Капитан Ахав, Том Сойер, Дон Кихот, Сцилла и Харибда… Всех этих персонажей мировой литературы ждёт встреча с болтливым наёмником Дэдпулом, который решил ни много ни мало уничтожить всё, чем вдохновлялись комиксисты при создании супергероев. Но книжные персонажи не кисейные барышни, которые не могут за себя постоять. У Дэдпула очень скоро появляется целая команда сильнейших противников, которых не так уж просто одолеть.

Разобравшись с героями и злодеями, Дэдпул продолжил искать причину своих бед. Чтобы не допустить появления супергероев, наёмник отправляется в путешествие по миру классики, сея смерть и разрушение. Его цель – убить всех литературных персонажей, которые выступили прообразами известных супергероев.


Жестокости здесь достаточно, и она не веселит, а нагоняет грусть. Согласитесь, смерть любимых персонажей - событие совсем не смешное. А издевательство над классикой в комиксе переступает все границы - взять хотя бы циничное и подлое убийство Багиры. К слову, это один из самых сильных и трагичных моментов всего комикса.

У Каллена Банна легко получается вызвать ненависть к Дэдпулу, и противиться этому не хочется. Персонаж не вызывает сочувствия, не меняется, не развивается - он упорно идёт к своей цели, переступая через тела врагов.

И всё же, в отличие от предыдущего выпуска, в комиксе «Дэдпул убивает литературу» гораздо больше интересных идей и находок. Он поднимает вопрос о значимости классики как первоосновы современной культуры. Так, чтобы похоронить саму идею командной работы, Дэдпул убивает четырёх мушкетёров, убийство Пиноккио ставит под вопрос появление Вижена, а смерть Эдгара По – само существование героев-детективов и целый пласт сюжетов и историй.


Из достоинств стоит отметить стиль рисунка, который смотрится даже лучше, чем в «Дэдпул уничтожает вселенную Marvel». Многие персонажи вроде Шерлока Холмса или Дон Кихота изображены в комиксе в своём классическом виде - прямо как в первых изданиях романов.

Другим положительным качеством этого комикса можно счесть по-настоящему уместные, смешные шутки. К примеру, шутка об индийском аутсорсинге в сцене про Маугли и восклицание Дэдпула «Какой приятный парень!» в одной из финальных сцен комикса обязательно порадуют знающего читателя.

А вот перевод подкачал. В нём слишком часто проскакивают модные фразочки из Рунета вроде «рыба моей мечты», а то и вовсе непонятно откуда взявшиеся шутки про Вячеслава Бутусова. Выглядит это неуместно и вызывает недоумение.


Вердикт


С одной стороны, это поделка, которая пытается выехать на громкой и смелой теме, с другой – весьма остроумный комикс, поднимающий важные вопросы. В конечном итоге он всё-таки оставляет приятное впечатление.

Итоговая оценка: 7 баллов из 10!

Решил черкануть пару строк про несколько комиксов с Уйэдом в главные роли, выходивших на русском за последние полгода. В частности, про серию Дэдпул уничтожает, где, как можно догадаться из названия, Дэдпул действительно мочит, режет, взрывает, расстреливает и умерщвляет десятками других способов едва ли не все, что попадется ему под руку.

По факту перед нами не одна арка, а три мини-серии, каждая из четырех выпусков. В оригинале комиксы выходили примерно в 2012-2013 годах, но на русском официально напечатаны совсем недавно стараниями издательского дома Комильфо: по книжке прошлым летом, осенью и зимой соответственно. Объединяет выпуски, помимо сюжета, одно (точнее, один — речь о человеке) — сценарист Калленн Банн. Широкоизвестным я бы его не назвал, но тем не менее у Калленна есть несколько премий (на Айснера даже номинировался за сценарий к серии комиксов The Sixth Gun), а помимо старины Пула он работал над историями про многих других популярных персонажей Marvel и DC, а также приложил руку к глобальным ивентам типа Дня М или Страха во плоти.

Короче, в чем суть замеса: в одной из веток мультивселенной Дэдпул по вине очередного супергада окончательно сходит с ума (хотя, казалось бы, куда уж больше) и принимает решение уничтожить всех злодеев, всех героев, вообще всю вселенную Marvel. Он добивается в этом значительных успехов, но потом до Пула наконец доходит, что вырезать все-все вариации каждого персонажа попросту нереально (инкарнаций одного только Человека-Паука существует несколько десятков), и он пускается в убийственный тур по произведениям классической литературы в надежде уничтожить идеи, которые лежат в основе тех или иных персонажей. Но идеи оказываются на порядок более сильными и живучими, чем герои историй в картинках, да тут еще Шерлок Холмс с командой вставляет палки в колеса… И тогда, потерпев ряд неудач, в голову Дэдпула приходит очередная безумная мыслишка: а что если он сам и есть идея-прародитель, и для того, чтоб освободить мироздание от бесконечного цикла перерождений, ему всего лишь надо уничтожить самого себя? Точнее, все возможные воплощения Дэдпула… Ну и тут начинается финальный этап вселенской мясорубки.

Задумка хорошая, а вот реализация могла быть и получше. Наверное, все потому, что эпичную по сути историю попытались запихать в весьма сжатые рамки: 24 страницы на выпуск, 96 страниц в истории, 288 страниц — ну разве ж это объем для саги? В историях много белых пятен, сцены сменяют друг друга слишком быстро, многое вообще остается за кадром, концовка у каждого выпуска довольно смазанная, ни одна тема не раскрыта до конца. Будто в калейдоскоп смотришь: перед глазами красивенько мельтешат какие-то яркие стекляшки, но смысла во всей этой чехарде — ноль. Тем не менее, каждая серия по-своему любопытна. Выпуск про убийство вселенной Marvel, пожалуй, самый серьезный, и больше других похож на классические комиксы издательства, в особенности на подсерию What if. Здесь всего в меру: экшена, пафоса, драмы, шуточек. Можно глянуть хотя бы ради того, чтоб узнать, как Дэдпул одолел тех или иных героев, которые либо считались бессмертными, либо объективно мощнее его. Правда, многого не ждите: как я уже дал понять в начале абзаца, подробностей до обидного мало. Кстати, из-за этой серии некоторые стали называть Уилсона самым сильным героем Marvel: мол, раз он смог всех победить, значит круче никого нет. Тут я лишь напомню, что вселенную Marvel уничтожал также и Каратель, у которого вообще ни единой суперспособности, и что эти сюжеты нельзя считать каноничными: это как умозрительные эксперименты, которые происходят где-то в альтернативных реальностях, если происходят вообще, и не затрагивают официальную летопись событий.

Выпуск про литературу получился, на мой взгляд, самым неоднозначным из тройки. С одной стороны, взгляд приковывает необычная манера рисунка, а в сюжете заложено множество интересных параллелей между героями книг и комиксов. Действительно ли Нэмора не было б без Русалочки, оказал ли влияние Всадник без головы на образы Призрачного гонщика и Зеленого гоблина, возникла бы ли идея команды Мстителей, если б Дюма не написал Три мушкетера — об этом можно долго спорить и рассуждать, но именно в Killustrated (это, чуть что, оригинальное название мини-серии) Банн дает читателям больше всего пищи для размышлений. Впрочем, автор дал — автор взял: закинув сладкую наживку, Калленн благополучно слил все остальное. Тут у нас самый настоящий кошмар сценариста: ни одна сцена не занимает больше разворота, нить повествования рвется, скачет и вообще болтается, как драная мочалка в эпицентре торнадо, а ряд моментов кажутся настолько нелогичными или притянутыми за уши, что просто диву даешься, как это все вообще умудрились соединить. Зато галерея обложек крутая.

Ну и финал — Дэдпул убивает Дэдпула. Претензии к нему все те же, а вот плюсы — совсем другие. Это самый бредовый, самый трэшевый и, пожалуй, самый крутой выпуск из тройки. Именно он больше всего соответствует безумному духу Болтливого наемника. Шуточек и обращений к читателю больше всего именно тут, причем где-то треть приколов даже заставляет улыбнуться. А еще тут есть Дэдпул-тираннозавр, Дэдпул-утка, Дэдпул-касатка, сисястая деваха-Дэдпул и шестирукая Дэдпульша-самурай, а главное — Дэдпул-панда (ну и еще с сотню-другую всевозможных безумных вариаций этого персонажа в эпизодах). Создателям явно снесло крышу — и это круто, примерно такими и должны быть истории про Уилсона по моему скромному мнению. Ну и то, что Банну удалось более-менее достойно закрыть тему и ничего не сломать в каноне Земли-616, тоже заслуживает похвалы. А то мы знаем, как это бывает: понапридумывают всякого, а потом не могут выпутаться, кроме как Кризисы на Бесконечных землях устраивать да ребуты чинить…

На самом деле, корень всего зла человечества кроется в рыбе, которая выползла на сушу. Отрастив ноги и научившись дышать кислородом, она обрекла нас на миллионы лет страданий, мучений, войн, смертей и погибели. Херня какая-то, да? Но это для нас с тобой, мой друг, херня, а вот Дэдпул примерно так и мыслит. Только в плане комиксов, букв, слов, смыслов и образов. Ведь если бы не было книжек, то не было бы и комиксов. А у нашего языкастого наемника все еще стоит невыполненной цель по уничтожению всех супергероев.

Поняв, что мультивсленная мультивселенна, и вариаций каждого из привычных ему героев миллионы миллиардов, Дэдпул решил срубить всю эту клоунаду на корню, уничтожив первоисточник всех проблем — классическую литературу. Ну а уничтожать ее он собрался вполне привычным ему способом — стрелять, резать, взрывать и совершать иные действия насильственного характера характеризующиеся порчей имущества и причинением тяжких и особо тяжких телесных увечий ведущих к неминуемому летальному исходу. Пройдя через портал, созданный злыми гениями по приказу Уэйда (ну да, его ослушаться — себе дороже), наш герой попадает в мир написанных историй, где, собственно, и начинается вышеупомянутое «стрелять, резать и взрывать”. Но вместе с говорливым наемником злодеи (которые внезапно стали добрыми) закинули в портал послание персонажам романов, в котором рассказывается о парне в красном трико и его замысле стереть со страниц книг упоминания обо всех героях и антигероях.

Звучит как бред сивой кобылы, но, эй, это же Дэдпул, забыли разве? Кто еще кроме него может убивать капитана Ахава из Моби Дика и видеть при этом генерала Росса (он же Красный Халк), красить забор Тома Сойера кровью иии не буду отбирать у вас удовольствие рассказами о том, что же ещё творит этот безумный безумец. Скажу только, что в этом комиксе куда как больше логики и нету странностей, связанных с убийством героев. Все книжные персонажи просто люди: что Маугли, что капитан Нэмо — обычные смертные. Единственный минус — это обилие персонажей, которых я, банально, не знаю или слышал о них лишь мельком. А если их не называют поименно из-за отсутствия прав на героя, то вообще хрен поймешь, из кого на этот раз Уэйд выдавливает кишки. И, возможно однажды, когда ребята из Bubble дорастут до желания сделать что-нибудь крышесносящее и жутко саркастичное, Пётр Гринёв окажется зверски распотрошён в своём заячьем тулупе, «Война и Мир” закончится в начале первого тома, а Герасим станет ангелом мщения и владельцем адской гончей Mu-Mu. Но это так, влажные мечты.

Художественный ряд соответствует всему содержимому: яркий, броский рисунок, который просто хороший. Не особо выделяется, но и не вызывает дискомфорта. Главное, что художник не скупился на детали насилия, показывая Пула в действии таким, какой он и есть — безумный псих, отрывающий пиратам челюсти, вырывающий глаза дон Кихоту и шутящий направо и налево. Хоть его «друзья-голоса-в-голове” и отсутствуют, а в его голове до сих пор сидит голос требующий перерезать глотки всем супергероям, здесь этому придается меньший акцент и воспринимается комикс просто как история о истреблении всего живого.

Тем не менее, сказать больше и не получится, ибо под одной обложкой Комильфо собрали всего лишь 4 выпуска и, в виде допматериалов, есть пара слов от сценариста Каллена Банна и наброски обложек от Маттео Лолли (не те лоли, Фуля). С одной стороны этого всего как-то маловато, но с другой — эти 4 выпуска и есть вся арка Deadpool: Killustrated, которая вышла в 2013 году. И да — в начале комикса вкратце рассказываются события Дэдпула, но все же рекомендую ознакомиться и с ней до прочтения «Литературы”.

И, может, мы когда-нибудь увидим, как Дэдпул убивает Дэдпула.