Имя : Клод Моне (Оскар Клод Моне)

Знак зодиака : Скорпион

Возраст : 86 лет

Место рождения: Париж, Франция

Деятельность : живописец, один из основателей импрессионизма

Теги : живописец

Семейное положение : вдовец

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь посвятивший рисованию картин. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал в течении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Она характеризуется раздельными мазками чистого цвета, которые создают богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник старался передать сиюминутное впечатление от происходящего.

Клод Моне появился на свет в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, помимо способностей к рисованию. Его родители были владельцами бакалейной лавки, которую они хотели передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с ранних лет тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы быть бакалейщиком.

В местном салоне пользующиеся спросом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по двадцать франков. Увлечению способствовало и знакомство молодого человека с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу главные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о парне после кончины матери.

Занятия с Буденом открыли перед начинающим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод едет на родину в Париж. Тут он работает в студии для бедных художников, ходит на выставки и галереи. Развитию таланта помешала служба в армии. В 1861 году Моне забирают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Из 7-ми положенных лет на службе он пробудет 2 года, поскольку заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и три тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, однако сразу же разочаровывается. Ему не был по душе царивший там подход к живописи.

Желание учиться приводит его в студию, которую основал Шарль Глейр. Тут он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии было его первое знакомство с Писсарро и Сезанном. Начинающие художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. Вскоре они стали костяком, объединившим импрессионистов.

Портрет Камиллы Донсье, написанный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его знаменитым. Первым серьезным произведением была картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в 4 раза больше по размеру. Композиция картины очень проста – на полянке около леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.

Ценность картины состоит в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, поскольку художник не успел дописать большое полотно. Стесненный материально Клод вынужден был продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).

Следующее 2-метровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, благодаря которой можно было перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за работу. Невзирая на его желание добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», было переворотом в живописи. Ощущать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую старались выполнить импрессионисты. Клод Моне являлся ярким представителем и основоположником данного направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего мира.

Летом 1869 г. вместе с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых работах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя большое количество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так возник и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, отправляется в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и являлся его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они будут хорошими друзьями и партнерами. Поль приобретет у художника большую часть картин этого периода его творчества.

Средства от продажи позволили купить домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, пишет свои картины, в том числе и известное произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название данного шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. Работа была выставлена в 1974 году в Париже.

Достаточно много времени художник уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния определенную тональность палитры. Для описания картин легендарного импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство предпринимателя вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Тут в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью супруги, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, которая находится на живописном берегу Сены. В этот период его картины хорошо продаются, он скопил приличное состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.

Известно, что популярный художник был еще и садовником, создававшим свой сад в течении 43-х лет. Он находил получал удовольствие не только в выращивании растений но и в созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой шикарный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, хотел достичь совершенства в передаче красоты окружающего мира на холст.

В это время художник осваивает новую технику. Пишет параллельно по несколько картин. Таким образом он пытается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять тридцать минут, потом он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. Например, серия его работ с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Первой супругой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила 2-х сыновей с разницей в одиннадцать лет. После смерти любимой супруги, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они узаконят свои отношения после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, спустя 3 года ушел из жизни его старший сын Жан.

Творчество Клода Моне входит в тройку наиболее дорогих живописцев. Средняя стоимость картин - $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы находятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются РФ, Великобритания и Америка.

Художник прожил долгую жизнь, ему было сделано 2 операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он начал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его работам, написанным после операции. Примером такой картины являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он находится в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Известная серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.

Скончался художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его просьбе, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло пятьдесят человек. Похоронили его на церковном кладбище.

Самые известные картины

  • «Женщины в саду» (1866)
  • «Терраса в Сент-Адресс» (1867)
  • «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)
  • «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)
  • «Поле маков у Аржантея» (1873)
  • «Бульвар Капуцинок» (1873)
  • «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)
  • «Дама с зонтиком» (1886)
  • «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)
  • «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

Самые дорогие картины

  • «Водяные лилии», (1905) – $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) - $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) - $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) - $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) - $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) - $24 млн.
  • «Тополя» (1891) - $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) - $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) - $14 млн.

Один из самых знаменитых основателей импрессионизма, величайший французский художник Клод Оскар Моне появился на свет в , четырнадцатого ноября в 1840-ом году. Впрочем, когда ему исполнилось пять лет, его семья перебралась в Гавр, что в Нормандии. Отец желал, чтобы его сын продолжил семейный бизнес и стал бакалейщиком, но у самого Моне было иное видение своей будущности. Он ненавидел школу, сравнивая ее с тюрьмой, и потому предпочитал на занятиях рисовать забавные карикатуры на учителей, приобретя к пятнадцати годам даже некоторую известность в городе именно как художник-карикатурист.

К нему частенько стали обращаться люди с просьбой нарисовать их карикатурный портрет. Просьб было так много, что юноша принял дерзкое решение брать за один портрет 20 франков, чем поверг родителей в шок. В это же время Моне учился рисованию в у преподавателя колледжа Эжена Будена, пейзажиста, который, в отличие от многих, предпочитал писать с натуры и был в свое время учеником самого Давида Жака-Франсуа Ошара. Именно общение с Буденом утвердило желание Моне посвятить свою жизнь именно живописи, и, для достижения своей мечты, Клод отправился в Париж.

Творчество

Получив художественное образование в Париже в мастерской Сюиса, потом – Глейра, Клод Моне был завсегдатаем Салонов, где особенно внимательно изучал полотна Т. Руссо, К. Коро, Ш. Добиньи. Там же он познакомился с молодыми художниками – новаторами: Базилем, Писсаро, Сезанном, Сислеем, . Именно среди них начало зарождаться новое направление – импрессионизм. Название этого направления произошло от слова «впечатление» (фр. Impression), а на идею натолкнула картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), которая демонстрировалась во время первой выставки импрессионистов в студии фотографа Надара (1874).

Клод Моне известен как непревзойденный пейзажист. Он работал на природе, и главной задачей для него было не просто точно запечатлеть пейзаж или какую-то сценку на лоне природы, а передать свежее непосредственное впечатление от наблюдения за происходящими вокруг метаморфозами. Его вдохновляли те ежеминутные изменения в природе, где от состояния атмосферы, от угла падения солнечных лучей, от погоды, от колебания ветра, от соседства других предметов происходят волшебные превращения. От этих превращений рождались новые краски, новые отблески, новые впечатления. Потому-то так счастливо работалось художнику на природе, где он написал множество этюдов и завершенных картин.

Образцом импрессионистического видения мира можно назвать картину Моне «Дамы в саду» (1865). Залитое сияющим светом пространство, многоцветье природы и белое платье, вбирающее в себя это многоцветье – голубые блики, розоватые, светло-зеленые, охристые – все это воссоздает прекрасный живой мир. Тонкие оттенки зеленой травы и листвы наполняют впечатление от картины чувством покоя, тихой радости и гармонии. В более поздних картинах («Скалы в Этрета» - 1886, «Луга в Живерни» - 1888, «Поле маков» - 1880-ые) Моне продемонстрировал манеру рельефного мазка, при помощи которого смог передать неуловимый трепет листьев, сияние солнечных бликов на поверхности воды, тени от плывущих в небе облаков. При этом композиция сознательно построена так, чтобы пейзаж производил впечатление случайно пойманного взглядом эпизода, как, например, на картине «Бульвар Капуцинок» (1873).

Особое внимание заслуживают серии картин, на которых запечатлен один и тот же объект или пейзаж, но при различном освещении, которое бывает в течение суток, например, «Руанский собор в полдень» (1894 г.), «Руанский собор вечером» (1894 г.) Контуры предметов здесь как бы растворяются в пространстве под влиянием особенностей освещения в данное время суток. Чтобы добиться чистоты цвета, Моне почти не прибегает к смешиванию красок на палитре. Вместо этого, он использует эффект визуального смешения: например, чтобы дать траве или листве нужный ему оттенок зеленого цвета, он рядом кладет мазки синего и желтого, которые на расстоянии зрителю сливаются, и тогда фантастическим образом зелень обретает разные оттенки и кажется трепещущей. В такой манере написана картина «Стог сена» (1886).

На закате жизни

Публика и критика не воспринимала новую живопись импрессионистов и творчество Моне в том числе. Картины новаторов не принимали Салоны, не покупали, а если и покупали, то за бесценок. Долгие годы Моне просто бедствовал от безденежья, у него не было средств ни на холсты и краски, ни даже на хлеб. По этой причине многие его работы так и остались незаконченными. Начиная с 1918 года, и до конца жизни Моне работал над четырнадцатью масштабными декоративными панно под общим названием «Нимфеи» (иное название «Водяные лилии», или «Кувшинки»). Эти работы Моне завещал в подарок своей родине – Франции. Они и теперь украшают два овальных зала «Оранжереи» Лувра в Париже. Бессмертные пейзажи с лилиями на мерцающих водах, серебристо-зелеными ивами вдоль берегов и их дрожащими отражениями на водной поверхности – последний шедевр, подаренный миру великим импрессионистом.Умер художник в 1926 году.

Клод Моне (Claude Monet) 1840-1926 г. Один из основателей и ведущих художников периода импрессионизма. Биография и картины.

Уже в 16 лет Клод Моне решил, что настоящее искусство рождается на пленэре, отвергнув классические принципы. Его жизнь была богата на события – он любил и страдал, преодолевал непонимание и купался на волнах успеха. Он оставил после себя богатое наследие, испробовав множество сюжетов, чтобы в конце жизни бесконечно выводить на холсте кувшинки из своего любимого пруда.

Никогда до этого момента изобразительное искусство не видело творца более тонкого и смелого, внимательно присматривающегося к природе, что позволило ему создать целый ряд картин настолько чувственных и честных в своей красоте, что это явилось своего рода откровением для последующих поколений, избравших своей путеводной звездой импрессионизм.

Движение к успеху, дорогой импрессионизма.

Клод Моне оказался в Париже в 19 лет. В столице он вначале обучался в Академии Сюисса, а после продолжил своё образование в мастерской Шарля Глейра. Не так важно насколько сильным было влияние этого популярного в ту пору художника на техническое и стилевое развитие молодого Моне, но то, что он собрал вокруг себя народ более чем примечательный – этот факт. В мастерской Клод Моне познакомился с Сислеем, Ренуаром, Базилем, с которыми вместе будет ковать новый стиль в искусстве уже в скором времени.

В 1863 году разразился огромный скандал, в связи с ультра смелой и откровенной картиной «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Клод, вдохновлённый этой работой, решил написать свой вариант. «Завтрак на траве» Клода Моне явно демонстрирует поиски стиля молодого мастера – отказ от контура, пренебрежение линией за счёт моделирования форм с помощью цветовых пятен, эксперименты в передаче естественного освещения на полотне. Для многофигурной композиции мастер использовал всего лишь две натуры – все дамы написаны с его возлюбленной Камиллы, а мужчины с друга Базиля. Примечательно, что в этой работе Моне изобразил несколько персонажей спиной к зрителю, разрушив тем самым один из главных канонов классической живописи — подобное изображение доселе было недопустимым.

Но молодой Моне двигался своей дорогой, пробуя на вкус цвета, сюжеты, пластику и композицию. Таким же новаторством отличается работа «Женщины в саду», моделью которой также выступила любимая Камилла, «размноженная» четырежды на полотне.

Работы Моне раннего периода в подавляющем большинстве посвящены Камилле. «Дама в саду», «Женщина в зелёном платье» — на всех этих полотнах зритель увидит Камиллу, причём последняя работа принесла Клоду известность. В последствии у Моне появиться ещё один любимый натурщик – его сын Жан.

Работа над стилем.

60-е годы были ознаменованы тяжёлым материальным положением для Моне. Есть свидетельства, что живописец даже подумывал о самоубийстве. Однако от этого отчаянного шага Клода спасла работа – в его имение в Буживале приезжает Ренуар и друзья много работают на натуре, оттачивая мастерство, находясь в поиске новых средств выразительности. Основной целью их поисков было мгновенье — художники стремились поймать сиюминутность, успеть запечатлеть один и тот же пейзаж в разные временные отрезки, доказав всеми миру, что отдельно взятый момент не похож на предыдущий или последующий, он уникален и прекрасен своей неповторимой красотой.

Моне стал практиковать новую технику нанесения цветов на холст – он не смешивает цвета на палитре, как это делали художники прошлых лет, предпочитая наносить чистые колеры, позволяя глазу зрителя самостоятельно смешать краски, глядя на законченную работу.
В 1872 году Клод Моне создал легендарную картину – «Впечатление. Восход солнца». Уникальность её не только в технике и цветовом решении, но и в том, что этот полотно дало название целому направлению. С этого момента весь мир будет знать, если на полотне преобладают мелкие мазки локальными цветами, отсутствует линия, а пространство наполнено светом – это импрессионизм, с французского «впечатление».
Легендарная работа явилась стартом успеха художника, за ней последуют лучшие его работы – «Поле маков у Аржантёя», «Бульвар Капуцинок», «Вокзал Сен-Лазар» и др. Работа приносила удовлетворение, хотя публика не всегда встречала картины мастера с восторгом.

1879 год дал ещё один повод запечатлеть Моне уходящее мгновение – умирала его любимая Камилла, и с какой-то болезненной внимательностью художник рисовал её лицо, теряющее краски.

Признание и покой.

Лишившись любимой женщины, Моне, наконец, обретает признание – критики пишут хвалебные отзывы, публика симпатизирует его работам, а материальное положение значительно улучшается.

Моне начинает писать циклы – серии работ, посвящённые одному и тому же сюжету, исполненные в различном антураже, разнящиеся временной характеристикой: художник пишет пейзаж в разное время года или суток, или погодных условиях. Примерами таких работа могут служить серии «Руанский собор», «Тополя на Эпте», «Тополя», «Здание парламента в Лондоне» и др.

В 1892 году Моне женится во второй раз, и много путешествует, обогащая свою галерею восхитительными маринами.

А на закате лет мастер приезжает в Живарни, где разбивает сад с прудом и мостиком, считая всё это природное великолепие своим лучшим произведением искусства. Черпая вдохновение в своём саду, мастер создал не одну серию картин, любимой из которых была та, что посвящена кувшинкам.

Финал жизни Моне нельзя назвать счастливым – ушла из жизни его вторая жена, а затем и сын Жан, художника одолела катаракта, которая привела к фактической слепоте. Однако как оглохнувший Бетховен не перестал сочинять, так и Моне не стал отбрасывать кисти, продолжая писать картины до самой своей смерти в любимом Живарни. В декабре 1926 Моне не стало. Закончив свой жизненный век, он только начал век художественный – его картины стали вдохновителями многих художников, и тех, кто явился прямым последователем импрессионизма, и тех, для кого он стал отправной точкой, породив множество новых стилевых «измов».






Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Моне Клода

Оскар Клод Моне – французский живописец, родоначальник художественного импрессионизма.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. В 1845 году его семья переехала в Гавр (Нормандия). Отец Клода был бакалейщиком и мечтал, чтобы сын продолжил его дело. Однако Клод с самого раннего возраста проявлял такую недисциплинированность, что о профессии учтивого и внимательного торговца пришлось забыть. В школе Клод развлекал себя, рисуя веселые карикатуры на учителей.

По Гавру пошла слава о Клоде как об искусном карикатуристе. Знакомые и незнакомые Клоду люди начали просить его сделать карикатурные портреты. Со временем Моне начал брать по 20 франков за одну работу. Вскоре работы Моне начали выставляться на витрине городской художественной лавки.

Позже Моне познакомился с Эженом-Луи Буденом, мастером французской живописи. При личной встрече Буден призвал Моне заняться написанием пейзажей. Всякий раз, когда Буден приглашал Моне поработать на свежем воздухе, последний находил причину отказаться. Но однажды Клод все же согласился. И словно прозрел… В тот же день Буден стал учителем Клода Моне.

Творчество и жизненный путь

Эжен-Луи Буден настаивал на том, чтобы его ученик отправился в Париж. В 1859 году отец Клода написал письмо в муниципальный совет, в котором попросил оказать помощь его талантливому сыну в переезде в Париж. Увы, совет отказался финансировать эту затею. Отцу Клода пришлось найти деньги хотя бы для кратковременной поездки в Париж.

В Париже Клод Моне посетил выставку в Салоне, познакомился с художниками, показал им свои работы. Спустя 2 месяца жизни в Париже Клод Моне решил остаться там еще на некоторое время. Родители больше не могли содержать сына, так что Клоду пришлось жить на свои собственные скудные сбережения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1860 году Клод Моне попал в ряды армии, где заболел брюшным тифом. Благодаря стараниям его родной тети Моне откупился от воинской повинности и в 1862 году вернулся домой.

Клод поступил на факультет искусств, но очень быстро разочаровался в университетском подходе к живописи. Он оставил университет и примкнул к студии живописи Шарля Глейра, швейцарского художника. В студии Моне познакомился с Ренуаром, Сислеем и Базилем. Четверо художников стали костяком группы импрессионистов.

В 1870 году Клод Моне перебирается в Англию. В 1871 году художник переезжает в Зандам (Нидерланды). В 1872 году Моне возвращается во Францию и пишет пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце», положивший официальное начало импрессионизму.

В период с 1871 по 1878 годы Клод Моне жил в предместье Аржантей, затем он переехал в деревню Ветей. В 1883 году Моне приобрел дом в Живерни.

В 1912 году врачи обнаружили у Клода Моне двойную катаракту. Художнику сделали две операции. Моне вновь начал видеть, но немного иначе – он стал видеть ультрафиолет в цвете – лиловом или голубом. Благодаря этому его картины заиграли новыми красками.

Личная жизнь

28 июня 1870 года Клод Моне женился на Камилле Донсье. В 1867 году у супругов родился сын Жан, в 1878 году – сын Мишель. Камилла умерла в 1879 году от туберкулеза. Клод безумно любил Камиллу, еще до свадьбы она была его натурщицей. Полотно «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье» и сделало Клода Моне знаменитым. После смерти жены Моне изобразил ее на смертном одре.

В 1892 году Клод Моне женился на Алисе Ошеде, которая еще до брака помогала художнику с детьми и домашним хозяйством. Алиса ушла из жизни в 1911 году.

Смерть

5 декабря 1926 года Клод Моне скончался от рака легких. Скромные похороны прошли на церковном кладбище в Живерни.

Введение………..…………………………………………………………………………………………………..2

ГлаваI Биография…….………………………………………………………………………………………….3

1.1.Детство и юность Клода Моне……………………..………………………………………………3

1.2.Последние Годы…………………………………………….……………………………………………..4

Глава II Творчество……………………………………………………………………………………………..5

2.1.Первые работы……………………………………………………………………………………………..5

2.2.Выставки, картины и техники работы Клода Моне…………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………………………………10

Приложение………………………………………………………………………………………………….....11

Введение.

Во второй половине XIX в. в живописи возникло новое направление, которое впоследствии получило название «импрессионизм». Возникло оно в противовес академической живописной школе. Одним из самых ярких представителей импрессионизма был знаменитый художник Клод Моне.

Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф.Гойи, знаменитого голландского мастера Ф. Хальса, французских живописцев О.Домье и Г.Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство.

Цель : познакомится с биографией и творчеством Клода Моне.

Глава I . Биография.

1.1. Детство и юность Клода Моне.

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и присоединился к семейному бизнесу, но сын с детства увлекался изобразительным искусством, в частности с удовольствием рисовал карикатуры.

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного - рисования, где Клод проявил врожденный талант художника, и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела и хорошо зная о том, насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.

Приблизительно в то же время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание. Буден (что не было типично для того времени) любил писать на природе, поскольку считал, что только таким способом можно запечатлеть увиденное художником во всей чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей, и впоследствии она стала одним из краеугольных камней как для творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом.

Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца. Однако в 1861-1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник Моне был очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр, Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Йоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощью, давая уроки мастерства.

1.2.Последние годы.

В 1920 гг. у художника прогрессирует катаракта, он переносит две операции. Невзирая на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 г. в возрасте 86 лет, он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Он был похоронен на местном церковном кладбище. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 г., и с тех пор поток туристов не иссякает..

Вывод: жизнь Клода Моне была непроста.

Глава II . Творчество.

2.1. Первые работы.

Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К. Моне "Завтрак на траве" (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане. Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине. Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений "влажной" живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.

"Забыв" такие основополагающие принципы академической живописи, как рисунок и постепенный переход от света к тени, К.Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.

Закончив "Завтрак на траве", К. Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в "Лягушатнике" - любимом месте отдыха парижан. Он отправляется туда вместе с О. Ренуаром, покинув лес Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы. Здесь, в "Лягушатнике", К. Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единой целое ("Лягушатник", 1869, Национальная галерея, Лондон).

2.2. Выставки, картины и техники работы Клода Моне.

В апреле-мае 1874 г. состоялась первая выставка «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.»,на котрой Клод Моне представил девять работ. Одна из них, «Бульвар капуцинок». Маленькими мазками темной краски легко обозначены фигурки людей, словно копошащихся внизу.

Луи Леруа в скандальном фельетоне "Выставка импрессионистов» зло иронизировал по поводу этой картины Моне: - Ну не блестящая ли штука! Вот это действительно впечатление, или я вообще не понимаю, что это. Только, будьте любезны, объясните мне, что означают эти бесчисленные черные мазки в нижней части картины, будто ее кто-то языком лизал? - Ну как же, это прохожие, - ответил я. - Значит, и я так выгляжу, когда иду по бульвару Капуцинок? Гром и молния! Вы что, наконец, издеваетесь надо мной? - Уверяю Вас, господин Винсент… - Но ведь эти фигурки сделаны по способу, которым имитируют мрамор. Мазок туда, мазок сюда, тяп-ляп, в какую хочешь сторону…"

Мнение журналиста Эрнеста Шено по поводу этой же картины было несколько иного свойства: «Никогда еще оживление на улице, этот муравейник людей на асфальте, экипажи на дороге, шелест деревьев, полных пыли и света; никогда еще неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине «Бульвар Капуцинок».

В 1890-х гг. Моне начинает писать, используя новый метод, который принес ему мировую славу и успех. Суть его такова: художник начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах, и на каждом стремился передать состояние природы в строго определенный, довольно краткий период времени, работая над одним полотном порой не более получаса. В следующие дни он продолжал методично писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены.

Первой серией Моне, написанной в полном соответствии с его новым методом, стала серия картин «Стога» («Стога на закате»), над которой художник начал работать в 1888 г. «Я упорно работаю над серией стогов сена в различном освещении, - пишет он из Живерни Гюставу Жеффруа. - но в это время года солнце так быстро заходит, что я за ним не поспеваю... Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней».

В 1891 г. Моне выставил серию из пятнадцати картин, изображающих стога в различное время дня, в галерее Дюран-Рюэля. По словам самого художника, он полагал вначале, что достаточно всего двух состояний для передачи предмета в различном освещении - при свете солнца и в пасмурную погоду. Однако, работая с натуры и пристально наблюдая изменения освещения, Моне переменил свое мнение. Отдельные серии его картин включают до двух десятков полотен и более.

В 1892-93 гг. Моне работал над большой серией картин, посвященных Руанскому собору («Руанский собор. Симфония в сером и красном»). Художник писал один и тот же мотив, находясь в доме, расположенном напротив знаменитого собора. Это обеспечивало единство точки зрения, что было необходимо для решения поставленной задачи: показать один и тот же вид в разное время суток, попытаться уловить малейшие нюансы в изменении света и цвета. В те годы Моне был буквально одержим этой идеей - Руанский собор в разных состояниях запечатлен художником пятьдесят раз. Двадцать полотен серии было показано на выставке работ Моне в галерее Дюран-Рюэля в 1895 г.

Доминирующий принцип живописи Моне в этой серии картин - лепка формы цветом. Построенный из серого камня, Руанский собор силой таланта художника на наших глазах расцветает всеми цветами радуги, подобно сказочному фейерверку. И, что самое удивительное, мы не видим в этом никакого противоречия. Через свои полотна художник как бы передает нам способность видеть мир его глазами, дает нам шанс испытать те же чувства. В одном из своих писем из Руана, адресованном Жеффруа, Моне писал: «Я уже давно здесь, но это не значит, что я скоро закончу свои «соборы». Увы! Я могу только сказать еще раз, что чем дальше, тем труднее мне становится передавать то, что я чувствую. И я говорю себе: только очень самоуверенный человек может утверждать, что довел до конца свою картину».