Имя

Биография

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол », работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это - первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков и части духовенства, обвиняющей Федорова в сатанизме и волшебстве. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография) , Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское . Там их радушно принял гетман Ходкевич , который основал типографию в своём имении Заблудове . Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» () - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Существует и иное объяснение переезда Фёдорова в Заблудово. Так, акад. М.Н. Тихомиров подчёркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге "основана только на рассказе Флетчера ... Эта легенда... крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Фёдоров вывез их... Нигде нет никаких указания на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили «по благословению» митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам…" М.Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудово объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М.Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV .

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог , где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию », первую полную библию на церковнославянском языке .

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II . Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583) . В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря .

Альтернативная теория начала книгопечатания на Украине

Практически все современные источники утверждают, что Иван Фёдоров был первопечатником на территории Украины. Однако, по мнению украинских исследователей Ореста Мацюка , Якима Запаско и Владимира Стасенко , в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия . Со временем, по мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась. Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе . Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства ) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк. Однако эта альтернативная теория подверглась жёсткой критике со стороны другого известного украинского исследователя Евгения Немировского . Изучая Хроники монастыря св. Онуфрия , Немировский подтвердил, что Степан Дропан действительно пожертвовал монастырю денежные средства и землю, однако никаких упоминаний типографии в Хрониках нет. Заключение Огиенко о том, что Степан Дропан был первопечатником основывается только на том факте, что в 1791 году монахи предъявили ряд претензий Ставропигийскому братству. В числе своих требований, братья притязали и на типографию, мотивируя это тем, что Степан Дропан якобы завещал её в 1460 году, что не находит подтверждения в Хрониках. Апелляция к фигуре Степана Дропана со стороны монахов, таким образом, представляла собой не более чем неудачный тактический ход, с целью заполучить типографию. Евгений Немировский отмечает, что в 1460 году типографий не было ни в одном европейском городе, кроме Майнца: «Если до 1460 года во Львове печатали книги, то основать типографию здесь мог лишь изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг».

Память

Памятник Ивану Фёдорову во Львове (архитектор А. Консулов, скульпторы В. Борисенко и В. Подольский) Здание , где были напечатаны книги Ивана Фёдорова Святоонуфриевский монастырь , где 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров Восстановленное надгробие Ивана Фёдорова

В филателии

Издания

Московский Апостол.

Основная статья: Апостол 1564 года

1. Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. Электронная версия .

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 - 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

5. Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 - 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счёта + 75 листов второго счёта, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра , причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется электронная версия .

6. Апостол. Львов, 25/II 1573 - 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы , восточная Германия). Этот экземпляр переплетён вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра . Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся м с ца што за старыхъ вековъ дѣ ело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке , Санкт-Петербург.

Книгопечатники - современники Ивана Фёдорова

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих » («Осьмогласник» ) и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

См. также

  • Сферическая панорама памятника Ивана Фёдорова в Москве
  • День работников издательств, полиграфии и книгораспространения Украины
  • О первопечатнике диаконе Иване Федорове рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Примечания

  1. До Фёдорова печатанием книг на Церковнославянском языке занимался доктор медицины из Полоцка Франциск Скорина . См. Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина: Его переводы, печатные издания и язык. - СПб., 1888.
    // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    Подокшин С. А. Франциск Скорина. - М.: Мысль, 1981. - 216 с. - С. 28.
  2. Андриевский А. Первый русский книгопечатник. - 4-е изд. с дополнениями проф. А. М. Лобода. - Петербург-Киев: Сотрудник, 1910.
  3. Кеппен П. И. Надгробный камень первого русского печатника // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 14. - С. 160-161.
  4. Калайдович К. Ф. Записка об Иване Федорове // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 11-12. - С. 279-302.
  5. Впервые эту версию выдвинул В. К. Лукомский (в сборнике «Иван Федоров первопечатник», М. - Л., 1935, стр. 167-175. Ее впоследствии поддержал Е. И. Немировский («Очерки об истории издательской марки »)
  6. Немировский Е. Л. Иван Фёдоров (около 1510 - 1583) / Отв. ред. А. А. Чеканов. - М .: Наука, 1985. - 320 с. - (Научно-биографическая литература). - 50 000 экз.
  7. Флетчер, Дж. Глава 21. О церковном управлении и духовных лицах // О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Под редакцией князя Н. В. Голицына, перевод князя М. А. Оболенского . - СПб. , 1911.
  8. Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // Русская культура X-XVIII веков. М., 1968. С. 315-318.
  9. «Искатели», программа «Книжный червь Грозного»
  10. Запаско Я., Мацюк О., Стасенко В. Початки українського друкарства. - Львів, 2000. - 222 с. (укр.)
  11. Степан Дропан (укр.)
  12. Немировский Е. Л. По следам первопечатника" - Москва: Современник, 1983.
  13. ФЕДОРОВ, ИВАН ФЕДОРОВИЧ - статья из энциклопедии «Кругосвет»
  14. Русская Православная Старообрядческая Церковь: Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (состоявшегося во граде Москве 20-22 октября 200 …

Сегодня для нас привычным делом стали печатные издания — книги, журналы, газеты. Стоят они недорого, являются общедоступными, из-за чего отношение к ним часто неуважительное и небрежное. А когда-то книги были дороже золота, ими владели только очень богатые люди. На создание одной книжки тратились многие годы, иногда десятилетия. Это был тяжелый и кропотливый ручной труд, а право быть переписчиком считалось привилегией, получить которую мог далеко не каждый.

В Европе все начало меняться в середине 15 века, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание. На Руси первый печатный станок по приказу Иоанна Грозного в 1563 году построил Иван Федоров. Что мы знаем о нем сегодня? Краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых будет очень интересна. Она представлена ниже.

Доподлинно историкам неизвестны дата и место рождения Ивана Федорова, его генеалогия. Считается, однако, что он появился на свет в Москве где-то между 1510 и 1530 годами, принадлежал к белорусскому роду Рагозиных. Многие исследователи жизни первопечатника настаивают, что он родился в 1510 году в Калужской губернии.

Начало биографии

Достоверно известно, что Иван Федоров учился в Краковском университете с 1529 по 1532 год и получил степень бакалавра. Об этом сохранилась запись в архивах университета. Возможно, именно здесь он впервые и услышал о книгопечатанье.

Вернувшись в столицу, молодой человек поступил на службу в церковь Николы Гостунского. Образованный, начитанный, воспитанный, он попал под покровительство митрополита Макария. Последний был приближен к царю Иоанну Грозному, и вполне вероятно, что именно он посоветовал доверить создание первой на Руси типографии способному юноше.

Постройка первой русской типографии

Краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых раскрывает важный факт. В 1550 году жизнь Федорова сделала крутой поворот. Приказом Иоанна Грозного ему было поручено организовать печатное дело. Развернулась масштабная деятельность по устройству первой русской типографии. Верными помощниками первопечатника в этом непростом деле стали Петр Мстиславец и Маруша Нерефьев. Работы были закончены только в 1563 году.

«Апостол» и «Часовник»

17 апреля 1563 года мастера приступили к созданию первой книги «Апостол». Она была закончена почти через год. Официальной датой ее издания считается 1 марта 1564 года.

Любая краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей или для взрослых написанная, обязательно упоминает эту книгу, но упускает такие интересные факты:

  • книга имела 268 листов, из них 262 пронумерованных;
  • была выпущена на старославянском языке;
  • при печати использовались красный и черный цвета, при этом красным печатали название глав;
  • первая буква в начале каждой новой главы рисовалась художниками вручную;
  • каждая глава была изукрашена красивым цветочным орнаментом ручной работы;
  • общий тираж «Апостола» составил 1000 экземпляров, из которых сохранилось только 47.

В 1565 году двумя тиражами была выпущена вторая книга — «Часовник». Из 345 экземпляров до нашего времени дошли только 7.

Бегство

  • на первопечатника ополчился высший свет из-за страха, что книгопечатанье сделает грамоту доступной простому народу, а образованных людей эксплуатировать гораздо сложнее;
  • недовольны были переписчики при монастырях, которые фактически теряли свой хлеб;
  • духовенство объявило типографию дьявольским измышлением.

Толчок к побегу дал поджог в 1566 году, в результате которого первопечатник Иван Федоров потерял почти все имущество. Он направился в Литву.

Литовский период

Великое Литовское княжество радушно приняло печатных дел мастера. Первопечатник Иван Федоров с помощью гетмана Ходкевича построил новую типографию в Заблудове. В 1568-1569 гг. было издано «Евангелие учительное», а в 1570 году увидел свет «Псалтырь с часословцем».

По неведомым причинам Ходкевич вдруг прекратил финансирование книгопечатания, подарил Федорову небольшую деревню и посоветовал заняться земледелием. Иван Федоров — первопечатник, краткая биография для детей и взрослых которого описана в статье, остался верен своему делу. Он собрал пожитки и вместе с семьей (известно, что у него была жена и дети) переехал во Львов.

Работа во Львове

В третий раз первопечатник Иван Федоров начал жизнь заново. Он организовал типографию, где в 1574 году выпустил 2 книги:

  • «Апостол» с дополнениями и исправлениями;
  • «Букварь».

Последняя — одна из самых ценных книг в мире. До нашего времени дошел всего 1 ее экземпляр. Сегодня он хранится в Гарвардской библиотеке.

Переезд и закат

В 1575 году Федоров получил приглашение от одного из самых богатых шляхтичей — Константина Острожского, устроить типографию в Остроге на Волыне. Первопечатник принял предложение и снова переехал на новое место. Там на деньги шляхтича он организовал типографию.

Острожский период оказался самым плодотворным в жизни Ивана Федорова. С 1578 по 1581 гг. он выпустил 6 книг.

В 1582 году печатных дел мастер вернулся к семье во Львов, где умер в бедности в 1583 году. Он был похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. На этом закончилась краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых написанная.

Имя и основные факты биографии первопечатника Ивана Федорова известны, наверняка, многим эрудированным людям. Но жизненный путь этого человека был гораздо труднее и увлекательнее, чем преподают в школах. Предлагаем ознакомиться более детально с тем, как жил и трудился первый в России первопечатник.

Исторические реалии

Биографию первопечатника Ивана Федорова следует рассматривать в контексте той эпохи, в которой он жил. Так, 15-е столетие - период правления сурового Ивана Грозного. Россия существенно отстает от Европы, книги по старинке переписываются в монастырях силами монахов. А на западе уже много лет в ходу печатные станки, которые сделали кропотливую работу более быстрой. Конечно, современному человеку массивная конструкция - изобретение Иоганна Гутенберга - покажется странной. Первый печатный станок имел брусья, крепившие его к полу и потолку, тяжелый пресс, под силой которого оставались оттиски на бумаге, а также набор литер - букв английского алфавита в зеркальном отображении. Из них составлялись макеты страниц.

Иван Грозный, не желая отставать от Европы, повелел развивать книгопечатное дело, выписал печатный станок, а первым работником старинной типографии и стал Иван Федоров.

Начало жизненного пути

Краткая биография и интересные факты о первопечатнике Иване Федорове не содержат точной даты рождения. Поэтому исследователи предполагают, что родился он в 20-е годы XVI века. Место рождения также покрыто тайной, однако считают, что это Москва: не зря он подписывался как «Москвитин». О его детстве и юности сведения до наших дней не дошли, что и понятно - когда человек только родился, никто не догадывается, что в дальнейшем его жизнь будет интересна потомкам, поэтому факты нигде не фиксируются.

Однако имя Федорова стало известным в 1564 году - это дата рождения русского официального книгопечатания.

Первая печатная книга

В развитии культуры Руси в полной мере отмечены заслуги первопечатника Ивана Федорова. В краткой биографии для детей особенно уделено внимание его первой книге, которая появилась спустя месяц кропотливой работы талантливого новатора и во многом напоминала рукописную. Это «Апостолы», также известная под названием «Деяния и Послания Апостолов». Ее отличают следующие особенности:

  • Наличие буквиц, представляющих собой крупную букву, первую в разделе, изысканно украшенную орнаментом. Их 22.
  • Использование орнаментов, делающих книгу особенно нарядной и торжественной.

Благодаря стараниям Федорова книга полностью соответствовала старинным русским церковным традициям.

Последующая деятельность

После появления первой печатной книги работа Ивана Федорова продолжилась. Уже через год был издан «Часовник». Однако новаторам пришлось столкнуться с яростным сопротивлением монахов, которые не восприняли печатные книги как таковые. Традиции оказались настолько сильны, что в биографии первопечатника Ивана Федорова упоминается факт сожжения типографии и необходимость покинуть Москву. Однако работа продолжилась.

Жизни в Заблудово

Биография первопечатника Ивана Федорова для детей особенно интересна. В ней упоминается, что после отъезда из Москвы он обосновался в Великом княжестве Литовском, в Заблудово, находящемся на территории современной Польши. Благодаря помощи гетмана Ходкевича, благодушно отнесшегося к новатору, Федоров наладил выпуск церковных книг. В 1569 году свет увидело «Учительское Евангелие». Вскоре после этого первопечатник расстался со своим другом и помощником Петром Мстиславцем, но продолжил любимое дело. Был издан «Псалтырь с Часословцев». Далее в биографии первопечатника Ивана Федорова начинаются нелегкие времена. Из-за болезни Ходкевич разочаровался в издании книг, посчитав это занятие ненужным, и отказал новатору в поддержке. Но желание заниматься любимым делом оказалось сильнее, и трудности не сломили волю этого человека.

Переезд во Львов

Оставшись без поддержки гетмана, основатель печатного дела перебирается во Львов. Для открытия типографии ему требовались деньги, но никто не спешил прийти на помощь. Тем не менее, в этот момент биография первопечатника Ивана Федорова становится поучительной: благодаря упорству, ему удается добыть денег и продолжить дело. Во Львове увидело свет второе издание знаменитого «Апостола», который, конечно, уступал в художественном и профессиональном плане первой версии, но все равно имеет большую историческую ценность. Здесь же была напечатана «Азбука», первый в России печатный учебник.

Расцвет деятельности

Из краткой биографии первопечатника Ивана Федорова мы узнаем, что, несмотря на силу воли и работоспособность, ему не удавалось получить стабильной прибыли, поэтому финансовые трудности заставили новатора покинуть Львов и перебраться на юго-запад Руси. Здесь, под покровительством князя Константина Острожского, великому человеку удалось издать первую полную Библию на церковнославянском, «Острожскую Библию».

Последние годы жизни

Работа в Остроге помогла Ивану Федорову частично решить финансовые проблемы, поэтому он получил возможность вернуться во Львов и начать работу над открытием новой типографии. Увы, этому сбыться было не суждено, в 1583 году первопечатника не стало. Новая типография была продана ростовщикам за долги, старший сын и ученик Ивана Федорова попытались ее выкупить, но денег им не хватило. Книгопечатание на Руси уснуло на 20 лет, чтобы затем с триумфом вернуться.

Подборка интересных фактов

  • Первый печатный станок с подвижными литерами был изобретен Гуттенбергом, ювелиром по профессии. Однако из-за финансовых трудностей создатель был вынужден заключить невыгодный для себя договор с ростовщиком Фустом, отчего некоторое время считалось, что заслуга книгопечатания принадлежит именно последнему.
  • Если имя первопечатника Федорова у многих на слуху, то мало кому известно, что это именно он стал разделять слова пробелами, что существенно облегчало чтение. До него тексты писались слитно, конец предложения выделялся точкой.
  • Именно первый книгопечатник ввел в использование некоторые новые буквы и слова.
  • Даже краткая биография первопечатника Ивана Федорова свидетельствует о том, что это был невероятно образованный и эрудированный человек для своего времени, владел несколькими языками, стремился нести свои знания в массы.
  • Помощником Ивана Федорова по созданию печатных книг был его друг и сподвижник Петр Мстиславец, о детстве и молодости которого сведения до наших дней не сохранились.
  • В биографии первопечатника Ивана Федорова упоминается несколько интересных событий из его личной жизни. Так, известно, что он был дважды женат.
  • Во времена жизни первопечатника фамилий не было, поэтому Федоров - это, вероятнее всего, сокращенное отчество «Федорович». Так, в «Острожской Библии» указано, что напечатана она Иоанном, Федоровым сыном.

Краткая биография первого первопечатника Ивана Федорова занимательна и поучительна. Этот человек, несмотря на яростное сопротивление духовенства, сумел наладить издание книг, вкладывая в это дело всю душу.

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. Кто же такой Иван Федоров? За что ему поставлен памятник в столице нашей Родины? Почему вся страна в 1958 г. отмечала как памятную дату 375-летие со дня его смерти?

Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги - это реки, напояющие Вселенную, в них ведь неисчетная глубина», - говорили они.

Но удовлетворить тягу к книжному просвещению в те времена было не так легко. В России еще не умели печатать книги. Их переписывали от руки особые переписчики - писцы. Порой такой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу».

Конечно, рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран. И в России потребность в печатных книгах все росла.

После взятия русскими войсками Казани в 1552 г. правящие круги тогдашней России стремились распространить христианство среди мусульманского населения. Нужно было много печатных книг для церковного богослужения, притом таких, в которых не было бы описок. Тогда-то, по желанию царя Ивана Грозного, решено было прибегнуть к книгопечатанию.

В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Он стоял на Никольской улице (теперь улица 25 октября). Там и до сих пор остались строения Печатного двора более позднего времени.

Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы выделялась красной краской.

Начало главы украшали заставки - орнаменты, на которых переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники: дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30-40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла и был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.

Его товарищ - Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля, на Смоленщине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом.

Конечно, первопечатники не сами выдумали способы книгопечатания, уже известные в других странах. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.

Печатный двор работал недолго. В октябре 1565 г. он выпустил вторую книгу - «Часов-ник», содержавшую различного рода молитвы. В России того времени «Часовник» служил первой книгой для обучения чтению. «Апостол» печатался год и стоил очень дорого. «Часовник» же печатался всего два месяца.

Что случилось дальше, не вполне ясно. В России наступило тревожное время опричнины. Позднейшие рассказы говорят о гибели Печатного двора от пожара, но подтверждения этому мы не имеем. Рассказывают о бегстве первопечатников из Москвы в Литовское великое княжество, но и это только предположение.

Может быть, первопечатники покинули Москву даже с согласия самого царя, чтобы помочь развитию книгопечатания в Белоруссии.

Во всяком случае, через несколько лет после выхода «Часовника» печатники оказались в Литовском княжестве. Здесь они работали в Заблудове, белорусском местечке, принадлежавшем крупнейшему землевладельцу и гетману Ходкевичу. 8 июля 1568 г. печатники стали набирать первую свою книгу в Литве. Через 9 месяцев она вышла из печати. Петр Мстиславец вскоре покинул Заблудово и переехал в столицу Литвы - Вильно (современный Вильнюс), где продолжал печатать книги. Иван Федоров остался в Заблудове и напечатал там еще одну книгу - «Псалтирь», окончив работу в марте 1570 г.

Но Ходкевич состарился и больше не хотел утруждать себя хлопотами, связанными с печатанием книг, Он предложил первопечатнику прекратить свое дело и стать небольшим землевладельцем. Иван Федоров гордо ответил старому гетману, что найдет иное поле для своей деятельности, потому что хочет «рассевать духовные семена по Вселенной», а не работать сохою.

И вот Иван Федоров вместе с семьей отправился в новые скитания. Он поехал в богатый украинский город Львов, где надеялся найти помощь. Деньги ему удалось достать только у местных ростовщиков, и то с большим трудом.

В 1573 г. Иван Федоров приступил к созданию первой печатной украинской книги. Это был тоже «Апостол», походивший на московский экземпляр, только, пожалуй, еще более красивый. Он был напечатан в 1574 г. В послесловии этой книги Иван Федоров рассказал о том, как составилась «друкарня», т. е. типография, в Москве и во Львове. По его словам, в Москве получилось «великое озлобление» против него не от самого царя, а от многих начальников и священнослужителей. Злоба их изгнала первопечатника из своего отечества и заставила переселиться в незнакомые места. Когда же он поселился во Львове и начал устраивать печатное дело, то и здесь не встретил никакой помощи, хотя и обращался к богатым и благородным, кланялся им, стоя на коленях, ноги их омывал слезами.

«Апостол» был выпущен, но ростовщики потребовали уплаты долга, и напечатанные книги со всем оборудованием типографии остались у них в закладе. Так Иван Федоров опять сделался почти нищим.

Неожиданно он получил предложение работать у богатейшего украинского феодала - князя Острожского, создавшего свою типографию в городе Остроге. Иван Федоров переехал в Острог вместе со своей семьей. Здесь он начал устраивать новую друкарню. Из острожской типографии вышла громадная книга «Библия», напечатанная двумя изданиями - в 1580 и 1581 гг.

Прожив несколько лет в Остроге, печатник опять вернулся во Львов. Богатый князь Острожский не постыдился преследовать его за долги, и суд постановил наложить арест на вещи Ивана Федорова. Так у печатника было отнято его последнее имущество.

…Незаметно подошла старость и болезнь. Однажды к постели тяжело больного печатника пришел один из ростовщиков и потребовал денег. Это было последним ударом. 6 декабря

1583 г. Иван Федоров умер. Необычна была надпись, которую друзья вырезали на могильном памятнике: «Иоанн Федорович, друкарь москвитин, который своим старанием печатание небывало обновил. Умер во Львове года 1583, декабря 6». А под гербом Ивана Федорова была вырезана и другая надпись: «Друкарь книг, перед тем невиданных».

Да, это воистину был первопечатник, друкарь книг, не виданных до него в России и на Украине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.

На Руси, кстати, зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. О нем мы вспомнили не зря. Ведь в этом году исполняется 440 лет с тех пор, как 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.

Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.

Итак, первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.

О Федорове мы знаем немного - только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу "катюш".

Знаем мы и то, что новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы - такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", - написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку".

Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его "Апостола".

Павел Колпаков