На Первой Останкинской улице города Москвы раскинулся живописный дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века, построенный «русским Крезом» графом Николаем Шереметевым — одним из самых богатейших людей Российской империи.

Сегодня ансамбль известен как музей-заповедник «Останкино» и является частью старейшего Останкинского парка, территория которого после реконструкции 2014 года обрела не только свой первоначальный исторический облик, но и дополнилась современными велодорожками, крупнейшим в Европе скейт-парком, танцплощадкой, лодочной станцией, фонтанами, площадкой с тренажерами, конной трассой, парком скульптур, детскими игровыми площадками и кафе. По парку любят прогуливаться многочисленные туристы и жители столицы, тем более что с одной своей стороны он примыкает к Главному ботаническому саду РАН, а с другой к .

В 2013 году Останкинский музей закрылся на реконструкцию и с тех пор посетители в него не допускаются. Реконструкция эта была вынужденной: деревянное неотапливаемое здание не выдерживало больше нагрузки и могло разрушиться в любой момент.

Однако парк по-прежнему открыт для всех желающих. Да и сотрудники музея проводят однодневные выездные выставки и групповые занятия для взрослых и детей, в ходе которых они рассказывают об Останкино и других усадьбах, принадлежавших графам Шереметевым. Круг тем зависит от предпочтений группы: можно выбрать виртуальную экскурсию по дворцу, узнать об истории усадьбы и ее владельцах, послушать о крепостном театре – «Пантеоне искусств» Шереметевых, ознакомиться с удивительными коллекциями дворцово-паркового комплекса, в числе которых скульптуры, фарфор, часы и осветительные приборы конца XVIII века. Занятия сопровождаются показом многочисленных фотографий и видеорядом.

После завершения реконструкции (ориентировочно — 2020 год), музей-усадьба «Останкино» предстанет перед современниками во всей красе: с подземными выставочными залами, деревянным дворцом-театром с богатыми интерьерами, увеселительным садом и потрясающими оранжереями.

История усадьбы «Останкино»

Первые документальные упоминания об Останкино относятся к середине XVI века, тогда это была деревня Осташково и принадлежала она некоему Алексею Сатину. В 1584 году владельцем деревни стал дьяк Василий Щелкалов, который построил в деревне деревянную церковь и боярский дом, выкопал пруд и посадил дубово-кедровую рощу.

В Смутное время постройки Щелкалова сгорели, остались только пруд и остатки деревьев. В 1620 году Останкино перешло к князю Ивану Черкасскому, родственнику царя Михаила Романова. В 1642 году землю унаследовал племянник Ивана Черкасского Яков, который обустроил в Останкино охотничьи угодья. А в 1666 году Останкино стало собственностью Михаила Черкасского, сына Якова. Михаил приказал заново посадить кедровую рощу и отстроить новую каменную церковь.

После Михаила усадьба перешла к его сыну Алексею Черкасскому, и на нем цепочка наследования прервалась: в 1743 году дочка Алексея Варвара Черкасская вышла замуж за графа Петра Шереметева, и Останкино было отдано ее супругу в качестве приданого. Фельдмаршал Петр Шереметев и без того был богатым человеком, а после женитьбы на наследнице огромного состояния, стал еще богаче. В обществе его прозвали «русским Крезом», а позднее это прозвище перешло к его сыну Николаю Шереметеву, унаследовавшему состояние отца.

Петр Шереметев практически не уделял время поместью, так как был занят обустройством другой своей усадьбы в . Однако он использовал Останкино в качестве сельскохозяйственных и охотничьих угодий, поэтому в имении были построены оранжереи и теплицы, разбит парк и заложен Увеселительный сад. В теплицах выращивались овощи, которые затем поставлялись к графскому столу в Кусково.

В 1788 году Николай Шереметев стал самым завидным женихом в Москве, так как сделался владельцем несметных сокровищ, завещанных ему отцом. Однако граф о женитьбе в те годы не помышлял. Его любовью и музой был крепостной театр в Кусково, однако там ему не хватало простора для того, чтобы развернуть полет своих творческих фантазий. Поэтому в 1790 году он принял решение построить в Останкино большую летнюю резиденцию, главным звеном которой должен был стать настоящий «Пантеон искусств» — крепостной театр, в котором будут играть и петь лучшие артисты его труппы.

Для лучшей акустики Большой дом решено было построить из дерева. Строительство дома-театра шло с 1792 по 1797 годы. Театр, заложенный в нем, стал одним из лучших частных театров страны, однако просуществовал он недолго, дав всего 4 представления, а затем был заброшен Шереметевым.

Причиной такого попустительства стала тяжелая болезнь Прасковьи Жемчуговой, крепостной артистки и фаворитки графа, после которой она не смогла больше петь. В 1798 году Николай дал вольную девушке, а затем тайно с ней обвенчался в 1801 году. Их брак длился всего два года: после рождения сына Прасковья была отравлена кем-то из крепостных, хотя официальной причиной ее смерти была названа родовая горячка. Шереметев распустил труппу и в 1804 году театр перестал существовать.

Следующий этап в жизни Останкино начался в 1856 году, когда в Большом доме решил временно поселиться Александр II с членами своей семьи. В честь приезда царских особ дом-театр подвергся частичной перепланировке. Император прожил в усадьбе всего неделю, готовясь к церемонии своей коронации, но именно после его приезда Большой дом стал именоваться дворцом.

В 1918 году усадьба Останкино была национализирована и превратилась в государственный музей. В 1932 году на территории бывшей усадьбы был открыт Парк культуры и отдыха Феликса Дзержинского, в 1976 году ставший зоной отдыха ВДНХ. После развала СССР парк был переименован в Останкинский.

Достопримечательности усадьбы «Останкино»

Дворец-театр Шереметевых

Деревянный дворец-театр строился в течение пяти лет. Николай Шереметев хотел, чтобы он блистал красотой и роскошью и чтобы высокие гости, которых он планировал приглашать, восхищались не только «Пантеоном искусств», но и парадными покоями. Основным архитектором дворца стал итальянец Франческо Кампорези, который решил спроектировать дворец в П-образной форме.

В центре дворцового комплекса он построил театр, затем в разные стороны от него провел две проходные, соединявшие центр с боковыми Египетским и Итальянским павильонами. Актерский флигель и жилые помещения примкнули к павильонам. Крепостной театр по заказу Шереметева сделали трансформирующимся: театральный зал с легкостью превращался в танцевальный за счет разборного пола. Гримировочная комната артисток выходила сразу на сцену.

Кроме Кампорези, проектировщиками дома являлись известные придворные архитекторы Джакомо Кваренги, Иван Старов, Винченцо Бренна. Большой вклад в создание дворца внесли и крепостные графа: архитекторы Павел Аргунов и Алексей Миронов. В 1795 году была закончена отделка интерьеров, и театр дал свое первое феерическое представление.

Большая сцена, роскошный партер, великолепный бельэтаж действительно превратили театр в «Пантеон искусств». За счет построенного машинного отделения на сцене сверкали молнии, шли дожди, гремел гром – все, как в настоящей жизни. Такой эффект достигался за счет желоба, в который специально обученный крепостной сыпал горох или мелкие камешки, — они и создавали нужные звуки. Второе представление театр дал в честь приезда в усадьбу графа Станислава Потоцкого.

В 1796 году Шереметев решил продолжить строительство и добавить парадные залы, выстроенные в анфиладном порядке, к южной части дворца на втором этаже. Теперь по парадной лестнице можно было попасть в Малиновую прихожую, затем в изысканный Голубой зал – самый роскошный во всем дворце, после него в Пунцовую гостиную, в которой повесили огромный портрет императора Павла I.

Над новыми залами трудились лучшие крепостные резчики, искусные позолотчики и опытные столяры, которые создали настоящие царские интерьеры, сохранившиеся до наших дней. Парадные залы украсили хрустальные светильники, бра, навесные люстры, канделябры, торшеры, фигурные подсвечники для свечей и стенники – все осветительные приборы, существовавшие в стране в конце XVIII века. Еще одним элементом декора стали скульптуры, установленные по всему дворцу.

В ходе строительства фойе на первом этаже переделали в Эстампную галерею, а графскую ложу на втором – в Картинную. В итоге в обеих галереях разместилась богатая коллекция картин Шереметевых, которая уцелела до наших времен.

В 1797 году состоялось третье представление театра, которое готовилось в честь приезда в усадьбу Павла I, но император только осмотрел усадьбу и уехал. Четвертое и последнее представление было дано в честь приезда во дворец Станислава Понятовского и иностранных министров.

В 1820 году сын Николая и Прасковьи Шереметевых Дмитрий разобрал актерский флигель и жилые помещения, примыкавшие к дому, из-за их обветшалого состояния.

Накануне приезда императора Александра II театр превратился в зимний сад: разборный пол был уничтожен, а вместо него положили стационарный. «Пантеон искусств» потерял возможность трансформироваться и лишился нижнего машинного отделения. Ротонда дворца была оборудована в рабочий кабинет императора. И театр, и ротонда дошли в этом варианте реконструкции до наших дней.

Церковь Живоначальной Троицы

Строительство каменной церкви в стиле русского узорочья по прошению князя Черкасского началось в 1678 году. Ее архитектором был крепостной Павел Потехин. В 1683 году был освящен Тихвинский придел церкви, в 1691 году – придел Александра Свирского, а еще через год – придел Святой Троицы и завершен резной иконостас в стиле нарышкинского барокко. Впоследствии в храме были достроены галереи, крыльцо и колокольня с шатровым завершением. Для отделки и декора церкви использовались белый камень, красный кирпич, разноцветные полихромные изразцы, гирьки, ширинки, киотцы, балясины, кувшинчики, розетки и арочки.

В 1930 году церковь стала филиалом Антирелигиозного музея искусств, и службы в ней прекратились. В январе 1935 года она была включена в комплекс Останкинского музея и долгие годы в ней располагались служебные помещения. Службы в храме возобновились только в 1991 году.

За годы своего существования церковь неоднократно подвергалась реконструкции. Сегодня она представляет собой бесстолпный четырехгранный храм с тремя галереями и одинаковыми приделами, стоящий на высоком каменном цоколе. Главный иконостас состоит из восьми ярусов, на двух из которых представлены иконы XVII-XVIII веков.

Увеселительный сад

Увеселительный сад усадьбы был заложен графом Петром Шереметевым в 1754 году. В последующие годы шла активная посадка кленовых, липовых и еловых аллей, а в оранжереях выращивались декоративные растения. Кульминацией стала постройка в саду увеселительного павильона, в котором планировалось устраивать гуляния с танцами и маскарадами.

Когда Останкино унаследовал Николай Шереметев, он решил заняться не только строительством дворца-театра, но и обустройством Увеселительного сада. Главным садовником стал англичанин, имя которого не зафиксировано ни в одном из документов. Разбивку сада осуществляли Иоганн Манштатт, Петр Ракка и Карл Рейнерт. Парк включил в себя «английскую» пейзажную часть с прудами, беседками, павильонами, дорожками и регулярную «французскую» со скульптурами, вазами и статуями. В прудах было организовано катание на лодках. Основу парка составляли дубы, кедры, липы и вязы, которым сегодня насчитывается свыше 200 лет.

В 1795 году на искусственной насыпи, названной Парнасом, была построена очаровательная беседка «Миловзор», которая стала лучшим видовым местом усадьбы. В начале XX века утраченная беседка была воссоздана. Еще одним элементом дизайна увеселительного сада, сохранившимся до наших дней, стало берсо.

Где находится и как добраться

Усадьба «Останкино» находится по адресу: город Москва, 1-я Останкинская улица, дом 5.

Попасть сюда можно от станции метро «ВДНХ», сев на любой трамвай, следующий до остановки «Останкино». Либо сев на автобус № 85 или троллейбусы № 37 и № 9, следующие от этой же станции или станции метро «Алексеевская». Конечным пунктом назначения будет остановка «Улица Королева».

Как добраться до музея-усадьбы Останкино в Москве.
От станции метро «ВДНХ» на любом трамвае до конечной остановки «Останкино».
От станции метро «ВДНХ» или «Алексеевская» на троллейбусе №9, 37 или автобусе № 85 до остановки «Улица Королева».
Музей-усадьба Останкино в Москве при повышенной влажности воздуха (более 80%) не работает! Уточняйте о работе музея-усадьбы в день посещения по телефону.
Останкино – одна из усадеб в Москве семьи Шереметьевых, которые были одни из самых богатых людей России.
Усадьба Останкино в Москве это редчайшая жемчужина русских мастеров 18 века.

Сейчас Останкино это действующий музей-усадьба, где бережно хранится 11 коллекций с редкими экспонатами. Здесь собраны уникальные коллекции фарфора, изделий из стекла, созданные в 17-20 веках, коллекция скульптур, фамильное собрание картин и икон, принадлежащих семье Шереметьевых.


В музее-усадьбе Останкино в Москве сохранилось много подлинных интерьеров, мебели, хрустальных люстр.


Здесь можно увидеть частично сохранившиеся фрагменты бумажных французских обоев, которыми на момент открытия дворца в 1795 году были оклеены все залы.


Также в музее-усадьбе Останкино хранятся фотоотпечатки семейного архива графов Шереметьевых. Здесь регулярно проводятся выставки прославленных художников- акварелистов 19 века.


Часть усадьбы Останкино открыта для бесплатного посещения гостями и жителями Москвы. Любой желающий может прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу пруда. Другая часть усадьбы превращена в музей.


В музее-усадьбе Останкино можно увидеть следующие достопримечательности:
Дворец Шереметьевых, который был построен в конце 18 века.


Парадный двор.




Пейзажный и увеселительный парки.


Московский дворец Шереметьевых в Останкино уникален! Это почти единственное театральное здание 18 века в Москве, где сохранилась сцена, зрительный зал, гримерные комнаты.




Появлением театра в Останкино усадьба обязана графу Николаю Петровичу. Он был страстно увлечен театром и имел отличную труппу из крепостных актеров. Поэтому оставаясь в Москве в летней резиденции Останкино, граф наслаждался театральными представлениями.
Сейчас помещения театра открыты для посещения всеми желающими.

История музея- усадьбы Останкино в Москве.

Первые упоминания об усадьбе Останкино относятся к 1558 году. В то время Останкино принадлежала дьяку Василию Щелкалову – хранителю государственной печати. В конце 16 века в подмосковной деревне Останкино он построил боярский дом, посадил рощу и заложил деревянную церковь. Во время Смутного времени здание церкви было разрушено. В 1601 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Черкасскому, который восстановил усадьбу и церковь. Позднее в середине 17 века вместо деревянной церкви установили каменную, которая получила название Живоначальной Троицы в Останкино. К началу 18 века усадьба Останкино считается одной из красивейших усадеб Москвы. Графам Шереметьевым усадьба Останкино стала принадлежать после женитьбы Петра Борисовича на княгине Варваре Алексеевне Черкасской в 1743 года. Усадьба вошла в состав приданого невесты.
Граф вместе с молодой женой живет в усадьбе Кусково. Останкино он использует для хозяйственных целей, разбивает парк, перестраивает дом, строит теплицы и оранжереи. После смерти графа усадьбу Останкино наследует его сын Николай Петрович. При нем усадьба Останкино становится его летней резиденцией. Граф обустраивает помещение театра с уникальной для Москвы того времени театральной машинерией.
С 1918 года усадьба Останкино стала государственным музеем Москвы, где можно увидеть подлинные интерьеры 18 века.


В настоящее время в музее-усадьбе Останкино проходят музыкальные фестивали «Шереметьевские сезоны», которые стали популярными у жителей Москвы и Московской области.

Где находится музей-усадьба Останкино в Москве:

Как добраться до музея-усадьбы Останкино в Москве. От станции метро «ВДНХ» на любом трамвае до конечной остановки «Останкино». От станции метро «ВДНХ» или «Алексеевская» на троллейбусе №9, 37 или автобусе № 85 до остановки «Улица Королева». Музей-усадьба Останкино в Москве при повышенной влажности воздуха (более 80%) не работает! Уточняйте о работе музея-усадьбы в день посещения по телефону. Останкино - одна из усадеб в Москве семьи Шереметьевых, которые были одни из самых богатых людей России. Усадьба Останкино в Москве это редчайшая жемчужина русских мастеров 18 века. Сейчас Останкино это действующий музей-усадьба, где бережно хранится 11 коллекций с редкими экспонатами. Здесь собраны уникальные коллекции фарфора, изделий из стекла, созданные в 17-20 веках, коллекция скульптур, фамильное собрание картин и икон, принадлежащих семье Шереметьевых. В музее-усадьбе Останкино в Москве сохранилось много подлинных интерьеров, мебели, хрустальных люстр. Здесь можно увидеть частично сохранившиеся фрагменты бумажных французских обоев, которыми на момент открытия дворца в 1795 году были оклеены все залы. Также в музее-усадьбе Останкино хранятся фотоотпечатки семейного архива графов Шереметьевых. Здесь регулярно проводятся выставки прославленных художников- акварелистов 19 века. Часть усадьбы Останкино открыта для бесплатного посещения гостями и жителями Москвы. Любой желающий может прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу пруда. Другая часть усадьбы превращена в музей. В музее-усадьбе Останкино можно увидеть следующие достопримечательности: Дворец Шереметьевых, который был построен в конце 18 века. Парадный двор. Церковь Живоначальной Троицы в Останкино. Пейзажный и увеселительный парки. Московский дворец Шереметьевых в Останкино уникален! Это почти единственное театральное здание 18 века в Москве, где сохранилась сцена, зрительный зал, гримерные комнаты. Появлением театра в Останкино усадьба обязана графу Николаю Петровичу. Он был страстно увлечен театром и имел отличную труппу из крепостных актеров. Поэтому оставаясь в Москве в летней резиденции Останкино, граф наслаждался театральными представлениями. Сейчас помещения театра открыты для посещения всеми желающими. История музея- усадьбы Останкино в Москве. Первые упоминания об усадьбе Останкино относятся к 1558 году. В то время Останкино принадлежала дьяку Василию Щелкалову – хранителю государственной печати. В конце 16 века в подмосковной деревне Останкино он построил боярский дом, посадил рощу и заложил деревянную церковь. Во время Смутного времени здание церкви было разрушено. В 1601 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Черкасскому, который восстановил усадьбу и церковь. Позднее в середине 17 века вместо деревянной церкви установили каменную, которая получила название Живоначальной Троицы в Останкино. К началу 18 века усадьба Останкино считается одной из красивейших усадеб Москвы. Графам Шереметьевым усадьба Останкино стала принадлежать после женитьбы Петра Борисовича на княгине Варваре Алексеевне Черкасской в 1743 года. Усадьба вошла в состав приданого невесты. Граф вместе с молодой женой живет в усадьбе Кусково. Останкино он использует для хозяйственных целей, разбивает парк, перестраивает дом, строит теплицы и оранжереи. После смерти графа усадьбу Останкино наследует его сын Николай Петрович. При нем усадьба Останкино становится его летней резиденцией. Граф обустраивает помещение театра с уникальной для Москвы того времени театральной машинерией. С 1918 года усадьба Останкино стала государственным музеем Москвы, где можно увидеть подлинные интерьеры 18 века. В настоящее время в музее-усадьбе Останкино проходят музыкальные фестивали «Шереметьевские сезоны», которые стали популярными у жителей Москвы и…

, официальный сайт

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158
Ассоциация музыкальных музеев и коллекций (АММиК) - R1928

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Благотворительный фонд В. Потанина

Единиц хранения:
21905, из них 17254 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
"Дворец во Дворце". Москва, ГМЗ "Царицыно", 2014 г.
"Непревзойденный Веджвуд". Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2014 г.
"Сто лет праздников в подмосковной усадьбе. Кусково. Останкино. Архангельское. Люблино". Москва, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, 2014-15 гг.
"Палладио в России. От барокко до модернизма". Италия, Венеция, Музей Коррер, 2014 г., Москва, ГМЗ "Царицыно", 2015 г.

Выездные и обменные выставки:
"Страсти по бисеру" (первая четверть XVIII - начало XX вв.). Весь спектр работ из бисера эпохи его расцвета - от чехольчиков для наперстка до мебели. От 200 до 300 экспонатов. Требуются витрины
Французская гравюра XVII - XIX вв. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Жанровая и репродукционная гравюра ведущих французских мастеров. На выставку предоставляются 60 листов, во всем блеске представляющих изысканное искусство французского эстампа
Английская цветная гравюра XVII - XIX вв. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Великолепные цветные листы ведущих английских мастеров изысканного по технике, высочайшего по качеству исполнения и самобытного вида искусства. 40 экспонатов
"Джамбаттиста, Франческо и Лаура Пиранези. Шедевры мировой графики из собрания Московского музея-усадьбы Останкино". 40 редких листов из творческого наследия знаменитой художественной семьи - великого итальянского офортиста Джамбаттиста Пиранези, его сына Франческо и дочери Лауры
Архитектурный пейзаж в итальянской гравюре конца XVII - начала XIX вв. из собрания Музея-усадьбы Останкино. Шедевры графического искусства в жанре архитектурной ведуты, популярной как среди профессиональных художников и архитекторов, так и любителей искусств. 50 листов
Русский акварельный портрет XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Экспозиция включает такие известные имена, как П.Ф. Соколов, В.И. Гау, А.П. Рокштуль и др. 60 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский графический портрет I половины XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Камерные портреты, рисованные графическим и цветными карандашами, углем, пастелью, акварелью и гуашью. 50 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения самых известных мастеров русской миниатюры. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой
Западноевропейский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения известных мастеров портретной миниатюры XVIII-XIX. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой

В настоящее время усадьба на реконструкции.

Останкинская усадьба — красивейшее здание, окруженное многолетними дубами и липами, с прудами, сооруженными в XVII веке. Она принадлежала графу Петру Шереметьеву, именно он соорудил парк и большой бальный зал. Его наследник Николай Шереметьев увлекался театром, ему пришла мысль создать профессиональный домашний театр. Было решено расширить усадьбу, для этого был приглашен Итальянский архитектор Францеско Каспорези, именно он объединил в нем театр, Итальянский и Египетский павильоны и жилые помещения.

Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Граф хотел, чтобы театральный зал можно было использовать и как площадку для танцев. Именно использование дерева позволяло это сделать.

В 1795 году было проведено торжественное открытие театра и постановка драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». В театре была большая труппа, около 170 человек было задействовано в постановке драмы, комедий, оперы и балета. В театре Н. Шереметьева поставлены сотни опер, балетов и комедий. Одной из артисток была возлюбленная графа крепостная Полина Жемчугова. В 1801 году они тайно обвенчались. Театр просуществовал до 1804 года.

В 1856 году царь Александр II провел в Останкино неделю, создал на месте театра зимний сад, убрал машинное помещение и постелил полы. После революции 1917 года усадьба была объявлена национальным достоянием и в 1919 году открылась для посещения.


Деревянные конструкции покрыты армированной сеткой, на которую особым образом нанесен слой мраморной крошки. Получившаяся поверхность разрисована узорами удивительной красоты, интерьеры обставлены уникальной мебелью и великолепными светильниками.

На территории усадьбы растет старинная кедровая роща. Если приглядеться к зеленой сетке на фасаде одного из зданий, можно увидеть герб семьи Шереметьевых.

Режим работы:

  • открыт с 18 мая по 30 сентября;
  • вторник-воскресенье — с 11.00 до 19.00;
  • не работает во время дождя и при влажности свыше 80%.

Каждое третье воскресенье месяца вход в усадьбу бесплатный.

Несмотря на всю свою роскошь и великолепие, здание Останкинского дворца построено целиком из дерева. При этом дворец в Останкино совсем не похож на сельские усадьбы, и вполне мог бы занять достоянное место на самых красивых улицах Москвы.

Останкино. Планы первого и второго этажей дворца. Обмер И. Голосова

Лишь большие размеры здания, призванного вместить все то, что требуется для широкого барского быта, напоминают о том, что это сельское имение. Дворец был построен и декорирован в течение одного десятилетия, что придает ему необычайное единство и целостность. Проект его был разработан несколькими замечательными архитекторами, в числе которых были такие звезды как М. Казаков, Д. Кваренги, и Д. Жилярди. В центральной части дворца виден творческий гений М.Ф. Казакова, в боковых крыльях легко узнать манеру Кваренги, Жилярди же были сделаны незначительные дополнения уже после того, как дворец был закончен. В работе над проектом дворца также были привлечены и крепостные зодчие Шереметевых - А. Миронов, Г. Дикушин и А. Аргунов.

Казаков Матвей Фёдорович

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

Доменико Жилярди

По своей композиции Останкинский дворец выстроен в виде буквы П («покоем») с парадным двором, что очень традиционно для усадеб того времени. Боковые крылья соединены с центральным зданием одноэтажными галереями, подчеркивающими нарядное великолепие портика на центральной части дома. Возвышающийся над всем этим купол, придает всему зданию необычайную законченность и гармонию. Со стороны садового фасада здание выглядит не менее величественно. Этому способствует десятиколонная лоджия-портик, охватывающая весь второй этаж. Мраморный барельеф, завершающий звучный аккорд колонн, выполнен в греческом стиле. Под жарким солнцем юга мрамор давал бы резкие эффекты, темные тени еще резче выделялись бы на фоне блеска освещенных частей. В пасмурном же русском свете тени барельефа приобретают необычайно нежную гармонию, их легкие перламутрово-серые переливы замечательно сочетаются с сырым московским небом и блеклостью окружающей природы. Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты, которое объединяло всех мастеров конца 18 века.