Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери . Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одна.

Татарская сказка Три дочери

Вот прошёл год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалёку:
- Белка, белка, позови ко мне моих дочерей!
Белка сразу же побежала выполнять просьбу.
Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.
- Ой, - сказала старшая дочь, выслушав белку. - Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.
А она и вправду тазы чистила.
- Ах так,- рассердилась белка,- тогда и не расставайся вовек со своими тазами!
Только сказала - вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху.
А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери.
- Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доткать.
А она и вправду холст ткала.
- Ах так,- рассердилась белка,- ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!
Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела - побежала к ней.
- Доброе у тебя сердие,- сказала белка - Так пусть же и люди к тебе добры всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твоё никогда не забудут.
Так оно и стало.

Татарская народная сказка Три дочери
Перевод С. Гильмутдиновой

Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»

Программное содержание.

Познакомить детей с татарским народным творчеством .

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа ; учить детей передавать свое отношение к персонажам.

Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа .

Материал. Панно плоскостного изображения : дома, деревья, мать, три дочери , белочка. Игрушки : таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки : пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши.

Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными , мордовскими, нанайскими сказками . Рассматривание иллюстраций к сказкам , просмотр мультфильмов по сказкам . Разбор, рисование сказок с детьми , раскрашивание раскрасок по сказкам .

Воспитатель. – Дети, какое у вас сейчас настроение?

Дети. – Хорошее.

Воспитатель. - Тогда давайте все хорошее соберем в ладошки, сожмем крепко кулачки, а потом разожмем и подуем на ладошки,

пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.

(Дети садятся на стульчики.)

Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос :

скажите, пожалуйста, вы любите сказки ?

Дети. -Да-а.

Воспитатель. - А какие сказки и сказки каких народов вы знаете ?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. - Дети, как хорошо, что я сегодня к вам пришла. А пришла я не одна, я вам сказку принесла . Занавес открываем, сказку начинаем . Здесь много картинок, про кого эта сказка мы узнаем об этом , если соберем всю картину целиком.

(Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказки и рассматривают помещенные на доске : дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей .)

Воспитатель. - Дети, какие ласковые слова вы говорите своей маме?

Дети. - Добрая, любимая, красивая, милая, дорогая и т. д.

Воспитатель. - Мамы всегда заботятся о своих детях, правда, иногда мама и поругает, но потом обязательно приласкает. Есть такая пословица : «Материнская ласка конца не знает» . А ведь дети не всегда бывают заботливыми по отношению к своим мамам! Послушайте татарскую сказку «Три дочери » , а потом расскажите, кто из дочерей любил свою маму по-настоящему.

Татарская народная сказка «Три дочери »

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть своих дочерей . И выросли три дочери быстрые , как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку .

Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. – Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери .

Ой, - отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята : надо мне к ярмарке холста наткать.

Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь!- сказала белочка . И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова , даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, - сказала ей белочка , - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям… А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется – ест только мед и сахар.

Воспитатель задает вопросы детям :

Понравилась ли сказка ? Чем? Почему?

О ком эта сказка ? А еще о ком?

Кто из героев больше всего понравился? Почему?

Что было вначале сказки ?

Что потом?

Как любила мать своих дочерей ?

За что наказала белочка старших дочерей ?

Как можно сказать о них ?

Как наградила белочка младшую дочь?

Какими словами можно сказать о ней ?

Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?

Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель. - Дети, хотите познакомиться с татарской игрой «Тимербай» .

Дети. – Да.

Воспитатель. – Тогда вставайте, возьмитесь за руки и сделайте круг. Выбирают водящего - Тимербая. Дети берут жетончики из корзины, у кого на жетончике изображение мальчика тот ребенок становится в центре круга.

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова :

Пять детей у Тимберая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.

(После игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки .

Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей , белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки , которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли.

Воспитатель. Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку , ваши высказывания и рассуждения . За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки .

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку «Три дочери » , встретились со сказочными героями . Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными , добрыми книгами.

Публикации по теме:

Тема занятия: «Дружбой надо дорожить». Программное содержание: Продолжать приучать детей слушать сказки стихотворения, эмоционально воспринимая.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой. Стихотворение Л. Поповской «В зимнем лесу» ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ПОПОВСКОЙ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Рукавичка» Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой сказки «Рукавичка». Цели: Закрепить умение.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Путешествие в мир сказок» Программное содержание: продолжить работу по формированию интереса к сказкам. Учить узнавать сказки по отдельным фрагментам из них; вызвать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению.

«К. И. Чуковский «Айболит». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: К. И. Чуковский «Айболит» Цель: продолжать.

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Конспект занятия в перовой младшей группе по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа) Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок» Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание.

Библиотека изображений:

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трёх своих дочерей.
И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной вышли они замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжко заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.

Ой,- вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть,- ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза. -
Почистить два таза?! - рассердилась белочка.
- Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.
- Ой, - отвечала та,- я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста на ткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь,- - сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паучиху.

А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям сладость и радость, моё дорогое дитя,- сказала ей белочка,- и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла ей пора умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям. А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье.

Татарская народная сказка с картинками. Иллюстрации

Школа-гимназия №1 имени М.Горького

Открытый урок во 2 классе

Литературное чтение

«Три дочери»

(татарская народная сказка)

учитель: Мехтиева Ф.А.

2011 – 2012 учебный год

Тема урока : Татарская народная сказка «Три дочери»

Цели урока:

1) знать содержание сказки, уметь выражать свои мысли.

2) Проанализировать и оценить поступки герое

3) Работать в группах, развивать творческие способности, аналитическое мышление.

4) Воспитывать внимательное и заботливое отношение к родителям.

Оборудование: интерактивная доска, учебники, чистые листочки.

Ход урока

I . Организационный момент. Подготовка к уроку. Перекличка.

II . Сообщение темы урока, целей и задач. Слайд 1. Слайд 2.

III . Разминка. Слайд 3.

Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

Если вы любите шоколад, оближите губы.

Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

Если хотите получить удовольствие от урока, будьте активны.

Удачи всем!

IV . Проверка пройденного.

1. Индивидуальный опрос.

Что такое устное народное творчество?

2. Фронтальный опрос.

Какую сказку мы читали на прошлом уроке?

Как лесничий чувствовал себя в лесу?

Почему он дома сердился и хмурился?

Как обычно вели себя дети без родителей?

Что с ними случилось однажды под новый год?

Как был наказан старший брат за свою жестокость?

За какие добрые поступки ему помогли зверушки и птицы спасти себя и брата?

Чему учит эта сказка?

V . Проверка эрудиции и памяти.

Какие народные пословицы учат уважению к старшим и к родителям?

VI . Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим тему отношений людей в семье и будем читать татарскую народную сказку «Три дочери». Слайд 6.

Как вы думаете, о чем будет идти речь в этой сказке? (заслушивание вариантов ответов).

Почему? (аргументация, предположения).

VII . Работа с учебником . Чтение сказки методом незаконченных предложений.

Для того чтобы узнать, кто был ближе к истине, мы сейчас откроем учебники и познакомимся с этой сказкой. Откройте учебники на странице 136. и давайте познакомимся с содержанием.

Учитель медленно и выразительно читает начало сказки до слов «- Скажи им, чтобы они поспе-шили». Слайд 7.

Как вы думаете, что ответила белочке старшая дочь? (выслушивание вариантов ответов)

Чтение по ролям:

1 ученица читает ответ старшей дочери.

2 ученица читает слова белочки. Слайд 8.

Что случилось с дочерью в следующий момент?

Что ответила белочке средняя дочь? Как вы думаете? Что случилось с ней?

2-ая, 4-ая и 3-ья ученицы читают по ролям. Слайд 9.

Как вы думаете, правильно ли поступила белочка, когда превратила дочерей в черепаху, паука и пчелку?

Справедливо ли было ее решение?

На какую сказку похожа эта сказка? Что в них общего?

VIII . Работа в группах. Составление схемы сказки.

Учащиеся группами составляют на листочке схему сказки. Прослушивание вариантов.

IX . Наблюдение по слайду 11. Схематическое изображение сказки.

Кто был ближе к данной схеме?

X . Творческое задание группам. Эссе. Слайд 12.

А сейчас, ребята, попробуйте написать свои пожелания дочерям в виде небольшого письма.

1-ая группа напишет письмо старшей дочери, и выкажет свое отношение к ней.

2-ая группа напишет письмо средней дочери.

3-ья группа напишет письмо младшей дочери и выразит ей свою признательность.

Ну, давайте прочитаем свои письма (ученики читают письма, обсуждают, спорят)

XI . «Мозаика».

- Попробуйте собрать из данных слов пословицу (чтение получившихся вариантов).

Чтение готовой пословицы. Проверка понимания.

XII . Итог урока.

Чему учит эта сказка?

Как нужно относиться к родителям? Почему?

XIII . Рефлексия. Пересказ сказки по цепочке.

XIV . Домашнее задание. Подобрать пословицы к этой сказке (5 пословиц)

XV . Завершение. Слайд 13.

Урок сегодня был удачный,

Не прошел для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Этапы урока
Вызов I. Орг. момент.
1. Психологический настрой. Солнышко- улыбнитесь друг другу и гостьям, как это лучистое солнышко. — Слайд-1
2. Золотое правило.(на доске)
Тише - не шуми.
Хочешь ответить- руку подними.
Будь внимателен.
Сиди правильно.
3. Речевая разминка-Слайд-2

I I. Повторение пройденного.
1. Проверка Д/З: «Плюсики»- диалог:
— Работа по вопросам- стр. 139 «Проверь себя»- обобщение по разделу «Хочу все знать!»
— С какими произведениями мы познакомились? Назовите авторов этих произведений. Что нового узнали из этих произведений? Какие произведения вам больше понравились?
— К каким жанрам литературы относятся эти произведения?
— Есть ли среди них сказки? (На доске запись «Сказки»)
2. Прием «Составление кластера» «Виды сказок»- Что вы знаете о сказках? Какие бывают сказки?
Сказки- народные, литературные; бытовые, волшебные, о животных, число 3.

3. Прием «Верные - неверные утверждения»- по слайду-3
-Верно ли, что все картинки относятся к одному жанру - жанру сказок?.
-Верно ли, что все сказки являются народными?
-Верно ли, что представлены сказки народные и литературные? Назовите их.
4. *Подведение итогов и оценивание: У кого больше плюсиков?

I I I . Введение в тему урока. Работа в парах.
1. Прием «Перепутанные логические цепочки» Слайд-4
— Даны начала одной пословицы, а конец пословицы - на карточках. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц. Проверка со слайдом.
*Нет лучше дружка чем родная матушка.
*При солнышке тепло, при матери добро.
*Всякой матери своё дитя мило.
*Материнская ласка конца не знает.

— Как вы понимаете значение этих пословиц?
2. Знакомство с казахской пословицей Слайд- 4: Жұмақ- ананың табанының астында
-Объяснить значение казахской пословицы (чтение, перевод, анализ)
— Какой темой объединены эти пословицы?
— Определите тему нашего урока- о ком мы будем читать сегодня?
(На доске:) Логическая цепочка- Сказка-мама- дети- сыночки- дочери-три.
3. Сообщение темы урока.
Обзор раздела «Золотая душа»
-Мы сегодня начинаем работать по новому разделу нашего учебника. Как он называется? Прочтите стихотворение Владимира Степанова(с.137)
-К чему оно призывает? Как вы думаете, о чем будут произведения, собранные в этом разделе? Каким одним словом можно объединить слова мама- дети- сыночки?
Подсказка- ребус «7Я»
-Все произведение объединены словом «Семья».
А начнем мы с татарской народной сказки «Три дочери». Что вы знаете о татарском народе?
* Краткое сообщение о Республике Татарстан. -Слайд-6
* Словарная работа- схожесть слов казахского и татарского народов:
«Мама» -«ана» — «эне». Родина- туган жер, Туган ил
Осмысление IV. Работа над новой темой.
Работа по сказке «Три дочери».-Слайд-7
1. Прием «Учебный мозговой штурм!»
Прочитайте название сказки.
— Предположите, к какому виду относится сказка. Предположите, о чём она?

ФИЗМИНУТКА

2. Прием «Чтение с остановками». Прием «Чтение с пометами»- выделите незнакомые слова.
Прочитайте самостоятельно начало сказки. Первый абзац.
-Что вы узнали о маме девочек? Какие бывают мамы?
1 отрывок-
— Зачем мать послала белочку к дочкам? Слайд- 8
— Найдите в тексте и прочитайте, что ответила белочке старшая дочь?
— Как наказала ее белочка?
2 отрывок-
— Что ответила белочке вторая дочь?
— Как она была наказана? Прочитайте
3 отрывок
— Что сделала младшая дочь, когда к ней прибежала белочка?
— За что люди любили младшую дочь? Прочитайте.
— Как была награждена младшая дочь? Прочитайте.
3. Словарная работа.Слайд-9
*Выделение слов, значение которых не понятны детям- -Холст, ярмарка, правнук.
Холст - льняная ткань, которую ткали ручным способом на ткацком станке.
Ярмарка - место торговли различными товарами.
Правнук - сын внука.
ФИЗМИНУТКА
Рефлексия 1.Самостоятельная работа учащихся. (подсказка-слайд-10)
. — Назовите главных героинь сказки и составить их характеристику.
-Мать, белочка, старшая сестра, средняя сестра, младшая сестра, золотая пчёлка.
2. Проверка и оценивание работ. -Согласны ли вы с характеристикой? Что вы могли бы еще добавить?
2. Подготовка к пересказу. Составление плана пересказа. Слайд 11
3. Просмотр мультфильма «Три дочери»
4. Краткий пересказ сказки- по цепочке.
-Понравилась ли вам сказка? Чему она учит? Как вы сами относитесь к своим мамам?
3. Итог. Прием «Вопросы-проблемы»
-Что бывает с теми, кто не заботится о своих родных и близких?
-Как человек может продлить земную жизнь и стать бессмертным?
-Почему в одной семье вырастают разные дети?
-Как взрослые дети должны относиться к старым и беспомощным родителям?
3. Домашнее задание- пересказ сказки.
4. Рефлексия. «Солнышко»-Слайд 12-
Моё настроение похоже на:
1- солнышко, 2- солнышко с тучкой, 3- тучку (показывают пальцами)
5. Озвучивание оценок за урок.