История человечества всегда интересовала своей недосказанностью. Чем старше тот или иной факт, тем больше в его описании домыслов и неточностей. Кроме всего прочего, прибавляется человеческий фактор и интересы правителей.

Именно на подобных соприкосновениях и построена «Новая хронология». Что такое особенное есть в этой теории, взбудоражившей основную массу академических ученых?

Что такое хронология?

Перед тем как поговорить о нетрадиционном ответвлении в исторической науке, стоит определиться, что такое хронология в классическом понимании.

Итак, хронология - это вспомогательная наука, которая занимается несколькими вещами.

Во-первых, она определяет, когда произошло то или иное событие.

Во-вторых, следит за последовательностью и положением происшествий на линейной шкале лет.

Она делится на несколько отделов - астрономическая, геологическая и историческая хронология.

Каждый из этих отделов имеет свой комплекс методов датировки и исследования. К ним относятся соотношения календарей разных культур, радиоуглеродный анализ, термолюминесцентный метод, гидратация стекла, стратиграфия, дендрохронология и прочие.

То есть, классическая хронология выстраивает порядок событий исходя из комплексного исследования. Она соотносит результаты работы ученых из разных областей и только в случае перекрестного подтверждения фактов выносит окончательный вердикт.

Давайте разберемся более подробно в других вопросах, поставленных ранее. Кто такие Фоменко, Носовский? "Новая Хронология" - это псевдонаука или новое слово в исследовании человеческой истории?

История зарождения

В целом, теория, авторами которой являются Фоменко, Носовский ("Новая Хронология"), базируется на исследованиях и расчетах Н. А. Морозова. Последний, находясь в заточении в Санкт-Петербурге, сделал расчет положения звезд, упоминавшихся в Апокалипсисе. По его данным выходило, что эта книга написана в четвертом веке нашей эры. Ничуть не смутившись, он заявил о фальсификациях во всемирной истории.

Первый, базируясь на филологических знаниях, пытался доказать, что вся античная литература была написана в Ньютон же озаботился древней историей. Он пересчитывал годы правления фараонов по списку Манефона. Судя по итогам его исследований, всемирная история сократилась более чем на три тысячелетия.

К подобным «новаторам» можно отнести также Эдвина Джонсона и Роберта Балдауфа, утверждавших, что человечеству не более пары сотен лет.

Итак, Морозов выводит совершенно фантастические цифры, на которых базируется его хронология. Что такое тысячи лет истории? Миф! Каменный век - это I век нашей эры, второе столетие - эпоха бронзы, третье - железный век. А вы не знали? Ведь все исторические источники сфальсифицированы в

Давайте подробнее разберемся в этой необычной теории и посмотрим на ее опровержение.

Основные положения

Как утверждает Фоменко, "Новая Хронология" отличается от традиционной тем, что она очищена от фальсификаций и ошибок. Основные ее положения содержат всего пять постулатов.

Во-первых, более-менее достоверными можно считать письменные источники только позднее восемнадцатого века. До этого, начиная с одиннадцатого столетия, к произведениям нужно относиться с опаской. А до десятого века люди вообще не умели писать.

Все данные археологии можно трактовать так, как хочется исследователю, поэтому явной исторической ценности они не несут.

Во-вторых, европейское летоисчисление появилось лишь в пятнадцатом веке. До этого у каждого народа был свой календарь и точка начала отсчета. От сотворения мира, от потопа, от рождения или восхождения на престол какого-то правителя…
Из этого тезиса вырастает данное утверждение.

В-третьих, исторические сведения на страницах летописей, трактатов и прочих произведений безбожно дублируют друг друга. Таким образом, хронология Носовского утверждает, что большинство событий древней истории произошли в раннем средневековье или позже. Но из-за несоответствия календарей и точек отсчета, при переводе, информация правильно не обрабатывалась и история удревнялась.

Традиционная хронология ошибается в возрасте восточных цивилизаций и точке отсчета истории человечества. Судя по предыдущему постулату, Китай и Индия могут насчитывать не более тысячи лет хронологии.

Последнее положение заключается в человеческом факторе и стремлении правительства узаконить себя. Как говорит Фоменко, хронология пишется каждой властью под себя, а старые данные стираются или уничтожаются. Поэтому невозможно полностью разобраться в истории. Единственно, на что можно опираться, это на «случайно сохранившиеся или упущенные фрагменты». Сюда относятся карты, страницы разных летописей и прочие документы, подтверждающие теорию.

Аргументация на основе текстов

Главным доказательством в этой области является «притянутое за уши» сходство четырех исторических эпох и повторяемость событий в летописях.

Ключевыми периодами являются 330 лет, 1050 и 1800. То есть, если от средневековых событий отнять это количество лет, мы наткнемся на полное соответствие происшествий.

Из этого выводится совпадение разных которые, согласно теории Фоменко, являются одним и тем же лицом.

Под такие выводы подгоняется хронология Украины, России и Европы. Большинство же противоречащих источников игнорируются или объявляются подлогом.

Астрономический метод

Когда возникают споры в определенных дисциплинах, стараются привлечь результаты исследований из смежных наук.

По словам Фоменко, "Новая Хронология" отлично проверяется, и доказываются ее постулаты с помощью древних астрономических карт. Изучая эти документы, он отталкивается от затмений (солнечных и лунных), упоминаний о кометах и, собственно, изображения созвездий.

Главным источником, на котором базируются доказательства, является «Альмагест». Это трактат, который составил александриец Клавдий Птолемей в середине второго века нашей эры. Но Фоменко, после изучения документа, датирует его на четыреста лет позже, то есть минимум шестым веком.

Примечательно, что для доказательства теории из «Альмагеста» были взяты всего восемь звезд (хотя в документе зафиксировано более тысячи). Только эти объявлялись «правильными», остальные - «подделанными».

Главным доказательством теории с точки зрения затмений выступает сочинение Ливия о Пелопонесской войне. Там указаны три явления: два солнечных и одно лунное затмение.

Загвоздка в том, что Тит Ливий пишет о событиях на всем полуострове и сообщает, что «днем были видны звезды». То есть затмение было полным. Судя по другим источникам, в Афинах в это время наблюдали неполное затмение.

Опираясь на эту неточность, Фоменко доказывает, что полное соответствие с данными Ливия было лишь в одиннадцатом веке нашей эры. Благодаря этому, он переносит автоматически всю античную историю на полтора тысячелетия вперед.

Несмотря на то что основная часть данных о созвездиях совпадает с «традиционной» историей, на которой базируется мировая хронология, они не считаются правильными. Все подобные источники объявлены «подправленными» в Средние века.

Доказательства из других наук

С другой стороны, подвергается нападкам Но высказывания в его адрес непоследовательны. Этот метод во всем ошибочный, кроме того раза, когда им проверяли возраст Туринской плащаницы. Именно тогда все было «сделано точно и добросовестно».

На каких «сомнениях» базируется "Новая Хронология"

Давайте разберемся, какие еще недочеты находит группа Фоменко в традиционной науке. Главным нападкам подвергаются Причем зачастую у тезиса обнаруживаются «двойные критерии». В случае с академической наукой тот или иной метод объявляется фальсификацией, у поклонников же "Новой Хронологии" он единственно правильный.

Первой сомнениям подверглась хронология книг. Основываясь на сочинениях историков, летописях и указах официальных лиц, Фоменко и Морозов создают свою теорию. Но миллионы страниц простых грамот, хозяйственных документов и прочих «народных» записей игнорируются.

«Скалигеровская» датировка упраздняется ввиду использования астрологии, а остальные исследователи не учитываются.

Большинство документов объявлены поддельными. Подобное суждение зиждется на том, что практически не отличить источник позднего средневековья от античного. Опираясь на известные фальсификации, выводится тезис о недостоверности всех книг, «якобы созданных до середины первого тысячелетия».

Основную же доказательную базу, на которой основывается "Новая Хронология", Носовский и Фоменко выстраивают на близости культуры эпохи античности и Ренессанса.

События раннего Средневековья, когда была забыта большая часть древних знаний, объявляются чепухой и вымыслом. Группа Фоменко утверждает, что существует несколько доказательств нелогичности подобной модели.

Во-первых, невозможно «забыть», а потом просто «вспомнить» целые пласты научного знания.

Во-вторых, что значит «восстановить» данные исследований многовековой давности? Для сохранения знаний должны быть научные школы, где информация передается от учителя к ученику.

Из подобных суждений делается вывод, что вся история античности - это просто искусственно удревненные события средневековья.

Особенно группу Фоменко интересует хронология России. Из ее данных выводится информация о якобы существовавшей средневековой империи «русских ханов», которая охватывала всю Евразию.

Общенаучная критика

Множество ученых не согласны с постулатами, которые выдвигает "Новая хронология". Что такое, например, «отбросить неправильные научные теории»? Получается, что только Фоменко, исходя из записок Морозова, владеет «истинными» знаниями.

Фактически, есть три момента, которые очень смущают любого здравомыслящего человека.

Во-первых, опровергая традиционную хронологию, группа Фоменко тем самым вычеркивает вообще все науки, которые косвенно подтверждают академические данные. То есть филологи, археологи, нумизматы, геологи, антропологи и прочие специалисты совершенно ни в чем не разбираются, а просто выстраивают свои гипотезы, исходя из ошибочных доводов.

Второй проблемой является явная несостыковка во многих местах. Речь идет об одной эпохе, для подтверждения приводится карта неба совершенно другого периода. Таким образом, все факты подгоняются в нужные рамки.

Сюда же относятся несовпадения якобы «повторяющихся» исторических личностей. Для примера, Соломон и Цезарь - это один и тот же человек, как утверждает "Новая Хронология". Что такое сорок лет правления первого против четырех второго для неспециалиста? Не совпадает? Значит, в восемнадцатом веке сфальсифицировали!

Последний довод, определяющий эту теорию как лженауку, заключается в следующем. Исходя из многочисленных «поправок», выходит, что существует всемирный заговор «непонятно-какого-общества», которое смогло переписать тайным образом всю историю человечества. Причем сделано это было в средние века и новое время, когда шло образование государств и ни о какой общности и консолидации не было и речи.

Последнее, что откровенно взбудоражило научную общественность, был явный выпад против академического профессионализма. Если посчитать теорию "Новой Хронологии" истинной, выходит, что все ученые просто играют в песочнице и совершенно не разбираются даже в элементарных вещах. Не говоря уже про обычный здравый смысл.

Почему возмутились астрономы

Главным стал «Альмагест». Если отбросить именно те звезды, на которых базируется теория Фоменко (они не могут быть датированы однозначно), получается картина, полностью совпадающая с традиционной.

В начале двадцать первого века был сделан пересчет движений светил с помощью новейших методик и компьютеров. Все данные Птолемея и Гиппарха были подтверждены.

Таким образом, возмущение ученых вызвали необоснованные нападки на их профессионализм со стороны полнейшего дилетанта.

Ответ историков, языковедов и археологов

В области влияния этих дисциплин разгорелись жаркие дебаты. Во-первых, вступились за дендрохронологию и радиоуглеродный анализ. Судя по заявлениям Фоменко, у него данные за 1960-е годы. Эти науки уже давно шагнули вперед. Их методы подтверждают традиционную историю, а также подтверждаются смежными методиками. Сюда относятся ленточные глины, палеомагнитный и калий-аргоновый методы и прочее.

Неожиданным поворотом стали берестяные грамоты. Судя по тому, что описывает "Новая Хронология", русская история идет вразрез с информацией этих источников. Последние, между прочим, подтверждаются не только дендрохронологией, но и многими другими данными из смежных дисциплин.

Также интересно полное игнорирование арабских, армянских, китайских и прочих письменных свидетельств, которые подтверждают традиционную историю Европы. Упоминаются только те факты, которые подтверждают теорию.

Упор на нарративные источники ставит поклонников "Новой Хронологии" в неудобное положение. Их доводы разбиваются в прах обычными административными и хозяйственными записями.

Если взглянуть на лингвистические доказательства Фоменко, то, по словам Зализняка А. А., «это полнейший дилетантизм на уровне ошибок в таблице умножения». Для примера, латынь объявляется потомком старославянского, а «Самара» при обратном прочтении превращается в «диалектное произношение слова Рим».

Даты и имена на монетах, медалях, геммах полностью подтверждают академические данные. Тем более количество этого материала просто исключает возможность подделки.

Кроме этого, хронология войн у авторов, принадлежащим к разным культурам, совпадает при приведении календарей к общему знаменателю. Существуют даже такие данные, которые в средние века просто не были известны, а открылись лишь благодаря раскопкам в ХХ столетии.

Вывод ученых о "Новой Хронологии"

Во-первых, сегодня традиционная наука прислушивается к работам Скалигера ровно настолько, насколько они подтверждены новейшими исследованиями.

И, наоборот, у Фоменко с Носовским в работах содержатся только нападки на этого ученого шестнадцатого века. Но нет ни одной сноски или ссылки на источник, цитаты или явного указания на погрешность.

Во-вторых, полное игнорирование хозяйственных записей. Вся доказательная база строится на избранных летописях и других документах, которые лишь однобоко показывают события. Отсутствует комплексность в исследовании.

В-третьих, так называемый «порочный круг датировки» пропадает сам собой. То есть сторонники «Новой Хронологии» пытаются доказать, что, базируясь на изначально ложных посылках, большинство методов просто умножают ошибки. Но это не верно, в отличие от их собственных методик, которые зачастую бездоказательны и голословны.

И последнее. Пресловутый «заговор подделок». На нем строится все доказательство, но если подойти с точки зрения здравого смысла, то доводы рушатся, как карточный домик.

Реально ли тайным образом собрать все книги, указы, грамоты, переписать их на новый лад и вернуть на места. Кроме того, громаднейшие объемы археологических находок просто не реально подделать. Также понятия культурного слоя, стратиграфии и прочие типичные моменты археологии совершенно не известны теоретикам «Новой Хронологии».

Известные математики Анатолий Фоменко и Глеб Носовский создали на первый взгляд стройную и аргументированную концепцию «Новой хронологии». Тем не менее, представители традиционной науки подвергли ее беспощадной критике. Какие же нестыковки они в ней усмотрели?

Избирательный подход

В 1990–2000-е годы книжные магазины и ярмарки были завалены многочисленными трудами по «Новой хронологии» (далее НХ). Спрос на такую продукцию рос со скоростью эпидемии, однако вопреки ожиданиям постепенно сошел на нет. Сегодня единичные издания Фоменко-Носовского можно увидеть разве что на периферии книжных стеллажей.
Главная причина явления – падение интереса к подобной литературе. С одной стороны, читатель насытился фантасмагоричными теориями вышеназванных авторов, с другой – стал более грамотным в вопросах истории, замечая многочисленные нелепости НХ.
Так, в концепции Фоменко-Носовского прародительницей России было единое могучее государство Русь–Орда, раскинувшееся от Карпат на Западе до Японского моря на Востоке. Как же объяснить тогда, почему с конца XVI века русские первопроходцы стали вновь покорять земли уже существующего государства?
Не менее шокирует вдумчивого читателя и отрицание авторами НХ тысячелетнего периода европейского Средневековья, который они за ненадобностью просто выкинули из истории со всеми задокументированными датами, событиями и личностями, так как это не вписывается в концепцию «непрерывности и поступательности развития человечества».
Фоменко – опытный полемист и спорить с ним бесполезно. Он легко выдергивает отдельные факты, подтверждающие его правоту, одновременно указывая историкам на имеющиеся в традиционной науке пробелы, чтобы лишний раз доказать ее подложность. Неискушенному в вопросах истории человеку доводы НХ покажутся достаточно убедительными, и только крайне радикальный характер этой теории заставит насторожиться.

Вне науки

Долгое время в адрес авторов НХ отсутствовала ясная и аргументированная критика, так как представители официальной истории считали бессмысленным разбирать то, что лежит вне научного знания. По мнению ученых, НХ фактически полностью отвергает многовековой опыт, накопленный в филологии, лингвистике, археологии, палеографии, астрономии, так как он противоречит выстроенной ими умозрительной модели истории.
Как утверждает НХ, практически все сохранившиеся к настоящему времени исторические свидетельства датируются не ранее 1200 года н. э. – всё, что было раньше, домыслено и сфальсифицировано традиционной наукой. Соответственно все события, которые знакомы нам по эпохе Античности, соавторы НХ пытаются разместить во II тысячелетии.
Так, начало новой эры они датируют 1053 годом, а жизнь Иисуса Христа называют главным религиозным событием XI века. В связи с тем, что Фоменко выкинул из истории целое тысячелетие «поплыли» не только даты, но и топонимы, которые лишились своего традиционного места в хронологии. Так, Иерусалим стал одновременно Константинополем и Троей.
Наложенными друг на друга оказались и многие известные персонажи, жившие в разное время (ведь их нужно было где-то размещать). К примеру, Ярослав Мудрый превратился в хана Батыя и литовского князя Гедимина, а Чингисхан стал первым древнерусским правителем Рюриком и основателем Москвы Юрием Долгоруким.
А как же быть с римскими папами, сведения о которых Ватикан так бережно записывал? Во время «несуществующего» I тысячелетия их оказалось 138! Куда их пристроить? Возможно, Фоменко решит этот вопрос так, как он поступил с папой Григорием VII (Гильдебрандом), назначив его Христом.

Упущенная долгота

Теоретическая конструкция НХ во многом зиждется на астрономических событиях, отраженных в звездном каталоге Птолемея «Альмагесте», который, согласно Фоменко, был составлен не во II веке до н. э., как принято, а в X веке н. э. В связи с этим история Древнего мира в НХ «омолодилась» более чем на 1000 лет.
По современным координатам небесных светил действительно можно вычислить, в какое время звезды занимали положение, отраженное в «Альмагесте» (для этого берется в учет, что долгота звезд каждые 72 года увеличивается на 1 градус). Гигантская погрешность в расчетах Фоменко, по словам астрономов, заключается в том, что он ведет их не по долготам звезд, что дает точные результаты, а лишь по широтам, где точность вычислений крайне низкая.
По мнению профессора астрономии Юрия Ефремова, Фоменко во избежание расчетов по долготам звезд пошел на прямую фальсификацию данных Птолемея и заявил, что в «Альмагесте» нет указаний на точку начала отсчета долгот. Тогда как достаточно открыть 7-ю часть книги №11 и убедиться, что александрийский астроном уже первый зодиакальный знак Овна указывает в системе координат по долготе.

Непростительная оплошность

Весьма не последователен Фоменко и в отношении к радиоуглеродному методу датирования. С одной стороны он ставит под сомнение эффективность метода, с другой одобрительно отзывается о некоторых случаях его применения. В частности, о датировке «Туринской плащаницы» он пишет, что выполнена она «с добросовестной оценкой точности». Впрочем, если бы радиоуглеродный анализ показал, что плащаница была изготовлена не в XIV, а в I столетии, то вряд ли мы бы дождались от математика положительной оценки.
Сама характеристика метода радиоуглеродного анализа данная Фоменко свидетельствует о его некомпетентности в данном вопросе. Он пишет: «Метод, возможно, является более или менее эффективным лишь при анализе чрезвычайно древних предметов, возраст которых достигает сотен тысяч лет». В действительности, учитывая, что период полураспада углерода-14 всего 5730 лет, в датировке артефактов древнее 50 тысяч лет его применять бессмысленно.

И время не то, и место другое

Многих удивляет та легкость, с которой Фоменко на целые столетия переносит события, ориентируясь лишь на вырванный из контекста и отнюдь не бесспорный факт. Так, он истолковывает описанное Фукидидом затмение 431 года до н. э. в Афинах как полное. Но поскольку по астрономическим данным оно было частичным, то ученый передвигает его на следующую удобную дату, когда затмение действительно было полным – 1039 год н. э., а заодно переносит в эту эпоху и самого Фукидида.
Точно также Фоменко поступает и с местом того или иного события, например, Куликовской битвы. Учитывая, что на Куликовом поле в Тульской области археологами не было обнаружено следов серьезного сражения, да и поле маловато для размещения многотысячных войск, Фоменко приходит к выводу, что битва произошла в другом месте. Он его находит в Москве в районе нынешнего Китай-города, что якобы доказывает название построенного там храма – Церкви всех Святых на Кулишах.

Игра слов

По замечанию языковеда Андрея Зализняка, применяемые авторами НХ методы лингвистического анализа находятся на самом примитивном уровне. В частности, ученый обращает внимание на пренебрежение Фоменко гласными буквами. Так слово «монголы» у него трансформируясь в mougoulioi, а затем в megaloi безапелляционно переводится как «великие».
Дилетантский подход лингвисты обнаруживают и при попытках Фоменко отождествить русских с некоторыми европейскими народами, при этом совершенно не учитывая морфологию слов. В качестве аргумента тождества русских с ирландцами математик делает акцент на некоторой схожести слов Irish и Russian, игнорируя то факт, что ish является суффиксом, а uss – частью корня.

Однозначно, фальсификация

Согласно «Новой хронологии» главный аргумент ошибочности всей традиционной науки в том, что она опирается на изначально сфальсифицированную историю. Если верить Фоменко, то в России в XVII–XVIII веках существовала целая служба, которая только и занималась тем, что переписывала историю в угоду Романовым.
Только авторы НХ умалчивают важную деталь: чтобы фиктивная история выглядела правдоподобно, нужно не просто изъять и переписать все отечественные летописные своды, но еще и провернуть подобную аферу в других государствах, в чьих хрониках отражаются события древнерусской истории.
Но Фоменко и Носовский идут дальше и считают, что археологические данные тоже были сфальсифицированы. Как отмечает историк-медиевист Валентин Янин, утверждение что столь огромный материл был подделан злонамеренно в принципе невозможно. Для примера он называет количество кубометров всех культурных слоев Новгорода – порядка 10 миллионов. «Именно столько, если следовать логике Фоменко, переместили зловредные Романовы. А сколько потребно подвод для перевозки такого количества грунта с Волги на Волхов, пусть считает Отделение математики РАН», – заключает академик.

Реконструкция истории. Фильм 12

Современная историческая наука трещит по швам. Ученые - математики, создавшие новые математические методы исследования исторических документов не оставили камня на камне от общепринятой хронологии исторических событий. А ведь хронология лежит в основе истории, являясь ее "позвоночным столбом". Изменение хронологии автоматически приводит к необходимости пересмотреть все события мировой истории. Оказывается, что многих известных нам по книгам и кино властителей и даже событий древнего мира не существовало вовсе, что они являются фантомами, отображением более поздних средневековых правителей и событий. Реконструкция истории, проведенная учеными на основании новой хронологии мира, устраняет большое количество тайн и загадок в прошлом человечества, находит простые и логические объяснения тем историческим событиям, о которых историки спорят уже cellpadding="0" style="border-collapse: collapse; border: medium none" width="1127">

«Фальсификация письменной истории». Фильм 13.

Фильм посвящен фальсификации письменной истории. Он расскажет о массовом уничтожении и фальсификации письменных документов в XVI-XVIII веках. О том, что с давнихвремен люди понимали, как важно знать историю своего народа и сохранять ее для потомков, потому что именно история помогает человеку осознавать свою принадлежность к той или иной нации и культуре. Но на протяжении веков у истории была и другая задача - в любом государстве она стояла на страже политических интересов его правителей, а значит, была в значительной мере субъективна. Несмотря на то, что сегодня есть достаточно примеров искажения мировой истории, многие по-прежнему убеждены, что подделать историю в мировом масштабе невозможно. Причина в общепринятой исторической версии Скалигера-Петавиуса, на которой воспитан каждый из нас. Посмотрев этот фильм, зрители узнают не только о малоизвестных фактах подделки исторических документов, но и о том, что очень часто фальсификация истории бывает не только возможна, но и неизбежна.

«Поделки и подделки». Фильм 14.

Фильм о фальшивых предметах искусства и материальной культуры, количество которых настолько велико, что никто не может быть уверен в подлинности сделанного приобретения: ни турист, купивший якобы «древний» египетский папирус, ни коллекционер, нашедший раритет в антикварном магазине, ни искусствовед, приобретший для музея экспонат, прошедший множество экспертиз. К сожалению, сегодня в мире существует множество подделок антиквариата, предметов искусства, старины и материальной культуры. Подделки попадают не только в частные коллекции, но и в залы авторитетнейших музеев мира, они могут оказаться и в лавке торговца араба, и на аукционе «Сотбис». Среди фальсификата встречаются не только картины, скульптуры и предметы религиозных культов, но даже архитектурные сооружения, например, храмы. Когда-то большинство таких подделок было создано, чтобы служить обоснованием и подтверждением исторической версии Скалигера-Петавиуса, поэтому по сей день они мешают нам формировать правильное представление об истории человечества.

«Три великие фальшивки». Фильм 15.

Легендарные археологические памятники или великие фальшивки? Фильм адресован и заядлым туристам, и тем, кто только собирается отправиться в дальние края. В какую бы страну мы не приехали, нас повсюду окружает история. У любого сооружения, любого предмета, сохранившегося до наших дней, есть своя историческая ценность. И чем древнее эти предметы, тем сильнее они притягивают внимание людей. Поэтому знакомство с историей – процесс очень увлекательный. Однако сегодня хорошо известно, что среди так называемых древностей встречается много подделок. Многие думают, что поддельными могут оказаться монеты, скульптуры, документы. Но не все знают, что подделки есть и среди археологических памятников. Некоторые из них даже объявлены всемирным историческим наследием. Потому что чем грандиознее подделка, тем легче убедить людей в ее подлинности. Этот фильм расскажет о том, кто, когда и зачем на самом деле построил три легендарных археологических памятника: Гробницу Тутанхамона, легендарную Трою и Великую китайскую стену.

«Иван Грозный». Фильм 16.

Эпоха Ивана Грозного – это время расцвета русской империи, торжества русского оружия и Православной веры. В эту эпоху Русь достигла своего наивысшего развития, а великий русский царь Иван Грозный стал для народа символом борьбы с внешними и внутренними врагами. Однако более двухсот лет нам навязывают совсем иной образ Грозного. В учебниках и романах, на картинах и киноэкранах он предстает как патологически жестокий и психически больной тиран. Этот фильм поможет разобраться зрителю, кто и зачем придумал именно такой образ Грозного и кем был Иван IV на самом деле – кровавым чудовищем или великим самодержцем, который привел Русь на вершину ее могущества. А также, кто скрывается под именем Ивана IV Грозного.

«Смута». Фильм 17.

Каковы реальные причины и следствия Смуты на Руси? Из общепринятой версии русской истории известно, что Смута на Руси началась в 1598 году после смерти царя Федора Иоанновича, у которого, как принято считать, не было детей. Отсутствие прямого наследника и стало причиной многолетней Смуты на Руси. Но существует и другая версия тех далеких событий, которая принадлежит авторам «Новой Хронологии» Анатолию Фоменко и Глебу Носовскому. Они полагают, что Смута началась еще в эпоху Ивана Грозного, когда власть в стране временно оказалась в руках клана Захарьиных-Романовых. После своего временного поражения, Романовы продолжили борьбу за власть, и в 1613 году на русский престол все-таки взошел первый Романов. А двух последних правителей рода Рюриков - Бориса Годунова и Лжедмитрия - Романовы объявили самозванцами и свалили на них все беды и преступления, творившиеся в России во времена так называемой Великой Смуты. Этот фильм расскажет о подлинных документах и свидетельствах, которые опровергают версию романовских историков.

«Первые Романовы». Фильм 18.

Фильм расскажет о смене правящих династий и ее пагубном влиянии на архитектурное наследие страны. Как известно, архитектурные памятники хранят в себе немалую информацию о той эпохе, которой они принадлежат. Иногда убранства дворцов и храмов могут рассказать о времени их создания больше, чем летописи и государственные документы. Этот фильм расскажет о русских архитектурных сооружениях XV-XVII веков, в которых была заключена подлинная история старой империи Рюриков. С приходом к власти новой династии Романовых участь многих из этих памятников была решена. После уничтожения своих политических противников новые правители Руси взялись за уничтожение истории и древней культуры русского народа. По стране прокатилась волна погромов, в результате которых большинство памятников истории «доромановской» эпохи было утрачено безвозвратно.

«Как писали русскую историю». Фильм 19.

Фильм о том, как писали русскую историю. У каждой страны есть так называемая официальная история. Есть она и у России. Общепринятую версию русской истории начали сочинять в начале XVII века после восшествия на престол первых Романовых. А в XVIII веке эта работа была поставлена на научную основу. Описанием прошлого России занимались и русские историки, и иностранные. У каждого из них было свое отношение и к России, и к ее истории. Каждый давал свою оценку российскому государству и его правителям. Поэтому, читая и сравнивая работы разных авторов, понимаешь, что это не подлинное прошлое России, а лишь разные исторические версии. И в итоге наше знание и понимание русской истории зависит от того, каких авторов мы читаем. А точнее, каких авторов нас принуждают читать с самого детства. Этот фильм расскажет о тех, кто сочинял официальную версию российской истории, и о тех, кто внедрял ее в сознание русского народа.

«Радзивиловская летопись. Призвание варягов». Фильм 20.

Радзивиловская летопись: подлог или оригинал? Каждый, кто знаком с российской историей, знает о существовании Радзивиловской летописи. Известно, что в состав этого древнего литературного памятника входит «Повесть временных лет», в которой описано норманнское происхождение первых русских князей. Много лет мы были вынуждены принимать эту версию на веру, так как полного издания Радзивиловской летописи не существовало, но в конце XX века летопись была наконец-то издана. Когда исследователи стали изучать это издание, они обнаружили, что в Радзивиловской летописи есть явные следы подлога. Авторы фильма решили проверить результаты исследований российских ученых и провели собственное расследование, подробно изучив подлинник Радзивиловской летописи. О результатах расследования расскажет этот фильм.

«Реформация или распад Империи». Фильм 21.

Фильм даст ответы на вопросы о существовании мировой империи, о том, что же произошло в действительности: реформация или распад империи. В XVI-XVII веках, во времена создания традиционной версии истории, ученые-историки придумали много империй, якобы существовавших в прошлом. Однако многочисленные исследования говорят, что в действительности за всю историю человечества существовала только одна мировая империя - Русско-Ордынская. Сторонники традиционной исторической школы возражают: если бы такая империя действительно существовала, то ее падение было бы глобальным событием своего времени, которое просто не могло не сохраниться на страницах хроник, но о таком событии ни русские, ни европейские документы якобсамом деле это не так. В истории крушение русско-ордынской империи описано очень подробно, только известно оно под другим названием – европейская Реформация.

«Солдаты Империи. Катары. Разин. Пугачев». Фильм 22.

Фильм расскажет о результатах событий, происходивших в Европе в XVI-XVII веках во времена распада мировой империи. После череды войн и мятежей, вошедших в историю как Реформация, на территории Русско-Ордынской империи появилось множество новых независимых государств. Однако подлинную картину этих событий историки скалигеровской школы или неверно трактовали, или умышленно скрыли от последующих поколений. И яркий тому пример - разгром катаров в Западной Европе и войны Романовых со Степаном Разиным, а затем с Емельяном Пугачевым в России. И движение катаров, и восстание Разина и Пугачева были широкомасштабной войной преданных солдат Империи против мятежников-реформаторов, захвативших престолы во всех странах Европы.

«Этруски – это русские». Фильм 23.

Этруски – это русские? В фильме ученые раскрывают тайну древних этрусков. Каждый, кто интересуется историей, знает, что в мире до сих пор существует много нерешенных исторических и хронологических загадок. Одна из них – загадка древних этрусков. Считается, что этот народ появился в Италии в VII веке до нашей эры, то есть еще до основания Рима. Потом он загадочным образом исчез, оставив после себя многочисленные памятники, покрытые непонятными письменами, которые ученые до сих пор не могут расшифровать, поэтому широкое распространение получило выражение «этрусское не читается». Но почему они в этом так уверены? Возможно, что эти древние надписи хранят какую-то тайну, которая сильно смущает и даже пугает историков. В фильме принимают участие российские и итальянские ученые, которые высказывают разные точки зрения на культуру и происхождение этрусков.

«Римские древности. Крушение мифа». Фильм 24.

Этот фильм - крушение мифа о Римских древностях. Он посвящен нескольким сенсационным открытиям, сделанным российскими и итальянскими учеными. Кто из нас в детстве не зачитывался легендами и мифами древнего мира? И это были не просто занимательные истории для внеклассного чтения. Легендарное прошлое Древней Греции и Древнего Рима занимает немало страниц в школьных учебниках истории. Ведь, начиная с XVIII века, знание так называемой античной истории стало мерилом образованности человека. Поэтому уже не одно столетие школьники заучивают имена римских богов и императоров, даты великих римских сражений и годы постройки грандиозных сооружений, мечтая увидеть Римский форум, Колизей, колонну Траяна и капитолийскую волчицу. Однако результаты современных исследований античных памятников нередко полностью разрушают миф о необычайной древности и самих памятников, и всей истории Древнего Рима.

Этим материалом мы открываем новый цикл статей писателя и публициста Егора Холмогорова

Ч. I . Новая хронология «Новой Хронологии»

В интернет-дискуссиях существует известный «Закон Годвина» - по мере разрастания дискуссии вероятность использования аргумента «ты - Гитлер» стремится к единице. Думаю, пора уже ввести в рунете аналогичный «Закон фоменкизации дискуссий».

Формулируется он так: «По мере разрастания интернет-дискуссии, в которой используются исторические аргументы, вероятность появления комментатора с заявлениями «Вся хронология неверна, все рукописи поддельны, все летописи фальшивые, доказано учеными, не лгунами историками, а настоящими, математиками» стремится к единице».

Чаще всего закон выполняется сразу же при начале дискуссии. Точно Волдеморт на свое имя, фоменковцы тут же прилетают всюду, где говорится слово «история», и комментарий о «поддельном Риме» или «фальшивой романовской историографии» появляется одним из первых.

В новохроноложество порой впадают даже преподаватели в школах и вузах и растрачивают драгоценное время своих учеников не на приобретение положительных знаний, а на пропаганду идеи «подложности истории».

Фоменковщина обросла многочисленными подражаниями для более рафинированных кругов, которые не желают кушать «битву на Кулишках». Достаточно назвать тексты известного писателя и интернет-тролля Дмитрия Галковского о «поддельности» берестяных грамот. Даже нефоменковцы сплошь и рядом рассказывают про «поддельную историю», причем горизонт подделки отодвигается все ближе и ближе, теперь уже у некоторых неподделен только XIX век.

«Новая хронология» превратилась в серьезную социальную проблему, если не сказать - болезнь. Она мешает распространению исторических знаний в обществе, она угашает интерес к прошлому России и русских, она препятствует выработке здоровой национальной идентичности русских людей, основанной на подлинной истории.

Вряд ли может обмануть, то, что фоменковцы сопровождают эту разрушительную деятельность барабанным боем про то, что Русь, будучи Ордой, некогда правила миром, Ермак покорил Америку, а русские цари-ханы похоронены в Египте. Вымышленная Носовским «Империя» не имеет никакого национального, цивилизационного, религиозного лица, превращается в сборную солянку из народов, языков и религий. Ничего русского в «Империи» фоменковцев нет - это опрокинутая в прошлое глобалистски-постмодернистская империя современности.

Фоменковщина это интеллектуальная и духовная болезнь, которую надо лечить. В предлагаемом вашему вниманию цикле статей мы сначала обозначим, в чем заключаются ключевые тезисы Фоменко-Носовского, затем проследим, какие этапы прошла «новая хронология» в своем развитии, далее разберем на конкретных примерах способы манипуляции сознанием, используемые фоменковцами и, наконец, сформулируем системный ответ на вызовы «новой хронологии».

Ключевые постулаты «новой хронологии»

  1. Утверждается, что никакой античности не было, представление о ней сформировано в эпоху Возрождения при помощи подделок или же путем отнесения текстов XVI-XVII веков к значительно более раннему времени.
  2. Утверждается, что наше представление об античности получено путем удвоения персонажей и исторических событий эпохи Возрождения. Именно поэтому мировая история имеет такой якобы «неестественный» вид: высокоразвитая культура античности - упадок культуры в средневековье - возрождение античной культуры гуманистами и подражание (на самом деле создание её заново) .
  3. Утверждается, что современная хронология исторических событий неверна, она создана двумя учеными Скалигером и Петавием в конце XVI - середине XVII веков, скорее всего, со злонамеренными целями. Современными астрономическими данными, по мнению Фоменко, она не подтверждается. Классическим примером такого несовпадения считает затмение, описанное Фукидидом и относимое традиционной хронологией к 431 году до нашей эры, а Фоменко к 1039-му.
  4. Соответственно, утверждается, что история человечества гораздо короче, чем мы думаем. Она начинается не раньше XI века, а современные очертания познаваемый нами исторический процесс приобретает… тут данные скачут, так как для обороны своей теории фоменковцам приходится объявлять фальшивым всё больший участок всемирной истории, вплоть до конца XIX века.
  5. Утверждается, что тексты, на основе которых формируются наши представления об античности и средних веках - либо подделки, часть которых создана итальянскими гуманистами в XV-XVI веках, либо размножение дубликатов исторических хроник, переписанных с другими именами, датами и деталями. В новейшей версии НХ, вопреки ранее сделанным утверждениям, говорится, что античные авторы подлинны, но просто мы понимаем их тексты неправильно, так как находимся под обаянием «скалигеровской» хронологии.
  6. Утверждается, что факт фальсификации исторических хроник якобы доказывается разработанной Фоменко уникальной математико-статистической моделью анализа нарративных текстов, показывающей, что «династические потоки», то есть сроки правления и основные события жизни монархов в разных по времени и происхождению исторических хрониках совпадают, а значит, перед нами одни и те же персонажи, отраженные и продублированные в разные хроники. Так, якобы идентичны потоки ранних и поздних римских императоров, где Помпей соответствует Диоклетиану, Август - Константину, Калигула - Юлиану Отступнику. Совпадают династии Палеологов и Плантагенетов. Совпадают Рюриковичи после Александра Невского и Габсбурги, правившие Германией и т.д.
  7. Утверждается, что обнаруженная Фоменко глобальная «фальсификация» мировой истории прикрывает подлинные факты, легшие в основу собственного исторического мифа, который начал активно разрабатываться с того момента, когда к Фоменко в качестве соавтора присоединился Глеб Носовский. Этот миф базируется на глобальной теории заговора. Существовала Великая Империя «Русь-Орда», которой правили русско-монгольские цари-ханы, а её воинским сословием были казаки. Эта империя охватывала Евразию, Африку, Ермак-Кортес завоевал для неё Америку, религией её было Христианство, основанное на почитании убитого в Константинополе-Иерусалиме Христа-Андроника Комнина, постепенно от этой религии отделялись ислам, буддизм, иудаизм и прочее. В XVI веке против этой империи начался сепаратистский мятеж на Западе, называемый теперь Реформацией, затем власть в Империи захватили злокозненные Романовы, которые уничтожили память о подлинном прошлом, сфальсифицировали всю историю и сделали Россию колонией сепаратистского Запада. Последними движениями сопротивления имперских воинов были казачьи восстания Разина и Пугачева. Западные сепаратисты и Романовы осуществили тотальную подделку всей истории, отправив хроники событий недавнего прошлого в далекое прошлое, подделав и перепечатав все книги с фальшивыми датами. Враги сформировали миф о противостоянии России и Турции, православия и ислама, чтобы не допустить восстановления Империи. До нас сохранились лишь обрывки информации вроде карт, на которых Русь обозначена как «Тартария», и Фоменко с Носовским выкапывают для нас эти крупицы подлинной информации из-под спуда лжи.

Новая Хронология «Новой хронологии»

История «Новой хронологии прошла 4 существенно разнящихся между собой этапа».

  1. Николай Морозов. 1900-1930-е гг. Масонская фантазия.

На этом этапе революционер и масон Николай Морозов (1854-1946), проведший 23 года в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, сформулировал общую концепцию отрицания достоверности античной истории, исходя из субъективной интерпретации ряда астрономических данных.

Фото: www.globallookpress.com

Морозов заявил, что библейские книги являются зодиаками, то есть записью расположения созвездий в момент составления книг, и начал вычислять даты, когда на небе можно было увидеть именно такие зодиаки. Всю античную литературу Морозов отверг, заявив, что она сфальсифицирована в средние века и эпоху возрождения. Он же впервые высказал тезис, что ранние римские императоры являются копией поздних. Библейские книги, впрочем, Морозов счел не фальсификацией, а зашифрованной записью астрономических явлений, на основании которой их передатирует.

В своих работах «Откровение в грозе и буре» и «Христос» Морозов перенес Христа из I века в IV, отождествил его со святителем Василием Великим и заявил, что того не распяли, а подвергли «столбованию», а «Апокалипсис» сочинил святитель Иоанн Златоуст. Не трудно заметить, что на острие удара Морозова было христианство, и главное, что он хотел добиться - это дискредитировать религиозную веру.

При этом в целом морозовские построения являются типичным продуктом распространенного в начале ХХ века сциентистского оккультизма, который был представлен такими разными фигурами как большевики-«богостроители» - красный вампир А. Богданов и глава наркомпроса Луначарский, оккультный декадент Брюсов.

Морозов считал, что мировую историю движет тайный орден астрологов, а сам пытался возродить алхимию на основе периодического закона Менделеева - превращать одни вещества в другие путем изменения состава атома. Академик Сергей Иванович Вавилов справедливо называл это «химическими фантазиями».

2.Михаил Постников. 1960-1970-е гг. Математики шутят.

Советский математик М.М. Постников (1927-2004) увлекся в 1960-е годы трудами Морозова, охотно читал о них обширные лекции, пытался устраивать дискуссии с историками, которые, однако, от этих дискуссий уклонялись. Причем не столько из-за дикости идей, сколько из-за дилетантского уровня их подачи. Постников сам цитирует отзыв Льва Николаевича Гумилева - человека вполне способного оценить фантазию и неортодоксальные теории: «Мы, историки, не лезем в математику и просим вас, математиков, не лезть в историю!»

Главными достижениями Постникова в области «новой хронологии» стала формулировка принципа непрерывного эволюционного нарастания знаний , которому, на его взгляд, противоречит исторический провал «темных веков», а это, по его мнению, значило, что весь период блестящего культурного расцвета в античности был вымышлен и сфальсифицирован в эпоху Ренессанса, а история началась с низкого уровня в III-IV веках нашей эры, как и учил Морозов.

Кроме того, Постников развил метод «династических потоков» - сопоставлять данные о длительности и характере правлений представителей разных династий разных времен с тем, чтобы вычленить дублирующиеся участки. Таким способом Постников, по его мнению, доказал, не только, что ранняя Римская Империя является фантомным дубликатом поздней, но и спартанские цари - отражением правителей поздневизантийской Мистры, расположенной на том же месте.

Степень исторической компетентности Постникова крайне низкая, так он утверждает поддельность тех или иных произведений античных авторов, но, как правило, неверно, с упоздняющим сдвигом, называет даты их первопечатных изданий. Его интеллектуальный инструментарий - выписки из научно-популярных книг по истории советского издания.

По лекциям Постникова с новой хронологией ознакомился другой математик, Анатолий Фоменко, и в определенный момент они создали с Постниковым совместную группу по «новой хронологии», один из их совместных текстов был даже опубликован Юрием Лотманом в «Трудах по знаковым системам» тартусского университета, что вызвало скандал на уровне ЦК партии и Академии наук.

Постников составил своё трехтомное сочинение «Критическое исследование хронологии древнего мира», размноженное ИНИОН в 1977 году (издано М.: Крафт, Леан, 2000), однако славы первооткрывателя ему не досталось. Она вся отошла разорвавшему с ним Фоменко.

Если Постников остался ортодоксальным морозовцем, начиная свою альтернативную историю с поздней античности, то Фоменко пошел на радикальный пересмотр морозовской концепции, начав новый этап в истории «новой хронологии». При этом в изданиях Фоменко до сих пор можно встретить выдержки из работы Постникова, даваемые, как правило, без всякого указания первоисточника. Скажем, в огромном компендиуме по «новой Хронологии» - «Русь и Рим: Новая хронология. Русско-Ордынская империя» (тт.1-2 М.: АСТ, 2007) Постников не упомянут ни разу .

III. Анатолий Фоменко. 1980-е - начало 1990-х гг. Секта «Андроник-синрикё»

Анатолий Фоменко, сохранив основы постниковской аргументации и методологии, значительно радикализовал их выводы. Под снос была пущена не только античная, но и вся средневековая история. Фоменко заявил, что разработал методы статистического анализа нарративных текстов, которые доказывают, что большая часть исторических хроник - это подправленные дубликаты друг друга с дублирующими друг друга персонажами. Его «глобальная хронология» претендовала на то, что объясняет происхождение всего многообразия картин исторических событий лишь от четырех первоначальных хроник, которые рекомбинировались и переписывались, отражаясь друг в друге.

Поскольку работы Фоменко начали выходить в период кризиса советской исторической науки с её схоластическими марксистскими схемами и крайней унылостью изложения, фоменковская теория получила теплый прием: во-первых, она укладывалась в большой нарратив разоблачения всего и вся, проходившего под лозунгом «от нас скрывали», во-вторых, она особенно тепло принималась «технарями», так как создавала иллюзию, что они лучше понимают в истории, чем «эти паршивые гуманитарии».

А поскольку именно на этот момент пришелся настоящий социальный дефолт технарей - закрывались институты и заводы ВПК, не выплачивались зарплаты, то фоменковщина была одной из форм рессентимента этого внезапно потерявшего место в социуме и чувство собственного достоинства сословия. По сути, это была форма бегства из истории, да и вообще из реальности, аналогичная распространению в этот же период жестких тоталитарных сект - белое братство, «Аум-синрике» и т.д. Сама концепция объявления Христом византийского императора Андроника Комнина - узурпатора, убийцы и педофила, могла не оттолкнуть общество только в такие смутно-невежественные времена как эпоха перестройки и ранний постсоветский период.

Однако проблемой Фоменко было то, что он внес в «новую хронологию» преимущественно отрицательное, нигилистическое содержание - разрушение старого нарратива, обрамленное множеством графиков и замешанное на критике такого эзотерического и никому не понятного текста как «Альмагест» Клавдия Птолемея. Фоменковщине остро не хватало своего позитивного мифа, своего собственного нарратива, который появился с выходом на первый план постоянного соавтора Фоменко - Глеба Носовского.

IV . Глеб Носовский. 1995 - наст. вр. «МММ» фолк-хистори

Математик Глеб Носовский публиковал работы по «новой хронологии» уже в 1980-е годы, пытался передатировать Никейский собор и пасхалию. Будучи прихожанином старообрядческой церкви (от которой был отлучен после публикации очевидно несовместимых с православием работ) проявлял острый интерес к религиозным вопросам.

С его именем связано превращение «новой хронологии» из деструктивной параисторической теории в полноценную «фолк-хистори» со всеми её элементами - большим нарративом, народными этимологиями имен и названий, вскрытием тайных вражеских заговоров, чудесными превращениями персонажей, перепутыванием истории и мифологии, когда в одном потоке анализируются Троянская война, Песнь о нибеллунгах и политика Габсбургов.

Постепенно это фолк-историческое содержание в «новой хронологии» нарастает - собственно, нигилистическая историческая критика используется теперь только как прелюдия к теории «романовского заговора» против русской истории, из-под спуда которого авторы достают нам «подлинные факты» о том, что Русь это и Орда, и Рим, что Ермак и Фернан Кортес - одно лицо, что арабские монеты, найденные на территории Руси, это русские монеты.

В своей основе концепция Носовского является радикальным фоменкизированным переложением популярной в 1980-1990-е евразийской концепции Льва Гумилева об органичном сосуществовании Руси и Золотой Орды, о евразийском союзе против Запада и т.д. Сам склонный к исторической мифологизации, Гумилев был бы наверняка изрядно раздосадован, узнав, что его сложные схемы установления близости и взаимосвязи Руси и Орды заменены их грубым отождествлением до степени Батый - это «батько» атаман, а Дмитрий Донской - Тохтамыш.

Памятник Дмитрию Донскому. Фото: Natalia Sidorova / Shutterstock.com

В этот период «Новая хронология» превратилась фактически в коммерческий культ, аналогичный многим сектам и построенный по принципу «пирамиды» - необходимо непрерывно поддерживать интерес читателей, а для этого выступать все с новыми и новыми откровениями, раскрывать все новые и новые тайны, охватывать все новые и новые области. К тому же нарастание до невозможной степени количества материала и абсурдных утверждений позволяет практически полностью парализовать критику, так как размывается предмет спора и утрачивается единая точка отсчета. То, что вчера было «фальсификацией», сегодня оказывается «тайным посланием», в котором есть знаки истины, которые требуется только расшифровать. Но если в этом «послании» обнаруживаются какие-то факты, которые вскрывают ложность фоменковской гипотезы, то это, конечно, поздние интерполяции. Отсюда метод фактического спама, когда фоменковщина привлекает всё больше и больше тем и утверждений, якобы доказывающих её основные тезисы.

В фоменковской концепции началась «игра на повышение» и в плане риторического заигрывания с патриотизмом, мол, только фоменковская версия истории раскрывает подлинное величие Руси, а те, кто с нею не согласен - участники русофобского заговора. То, что ни о какой Руси уже вообще речь не идет, что фоменковщина её уничтожает, оглушенные псевдославянофильской трескотней читатели даже не задумываются. Эта стадия, когда «новая хронология» существует в качестве все более разрастающейся фабрики квазиисторических мифов, продолжается и до сих пор.

Последователи «новой хронологии», как правило, делятся на два выраженных типа, даже если они сами в этом себе не признаются - на фоменковцев и носовцев . Представителям первого типа интересней теория подделки античности, ложности хронологии, скептического отношения к историческим источникам. Большинство эпигонов фоменковщины так же, как правило, стоят на первой, нигилистической позиции. Представителям второго типа интересней миф о былой великой Империи, поиск информации о ней, зашифрованной в тех или иных дошедших до нас источниках.

Важно понимать, что фоменковская и носовская часть «Новой Хронологии» фундаментально противоречат друг другу и по общему духу, и по методологии . Одна представляет собой исторический нигилизм, другая - историческое мифотворчество.

Например, в рамках фоменковской деструктивной методологии «очевидно», что Геродот, Иосиф Флавий, равно как и другие древние историки, это фальсификация эпохи Ренессанса. В то же время в рамках носовского исторического мифа не менее «очевидно», что Геродот - это реальный автор, живший в XVI веке, который может служить ценным источником по информации «Империи», если его правильно истолковать, проблема не в фальшивке, а в неправильной интерпретации его «средневековыми схоластами». Из Иосифа Флавия Носовский и вовсе черпает информацию обеими руками, например, находит у него рассказ о Стеньке Разине.

В рамках соавторства, чьи построения претендуют на научность и истину, такие противоположные модели сосуществовать не могли бы. Но, поскольку НХ представляет собой коммерческий культ, в котором истина авторов интересует меньше всего, то большинство изданий Фоменко-Носовского представляют собой текст-кентавр, где две противоречащие друг другу методологии и исторические мифологии обитают в соседних главах. Впрочем, за счет более высокой производительности «носовская» часть этого кентавра постепенно расползается за счет фоменковской.

В следующей статье мы поговорим о методах манипуляции сознанием, вплоть до прямых фальсификаций, используемых авторами «Новой хронологии» для вовлечения адептов в свою секту.

class="eliadunit">

Было ли Монголо – Татарское Иго? Где по-настоящему происходила Куликовская битва? Как строили египетские пирамиды и из чего? Когда на самом деле жил Христос?

История: Наука или вымысел? – это цикл из двенадцати увлекательных научных фильмов, построенных на материалах «Новой Хронологии Фоменко – Носовского». В фильмах рассказывается о том, какие ошибки были допущены историками всего мира, как фальсифицируют историю и приводятся свои альтернативные теории, каждая из которых сопровождается доказательствами.

Все это и еще много интересного вы узнаете просмотрев онлайн «История: Наука или вымысел?».

Фоменко Анатолий Тимофеевич
1945 года рождения, академик Российской Академии Наук (РАН), действительный член РАЕН (Российской Академии Естественных Наук), действительный член МАН ВШ (Международной Академии Наук Высшей Школы), доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета Московского государственного университета. Решил известную проблему Плато в теории спектральных минимальных поверхностей, создал теорию тонкой классификации интегрируемых гамильтоновых динамических систем. Лауреат Государственной Премии Российской Федерации 1996 года (в области математики) за цикл работ по теории инвариантов многообразий и гамильтоновых динамических систем. Автор 180 научных работ, 24 монографий и учебников, специалист в области геометрии и топологии, вариационного исчисления, теории минимальных поверхностей, симплектической топологии, гамильтоновой геометрии и механики, компьютерной геометрии.
Автор нескольких книг по разработке и применению новых эмпирико-статистических методов к анализу исторических летописей, хронологии древности и средневековья.

Носовский Глеб Владимирович
1958 года рождения, кандидат физико-математических наук (МГУ, 1988), специалист в области теории вероятностей, математической статистики, теории случайных процессов, теории оптимизации, стохастических дифференциальных уравнений, компьютерного моделирования стохастических процессов. Работал в институте Космических Исследований (Москва), в Московском станко-инструментальном институте, а также в Японии, в рамках научного сотрудничества между МГУ и университетом Айзу в области компьютерной геометрии. В настоящее время работает старшим научным сотрудником на механико-математическом факультете МГУ на кафедре дифференциальной геометрии и приложений, в лаборатории компьютерных методов.

История наука или вымысел смотреть онлайн

Фильм 1: Знаем ли мы свою историю?

Научные книги и музейные экспозиции, исторические романы и кинофильмы убеждают нас, что об истории человечества известно почти все и практически на любой вопрос пытливого разума у историков обязательно найдется готовый ответ. Однако если мы вглядимся в наше прошлое более пристально, то обнаружим там множество странностей и нестыковок. Почему, скажем, обычно внимательные к историческим деталям живописцы средневековья изображали библейских и античных персонажей, как своих современников? Как древние воины могли рубить своих врагов бронзовыми мечами, если бронзы в те времена еще не было? И откуда взялось в Древнем Египте оружие из железа? А на каком основании Иван Грозный называл себя прямым потомком римского императора Августа? Казалось бы, эти и многие другие загадки должны были заставить историков пристальнее вглядеться в наше прошлое. Но этого до сих пор не случилось, и потому невольно возникает вопрос: а действительно ли мы знаем свою историю?

Фильм 2: На чем основана история

С древнейших времен и до наших дней вся история человечества четко датирована. В многочисленных исторических и археологических справочниках можно найти ответ практически на любой вопрос. В музеях всего мира хранятся уникальные экспонаты – свидетели ушедших эпох. Среди них вряд ли найдется хоть один, на табличке которого будет написано: «происхождение неизвестно» или «возраст неизвестен». Все эти предметы педантично сгруппированы и разложены в строгом хронологическом порядке. Но почему ученые пришли к выводу, что, например, вот этот кувшин относится к пятому веку до нашей эры, а этот – к восьмому веку уже нашей эры? Принято считать, что методы определения возраста древних объектов хорошо проверены, а главное, очень надежны. Но так ли это на самом деле? Действительно ли мировая история основана на строгих научных доказательствах?

Фильм 3: Истину можно вычислить

К сожалению, существующие сегодня научные методы датирования предметов прошлого далеки от совершенства. Тем самым бывает крайне сложно, а чаще и просто невозможно выстроить хронологию исторических событий. А общепринятая сегодня хронология событий, построенная с помощью этих методов, не может считаться абсолютно правильной. Получается, что история – в особенности «древняя», «античная» и средневековая – это в значительной степени миф, вымысел, роман. Всё что угодно, только не наука. И о своём прошлом человечество мало что знает. Но всё-таки у нас есть шанс восстановить истину. И дают нам такой шанс не историки, а… математики. Этот фильм посвящен уникальным авторским методам датировки исторических событий, разработанным российским ученым, академиком Российской Академии наук Анатолием Тимофеевичем Фоменко. Применив эти методы, ученые установили, что настоящая история человечества намного короче той, которую мы изучаем в школах и университетах…

Фильм 4: Алхимия Пирамид или как строили в древнем Египте

Среди многочисленных памятников, оставленных древними цивилизациями, безусловно, самыми известными являются пирамиды Древнего Египта. Считается, что давно известно, кто, когда и зачем их строил. Но до сих пор нет ответа на вопрос: как строили? Как древние зодчие обрабатывали и перемещали огромные каменные блоки? Гипотез много, но любая из них содержит слабые места. Многочисленные попытки исследователей проверить теорию практикой завершались неудачно. Но ещё во второй половине 20 века инженеры-химики провели экспертизы древнеегипетского строительного камня. Загадка древних пирамид была разгадана! Но это открытие не стало сенсацией. Научный мир ответил полным молчанием. Египтологи как будто не заметили открытия. И не хотят замечать его до сих пор.

Фильм 5: Тайна египетских зодиаков

Мир пирамид, фараонов и сфинксов. Мир тайны, которая уводит нас в небывалую даль времен. Чтобы прикоснуться к этой тайне, в Египет тянутся туристы со всего света. Посещая египетские гробницы и храмы, они рассматривают великолепные рисунки и барельефы, которые сохранились до наших дней. Эти рисунки – зодиаки, которые ученые и строители Древнего Египта оставили своим потомкам. Считается, что эти знаки до сих пор не разгаданы. Однако российским ученым-математикам удалось их расшифровать. Оказалось, что в этих знаках зашифрованы важные даты истории Египта. Но официальная египтология не хочет этого замечать и упорно хранит молчание. Почему? О чем могут рассказать эти старинные изображения?

Фильм 6: Господин Великий Новгород, кто ты?

Великий Новгород занимал особое место среди древних русских городов. За право называться столицей Руси он соперничал сначала с Киевом, а потом и с Москвой. Это была богатейшая боярская республика. Торговый оборот этого города не имел себе равных на Руси. Именно через Великий Новгород проходил знаменитый путь «из варяг в греки», связывавший Скандинавию с Византией. Но археологические раскопки и анализ старинных летописей дают основание утверждать, что современный Новгород на реке Волхов никогда не был крупным государственным и торговым центром. А некоторые фрагменты древних текстов противоречат российской истории вообще и истории Великого Новгорода в частности. Так действительно ли город на Волхове – это знаменитый Господин Великий Новгород?

Фильм 7: Куликово поле. Битва за Москву

Куликовская битва – одно из величайших событий русской истории. Считается, что сражение на Куликовом поле в 1380 году было первым шагом на пути освобождения русских земель от монголо-татарского ига. Но так ли это было на самом деле? Результаты многолетних исследований российских ученых говорят совсем о другом. О том, что не было в то время на Руси никаких завоевателей. Что не было трехсотлетнего ига Золотой Орды. Что на Куликовом поле войска Дмитрия Донского сражались не со степными кочевниками. У них был совсем другой противник. Да и само место, которое считается сегодня Куликовым полем, носит свое название незаслуженно. Об этом красноречиво говорят и археологические находки, и древние русские летописи. Так где же на самом деле происходили известные исторические события? Где же оно, это поле Куликово?

class="eliadunit">

Фильм 8: Русь-Орда

Сегодня о монголо-татарском иге на Руси знают практически все. Со школьной скамьи нам рассказывают о порабощении русского народа степными кочевниками, у которых не было ни культуры, ни письменности. Считается, что это вторжение привело к огромным человеческим жертвам среди русского народа, к уничтожению и расхищению его материальных и духовных ценностей. С раннего детства нас учат тому, что в результате иноземного ига экономическое и культурное развитие Руси, по сравнению с Европой, якобы было отброшено на три столетия назад. Нам настойчиво разъясняют, что Русь почти на три века погрязла во мраке нищеты, невежества, жестокости и насилия, попав в экономическую и политическую зависимость к своим поработителям – монгольским Ханам и Правителям Золотой Орды. Это написано в официальных книгах по истории России. Но так ли все было на самом деле? Дошедшие до нас исторические факты и свидетельства говорят совсем о другом.

Фильм 9: В каком веке жил Христос?

Сегодня практически любой человек, независимо от вероисповедания, знает евангельскую историю об Иисусе Христе. Время Его земной жизни – это не только эпоха зарождения новой религии. Это новая точка отсчета хронологии человечества. В большинстве стран мира принято вести летоисчисление от Рождества Христова. Никто не сомневается в том, что с момента этого важнейшего для человечества события прошло две тысячи лет. Но почему люди так уверены в это? Авторы фильма не затрагивают вопросы веры и церковные догматы. Задача этого фильма в другом: разобраться о вопросах историко хронологического характера. Вполне возможно, что общепринятая дата Рождества Христова ошибочна и на календаре сегодня должен быть написан не сегодняшний год, а совсем другая дата.

Фильм 10: Забытый Иерусалим

Когда-то в древности существовало царство под названием Иудея. Столицей этого царства был город Иерусалим. Современные историки и археологи утверждают, что находилось это царство на юго-западе Азии, там, где сегодня расположено государство Израиль. Столица Израиля тоже носит название Иерусалим. Ученые, которые изучают библейскую историю, утверждают, что древний иудейский Иерусалим и Иерусалим современный – это один и тот же город. Однако не все ученые уверены, что древняя Иудея была расположена именно здесь, у восточного побережья Средиземного моря. Этот фильм посвящен версии авторов теории «Новая хронология» А.Фоменко и Г. Носовского, которые полагают, что иудейское царство было расположено совсем в другом месте, а под названием Иерусалим в Библии описан совсем не тот город, который мы называем Иерусалимом сегодня.

Фильм 11: Московский Кремль

Уже много веков стоит на Русской земле Москва. О ней написано и рассказано так много, что, кажется, будто об этом древнем городе известно все. Но это совсем не так. К сожалению, наши познания в истории нередко бывают поверхностными. Даже самые яркие страницы прошлого мы читаем не внимательно. А сведения о самых знаковых исторических местах часто берем не из древних документов, а из туристических справочников. Одно из таких мест – это Московский Кремль. Удивительный город-крепость. Твердыня власти, древний духовный центр, символом Москвы и всей России. Величие Кремля поражало во все века. В его истории всегда было что-то недосказанное, какой-то сокровенный смысл и значение. Многие исследователи потратили годы жизни, чтобы разгадать тайны этой старинной крепости. Но оказывается, разгадка была у них под рукой. Надо было просто заглянуть в……Библию.

Фильм 12: Реконструкция истории

Современная историческая наука трещит по швам. Ученые – математики, создавшие новые математические методы исследования исторических документов не оставили камня на камне от общепринятой хронологии исторических событий. А ведь хронология лежит в основе истории, являясь ее «позвоночным столбом». Изменение хронологии автоматически приводит к необходимости пересмотреть все события мировой истории. Оказывается, что многих известных нам по книгам и кино властителей и даже событий древнего мира не существовало вовсе, что они являются фантомами, отображением более поздних средневековых правителей и событий. Реконструкция истории, проведенная учеными на основании новой хронологии мира, устраняет большое количество тайн и загадок в прошлом человечества, находит простые и логические объяснения тем историческим событиям, о которых историки спорят уже не одно столетие. Выясняется также, что история европейских государств искусственно растянута в прошлое, а история Руси намеренно укорочена. Более того, после знакомства с настоящей Реконструкцией истории становится понятным многое из происходящего в наши дни.

.