По принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры .

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с , возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

  • Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
  • Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
  • Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
  • Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
  • Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
  • Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
  • Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
  • Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
  • Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
  • Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
  • Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
  • Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
  • Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
  • Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
  • Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
  • Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
  • Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
  • Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
  • Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;
  • Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;
  • Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
  • Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

История саксофона и его роль в музыке

Первый саксофон был создан Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон , принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившемуся к нововведениям в музыке. Это сочинение - Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (1852), Мейербер - «Африканка» (1865), Тома - «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб - «Сильвия» (1876), Массне - «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс - «Генрих VIII» (1883), д’Энди - «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручено большое соло.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона - сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке ХХ века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, «Концерт памяти ангела» и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартина, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадинс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Эти произведения исполняются очень редко. Среди советских композиторов, создававших произведения для саксофона - Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль - джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х - начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло - Лестер Янг (1909-1954), Коулмэн Хокинс (1904-1969), позднее - Чарли Паркер (1920-1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс и многие другие.

Видео: Саксофон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Музыка - это самая восхитительная часть нашей жизни. Каждый человек всегда находит время, чтобы насладиться ее звуками. И практически невозможно найти такое торжество, которое обойдется без музыкального сопровождения.

Из всех музыкальных изобретений саксофон не зря считается самым выдающимся. Его звучание покорило сердца людей, и теперь заказать саксофониста в Москве - это прекрасная возможность подарить радость дорогим людям. Ноты с каждой секундой все глубже проникают в душу и остаются навсегда жить в нашем сердце, согревая жизнь приятными воспоминаниями.

Почему саксофонисты Москвы так популярны?

Не стоит думать, что место для саксофона есть исключительно в духовых оркестрах. Окраска тембра и его особенное звучание как будто бы заставляет петь саму душу. Именно поэтому любая уважающая себя группа будет иметь в составе минимум одного саксофониста. Насладиться же истинным звучанием инструмента позволяют джаз-бэнды, где играет сразу несколько саксофонов.

Выбор музыки для мероприятий - дело очень ответственное. Ведь именно музыкант задает настроение всему празднику. Насколько комфортно и весело будет гостям, зависит от профессионализма саксофониста - опытный музыкант способен вдохнуть жизнь в любую публику.

Возможности саксофона просто огромны. На нем можно исполнить и приемы для духового инструмента, и для деревянного. А если саксофонист умеет работать сразу с двумя разновидностями инструмента, то свобода игры просто неограниченна!

Как заказать лучшего саксофониста в Москве

Вам нужны саксофонисты в Москве, но как же сделать выбор среди массы музыкантов? Все очень просто, настоящий профессионал умеет следующее:

  • Красиво держать саксофон и непринужденно двигаться с ним, возможно даже пританцовывать. Он одевается в стиль своей музыки и при этом не выглядит нелепо.
  • Играть не только соло, но и в компании с другими исполнителями. Значит, он может настроить саксофон в одной тональности с остальными инструментами и синхронизировать ритм так, чтобы гости наслаждались мелодичными переливами, а не какофонией звуков.
  • Доставлять удовольствие своей игрой всем окружающим. При этом в зависимости от повода он будет играть тихо и проникновенно или громко и зажигательно.
  • Импровизировать! Умение читать ноты с листа — это обязанность каждого музыканта априори, а вот импровизация - это уже удел профессионалов.
  • Подбирать композицию на слух.
  • Всегда найти выход из ситуации, которая может так или иначе опорочить гордое имя - Саксофонист!

Первые аккорды саксофона позволят быстро забыть все печали даже самую взыскательную публику. Исполнитель будто разливает вокруг себя особое тепло, которого так не хватает в обычной жизни. Может быть, хватит множить стереотипы? Пусть звучит джаз! Настало время улыбнуться и танцевать, впустив музыку в свое сердце!

Романтическое звучание мелодий с саксофоном достигается за счет слаженного взаимодействия языка, губ, дыхания, пальцев рук и осанки исполнителя. Для тех, кто очарован этим инструментом, будет интересно ознакомиться с ним поближе. Далее в статье мы узнаем все подробности о саксофоне.

Историческая справка

Это инструмент, который был изобретен в далеком 1842 году в Бельгии музыкантом по имени Адольф Сакс, имя которого, собственно, и послужило наименованием для его детища. Вот только это было идеей не самого изобретателя, а его друга - французского композитора

Его статьи, в которых он указывал на преимущества новинки, буквально разрекламировали саксофон. Красивый инструмент был детально представлен обществу. Это не могло не привести к мгновенной популярности его в среде самых известных композиторов того времени. Однако здесь история не завершает свой рассказ о саксофоне (это было бы весьма большой утратой для современной хроники).

Особый почет инструмент приобрел в начале 20 столетия, когда на улочках Америки стал зарождаться джаз.

Даже сам создатель саксофона не мог бы представить себе такой невероятный успех - широкую распространенность инструмент приобрел спустя почти 200 лет после изобретения. Тем не менее, несмотря на богатую историю саксофона, можно видеть, что общее устройство его осталось неизменным с момента появления.

Саксофон - это…

Саксофон - слово, которое состоит из следующего словосочетания: sax — фамилия музыканта-изобретателя, phone — звук. Этот инструмент официально считается духовым деревянным и принадлежит по принципу звукоизвлечения к деревянным, хотя его никогда не изготавливают из дерева.

Его изобретатель, Адольф Сакс, назвал свое первое сконструированное детище «мундштучным офиклеидом», а Берлиоз позднее изменил сложное название на более простое и приятное слуху.

С середины 19 века саксофон, музыка которого начинает чаще появляться в духовых оркестрах (в симфонических гораздо реже, а сольные партии вообще не практиковались), начинает постепенно и уверенно выходить из тени других популярных инструментов. Можно сказать, что распространение его происходило скачками в тесной зависимости от культурных движений.

Саксофон - это основной инструмент джаза и его производных, а также часто его можно встретить в эстрадной музыке.

Он отличается мощным и полным звучанием, большой технической подвижностью и певучим тембром.

Красивая музыка с саксофоном способна всколыхнуть в человеке воспоминания обо всем хорошем, что с ним произошло в жизни, задеть струны души и возродить целый океан потухших эмоций.

Устройство саксофона

Инструмент представляет собой трубку конической формы, которую изготавливают, как правило, из специальных сплавов: пакфонга (сплав меди, цинка и никеля), томпака (сплав цинка и меди), латуни. Компактная форма трубки саксофона достигается за счет изогнутости в форме чубука. Сопрано и сопранино (высокие разновидности инструмента) обладают небольшой длиной и обычно не изгибаются. На современных фирмах-изготовителях обычно выпускаются прямые басовые саксофоны и изогнутые сопрановые (однако это осуществляется, скорее всего, в целях эксперимента).

Саксофон, ноты для которого представлены в широком доступе, состоит традиционно из трех частей: корпуса, раструба и «эса» (тонкая трубка, которая является продолжением корпуса). На тонкую трубку насаживается мундштук. Его строение напоминает строение кларнетного мундштука: обладает клювообразной формой, производится из пластика или черного эбонита, у теноровых и более низких разновидностей может изготавливаться из металла.

Многообразие направлений и жанров (песни для саксофона могут писаться как для эстрады и оркестров, так и для соло партий) привело к появлению большого количества вариантов строения мундштука, в зависимости от необходимого звучания.

Различают мундштуки по следующим параметрам:

  • открытость (то есть расстояние от конца трости до верхнего края мундштука);
  • длина выемки (то есть длина свободной части, которая прижата к мундштуку).

Классическое исполнение требует использование мундштуков закрытого характера, другим же жанрам отлично подойдут более открытые версии.

Трость (или язычок), строение которой схоже с тростью кларнета, выполняет роль звукообразующего элемента. Для ее изготовления обычно используют камыш, но некоторые модели выполняются и из синтетических материалов. Трости могут иметь разный размер, в зависимости от разновидности инструмента.

К мундштуку трость прикрепляется при помощи специального приспособления - лигатуры (хомутик небольшого размера с двумя винтами). Для классического саксофона ее выполняют из металла, а в джазе и других музыкальных жанрах скорее приветствуется кожаная лигатура, которая дает трости более свободное колебание.

Чтобы предохранить трость от случайного повреждения, применяется особый пластмассовый или металлический колпачок, который надевают на мундштук, если саксофон долго не используется.

У рассматриваемого инструмента имеется сложная система клапанов, которые закрывают и открывают отверстия на его корпусе. Количество клапанов может варьироваться от 19 до 22, в соответствии с разновидностью саксофона.

Семейство саксофонов, разновидности

Вообще Сакс сконструировал 14 разновидностей инструмента, но в настоящий момент используется лишь 7 из них.

Из представленных разновидностей только три получили широкое распространение. К ним относятся альтовый, теноровый и сопрановый саксофоны. Это своеобразное саксофонное трио, которое задействуется в джазе и классической музыке. Использование баритонового джаза отмечается преимущественно в джазе, в его производных и родственных жанрах.

Диапазон саксофона составляют три регистра: низкий, средний и высокий. Он покрывает две с половиной октавы. Некоторые современные сочинения характеризуются использованием «фальцетного» регистра (который считается выше высокого), достигаемого за счет специальной аппликатуры, которая используется для получения «флажолетных» гармонических звучаний.

Альтовый саксофон

Является самым популярным видом саксофона. Вносит изюминку в классические произведения, а также является беспрецедентным властителем современного джаза. Данный саксофон отличается широким диапазоном звучания: в него входят низкий, средний и высокий регистры.

Инструмент использовался такими музыкантами, как Пол Дэзмонд и Чарли Паркер.

Теноровый саксофон

Способен выдавать более глубокий и насыщенный звук, в сравнении с альтовым и сопрановым. Свое признание получил благодаря сочному, хрипловатому и такому уютному тембру. Среди джазовых исполнителей соперничает по популярности с альтовым.

Освоить игру на данном виде саксофона запросто смогут те, кто уже владеет игрой на кларнете, ведь, по сути, эти два инструмента отличаются схожим принципом работы.

Сопрановый саксофон

Если человек не особо разбирается в музыке, он обычно путает его с кларнетом. Причиной такой путаницы является небольшая форма и размер инструмента, в сравнении с предыдущими версиями. Если теноровый и альтовый саксофоны отличаются S-образной формой, то сопрановый представляет собой прямой корпус без трубки с изгибом. По звучанию инструмент является самым выразительным и благородным видом саксофона.

Игра на саксофоне - как освоить?

Инструмент довольно капризный: его звучание идет вразрез с нотами. Это значит, что он звучит на интервал выше или ниже, в соответствии со своим строем. Поэтому играть на саксофоне можно лишь при наличии уверенных базовых знаний в музыкальной области. Пройдя специальное обучение, человек может непосредственно приступать к игре на инструменте.

Особенности на саксофоне

Чтобы играть на данном музыкальной инструменте стоя, необходимо стоять максимально ровно, стараясь выстроить туловище в одну линию. При этом грудь и плечи музыканта должны быть расслаблены. Воздух должен беспрепятственно «гастролировать» в легкие и свободно выходить обратно.

В положении сидя необходимо держать саксофон немного наискось - это позволит крайнему изгибу опираться на правое бедро исполнителя. Лучше не опираться на спинку стула, так как это может привести к затрудненному дыханию.

Тем, кто пытается постичь законы игры на саксофоне, необходимо ознакомиться с немаловажным понятием под названием «амбушюр» (с французского языка - «приставлять ко рту»). Это понятие обхватывает правильную работу губных и лицевых мышц, соприкасающихся с мундштуком.

При игре нижняя губа находится внутри мундштука и является опорой для трости: зубы зажимают срез мундштука, а к его краю плотно прижата верхняя губа, что делает невозможной утечку драгоценного воздуха.

Как показывает практика, это далеко не так просто - заставить свои пальцы непринужденно и легко бегать по клавишам, при этом соблюдая слаженную работу дыхательной системы и амбушюра. В первое время на выручку музыканту может прийти таблица аппликатур для саксофона.

Можно ли достигнуть совершенства?

Дело в том, что идеальная техника игры на саксофоне у каждого профессионального музыканта получается уникальной. Как говорят специалисты, эксперимент - дорога в будущее. Не бойтесь экспериментировать.

Необходимо выработать собственную постановку дыхания и оптимальную работу амбушюра, а также найти нужное положение тела. Всего это можно достичь лишь за годы долгой и упорной практики.

Момент извлечения звука, называемый атакой, бывает трех видов. Атака бывает мягкой, твердой и вспомогательной, в зависимости от силы, с которой язык отводится от мундштука во время исполнения. Саксофонисты помогают себе, имитируя различные слоги во время игры.

Теперь мы выяснили, что игра на инструменте требует не только определенных знаний, но и постоянного труда. Но это действительно стоящее дело, ведь именно мелодии с этим инструментом называют усладой для души. Саксофон - это вместилище разнообразных чувств, которые заставляют человека ощутить себя живым и, вместе с тем, ранимым и романтичным.

Музыкальный инструмент: Саксофон

Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите - саксофон - инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его с трастный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания. Не зря поэты в своих лирических стихах поющий и плачущий голос саксофона часто связывают с романтическими переживаниями героев. Но не только слезы и печаль характерны для этого инструмента, который обладает большими выразительными возможностями. Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха , нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, сделавшие его в джазовом искусстве непревзойдённым лидером.

Звук

Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот. Звук инструмента узнаваем без труда.

Его выразительные возможности очень велики, саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.

Диапазон инструмента, составляющий более двух октав, делится на три регистра: низкого, среднего, и высокого звучания. Их выбор зависит от характера произведения заложенного композитором.

Звукообразующий элемент на инструменте - трость, которую исполнитель заставляет колебаться, вдувая в саксофон воздух. Принцип извлечения звука близок к звукоизвлечению на кларнете , а вот аппликатура саксофона похожа на аппликатуру гобоя .

Фото :





Интересные факты

  • Граждане Бельгии очень гордятся тем, что человек, создавший саксофон, является их соотечественником. В знак признания великого изобретателя, ещё до введения единой валюты для стран «еврозоны», национальным банком страны была выпущена банкнота 200 франков с изображением Адольфа Сакса.
  • Детство Сакса было очень драматичным, мать называла его ребёнком, обречённым на неудачу. В два года он упал со второго этажа, сильно ударившись о камень. Родители думали, что сын не выживет. В три года Адольф отравился серной кислотой и проглотил булавку. Далее были сломанная нога, корь и три дня в коме, ожоги от порохового взрыва, сломанная рука, сильное отравление от испорченного вина и другие неприятные ситуации.
  • Зависть конкурентов А. Сакса после изобретения саксофона не имела границ. Для борьбы с ним ненавистники создали целое сообщество. Его трижды банкротили в 1852, 1873 и 1877 годах. У него переманивали рабочих, выкрадывали чертежи, музыкантам запрещали использовать его инструменты, обворовывали его мастерские, публиковали клеветнические статьи и даже организовывали покушение на убийство.
  • Памятник, а также самый большой музей А. Сакса находится в г. Динант, на родине великого изобретателя. Его жители, очень гордящиеся своим земляком, выбрали саксофон символом своего города. Логотип в виде саксофона здесь можно встретить везде: в барах, ресторанах, кафе, магазинах. Именем изобретателя названа улица, и на зданиях висят фигурки, изображающие саксофон.
  • В 1948 году в СССР постановлением ВКПб от 10 февраля слова джаз и саксофон, как элементы враждебной культуры, попадают под запрет, этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.
  • В Германии, в период третьего Рейха, саксофон попал под запрет, как инструмент, не имеющий арийского происхождения, то есть неблагородный и недостойный.
  • Билл Клинтон, президент США с 1993 по 2001 год, очень любит музицировать на саксофоне. Еще в юности, руководя школьным джаз-бэндом, он хотел стать профессиональным музыкантом. Таким мечтам будущему главе Белого дома сбыться не удалось, но на своей инаугурации в 1993 году на саксофоне он все же сыграл.
  • Под эгидой Всемирных конгрессов саксофонистов, постоянно проходящих начиная с 1969 года, регулярно проводятся конкурсы и фестивали, издается специальная литература. А 1995 год ознаменовался открытием во французском городе Бордо Европейского центра саксофона, который занимается популяризацией инструмента, а также собирает данные об исполнителях.

  • Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города, создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.
  • Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили дом-саксофон.
  • Международные конкурсы исполнителей на саксофоне проходят по всему миру, но самый важный - это конкурс саксофонистов в Бельгии в Денау, на родине А. Сакса. По своей значимости его можно сравнить с конкурсом имени П.И. Чайковского. Настоящим и долгожданным триумфом для российского саксофона стала победа музыканта Сергея Колесова, завоевавшего первое место и три специальных приза.
  • Наиболее известные фирмы, которые изготавливают саксофоны находятся во Франции(Selmer и Buffet), Японии(Yamaha), Чехии (Amati), Германии (BS).
  • Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.

Исполнители

С самого начала своего появления саксофон своим необыкновенно красивым тембром и большим потенциалом выразительных и технических возможностей всегда привлекал к себе особое внимание. Поэтому на протяжении всей истории своего развития каждый период выявлял замечательных саксофонистов-виртуозов. А поскольку саксофон очень активно применялся в различных музыкальных жанрах, то в каждом направлении были свои выдающиеся исполнители. Во второй половине XIX века, когда инструмент только начал появляться на концертной сцене, меломаны наслаждались исполнительством таких мастеров, как Л. Майера, Ж. Суаля, Ж. Мурмана, А. Вюиля и, несомненно, самого изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который великолепно играл на инструменте. Чуть позже, в последней четверти столетия, когда саксофон пересек Атлантический океан, то очаровал американцев своим звучанием в лице Э. Лефебра, а также Э. Холл, очень много сделавшей для популяризации инструмента на континенте.

В начале XX века, с появлением новых направлений в музыке, в том числе джаза, интересы исполнителей стали разделяться. Джазовый саксофон, который доминировал в первой половине столетия был представлен такими выдающимися именами, как Д. Ходжес, Л. Янг, Д. Колтрейн, К. Хокинс, С. Роллинс и Ч. Паркер.

Во второй половине века джаз подарил миру: Д. Колтрейна, П. Дезмонда, О. Коулмана, Д. Маллигена, Б. Марсалиса, Ч. Паркера, И. Бутмана, Г. Гараняна, А. Козлова, Д. Голощёкина, Д. Эддерли, Д. Маллигэна, Б. Шенка, Ф. Вудса.

Классический саксофон связан с именами Ф. Мондельчи, М. Мюля, С. Рашера, Ж. Лонде, М. Шапошниковой, Л. Михайлова, Г. Бумке, С. Лизона, Ж. Вриса, Ж. Лондейкса.

Одним из известных медных инструментов считается саксофон . История саксофона насчитает около 150 лет. Инструмент изобрел уроженец Бельгии Антуан – Жозеф Сакс, ставший известным как Адольф Сакс, в 1842 году. Вначале саксофон применялся только в военных оркестрах. Спустя некоторое время инструментом заинтересовались такие композиторы как Ж. Бизе, М. Равель, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов и А. И. Хачатурян. Инструмент не входил в состав симфонического оркестра. Но несмотря на это, при звучании, прибавлял сочных красок в мелодию. В 18 столетии саксофон начинает использоваться в джазовом стиле.

При изготовлении саксофона применяются такие металлы, как латунь, серебро, платина или золото. По общей структуре саксофон схож с кларнетом. На инструменте имеется 24 звуковых отверстий и 2 клапана, которые выдают октаву. На данный момент в музыкальной индустрии используется 7 видов данного инструмента. Среди них самыми популярными считаются альт, сопрано, баритон и тенор. Каждый из видов звучит в разном диапазоне от Си – бемоль до Фа третьей октавы. Саксофон имеет разный тембр, который напоминает звучание музыкальных инструментов от гобоя до кларнета.

Зимой в 1842 года Сакс, сидя дома, приставил мундштук от кларнета к офиклеиду и попробовал сыграть. Услышав первые ноты он назвал инструмент своим именем. Согласно некоторым сведениям, Сакс придумал инструмент задолго до этой даты. Но сам изобретатель не оставил никаких записей.Вскоре после изобретения он познакомился с великим композитором Гектором Берлиозом. Для знакомства Сакс специально приехал в Париж. Кроме знакомства с композитором он хотел познакомить музыкальную общественность с новым инструментом. Услышав звучание, Берлиоз был в восторге от саксофона. Инструмент выдавал необычные звуки и тембр. Подобного тембра композитор не слышал ни в одном из имеющихся инструментов. Сакс был приглашен Берлиозом в консерваторию для прослушивания. После того, как он сыграл перед присутствующими музыкантами на своем новом инструменте ему сразу же предложили играть в оркестре на бас–кларнете, но он не стал выступать.

Изобретатель создал первый саксофон при помощи соединения конической трубы с тростью кларнета. Также к ним был добавлен клапанный механизм гобоя. Концы инструмента имели изгибы и внешне были схожи на букву S. Саксофон объединял звучание медных и деревянных духовых инструментов.

За время своего становления он столкнулся с многочисленными препятствиями. В 1940-е годы, когда в Германии доминировал фашизм, законодательство запретило использовать саксофон в оркестре. С начала 20 века саксофон занял важное место среди самых известных музыкальных инструментов. Чуть позже инструмент стал «королем джазовой музыки».