Этот вопрос до того интересный, что он оказался в центре жарких споров археологов. При этом ученых в первую очередь, интересует не то, что сподвигло человека учиться плавать, а когда он овладел искусством изготовлять плавательные средства.

Возник этот вопрос по той простой причине, что в последние годы, в конце концов, удалось согласовать все археологические и генетические данные и воссоздать общую картину расселения Homo Sapiens из Африки, где он (как опять же удалось уточнить несколько лет назад) появился примерно 200 тыс. лет назад.

Раньше предполагали, что вид Человека разумного ответвился от прочих африканских гоминидов (которые потом вымерли без остатка) около 100 тыс. лет назад. Потом находка некоего черепа в Эфиопии отодвинула эту дату к 160 тыс. лет назад. А еще одна находка (хотя и менее бесспорная, чем первая) принудила отодвинуть дату еще раз - к уже упомянутым 200 тысячам.

Африка – родина человека

Тогда археологи озадачились: почему представители Человека разумного так надолго задержались в Африке? Ведь судя по последним данным, по другим материкам они начали расселяться всего 60-70 тыс. лет назад. При этом считалось, что люди начали мигрировать намного раньше, около 90-100 тыс. лет назад: об этом свидетельствовало обнаружение стоянки в пещерах на хребте Кармель (Израиль). Археологи предположили, что эта группа из Израиля отправилась дальше, на север и на восток. Но теперь почти достоверно установлено археологами вкупе с генетиками, что первые группы людей двигались не «северным», а другим, «южным» путем - через Эритрею и Баб-эль-Мандебский пролив на Аравийский полуостров и потом по его южной оконечности (ныне Оман) к Персидскому заливу и далее в Индию, Китай и Сибирь, а также на юг - через Малайзию в Индонезию - и далее в Австралию.

Насчет причин долгой задержки Homo Sapiens в Африке уже существует несколько гипотез. Во-первых, как показывает анализ генов африканских племен, первые группы людей, возникшие там, где сейчас находится Эфиопия, долгие тысячелетия занимались тем, что расселялись по африканскому континенту, от современной Нигерии до нынешней Республики Южная Африка. Именно здесь, в Южной Африке, в пещере Бломбос, несколько лет назад были найдены самые ранние признаки прачеловеческой культуры: простейшие символические рисунки, оставленные на стенах, покрытых красной охрой.

Эта примитивная наскальная живопись говорит о приближении мозга их творцов к тому уровню, когда возможен материально-культурный скачок, или культурная революция. И действительно, археологи находят признаки такого скачка (более совершенные орудия труда и т.п.) как раз перед самым выходом Человека разумного из Африки. А поскольку археологи находят точно такие же (постреволюционные) орудия труда по всему южному побережью Азии, это дополнительно убеждает их в том, что первопроходцы шли именно южным путем.

Кстати, в пользу этого говорит также питание первых Homo Sapiens. Они вышли из Эфиопии, где на многих их древних стоянках археологи находят остатки съедобных ракушек и прочей морской живности, которая, видимо, составляла их рацион. Значит, идя южным, прибрежным путем, люди все время имели возможность питаться привычной пищей, тогда как путь на север повел бы их через пустыни, где найти пищу и воду было бы проблематично. Видно, первые израильские поселенцы из пещер Кармеля были все-таки случайной группой, за которой не последовали остальные.

Помимо добывания пищи и создания простейших орудий труда, люди должны были также научиться преодолевать водные преграды. Ученые спорят по поводу датировки: когда эти навыки впервые появились? Теперь, когда путь первопроходцев более или менее ясен, понятно, что пересечь Красное море им не составляло особого труда. 60-70 тыс. лет назад уровень океана был метров на 50 ниже, чем сейчас. Баб-эль-Мандебский пролив в отдельных местах напоминал цепочку отмелей, перейти по которым было проще простого. Дальше, как уже сказано, путь вел по берегу. Реки ученые не учитывали, так как их всегда можно перейти вброд.

Путь в Австралию на плотах

Но остается загадка: как древние люди 45 тыс. лет назад (а то и раньше) оказались в Австралии? Или на острове Борнео? Или в Новой Зеландии, например, на острове Флорес, где нашли останки карликов, названных «хоббитами»? С последним археологи разобрались: здесь найдены орудия Homo Erectus 800-тысячелетней давности, и можно думать, что какие-то из этих далеких предков современных людей могли быть занесены туда на случайном плавучем дереве, а там, оказавшись в изоляции, постепенно выродились в карликов. Но ведь не все же острова и земли Тихого океана были заселены так же случайно!

Ученые разделились на два лагеря - на сторонников «случайного и медленного расселения» и сторонников «расселения быстрого и целенаправленного». Первые ссылались на данные геологии, которая говорит, что 50 тыс. лет назад Борнео и вообще вся Индонезия и Филиппины составляли один общий материк, а Новая Гвинея, Австралия и Тасмания - другой. Поэтому в пределах этих материков расселение не требовало мореплавания. Ну, а между ними?

Второй лагерь поэтому считает, что ко времени прихода Homo Sapiens на берега Тихого и Индийского океанов он уже выработал первые навыки постройки плотов из бамбука и ему подобных подходящих материалов и обрел умение переправляться на них довольно большими группами. Ведь нужно еще принять во внимание, говорят эти ученые, что для заселения тех или иных островов нужно было, как минимум, несколько мужчин и несколько женщин, а учитывая тогдашнюю большую и раннюю смертность, - даже не несколько, а куда больше. Такие крупные группы не могли каждый раз случайно оказываться на дереве, которое ветер случайно понес к следующему острову, а то и вообще к соседнему континенту. И где столько случайных деревьев взять?

В конце концов, спор между сторонниками медленного расселения и сторонниками расселения быстрого свелся к вопросу о датах этого расселения. Если считать (как говорит имеющаяся радиоактивно-углеродная датировка), что Борнео был колонизован уже 60 тыс. лет назад, а до Австралии люди добрались 45 тыс. лет назад, то у них было достаточно времени, чтобы методом проб и ошибок стать мореплавателями, хотя бы и на бамбуковых плотах. Если же принять, как говорят «быстряки», что эта радиоуглеродная датировка не вполне точна и что Борнео был колонизован лишь 50 тыс. лет назад, то для освоения навыков мореплавания (чтобы вовремя перебраться в Австралию) остается лишь 5 тыс. лет, и тогда логичней думать, что эти навыки появились у древних людей намного раньше, еще на промежуточных этапах расселения, а возможно - даже и на африканской родине.

К сожалению, главные доказательства археологов - «черепки и кости» - для решения данного спора уже не привлечешь. Те 50 м, на которые океан был ниже 50 тыс. лет назад, он добрал к нашему времени, похоронив под своими прибрежными водами все былые следы промежуточных стоянок древних переселенцев. Поэтому археологи вынуждены искать косвенные аргументы, а это значит, что их споры наверняка продолжатся, и мы еще не раз будем иметь возможность рассказывать о том, как и когда человек научился плавать.

Гостевая статья.

Согласно легенде, огонь людям дал Прометей, за что понес суровое наказание. Ученые склонны думать иначе. Антропологи установили, что человек добыл и научился использовать огонь сам.

Пищевая гипотеза эволюции людей

Первые свидетельства укрощения стихии – кострища, обгоревшие останки костей животных, пепел и прочее – были обнаружены археологами в Кении. Эти следы оставили древние люди, обитавшие около 1,5 млн лет назад. Контролируемое использование огня считается одним из ключевых факторов эволюции человека.

Так, профессор Гарвардского университета Ричард Рэнгем выдвинул гипотезу, что мозг первобытных людей развился благодаря термической обработке пищи. Усвоение еды, приготовленной на огне, требовало меньших затрат энергии. Ее излишки, считает профессор, шли на формирование интеллекта.

Изначально первобытные люди добывали пламя после лесных пожаров. Его старались сохранить как можно дольше. Разжигать костры самостоятельно древний человек научился значительно поздней.

Приручение стихии

Результаты последних изысканий говорят о том, что регулярно разводить очаги первобытные люди начали порядка 350 тыс. лет назад. Это всецело соответствует общим палеоклиматическим и культурным критериям. К такому выводу антропологи пришли на основе изучения серии древних артефактов. Объекты обнаружили в пещере Табун, которая расположена на израильской территории рядом с Хайфой. Их возраст насчитывает примерно 500 тыс. лет.

По словам доктора наук Рона Шимельмитца, из Хайфвского университета, под руководством которого проводилось исследование, уникальность пещеры Табун в том, что здесь описана целая эра истории человечества. Обнаруженные объекты дают возможность поэтапно отследить процесс приручения стихии.

Самостоятельная добыча огня

Найденные артефакты в основном представлены кремневыми орудиями для свежевания животных и отщепившимися сколами. Чтобы установить, когда человек научился добывать огонь, ученые изучили порядка 100 пластов осадочных отложений. Пласты старше 350 тыс. лет обгоревших следов не имели. Но в более молодых отложениях отчетливо присутствовали свидетельства обожженного кремния в виде красного и черного окраса.

По мнению ученых, возникновение пожара среди каменных стен маловероятно. Очевидно, что к этому времени уже научились пользоваться очагом. Но не до конца ясным остается вопрос: добывал человек огонь сам или просто сохранял?

Полученные сведения вполне соответствуют результату изысканий, произведенных на соседних территориях. Эти данные говорят о том, что первобытные люди освоили разведение очагов по всему Средиземноморью примерно 350 тыс. лет назад. Продолжительное изучение процесса приручения стихии свидетельствует, что человек на протяжении очень долгого времени учился искусству разжигания костров.

Научные разногласия

Как отмечает Шимельмитц, чье исследование было отражено в статье издания Journal of Human Evolution, ученым известны более ранние примеры применения огня. Но они имеют отрывочный, случайный характер. Отсюда следует, что до установленного группой доктора периода человек не пользовался кострами постоянно. Другими словами, стихия была ему неподвластна.

Но кое-кто из ученых, не участвовавших в изучении пещеры Табун, высказали несогласие по поводу свежих идей. Многие из них считают, что люди, еще не обладая речью и письменностью, овладели сложным процессом готовки еды порядка двух миллионов лет назад. Эти антропологи считают, что в этот же период эволюция привела к изменению кишечника людей, их зубы стали мелкими, а мозг увеличился.

Но какие бы споры не велись среди ученых, освоение огня считается одним из самых значительных достижений человечества.

Библейский взгляд

Ветхозаветная история гласит, что человек был сотворен разумным и с дарованной Богом способностью говорить. Бог привел к человеку животных, «чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы знать, как наречет всякую душу живую».

Но первым словом, произнесенным Адамом, согласно Данте Алигьери, было древнееврейское слово «El» – Бог. От Адама на древнееврейском заговорила Ева и их дети: этот язык оставался единственным вплоть до «Вавилонского столпотворения».

Подражая природе

Немецкий историк XVIII века Иоганн Готфрид Гердер серьезно поколебал «божественную теорию» происхождения языка, в которую в то время верило большинство. Ученый утверждал, что речь стала формироваться в тот момент, когда человек начал подражать звукам животных.

Современники высмеяли теорию Гердера, окрестив ее «тезисом ав-ав».

Языковед Александр Вержбовский вернулся к гипотезе Гердера, выдвинув свою теорию «двусогласных первосигналов звукоподражательного происхождения». По мнению ученого, для передачи звуков устрашающих сил природы, к примеру, грома, наши предки употребляли звукосочетания «Ган» и «Ран», а сигналы «Ал» или «Ар» выкрикивали, когда загоняли зверя в ловчую яму.

Истоки происхождения зачатков речи, согласно Вержбовскому, следует искать в одном или нескольких местах обитания «очеловеченного примата», откуда речь была разнесена во все уголки Земли. Этим «очеловеченным приматом», по мнению Вержбовского, был кроманьонец, населявший Европу 40 тыс. лет назад.

«Центр Брока»

Человека умелого (Homo habilis), обитавшего предположительно 2,5 млн. лет назад, нередко называют первым представителем рода Homo. Он обладал целым рядом признаков, которые выделяют его из царства животных: это не только умение изготавливать орудия труда и примитивную одежду, но и также строение мозга.

По мнению антрополога Станислава Дробышевского, для мозга Homo habilis характерно усиление развития участков, которые отвечают за речь.

В частности, заметная выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у него «центра Брока»: именно он обеспечивает моторную организацию речи и управление отделами мозга, координирующими речевой аппарат.

Специалисты-физиологи по следам прикрепления мышц на черепе восстановили морфологию верхней части речевого аппарата Homo habilis. Предок человека, вероятно, имел массивный язык и несоприкасающиеся между собой губы: это могло позволить гоминиду произносить звуки фонетически похожие на наши гласные «и», «а», «у» и согласные «с» и «т».

От жестов к речи

Американские нейробиологи, сравнивая строение мозга человека и обезьяны, в частности, шимпанзе, бонобо и горилл, заметили весьма знаменательное сходство. Оказалось, что так называемая «Бродмановская область 44», которая расположена в «центре Брока», и у человека, и у обезьян в левом полушарии мозга больше, чем в правом.

У человека эта область отвечает за речь, а зачем столь развитый орган обезьянам?

Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой «Бродмановская область 44» у обезьян отвечает за язык жестов. Из этого вытекает предположение, что речь человека могла развиться из тех жестов, которые наши предки использовали для общения.

Ученые из Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений (США) подтвердили эти догадки: они выяснили, что за вербальные и невербальные средства общения человека отвечают одни и те же участки мозга.

Эволюция голосового аппарата

Лингвист Филипп Либерман из Коннектикутского университета обратил внимание на важность глотки при произнесении гласных звуков «а», «и», «у», которые составляют основу многих современных языков. Объединяясь с согласными, эти гласные способны создавать множественные комбинации, но, главное, моментально связывать кодированные серии звуков в понятную устную речь.

Совместно с анатомом из Йельского университета Эдмундом Крелиным Либерман решил проверить в какой степени древний человек был способен произносить упомянутые звуки.

По окаменелостям ученые реконструировали голосовой аппарат неандертальца и выяснили, что его гортань находилась заметно выше ее положения у современного человека.

Затем исследователи в пластилине воссоздали глоточную, носовую и ротовую полости древнего человека. Произведя замеры, они сопоставили их с размерами голосового аппарата современного человека. Далее, заложив полученные цифры в электронную вычислительную машину, они определили резонансы и диапазон производимых звуков.

Вывод был такой: наши предки, жившие 60 тыс. лет назад, не могли произносить основные гласные в стремительных комбинациях. По мнению ученых, речь древних людей была гораздо примитивнее, при этом они говорили примерно в 10 раз медленнее современного человека.

Врожденная функция

Крупный американский лингвист Ноам Хомски выдвинул смелую гипотезу. По его мнению, человеческая речь не является результатом обучения – это генетически встроенный механизм, как слух или зрение.

Подтверждение своей теории он видит в том факте, что младенцы мгновенно и осознанно выделяют из окружающего шума информацию релевантную речи.

Эксперименты в области генетики делают теорию Хомски вполне жизнеспособной. Так, изучение ДНК митохондрии человека показало: для того, чтобы достичь современного уровня речь должна была возникнуть в результате генетической мутации 200 тыс. лет назад – это, как известно, время «митохондрической Евы».

Однако Холмски считает, что все дело в эволюционном прорыве языка, произошедшем около 50 тыс. лет назад, когда наши предки покинули Африку. Причины «языкового всплеска» лингвист видит в появлении более сложных социальных институтов, творческой активности, отслеживании природных явлений и других факторах развития человеческого общества.

Совместная деятельность

Некоторые специалисты убеждены, что человек прямоходящий (Homo erectus) должен был обладать какой-то формой языка, так как значительная часть его деятельности требовали обмена мыслями. Рисунки на окаменелостях Торральбы и Амброны уже свидетельствуют о высокой организации первобытным человеком процесса охоты.

Американский писатель Эдмунд Уайт уверен: для того, чтобы составлять предварительные планы охоты, называть животных, орудия, указывать ориентиры первобытный человек должен был разговаривать. А по мере установления внутрисемейных и общественных отношений расширялся и словарный запас нашего предка.

Подтверждением гипотезы Уайта могут служить исследования останков человека из пещеры Тотавель (Франция), которым предположительно 450 тыс. лет. Ученые их приписывают группе гоминидов, являющихся промежуточным видом между питекантропами и неандертальцами.

С помощью компьютера специалисты воссоздали прохождение звука из легких до кончика губ «тотавельского человека». Машина выдала результат в виде звуков «аах-аах», «чен-чен», «реу-реу». Для древнего охотника это весьма неплохой результат.

Подписывайтесь и читайте наши лучшие публикации в Яндекс.Дзен . Смотрите красивые фотографии со всех уголков планеты на нашей странице в Instagram

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Исследовательская работа

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Как появился счёт

2.2. Запись чисел у разных народов

2.3. Счётные устройства.

3. Заключение

4. Литература.

Введение

Я выбрала тему "Как люди научились считать" потому что меня заинтересовало то, кто и как первым придумал цифры, числа и счёт. Ещё меня заинтересовали записи счёта в разных странах.

Цель моей работы: понять как люди научились считать.

. Для достижения своей цели я поставила себе такие задачи :

· Изучить историю возникновения цифр, чисел и счёта.

· Изучить способы записи счёта в разных странах.

Объектами моего исследования являются: цифры и числа.

Продуктом исследования является: презентация и реферат.

Основная часть

Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя- бизона или лося - приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдёшься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

Есть и сейчас на земле племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа пять они говорят «рука», десять – «две руки», а двадцать – «весь человек», - тут уж присчитываются и пальцы ног.

Проходили многие- многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, и на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы.

Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счёт мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не вовремя, урожая не получишь!

Счёт времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был более точный календарь. К тому же людям всё чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записать. Первым способом «записи» чисел - зарубки на костях животных, узелки на веревках , а камешки или другие предметы использовались для счёта.

Примерно пять тысяч лет назад почти одновременно в разных странах - Вавилонии, Египте, Китае - родился новый способ записи чисел. Люди додумались до того, что числа можно записывать не просто зарубками-единицами, а по разрядам: отдельно сотни. Это было очень важным открытием. Считать и записывать числа теперь стало гораздо легче.

Древние египтяне, так же как и мы сейчас, считал десятками. Но специальные значки-цифры у них были только для разрядов: единиц, десятков, сотен, тысяч.


В Древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Математик сказал бы, что система счёта была там не десятичная, как у нас, а шестидесятеричная. Число шестьдесят играло у них такую же роль, как у нас десять.

Вавилоняне пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная чёрточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих чёрточек - десять. Эти чёрточки у них получились в виде клиньев, потому что вавилоняне писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.


Майя считали двадцатками – у них была двадцатеричная система счёта. Числа от 1 до 20 обозначались точками и чёрточками.

Китайцы, как и египтяне, пользовались десятичной системой счёта. Вот здесь нарисованы китайские иероглифы – цифры:


Слишком уж неудобны были иероглифы для записи чисел, слишком много разных иероглифов пришлось бы запоминать. Для дальнейшего усовершенствования искусства счёта нужно было одно из двух – или перейти к более удобному письму, т.е. перейти от иероглифов к буквам, или же изобрести какой-то новый приём, облегчающий запись чисел специальными значками. Одни народы пошли по первому пути, другие – по второму.

Раннему развитию письменного счета препятствовала сложность арифметических действий при существовавших в то время перемножениях чисел. Кроме того, писать умели немногие и отсутствовал учебный материал для письма - пергамент начал производиться примерно со II века до н.э., папирус был слишком дорог, а глиняные таблички неудобны в использовании. Эти обстоятельства объясняют появление специального счетного прибора - абака .

К V веку до н.э. абак получил широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Он представлял собой доску с желобками, в которых по позиционному принципу размещали какие-нибудь предметы - камешки, косточки.

Древнегреческий абак (доска или " саламинская доска " по имени острова Саламин в Эгейском море) представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проходились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т.д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующем разряде.

Китайские счеты суан-пан состояли из деревянной рамки, разделнной на верхние и нижние секции. Палочки соотносятся с колонками, а бусинки с числами. У китайцев в основе счета лежала не десятка, а пятерка.

На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Примерно с XV века получил распространение "дощаный счет" , который почти не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки.

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот познакомьтесь.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями - различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и "обучение шло медленно.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как "один" и "много".

Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: "Много". Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д.Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами -- против берлоги, трех - с одной стороны и трех - с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.И ноги кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Так, в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.) считают не дюжинами и полудюжинами, а пятерками и десятками. Во Франции и в Англии и поныне в ходу счет двадцатками.Специальные названия чисел имелись - поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 - это два и один, 4 - это два да два, 5 - это два, еще два и один.Названия чисел - у многих народов указывают на; их происхождение.Так, у индейцев два - глаза, у тибетцев - крылья, у других народов один - луна, пять - рука и т. д. У тех народов, которые еще сохранили первобытный уклад жизни, такие названия чисел используются до сих пор. Например, у одного из австралийских племен счет ведется так: 1 - энэа, 2 - петчевал, 3 - петчевал-энэа, 4 - петчевал-петчевал. А в другом племени считали так: 1 - мал, 2 - булан, 3 - гулиба, 4 - булан-булан, 5 - булан-гулиба, 6 - гулиба-гулиба. А на берегах реки Амазонки было обнаружено племя, которое знало только три числа- 1, 2 и 3, причем число 3 называлось "поэттаррароринкоароак". Вот как трудно было людям научиться считать! КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ?В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел.Очень разные и порою даже забавные были эти "цифры" у разных народов. Запись чисел в древнем Вавилоне, она очень похожа на современную, только мы считаем десятками, сотнями, тысячами и так далее, а жители древнего Вавилона объединяли единицы по 60, по 3600 (60x60=3600), а если надо, по 60x60x60=216000 и так далее. Писали в древнем Вавилоне на мягких глиняных табличках острыми палочками, а потом таблички обжигали, и они становились твердыми и прочными. При раскопках были найдены целые библиотеки и архивы из таких табличек.Палочкой на глине трудно изображать сложные фигуры, поэтому вавилонская письменность состояла, в основном, из различных комбинаций клинышков (ее так и называют - клинопись). Единицы изображались узкими вертикальными клинышками, а десятки - широкими горизонтальными, все числа до 60 "собирали" из таких клинышков. Когда надо было записать число, большее, чем 60, то открывали следующий разряд --в него писали, сколько раз число 60 помещается в записываемом числе, а то, что оставалось (то есть остаток от деления на 60), записывали, как и раньше, в первый разряд. Между разрядами оставляли пробелы, чтобы цифры из разных разрядов не смешивались. Такая запись чисел удобна тем, что если мы умеем умножать и складывать числа первого разряда, то очень легко научиться выполнять эти действия и с любыми числами - эти вычисления можно проводить "в столбик", как вас учат в школе. Правда, вавилонская система была все-таки очень громоздкой из-за того, что 60 - довольно большое число, поэтому она больше нигде не использовалась. А вот система нумерации и вычислений, которая сложилась в Индии примерно к VI веку нашей эры, оказалась такой удобной и удачной, что ею сейчас пользуются во всем мире. Европейцы познакомились с ней в X - XIII веках через арабов, которые первыми оценили достоинства этого способа записи чисел, усвоили и перенесли в Европу, поэтому новые цифры в Европе стали называть арабскими. Произошло это еще и потому, что простейший счетный прибор, работающий в десятичной системе счисления, был всегда у человека под рукой - это его 10 пальцев.

Способ записи чисел называют нумерацией или счислением. Вначале индийских цифр было всего 9:1,2,3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Цифра 0 появилась заметно позже, - скорее всего, около 500 года нашей эры. А поначалу, если оказывалось, что в каком-то разряде нет единиц, то между соседними разрядами оставляли пробел. Например, число 209 писали так: 2 9. Понятно, что при подсчете таких пробелов очень легко ошибиться. Чтобы избавиться от этих неприятностей, сначала вместо пустого разряда стали ставить точку, а потом - маленький кружочек, который постепенно превратился в цифру 0.Вот, оказывается, какая длинная история у этих знакомых значков!Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I - один, II - два, III - три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: шесть - VI, семь - VII. А сколько записано здесь: VIII? Правильно, восемь. Ну а как короче записать четыре? Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV - это пять без одного.А как записать десять?Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру "десять" изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками. Если рядом с X написать одну палочку справа - XI, то будет одиннадцать, а если слева - IX - девять.Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева - отнимается. Поэтому знак VI означает 5+1, то есть 6, а знак IV -5-1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно, и мы советуем это сделать обязательно. Позднее появились значки и для обозначения других чисел. Так 100 стали обозначать буквой С (первая буква соответствующего латинского слова - centum), число 1000 - буквой М (mille - тысяча), число 500 - буквой D, буквой L - число 50.Когда возникла письменность, многие народы начали для обозначения чисел использовать алфавит. Посмотрите, как обозначали числа древние греки и славяне. Видите, обе нумерации очень похожи друг на друга. Это не случайно, ведь легендарные создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, когда придумывали способы записи славянских текстов, использовали прописные (большие) буквы греческого алфавита. Естественно, что и числовые значения этих букв сохранились.

Для того, чтобы отличать числа от слов, над буквами, изображающими числа, ставили специальный значок: греки - просто черточку, а славяне - волну, которая называлась "титло". В славянской нумерации титло ставили только над одной буквой числа, а порядок цифр в записи числа был такой же, как в его названии. Например, в названии числа 15 (у славян - "пятьнадесять") сначала идет число единиц, а потом - десятков. Значение цифры не зависело от того места, которое она занимала в записи числа. Когда хотели записать числа, большие, чем 1000, перед цифрой ставили символ - наклонную перечеркнутую черту, при этом значение цифры умножалось на 1000. Два таких символа, записанных подряд, умножали значение цифры на миллион (греки в таких случаях ставили штрихи перед цифрами, обозначающими число единиц).Для очень больших чисел использовались специальные названия. Например, поначалу число 10000 называли словом "тьма". Это же слово обозначало бесконечность {то, что нельзя пересчитать). По-гречески же число 10000 называлось "мириа", а словом "мириада", обозначали огромные, не поддающиеся счету количества. В таком значении это слово до сих пор используется в русском языке, например, когда хотят сказать, как много листьев в лесу, говорят "мириады листьев".Позже число 10000 стали называть так же, как и мы сейчас - "десять тысяч", а словом "тьма" стали называть уже тысячу тысяч, то есть миллион. Число "тьма тем", то есть миллион миллионов, называлось "легион", число "легион легионов" называли "леодр", а "леодр леодров" называли "вороном".В одной рукописи еще упоминалось число, которое называли "колода". Это число равно десяти воронам, и автор говорит, что "сего числа несть больше". Но вы-то уже знаете, что к любому, сколь угодно большому числу, можно прибавить единицу и получить еще большее число. Не надо думать, что наши предки были глупее нас с вами, просто этот пример показывает, как медленно и трудно люди накапливали те знания, которые мы получили от предыдущих поколений.