Живопись


Считается, что первые изображения Будды были созданы еще при его жизни. Учение Будды Шарипутра составил канон "Общие принципы изображения будд".
Все изображения по сюжету делятся на несколько видов: изображения просветленных учителей, сцены из жизни Будды Шакьямуни и изображения будд, http://йидам " >йидамов , http://защитники учения" >защитников - различных аспектов ума в той или иной форме. Этот третий вид сюжетов отображает определенные качества ума, символически представленные на картине в виде множества форм и атрибутов. Эта символика воспринимается на глубоком уровне сознания, и практикующий, отождествяясь с той или иной формой, сознательно и бессознательно перенимает качества, которые она олицетворяет. Именно поэтому так важно соблюдение канонов в написании живописных полотен. Художник может выбирать манеру и традиции живописи на свое усмотрение, может по желанию изменять фон, делать его более современным или более классическим - но цыета и символика основной фигуры остаются неизменными.
Когда практикующий получал от своего http://Лама " >Ламы практику, он заказывал художнику изображение аспекта, на который ему предстояло медитировать. Такие изображения могли создаваться в течение полугода или года и стоили больших денег, поэтому чаще всего заказчик предлагал художнику поселиться в его доме, кормил и содержал его все время, пока писалась картина.
В тибетском искусстве живопись занимает особое место. Мастера тибетского искусства на протяжении веков совершенствовали свои художественные приемы, добиваясь их высокой эстетической значимости.
В качестве основы для живописи, традиционно использовалась хлопчатобумажная ткань, которая грунтовалась специальной смесью клея и мела, а затем полировалась. Художник добивался, чтобы поверхность была гладкой, прочной, эластичной и хорошо удерживала красочный слой. Что было особенно важно, т.к. живописные полотна (тханки) должны были быть достаточно гибкими, чтобы их можно было сворачивать и брать с собой, как делали странствующие монахи. Художники использовали для написания тханок краски, в состав которых входили минеральные и органические вещества. Также в состав красок для написания особо важных тханок иногда добавлялись частицы земли и воды, собранные в святых местах, размельченное золото, драгоценные камни. В работе над живописным произведением художники использовали описания персонажей буддийского пантеона, содержащиеся в тантрических текстах, таких как Калачакра Тантра, Самварадая Тантра, Кришнаямари Тантра и другие, а также в комментариях к ним. Кроме этого, художники использовали графические сетки и прорисовки. Канон определял не только сюжет тханки, его композицию и цветовую гамму, но и весь процесс творчества. При этом традиционная формула канона не довлела над сознанием художника. Каждый раз, создавая новое произведение, мастер мог передавать свое внутреннее видение образа, свое понимание гармонии и красоты. В зависимости от принадлежности к той или иной художественной традиции для украшения изображения, художник мог либо использовать замысловатые орнаменты и глубокие насыщенные тона, либо прозрачные тона и приближенные к реальным пейзажи.



Карма Гадри

Художественная традиция "карма гадри" как раз и отличалась прекрасными пейзажами, похожими на пейзажи китайских акварелей, специальной точечной техникой нанесения красочного слоя при рисовании неба и воды, что позволяло достичь необыкновенной глубины и объемности изображения. Традиция «карма гадри» была основана Восьмым Кармапой Микье Дордже (1507-1554). Он был великолепным художником и скульптором, а также написал много работ по иконометрии. "Гадри" с тибетского переводится как, "га" - путешествие с места на место, "дри" - рисование. Данная традиция была характерна для Восточного Тибета. Художники этой школы путешествовали из монастыря в монастырь и рисовали тханки, отсюда такое название.











Учителя традиции "карма гадри"

До последнего времени держателем линии "карма гадри" был Гега Лама. Он был тибетцем и в последние годы жизни жил в Катманду. Гега Лама много путешествовал, особенно по Сиккиму, был в Бельгии. Он был выдающимся художником и его творчество очень ценил Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпей Дордже. Гега Лама оставил обширные труды по тибетской иконографии и иллюстрировал их прекрасными графическими изображениями и сетками. У него было много учеников, в том числе и на Западе. Одной из своих учениц из Голландии - Марианне Вандерхорст, он поручил учить тханкописи в западных странах. Когда Марианну впервые пригласили в Россию, она сообщила об этом Гега Ламе, и он сказал "если в России найдется хоть один ученик, езжай и учи". И теперь Марианна приезжает почти каждый год. На ее ритритах начинающие могут освоить основные приемы рисования, научиться строить специальные графики и готовить прорисовки. Марианна дает очень интересные лекции по истории тибетской живописи, иконографическим канонам, рассказывает о буддийской символике. И главное, под руководством этой чудесной и доброй учительницы начинающий художник сможет создать свое первое изображение Будды. Для того чтобы начать рисовать тханки не обязательно быть профессиональным художником, главное иметь желание научиться и верить в свои силы. Как говорит Марианна: "Мы постепенно учимся точно строить сетки и так мы строим собственные возможности. Это великолепный метод научиться концентрироваться и вложить все свои действия в один творческий акт. Постепенно мы учимся и находим свой стиль, свою музыку линий". Продолжающие обучение, под руководством Марианны смогут нарисовать новые эскизы, подобрать подходящую цветовую палитру для новой тханки, получить советы по созданию композиции, правильной подготовке холста и ответы на трудные вопросы.

Тханка "Белая Тара"

Обычно тханки пишут на загрунтованном холсте 75х50 см, однако их также строят из песка, рисуют на стенах, изготавливают в стиле аппликации, вышивают, и так далее. Размер может быть разной: например, для торжественных церемоний и праздников создают тханки огромной величины — до нескольких десятков метров, а для ношения на теле создают миниатюрные изображения, которые вкладывают внутрь гао (ладанок).


"Классическая" тханка состоит из листа, на котором нарисовано или вышито изображение, тканевой основы и следующих элементов: шелковой накидки, кожаных уголков, двух деревянных цилиндров наверху и внизу, с металлической или деревянной ручкой на конце нижнего цилиндра.

Танка это больше, чем просто произведение искусства. Тханка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.


Тханки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения.


Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Тханка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости.

Тханки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.

Тханки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Тханки написанные красками делятся еще на пять категорий:




Тханки с разными цветами в фоновом режиме.

Тханки на золотом фоне.

Для создания тханки художник мог купить целый слиток золота, но использовать в работе всего несколько грамм. Сначала художник расплавлял золото, специальным образом очищал его и делал из него листы вроде фольги, которые потом резал на мелкие кусочки и размалывал в ступке, пока золото не превратится в обычную пыль.

Перемолотое золото заливали в отдельной емкости водой и оставляли до утра. На утро золотой осадок подвергали дополнительной обработке и очистке, а затем снова расплавляли и повторяют весь процесс сначала, чтобы извлечь из золота все примеси. Таким образом к моменту завершения приготовления золотой краски от целого слитка оставалось совсем немного

Тханки на красном фоне.

Тханки на черном фоне.


Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.





Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект.

Основная "тема" тханок — различные Будда-аспекты или реализованные буддийские мастера.

Изображения божеств тханки подчиняются строгому канону пропорций. Тханки отличает красота и соразмерность, филигранная роспись.






В Тибете исторически сложились три основные школы тханка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

Первый стиль — менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов тханка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

Второй стиль — карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII Кармапы (1507-1554).


Стиль карма-гадри начал свое развитие еще при V и VI Кармапах, но только при VIII Кармапе этот стиль окончательно утвердился в восточном Тибете.


VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»:


1) формы, рисунок согласно индийским канонам;


2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи;


3) композиция и ландшафты в тибетской манере.


Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних танках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.


Третий стиль — менсар (мангсар) , или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.

Говоря о тханкописи, в первую очередь необходимо отметить, что тханка - это не просто некий вид этнической живописи, относящийся к определенному времени и соответствующей культуре, но сложное символическое изображение различных просветленных энергий, содержащее огромный объем информации. Цель этого изображения - передать тому, кто на него смотрит, энергию Будд, и эстетический аспект тханки подчинен именно этой цели.

Тханка рисуется согласно садхане - текстовому описанию визуализации Йидама, Бодхисаттвы или Будды, - и должна максимально соответствовать ей. Таким образом, тханкопись - это не способ самовыражения художника, но в большей степени практика Дхармы. И здесь важнее всего внутренние процессы и изменение сознания тех, кто потом будет созерцать тханку, а также самого художника в процессе ее создания.

Не менее выразительно тибетский буддизм показал себя в живописи, называемой "танка" (tangka, tang-sku, "плоский образ", "письмо", икона,) или "живопись на ткани". По преданию, традиция рисовать на ткани восходит к индийской живописи - "пата" (pata), или непальской живописи на холсте - "прабха" периода династии Пала (VII-X вв.), а та в свою очередь восходит к монашеской практике изображений на своей одежде или холсте.

Тибетская "научная" традиция объясняет, что художественные каноны и тантрийские ритуальные действия записывались и, таким образом, создавались труды по искусству.

Другой аспект сводится к тому, что тибетская живопись - танка имеет значение "документа" и является записью содержания. Таким образом, мы видим, что ‘текст описывает изображаемый объект, а само изображение хранит или отражает текст. В этом смысл тибетской танки, которая наиболее многоцветна из всех видов изобразительного искусства, а, значит, способна передавать тончайшие нюансы образа.

Иконографические трактаты, переведенные на тибетский язык имеются в сутре Шарипутры ("Пратимала-кшана"), тантре Чакрасамвары, Калачакре, Рактаямари-тантре и в некоторых других. В особых разделах и главах этих произведений были иконометрические трактаты, повествующие о пропорциональных сетках (мысленно и реально наносимых на изображаемый объект с целью вычисления его параметров через определенные модули).

К собственно тибетским произведениям на эту тему относятся иконографические сочинения Таранатхи, Цзонхавы, Лобсан-Данби Чжалцана, Сумба-Кханпо и других авторов. Иконометрические данные есть и в медицинских сочинениях, таких, как "Чжуд-Ши" и "Вайдурья-Онпо".

Следует заметить, что выражение "тибетская живопись" применяется не только к произведениям собственно тибетских авторов, но и к работам художников всего ареала распространения тибетского буддизма.

Тибетские танка различаются по источнику происхождения и школе. Ранее, до XVI в. различалось очень много стилей. Танки изображались в стиле сакьяпы (Sa-lugs), стиле Атиши (jo-bo lugs), стиле сутр (mdo-lugs), стиле тантр (rgyud-lugs), кашмирском стиле (khs-che pan chen lugs), стиле йога Майтрипы (mitra‘i lugs) и многих других.

Позже стали различаться лишь "непальский (овальные вытянутые нимбы, фигуры в полный рост, характерный изгиб талии у персонажей)", "центрально-тибетский" (или лабранский, характеризуемый богатством красок и тщательной выпиской деталей), "индийский" (сложная композиция и пестрота материала), стиль Менри (самый тибетский стиль, изображения почти лишены индо-непальских черт) и "китайский", характеризуемый смешением стилей.

Иногда говорят о таких стилях, как "золотые", "красные" и "черные" танка: когда в самом изображении соответствующий цвет преобладает. К примеру, "нагтан", или "черная танка", ведет свое происхождение от действительного видения реальности тантрийскими йогинами в процессе их созерцательных практик.

Техника танки.

Помимо трактатов, где излагались предписания по иконографии и иконометрии, каждый художник обладал и собственными сведениями, почерпнутыми им из устной традиции. Знания эти до последнего времени не публиковались и передавались лишь от учителя к ученику.

Основа. Обычно для основы танки использовали хлопковую ткань (холст) продольно-поперечного плетения шириной от 49 до 51 см. Если основа нужна была шире, ткань сшивали. Реже встречается танка на шелке. В литературе упоминается об использовании для основы льняного полотна, однако речь, скорее всего, идет о джуте, чье полотно трудно отличить от волокон льна. Сведения о танка на коже или пергаменте, видимо, восходят к утраченным средне - азиатским и афганским аналогам.

Холст вырезался несколько больше требуемого размера и подрубался вокруг ячменными волокнами или ниткой. Затем он закреплялся в пяльцах прямоугольной формы, большего, чем холст, размера, с помощью шерстяного шнура, идущего зигзагами по периметру холста. Если холст в ходе работы провисал, шнурок натягивали сильнее, распределяя натяжение по всему холсту. Иногда ткань натягивали на доску.

Грунтовка. Натянутый холст грунтовали с одной или с двух сторон, полировали раковиной или зубом из оникса. Иногда использовали клык животного. Для более дорогих танок холст грунтовался с двух сторон и полировался тщательнее. В качестве наполнителя для грунта использовали мел и гашеную известь. Также для грунта использовались смесь песка и каолина, а также другие материалы.

В качестве связующего грунта применялся клей, приготовленный из шкур яка, овцы и быка. Тщательно вымытую и освобожденную от волос шкуру кипятят продолжительное время. В результате длительного кипячения кожа приобретает желатиновую консистенцию. Устраняются твердые остатки, а воду выпаривают на маленьком огне, пока не останется плотный гель, который режут на куски и сушат на веревке.

Для работы кусочек клея разогревают с водой. Следствием является эластичность танки, которую можно неоднократно сворачивать в свиток и разворачивать. В качестве связующего для грунта тибетской танки называют и гуммиарабик.

Эскиз . После подготовки поверхности холста под живопись рисунок наносился от руки угольным карандашом или методом припороха: угольной пылью в смеси с охристой землей. Затем контуры намечались или прорисовывались красной или черной тушью. Другой известный метод нанесения рисунка - это метод печати. Зеркальное изображение вырезалось на деревянной доске, клише покрывали тушью и с него делали оттиск. Затем холст грунтовали обычными приемами и на просвет обводили рисунок тушью.

Раскраска . Закончив рисунок, художник приступал к раскраске. Первым слоем на поверхность наносились ровные цвета, затем - детали картины, оконтуривание и позолота с последующей полировкой отдельных участков. В последнюю очередь писали глаза, что соответствовало определенной церемонии "открывания глаз". Для основных ровных цветов обычно использовали краски с минеральными пигментами, а для оттенивания - органические красители.

Краски. Все вышеперечисленные связующие применялись и для приготовления красок. Растительные красители, за исключением индиго, требовали некоторых добавок для их фиксации, что напоминало, вероятно, фиксацию краплаковых красителей. При изготовлении краплака добавляли лист жукхана (шелковица или грушанка круглолистная), который облегчает экстракцию красителя, фиксирует краску и делает ее более стойкой.

Известно использование следующих минеральных пигментов: белый цвет дают мел, известняк, свинцовые белила, мрамор, гипс, жженая кость; желтый цвет - аурипигмент, реальгар, желтая охра; оранжевый цвет - свинцовый сурик, желтая охра (жженая умбра), охра, смесь с киноварью; красный цвет - киноварь (природный минерал), красная охра, свинцовый сурик - "красный свинец"; синий цвет - лазурит, ляпис-лазурь; зеленый цвет - малахит, изумрудная зелень; золотой цвет - золото, латунная пудра; серебряный цвет - серебро; черный - сажа (ламповая копоть), жженая кость. Органические красители получали: для желтого цвета из лепестков цветка желтой утпалы, из белых цветов дикой гималайской розы, из корневища растения чола, из внутреннего слоя дерева грецкий орех; для синего цвета использовали индиго; для красного и розового - гуммилак, марену красную, красное сандаловое дерево.

Обшивка. Только после того как танка была написана, ее снимали с пялец, обрезали лишние участки и обшивали обрамлением. Печатные танка зачастую вообще не раскрашивали, но обшивали обрамлением и использовали, как и другие изображения.

Символизм буддийской танки. Ни одна из существующих ныне религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как тибетский буддизм. Изобилие и разнообразие подлежащих почитанию изображений божеств и сакральных сюжетов кажется беспредельным, но при пристальном изучении обнаруживается, что пантеон строится по строгой, логически обоснованной иерархической схеме, а трактовка сюжета подчинена не менее продуманным художественным нормам и духовным законам. Икона или танка предназначалась для созерцания и воспринималась как опора для конкретной практики.

Цвет, форма, пространство, фактор времени в танке нерасторжимо связаны и обязательны. Низ символизирует прошлое, средняя часть, с центральным образом, символизирующим главный объект созерцания, соответствует настоящему времени, а верхняя часть отражает будущее. Однако следует отметить, что практически все произведения строятся по принципу одновременности. Этот факт знаменуется такой иконографической деталью, как три глаза Будды или идама, чье пробужденное сознание пребывает в трех временах одновременно (имманентный аспект), или за пределами всех трех (трансцендентный аспект).

Зрительное восприятие в буддизме считается основным источником чувственного познания. Неочищенное сознание, с клешами неведения, страсти, ненависти, гордости, зависти и другими, обладает "глазами" и его воспринимающая способность зависит от проявленности указанных свойств личности. Сущность божества всегда постоянна, меняется лишь уровень его восприятия, отражаемый в искусстве тремя основными видами изображения: спокойная форма (zhi-ba), гневная (hhro-bo) и свирепая (drag-po)".

В живописи тибетцы не использовали полутонов, и следствием являлось, с одной стороны, то, что при восприятии изображаемые объекты выглядели лишенными своих земных (сансарных) аналогов, а с другой - сами изображения погружали зрителя в некое идеальное состояние, где даже уродливые и отталкивающие вещи выглядели пустотными, не внушающими ложный страх. Мирные божества предстают перед нами словно сотканными из света пяти цветов, даже одного взгляда на такую танку достаточно, чтобы на какое-то время отрешиться от суеты бытия. Многоликие и многорукие - они внушают священное чувство благоговения перед бесконечным милосердием, обладающим силой и властью.

Изображения тантрийских гневных идамов и Охранителей полны неукротимой мощи, свирепости и чудовищной силы. Но все эти рогатые, искаженные морщинами гнева и гримасами ужаса лики, с вставшими дыбом волосами, с оскаленными пастями и высунутыми языками меж торчащих клыков, с кровью, сочащейся из связок срезанных голов и т.д. не производят тягостного впечатления. За налитыми кровью глазами и за мощью сжимающих оружие кистей рук просвечивает истинный смысл: здесь обнаруживается, что вся эта гневная сила направлена на зло, на наши несовершенства, на злобных мар. Здесь присутствует ощущение торжества света и истины над преходящими ужасами смерти и страдания.

Видео:


Год выпуска: 2004
Жанр: Документальный
Выпущено: Россия, ООО"Прана-М"
Режиссёр:Галина Кубарева
Качество: DVD-Rip
Видео: DivX, 1497 Кбит/с, 720x406
Аудио: MP3, 2 ch, 128 Кбит/с
Продолжительность: 00:47:41
Формат:avi
Размер:700 Мб

О фильме: Фильм рассказывает о тибетском искусстве создания подношений в виде торма и масляных скульптур. Масло, полученное из молока самки яка (дри), пожалуй, самый необычный материал для создания скульптур. Это один из немногих продуктов, имеющийся в достатке у жителей Страны Снегов. Суровый климат высокогорных районов Тибета научил тибетцев создавать рукотворные шедевры из подручных материалов.

Искусство масляной скульптуры очень тонкое, требующее невероятной усидчивости и терпения, качеств доступных порою лишь тибетским монахам. В ледяной воде из масла разных цветов они вылепливают элементы своих волшебных скульптур. Соединяя затем их в единое целое, мастера масляной скульптуры воссоздают удивительные по красоте мандалы, сюжеты из священных писаний, образы божеств и буддийских учителей. Всё это подносится просветлённым существам. Масло окрашивается в различные цвета натуральными красками, которые изготавливаются из измельчённых в порошок минералов.


Скачать c turbobit.net (700 Мб)
Скачать c depositfiles.com (700 Мб)
  • The Weel of Time sand mandala . Barry Bryant

    Книга содержит подробное описание подготовки ритуала Калачакры, включая точные разметки для рисования мандалы Калачакры. описание сопровождает большое количество изображений. Contains a detailed description of the preparation rituals before an initiation and exact measurements to draw the outlines of the Kalachakra mandala.

  • Tibetan murals (Тибетские фрески) . Chen Dan

    Книга рассказывает о тибетских фресках, которые украшают стены всех монастырей и храмов Тибета. В ней классифицируются виды фресок, основные школы, рассказывается о процессе создания фресок, о проблемах консервации и реставрации. Состоит из следующих разделов: фрески древнего государства Гугэ, монастыря Шалу, монастыря Дратанг, монастыря Палкор Чодэ, дворца Потала, других монастырей. Основную ценность книги представляют приведённые в ней иллюстрации.

  • Tibetan Thangka Painting. Methods & Materials . David P. & Janice A. Jackson

    This book presents, step-by-step, the techniques used to make a thangka, from the preparation of the canvas to the final application of the sacred syllables behind each completed figure.

    • Перейти в раздел Буддийская иконография библиотеки

Буддийская живопись ТХАНКИ


Тханки (танки или тхангка) это религиозные картины, прежде всего тибетской традиции, которая сложились, начиная с седьмого по двенадцатый век. Истоки буддийской тханки лежат в индийском религиозном искусстве, но непальский, китайский и кашмирский стиль также повлиял на его развитие. Тханка это живопись на специальном холсте, который обшит в шелковую парчу. Танка это больше, чем просто произведение искусства. Тханка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.
Тханки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения. Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Тханка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости. Тханки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.
Тханки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Тханки написанные красками делятся еще на пять категорий:
  • Тханки с разными цветами в фоновом режиме.
  • Тханки на золотом фоне.
  • Тханки на красном фоне.
  • Тханки на черном фоне.
  • Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.

    Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект.
    Купить тханку можно у нас в магазине в Москве, у нас есть тханки разных размеров, стилей, есть старинные тханки, а также изображения мандалы божеств.

  • Здравствуйте, уважаемые читатели!

    Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играетискусство в .Возникнув в VI-V столетиях до нашей эры, оно всегда отражало желание человека приблизиться к идеалу.

    В буддизме таким идеалом служит , причём адепты учения верят, что он есть в каждом человеке. По этой причине буддийское искусство с I века нашей эры изображает Будду, отрешённого от мирских привязанностей, в человеческом образе.

    В отличие от христианской и мусульманской религии, буддизм виртуозно представляет в зрительной форме понятия, которые являются высшей степенью абстракции.

    Танкография

    Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.

    Танка – это иконографическое изображение, которое используется для визуальной опоры в различных буддийских практиках.

    Выполняется оно обычно на различных видах ткани:

    • льняной,
    • хлопчатобумажной,
    • шёлковой.

    Первая танка, на которой изображено колесо сансары, родом из Индии.

    Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.

    Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.

    Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.

    После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.

    Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.

    Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.

    В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.

    Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.


    После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.

    Архитектура

    Характерной особенностью любого буддийского строения является гармоничное вписывание в окружающую природу, слияние с ней, создание условий для душевного покоя, умиротворения и медитации.

    Первыми архитектурными сооружениями в буддизме были . Они являются символом чистой природы ума и просветления.

    Как правило, ступы имеют:

    • квадратное или круглое основание,
    • полусферическую, колоколо- или башнеобразную среднюю часть,
    • шпилевидное навершие.

    Внешний вид ступы имеет сложный сакральный смысл и олицетворяет вертикальную модель мира и поэтапный путь к нирване.

    Самой большой ступой на Земле является Боробудур, что значит «много будд». Находится она на острове Ява.


    Ступа Боробудур

    Когда стали появляться буддийские монастыри, ступа, как правило, занимала центральное место монастырского комплекса и являлась объектом поклонения в нём.

    Монастырские постройки обносились забором. По плану, на главной оси в порядке перечисления должны были располагаться:

    • центральные южные ворота
    • ступа
    • главный храм
    • помещение для проповедей
    • северные хозяйственные ворота

    На остальной территории располагались колокольные башни, служебные помещения для монахов, библиотека.

    Так как многие храмы раньше высекались в скалах, расположение зданий могло меняться. Неизменным оставалось наличие тропинки, по которой следовало совершать ритуальное обхождение зданий по часовой стрелке.

    В оформлении буддийских строений широко использовались контрастные колоритные материалы:

    • золото
    • серебро,
    • красный и черный лак,
    • цветное стекло,
    • фарфор,
    • фольга,
    • перламутр,
    • драгоценные камни.


    Подробнее про храмовое искусство в буддизме можно почитать .

    Скульптура

    Обычно в главном зале храма на возвышении расположена статуя Будды или одного из бодхисаттв (святого, который смог достичь нирваны, но добровольно остался в сансаре, чтобы помогать другим людям разорвать её цепи).

    Возвышение, являющееся своеобразным алтарём, покоится на ступенях разной формы: квадратные символизируют землю, а круглые – небо.

    В стенах зала устроены ниши, где стоят статуи буддийских божеств. Также периметр помещения украшен фигурами бодхисаттв, декоративной лепниной и танка.

    Буддийская скульптура достигла своего расцвета в IV и V столетиях. К этому периоду относится изготовление бессчётного множества статуй Будды и других святых. Материалом служит:

    • золото,
    • бронза,
    • раскрашенное дерево,
    • слоновая кость,
    • камень.

    Размеры скульптурных шедевров варьируются от двух сантиметров до пятидесяти с лишним метров. Бывает и так, что буддийские строения сплошь состоят из скульптур, представляющих собой пирамиду, которая закрывает каркас здания.


    Буддизм, распространившись за пределы Индии, ассимилировал культурные особенности других стран.Поэтому часто в рельефных и скульптурных изображениях храмов и монастырских комплексов можно узнать божеств, принадлежащих более древним культам.

    Горловое пение монахов

    Говоря о буддийском искусстве, нельзя не отметить особую манеру чтения молитв – обертонное горловое пение.

    Истоки этой традиции находятся в тибетских монастырях, откуда она распространилась среди других народов монгольского и тюркского происхождения.

    Монахи использовали такое пение, чтобы призвать гневных божеств-покровителей. Буддисты считают, что обертонное горловое пение, похожее на рык, пришло от бога смерти Ямы.

    Таким звуком монахи наводят ужас на злых духов, он способствует очищению и исцелению.

    С точки зрения физиологии кратко это объясняется так: во время начитывания мантр горловым пением замедляется дыхание и все процессы в организме, происходит освобождение энергии, в итоге – состояние здоровья постепенно улучшается.


    В монастырской традиции есть несколько способов произнесения молитвы:

    • Дзо-ке – при помощи обертонного «рыка»;
    • Ран-ке – медленно, сосредоточенно;
    • Янг-ке – протяжно, громко;
    • Гью-ке – особая техника горлового пения, применяемая только в тантрических монастырях.

    Игра на музыкальных инструментах

    В буддийской традиции большая роль возложена и на музыкальные инструменты. Они используются:

    • во время богослужения,
    • при выполнении ритуалов,
    • в ходе религиозных процессий,
    • в мистериях Цам.

    В этих событиях могут быть задействованы около пятидесяти различных инструментов, бо̒льшая часть из которых ударные и духовые.

    Среди инструментов есть и диковинные. Например, в Китае обитателей монастырей сзывают на обед или молитву при помощи подвешенной деревянной рыбы. По ней бьют деревянной палкой.

    В Тибете раньше использовались короткие рожки̒ из человеческой кости. Существуют металлические трубы длиной до пяти метров. Их грозные звуки призваны привлечь внимание божеств к молящимся и устрашить противников их веры.


    Разнообразные колокола, барабаны и другие ударные инструменты могут проявлять магические свойства своими:

    • тембром,
    • элементами конструкции и декора,
    • ритмом,
    • отдельными звуками.

    Для классической буддийской музыки более характерно применение смычковых и лютневых инструментов. В их сопровождении исполняются героические эпосы разных народов и читаются сутры.

    Садовое искусство

    Не обошёл буддизм своим влиянием и садово-парковое искусство. Зародившись в Индии при храмах, оно распространилось в другие буддийские страны, впитав местный колорит и особенности.

    Буддисты очень трепетно относятся к природе, они считают, что красота, гармония изначально присутствуют в ней. Поэтому создавая парки, буддийские садовники стремятся не улучшить что-то в природе, а подчеркнуть на контрасте уже имеющуюся красоту.


    Большое значение придаётся синтезу архитектурных форм и природного окружения.

    Заключение

    Искусство буддизма – многогранное, утончённое и загадочное. Оно оказало большое влияние на культуру и традиции народов, приобщившихся к буддийскому учению.

    Друзья, на этом мы сегодня завершим свой рассказ!