Одно из требований ФГОС – “формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении” .
“Необходимы изменения в содержании обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Современный педагог должен стать создателем новых заданий, педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности, создание учащимися собственных продуктов в освоении знания” на основе базовых понятий. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиться оптимального результата .
В процессе работы с художественными текстами были выявлены методические приемы работы с произведениями малой прозы, собран банк таких текстов для учащихся 5-11 классов.
Новизна представляемого материала заключается в том, что художественные тексты, используемые на уроках внеклассного чтения, - это тексты произведений, которые не имеют методического сопровождения.
Актуальность определяется тем, что предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы. Актуальность опыта обуславливается и тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, выбирающих экзамен по литературе в 9 и 11 классах; умения анализировать художественный текстдает широкие возможности для подготовки учащихся к экзаменам, олимпиадам, творческим литературным конкурсам. Задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по литературе связанные с анализом литературного произведения для многих учащихся оказывается самым сложным, потому что требует суждений самого ученика, основанных на умении анализировать художественный текст.
Решить эти задачи помогают уроки обучения анализу эпического произведения. Для таких уроков собраны произведения, интерпретация которых может быть проведена на одном уроке литературы или уроке внеклассного чтения.
Разработана модель урока литературы в 10 классе по теме: “Обучение анализу эпического произведения. На примере рассказа Юрия Яковлева “Сердце земли”. (Приложение 1 “Модель урока литературы”)
Собран банк малой прозы (список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся), тексты используются учителем на уроках, учитывая возраст учащихся, степень сформированности литературоведческих компетенций, некоторые из произведений были даны для целостного анализа художественного прозаического текста на муниципальном этапе олимпиада по литературе в 2011-2016 г. (Приложение 2 “Список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся”).
Литература
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
- Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст. Москва – Киров, 2016.-199с.
- Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.- 248с.
- Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС”: / авт.-сост. Г.Н. Карсакова.– Киров.–2014 -207с
Модель урока литературы
Дидактическая цель: способствовать развитию комплекса умений для подготовки учащихся к ЕГЭ средствами средствами технологии проблемного обучения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Познавательные:
- уметь анализировать художественное произведение, особенности композиции, образной системы, мотивов и проблематики
- уметь давать прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию
- уметь подтверждать свои мысли текстом.
Развивающие:
- развитие образного, логического, критического мышления
- развитие речи учащихся
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся
- развитие навыков работы с текстом с целью поиска необходимой информации
Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию на основе принятия традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей
- формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- формировать художественный вкус, умение ориентироваться в мире литературы.
- помочь осознать свои сильные и менее сильные стороны в анализе эпического произведения (как важной части подготовки к ЕГЭ)
Методы: проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая,
- фронтальная.
Средства обучения:
Рассказ Ю.Яковлева “Сердце земли”
- Словарь литератураведческих терминов. Автор -составитель С.П. Белокурова (М.: Просвещение, 1989).
- Тетрадь ученика по литературе.
- Мультимедийное сопровождение урока.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Приветствует учащихся. Создаёт позитивный настрой. Предлагает проверить готовность рабочих мест. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места |
2. Целеполагание и мотивация | Сообщает учащимся, что цель урока -
учиться писать “Рассуждение на заданную тему”
(задание в формате ЕГЭ) на материале рассказа
Ю.Яковлева “Сердце земли”. Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”. Называет тему урока “Анализ эпического произведения”, предлагает учащимся вспомнить содержание прочитанного дома рассказа “Сердце земли” и ответить на вопрос: “Какова тема произведения?” С какими произведениями на эту тему вы знакомы? Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса урока “Почему рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в Великой Отечественной войне”? |
Слушают учителя, осмысливают цель, тему
урока. Вспоминают “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” Вспоминают содержание рассказа, отвечают на вопрос. Формулируют проблему урока с помощью учителя. |
3. Актуализация знаний | Предлагает найти в словаре определение
понятия “реквием” Предлагает учащимся ответить на вопросы: Определите, как связано название с темой, образами в рассказе. Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста? Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа? Определите, как “развертывается” заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним. Кому посвящен рассказ? |
Находят определения в словаре, выбирают
правильный вариант. Отвечают на вопросы учителя, используя содержание рассказа. |
4. Систематизация и обобщение | Организует работу учащихся в группах. Предлагает ответить на проблемные вопросы, используя текст, материалы записей в тетрадях: 1 группа “Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?” 2 группа “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?” 3 группа “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?” 4 группа “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел” 5 группа “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)” (Приложение 1 ) Предлагает представителям групп выступить с сообщениями, а остальным учащимся по ходу выступлений продолжить краткие записи в тетрадях. |
Работают в группах, выполняют задания.
Слушают сообщения. Делают краткие записи в рабочих тетрадях по ходу выступлений представителей групп |
5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации | Предлагает, используя текст, материалы
выступлений, записи в тетради, продумать
вывод-сообщение по проблеме урока “Почему
рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в
Великой Отечественной войне?” Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” Предлагает одному ученику выступить с сообщением по проблеме урока, остальным, при необходимости дополнить ответ. |
Каждый ученик готовит вывод-сообщение
по проблеме урока с учетом требований к развернутому ответу. Делают вывод-сообщение по проблеме урока, ориентируясь на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”. |
6. Проверка уровня обученности | Предлагает учащимся оценить сообщение ученика по проблеме урока в соответствии с “Критериями проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” | Оценивают сообщение в соответствии с “Критериями оценки “Заданий с развернутым ответом”. |
7. Информация о домашнем задании | Предлагает учащимся домашнее задание: Дайте связный ответ на вопросы в объеме 5-10 предложений: 2. Какие художественные средства показывают трагедию войны? |
Осмысливают задание, записывают задание в дневник. |
8.Рефлексия. | Подводит итог урока, анализирует ответы
учащихся. Предлагает продолжить предложение: В моей памяти война живет в образах… |
Вместе с учителем подводят итог урока. |
Приложение 1 (задания группам)
1 группа.
Задание. Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?
1.Ответьте на вопросы
1) Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании весеннего пейзажа?
2) Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа?
3) Какой из них является сквозным? Почему?
4)Какие функции выполняют эти образы в тексте?
2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко иллюстрирует состояние героя в финале рассказа.
2 группа.
Задание. “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”
Многозначность образа дома в рассказе.
1.Ответьте на вопросы
- Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома?
- Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка?
- Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения?
- Что свойственно всем обитателям дома?
- Каково отношение автора к ним и как оно выражается?
- Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?
- Как происходит расширение границ пространства дома?
2.Прочитайте отрывок из письма, который наиболее ярко описывает тоску по дому.
3 группа.
Задание. “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”
1.Ответьте на вопросы:
- Какие важные для автора события или ситуации выделены в повествовании?
- Почему некоторые события (какие именно) имеют значение многократности действия?
- Какие языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе выполняют эмоционально-экспрессивную функцию?
2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко описывает состояние героя в военное время.
4 группа
Задание. “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”
Ответьте на вопросы:
- Каким вы видите рассказчика в начале рассказа?
- Как характеризует рассказчика его поведение на войне, каким вы видите его в эпизоде ранения?
- Как в финале рассказа показано взросление рассказчика, какой философский смысл имеет финал рассказа?
5 группа
Задание . “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)”
Ответьте на вопросы:
- Как создаются зрительные образы, отражающие мотив памяти. Какие тропы использованы автором?
- Какими лексическими средствами передает автор зрительные впечатления героя, раскрывает взаимосвязь картины природы и эмоционального состояния героя?
- Приведите примеры употребляемых в рассказе выразительных средств, раскрывающих мотив памяти.
Приложение 2
(к модели урока)
Какие художественные средства показывают трагедию войны?(ответ на вопрос ученицы 10 Б класса Кудрявцевой Марии”)
Рассказ Юрия Яковлева “Сердце земли” - это настоящий реквием по погибшим в Великую Отечественную войну, по разрушенным семьям и сломанным судьбам миллионов людей. Все произведение пронизано воспоминаниями, горькими и тяжелыми. Этот рассказ напоминает нам об ужасной трагедии, которая обрушилась на нашу Родину. И чтобы погрузить читателя в атмосферу военного времени, автор использует множество художественных приемов.
Воспоминания главного героя о матери и о родном доме переплетаются с детальным описанием, природы, автор рисует перед нами весенний пейзаж, используя для этого сравнения и эпитеты: “На белом снегу красный гибкий прутик вербы возникает жилкой, в которой бьется кровь. Рядом с красной жилкой - голубая. Это весеннее солнце растопило снег и вызвало к жизни родничок талой воды. Красная артерия и синяя весна”, “ верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага”. Кроме того, Яковлев показывает нам холодную и мрачную картину блокадного города, для этого он использует различные метафоры: “в ледяном городе, где печи мертвы”, “в нее стреляли голодом”, также писатель употребляет приложения: “Голод - обстрел, голод - бомбежка, голод - пожар”.
Таким образом, применение различных тропов показывает нам трагедию войны.
Так как рассказ “Сердце земли” является автобиографическим, то во многих эпизодах мы можем проследить авторскую позицию, но финальная сцена является ключевой. Здесь Яковлев приводит нас к выводу о том, что сердце матери никогда не угаснет и не истлеет, оно будет вечно любить свое дитя, хранить и оберегать. Сердце матери станет сердцем земли.
5-6 класс
- А.И.Куприн “Чудесный доктор”
- М.Е.Салтыков – Щедрин “Пропала совесть”
- И.С. Тургенев “Воробей”
- К.Паустовский “Заячьи лапы”
- М.Пришвин “Паутинка”
- В.Крупин “Сбрось мешок”
7-8 класс
- И.А.Бунин “Лапти”
- А.Грин “Дикая мельница”
- М.Шукшин “Микроскоп”
- Ю.Яковлев “Забор с голубым глазом”
- Л.Улицкая “Бумажная победа”
- Т.Крюкова “Творец”
- В.А.Солоухин “Мститель”
- Е.Габова “Не пускайте рыжую на озеро”
9-11 класс
- Д.С.Лихачев “Пушкин”
- В.Ф.Одоевский “ Индийская сказка о четырех глухих”
- А.П.Чехов “На святках”
- Ю.Яковлев “Сердце земли”
- К.Симонов “Свеча”
- Ю.Буйда “Все больше ангелов”
- Л.Улицкая “Народ избранный”
- З. Прилепин “Белый квадрат”
- В.Набоков “Красавица”
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Щербы.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, - мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, - земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, - мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
– (33)Мама, мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.
(По Ю. Я. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЯВИЛАСЬ количество звуков и букв совпадает.
2) В слове МОЖЕТ все согласные звуки твёрдые.
3) В слове КОЛОДЦА все согласные звуки имеют пару по глухости - звонкости.
4) В слове БОЯ два слога.
Пояснение.
В слове КОЛОДЦА согласный Ц всегда глухой, не имеет пары по звонкости.
Правильный ответ под номером 3.
Ответ: 3
Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Пояснение.
Слово «ведает» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «знает» или «понимает».
Ответ: знает или понимает.
Ответ: знает|понимает
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 4B6680
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
Абзацное членение текста - это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.
Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1−5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2−5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основ-ная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля – символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.
Таким образом, прав современный российский лингвист Л.В. Щерба, который утверждал: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
Дублирует № 6668.
Пояснение.
15.1 Абзацное членение текста - это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.
Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1-5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2 - 5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основ-ная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля - символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.
Таким образом, прав современный российский лингвист Л. В. Щер-ба, который утверждал: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
15.2 Связь человека с мамой проходит крепкой, невидимой нитью через всю жизнь. Начиная от тихой песни у колыбели, мама становится самым преданным другом и мудрым наставником. Тяжело раненого бойца возвращает к жизни далёкое воспоминание о маме, он чувствует её прикосновение, и боль притупляется, жажда отступает, ведь он почти явно ощущает, что мама рядом и в трудную минуту пришла ему на помощь. Об этом приведённые строки текста Юрия Яковлева.
Значение слово «мама» многолико. В образе матери предстаёт для героя родная земля: она также оберегает, согревает, страдает (предложения под номерами 4 и 5). У родной земли ищет спасения наш герой в суровом бою, прося защиты. С ней он чувствует себя защищённым.
Посторонняя женщина, встретившаяся раненому рассказчику, напоила водой, как сделала бы это его родная мать. Быть матерью - это великое предназначение женщины: помогать, заботиться, оберегать. Небывалой силой наполнены строки: «Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая».
Материнская любовь - это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Пример из текста Ю. Яковлева - тому подтверждение.
15.3 Материнская любовь - это самая сильная, постоянная и бескорыстная любовь на земле. Она всепрощающа, не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.
Юрий Яковлев рассказывает, как тяжело раненого бойца возвращает к жизни далёкое воспоминание о маме. Он чувствует её прикосновение, и боль притупляется, жажда отступает, ведь он почти явно ощущает, что мама рядом и в трудную минуту пришла на помощь. Посторонняя женщина, встретившаяся раненому рассказчику, напоила водой, как сделала бы это его родная мать. Быть матерью - это великое предназначение женщины: помогать, заботиться, оберегать. Небывалой силой наполнены строки: «Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая».
Одно из требований ФГОС – “формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении” .
“Необходимы изменения в содержании обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Современный педагог должен стать создателем новых заданий, педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности, создание учащимися собственных продуктов в освоении знания” на основе базовых понятий. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиться оптимального результата .
В процессе работы с художественными текстами были выявлены методические приемы работы с произведениями малой прозы, собран банк таких текстов для учащихся 5-11 классов.
Новизна представляемого материала заключается в том, что художественные тексты, используемые на уроках внеклассного чтения, - это тексты произведений, которые не имеют методического сопровождения.
Актуальность определяется тем, что предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы. Актуальность опыта обуславливается и тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, выбирающих экзамен по литературе в 9 и 11 классах; умения анализировать художественный текстдает широкие возможности для подготовки учащихся к экзаменам, олимпиадам, творческим литературным конкурсам. Задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по литературе связанные с анализом литературного произведения для многих учащихся оказывается самым сложным, потому что требует суждений самого ученика, основанных на умении анализировать художественный текст.
Решить эти задачи помогают уроки обучения анализу эпического произведения. Для таких уроков собраны произведения, интерпретация которых может быть проведена на одном уроке литературы или уроке внеклассного чтения.
Разработана модель урока литературы в 10 классе по теме: “Обучение анализу эпического произведения. На примере рассказа Юрия Яковлева “Сердце земли”. (Приложение 1 “Модель урока литературы”)
Собран банк малой прозы (список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся), тексты используются учителем на уроках, учитывая возраст учащихся, степень сформированности литературоведческих компетенций, некоторые из произведений были даны для целостного анализа художественного прозаического текста на муниципальном этапе олимпиада по литературе в 2011-2016 г. (Приложение 2 “Список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся”).
Литература
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
- Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст. Москва – Киров, 2016.-199с.
- Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.- 248с.
- Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС”: / авт.-сост. Г.Н. Карсакова.– Киров.–2014 -207с
Модель урока литературы
Дидактическая цель: способствовать развитию комплекса умений для подготовки учащихся к ЕГЭ средствами средствами технологии проблемного обучения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Познавательные:
- уметь анализировать художественное произведение, особенности композиции, образной системы, мотивов и проблематики
- уметь давать прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию
- уметь подтверждать свои мысли текстом.
Развивающие:
- развитие образного, логического, критического мышления
- развитие речи учащихся
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся
- развитие навыков работы с текстом с целью поиска необходимой информации
Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию на основе принятия традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей
- формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- формировать художественный вкус, умение ориентироваться в мире литературы.
- помочь осознать свои сильные и менее сильные стороны в анализе эпического произведения (как важной части подготовки к ЕГЭ)
Методы: проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая,
- фронтальная.
Средства обучения:
Рассказ Ю.Яковлева “Сердце земли”
- Словарь литератураведческих терминов. Автор -составитель С.П. Белокурова (М.: Просвещение, 1989).
- Тетрадь ученика по литературе.
- Мультимедийное сопровождение урока.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Приветствует учащихся. Создаёт позитивный настрой. Предлагает проверить готовность рабочих мест. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места |
2. Целеполагание и мотивация | Сообщает учащимся, что цель урока -
учиться писать “Рассуждение на заданную тему”
(задание в формате ЕГЭ) на материале рассказа
Ю.Яковлева “Сердце земли”. Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”. Называет тему урока “Анализ эпического произведения”, предлагает учащимся вспомнить содержание прочитанного дома рассказа “Сердце земли” и ответить на вопрос: “Какова тема произведения?” С какими произведениями на эту тему вы знакомы? Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса урока “Почему рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в Великой Отечественной войне”? |
Слушают учителя, осмысливают цель, тему
урока. Вспоминают “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” Вспоминают содержание рассказа, отвечают на вопрос. Формулируют проблему урока с помощью учителя. |
3. Актуализация знаний | Предлагает найти в словаре определение
понятия “реквием” Предлагает учащимся ответить на вопросы: Определите, как связано название с темой, образами в рассказе. Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста? Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа? Определите, как “развертывается” заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним. Кому посвящен рассказ? |
Находят определения в словаре, выбирают
правильный вариант. Отвечают на вопросы учителя, используя содержание рассказа. |
4. Систематизация и обобщение | Организует работу учащихся в группах. Предлагает ответить на проблемные вопросы, используя текст, материалы записей в тетрадях: 1 группа “Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?” 2 группа “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?” 3 группа “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?” 4 группа “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел” 5 группа “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)” (Приложение 1 ) Предлагает представителям групп выступить с сообщениями, а остальным учащимся по ходу выступлений продолжить краткие записи в тетрадях. |
Работают в группах, выполняют задания.
Слушают сообщения. Делают краткие записи в рабочих тетрадях по ходу выступлений представителей групп |
5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации | Предлагает, используя текст, материалы
выступлений, записи в тетради, продумать
вывод-сообщение по проблеме урока “Почему
рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в
Великой Отечественной войне?” Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” Предлагает одному ученику выступить с сообщением по проблеме урока, остальным, при необходимости дополнить ответ. |
Каждый ученик готовит вывод-сообщение
по проблеме урока с учетом требований к развернутому ответу. Делают вывод-сообщение по проблеме урока, ориентируясь на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”. |
6. Проверка уровня обученности | Предлагает учащимся оценить сообщение ученика по проблеме урока в соответствии с “Критериями проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” | Оценивают сообщение в соответствии с “Критериями оценки “Заданий с развернутым ответом”. |
7. Информация о домашнем задании | Предлагает учащимся домашнее задание: Дайте связный ответ на вопросы в объеме 5-10 предложений: 2. Какие художественные средства показывают трагедию войны? |
Осмысливают задание, записывают задание в дневник. |
8.Рефлексия. | Подводит итог урока, анализирует ответы
учащихся. Предлагает продолжить предложение: В моей памяти война живет в образах… |
Вместе с учителем подводят итог урока. |
Приложение 1 (задания группам)
1 группа.
Задание. Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?
1.Ответьте на вопросы
1) Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании весеннего пейзажа?
2) Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа?
3) Какой из них является сквозным? Почему?
4)Какие функции выполняют эти образы в тексте?
2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко иллюстрирует состояние героя в финале рассказа.
2 группа.
Задание. “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”
Многозначность образа дома в рассказе.
1.Ответьте на вопросы
- Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома?
- Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка?
- Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения?
- Что свойственно всем обитателям дома?
- Каково отношение автора к ним и как оно выражается?
- Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?
- Как происходит расширение границ пространства дома?
2.Прочитайте отрывок из письма, который наиболее ярко описывает тоску по дому.
3 группа.
Задание. “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”
1.Ответьте на вопросы:
- Какие важные для автора события или ситуации выделены в повествовании?
- Почему некоторые события (какие именно) имеют значение многократности действия?
- Какие языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе выполняют эмоционально-экспрессивную функцию?
2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко описывает состояние героя в военное время.
4 группа
Задание. “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”
Ответьте на вопросы:
- Каким вы видите рассказчика в начале рассказа?
- Как характеризует рассказчика его поведение на войне, каким вы видите его в эпизоде ранения?
- Как в финале рассказа показано взросление рассказчика, какой философский смысл имеет финал рассказа?
5 группа
Задание . “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)”
Ответьте на вопросы:
- Как создаются зрительные образы, отражающие мотив памяти. Какие тропы использованы автором?
- Какими лексическими средствами передает автор зрительные впечатления героя, раскрывает взаимосвязь картины природы и эмоционального состояния героя?
- Приведите примеры употребляемых в рассказе выразительных средств, раскрывающих мотив памяти.
Приложение 2
(к модели урока)
Какие художественные средства показывают трагедию войны?(ответ на вопрос ученицы 10 Б класса Кудрявцевой Марии”)
Рассказ Юрия Яковлева “Сердце земли” - это настоящий реквием по погибшим в Великую Отечественную войну, по разрушенным семьям и сломанным судьбам миллионов людей. Все произведение пронизано воспоминаниями, горькими и тяжелыми. Этот рассказ напоминает нам об ужасной трагедии, которая обрушилась на нашу Родину. И чтобы погрузить читателя в атмосферу военного времени, автор использует множество художественных приемов.
Воспоминания главного героя о матери и о родном доме переплетаются с детальным описанием, природы, автор рисует перед нами весенний пейзаж, используя для этого сравнения и эпитеты: “На белом снегу красный гибкий прутик вербы возникает жилкой, в которой бьется кровь. Рядом с красной жилкой - голубая. Это весеннее солнце растопило снег и вызвало к жизни родничок талой воды. Красная артерия и синяя весна”, “ верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага”. Кроме того, Яковлев показывает нам холодную и мрачную картину блокадного города, для этого он использует различные метафоры: “в ледяном городе, где печи мертвы”, “в нее стреляли голодом”, также писатель употребляет приложения: “Голод - обстрел, голод - бомбежка, голод - пожар”.
Таким образом, применение различных тропов показывает нам трагедию войны.
Так как рассказ “Сердце земли” является автобиографическим, то во многих эпизодах мы можем проследить авторскую позицию, но финальная сцена является ключевой. Здесь Яковлев приводит нас к выводу о том, что сердце матери никогда не угаснет и не истлеет, оно будет вечно любить свое дитя, хранить и оберегать. Сердце матери станет сердцем земли.
5-6 класс
- А.И.Куприн “Чудесный доктор”
- М.Е.Салтыков – Щедрин “Пропала совесть”
- И.С. Тургенев “Воробей”
- К.Паустовский “Заячьи лапы”
- М.Пришвин “Паутинка”
- В.Крупин “Сбрось мешок”
7-8 класс
- И.А.Бунин “Лапти”
- А.Грин “Дикая мельница”
- М.Шукшин “Микроскоп”
- Ю.Яковлев “Забор с голубым глазом”
- Л.Улицкая “Бумажная победа”
- Т.Крюкова “Творец”
- В.А.Солоухин “Мститель”
- Е.Габова “Не пускайте рыжую на озеро”
9-11 класс
- Д.С.Лихачев “Пушкин”
- В.Ф.Одоевский “ Индийская сказка о четырех глухих”
- А.П.Чехов “На святках”
- Ю.Яковлев “Сердце земли”
- К.Симонов “Свеча”
- Ю.Буйда “Все больше ангелов”
- Л.Улицкая “Народ избранный”
- З. Прилепин “Белый квадрат”
- В.Набоков “Красавица”
В автобиографическом очерке «Немного о себе» читаем: «Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестренкой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях московского вокзала, у воинского эшелона. Я был подстрижен под машинку, но форму еще не получил. Это было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восем
надцать лет» 1 . Через полгода началась самая страшная в истории человечества война. Мать будущего писателя погибла во время блокады в Ленинграде. Сам он, начиная о 1940 года, шесть лет был рядовым солдатом... В солдатской шинели пришел и в Литературный институт имени Горького.
Все творчество писателя пронизывает чувство любви: любви к Родине, к людям, к земле, к животным, к природе вообще. Чувство любви к матери. Ей посвящено одно из ранних лирико-публицистических произведений «Сердце зем ли». Так названа и книга, вышедшая в 1967 году. В предисловии к ней Р.Фраерман пишет: «Меня радует художник, который открывает читателю, порой недоверчивому и, может быть, даже скучному, прекрасный мир - небо, землю, людей и все живое и утверждает, что каждый человек хранит в себе, может, и не зная об этом, добро и красоту». Верно, картины, люди, события и случаи, составляющие смысл книг Ю.Яковлева, «раскрывают жизнь, бурлящую вокруг, и побуждают деятельно вмешиваться в нее, бороться за то, чтобы доброе... не только пробудилось, но вошло, окрепло и стало бы великой силой». Р.Фраермана Ю.Яковлев называл стрелочником, который «перевел в моей жизни стрелку с пути поэзии на путь прозы...». Естественно, что этот «стрелочник» - сам лирический поэт в прозе, анализируя очерки, рассказы своего друга, обращает внимание прежде всего на их способность утверждать силу чувства любви. Высочайшее его проявление - Любовь к Матери. Эту великую любовь Юрий Яковлев отождествляет с любовью к земле - нашей всечеловеческой обители.
«На границе марта и апреля небо наливается океанской голубизной, а снег становится кристаллическим и шуршит под ногами крупным береговым песком». Заметим: голубизна океана наливает небо голубизной, что означает не просто взаимоотражение красок неба и земли, но именно особую космическую способность и силу красок, силу жизни, развивающейся в земле, на земле... Читаем дальше начало лирического очерка «Сердце земли»:
«Верхняя розовая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага. Солнце слепит и, когда ветер утихает, ласково припекает щеку. Но главное - все вокруг заполняется крепким живым настоем пробуждающейся земли. Этот настой кружит голову и, когда вдыхаешь его всей грудью, разливается по телу и тайной радостью отдается в сердце. Ты чувствуешь, как в небе пробуждаются молодые силы и возвращают к лучшей поре жизни.
"Яковлев Юрий. Багульник. - М., 1972. - С.393.
И ты вспоминаешь мать».
«..Я запомнил свою мать седой и усталой. Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть...»
«...Женщина, которая слышит первый вздох своего ребенка, и женщина, которая слышит последний его вздох, - два разных человека. Разных - как счастье и горе, добро и зло, жизнь и смерть. Но эти два человека слились в одном великом существе, имя которому - Мать.
Я никогда не называл свою мать - матерью, мамой. У меня для нее было другое слово - мамочка...
Никто, как мать, не умеет глубоко скрывать свои страдания и муки. И никто, как дети, не умеют так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью...»
Я щедро цитирую лирический очерк о маме - сердце земли, потому что думаю: а вдруг под руками у моего читателя не будет нужной книги и тогда вы, уважаемый коллега, возьмете для беседы с детьми процитированное здесь... А еще для того, чтобы, читая эти беглые сведения о творчестве Ю.Яковлева, вы почувствовали его страдание - страдание любящего сына, последний раз видевшего свою маму на вокзале, уходя из дома в солдаты... А потом - после войны уже не было ни того дома, своего, в Ленинграде, ни матери...
Большинство рассказов Ю.Яковлева - живые картины каждому знакомого быта. Обычно реалистические, как в жизни, сюжеты. Запоминаются не имена, а характеры мальчишек, действующих в самых обычных, повседневных ситуациях. Осваивая рассказы Ю.Яковлева вместе с детьми, важно сориентировать чтение так, чтобы в памяти сердца оставалась приверженность героев высоким рыцарским добродетелям. И тогда, когда проявляется это в обыденной школьной ситуации - как в рассказе «Собирающий облака». И тогда, когда с риском для жизни приходится забираться по скользкой крутой крыше на ее гребень, чтобы там хорошо рассмотреть форму флюгера, которым заинтересовалась одноклассница. Именно так поступил тихий, застенчивый герой рассказа «Всадник, скачущий над городом».
Гражданским пафосом творчества предопределялась постоянная дружба Ю.Яковлева с периодической печатью: с журналом «Огонек», напечатавшим первый его рассказ «Станция Мальчики», газетой «Известия», где впервые был опубликован в 1962 году рассказ «Собирающий облака». Для этого и других произведений характерно проникновение в источники и в процесс социального взросления личности подростка. Точ
нее - личности человека в годы раннего подросткового возраста. Процесс этот очень сложен, многогранен, противоречив, диалектичен. Подросток внимателен к миру, к жизни взрослых, активно познает ее, целенаправленно наблюдая, анализируя все окружающее: явления, факты, события, взаимоотношения взрослых между собой и с ним, с подростком. Взрослые же далеко не всегда присматриваются к трудной конфликтной психологии. Часто недооценивают аналитические, познавательные способности... Писатель проявляет искреннюю заинтересованность судьбой детей. Он видит в них наш завтрашний день и хочет, чтобы этот день был прекраснее, счастливее, лучше. Подавляющее большинство произведений Ю.Яковлева о детях и для детей. Но его творчество чрезвычайно ценно и для взрослых. Прежде всего именно для познания своеобразия возраста, для понимания, что и школьник первых четырех классов имеет свою «психологию жизни» (Я. Корчак).
В произведениях Ю.Яковлева, однако, дети не живут только своей, оторванной от взрослых жизнью. Правда, честь, достоинство, отстаиваемые растущим юным человеком, - всегда есть и правда взрослых, правда отцов. В этом - еще один аргумент в утверждении мысли о ценности творчества Ю.Яковлева для читателей разных возрастов. Это дает основание утверждать, что их интересно и полезно перечитывать: когда ты ровесник мальчика с коньками или Коли Малявки-на, собирающего облака, найдешь в истории их жизни одно, а перечитав эти истории через несколько лет, с удовольствием сделаешь новые значимые открытия. Ведь каждый из нас начинается в детстве и не порывает с ним, несет его в себе: в своем характере, в увлечениях, в склонностях, в отношении к жизни и людям. «Я - детский писатель, - заявляет Ю.Яковлев, - и горжусь этим званием. Люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства. Я не очень-то люблю таких людей, которых невозможно представить себе детьми. В настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства. А мудрость, ум, глубина чувств, верность долгу и многие другие замечательные качества взрослого человека никогда не вступают в противоречие с его неприкосновенным запасом детства» 1 . Проанализируем непосредственную реакцию детей
"Яковлев Юрий. Багульник. - М., 1972. - С.397.
при чтении рассказов вслух. Она убеждает: читателей покоряют реалистические по материалу рассказы поэтическим утверждением возвышенного, чистым человеческим чувством, непременно таящимся в каждом из людей. Главный герой произведений - боль и радость писателя. Боль, когда видит, как черным облаком поднимаются в небеса тонны бумажной макулатуры, вдохновенно собранной Колей Малявкиным и его одноклассниками. Тревога и боль, когда писатель рассказывает о тяжелых переживаниях Саши-Таборки, героя рассказа «Он убил мою собаку». Писателю больно из-за того, что черствый взрослый человек убил любимую собаку Таборки. Его боль искренна, велика, поэтому она захватывает и нас, читателей. И не надо заглушать это сострадание. Рассказ и создан для того, чтобы мы не были безразличными к горю другого человека, чтобы мы были чуткими и слышали не только раздирающий душу вой пожарной сирены, но и горькое молчание маленького обиженного человека.
Никакая боль души человека, как и правда, не бывает маленькой. Правда - всегда большая. Нельзя ей изменять. И соучастие в чужой беде не бывает маленьким, даже если ты смог помочь всего лишь одному человеку, как это случилось в замечательном рассказе Ю.Яковлева «Мальчик с коньками».
Впервые рассказ был опубликован в 1961 году журналом «Огонек». В последующем включался почти во все сборники Ю.Яковлева. Это - один из наиболее любимых читателями и популярных рассказов - очень яковлевское произведение, выразительно передает его жизненное кредо - уметь увидеть человека, нуждающегося в твоей помощи, и непременно прийти на помощь. Оказать помощь. Рассказ поэтичен, хотя повествует о факте, казалось бы, ординарном - мальчик по дороге на каток встретился с больным человеком. Обычно и то, что тот попросил о помощи... Закономерно и то, что мальчик оказал помощь - помог больному дойти до дома и вызвал неотложку. Вот этим и могло бы быть все исчерпано. Но тогда мальчик с коньками не стал бы героем подлинно художественного произведения. Не приобрел бы той силы и степени выразительности, какие свойственны художественному образу. Писатель доводит до логического конца, до финального заключения активное участие мальчика в судьбе больного. Герой рассказа без имени, что позволяет видеть в нем обобщенный до символа образ, в котором выражены представления писателя о нравственной норме поведения.
В солнечный мартовский день обычный мальчик шел на каток. Там его ждала (он верил в это) желанная счастливая
AAA
встреча... Вспомнив о ней, о той, которая ждет его, мальчик уже не шел, а летел в сторону городского катка. Навстречу своей радости. Но случай... Хотя, если вдуматься, - ничего особенного: в переулке мальчик встретил мужчину, глаза которого «были полны боли и тревоги». Он еле держался на ногах. Конечно, можно было пробежать мимо, навстречу своей радости... Но мальчик остановился. Подставил свое хрупкое плечо под отяжелевшую руку больного грузного человека. Помог ему добраться до дома. А там? Он снова мог быть свободным от чужой беды. Больной не удерживал мальчика с коньками. Более того, он сказал: «Ты иди. Теперь я сам управлюсь... А за помощь спасибо...» Однако мальчик не ушел. И как хорошо, что не ушел: ведь пришлось вызывать неотложку... Мальчик спас жизнь бывшего фронтовика...
Что удержало мальчика рядом с неизвестным ему человеком? Голос совести? Да. Душевная отзывчивость? Да. Способность сострадания боли другого человека? Да. Обокрал себя мальчик, не убежав навстречу своей радости на веселый каток? Нет. Обогатился. Повзрослел умом и сердцем. Поняв, пережив, разделив чужую боль, чужую опасность, он почувствовал благотворную власть над собой человеческого долга, человеческой обязанности. И стал сильнее. Смог, рискуя собой, остановить мчавшуюся «скорую», отправить больного Бахтюкова в больницу, дождаться конца операции, длившейся почти два часа, и поддержать бывшего солдата своим «сыновьим» приветом...
О Ю.Яковлеве нередко и с полным основанием говорят как о защитнике собак. К собакам у него особая человеческая привязанность. Вспоминаю случай. Болгарский поэт Асен Босев был приглашен к Юрию Яковлевичу на дачу. На вопрос, как найти дачу Яковлева в поселке «Красная Пахра», ответили: «Ищите участок, где не одна, а две умные красавицы овчарки». Действительно, нас встретили огромные, казалось, все понимающие собаки, живущие явно на положении равноправных «членов семьи» писателя. Любовь к животным, к собаке прежде всего, - одна из главных тем в творчестве Ю.Яковлева: и в литературном его труде, и в устных публицистических выступлениях. Отношение к животным, к собаке рассматривается как критерий человеческого добра, сердечности. Человек, защищающий животных, не обижающий собаку, кошку, имеет большой потенциал добра. Через отношение к собаке проявляет себя и тихий Костя - герой рассказа «Багульник». Впервые он был опубликован в «Известиях» в 1968 году. В 1972 году так был назван сборник расска
зов Ю.Яковлева, что свидетельствует о признании этого произведения программным в творчестве писателя: книга издана в серии «Золотая библиотека».
Обратим внимание на такую важную особенность сюжета. Именно Костя, этот непонятный молчальник, казалось, не просто замкнутый, но откровенный, ни с кем не считающийся индивидуалист, принес в класс цветы багульника. Он берег их, менял воду в банке, терпеливо, каждый день, хотя все другие смеялись и над прутиками багульника, и над Костей. Посмеивалась и учительница. Но однажды «прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега». ...Все радовались. Весело толпились около окна, где стоял букет. Только Костя был, как всегда, молчалив... Позднее выяснится, что Костя ухаживает за чужими собаками (кормит их, прогуливает): одну хозяева, уехав, закрыли на балконе; хозяева другой были больны и поэтому не могли выйти с собакой на прогулку, третья страдала по-собачьи преданно, ожидая оставивших ее хозяев... Поэтому Костя усталый приходит в школу. И всегда хочет спать. У него явно нет сил на разговоры. И нет времени на баловство. Писатель помогает нам, таким образом, открыть, увидеть, понять и, конечно, полюбить большое доброе сердце мальчика, богатую душу человека, кажущегося замкнутым и скучным. И не случайно он, Костя, спаситель собак, оказывается таким мудрым ценителем красоты: ведь именно он принес и берег веточки багульника, когда те еще не расцвели.
«Багульнику» близок и рассказ «Он убил мою собаку». И здесь большое сердце мальчика, его способность и любить и не прощать зло познаются через отношение к животному. Герой рассказа потрясает мужественностью, готовностью перенести большие испытания ради доброй цели.
Как часто мы ошибаемся в оценке человека, если судим о нем только по его внешним проявлениям, по поступкам, не вникая в суть, в смысл мотивов, побудивших, предопределивших то или иное действие. Особая ценность художественной литературы и заключается в ее почти волшебной возможности открывать сокровенные тайны человеческой души. А если человек владеет искусством чтения, то открытие это бывает особенно радостным и большим - происходит как бы самооткрытие истины во всей ее глубинной сложности: в художественном произведении важны не только, а подчас и не столько факты, поступки героев, сколько исследование
AAA
психологической обусловленности, предопределенности того или иного действия.
Рассказ Ю.Яковлева «Разбуженный соловьями» помогает проникнуть в глубинный внутренний мир Селюжёнка, открыть то, что составляет суть его личности. Если крепко спящего мальчика пробуждает пение соловья; если, увлекаемый соловьиной песней, он замирает в ночной темноте под деревом, забывая о страхе; если, заслушавшись, испытывает потребность вылепить воображаемую птицу и дарит ее воспитательнице, которая настаивала на исключении его из лагеря, - значит, есть большой и чистый голос в его душе. Значит, есть в нем то доброе, высокое, что до сих пор не было разбужено...
Чувство красоты всегда соседствует с потребностью добра. Вспомним, именно этим отличался Костя, главный герой «Багульника». Поэтому можно говорить о внутренней существенной и значительной близости Селюжёнка и Малявкина из рассказа «Собирающий облака». Над Малявкиным, как и над Селюжёнком, долго смеялись в классе, потому что не знали его по-настоящему. Учительница поставила возле его фамилии минус - знак безнадежности. И другие взрослые не воспринимали Малявкина серьезно. Даже родители не ждали от него ничего хорошего. Такое отношение вызывалось всем поведением мальчика. А в нем между тем жила возвышенная потребность к подвигу, к большим, хорошим, полезным для окружающих поступкам. Вспомним, как вдохновенно он собирал макулатуру. И вовсе не в расчете на благодарность. Его действиями руководили благородные побуждения. Поэтому так тяжело было Коле узнать о том, что бумагу сожгли - сожгли его надежду. Заметим, как сказано об этом: «Он шел по улице, глядя себе под ноги. Ему казалось, что если он поднимет глаза, то увидит, как там, в голубом апрельском небе, плывут черные, обуглившиеся облака. Он даже почувствовал горьковатый запах гари». Какая емкая метафора. Надо быть эмоциональным, иметь богатое воображение, чтобы так ощутить случившееся: ощутить несуществующий горьковатый запах гари, стыдиться смотреть в глаза стариков и старушек из-за чужой вины... Стыдится за подлость, совершенную другими, только хороший, надежный человек, только человек с чистой совестью.
Эту мысль о готовности ребенка взять на себя ответственность за поступки другого развивает писатель и в рассказе «Рыцарь Вася». Рассказ увидел свет в 1964 году - был опубликован «Известиями». Сам факт публикации детского рассказа во взрослой газете говорит о том, что его первые изда
тели признавали за произведением обращенность не только к детям, но и ко взрослым. В этом произведении, пожалуй, еще более отчетливо, чем в двух предыдущих, проявлен драматизм внутреннего духовного конфликта. Это конфликт человека с самим собой: полное несогласие того, каков человек внешне в его ежедневном стиле поведения, с тем, каким он себя видит в идеале и каким может быть в действии, если создается критическая ситуация. Почему возник такой конфликт? По простой причине: Вася - увалень. Он неуклюж и толст. Из-за его постоянной нерасторопности, нерешительности все привыкли считать его тюфяком и неудачником. Вася привык к этому.
Но природа вложила в неуклюжую оболочку гордое сердце Дон Кихота. Это сердце не дает мальчику покоя, постоянно рождает недовольство собой. Именно - собой. В этом и кроется залог созидательной силы: недовольство собой, способность самокритичного отношения - свойства сильной и красивой, не ленивой души. Это должны увидеть, понять и почувствовать наши дети. Немало надо иметь силы, чтобы безропотно терпеть постоянные насмешки друзей и даже мамы. И не обидеться на них, не озлобиться. Но еще больше нужно было иметь силы духа, смелости и, конечно, доброй благородной самоотверженности, чтобы не возмутиться, когда другой человек присвоил твои, тобой заслуженные лавры и благодарность. А Вася не возмутился, когда Димка Ковалев объявил себя спасителем первоклассника. Вася спасал утопавшего не ради собственной славы. Он был рыцарь.
Но вот вопрос: а должен ли был рыцарь не возмущаться, видя наглую ложь? Рассказ заставляет задуматься. Озадачим таким образом и наших читателей. А не должно ли быть добро и благородство с кулаками в отношениях к таким, как Димка Ковалев? Чтобы умножалось добро, надо постоянно, всегда, в каждом случае активно выступать против зла. Конечно, не ради славы и благодарности. Но ради справедливости.
Идея рыцарства - истинного благородства, человечности пронизывает и рассказ «Всадник, скачущий над городом». В этом произведении идея внутренней готовности юного человека к благородному и даже возвышенному поступку проявляется в лирическом аспекте. Влюбленный Киру готов достать хоть звезду с неба, лишь бы обратить на себя внимание Айны. Возвышенное чувство любви, конечно, приносит немало огорчений. Но оно вместе с тем освещает жизнь юных героев особым живительным светом. Придает им силы необыкновенные, пробуждает чуткость. В утверждении созида
тельной силы чувства писатель достигает убедительности. Проявляет при этом искреннее уважение к читателю, веря в его осердеченный ум. Выразительны в рассказе меткие запоминающиеся детали. Но главное - интонация повествования. Если дети-читатели почувствуют ее, они испытают радость за слабого с виду мальчика Киру: он поборол чувство страха, подверг себя испытаниям на смелость. Именно сам себя, без свидетелей, не напоказ. Напоказ чего не сделаешь...
Киру забирался на высокую крутую крышу, чтобы рассмотреть флюгер, которым заинтересовалась одноклассница Айна, чье мнение для Киру о нем самом было очень небезразлично. Мотив для мальчика серьезный. И все же важно то, что он взбирался на крышу, когда рядом никого не было. Он испытывал себя сознательно, без бравады.
«Вот он, таинственный флюгер, которого никто не мог разглядеть с земли. Никакой это не петух! Это конь и всадник. С земли флюгер казался маленьким и летучим. Вблизи он был большим и грузным... Дул сильный ветер, и конь с пронзительным скрипом шарахался то влево, то вправо. Может быть, он хотел сбросить своего седока, а может быть, ему хотелось спрыгнуть со штыря и растоптать тяжелыми копытами дерзкого мальчишку.
Конь мелко задрожал. Киру подумал, что сейчас конь сделает отчаянный прыжок и помчится со своим всадником по черепичным крышам города. Вот здорово!.. Его сердце пело... Киру почувствовал себя всадником, скачущим над городом вместе со взбунтовавшимся флюгером. Он спешил вдаль, чтобы совершить подвиг во имя Айны».
Подвиг всегда сопряжен с риском. И Киру рисковал. Ветер становился сильнее. Мальчик еле удерживал равновесие. Он мог свалиться каждое мгновение... но - он не испытывал раскаяния. Его хранило, придавало силы чувство власти над собой. Осознание выполненного долга перед своим чувством. Поэтому на следующий день, встретив Айну, мальчик разговаривал с ней без прежней неловкости: «...Киру сам удивился, что может так смело разговаривать с Айной. ...Киру почувствовал, как что-то звонкое и горячее забилось у него в груди». Киру почувствовал себя сильным и красивым. Да, красивым, хотя внешне он по-прежнему оставался таким, как всегда: щуплым на вид, малопривлекательным из-за больших очков...
Последние годы жизни Ю.Я.Яковлева были окрашены работой, направленной на сближение наших детей с их американскими ровесниками. Писатель близко познакомился с девочкой-дипломатом, Самантой Смит, приезжавшей в нашу
страну по приглашению Ю.Андропова. Была издана интересная документальная повесть «Саманта». Ее автор возглавил движение народной дипломатии: дети-дипломаты... Работа эта была близка публицистическому таланту Юрия Яковлевича. Он верил в ее результативность. Увлекал ею своих друзей... На одном из вечеров, который был организован в Государственной детской библиотеке России и посвящен развитию культурного сотрудничества нашей страны с республикой Шри-Ланка, Ю.Яковлев говорил: «Все мы, взрослые, должны понять: будущее принадлежит детям. Они будут достойны мечты о лучшем будущем лишь в том случае, если уже теперь, в детстве, сами станут участвовать в реализации этой мечты. Если сегодня дети Земли возьмутся за руки и станут дружны, узнают друг друга, то лучшее будущее станет реальностью...» Возможно, в этом есть определенное преувеличение исторической преобразующей роли детства. Но вряд ли можно не признать ценность активной социально значимой деятельности детей для их собственного гражданского, нравственного и духовного становления.
Влекла полемическую душу писателя в последние годы обостряющаяся временем публицистика. Хотелось ему написать книгу очерков о гражданской, государственной символике: о гербе страны, об истории знамен... Планов было много... На вопрос: зачем он загружает себя этой трудной и такой неустойчивой в нынешние дни проблематикой? - писатель отвечал: «Это мой долг перед матерью, перед ее и моей землей... Я писал в очерке, посвященном маме, что по-настоящему земля открылась мне на войне... Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я рыл землю и жил в земле. Я знал спасительное свойство земли... Теперь в ней моя мать... В детстве, в юности мы не замечаем, что легко принимаем жертвы от матери, но и требуем жертв. Что это жестоко, узнаем лишь от своих детей... Для меня пришло время вспомнить мой долг перед моей мамой. Восславить и Родину, как вечный символ жизни - как Богоматерь, Чело-векоматерь, Мать...»
Ушел Ю.Я.Яковлев из жизни как-то неожиданно, тихо, хотя он и его друзья знали о его болезни.
Поразмышляйте, пожалуйста
1. Прочитайте книгу Ю.Яковлева «Саманта». Подумайте, не потеряла ли она актуальность в современной ситуации? Каковы возможности современных детей, если посмотреть на них как на актуальную дипломатическую силу?
Jin
2. Как бы вы построили беседу с детьми, если бы хотели раскрыть подход Ю.Яковлева к проблеме становления активной жизненной позиции? К каким произведениям вы обратились бы? Что сказали бы о них детям-читателям?
3. Как, какими художественными средствами утверждает Ю.Яковлев привлекательность самовоспитания?
4. Прочитайте повесть Ю.Яковлева «Гонение на рыжих». Попытайтесь себя представить в роли, в положении ее героев. Убедительно ли аргументирует писатель их поведение?
Яковлев Юрий. Где начинается небо: Избранное. - М.: Дет. лит., 1982.
Яковлев Юрий. Неприкосновенный запас: Избранное. - М.: Дет. лит., 1983.
Яковлев Юрий. Где стояла батарея: Рассказы. - М.: Дет. лит., 1971.
Мотяшов И. Счастливый труд души: Беседы с вожатыми о детской литературе. - М.: Молодая гвардия, 1974.
Фоменко Лидия. Юрий Яковлев: Очерк творчества. - М.: Дет. лит., 1974.
Читаем прозу наизусть
На границе марта и апреля небо наливается океанской голубизной, а снег становится кристаллическим и шуршит под ногами крупным береговым песком. Верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага. Солнце слепит и, когда ветер утихает, ласково припекает в щёку. Но главное, всё вокруг заполняется крепким живым настоем пробуждающейся земли. Этот настой кружит голову, и, когда вдыхаешь его всей грудью, разливается по телу, и тайной радостью отдаётся в сердце. Ты чувствуешь, как в тебе пробуждаются молодые силы и возвращают к лучшей поре жизни.
И ты вспоминаешь мать.
Я запомнил свою мать седой и усталой. Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.
Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. Ровные тёмные брови, длинные ресницы. На высокий лоб спадали дымчатые волосы. Такой я видел её на выцветшей фотографии — молоденькая сестра милосердия, красный крестик на белом платке.
Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.
Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете - мама. Я не отходил от нее ни на шаг. Боялся уснуть: вдруг она уйдёт? А когда просыпался, то первой моей мыслью было: где мама? В те дни я стал маленьким рыцарем, а мама была моей прекрасной дамой. Я размахивал деревянной шпагой, готовый в любую минуту вступиться за маму. Она чувствовала это. Она была счастлива.
Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней. Я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце - холодная пустота.
Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. У меня для неё было другое слово - мамочка. Даже став большим, я не мог изменить этому слову. Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское - «мамочка». У меня отросли усы, появился бас. Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.
Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды "по вагонам!". Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… Но когда теплушка тронулась - не выдержал. Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:
Мамочка! Мамочка…
Но она уже не слышала.
Читает Александра Белова.
г.Чебоксары,
средняя школа №9,
5 «А» класс.