Уткина Елена Александровна
учитель русского языка и литературы,
МОУ "Басинская ООШ" Астраханская область Лиманский район с. Басы

[email protected]

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

Цель урока:

  • раскрыть душевный мир героя рассказа;
  • показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
  • обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
  • показать неординарность учительницы;
  • воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова (значение слова «нравственность»); запись песни «Куда уходит детство», компьютер, проектор.

Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, демонстрация презентаци , игровой момент, прослушивание музыки, кадры из кинофильма "Уроки французкого" (презентация) , выразительное чтение стихотворения.

Хорошего сердца и правильной
души так не достает нам, что чем больше
наши герои и мы будем жить, тем лучше
для нас будет.
В.Г. Распутин

Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам. Литература, на мой взгляд, -
это прежде всего воспитание чувств. И прежде
всего доброты, чистоты, благородства.
В.Г. Распутин

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению его рассказа. В процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: поговорим о душевном состоянии главного героя, затем речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, а завершим разговор обсуждением основных, нравственных, проблем, поставленных автором в рассказе. А о жизни В.Г. Распутина мы узнаем из небольшой пресс-конференции, представленной журналистами, исследователями и читателями.

(прослушивание куплета песни «Куда уходит детство»)

  • Слово членам пресс-конференции (элемент ролевой игры).

В ход урока включены электронно-образовательные ресурсы , в данном случае на экране демонстирируется презентация.

Журналист: Сейчас мы прослушали отрывок из песни. Скажите, а как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?

Исследователь: В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири - тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.

Учитель: Ребята, расскажите о детских годах В. Распутина.

Читатель: Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

Журналист: Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?

Исследователь: Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Журналист: Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Исследователь: Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

  • Краткое сообщение об основных темах в творчестве В.Г. Распутина (презентация).
  • Беседа по вопросам.

Учитель: перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе, вспомним узловые его моменты. Читатели, я обращаюсь к вам. Вы можете воспользоваться цитатным планом, выполненным дома.
- Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).(Слайд 2,3).
- Каковы были успехи героя рассказа в школе? (слайд 4) (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
- Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! - хуже всякой болезни».).(слайд 5)
- Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).
- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»). (слайд 6)
- Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»), (слайд 7)

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

  • Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…») (слайд 7)
  • Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить);(слайд 8)
  • Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок);(слайд 8)
  • Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»);(слайд 9)
  • Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).(слайд 10)

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюженные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Учитель:
- На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание).

Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова. (Выражение записано на доске).

Слово учителя. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» - спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Доброта - вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель? На доске выделены как положительные качества, так и отрицательные. Какие же нравственные качества привлекают вас больше всего?
- понимание;
- человеколюбие;
- отзывчивость;
- гуманность;
- доброта;
- справедливость;
- честность;
- сострадание.

Вы указали все качества, присущие каждому учителю. Учителям посвящено много песен, рассказов, стихов. Одно сейчас прочитает наша ученица.
Хочу оставить я на память о себе
Вот эти строки, посвященные тебе:
Ты той товарищ, моя муза,
Мой кровный брат и даже мать
Легко шагать с тобой по жизни:
Ты научил меня писать,
Любить себя и верить в чудо,
Быть к окружающим добрей
Заботиться о лучшем друге,
Не обижаться на людей.
Все эти истины простые
Познал с тобой я наравне,
И хочу сказать: «Учитель!
Ты самый лучший на земле»

Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

  • Подведение итогов. Оценка учащихся.
  • Д/з. Написать мини-сочинение на одну из тем «Учитель XXI», «Мой любимый учитель». По желанию (и возможности) учеников дается задание на подготовку обзора Интернет-ресурсов на данную тему.

Какую роль сыграла в жизни мальчика учительница французского языка? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]





Ответ от Виктор Ивлев [новичек]
Галина, шедевральный ответ


Ответ от Ольга кушнир [новичек]
очень классно


Ответ от Гриша Головченко [новичек]
супер мне 5 поставили


Ответ от Ксения Травина [новичек]
пьрпь


Ответ от Инна Ремизова [новичек]
У Галины почти верный ответ
Ведь она не только помогала ему деньгами и едой
Она в нем положила начало многим хорошим качествам: четности, доброты, добропорядочности и тд


Ответ от ЍХмиль Павельепа [новичек]
Браво


Ответ от Паша Ходченко [новичек]
Супер


Ответ от Џрик Макаров [новичек]
Офигеть, Галина, большое спасибоO


Ответ от Алена яковлева [новичек]
круто


Ответ от Оксана Якимова [новичек]
спс


Ответ от Илья Степанов [новичек]
Повесть В. Г. Распутина «Уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное время. Для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время.
Ведь именно так жили большинство людей. У мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей. Измученная мать не может прокормить всю семью. Но тем не менее она отправляет старшего сына учиться. Она верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. Ведь до сих пор ничего хорошего в его жизни не происходило.
На помощь главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает помощи от учительницы. Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость - отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей помочь мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он,
В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательством доброты ученика стал этот его рассказ, посвященный учительнице.


Ответ от Артур Такиуллин [активный]
В мире есть множество профессий, которыми можно овладеть, выучившись и набравшись опыта. Но есть и такие, в которых достичь совершенства можно только имея особое призвание. Одна из них - профессия учителя. Можно выучить программу, прочитать выдающиеся труды известных педагогов и воспитателей, проработать в школе много лет, но нельзя научиться любви и уважению к человеку, умению видеть в маленьких мальчиках и девочках самоценные и уникальные личности, научиться бережно и осторожно проникать в ранимый и светлый мир детской души. Именно таким учителем, учителем от Бога, была Лидия Михайловна - молодая, не очень красивая преподавательница французского языка. Она стоит перед сложным выбором: наказать ученика, пристрастившегося к запретной игре на деньги, или помочь способному и целеустремленному, но бедному мальчику продолжить учебу и не умереть при этом от голода. Первый путь легкий и простой, многим он покажется само собой разумеющимся. Однако для Лидии Михайловны вообще не существует подобного выбора. Она объективно оценивает способности и задатки всех своих учеников, глубоко проникает в их души и поэтому прекрасно понимает, что этот исхудавший от голода мальчик играл на деньги не ради наживы: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение... » - говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это - единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!
Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.
2 вариант
Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир знаний, прививают нам важнейшие человеческие качества - доброту, трудолюбие, целеустремленность, милосердие. Их роль в жизни каждого ребенка трудно переоценить.
Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница французского языка Лидия Михайловна - прекрасный, внимательный педагог, чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Она старается «не принимать себя всерьез, понимать, что... может научить совсем немногому*. Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников - одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала его ругать и тащить к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в « пристенок », чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.
Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика. Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стреми

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: литература

Класс:6-б

Дата:17.03.17.

Тема: «Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика»

Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать любовь и уважение к учителям.

Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

Нет человека,

который обошелся бы

без учительства.



І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель. Юные читатели, здравствуйте!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

ІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Какие из предложенных пословиц могут послужить эпиг­рафом к отдельным эпизодам рассказа? Выбор обоснуйте.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

На чужой стороне и весна не красна.

Друзья познаются в беде.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Терпение и труд всё перетрут.

Не будь овцой, так и волк не съест.

Где хотенье, там и уменье.

Чужая сторона без ветра сушит, без зимы знобит.

ІІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение учителем притчи об учителе под мелодию «Одинокий пастух»

Ученик спросил учителя:

Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

И это всё? - недоумённо спросил ученик.

Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Чему нас учит эта притча?

Кто учит ученика не обижать и не таить обиды на окружающих?

Как вы думаете о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

IV. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Ученики записывают тему в тетрадь.

Самостоятельно формулируют цель урока.

    РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. (Игра «Найди лишнее») (СЛАЙД)

Какие ассоциации вызывает у вас слово учитель? (ДОСКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

Раздражение

Достоинство

Духовность

2.Слово учителя

Вот, что писал В.Распутин после того, как был опубликован его рассказ «Уроки французского»: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать.

3.Сообщение ученицы

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

4.Обращение к эпиграфу урока:

Нет человека, который обошелся бы без учительства. (доска).

Как вы понимаете эти слова?

Не мог обойтись без учителя и наш герой.

5. Бес е да с учащимися.

- Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.

- Прочитайте сцену «Возвращение посылки». Почему маль­чик вернул ее? Какие чувства испытывает он в тот момент? А что чувствует учительница? ( стр.206 учебник )

- Почему мальчик отказывается от угощения Лидии Михай­ловны? Как это характеризует его?

- Изменилось ли у героя со временем отношение к французс­кому языку? Почему?

- Какие чувства испытывал мальчик, выигрывая у Лидии Ми­хайловны? Что, по-вашему, заставило чувствовать, его себя неловко?

- С какой целью учительница стала играть в «замеряшки»? Что выдавало ее во время игры?

- Вспомните эпизод «Появление директора».

«...Директор задыхался, ему не хватало воздуха.- Я теряюсь сра­зу назвать ваш поступок... Это преступление, растление, совращение».

- Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны? А как оцениваете ее поступок вы?

- Как вы думаете, рассказала ли Лидия Михайловна директо­ру школы о том, почему она играла на деньги?

- Какие мысли и чувства вызывает у вас конец рассказа?

6. Теория литературы.

1)Запись в тетради.

Рассказ - это небольшое прозаическое произведение, в кото­ром описывается одно или несколько событий из жизни человека.

2) Задание учащимся.

Обратившись к данной формулировке- докажите, что «Уроки французского» - рассказ.

7. Проблемный вопрос

«Хотел(а) бы я учиться у такой учительницы, как Лидия Ми­хайловна?

8. Работа в парах. Составления синквейна .(СЛАЙД)

9.Работа с пословицами.

Выберите одну из предложенных пословиц об учителе, которая, по-вашему мнению, наиболее подходит к нашему рассказу.


- Груда книг не заменит хорошего учителя.

Дерево и учитель познаются по плоду.

Свет каганца – от масла, знания ученика – от учителя.

Родители создают тело, учителя создают душу.

Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.

Тысяча учителей – тысяча методов.
- Смышленый ученик обогатит учителя.

Ученику – удача, учителю – радость.

Учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства.

Высоко дело учительства, но и трудно оно.

10. Игра в парах. «Ступеньки».

1. Название игры, в которую играли ученик и учительница.

2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?

3.Что покупал герой на выигранные деньги?

4.Что прислала мальчику учительница?

5.Что прислала учительница в обеих посылках?

V І . ИТОГИ УРОКА

1. Обобщающая беседа.

- Только ли сила духа помогла мальчику выстоять? Учительница сыграла роль в его жизни, повлияла ли?

Забыл ли мальчик о Лидии михайловне?

Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель, которого не забудут никогда.)

2.Чтение стихотворения

Родной человек

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М.Садовский

VII ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

V ІІІ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД)

Письменно ответить на вопрос:

1.≪Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?≫

2. Подготовить пересказ близко к тексту самой важной,на ваш взгляд, сцены в рассказе «Уроки французского».

Учитель благодарит детей за урок, они дарят свои рисунки.

Герой рассказа - маленький мальчик - попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. "Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь", - говорит герой.

Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в "чику" - азартную игру на деньги. Мальчику нужно было выиграть рубль, чтобы купить баночку молока. "Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока... обедал и садился за уроки".

Учился он хорошо. Только с французским не ладилось из - за произношения. И вот появляется человек, который помогает герою с изучением французского, последовательно и терпеливо занимается с мальчиком, направляя его внимание на настоящие ценностные ориентиры. Это Лидия Михайловна.

Почему же именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Ведь "в школе сколько угодно было ребят, которые говорили ничуть не лучше, чем я". Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым и узнала, что ребята играют на деньги. Тогда она решила во что бы то ни стало помочь ему.

Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку и правильному произношению французских слов, она научила его жить самостоятельно. Учительница привязалась к нему и стала заботиться о нем, как о родном сыне, потому что видела, как он скучает по дому, оставшись один в новой обстановке, и ему все чуждо, незнакомо. Они стали друзьями и узнали внутренний мир и состояние души друг друга.

Главным достижением Лидии Михайловны было не то, что она научила мальчика французскому языку, - она научила его разбираться в себе, своем душевном состоянии, привила ему чувство справедливости, вселила уверенность в собственных силах и помогла не бояться проявлять себя.

«Странно: почему мы… всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе… а за то, что сталось с нами после», - с этих слов начинается автобиографический рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» (1973). Но интересно, что заставляет автора произведения испытывать подобные эмоции, и какую роль в его жизни сыграла учительница французского языка Лидия Михайловна ?

Эта молодая женщина на своем примере смогла показать герою, что в жизни, кроме голода, бедность, жестокости и несправедливости, существует еще и доброта. Узнав о том, что ее воспитанник во внеурочное время играет на деньги с другими мальчишками, она не стала выдавать ребенка директору, а постаралась выяснить причину такого поведения. Когда женщина поняла, что делает герой это лишь для того, чтобы купить себе еду, она прониклась симпатией к нему и искренне захотела помочь мальчику.

Несмотря на все препятствия, которые встретились на пути Лидии Михайловны, учительница не изменила своего решения поддержать ученика в тяжелое для него время. Женщину не остановили отказы мальчика ужинать в ее доме и та настойчивость, с которой он вернул подкинутую ей посылку. Учительница долго искала подход к ребенку, и вот, наконец, она его нашла.

Герой согласился принять помощь Лидии Михайловны лишь в виде честного материального выигрыша от азартной игры в «пристенок». Женщина верно рассудила, что пусть лучше мальчик играет с ней, чем с дворовыми ребятами, которые его постоянно избивают, но, к сожалению, директор школы не разделял ее мнения.

За свой поступок Лидия Михайловна была уволена, и ей пришлось уехать на Кубань. Но даже тогда она не забыла про своего воспитанника и продолжала заботиться о нем, посылать продукты. Таким образом, женщина смогла изменить жизнь мальчика в лучшую сторону, смогла добиться того, чтобы он не отчаялся и не бросил учебу. Но главное, она стала для этого ребенка образцом доброты и благородства.

Именно поэтому, повзрослев, Валентин Распутин решает написать рассказ, посвященный своей школьной учительнице. Сейчас, по прошествии многих лет, он уже может осознать и осмыслить то, что не понимал тогда, будучи ребенком. Лидия Михайловна показала автору правильный путь в жизни и верные нравственные ориентиры. Вероятно, именно им писатель и старался следовать в дальнейшем. Но, возможно, в силу сложности жизненных обстоятельств, у него не всегда это получалось, поэтому автор и испытывает теперь чувство вины перед учительницей.

Валентин Распутин считает необходимым рассказать о Лидии Михайловне своим читателям, потому что он надеется, что они, так же как и когда-то он сам, смогут вдохновиться примером этой женщины. Он верит, что его произведение поможет воспитать в людях доброту и нравственность, поскольку именно это он считает главной задачей литературы.