КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми старшей группы

Цели:

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Воронежа;

Формировать "образ музея", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция.

Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее.

Условия : время проведения- ноябрь.

Ход экскурсии

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. Что такое музей? (ответы детей.) Верно. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (ответы детей).

Сегодня мы побываем в Воронежском краеведческом музее и посмотрим выставку экспонатов. А, кто знает, что такое выставка и экспонаты? (ответы детей – когда нам что-то показывают)

Да , выставка – это показ предметов, выставленных для публичного обозрения, а экспонаты – это те предметы, которые выставлены для обозрения.

А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).

Молодцы, а теперь давайте вспомним, как надо вести себя в музее и других общественных местах. (ответы детей - В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

Воронежский губернский музей, родоначальник Воронежского областного краеведческого музея, был открыт осенью 1894 года. С первых дней своего существования в 1894 году и до наших дней этот музей был и остается одним из крупнейших центров историко-культурного наследия Центрального Черноземья. Более 3000 экспонатов, отражают различные аспекты истории, культуры и природы родного края, вызывают неподдельное восхищение и уважение к удивительно колоритной истории и культуре Воронежской земли.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году в здание находился военный госпиталь.

Гражданская война и Великая Отечественная война 1941–45 годов нанесли колоссальный ущерб городу, не пощадив и музеи. Работниками музея была развернута активная деятельность по спасению гибнущих исторических и художественных ценностей. Но во время Великой Отечественной войны только незначительная часть фондов была эвакуирована в Казахстан и Сибирь, а оставшиеся коллекции в основном погибли. В 1943 году музей возобновил свою деятельность. В 1948 году музею было возвращено принадлежавшее ему ранее здание, в котором был также размещен Музей изобразительных искусств. Спустя несколько лет музею было выделено отдельное здание по улице Плехановской, в котором он размещается и в наше время. . В отделе истории представлены материалы по истории Воронежского края по темам: археология, основание Воронежа, эпоха Петра I, Воронеж в ХVIII-ХIХ веков, Воронеж в конце ХIХ - начале ХХ веков, современная промышленность Воронежа и многие другие. Здесь же открыты два выставочных зала для постоянно меняющихся тематических экспозиций.

«Сегодня музей насчитывает около 170 тыс. экспонатов. В нем 18 залов, несколько выставок « История Воронежского края», « Оружие восьми веков Х II - ХХ вв», « Царство животных», « Крылатое чудо» В коллекции музея есть предметы с археологических раскопок «Частых курганов» и «Хозарского городища.

Остановка 1: Археология.

Все начинается с древних времен, первый небольшой зал – Археология 1.

Эпоха позднего палеолита. Мезолит. В нем размещается схема палеолитических памятников.

Так же в этом зале стоят бюсты, изображающие примерный внешний вид древних людей, проживающих на территории современной Воронежской области.

На отдельном стенде лежат кости древних животных, в основном мамонтов, но есть череп шерстистого носорога и рог тура.

Остановка 2: Археология 2

Этот зал тоже посвящен древним временам –Неолит. Энеолит. Эпоха бронзы.

На стендах в этом зале лежат найденная посуда и инструменты тех времен. Отдельно находятся остатки керамики эпохи бронзы III-II век до нашей эры.

Отдельно хочется сказать слово о древних рыболовах. Счастливые это были люди! Судя по крючкам, которые представлены в экспозиции музея, наши предки были весьма амбициозными добытчиками пищи. Природа позволяла им выуживать не ту мелочёвку, что таскают нынешние любители рыбалки, а трофеи, которыми можно было питаться не один день. Это можно удвидеть и по фотографиям самих рыб, и по крючкам, которые представлены на стендах.

Останова 3: Археология 3

Этот зал посвящен Кочевым народам раннего железного века. Древним славянам.

Здесь длинный стенд, отображающий находки разных времен, начиная от предскифского периода IX-VII до нашей эры до периода, когда на территории Воронежской области начали жить древние славяне VII-X века нашей эры.

Отдельно на целую стену весит изображение реконструкции Маяцкой крепости IX-X веков.

Остановка 4 Основание Воронежа.

Четвертый зал, посвящен основанию Воронежа. Официально год основания 1586, в этот год была построена крепость. Хотя до крепости здесь уже было поселение.

В этом зале есть карта Русского государства и Крымского ханства первой половины XVI века. Монеты, доспехи, документы и прочие вещи того времени.

Остановка 5: Петровские времена

Пятый зал связан со временем, которым, видимо, особенно гордятся воронежцы. А именно – с периодом кораблестроения в Воронеже. Это время, когда по указанию Боярской думы и Петра I начал строиться военно-морской флот.

В зале есть макет первого российского линейного корабля Гото Предестинация, его воссозданная копия стоит у Адмиралтейской площади и является кораблем-музеем.

Также есть пример того, как выглядели Воронежские верфи того времени. Они работали 1696 по 1711 год, пока река Воронеж не обмелела. После этого была построена новая верфь ниже по течению в селе Таврово .

Остановка 6: Кораблестроение в Воронеже.

Шестой зал тоже связан с кораблестроением в Воронеже. При переходе к нему проходишь небольшую комнату. В ней находятся якорь, пушка, схемы, картины и другие вещи, связанные с военно-морским флотом того времени.

В самом зале представлено оружие. Схема восстания на Дону 1707-1708 годов. Копия посмертной бронзовой маски Петра I рядом с его портретом.

В зале с маской Петра Великого и маской его руки очень много портретов других деятелей того времени с описанием их жизни и тем, как они относятся к Воронежу.

Казалось бы, где Петр I - и где Воронеж? Однако монарх не коротал все свои дни в центре России или в строящемся Петербурге. Он заботился не только о флоте на Балтике, но и на Черном море.

20 октября 1696 года Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России государственного военно-морского флота. По указу Петра I в Воронеже было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. К весне 1699 года были спущены на воду 10 кораблей, 2 галеры, 2 небольших судна и 4 парусные лодки...

Остановка 7: Воронежский край в начале XIX века.

В этом зале находится небольшая экспозиция, изображающая одну из комнат дворян того времени, а напротив неё весит крестьянская одежда.

Здесь стоят вазы, посуда, вещи, связанные с православием. Оружие, в том числе, комплект для дуэли.

Остановка 8: Жизнь Воронежской губернии в XIX – начале XX века.

Тут находится инсталляция крестьянской избы. Отдельно стоят вещи, представляющие быт того времени. В конце зала стоит макет паровоза и вещей, связанных с железными дорогами.

Остановка 9: Гражданская война 1917-1922 годов.

Стены здесь красные, видимо, под цвет флага большевиков. На стенах висят листовки, плакаты и фотографии революционного времени. Есть пулемет и аппарат из подпольной типографии, медали, оружие, сабли, мортиры!

Вот и легендарная тачанка, на которых по воронежским степям гоняли разные разбойные банды и доуничтожали белых. Надо сказать, во время Гражданской войны город дважды занимался войсками белых, первый раз в сентябре 1919 года Донским корпусом К. К. Мамонтова и в октябре 1919 года отрядами А. Г. Шкуро. Однако оба раза быстро освобождался.

Первая мировая отличилась и карикатурами. Забавное было у наших предков чувство юмора! На открытке, которую прислал с фронта в родной Воронеж солдат российской армии, изображены доблестно отступающие войска противника.

Вообще, в Воронеже, как в не самом отдаленном от фронтов Первой мировой, располагались госпитали и было очень активно общество Красного креста.

Удаленность от центра - города Москвы и Петербурга не повлияла на события 1917 года. В Воронеже тоже все было весьма жестоко и кроваво. 30 октября 1917 года после восстания 5-го пулеметного полка, расположенного в Воронеже, власть перешла к большевистскому военно-революционному комитету во главе с А. С. Моисеевым.

Остановка 10: денежные знаки России XIX – ХХвв.

В зале представлены первые царские деньги,много денег Временного правительства, затем идут учетные билеты, билеты казначейства и всякие «деньгозаменители» времен Гражданской войны.

Представлены несколько копилок. Возле них - монеты, которые в таких копилках держали. И, кстати, закапывали прямо в этих жестяных баночках. Клады в Воронежской земле нередки, потому что история здесь была весьма бурной, и, как водится, люди предпочитали хранить деньги отнюдь не в сберегательных кассах.

Остановка 11: Воронеж космический.

Воронеж оказывается тесно связан с отечественной космонавтикой. Вот информация из википедии:

В конце 1950-х годов на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 году впервые в мире достичь второй космической скорости. На основе двигателя РД-0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту.

В этом зале находятся экспонаты космической отрасли и, в том числе, макет двигателя РД-0109.

Остановка 12: Выставка “Оружие восьми веков (XIII-XX века)”.

В зале за стеклом располагаются различные военные доспехи и форма, сабли и ружья, а также другое холодное и огнестрельное оружие.

Остановка 13: Выставка « Крылатое чудо»

В этом зале вы увидитесь с миром бабочек и интересными образцами членистоногих животных мировой фауны и частных собраний ряда Воронежских коллекционеров.

Эта выставка знакомит с необычайно ярким и многообразным миром насекомых нашей планеты. Выставлено более 3500 наиболее интересных и знаменитых представителей бабочек, жуков, стрекоз и некоторых других насекомых. Представлены также пауки-птицееды и скорпионы. Удивительная экспозиция заинтересует не только детей, но и взрослых.

Остановка 14: « Царство животных»

На этой выставке можно познакомиться с фауной Воронежской области, рассмотреть вблизи чучела зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся, а также увидеть археологические находки - фрагменты скелетов доисторических животных: кости мамонтов и тригонтерий, зубы акул и др.

В конце нашей экскурсии я хочу сказать следующее

Конспект урока-экскурсии для 9 класса

по предмету «Историческое краеведение»

Тема: Путешествие по Ульяновской земле

Тип урока: Урок получения нового знания

Вид урока: Урок экскурсия

Цель: Познакомить учащихся с историческими особенностями Ульяновской области при посещении Краеведческого музея.

Ожидаемые результаты :

а) в области знаний:

    рассказать об особенностях истории Ульяновской области

    показать экспонаты Краеведческого музея

    сформировать целостное представление об истории Родного края с помощью экспонатов музея и рассказе экскурсовода.

б) в области умений и навыков проявить:

    развить логическое мышление и речь учащихся;

    продолжить формировать умение слушать

    развивать интерес к истории

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

    воспитать уважение к истории Родного края;

    сформировать активную жизненную позицию

    продолжить воспитание чувства патриотизма

    продолжать воспитывать чувство бережного отношения к краю

План урока.

I. Оргмомент (2 мин.).

. (25 мин).

III .  (фронтальный опрос ),(2 мин)

I V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)

V. Домашнее задание : (1 мин.)

Ход экскурсии.

I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

II. Изучение нового материала . (25 мин).

Учитель: Цели нашей экскурсии просты – сегодня мы должны будем многое узнать об Ульяновской области – исторические сведения о нашей области, которые оставили нам наши предки.

В последние годы необычайно актуально стало обращение внимания на краеведческий местный материал, на свои корни. Человек, который не помнит своего прошлого, не помнит своей истории, не может двигаться вперёд в своём развитии.

Наш урок мы вместе с вами построим в форме путешествия по Ульяновской земле, но сначала узнаем особенности нашей области.

( Ученик читает стихотворение «Мой город», автор П.Т. Мельников )

МОЙ ГОРОД

Мой город не из древности глубокой,

Но прочно утверждается в веках.

Стоит над Волгой, на горе высокой,

На речках, на озерах, родниках.

Не завлекут меня края иные,

Я свой предел покинуть не могу.

Живут мои знакомые, родные

На правом и на левом берегу.

В садах Подгорья, перед звездопадом,

Услышал я, как яблоки стучат,

С Венца простор охватывая взглядом,

Взывал я к предкам, но они молчат.

Люблю, когда на город и поселки

Ночных огней прольется красота

И на запястье задремавшей Волги

Браслетами сверкают два моста.

Пётр Трофимович Мельников

Учитель: Теперь перейдем к нашей экскурсии. Задание : в ходе моего рассказа в тетрадях отметить наиболее интересные, запомнившиеся моменты.

Древняя и средневековая история края

Экспозиция отдела истории открывается разделами, освещающими древнюю и средневековую историю края. Здесь экспонируются материалы из археологической коллекции музея

Древнейший период истории – каменный век – характеризуют орудия из камня, костяные наконечники гарпунов, фрагменты неолитической керамики.

Эпоха бронзы представлена каменными сверлёнными топорами балановской культуры, наконечником копья сейминско-турбинского типа и другими орудиями из бронзы. Значительный интерес представляют памятники материальной культуры срубной общности (середина II тыс. до н.э.): бронзовый топор, серп, кинжал, браслет, амулеты из клыков животных, керамические сосуды. Здесь же экспонируется графическая реконструкция жилища срубной культуры, выполненная археологом Ю.А. Семыкиным на основе материалов раскопок у с. Абрамовка в Майнском районе Ульяновской области

К периоду раннего железного века относятся савроматский каменный жертвенник, ананьинский кельт и некоторые другие экспонаты.

Эпоху раннего средневековья характеризуют археологические материалы именьковской культуры (V-VII вв.): орудия труда, оружие, предметы быта, обнаруженные на территории Старомайнского городища.

Яркой страницей в истории края является период Волжской Булгарии (X-XIV вв.). Основу сельского хозяйства составляло земледелие, сочетавшееся со скотоводством. В экспозиции представлены сельскохозяйственные орудия (лемех от сохи, мотыжка), а также обуглившиеся семена пшеницы, ячменя, полбы и овса, найденные во время археологических раскопок. Города Волжской Булгарии были крупными центрами ремесла и торговли. Материалы экспозиции отражают высокий уровень развития ремесла (экспонируются кузнечные, ювелирные, гончарные изделия) и торговли (предметы импорта, нумизматический материал). К числу уникальных экспонатов относится булгарское каменное надгробие XIV в.

Несомненный интерес представляют материалы языческого мордовского Муранского могильника (вторая половина XIII – XIV вв.), исследованного в конце XIX – начале XX в. симбирским археологом В.Н. Поливановым.

Край в XVII в.

В 1648 году по указу царя Алексея Михайловича в междуречье Волги и Свияги был основан город-крепость Синбирск (до конца XVIII в. название города писалось через букву «н»), ставший административным центром и главным опорным пунктом Симбирской-Карсунской засечной черты. Руководителем строительства симбирской крепости был назначен окольничий Богдан Матвеевич Хитрово.

Стены и башни симбирского кремля рубились из дубовых брёвен. В симбирской крепости было восемь башен, в том числе двое ворот. С внешней стороны кремль был окружён рвом шириной около 10 м и глубиной более 6 м. Внутри кремля располагались двор воеводы, арсенал, приказная изба, Троицкая церковь, тюрьма, пороховой и соляной погреба. За пределами кремля находился посад, также обнесённый деревянной стеной и рвом. По описи 1678 г. в Симбирске насчитывалось 605 дворов и 1579 жителей.

В экспозиции, посвящённой истории края XVII в., представлены подлинные документы той эпохи – жалованная грамота царя Алексея Михайловича на землю Никите Григорьевичу Левашёву (1668 г.), столбцы конца XVII в.

Симбирск XVII-го столетия представлял собой хорошо укреплённый город-крепость. Осенью 1670 года гарнизон крепости выдержал месячную осаду казачьего и крестьянского войска под предводительством Степана Разина.

В данном разделе экспонируется холодное и огнестрельное оружие, а также защитное вооружение XVII в.: бердыш стрелецкий, турецкий ятаган, бортовые пушки, колесцовый пистолет, кольчуга, мисюрка, щит восточной работы.

Симбирский край в XVIII в.

Столетие спустя после разинского восстания край был охвачен новым, ещё более мощным народным движением под предводительством Е. Пугачёва. Крестьянскими волнениями была охвачена почти вся территория края.

Восстание под предводительством Е. Пугачёва потерпело поражение. По приказанию командующего карательными войсками графа И.И.Панина 1 октября 1774 г. Пугачёв в специальной железной клетке, в кандалах, под конвоем двух рот пехоты, 200 казаков и двух орудий, которыми командовал генерал-поручик А.В. Суворов, был привезён с женой и сыном в Симбирск. В Симбирске он находился около 20 дней. Граф Панин и начальник следственной секретной комиссии П.С. Потёмкин несколько дней допрашивали Пугачёва. В ноябре 1774 г. Пугачев был привезён в Москву и 10 января 1775 г. казнён.

Центральным экспонатом данного раздела является живописная копия с портрета Е.И. Пугачёва, написанного в Симбирске осенью 1774 г.

В экспозиции представлены документы, освещающие ход восстания, а также оружие XVIII в.: шпага офицерская, сабли, пистолет трёхзарядный, пушка, мортирица ручная.

После разгрома пугачёвского восстания в целях укрепления государственного аппарата на местах Екатерина II издала в ноябре 1775 г. закон о проведении губернской реформы. В ходе реализации данной реформы в сентябре 1780 г. было образовано Симбирское наместничество, состоявшее из 13 уездов. По указу Павла I 1796 г. была образована Симбирская губерния. Число уездов было сокращено до 10.

В экспозиции представлены карта Симбирского наместничества 1780 г., копия указа Павла I о создании Симбирской губернии, рисунки герба Симбирска, принятого в 1780 г., и гербов уездных городов.

Среди документальных материалов уникальной является гравюра М.И. Махаева, выполненная на основе рисунков А.И. Свечина. На гравюре изображена панорама Симбирска 60-х гг. XVIII в.

К концу XVIII в. Симбирск превратился в крупный административный и торговый центр с населением более 10 тысяч человек. В 1780 г. Екатериной II был утверждён первый регулярный план Симбирска, оказавший огромное влияние на процесс формирования и развития города.

Социально-экономическое развитие края в конце XVIII – первой половине XIX в

В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основной отраслью экономики было сельское хозяйство, развивавшееся экстенсивным путём.

В рассматриваемый период Симбирская губерния являлась одной из житниц Поволжья. Хлеб в большом количестве вывозился из губернии в города Нижнего и Верхнего Поволжья.

В экспозиции представлены документы, характеризующие состояние крепостного права в Симбирской губернии в конце XVIII – начале XIX в.: объявление о продаже крепостных, купчая на продажу крепостных крестьян, свидетельство о разрешении на брак и др. Уникальный документ – геометрический план и описание с. Киндяковки (1802 г.) – позволяет создать представление об организации помещичьего хозяйства.

К концу XVIII в. на территории губернии действовало около 100 помещичьих и государственных мануфактур: винокуренных, кожевенных, мыловаренных, суконных.

Важное место в торговле принадлежало местным торжкам и ярмаркам. К числу крупнейших в крае ярмарок относились Карсунская, Симбирская и Сенгилеевская.

К числу подлинных документов, характеризующих экономику края, относится грамота императора Павла I о передаче дохода от торговли на городской площади в пользу купцов г. Карсуна.

В экспозиции представлены предметы непосредственно связанные с торговлей: весы, безмен, набор фунтовых гирь.

Здесь же экспонируются серебряные рубли XVIII – начала XIX в., бумажные денежные знаки – ассигнации начала XIX в., клад медных пятикопеечных монет второй половины XVIII – начала XIX в.

Симбирский край в первой половине XIX в

В исторической экспозиции представлен целый ряд редких предметов, связанных с масонством, религиозно-этическим движением конца XVIII – начала XIX в., оказавшим значительное влияние на развитие русской культуры.

В Симбирске первая масонская ложа под названием «Золотой Венец» была открыта в 1784 г. Основателем её был И.П. Тургенев. Ложа была малочисленной, собрания членов ложи проходили редко. К 1792 г. она прекратила своё существование. Вторая симбирская масонская ложа «Ключ к Добродетели» была открыта в 1817 г. князем М.П. Баратаевым.Деятельность ложи в основном сводилась к заботам об образовании, нравственном воспитании своих членов, а также благотворительности. Ложа «Ключ к Добродетели» официально просуществовала до 1822 г., когда манифестом Александра I масонство в России было запрещено.

Музей гордится такими раритетами, как масонские знаки и ритуальный масонский меч, принадлежавший ложе «Ключ к Добродетели».

С началом Отечественной войны 1812 г. в Симбирской губернии были сформированы три пехотных и один конный полк ополчения. Среди экспонатов, повествующих об участии симбирян в Отечественной войне 1812 г., особое место занимает наградное оружие – шпага, принадлежавшая симбирянину штабс-капитану П.И. Юрлову, который был награждён ею за участие в Бородинском сражении. В музее также экспонируются русское и французское огнестрельное оружие, русские награды периода Отечественной войны 1812 г.

Материалы экспозиции знакомят с деятельностью симбирян-декабристов: Николая Ивановича Тургенева, Флегонта Мироновича Башмакова, Василия Петровича Ивашева.

Уникальна ивашевская коллекция, в состав которой входят: подлинный овальный портрет декабриста В.П. Ивашева; шкатулка, сделанная из кандалов В.П. Ивашева; чётки, печать, детские рисунки; шнурок, сплетённый из волос Камиллы Петровны (жены декабриста) после её смерти В.П. Ивашевым.

Симбирский край дал России ряд имён, составивших гордость отечественной культуры. Среди них Н.М. Карамзин (1766-1826) – писатель, историк, журналист. Памятник Н.М. Карамзину был открыт в Симбирске 23 августа 1845 г.

Симбирск в конце XIX – начале ХХ в

В начале ХХ в. Симбирск был одним из крупных городов Среднего Поволжья, с населением более 60 тысяч человек. Во второй половине XIX в. в Симбирске появились телеграфная и телефонная линии. В 1913 г. по проекту архитектора Ф.Е. Вольсова в городе была построена электростанция.

Основную часть населения Симбирска в начале ХХ в. составляли представители мещанского сословия. В экспозиции музея представлена мебель, принадлежавшая семье симбирских мещан Завьяловых: секретер, поставец, женский туалетный столик.

Заслуживают внимания подлинные открытки с видами Симбирска начала ХХ в., фотографии симбирских архитекторов Ф.О. Ливчака и Ф.Е. Вольсова, по проектам которых шло строительство жилых и общественных зданий в городе. Эти и другие материалы повествуют о градостроительстве, благоустройстве и различных сторонах жизни Симбирска на рубеже веков.

Излюбленным местом отдыха горожан был бульвар на Венце, созданный вскоре после общегородского пожара 1864 г. С Венца открывался живописный вид на Волгу и Заволжье. Вечерами здесь часто звучала духовая музыка.

III . Закрепление изученного материала .

Дайте мне ответ на несколько вопросов.

    Какие фамилии и имена известных историков вы сегодня услышали?

    В каком году был пожар в Симбирске?

    По чьему проекту в городе была построена электростанция?

    Назовите имена декабристов, которые вы сегодня услышали

    Кто такой Е.Пугачев?

    Кто такой Поливанов?

I V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Что вы узнали нового?

Какие интересные моменты запомнились вам сегодня?

Какие интересные экспонаты вам запомнились?

Придем еще на экскурсию в Краеведческий музей?

V. Домашнее задание : (1 мин.) Так как вашим заданием на экскурсии было записать наиболее понравившиеся факты, то выберете один из самый интересных фактов. И дома с помощью интернета постарайтесь выяснить его историю, кратко опишите ее.

Павлова Кристина Николаевна
Учебное заведение: Макеевский педагогический колледж
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-09 Конспект урока гражданственности на тему: “Экскурсия в Макеевский краеведческий музей” Павлова Кристина Николаевна Макеевский педагогический колледж Конспект урока гражданственности.

Конспект урока гражданственности на тему: “Экскурсия в Макеевский краеведческий музей”

Тема: Экскурсия в Макеевский краеведческий музей.

Цель :

· закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее, художественном музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;

· развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

· воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-экскурсия

Оборудование: иллюстрации, рабочая тетрадь, цветные карандаши, ручка

Ход урока

I . Организационный момент

– Здравствуйте, садитесь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

– Здравствуйте, дети, меня зовут Кристина Николаевна и сегодня урок гражданственности проведу с вами я.

II. Сообщение темы и целей урока

– Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и угадать, о чем же пойдет речь на уроке.

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

– Ребята, а как вы считаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

– Молодцы! Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие в наш Макеевский краеведческий музей.

III. Работа над темой урока

1. Беседа.

– Ребята, кто из вас был в музее?

– Что означает слово «музей»?

– Музей – это научно-исследовательское учреждение, которое хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям. Музеи бывают разные. Это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее.

– Музеи бывают разной классификации, но самыми распространенными в нашем регионе считаются краеведческие и художественные.

– Краеведческие музеи – это музеи комплексного профиля собирают, сохраняют, изучают и экспонируют материалы, рассказывающие о природе, экономике, истории и культуре определенного предела (области, района, города, села). Краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего города;

– Художественный музей – учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения изобразительного искусства. (демонстрируются примеры картин)

– Давайте приведем примеры, что может храниться в каждом из этих музеев?

– Молодцы!

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

2. Рассказ о Макеевском Краеведческом музее

Макеевский художественно-краеведческий музей был основан приблизительно 60 лет тому назад.

– В Макеевском краеведческом музее есть несколько секций. Сейчас мы немножко узнаем о каждой.

– Зал природы. Экспозиция зала природы рассказывает о физико – географическое положение города Макеевки, его климате растительном и животном мире, рельефе, почве, полезных ископаемых. В этом зале можно увидеть чучела животных, коллекции насекомых, птиц, гербарии растений.

– Зал археологии. Археологические памятники иллюстрируют рассказ о том, кто и как жил на территории современного города Макеевки в Древнем Мире и эпоху раннего средневековья.

– Зал этнографии. Гордостью музея является этнографическая коллекция, в состав которой входят народная земледельческая техника, орудия труда и изделия местных ремесленников, мебель, посуда, народная одежда, украшенная вышивкой и аппликацией, орнаментированные рушники и ковры.

– Экспозиционный зал, посвященный памяти Василия Джарты. Ребята, Василий Джарты- это бывший мэра города Макеевки и бывший премьер Автономной республики Крым.

– Надеюсь, в скором времени вы посетите наш Макеевский художественно-краеведческий музей и увидите все в живую.

Физкультминутка

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

3. Работа с тетрадью

– А сейчас давайте откроем с вами тетради на станице 34 и посмотрим на задание 6

– В этом задание вам нужно отметить знаком + экспонаты, которые хранятся в краеведческом музее.

– Переходим к заданию № 8.

– Сейчас приступаем к заданию под номером 9.

– Теперь давайте перевернем страничку и посмотрим на задание под номером 10.

– Молодцы.

IV .Итоги урока

– Ребята, наш урок подошел к концу, но прежде чем мы закончим, скажите где же мы сегодня побывали? . .

Ирина Федорова

Цель :

Развивать у детей интерес к истории, краеведению , формировать первые представления о жизни крестьян на Бологовской земле. Прививать интерес к народной культуре, познакомить с предметами старинного русского быта : кухонной утварью, орудиями труда, одеждой, рукоделием.

Знакомить детей с устным народным творчеством - малыми жанрами народного фольклора : пословицами, поговорками, поговорками, загадками, крылатыми выражениями. Учить понимать воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.

Материал :

Старинные предметы быта : самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой 11111, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.

Ход занятия.

В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки : кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.

Посуда в крестьянской избе была деревянная и глиняная : горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда : чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта : ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти. (Показ воспитателем этих предметов)

Издавна на Руси и на Бологовской земле выращивали лен. Называли его ласково : миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать) . Прялка была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.

Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами.

Прядилыцица скручивала нить и сматывала ее на веретено. (Показ) Из полученных нитей на специальных ткацких станках ткали полотно. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. Говорили : «Лен вымотает, лен и озолотит» . В нашем музее есть льняная рубаха с вышивкой, льняные полотенца с кружевом,

льняные подзоры на кровать.

На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы. Из глубокой старины пришла к нам пословица : «Не учи безделью, а учи рукоделью» .

Умели наши предки работать, умели и любили повеселиться, пошутить. Говорила на Руси : «Песня-подруга, а шутка-сестра» . Много русские люди сложили разных шуток, прибауток, пословиц, крылатых выражений, загадок. Сейчас я загадаю вам старинные русские загадки, а отгадки на них есть в нашем музее .

1. Сверху дыра, снизу дыра,

А по средине огонь да вода.

(самовар)

Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.

2. Был я копан, был я топтан,

Был я на пожаре, был на базаре.

Пока молод был - сто голов кормил,

А как упал, так и пропал.

(горшок)

Что варили в горшках? (щи, кашу) Говорили : «Щи да каша-пища наша.» . «Где щи-тут и нас ищи» .

3. Полно корыто людей набито.

(миска с ложками)


4. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(ухват)

- .Говорят : «Парень хват, вырос с ухват» . Это какой парень? (хваткий, сильный.)

5. Из угла в угол

Железным плутом

Гладим все. что касается,

А дотронешься - кусается.

(утюг)


6. Маленький, горбатенький,

Все поле обыскал.

Домой прибежал - всю зиму пролежал.

(серп)

7. Сделаны из железа,

Умеют стричь и резать. .

Когда они встречаются-

Части разделяются.

(ножницы)

8. Висит гряда вся в заплатах.

(корзина)

Из лучины плели кузовки, короба.

Говорят : «Наговорил с три короба» , (наврал, наболтал)

9. В лес идут клетки.

Из лесу идут клетки.

(лапти)

- Почему говорят : «Лапти новы, да текут?»

Про кого говорят : «Эх ты, лапоть!» (про бестолкового, неумного человека.)

10. Чем больше я верчусь,

Тем толще становлюсь.

(веретено)

- Про кого говорили : «Тонкая, как веретено?» (про тоненькую, стройную девушку)

В какой сказке веретено сыграла роковую роль в жизни главной героини? («Спящая красавица» )

11. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается.

(полотенце)

12. Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.

Один вход, два выхода.

(рубашка)

Пословица : «Рубашка износится, а доброе дело останется» .

13. Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге, на пороге останавливает ноги?

(половик)

Вот наши прабабушки были какие умелые да веселые. Говорили : «Скучен день до вечера, коли делать нечего» .

А теперь поиграем в старинную игру «Кузовок» , в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.

Правила игры :

Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами :

Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!

Дети кладут со словами :

Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)

Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания :

Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и Др.)

В конце повторяют пословицы :

«Конец - делу венец.»

«Сделал дело - гуляй смело.»

Публикации по теме:

В преддверии семидесятой годовщины Победы мы посетили местный краеведческий музей. Особенно много времени уделили залу Воинской Славы. Где.

В нашем посёлке есть краеведческий музей и мы с детьми отправились на экскурсию Уже при входе в музей мы увидели кадки (бочки) для засолки.

К 70-летию великой победеы в нашем саду МБДОУ №21 "Брусничка" силами педагогов и родителей наших воспитанников создан музей экспозиция "И.

К семидесятилетию Великой Победы дети нашего учреждения посетили музей, который был создан педагогами и родителями. День Победы занимает.

Одним из основных направлений патриотического воспитания в системе дошкольного образования является краеведение. Воспитание любви к природе,.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА.

Конспект занятия-экскурсии в подготовительной группе

по разделу «Ребенок и окружающий мир»

по теме: «Экскурсия в краеведческий музей»

с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения.

Подготовила воспитатель1 квалификационной категории

Дикович Эльвира Владимировна

Благовещенск 2016 год

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного находим.

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных ценностей, материальной и духовной культуры нашего города, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Благовещенска и Амурской области.

Пополнение словарного запаса:

Экспозиция, экспонаты и т.д.

Ход экскурсии:

Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. Посмотрите на эти фотографии, кто из вас узнал, что на них изображено.

Ответы детей.

Правильно на этих фотографиях изображен наш Краеведческий музей. Сегодня мы свами совершим экскурсию в краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена. Мы узнаем с вами историю возникновения музея, познакомимся с залами музея, конечно все это мы с вами совершим, не выходя из группы. Ребята скажите: «Кто из вас ходил в музей»

Ответы детей.

А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (в музее надо вести себя тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея). Правила поведения мы знаем и можем начинать наше знакомство с музеем.

Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

один из старейших на Дальнем Востоке - основан 16 (28) августа 1891 г. по инициативе Благовещенской Городской Думы. В этом году музею исполнится 125 лет. Его открытию предшествовала выставка, устроенная золотопромышленниками в честь приезда в г. Благовещенск цесаревича Николая, будущего императора Николая II. Музею присвоено имя выдающегося краеведа, автора многочисленных научных трудов Григория Степановича Новикова-Даурского, проработавшего в музее 34 года.

Музей находится в старинном двухэтажном кирпичном здании г. Благовещенска (памятник архитектуры федерального значения), где в конце XIX – начале XX века размещался магазин торговой немецкой фирмы «Кунст и Альберс». В музее 2 этажа, 26 экспозиционных залов.

В Амурском областном краеведческом музее имеются отделы: фондовый, экспозиционно-выставочный, экскурсионный.

Фондовый- это отдел где хранятся музейные ценности.

Экспозиционно-выставочный – это залы где находятся экспозиции музея. Одна из экспозиций посвящена поселку «Албазено».

Экскурсионный – это залы музея где посетители могут увидеть все экспонаты музея.

Наиболее крупные музейные коллекции: нумизматическая (монеты), археологическая, естественнонаучная – более 8000 книг, этнографическая (предметы быта народов, населявших наш край). Многие музейные предметы уникальны: костюмы и атрибуты даурского и эвенкийского шаманов (конец XIX в.), музыкальная шкатулка (Германия, к. XIX в.), Усть-Нюкжинский метеорит (н. XX в.), кости ископаемых животных и т.д.

Посещая музей, мы проходим по залам где размещены различные экспонаты соответствующие, какой-либо определенной теме.

В фойе музея расположилась выставка, посвященная истории магазина «Товары для дома».

В следующем зале находится выставка, посвященная истории освоения и возникновения Амурской области.

Много экспонатов, посвященных истории развития нашей области в разное время. В годы Гражданской и Великой Отечественной войны, выставка, посвященная проведению Олимпийских игр 1980 году, выставки, посвященные строителям БАМа.

Посетив музей можно узнать много интересного. В зале где разместились экспозиции птиц и животных Амурской области всегда много детей – это то место, где можно увидеть обитателей нашего края в настоящую величину.

В настоящее время музей является крупным центром сохранения, изучения и пропаганды историко-культурного наследия Амурской области.
Ежегодно музей оформляет свыше 40 выставок, освещающих прошлое и настоящее области, обслуживает более 130 тысяч человек. (в ходе рассказа детям показываются фотографии)

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:

Как называется музей?

Ответы детей.

Что нового вы узнали из моего рассказа?

Музей хранит нашу историю. Экспонаты, которые хранятся в музее собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

А сейчас вы посмотрите небольшой фильм, посвященный истории освоения нашего края. Это фильм про Албазинский острог первом поселении который основали казаки на территории нашей области.