Задание 1


Какое атмосферное оптическое явление описано в этих отрывках?


"Дремлет в поле Олегово храброе войско. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, чёрный ворон, поганый половец! Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указывает к Дону Великому. На другой день спозаранку кровавые зори свет предвещают, чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого! Тут копьям преломится, тут саблями пробиться о шеломы половецкие, на реке на Каяме, у Дона Великого!"

"Слово о полку Игореве"


Неизвестный летописец свидетельствует:
"В 7293 году (то есть в 1785-м. - прим. авт.) явилось знамение в именитом граде Ярославле, с утренних часов стоял... круг до полудня с тремя солнцы, и при сих к полудни явился второй круг, в нем крест с короною, и солнце мрачное, и под большим кругом явилось подобно радуге..."

Цель: Исследовать загадочные оптические явления
Задачи:
1. Изучить теоретические основы явления, аргументировано объяснить эти оптические явления.
2. Создать презентацию по данной теме на своём Googlе Диске. Критерии оценки презентации . Как создать Google презентацию смотрим на вкладке Инструкции. Открыть доступ для просмотра всем , у кого есть ссылка. (ссылку вствить в Таблицу достижений).


Информационные ресурсы:

Задание 2


О каком атмосферном оптическом явлении идёт речь?


Пасечник Рудый Панько из произведения Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» рассказывал:
«За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собрались дивится сему чуду:вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, болотный Сиваш. По левую руку была видна земля Галиченская».

Цель: Исследовать загадочное оптическое явление.
Задачи:

1. Изучить теоретические основы явления, аргументировано объяснить это оптическое явление.



Задание 3

Как неожиданно и ярко.
На влажной небе синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Ф.И.Тютчев

Конечно, ребята, вы догадались, какое явление описано в этих строках. Это - радуга.
Чем же можно объяснить это явление?

Цель: 1) Изучить природу этого удивительного атмосферного оптического явления, используя информационные ресурсы (см. ниже); 2) Ответить на вопросы по теории:

Julio Guerrero, штат Иллинойс, февраль 2016

Это гало можно было наблюдать в течение часа - примерно от 8 до 9 часов утра.
Такое гало образуется, когда солнечный свет преломляется в кристаллах льда, имеющих форму карандаша. Свет проходит через одну из боковых граней этих кристаллов и отклоняется на 22 градуса перед альтернативным выходом через другую боковую поверхность.


Гало может быть разным: это и радужные полосы, и пятна, и дуги, и круги на небосводе. И это такое же атмосферное оптическое явление, как радуга или северное сияние. Его природа – в преломлении света в кристаллах льда или капельках воды.

В отличие от воды ледяные кристаллы бывают разной формы и могут летать разными способами: парить, вращаться, медленно падать и т. д. Вот почему летняя радуга располагается всегда в одном месте на небе, а зимние гало – в разных, разнообразие их видов составляет около сотни.

Зимой, при установившейся морозной погоде, появление гало предвещает снижение морозов, потепление в связи со снижением и уплотнением облаков и выпадение осадков обложного характера: дождя, снега или мокрого снега.


Рерих. Поход князя Игоря.

С гало связаны также различные суеверия. Дуги и световые столбы далекие предки называли огненными мечами ангелов. Историки находят в архивах массу свидетельств наблюдения гало.

Князь Игорь

Как только князь Игорь с войском выступил 1 мая 1185 г., произошло солнечное затмение. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов его прикрыло». Но гордые князья не повернули коней. Первое сражение с половцами было победным. А затем бились еще три дня. Превосходящие по численности половцы начали одолевать русских. И тут четыре солнца появились на небе. «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца... Быть грому великому...» Дух воинов упал, войско русское все полегло, а Игорь был взят в плен.


Иван Грозный

Рассказ о том, как великий князь московский воспринял увиденное на небе: «...Дрожащей рукой царь Иван отодвинул занавес. Испуганными глазами взглянул на небо. Лицо его перекосилось от ужаса: на небе, в темной вышине застыло крестообразное небесное знамение ...
Опираясь на посох, вышел царь на Красное крыльцо наблюдать дивное видение, о котором только что сказала ему царица.
Долго молча смотрел он на небо, усеянное густой звездной россыпью, и на этот таинственный крест, смутно проступавший в небесной глубине, и вдруг, зашатавшись от слабости... прошептал:
– Вот знамение моей смерти. Вот оно...»


Наполеон

После падения Наполеона во Франции наблюдали, как над солнцем появилось светлое пятно , напоминавшее многим треугольную шляпу императора. И люди расценили это как знак его возвращения из ссылки, с острова Святой Елены.

Слово о полках князя Игоря, которые шли к Христу, а пришли к Богу.

Другаго дни велми рано
кровавыя зори светъ поведаютъ;
чръныя тучя с моря идутъ,
хотятъ прикрыти 4 солнца,
а въ нихъ трепещуть синии млънии.

Что это за 4 солнца?

До сих пор это никому разгадать не удалось, хотя думают, что разгадали.

При этом у тех, кто считал эти солнца, есть только две версии.

Основная версия ученых историков основана на Ипатьевской летописи.

Там сказано, что князей при Игоре было трое: Всеволод-брат, Владимир

Игорьевич-сын и Святослав Ольгович, племянник Игоря и Всеволода из Рыльска.

Плюс сам князь Игорь получилось четыре, вот они то и считаются этой солнечной

четверкой.

Вторая версия так себе, физическая и более современная, мол, это такой очень

редкий эффект, когда на Небе Солнце и еще четыре его отражения рядом же.

При этом чтобы из пяти получить четыре, они говорят, что одно отражение(пятое)

находится за горизонтом.

По-моему, они сами за горизонтом здравого смысла из блохи голенище кроят.

Солнце встает быстро, и эта версия сразу лопнет, если пятое отражение Солнца

появится до того, как тучи прикроют Солнце в их воображаемых фантазиях.

И потом здесь нет поэзии и логики, а в отгадке есть.

Бог Слово написал об этом очень поэтично.

То же самое и с первой версией.

Я уже говорил, что сначала появилось Слово о полку и Карамзин его прочёл, а уже

затем появилась Ипатьевская летопись, которую он сам и "нашел" и в которой Гзак

и Кончак это половецкие ханы, а это задница и конец-смех Христов над половцами и

этими учеными, более похожими на деревянных солдат Урфин-Джюса.

Вот в этой летописи ученые и откопали четвертое Солнце-Святослава Ольговича,

которого нет у Христа и которого и вовсе не было.

Кто такой «Святослав Ольгович» по истории урфин-джюсов?

«Сын Олега Святославича Новгород-Северского»

А кто такой «Олег Святославич» по истории урфин-джюсов,-старший брат Игоря

Святославича Новгород-Северского.

Но дело в том, что у Христа в Слове –Игорь Святославич и Всеволод Святославич это

дети Святослава Грозного в Слове, который жив и находится на Киевском троне.

А этого братка, Святослава Ольговича, хотят им приделать совсем от другого

«папаши».

При этом настоящего их отца, Святослава Грозного, считают их дядей, фу ты, запутаешься в их буреломе, двоюродным братом

он считается, кажется.

И всё это против очевидной истины и против Христа, который неоднократно называет

Игоря и Всеволода сыновьями Святослава Грозного, а его их отцом.

Не говоря уже о том, что ни в Ипатьевской, ни у этих ученых нет Самого Христа-

Поэтому и пишут.

Черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.

Для него и так всё ясно.

Заболоцкий.

Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.
Чтоб четыре солнца не сверкали,
Освещая Игореву рать

Четыре Солнца это у него четыре шатра.

Про само Солнце он забыл.

Янка Купала

Хмары чорныя йдуць з мора.
Сонцы два прыкрыці хочуць,
Як дзве ясныя заранкі,
А во ў хмарах гэных чорных
Ззяюць сінія маланкі.

Солнца всего два и две хмары.

Евтушенко

Тучи движутся,
черные,
безмолвные,
и трепещут в тучах
синие молнии.

Тучи не безмолвные, потому что это не только тучи.

Что на самом деле?

чръныя тучя с моря идутъ-

это идут тучи на Небе со стороны Днепра, который Христос называет

морем, потому что Днепр в этом месте широк, как море.

И эти же черные тучи это- половцы, которые идут от туда же.

хотятъ прикрыти 4 солнца-

Тучи на Небе хотят прикрыть Солнце на Небе, а тучи половцев, оставшиеся 3 Солнца.

Князь Игорь, князь Всеволод, князь Владимир Игорьевич.

Кроме всего прочего, у князей шлемы будут сверкать на Солнце, потому что обиты

орнаментом из позолоченной меди.

Потом в поэме появятся и два месяца.

Темно бо бе въ 3 день:
два солнца померкоста,
оба багряная стлъпа погасоста
и съ ними молодая месяца,
Олегъ и Святъславъ

Теперь два Солнца это-Христос и князь Игорь, они в крови.

Христос на Кресте, Игорь раненый в плену.

Слово «Стлъпа»-центральное для произведения, по количеству слов до него и после,

что конечно, Христос сделал не случайно.

Христос на Кресте-это Центральное Событие для всего человечества.

Молодые месяцы Олег и Святослав-это малые детки Игоря, которые в бою участия не

принимали.

А нам принять надо, чтобы повоевать на стороне Христа!

КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Первые строки «Слова о полку Игореве» начинаются со слов Бояна:

…Ибо Боян вещий,

если хотел кому песнь воспеть,

то растекался мыслию по древу,

серым волком по земле,

сизым орлом под облаками

В «Слове…» очень много сравнений с различными птицами и зверями. Русские войны - соколы; половцы - вороны, галки, выводок пардусов. Всеслав Полоцкий неоднократно сравнивается с волком, Ярославна - с кукушкой, Игорь - с соколом, горностаем, волком. Всеволод, брат Игоря, носит прозвище «буй тур». Святослав Киевский сам себя сравнивает с перелинявшим соколом. Гзак бежит серым волком. Храбрые дружины Рюрика и Давыда «рыкают, как раненые туры», Роман летит на подвид подобно парящему соколу и т.д. Эти сравнения из области животного мира очень характерны для народной поэзии.

Сюжетное же повествование начинается с описания пророческого затмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления:

…Тогда Игорь взглянул

на светлое солнце

и увидел воинов своих тьмою прикрытых…

и после обращения к Бояну и речи Всеволода:

…Князь вступил в золотое стремя

И поехал по чистому полю

Солнце тьмою дорогу ему заступило

Ночь громовыми стонами птиц пробудила,

Свист звериный поднялся.

Див кличет с вершины древа,

Велит послушать - земле незнаемой,

И Поморию, и Посулию,

И Сурожу, и Корсунию,

И тебе, тмутороканский болван.

Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной стороны - радость, а с другой - печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.

Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю - «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса - все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.

Сюжетное повествование продолжается описанием ночи накануне битвы русских и половцев:

…Долго ночь меркнет.

Заря свет уронила,

Мгла поля покрыла.

Щекот соловьиный уснул,

Говор галок пробудился.

«…Долго ночь меркнет…» Войско Игоря ожидало сражения на следующее утро и провело тревожную ночь. Автор «Слова…» верно подметил, что бессонная ночь накануне решающего дня всегда кажется томительной и долгой. После этих слов описывается, как постепенно спустилась ночь, а затем утро. Этим повествовательным описанием того, как наступала ночь, а затем утро, передается ощущение длительности ночи. Русские войны не спали и могли наблюдать смену ночных явлений - от вечерних до утренних:

…Щекот соловьиный уснул, говор галок пробудился.

Соловей - ночная птица, галка - дневная. Здесь, следовательно, образно говорится о том, что ночь сменилась утром. Интересно подобраны в этом месте метафоры. О соловьином щекоте говорится, что он «уснул», а о «говоре» галок - что он «пробудился»: речь ведь идет о смене ночи и утра, именно об этом и напоминают метафоры.

Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.

На другой день спозаранок

Кровавые зори свет возвещают;

Черные тучи идут,

Хотят прикрыть четыре солнца,

А в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому,

Пойти дождю стрелами с Дона великого!

Тут копьям изломиться,

Тут саблям побиться

О шлемы половецкие

На реке Каяле,

У Дона великого!

Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он уже справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его страх еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.

Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не только вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.

Природа сочувствует и сопереживает русским войскам:

Никнет трава от жалости,

А дерево с горем к земле приклонилось…

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей…

Тоска разлилась по Русской земле;

Печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предшествующий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, к примеру: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.

И в другой день полосой кровавой

Повещают день кровавой зори…

Идут тучи темные от моря,

Тьмой затмить желают четыре солнца…

Синие в них молнии трепещут…

Грому быть, великому быть грому!

Лить дождю калеными стрелами!

Поломаться копьям о кольчуги,

Потупиться саблям о шеломы,

О шеломы половчан поганых!

(Перевод Майкова А.)

Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью различается пейзаж «Слова о полку Игореве», постоянно конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, темные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, останки над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, схожим этому он уже справился, означает, управится и со вторым. С другой стороны, его ужас еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора совсем принципиально направить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые чувства: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, сумрачные цвета. Это помогает сделать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Смерть уже грозит войску Игоря.

Описывая надвигающуюся грозу, автор указывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи темные желают затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не лишь вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.

Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла биться с великими половцами и пала в бою. А Игорь был захвачен в плен.

совсем другой представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и удовлетворённое возвращение.

И прыснуло море в полуночи.

Смерчи нагнали мглу.

Погасли вечерние зори.

Застучала земля, зашумела травка,

Половецкие вежи задвигались.

В этом эпизоде автор не рисует столь красочной картины, как, к примеру, в солнечном затмении либо грозе. Ему принципиально поведать о действиях природы, её помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель употребляет разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала», «зашумела», «задвигались». То есть, природа охраняет Игоря от половцев.

И произнёс Донец:

«Здравствуй, Игорь-князь.

Много тебе - славы,

российской земле - веселья,

А Кончаку - досады».

И ответил реке беглец:

О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

травку подстилал зеленоватую

На собственных серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленоватого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не лишь он выручил Русскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом необыкновенную роль.

В этом пейзаже автор употребляет огромное количество прилагательных, чтоб выделить всю красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах», «теплою мглою», «тенью зеленоватого дерева» и т.Д. Писатель ведает о её помощи князю, благодарит её за это. Тут описываются деяния природы, благодарится за них.

Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об угрозы. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленоватую постель на собственных серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», - по словам Д.С. Лихачева.

То есть всё вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун, птицы, звери - все помогает Игорю возвратиться домой.

А где Игорь проедет,

там вороны не каркают,

там сороки стихают,

там галки молчат.

лишь поползни ползают.

лишь дятлы стучат -

путь к реке кажут.

Да радостные песни

соловьи распевают,

свет-зарю возвещают.

солнце светит на небесах -

Игорь князь в российской земле.

В этом эпизоде мы ощущаем веселье, удовлетворенность, торжество. На Русскую землю возвратилось счастье, удовлетворенность. Автор подчеркивает это сменой символики: вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. То есть, все нехорошее исчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.

Таким образом, анализ картин природы показал, что природа живая и она событийна, она участвует в жизни отдельных героев. Природа на стороне русского народа. Она сопереживает ему и поддерживает его. Эти отношения похожи на отношения между матерью и ребенком. Природа, как мать, предостерегает русский народ, сопереживает ему.

Укажите время создания «Слова о полку Игореве».

Ответ:

Ответ:

ВЗ

Какое историческое событие лежит в основе сюжета «Слова о полку Игореве»?

Ответ:

Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?

Ответ:

Чем окончился первый бой русских с половцами?

Ответ:

Кто из героев произведения «смутный сон видел в Киеве на горах»?

Ответ:

К какому жанру, тесно связанному с устной народной поэзией, относится приведенный фрагмент литературного памятника?
Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!

Ответ:

Какой художественный троп использует Автор в данном фрагменте?
Не сороки во поле стрекочут,
Не вороны кличут у Донца –
Кони половецкие топочут,
Гзак с Кончаком ищут беглеца.

(Перевод Заболоцкого)

Ответ:

Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора, встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «чистое поле», «серые волки», «острые мечи», «синее море», «чёрный ворон», «красные девы» и другие?

Ответ:

Назовите художественный троп, основанный на уподоблении одних предметов или явлений другим, который использует Автор в данном фрагменте.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Ответ:

Под каким названием известен лирический фрагмент, включённый Автором в эпическое повествование о воинском походе?

Ответ:

Текст 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Гзак бежит серым волком,

а Кончак ему путь указывает к Дону великому.

На другой день спозаранок

кровавые зори свет возвещают;

черные тучи с моря идут,

хотят прикрыть четыре солнца,

а в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому,

Тут копьям изломиться,

тут саблям побиться

о шлемы половецкие

на реке на Каяле,

у Дона великого! О Русская земля! уже ты за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона,

и от моря, и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлеными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Стоишь ты в самом бою,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными!

Куда, тур, поскачешь,

своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шлемы аварские

тобою, ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве», перевод Д. С.Лихачева)

В1. Какое из двух сражений - первое, увенчавшееся победой русичей, или второе, закончившееся поражением войска Игоря, - изображено в данном фрагменте?

В2. Назовите героя «Слова...», произнесшего речь о разобщенности русских князей, опасность которой подтвердил поход князя Игоря.

В3. Какая риторическая фигура, неоднократно встречающаяся во фрагменте текста, использована автором для усиления эмоционального восприятия?

Пойти дождю стрелами с Дона великого!

О Русская земля! уже ты за холмом!

В4. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создает художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут...», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает...»?

В5. Назовите художественный прием, позволивший автору «Слова о полку Игорсве» наделять явления природы или неодушевленные предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги говорят» и т.д.

В6. Укажите название средства художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком...».

В7. Как называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове о полку Игореве»: «сабли каленые», «мечи булатные»?

С2. В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте.)

Образ Ярославны.

Русская литература славится образами прекрасных женщин. Это и Татьяна Ларина, и Маша Миронова, и Наташа Ростова. Но первой в этом перечне я бы поставила образ Ярославны, героини произведения «Слово о полку Игореве».

Бедная женщина плачет на городской стене, не зная, что случилось с любимым в далеких краях, хочет обернуться кукушкой, полететь к реке скорби Каяле, отыскать там могучее тело мужа и омыть его кровавые раны.

На второй день, рано утром, Ярославна вновь на стене крепости. Плача, она с отчаянием обращается к ветру, упрекая в том, что он « в ковылях на век развеял» ее веселье.

На третье утро княгиня молодая, рыдая на городской стене, обращается к могучему Днепру, просит его сохранить мужа « на дальней стороне», «чтобы жив вернулся он» в родной дом.

На следующий день она адресует свои рыдания всесильному Солнцу. Печаль женщины настолько сильна, что она упрекает светило в том, что оно «войско князя удалое жаркими лучами обожгло». Кажется, нет уже веры в спасение любимого.

Но это не так! Русская женщина всегда отличалась верой и стойкостью. Так и Ярославна уверена, что ее обращения к силам природы не будут напрасными. Не случайно вторая глава третьей части произведения начинается с описания того, как силы природы и «сам Господь» помогают князю Игорю.

Таким образом, Ярославна, верная и преданная, любящая и страдающая, на века стала символом всех русских женщин.

Образ автора в "Слове о полку Игореве" «Слово о полку Игореве», на мой взгляд, можно назвать самым ярким произведением, поскольку в нем поднимаются самые острые вопросы нравственности и морали, тем самым утверждается мысль о бесценности этого памятника древнерусской литературы. Автор «Слова…» обеспокоен политической раздробленностью страны, когда каждое княжество существует словно само по себе. И именно к решению этой проблемы призывает он. Автор, по моему мнению, не только рассказывает о походе Игоря на половцев, но и дает собственную оценку данным событиям. Этот человек очень любит родную землю, и именно эта любовь заставляет его говорить о единстве Руси. Ему очень больно осознавать, что вместо того, чтобы поддерживать друг друга, князья враждуют между собой: Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же» И стали князья про малое «Это великое» говорить, И сами на себя крамолу ковать. Автор произведения не может принять такое отношение князей к действительности и прекрасно понимает, что такая жизненная позиция может привести к краху. Нет никаких сомнений, что человек, написавший это произведение–настоящий патриот. Для него Родина не только русская природа, города, но и, конечно же, народ, занимающийся мирным трудом. Автор призывает князей к прекращению междоусобиц: Ярослава все внуки и Всеслава, Склоните стяги свои, Вложите в ножны свои мечи поврежденные, Ибо лишились вы славы дедов. Именно эти слова, по моему, являются ключевыми для понимания смысла всего произведения. Автор «Слова…» как никто другой понимает важность объединения русских княжеств в единое целое, сильное и несгибаемое государство. Меня часто волнует вопрос, так кто же он –автор «Слова о полку Игореве»? Он мог быть монахом, ибо в те времена именно монахи были людьми образованными. А может быть, он один из приближенных Игоря? Отсюда и точность в описаниях, и детальность в изображении сражений. Автором также мог бы стать какой-либо государственный деятель, прекрасно знающий истинное положение дел в русском государстве… Но, вчитываясь в произведение, я убеждаюсь в сотый раз, что этот человек был в первую очередь патриотом, любящим родную землю.

Образ русской земли.

Свой призыв к единению автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли - центральный в «Слове», он очерчен автором легко и свободно. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь «стана не знаема», синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина… а из городов - Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… - вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях:
Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова», охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава…
Такой же грандиозностью отличался пейзаж «Слова», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами «кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…»
Для автора «Слова» Русь - это не только «земля» в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа о гибели Игоревой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира». Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А также автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту:
Образ Русской земли - существенная часть «Слова» как призыва к ее защите от внешних врагов. Постоянным лейтмотивом звучат слова: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Игоревой, и напоминание, патриотический призыв беречь родную землю.
«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно стройное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению основной мысли - объединение Руси. Автор гениально раскрыл причину поражения отважных князей Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедших на объединившихся половцев «за славой», но открывших ворота врагам на Русь:

ОБРАЗ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

В этом произведении большое место выделено для описания предзнаменований природы.

В самом начале похода Игорь взглянул на солнце - его не было. Воинов Игоря покрывала темнота: тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: «оно тьмою воинов его прикрыло». По вычислениям метеорологов, действительно в 1185 г. было солнечное затмение, но не над этим местом. Войско Игоря покрывала лишь тень затмения. Это не испугало воинов. Если бы они были в полосе затмения, поход бы не состоялся. За Игорем не пошли бы воины.

Игорь выступает в поход, и снова солнце закрывает ему путь темнотой, проснулись звери и птицы: «Солнце ему тьмою путь заграждало, ночь стонами грозы птиц пробудила, свист звериный поднялся...»

Войско Игоря терпит поражение, и поражению русичей сочувствует природа: «Никнет трава от жалости, а древо с тоской к земле приклонилось».

Когда Игорь попал в плен, его жена Ярославна просит о защите Игоря силы природы, она молит их о помощи: «Возлелей, господин, моего ладу ко мне». Она просит солнце, Днепр и другие стихии приютить, спасти и сохранить Игоря. Еще она просит помочь ему бежать из плена.

Как бы по просьбе Ярославны Игорь бежит из плена, а бог указывает ему путь через природные приметы: «Прыснуло море к полуночи, идут смерчи тучами».

Во время разговора с рекой Донцом птицы берегут Игоря от разных опасностей: «Ты стерег его гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах».

За Игорем скачет погоня, но природа, птицы не помогают Кончаку и Гзаку: «Тогда вороны не граяли, галки примолкли, сороки не стрекотали...»

Игорь возвращается на родину, солнце светло и радо: «Солнце светится на небе...» Природа все время сочувствует русским и предупреждает их все время об опасности. Природа дает им понять, что их поход обречен на неудачу.

Я думаю, рассказчик специально уделяет такое место описанию предзнаменований. По-моему, без них не было бы такого впечатления от чтения текста. Не было бы ощущения, что все против похода Игоря, но в конце концов все рады его возвращению.

Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведёт свои войска в поход, обречённый на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: “Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование”.

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой - показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. Не случайно и в портрете Долохова соединены контрастные черты: “прекрасные” и “наглые” глаза.

Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

1. В основе произведения:

А) историческая реальность; Б) художественный вымысел; В) фантастика.

2 . Известно, что город, в котором историк граф А.И. Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве», - это:

А) Москва; Б) Ярославль; В) Петербург.

3. Фраза «свои вещие персты на живые струны воскладал» содержит:

А) аллегорию; Б) антитезу; В) метафору.

4 . Произведение относится:

А) к эпосу; Б) к лироэпосу; В) к лирике.

5 . Называя Бояна вещим, автор подчеркивает его:

А) мудрость и прозорливость; Б) информированность; В) известность.

6. Поход князя Игоря – это:

А) политически и исторически важное событие;

Б) заурядное, ничего не решающее событие; В) одно из событий XII века.

7. Пафос произведения:

А) лирический; Б) патриотический; В) героический.

8. Князь Игорь перед походом говорит, что хочет «копье преломить на границе поля половецкого». Эта фраза означает:

А) начать битву с половцами; Б) оставить врагов без оружия; В)Отстоять границы родины.

9. Значение «смутного» сна Святослава:

А) он предупреждает Святослава о поражении войск Игоря;

Б) все детали сна предупреждают Святослава о скорой его болезни;

В) сон предвосхищает радостные события.

10 . Две битвы войска князя Игоря представлены автором по принципу:

А) антитезы; Б) аллегории; В) сравнения.

11. В предложении: «А Игорь-князь … вскочил на б о р з о г о коня и соскочил с него с е р ы м волком» - автор использовал:

А) эпитеты; Б) постоянные эпитеты; В) оксюморон.

12 . В предложении: «Встала обида в войсках Даждьбожа внука, вступила девой на Землю Трояню, восплескала крылами на синем море у Дона…» - упоминается славянский бог, который был:

А) воплощением солнца; Б) покровителем и родоначальником славян;

В) верховным богом славян.

13 . В строках:

Долго ночь меркнет.

Заря снег уронила… -

А) к аллегории; Б) к сравнению; В) к олицетворению.

14. Идейный центр произведения:

А) плач Ярославны; Б) «золотое» слово Святослава;

В) две битвы дружины князя Игоря.

15. Главная тема произведения:

А) единение и укрепление границ Руси; Б) ответственность за совершаемые деяния;

В) мужество и героизм русских воинов.

16 . Композиция «Слова о полку Игореве»:

А) трехчастная; Б) двухчастная; В) четырехчастная.

Тест по «Слову о полку Игореве»

1.Слово..» написано

А) 12 в Б) 11 в В) 16 в Г)17в

2. «Слово..» посвящено

А)походу против Турции

Б)походу против половцев

В)походу против Франции

Г)походу против кочевников

3.Главная тема произведения

А)единение перед лицом внешней опасности

Б)героизм князей

В)героизм Игоря

Г)патриотизм народа

4.Главный герой «Слова..»

А)Игорь Б)Святослав В)Князья Г)Русь

5.Поход Игоря состоялся

А) в конце апреля - начале мая 1185 г

Б) в конце апреля - начале мая 1285 г

В)в мае 1185

Г)В мае 1655

6.В каком веке открыто «Слово..» А.И. Мусиным-Пушкиным

А)15 Б)14 В)18 Г) 19

7. Сколько частей в «Слове..»

А)3 Б)4 В)2 Г)5

Предварительный просмотр:

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Жуковский Василий Андреевич - поэт, в отношении которого можно многократно повторять слово «первооткрыватель». Он первым в русской литературе воспел природу как полноправный и неисчерпаемый, самодостаточный предмет лирики, сумев уловить и передать мимолетные ее изменения и движения; первым рассказал о великой силе и трагедии возвышенной неразделенной любви, о страданиях разлученных, об отчаянии забвения; первым решительно обновил жанровую систему русской лирики, подняв на недосягаемую высоту жанры элегии, послания, баллады; затем убедил, что истинная поэзия уникальна, неповторима не только в содержании, но и в форме, назвав шедевр своей лирики - стихотворение «Невыразимое» - «отрывком».

Не случайно В.Г. Белинский назвал Жуковского «Колумбом, открывшим России Америку романтизма».

Жизненный путь Жуковского не был однозначен и прямолинеен. Образованнейший человек, знаток нескольких иностранных языков, он начал свой творческий путь как переводчик, познакомивший русскую публику с античной, западноевропейской и восточной поэзией. Переводы его были поистине самобытны. Отстаивая право переводчика на творческую самостоятельность, он утверждал: «Переводчик в прозе есть раб, в стихах - соперник».

Поэтому большинство его произведений, хотя и имеют в своей основе какие-либо произведения западноевропейской или античной поэзии, могут быть рассмотрены как оригинальные авторские произведения.

ЭЛЕГИИ и БАЛЛАДЫ

(Вечер. Воспоминание. Море. Людмила. Светлана. Лесной царь ).

Первый период творчества Жуковского исследователями часто называется «элегическим», так как основным жанром его лирики становится элегия. Элегия как жанр зародилась еще в древней Греции и первоначально была связана с надгробными причитаниями и плачами. Русский поэт 18 века Д.Сумароков назвал элегию «плачевной музы глас». Впоследствии элегия приобрела жанровые признаки произведения грустного, философского содержания, в котором поэт размышляет о вечных ценностях жизни, о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Как правило, такие размышления рождаются на лоне природы, бесконечной, таинственной, живущей самостоятельной жизнью, постоянно обновляющейся. Чаще всего поэт выбирает такое время года и суток, когда эта изменяемость и загадочность видны особенно отчетливо - это осень, весна, вечер, ночь.

Все эти особенности ярко проявляются в элегии Жуковского « Вечер » (1806).

Элегия начинается с лирического, эмоционального описания природы, в котором уже проявляются типические черты поэтики Жуковского - выразительные, точные, неповторимые эпитеты (художественные определения), метафоры (скрытые сравнения, перенос особенностей одного явления на другое по сходству), олицетворения, наделяющие умением мыслить и чувствовать неодушевленные предметы и явления природы. Например: дремлющая природа, пленительный закат, колеблющийся град, златые стада, «сладко в тишине у брега струй плесканье» - эпитеты; «К протекшим дням лечу воспоминаньем», «тащиться суждено до бездны гробовой» - метафоры, «последний луч зари на башне умирает», «рощи спят», «лик луны» - олицетворения.

Ритмика элегии - наличие риторических обращений, вопросов и восклицаний - тоже способствует передаче нюансов душевного состояния лирического героя. Благодаря такому приему особенно явственно ощущается слияние поэта с природой, благотворное погружение в нее, рождающее мысли о вечном:

Ручей, виящийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием ты катишься в реку!

Приди, о муза благодатна!

Поэт сосредоточен на природе, поэтому замечает ее беспрестанное движение даже там, где на первый взгляд все может показаться застывшим и статичным. Динамика природы передается через глаголы несовершенного вида, создающие впечатление того, что состояние природы меняется на наших глазах:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Вниманию, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный...

Чуть слышно над ручьем колышется тростник;

Глас петела вдали уснувши будит селы...

От созерцания природы поэт переходит к грустным раздумьям о быстротечности жизни: «О дней моих весна, как быстро скрылась ты / С твоим блаженством и страданьем!» . Поэт тоскует о том, что ему уже никогда «не зреть соединенья» друзей, так радовавших его в молодости. Он чувствует свое одиночество:

Лишенный спутников, влача сомнений груз,

Разочарованный душою,

Тащиться осужден до бездны гробовой...

Но бесконечность и обновляемость мира природы рождают в душе поэта светлые чувства, изгоняя уныние, и поэт, «лиру соглася с свирелью пастухов», поет «Светила возрожденье». Если в начале стихотворения «последний луч зари на башне умирает» и земля погружается в сон под зыбким и печальным светом луны ущербной, то в конце стихотворения ночь постепенно перетекает в утро. Жизнь продолжается. Но все же основной настрой стихотворения - печальный, элегический, но печаль эта сладостна для сердца поэта: Пусть всяк идет вослед судьбе своей, Но в сердце любит незабвенных.

Элегия «Воспоминание» связана с личной драмой Жуковского, беззаветно любившего свою племянницу и ученицу Машу Протасову, умершую совсем молодой. Эта элегия, как и многие другие произведения Жуковского, положена на музыку и стала известным романсом. В ней говорится о сладостной боли воспоминаний, которая значительней и глубже, чем отупение беспамятства:

Несчастие - об вас воспоминание!

Но более несчастье - вас забыть!

О, будь же грусть заменой упованья!

Отрада нам - о счастье слезы лить! (1816)

Элегия « Море » (1822) приветствует не гармонию покоя, а гармонию движения, борьбы стихий и борьбы страстей, чувств. Море наполнено тревожной думой, в нем есть глубокая тайна, динамика противоположностей:

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты,

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?..

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым. Мечта недостижима и ирреальна. Такова концепция мира поэта-романтика.

Наибольшую известность Жуковскому принесли его баллады. Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-либо необычный случай; многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями, часто с трагической, мистической развязкой.

Баллада хотя и появилась в русской литературе до Жуковского, например, баллада Карамзина «Раиса», но ранние русские баллады в целом прошли незамеченными, потому что в них не было лиризма, одушевившего баллады Жуковского. Романтическое начало баллад Жуковского проявляется в тяготении к народной фантастике, экзотике, тематике средневековья, поэзии «тайн и ужасов». Главное даже не в фантастике, а в понимании душевной жизни как сложного комплекса, имеющего и земной, и мистический смысл.

За 25 лет (1808-1833) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла - всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы. Романтическое двоемирие предстает в образах дьявольского и божественного начал. Борьба за душу человеческую, за ее спасение от погибели - основная коллизия баллад Жуковского. Поэта особенно волновали проблемы личной ответственности героя, его умение самому делать выбор, принимать решение.

1-я баллада Жуковского - « Людмила » (1808), по мотивам баллады немецкого поэта-романтика Бюргера «Ленора». Бюргер основывает сюжет своей баллады на материале немецкого Средневековья, а Жуковский переносит действие в Россию. Баллада написана в 1808 году и опубликована в «Вестнике Европы». Жуковский впервые поставил перед собой цель создания русской баллады по западноевропейскому образцу. В ней широко используются приемы русского фольклора: («ждет-пождет Людмила»); постоянные эпитеты («ветер буйный», «борзый конь»), народная песенная традиция («к персям очи преклонив / тихо в терем свой идет»). В живых образах и картинах раскрыт неведомый ранее русской читающей публике мир романтически настроенной личности, устремленной в неведомое. В ней затрагивается тема любви и смерти. Героиня не верит в вечную силу любви и жаждет смерти не в надежде на сладкий час соединения влюбленных, а в полной безнадежности:

Милый друг, всему конец.

Что прошло - невозвратимо,

Небо к нам неумолимо .

Неверие в загробную встречу с любимым привело героиню к тому, что они соединяются не в вечной жизни, а в вечной смерти, в холодном гробу:

Расступись, моя могила,

Гроб, откройся, полно жить!

Дважды сердцу не любить!

Нам постель - темна могила,

Завес - саван гробовой.

Сладко спать в земле сырой!

Героиня изменила романтическому миропониманию. «Верь тому, что сердце скажет», - призывал Жуковский. - «Сердце верить отказалось», - в отчаянии признается Людмила. Людмила пожелала смерти и получила ее. Однако смысл баллады не сводится к религиозно-моральной идее. Романтизм «Людмилы» заключается, по словам Белинского, не только в содержании, но и в «фантастическом колорите красок, которыми оживлена местами эта по-детски простодушная легенда». Одно из самых впечатляющих мест баллады - это встреча Людмилы со своим мертвым женихом. В отличие от первоисточника, изобилующего натуралистическими картинами (безглазый череп, кожа, слезающая с костей), в «Людмиле» данный эпизод описан в мистико-романтических тонах, не столь антиэстетически (мутный взор, впалые ланиты; саваном обвит). Погибший жених находится под властью скорее демонических, нежели божественных сил.

В 1813 году в «Вестнике Европы» Жуковский напечатал новую балладу на тот же сюжет - «Светлану» - самую известную из всех его баллад, и в то же время больше, чем другие, отходящую от канонов жанра.

Сюжет заключен в рамки крещенского гадания девушек, которое обещает рассказать об их будущем. Исчезает одно из важных свойств романтической баллады - немотивированность мистики, чудес. В «Светлане» сверхъестественные события объяснены сном героини во время гадания. Да и соединение героев происходит не в сырой могиле, а в храме, куда привозит Светлану ее жених. Жених-мертвец в «Светлане» имеет христианский облик: «на лбу венец, в ногах икона, затворены очи». На грудь жениху Светланы вспорхнул голубок. Голубь - символ мира и жизни, недаром он спасает Светлану от смерти. Угрожающее Светлане соединение с мертвецом оказалось лишь мрачным сновидением под влиянием гадания, и, проснувшись, Светлана возвращается в привычную обстановку, а действие приходит к благополучной развязке: появляется живой и по-прежнему любящий жених. Светлана, в отличие от Людмилы, не возроптала на судьбу и за это вознаграждена, обрела счастье. Она просит Бога вернуть ей любимого, и ее просьба выполнена.

Поэт, в сущности, отказывается от балладной фантастики, от таинственного и ужасного, не боясь ввести в балладу даже элемент шутки, хотя это противоречило жанровой традиции.

Баллада явилась свадебным подарком Жуковского племяннице Александре Протасовой, младшей сестре Маши, и к внежанровым ее особенностям относится и послесловие-посвящение:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье - лживый сон,

Счастье - пробужденье.

Особое место среди баллад Жуковского занимает «Лесной царь», (1818) вольный перевод одноименной баллады Гете. Очень глубокий и тонкий анализ оригинала и перевода дала М. Цветаева в исследовании «Два «Лесных царя». Она приходит к выводу: «Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя... Два «Лесных царя». Две вариации на одну тему, два видения одной вещи... »

В структуре баллады есть и общее, и отличительное от других баллад Жуковского. Общее в мистике и недосказанности, в мотивах загробного мира. Важным сюжетным элементом, связывающим перечисленные выше баллады, является скачка в неизвестность. Как правило, действие происходит поздним вечером, произведения заканчиваются трагически. Отличие «Лесного царя» от других баллад Жуковского - в предельном лаконизме и недосказанности, в отсутствии любовной интриги, всем понятной трагедии разлученных влюбленных. Поэт как бы останавливается перед непостижимой тайной бытия, жизни и смерти.

Невыразимое

В 1819 году Жуковский пишет стихотворение « Невыразимое », в котором он, как и большинство поэтов, пытается дать ответ на вопрос о том, зачем нужна поэзия, в чем ее смысл. Стихотворение отличается изысканностью содержания и формы, точностью в определении сложнейших философских и эстетических категорий. Начинается стихотворение с гимна красоте и многообразию окружающего мира. Описать адекватно этот мир - сложная, но выполнимая задача для талантливого поэта: «Есть слова для их блестящей красоты». Но это не является конечной целью искусства и его истинной целью. Высшей целью искусства является передача тайной, глубинной красоты Вселенной, которая свидетельствует о гармонии мира в целом, то есть о присутствии «Создателя в созданьи», Бога в каждой крупице бытия. Но задача эта трудна, почти невыполнима. Это так же трудно, как «Прекрасное в полете удержать... ненареченному... названье дать».

Хотя это и невозможно, истинный художник не может не стремиться к совершенству, не может не стремиться постичь «присутствие создателя в создании»: «Горе душа бежит...»

Привлекает внимание и жанровая дефиниция этого произведения - «отрывок». Это свидетельствует о творческой раскрепощенности поэта и о его своеобразном бунтарстве по отношению к сложившимся (и не без его активного участия) к этому периоду жанровым формам. Поэт не подчиняется никаким жанровым и стилистическим ограничениям, передавая поток своих мыслей и чувств, расширяя границы художественной выразительности.