутин написал две книжки очерков о людях современной Сибири, её стройках – Братской, Саяно-Шушенской ГЭС, дороге Абакан – Тайшет.

3 ученик.

Читателям всегда интересно заглянуть в творческую лабораторию писателя. Вот что говорит о своей работе Распутин: « Начинаю писать тяжело – страница-полторы в день. Чаще всего не знаю, что будет в следующей главе. Постепенно материал проясняется, впереди брезжит финал повествования, я уже представляю, как к нему подобраться, и тогда пишу очень много, часто не хватает дня. Пишу карандашом, к сожалению, очень мелко, приходиться потом самому перепечатывать написанное»

4 ученик.

Много сейчас говорят о языке повестей Распутина. Читателей радует его свежесть, образность, неповторимость. Валентин Григорьевич как-то сказал: «Не сочтите за нескромность, но я считаю, что языку, каким пишут «деревенские» писатели – Астафьев, Белов, - выучиться нельзя. Этот язык принадлежит им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы – это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки»

5 ученик

Вот некоторые сибиризмы Распутина.

Шпарить – быстро, энергично говорить

Пошвыркать – похлебать

Вякать – болтать, говорить

Непогодье – плохая погода, ненастье

Тюкать – несильно ударять

Хлюзда – плут, обманщик

Притайка – то, что спрятано

Обутка – обувь

Драть – убегать

Инсценировка эпизода из повести «Прощание с Матёрой» (из 2 главы «Старухи втроём сидели за самоваром…»

На импровизированной сцене стоит стол, накрытый скатертью. На нем самовар, чашки с блюдцами.

Автор : Старухи втроем сидели за самоваром и то умолкали, наливая и прихлебывая из блюдца, то опять как бы нехотя и устало принимались тянуть слабый, редкий разговор. Сидели у Дарьи, самой старой из старух; лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли - концов не сыскать. О возрасте старухи говорили так:

Дарья :

Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет

родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

Настасья:

Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.

Дарья:

Но, на три! Я замуж-то выходила, ты кто была - оглянись-ка! Ты ишо

без рубашонки бегала. Как я выходила, ты должна, поди-ка, помнить.

Настасья:

Я помню.

Дарья:

Ну дак от. Куды тебе равняться! Ты супротив меня совсем молоденькая.

Третья старуха, Сима, не могла участвовать в столь давних

воспоминаниях, она была пришлой, занесенной в Матеру случайным ветром меньше десяти лет назад,- в Матеру из Подволочной, из ангарской же деревни, а туда - откуда-то из-под Тулы, и говорила, что два раза, до войны и в войну, видела Москву, к чему в деревне по извечной привычке не очень-то доверять тому, что нельзя проверить, относились со смешком. Как это Сима, какая-то непутевая старуха, могла видеть Москву, если никто из них не видел? Ну и что, если рядом жила? - в Москву, поди, всех подряд не пускают. Сима, не злясь, не настаивая, умолкала, а после опять говорила то же самое, за что схлопотала прозвище "Московишна".

Настасья:

Утром подымусь, вспомню со сна... ой, сердце упрется, не ходит,

Осподи!.. А Егор пла-а-чет, плачет. Я ему говорю: "Ты не плачь, Егор, не надо", - а он: "Как мне нe плакать, Настасья, как мне не плакать?!" Так и иду с каменным сердцем ходить, убираться. Хожу, хожу, вижу, Дарья ходит, Вера ходит, Домнида - и вроде отпустит маленько, привыкну. Думаю: а может, попужать нас только хочут, а ниче не сделают.

Дарья:

Че нас без пути пужать?

Настасья:

А чтоб непужаных не было.

Им предстояло самое скорое, раньше других, прощание с Матерой. Когда дело дошло до распределения, кому куда переезжать, дед Егор со зла или от растерянности подписался на город, на тот самый, где строилась ГЭС. Там для таких же, как они, одиноких и горемычных из зоны затопления, ставились специально два больших дома. Условия были обменные: они не получают ни копейки за свою избу, зато им дают городскую квартиру. Позже дед Егор, не без подталкивания и нытья Настасьи, одумался и хотел переиграть город на совхоз, где и квартиру тоже дают, и деньги выплачивают, но оказалось, что поздно, нельзя.

Дарья:

Зато никакой тебе работушки, Я у дочери в городе-то гостевала - дивля: тут тебе, с места не сходя, и Ангара, и лес, и уборна-баня, хошь год на улицу не показывайся. Крант, так же от как у самовара, повернешь - вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горячая. И в плиту дрова не подбрасывать, тоже с крантом - нажмешь, жар идет. Вари, парь. Прямо куды тебе с добром! - баловство для хозяйки. А уж хлебушко не испекчи, нет, хлебушко покупной. Я с непривычки да с невидали уж и поохала возле крантов этих - оне надо мной смеются, что мне чудно. А ишо чудней, что баня и уборна, как у нехристей, в одном закутке, козле кухоньки. Это уж тоже не дело. Сядешь, как приспичит, и дрожишь, мучишься, чтоб за столом не услыхали. И баня... какая там баня, смехота одна, ребятенка грудного споласкивать. А оне ишо че-то булькаются, мокрые вылазят. От и будешь ты, Настасья, как барыня, полеживать, все на дому, все есть, руки подымать нe надо. А ишо этот... телехон заимей. Он тебе: дрынь-дрынь, а ты ему: ле-ле, поговорела, и опеть на боковую.

Настасья:

Ой, не трави ты мое сердце! (прижимала к груди дряблые руки, закрывала глаза). Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!

Дарья:

Всех нас, девка, пересаживают, не однуе тебя. Всем тепери туды дорога. Только успевай, господь, прибирай

Настасья:

Не равняй меня, Дарья, не равняй. Вы все в одном будете месте, а я на

отдельности. Вы, которые с Матеры, друг к дружке соберетесь, и веселей, и

будто дома. А я? Ой, да че говореть?!

Не спрашивая у Настасьи, Дарья взяла ее стакан, плеснула в него из

заварника и подставила под самовар - большой, купеческий, старой работы, красно отливающий чистой медью, с затейливым решетчатым низом, в котором взблескивали угли, на красиво изогнутых осадистых ножках. Из крана ударила тугая и ровная, без разбрызгов, струя - кипятку, стало быть, еще вдосталь, - и потревоженный самовар тоненько засопел. Потом Дарья налила Симе и добавила себе - отдышавшись, приготовившись, утерев выступивший пот, пошли по новому кругу, закланялись, покряхтывая, дуя в блюдца, осторожно прихлебывая вытянутыми губами.

Настасья:

Четвертый, однако, стакан.

Дарья:

Пей, девка, покуль чай живой. Там самовар не поставишь. Будешь на

своей городской фукалке в кастрюльке греть.

Настасья:

Пошто в кастрюльке? Чайник налью.

Сима:

Без самовара все равно не чай. Только что не всухомятку. Никакого

скусу. Водопой, да и только.

Дарья:

Доведись до меня, взяла бы и никуды нe тронулась. Пушай топят, ежли

так надо.

Сима:

И потопят

Дарья:

Пушай. Однова смерть - че ишо бояться?!

Настасья:

Ой, да ить неохота утопленной быть.Грех, поди-ка. Пускай лучше в землю укладут. Всю рать до нас укладали, и нас

туды.

Угарно и сладко пахло от истлевающих в самоваре углей, косо и лениво

висела над столом солнечная пыль, едва шевелящаяся, густая; хлопал крыльями и горланил в ограде петух, выходил под окно, важно ступая на крепких, как скрученных, ногах, и заглядывал в него нахальными красными глазами. В другое окно виден был левый рукав Ангары, его искрящееся, жаркое на солнце течение и берег на той стороне, разубранный по луговине березой и черемухой, уже запылавшей от цвета.

Выходят ведущие.

1ведущий.

Мечтою чуть не каждый ныне

Стать дворянином обуян –

В архивной утопает тине,

А я горжусь, что из крестьян!

И я горжусь, что наши деды

Растили хлеб, а в дни войны

С мечом шагали до Победы,

Не посрамив родной страны.

2 ведущий.

Ну кто вот так ещё до боли

Любил свой васильковый край?

Они сначала вспашут поле,

Потом уж соберутся в рай.

Хотелось бы поймать жар-птицу,

Чтоб стала жизнь светлей кругом,

И разве кто на заграницу

Из них сменял бы отчий дом?!

3 ведущий.

Не зря в душе растёт тревога:

Заполонил поля бурьян.

Дворян в России стало много,

Зато поди найди крестьян.

3 группа. Вечные и современные проблемы в творчестве писателя.

1 ученик.

От любви к малой родине берут истоки все книги Распутина. Неслучайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. У Распутина Матёра – и остров, и одноимённая деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадал в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый посёлок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи обливалась кровью. Ведь в Матёре не только она выросла. Это родина её предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа.

2 ученик.

Подобная участь постигла и село Аталанка, с которой связаны детские годы Распутина. Его перенесли на другое место. В новую Аталанку переехала мать писателя. Но можно ли на новое место перенести прежний жизненный уклад? Оказалось, что нет. Ведь совершился не просто переезд. Людям пришлось менять ремёсла. Рукотворные моря лишили их привычного уклада. Негде стало сеять хлеб. Многие новые пашни не годились: кругом была в основном глина. В землю тоннами вбухивали удобрения, но они мало помогали. Вот почему стали меняться нравы.

3 ученик.

После публикации повести Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться – нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому – спасению Земли, жизни, полезных традиций – посвящено практически всё творчество и вся общественная деятельность писателя.

4 ученик.

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие. Она подкреплена конкретными делами: борьбой за Байкал, стремлением сохранить исторические облики российских городов, возвращением древним центрам страны прежних названий.

Звучит музыка. Загорается яркий свет. Вечер заканчивается.