Астрид Линдгрен – это поистине сказочница номер один в нашем мире. И даже те, кто никогда не слышал этого имени, прекрасно знают ее героев – Карлсона и Малыша (а также «домомучительницу» фрекен Бок), Пеппи Длинныйчулок, Эмиля из Леннеберги, принца Мио, разбойницу Ронью…

Мои студенческие годы совпали с периодом, когда стали активно издавать произведения этой шведской писательницы. Было куда потратить стипендию. Могу похвастаться, что в моей домашней библиотечке собраны все сказки Астрид Линдгрен, кроме «Братьев Львиное сердце». Остальное все есть. Целый сказочный мир.

Еще тогда, полжизни назад, большим открытием для меня стали маленькие сказки Линдгрен. Такие изящные, отточенные, до краев наполненные чудесами, светом и грустью, пониманием того, как непроста наша жизнь, и яркой, чарующей надеждой на то, что обязательно, непременно все будет хорошо…

Только один недостаток был у моей книжки: в ней отсутствовали картинки. Вот почему сейчас, когда подрастает сын, у нас дома появилась новая книга сказок Астрид Линдгрен. Большая, иллюстрированная, красочная, насквозь пронизанная волшебством.

Мальчикам и девочкам

Что мне всегда нравилось в творчестве Линдгрен, так это его универсальность. Если некоторые писатели создавали сказки и повести преимущественно для девочек (вспомнить хотя бы Лидию Чарскую) или приключенческие истории для мальчиков (серия Шклярского о Томеке), то у Линдгрен всегда выдерживался баланс между персонажами – мальчиками и девочками, приключениями и романтикой, колдовством – и баловством. Не заскучаешь!

Каждому юному читателю наверняка понравятся истории об отважном Петере, что защищал куклу Мимми от свирепого разбойника Фиолито и его банды, или приключения Йорана, который лихо управляется с автобусом, трамваем и большим строительным ковшом.

А девочкам наверняка придутся по душе и принцесса Лиса-Лотта с ее набитой игрушками детской, и маленькая эльфа, шьющая платье из носового платочка, и разноцветное жемчужное ожерелье куклы Мимми, и хлопоты выдумщика Бертиля, который обустраивает комнатку крошечного домового, превращая спички в дрова, зубную щетку в швабру, а маленькую чашечку для желе – в самую настоящую ванну для купаний.

Каждая сказка – как будто готовый сценарий для будущей игры. Хочешь – кукольный домик мастери или бусы для куклы нанизывай, а хочешь – с деревянным мечом прокрадывайся в сумерках по дому: не прячется ли там, в темноте, грозный разбойник с большими усами? Не хочет ли украсть сокровища?

Между светом и тьмой

Нужно отметить, что для своих историй Астрид Линдгрен всегда брала за основу наш, реальный мир. Она редко создавала какую-то особенную сказочную страну с волшебными героями. Нет, действие почти всех ее сказок происходит в Швеции, в Стокгольме или других городах, и герои ее совершенно реальны: обычные люди, взрослые и дети, со своими проблемами, сложностями, страхами, болезнями.

И вот в этот-то обыденный, такой знакомый и не такой уж радужный мир и вкрадывается волшебство. Чьи-то тихие шаги слышатся под кроватью, какой-то странный человечек в большой шляпе стучится в окно четвертого этажа, проезжающий мимо старичок оказывается волшебником, из подаренного семечка вырастает на грядке кукла…

Волшебство всегда начинается неожиданно, исподволь, тихонько.

И если его не спугнуть – дарит много радости и приключений.

Читаешь такие сказки – и невольно прислушиваешься: кто там шуршит под твоей собственной кроватью? Кошка? Мышка? А может быть, маленький домовой?

Кстати говоря, эти волшебные создания у Линдгрен ничуть не отличаются от людей, и жизнь у них порой тоже не сахар. У каждого свои горести и заботы, порой так похожие на наши, человеческие. Крошка Нильс Карлссон снимает комнатку у крысы, за корку сыра в месяц. Дорого, но что поделать!

Сам знаешь, как трудно найти маленькую квартирку.

Нильс голодает и мерзнет, потому что печка есть, а вот топить нечем. Да и поесть не каждый день доводится…

Горько плачет цветочная Эльфа, потому что у нее нет платья для бала.

Крошечные Петер и Петра, из маленького народца, перестают ходить в школу, потому что переезжают в другой район: «мама сказала, что там жилье получше». А они так любили кататься на коньках! Но каток теперь слишком далеко, чтобы они добрались туда…

Да, в сказочной стране все, как у людей. Может, потому заботы и нужды этих вымышленных персонажей мы воспринимаем так близко к сердцу: ведь нам очень легко их понять!

Совсем как взрослые

Да и дети, главные герои сказок Линдгрен, взрослеют довольно рано, сталкиваясь с болезнями, голодом, нуждой, одиночеством.

Йоран из сказки «В стране между Светом и Тьмой» уже год лежит в постели с больной ногой, и родители опасаются, что он уже никогда не сможет ходить.

У Бертиля из сказки «Крошка Нильс Карлсон» умерла сестричка, а сам он целыми днями просиживает дома, пока мама и папа работают на фабрике.

Родители Бритты-Кайсы из сказки «Мирабель» не могут купить дочери куклу, о которой она мечтает.

Это совершенно невозможно, ведь все деньги, которые папа выручал за овощи, уходили на одежду, еду и другие необходимые вещи.

И маленькая Майя из сказки «Принцесса, которая не любила играть в куклы», отдавая принцессе свою драгоценную и горячо любимую куклу Крошку в обмен на другую, рассуждает по-взрослому умудренно:

Да, вздохнула она, – надо же подумать и о Крошкином счастье. Так чудесно, как здесь, у меня дома ей никогда не будет.

Обыденность и чудо, реальность и волшебство, заботы и радости, – все в сказках Линдгрен переплетено так тесно, что поневоле веришь в них, в этих маленьких ниссе, эльфов, волшебников и разбойников, говорящих кукол и странных человечков, что в сумерках забирают детей в Страну, которой нет.

Воображаемые друзья

Не думаю, что Астрид Линдгрен специально ставила себе такую задачу, но так уж получилось, что почти все ее сказки – об одиноких или больных, не очень счастливых детях – и об их воображаемых друзьях. Просто образцовая иллюстрация к статье в учебнике по психологии. И если детский взгляд на сказки очевиден: «Домовые и эльфы существуют!!!», то взрослый (особенно психолог) мог бы прочитать все эти сказки и по-другому, трезво и скептически.

Бертиль сидит целыми днями дома один – вот и придумал себе друга-домовенка, и таскает кукольную мебель из шкафа умершей сестры и играет в куколки, разговаривая с ними, как с живыми…

Йоран прикован к постели – вот и придумывает себе воображаемую Страну, Которой Нет, где больные ноги и неспособность ходить не имеют никакого значения, и где Йоран исполняет все свои заветные мальчишеские мечты: летает по воздуху, отлично танцует, объедается карамельками, водит трамвай.

Гуннар и Гунилла болеют уже четыре недели и от скуки придумывают, будто деревянная кукушка в часах – не простая, а волшебная: она летает по делам, несет золотые яйца и покупает детям подарки к Рождеству.

Лена теряет подаренный ей красивый платочке и придумывает, что его забрала эльфа для бального платья…

Барбру чувствует себя такой заброшенной и ненужной с тех пор, как у нее появился младший брат, что придумывает себе воображаемую сестру, живущую в волшебной подземной стране под розовым кустом:

Папа больше всех любит маму, а мама больше всех любит моего маленького брата, который родился прошлой весной. А Ильва-ли любит только меня!

Астрид Линдгрен хорошо понимала детей, их чувства, желания, мечты и страхи. Поэтому в ее историях редко встретишь беззаботного и счастливого ребенка, ее персонажи чаще – задумчивые, немного грустные, понимающие всю сложность жизни… И даже принцесса Лиса-Лотта, у которой есть все, что угодно, и даже больше, – она тоже грустит, печалится, не хочет играть…

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат II вида № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект внеклассного мероприятия

«Читая А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Воспитатель:

Петрова Т.В.

Санкт-Петербург

Аудитория: начальная школа

Тема: Читая А. Лингрен «Малыш и Карлсон»

Оборудование:

  1. презентация PowerPoint :
  2. Портрет писательницы.
  3. Иллюстрации к рассказу.
  4. Книга для чтения: учебник для 4 класса коррекц. образоват. учреждений II вида /

Назарова Л.П., Миронова А.Е. – М: «Просвещение».

Цель:

1. Учебные:

Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения.

– Учить определять основную мысль прочитанного, выделять действующих лиц.

– Ответы на вопросы по содержанию текста, оценка прочитанного,

Раскрытие содержаний иллюстраций к тексту, нахождение в тексте соответствующих предложений.

– Учить чтению текста по ролям.

2. Воспитательные :

– Учить определять эмоциональный тон и настроение произведения.

Оценивать персонажей, осмысливать прочитанное.

Прививать интерес к чтению.

3. Коррекционные:

Развивать речевые навыки и слуховое восприятие учащихся с нарушением слуха.

Обогащать словарный запас учащихся

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организация начала занятия.

Речевая зарядка.

Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Будем выполнять речевую зарядку.

Молодцы, говорили хорошо. Сядьте.

Ша, шо, шу, ши, Аша, ашо, ашу, аши,

ша – ша - Саша, ши – ши – Мы ши

Ши – ши – ши – малы ши , хоро ши

Наши - наши малыши - Наши малыши хороши.

2. Основная часть.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем вспоминать рассказ шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Как называется рассказ, который мы читали?

О ком говорится в рассказе?

Рассказ называется «Карлсон приходит на день рождения».

- … … о Малыше, о Карлсоне.

3. Беседа, направленная на восприятие прочитанного.

О каком времени года говорится

в рассказе?

– Куда собирались отправить Малыша?

– Какое важное событие все ждали?

С кем разговаривал Малыш?

Скажи по - другому:

В рассказе говориться о лете.

Малыша собирались отправить в деревню, к бабушке.

– Малышу исполнялось 8 лет.

У малыша был разговор с Карлсоном.

Малыш разговаривал с Карлсоном.

4. Чтение

рассказа по ролям.

Вспомним, о чем они говорили?

Динамическая пауза.

Стихотворение

«Скажите, как его зовут?»

Весёлый шалун на крыше живёт,

Он любит варенье и плюшки жуёт.

В клетку штаны и мотор на спине,

Не скучно с ним будет ни мне, ни тебе.

Захочешь веселья - и он тут как тут!

Он лучше собаки, прекраснейший друг!

Скажите, как его зовут? - КАРЛСОН!

5. Беседа с выборочным чтением, выяснение содержания рассказа.

(Ученики находят ответ в тексте, прикрепляют ответ к картинке на доске).

– Будем отвечать на вопросы.

Какие подарки получил Малыш?

О каком подарке мечтал Малыш?

Как сказать по другому?

Почему малыш хотел собаку?

Малыш получил в подарок собаку?

Какой теперь малыш?

– Малыш получил … (пирог с восьмью горящими свечками и другие подарки).

- (Собаку)… мне не подарят никогда в жизни.

Малыш мечтал о … (собаке).

Малышу было грустно, потому что у него не было друзей.

Малыш радостный, веселый, грустный, счастливый.

6. Итоговое обсуждение.

Что мы делали на занятии?

Как называется книга?

Как называется рассказ? –

Молодцы! Все занимались хорошо.

Мы читали рассказ

- Мы говорили о книге писательницы А. Лидгрен.

– Книга называется «Малыш и Карлсон».


Тема: А. Линдгрен. « Карлсон, который живет на крыше »

Цель: рассказать о дружбе обыкновенного мальчика по прозвищу Малыш и необыкновенного Карлсона, научить любви и терпимости к тем, кого любить трудно; вызвать интерес к содержанию произведения, желание прочитать произведение полностью; развивать читательские навыки, прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты (задачи урока):

Предметные: чтение и анализ отрывков из повести А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».

Личностные: воспитывать чувство любви и добра, терпимости, умение с юмором относиться даже к тем, кого считают невоспитанным, умение дружить и быть верным другу.

Системно-деятельностные: умение рассуждать о дружбе, привести примеры из прочитанных книг; умение выбрать из текста главное и пересказать, сохраняя языковые особенности, уделяя внимание деталям описанных действий; умение работать в коллективе (группе).

Ход урока

1. Организационно мотивационный момент. Слово учителя.

Писательница Астрид Линдгрен написала для вас, ребята, чудесную книгу «Малыш и Карлсон». Одиноким и несчастным чувствовал себя Малыш, пока к нему не стал прилетать забавный и добродушный, неистощимый на выдумки толстяк Карлсон, который живет на крыше.

Все окружающие считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Однако сам Малыш ни минуты не сомневается в существовании своего замечательного друга. Причем он уверен, что, несмотря на наличие у Карлсона пропеллера, позволяющего ему летать, Карлсон - его товарищ по играм. И действительно, Карлсон - самый обыкновенный толстый человечек, сластена, проказник, отчасти эгоист. Он постоянно ищет забав. Но если дело дойдет вдруг до беды, Карлсон всегда выручит, не под ведет. К тому же он умен, находчив, по-своему добр, старается защищать слабых.

Прочитаем о дружбе Малыша и Калсона.

2. Чтение текста.

3. Анализ содержания. Где жил Малыш, в каком городе? (Стокгольме.) Описал ли автор внешность Малыша? (Нет.) Какая была мечта у малыша? (Иметь собаку.)

Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, мечтательный, любящий животных.) Где стоял Малыш? (У окна.) О чем он думал? (О собаке.) Что насторожило Малыша? (Жужжание.) Почему Карлсон летал кругами вокруг Малыша? Что можно предположить? Он боялся Малыша или присматривался к нему? Почему Малыш стоял, не шелохнувшись? Какие чувства он при этом испытывал? Что значит «дух захватило»? (Это когда тяжело дышать от избытка чувств, сильных переживаний.)

Какой была первая встреча Малыша с Карлсоном? Каким Малыш увидел Карлсона? Понравился ли он ему?

(У Карлсона рыжие волосы, голубые глаза, пухлые ручки, и сам он не худой. Самое главное, у него была кнопка на животе и пропеллер на спине. Карлсон умел летать. У него был домик на крыше. И это было самым фантастичным!)

4. Анализ характера и поведения нового друга Малыша.

Каким оказался по характеру Карлсон? Что в нем нравилось и что не нравилось Малышу?

(Противный, капризный, невоспитанный, вечно требующий вкусной еды... Каждое мгновение он готов проказничать, и не всегда невинно. Конечно, это не нравилось Малышу. Но с Карлсоном было всегда так интересно!

Ведь Карлсон для Малыша - не отпетый хулиган и заводила в рискованных играх, а скорее одинокий ребенок, который нуждается в ласке, участии и семейном тепле. Карлсон - веселый, добрый, хороший товарищ. Но, как и у любого человека, у него были и минусы. Малыш, несмотря на свой маленький возраст, жалеет Карлсона и прощает ему многое.)

Найдите в тексте доказательство того, что Карлсон очень рассудительный человечек, он непрестанно дума ет и рассуждает. Какие словечки Карлсона вам понравились? Почему? Что в проделках Карлсона вызывает смех?

Докажите, что с одной стороны, Малыша увлекают проказы Карлсона, а с другой - он начинает протестовать, когда шалости переходят дозволенные границы.

Дайте характеристику Малышу. Каким представляется вам герой? (Образ Малыша показан писательницей в развитии. Герой непрестанно думает и рассуждает. Он очень добр, щедр, уступчив. В нем все время происходит внутренняя борьба. Малыш обожает животных и очень хочет иметь собаку. Он уважает старших, помогает слабым.)

Как, вы думаете, Карлсон повлиял на воспитание Малыша? (Карлсон повлиял на Малыша положительно. Он помог ему раскрыться и научил его нескольким своим фразам: «Пустяки, дело житейское», «Спокойствие, только спокойствие».) Сделайте вывод: почему книга о Карлсоне так нравится вам? (Все произведение пронизано добротой, тонкой иронией и юмором. В нем много шуток, ярких, запоминающихся выражений.)

О чем это произведение? (О дружбе, мальчику нужен друг и он его нашел.)

5. Работа с иллюстрацией . Давайте рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на иллюстрации? Таким ли вы представляли себе Карлсона? Прав ли художник, изобразив такого героя? Как бы вы нарисовали этого смешного человечка?

6. Подведение итогов урока. Что вы узнали нового? Понравились ли вам герои? Чем именно? Чему научила вас эта книга?

Главный герой сказки «Крошка Нильс Карлсон» — мальчик Бертиль. Он еще слишком мал, чтобы ходить в школу. Поэтому Бертиль целый день сидит один дома, пока мама и папа работают. Раньше с ним сидела старшая сестра, но она умерла от болезни. И Бертиль вынужден скучать в одиночестве, потому что игрушки ему надоели, а читать он еще не научился.

Но однажды он услышал шорох под своей кроватью и обнаружил там крохотного мальчика размером с мизинец. Малыш сказал, что его зовут Крошка Нильс Карлсон, и он снимает комнату в крысиной норке под кроватью Бертиля. Нильс позвал Бертиля к себе в гости. Бертиль не мог понять, как он влезет в узкую нору, но Крошка Нильс научил его волшебным словам, которые превращали обычного мальчика в такого же крошечного, как Нильс.

Бертиль смело произнес волшебные слова и стал таким же крохотным, как его новый друг. Они забрались в крысиную нору и спустились по лестнице в комнату Крошки Нильса. Комната была пустой, в ней была только печь. Даже дров в ней не было.

И тут Бертилю пришла в голову идея! Он поднялся наверх, произнес волшебные слова и, когда снова стал прежним мальчиком, прошел на кухню и набрал там горелых спичек. Спички он принес к крысиной норе и снова превратился в крошечного мальчика. Теперь уже спички казались огромными поленьями. Он позвал Крошку Нильса, и они вдвоем перетаскали дрова вниз к печке и сразу затопили ее. Стало гораздо теплее.

Потом, расспрашивая Крошку Нильса, Бертиль понял, что тот голоден. Он опять поднялся наверх, взял совсем немного еды и отнес ее к норе. После очередного превращения в кроху количество еды стало казаться просто невероятным. Друзья наелись до отвала.

После обеда Бертиль задумался о том, что у Крошки Нильса в комнате совсем нет мебели и тот вынужден спать на полу. И Бертиль снова поднялся в свою квартиру, где в игрушках сестры нашел кровать, постель к ней и даже кукольную ночную рубашку. Все это оказалось очень кстати в комнате Крошки Нильса, который сытый и довольный тут же улегся спать.

Следующий день прошел не менее интересно. Бертиль помог Нильсу прибраться в его жилище и принес еще кукольной мебели – стол, шкаф, кресла и скамеечки. В комнате стало совсем уютно. А когда пришло время Бертилю возвращаться к себе домой, он предложил Крошке Нильсу пойти вместе с ним. Ведь Крошка Нильс был очень маленьким, и ему было легко спрятаться от папы и мамы Бертиля.

Теперь Бертилю было совсем не скучно сидеть дома без родителей. Он уже не скучал в одиночестве, потому что у него появился хороший друг.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Крошка Нильс Карлсон» состоит в том, что порой для того, чтобы сделать другого человека счастливым, требуется затратить совсем немного усилий. Но как это здорово – видеть счастливые глаза того, кому ты помог в трудную минуту! Сказка «Крошка Нильс Карлсон» учит помогать другим людям и быть заботливым.

В сказке мне понравился главный герой, Бертиль. Он оказался дружелюбным и заботливым мальчиком, и всячески помогал своему новому другу, Крошке Нильсу. А еще Бертиль не побоялся превратиться в крошечного человечка, чтобы посетить жилище Крошки Нильса. Он отважный мальчик.

Какие пословицы подходят к сказке «Крошка Нильс Карлсон»?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.