Лев Николаевич Толстой - автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

Сказки для маленьких

Эти произведения могут читать малышам их родители. Ребенку 3-5 лет будет интересно познакомиться с героями сказочных сюжетов. Когда малыши научатся складывать из букв слова, то смогут читать и изучать произведения Толстого для детей уже самостоятельно.

Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.

Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок.

Рассказы-были

Ребятам старшего возраста полезно прочесть произведения Толстого для детей, написанные в формате небольших рассказов, например, о мальчике, который очень хотел учиться, но мама не отпускала его.

Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое - это так интересно!

Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.

Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове.

Толстой, произведения для детей, созданные в поучительной форме

После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство.

В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость.

Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили.

Басни

Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей - это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе.

Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.

Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это:

  • "Черепаха и орел";
  • "Голова и хвост змеи";
  • "Лев и мышь";
  • "Осёл и лошадь";
  • "Лев, медведь и лисица";
  • "Лягушка и лев";
  • "Вол и старуха".

«Детство»

Ученикам младшего и среднего школьного возраста можно посоветовать прочитать первую часть трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Им будет полезно узнать, как жили их сверстники - дети состоятельных родителей, в 19 веке.

Повесть начинается со знакомства с Николенькой Артеньевым, которому исполнилось 10 лет. Мальчику с детства прививали хорошие манеры. Вот и сейчас, проснувшись, он умылся, оделся, и учитель Карл Иванович повел его и младшего брата поздороваться с маменькой. Она разливала чай в гостиной, затем семья завтракала.

Так описал утреннюю сцену Лев Толстой. Произведения для детей учат юных читателей добру, любви, как и эта повесть. Автор описывает, какие чувства Николенька испытывал к родителям - чистую и искреннюю любовь. Эта повесть будет полезна юным читателям. В старших классах они будут изучать продолжение книги - «Отрочество» и «Юность».

Произведения Толстого: список

Небольшие рассказы читаются очень быстро. Вот название некоторых из них, которые Лев Николаевич написал для детей:

  • "Эскимосы";
  • "Два товарища";
  • "Булька и волк";
  • "Как ходят деревья";
  • "Девчонки умнее стариков";
  • "Яблони";
  • "Магнит";
  • "Лозина";
  • "Два купца";
  • "Косточка".
  • "Свечка";
  • "Дурной воздух";
  • "Вредный воздух";
  • "Зайцы";
  • "Олень".

Рассказы о животных

У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети - брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием - кормить, поить.

Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда - на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.

В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался - почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика - его сына.

Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.


4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Галка и кувшин

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Крысы и яйцо

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватить; катить? — разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.

Жучка

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость.
Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Волк и коза

Волк видит — коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».

Обезьяна и горох

(Басня)
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Мышка, кот и петух

Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

Лев и мышь

(Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

Варя и чиж

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь».
— «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Старый дед и внучек

(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Годы жизни: с 09.09.1828 по 20.11.1910

Великий русский писатель. Граф. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения - толстовства.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне. Лев был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставив дела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуном детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня Остен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше - сестре отца П. И. Юшковой.

Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернера-француза Сен-Тома. С 15-ти лет Толстой стал студентом Казанского университета, одного из лидирующих университетов того времени.

Бросив университет, Толстой с весны 1847 года жил в Ясной Поляне. В 1851 году, осознав бесцельность своего существования и, глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы. Там он стал работать над своим первым романом «Детство. Отрочество. Юность». Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех.

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы".

Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну. В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично съездил за границу, чтобы познакомиться со школами Европы.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс. В течение первых 10-12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». Будучи широко известным, признанным и любимым писателем за эти произведения, сам Лев Толстой не придавал им основополагающего значения. Важнее для него была его философская система.

Лев Толстой явился родоначальником движения толстовства, одним из основополагающих тезисов которого является Евангельское «непротивление злу силою». Вокруг этой темы в русской эмигрантской среде в 1925 году разгорелись до сих пор не утихающие споры, в которых принимали участие многие русские философы того времени.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область). Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Информация о произведениях:

В бывшей усадьбе «Ясная Поляна» сейчас находится музей, посвящённый жизни и творчеству Л. Н. Толстого. Кроме этого музея основную экспозицию о его жизни и творчестве можно наблюдать в Государственном музее Л. Н. Толстого, в бывшем доме Лопухиных-Станицкой (Москва, Пречистенка 11). Его филиалы также: на станции Лев Толстой (бывшая станция Астапово), мемориальный музей-усадьба Л. Н. Толстого «Хамовники» (улица Льва Толстого, 21), выставочный зал на Пятницкой.

Многие писатели и критики были удивлены тем, что первую Нобелевскую премию по литературе получил не Лев Толстой, ведь тогда он был уже знаменит не только в России, но и за рубежом. В свет вышло множество публикаций по всей Европе. Но что Толстой ответил следующим обращением: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».
Но на этом история Нобелевской премии в жизни писателя не закончилась. В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех». Эта, ныне почти забытая остро публицистическая книга рассказывала о тяжкой доле русского крестьянства. В Академии наук России возникла идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. Узнав об этом Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. В нем Толстой просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи.

Лев Николаевич был, помимо прочего, музыкально одарен. Любил музыку, тонко ее чувствовал, сам музицировал. Так, в молодости он подобрал на фортепиано вальс, который позднее записал на слух Александр Гольденвейзер в один из вечеров в Ясной Поляне. Сейчас этот вальс фа-мажор часто исполняют на мероприятиях, связанных с Толстым, как в фортепианной версии, так и оркестровке для малого струнного состава.

Библиография

Рассказы:
Список рассказов -

Учебная литература и дидактические пособия:
Азбука (1872)
Новая Азбука (1875)
Арифметика (1875)
Первая русская книга для чтения (1875)
Вторая русская книга для чтения (1875)
Третья русская книга для чтения (1875)
Четвёртая русская книга для чтения (1875)

Пьесы:
Зараженное семейство (1864)
Нигилист (1866)
Власть тьмы (1886)
Драматическая обработка легенды об Аггее (1886)
Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил (1886)
(1890)
Петр Хлебник (1894)
Живой труп (1900)
И свет во тьме светит (1900)
От ней все качества (1910)

Религиозно-философские произведения:
, 1880-1881 гг.
, 1882 г.
Царство Божие внутри вас - трактат, 1890-1893 гг.

Экранизации произведений, театральные постановки

«Воскресение» (англ. Resurrection, 1909, Великобритания). 12-минутный немой кинофильм по одноимённому роману (экранизирован ещё при жизни писателя).
«Власть тьмы» (1909, Россия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1910, Германия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1911, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Морис Метр
«Живой труп» (1911, Россия). Немой кинофильм.
«Война и мир» (1913, Россия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1914, Россия). Немой кинофильм. Реж. - В. Гардин
«Анна Каренина» (1915, США). Немой кинофильм.
«Власть тьмы» (1915, Россия). Немой кинофильм.
«Война и мир» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Я. Протазанов, В. Гардин
«Наташа Ростова» (1915, Россия). Немой кинофильм. Продюсер - А.Ханжонков. В ролях - В. Полонский, И.Мозжухин
«Живой труп» (1916). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1918, Венгрия). Немой кинофильм.
«Власть тьмы» (1918, Россия). Немой кинофильм.
«Живой труп» (1918). Немой кинофильм.
«Отец Сергий» (1918, РСФСР). Немой кинофильм фильм Якова Протазанова, в главной роли Иван Мозжухин
«Анна Каренина» (1919, Германия). Немой кинофильм.
«Поликушка» (1919, СССР). Немой кинофильм.
«Love» (1927, США. По роману «Анна Каренина»). Немой кинофильм. В роли Анны - Грета Гарбо
«Живой труп» (1929, СССР). В ролях - В. Пудовкин
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1935, США). Звуковой фильм. В роли Анны - Грета Гарбо
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1948, Великобритания). В роли Анны - Вивьен Ли
«Война и мир» (War & Peace, 1956, США, Италия). В роли Наташи Ростовой - Одри Хепбёрн
«Agi Murad il diavolo bianco» (1959, Италия, Югославия). В роли Хаджи Мурата - Стив Ривз
«Тоже люди» (1959, СССР, по фрагменту «Войны и мира»). Реж. Г. Данелия, в ролях - В. Санаев, Л. Дуров
«Воскресение» (1960, СССР). Реж. - М. Швейцер
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1961, США). В роли Вронского - Шон Коннери
«Казаки» (1961, СССР). Реж. - В. Пронин
«Анна Каренина» (1967, СССР). В роли Анны - Татьяна Самойлова
«Война и мир» (1968, СССР). Реж. - С. Бондарчук
«Живой труп» (1968, СССР). В гл. роли - А. Баталов
«Война и мир» (War & Peace, 1972, Великобритания). Сериал. В роли Пьера - Энтони Хопкинс
«Отец Сергий» (1978, СССР). Художественный фильм Игоря Таланкина, в главной роли Сергей Бондарчук
«Кавказская повесть» (1978, СССР, по повести «Казаки»). В гл. роли - В. Конкин
«Деньги» (1983, Франция-Швейцария, по рассказу «Фальшивый купон»). Реж. - Робер Брессон
«Два гусара» (1984, СССР). Реж. - Вячеслав Криштофович
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1985, США). В роли Анны - Жаклин Биссет
«Простая смерть» (1985, СССР, по повести «Смерть Ивана Ильича»). Реж. - А. Кайдановский
«Крейцерова соната» (1987, СССР). В ролях - Олег Янковский
«За что?» (Za co?, 1996, Польша / Россия). Реж. - Ежи Кавалерович
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1997, США). В роли Анны - Софи Марсо, Вронский - Шон Бин
«Анна Каренина» (2007, Россия). В роли Анны - Татьяна Друбич
Подробнее также см.: Список экранизаций «Анны Карениной» 1910-2007 гг.
«Война и мир» (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. В роли Андрея Болконского - Алессио Бони.

Как Пушкин в поэзии, так Толстой в прозе - наше все! И это несмотря на то, что у Льва Николаевича всего пять полноценных романов, только несколько десятков повестей и одна трилогия - «Детство. Отрочество. Юность». Рассказы, сказки, басни, стихи, переводы, драматические произведения - их знают немногие, чего эти произведения совершенно не заслуживают. Возможно, вспоминая о них почаще, многие бы открыли для себя нового Толстого.

Самобытность прозы писателя, его литературный стиль

Что отличает творчество Льва Толстого - отражение в нем самобытности самого автора: сосуществование в едином целом «стихийного художника» и «рассудочного мыслителя». Это как раз то, что пытаются разложить на атомы исследователи творчества писателя на протяжении многих лет. Произведения Л. Н. Толстого - кладезь для их изысков. Художественное и философское начало, полное погружение в эти два полярных стиля вызывают у читателя восторг при чтении, у литераторов, критиков, общественных деятелей - непостижимую жажду исследования, рассуждений и споров.

Некоторые из них предполагают существование автора в двух ипостасях, кардинально противоположных и борющихся между собой. Уже в первом его произведении - «Детство и отрочество» - философия образов в лучшем ее проявлении открывает читателям удивительную по красоте прозу такого гениального писателя, как Лев Толстой. Рассказы автора и все его остальные произведения созданы в неповторимом стиле, который дал ему славу величайшего русского писателя.

Топ-5 произведений Льва Толстого

Наша с вами современность отходит от определения «Лучшее что-то» (в нашем случае «Лучшие книги писателя»), заменив его на Топ-10, Топ-100. Попробуем создать Топ-10 самых читаемых произведений Льва Николаевича.

На первое место заслуженно претендуют два романа - «Анна Каренина» и «Война и мир». У каждого из нас свои доводы в пользу одного из них, кого мы бы возвели на верхнюю строчку. Приводить их - дело лишнее, да и спор может затянуться. В нашем Топ-параде отдаем первое место им двоим, и переходим ко-второму.

Роман «Воскресенье», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», повести «Крейцерова соната», «Записки сумасшедшего», «Утро помещика» - все они читаемы, любимы и до сих пор востребованы кинематографистами и театральными режиссерами всего мира. Если повести разумнее будет определить на третье, а роман и трилогию оставить на втором, то призовая тройка уже насчитывает семь лучших произведений Толстого. На оставшиеся три места в наш Топ-10 достойно вписываем цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи Мурат» и драматическое произведение «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть».

Конечно, наша десятка, в которой мы упомянули лучшие произведения Л. Н. Толстого - всего лишь размышления на тему, но вполне вероятно и совпадение ее с мнением многих читателей.

«Война и мир» - о ком и о чем

Редкий читатель не задавался вопросом, а о чем же, собственно, роман? О и героизме русского воинства, о стоической смелости и храбрости наших солдат, о чести и достоинстве дворянства или все же о человеческих отношениях, которые проверяются на фоне непростых для государства событий?

Гениальное произведение, где как автор неподражаем Лев Толстой - "Война и мир"! Автор словно предлагает каждому читателю самому найти ответ на вопрос: кому интересна война - изложение основных сражений содержит практически полностью достоверную историческую точность, кто хочет окунуться в прекрасное описание пережитых героями чувств - обязательно найдет в романе то, что ищет.

В уникальном по своему масштабу, стилю, языку изложения произведении, каким является роман «Война и мир», каждая строка пропитана главным - счастьем обычной жизни, что в горе, что в радости. В нем и то, и другое идут параллельно, шаг в шаг, рука об руку сквозь все испытания и преграды. Добро, естественно, побеждает, а зло умирает поверженным.

Симпатизировал ли Анне Карениной ее творец


Как и в «Войне и мире», в «Анне Карениной» существуют две полярные любви: возвышенная, чистая, безгрешная, и ее антипод - низменно-порочная, почти грязная. Толстой провоцирует читателя интерпретацией отношений Анны и Вронского в устах «света», давая ему самому решить степень возвышенности или низменности их чувств. Автор старается не выстраивать между этими определениями бетонные стены, переход из одного состояния в другое незаметен: на одной строке мы встречаем полное оправдание этой любви, на другой - ее всеобщее порицание. И словно шаткие, но частые мостики между этими строчками - муки главных героев, их сомнения и окончательный выбор, несмотря ни на что.

Так какую же оценку своему персонажу дает сам автор? Оправдывает ее, сочувствует, жалеет, поддерживает? Толстой здесь выступает в роли непримиримого моралиста - во всех его произведениях преступная любовь обречена на трагический конец. Автор создал свою героиню, чтобы показательно ее убить в назидание другим. Образ, который вызывает симпатию, не заставляет так много мучиться.

«Детство» как одно из главных произведений Толстого

Видное место в творческом наследии писателя занимает эта повесть. Едва ли не первое произведение, где заявил о себе как о великом авторе Лев Толстой - «Детство». Не потому что перед читателем открываются недоступные пониманию взрослых проблемы маленького человечка, который по-взрослому видит мир, в котором живет, чувствует его не завуалированные добро и зло, искренность и фальшь. Читатель вслед за Николенькой проходит школу его взросления, анализирует его и чужие поступки, учится принимать мир таким, каким он ему видится.

Умение мальчика остро чувствовать хитрость, лукавство, его переживания по поводу того, что эти неприглядные качества он видит и в себе, заставляют читателя оглянуться на свое детство и переосмыслить свои поступки. У Николеньки можно поучиться любить людей, не только тех, с кем он живет, но и тех, кто с ним дружен или чем-то впечатлил его детское сердце. А еще повесть учит, как не разрушить эту любовь. Умение читать между строк многое даст тому, кто постарается понять это произведение, как и малая проза, которую писал Лев Толстой - рассказы.

Тематика рассказов Льва Николаевича

О живой природе и беззащитных животных, о смышленых детях и мудрых взрослых. Не так много у него рассказов, в этом списке всего четыре десятка произведений, большинство из которых, как уже говорилось, широкому кругу читателей незнакомо. Немногим больше повезло таким видам малой прозы из наследия Толстого, как «После бала», «Прыжок», «Фальшивый купон», «Сила детства», «Разговор с прохожим», и, конечно же, циклу «Севастопольские рассказы».

Заметная интенсивность в написании рассказов наблюдается с 1905 по 1909 годы - последние в жизни Льва Николаевича, умер он, как известно, в 1910-ом. Огромный период его жизни был посвящен другим жанрам литературы, в которых места рассказам просто не было. Рассказы для детей, о которых стоит поговорить отдельно, так как мир этих произведений поражает своими глубинами, тонкой передачей впечатлений ребенка о проблемах жизни, объясняют формирование его личности. Эта тема нашла отражение и таком жанре, как басни Льва Николаевича Толстого.

Рассказы о детях и для детей

Видное место в творчестве писателя занимает проза для детей и о них самих. Трилогией «Детство. Отрочество. Юность» Толстой не ограничил попытки познать, какими путями формируется личность человека с рождения и до вхождения его во взрослую жизнь. Рассказы «Три медведя», «Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было» и «Корова», входящие в сборник «Новая азбука», пропитаны любовью к детям и состраданием к их маленьким проблемам. Произведения Л. Н. Толстого богаты размышлениями о детях.

Рассказ «Филиппок» появился на свет после внимательного наблюдения писателя за крестьянскими детьми и бесхитростного общения с ними. Лев Николаевич всегда находил время для крестьян, в своем имении даже открыл для их детей школу. А одним из первых рассказов, которые можно отнести к детским, можно назвать небольшое произведение о собаке Бульке, ее щемящей преданности единственному близкому существу - своему хозяину. До самой смерти вспоминал Лев Толстой детство свое собственное и то, как хотел найти «зеленую палочку», которая помогла бы ему сделать всех на земле счастливыми.

Место басен и сказок в творчестве Толстого

Как и прозу Ивана Андреевича Крылова мы помним с детства и уроков по родной речи, так и нравоучительные басни Льва Николаевича Толстого, пропитанные тонкой моралью.

  • «Волк и старик».
  • «Лев и собачка».
  • «Журавль и аист».
  • «Голова и хвост змеи».
  • «Хорек».
  • «Собака и ее тень».
  • «Обезьяна и горох».
  • «Белка и волк».
  • «Лев, осел и лисица».
  • «Лев и мышь».

Это только малая толика знаменитых басен, что пополняют великие произведения Л. Н. Толстого, которые мы любим. Через басни он высмеивал то, что с трудом мог объяснить в людях, и что для него самого было неприемлемым: обман и хитрость, злобу и ненависть, подлость и предательство. Противоположные же черты были показаны в его прозе порой незащищенными, открытыми для нападок, и от этого еще более милыми. Толстой словно считал, что в произведениях для детей, а свои басни он писал больше для них, нет места оправданию низменных поступков, необходимо доступно и просто объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А еще всегда считал, что дети довольно умны и понимают тонкую мораль гораздо ближе к истине, чем взрослые.

Противоборство любви и долга - отличительная черта характеров персонажей Толстого

То гениальное, что создал за свою жизнь Лев Толстой - "Война и мир", "Анна Каренина", его повести, басни, сказки и рассказы, отражало в первую очередь его собственную мораль. Он переносил на бумагу свои религиозные догмы, свои душевные метания и сомнения, свои убеждения и наделял ими персонажи, которым симпатизировал. В некоторых его произведениях отсутствовал даже легкий юмор, и каждая фраза в них была строго выверена, всесторонне обдумана. Он часто переписывал то, что уже было опубликовано в журналах, выводя идеальный, на его взгляд, персонаж.

Яркой личностью встает перед нами образ Константина Лёвина в «Анне Карениной» с его мучительной любовью к Кити и чувством долга по отношению к своим убеждениям. Неподражаем и величествен Пьер Безухов из «Войны и мира», Николай Ростов, принявший на себя долги отца и не взявший для их погашения ни копейки из приданого своей жены - княжны Болконской. Многие его персонажи проходят через муки желаний и реальных поступков. Автор пропускает их через психологические испытания и выводит еще более сильными и достойными уважения. Таков был и собственный мир писателя, его и оставил нам Л.Н.Толстой. Произведения детям- рассказы, сказки, басни, взрослым - романы, повести, драматургию. Ими он нам так близак и дорог.

Лев Толстой «Птичка» Быль

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить во двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

— Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

— Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

— Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду.

Мать ему и говорит:

— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку.

Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.

— Мама! Что мне теперь делать?

— Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив.

Серёжа долго не мог заснуть, всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Лев Толстой «Котёнок» Быль

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася взлез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мама раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки — увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

Лев Толстой «Лев и собачка»

Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.

Лев Толстой «Зайцы»

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.