В век высоких технологий умственные способности человека являются базовым фундаментом для жизненного успеха. Умение быстро запоминать и воспроизводить информацию, эрудированность, компетентность – все эти признаки относятся к понятию «интеллект». Давайте разберемся, что подразумевается под данным термином, а также узнаем как развить интеллект.

Суть понятия

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.

Все они могут быть классифицированы по трем показателям:

  1. содержание (мыслительная работа человека);
  2. операции (способ переработки информации);
  3. результат.

Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого. Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже.

Зарядка для ума

Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.

Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.

Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.

А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:

  • Настольные игры

Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет , задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.

Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.

  • Головоломки

Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.

Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей. Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия.

  • Изоискусство

Здесь наиболее четко прослеживается взаимосвязь интеллекта и изобразительной креативности. Пока человек занимается творчеством, мозг активно работает и может найти решения для очень важных задач. Это еще называют озарением или инсайтом.

Дело в том, что при рисовании и лепке индивид впадает в легкое трансовое состояние, отрешается от обыденности. Это и помогает задействовать бессознательные импульсы, которые отвечают за гениальные идеи.

Умение рисовать и лепить в этом смысле не имеет никакого значения. Главное – отдаться творческому процессу. Можно просто рисовать пятна и линии, раскрашивать картинку под приятную мелодию.

  • Иностранные языки

Как развить интеллект с помощью изучения иностранных языков, понятно всем. Чем больше знаний, тем обширнее поле для их применения. Здесь важно не количество, а качество.

Человек должен испытывать интерес к изучаемому языку и самой культуре данной страны, находить созвучия слов, сочинять стихи, песни на этом языке. Вот это и задействует связку «интеллект и креативность».

  • Чтение

Книги для развития интеллекта – незаменимый помощник. Через чтение человек не только узнает новое, но и погружается в необычные миры, знакомится с секретами науки, постигает новые культуры. Как развивать интеллект в процессе чтения, ведь это обычное человеческое занятие?

Здесь важен правильный подбор книг. Как уже было описано выше, читать надо вдумчиво и с удовольствием. Если книга неинтересна, не стоит себя насиловать. Такое чтение не принесет радости, а значит пойдет впустую.

  • Разрыв шаблона

Человек, жизнь которого подчиняется четкому распорядку, часто действует по инерции. Работа и существование на автомате не дают индивиду даже задуматься о том, как повысить интеллект, и надо ли это вообще делать. К сожалению, большинство людей живут именно так.

Важно найти в себе силы, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Начинать обычно надо с малого. Например, изменить маршрут до работы. Вечером в течение часа прогуливаться в парке. В выходные делать то, чего раньше не делали. Вместо домашних дел съездить в детский дом или в соседний город. Разрыв шаблона позволяет по-другому посмотреть на мир, актуализирует мыслительную деятельность.

В данной статье даны лишь некоторые способы того, как повысить интеллект. В этом процессе самое важное понять, как изменится жизнь, когда интеллектуальный уровень станет выше. Что тогда произойдет с внутренним миром, семьей, как изменится достаток, взаимоотношения с окружающими? Если картинка позитивная, значит – это верный путь развития.

Связь интеллекта с психическими процессами

Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:

  • Мышление

Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.

Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.

  • Память

Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.

  • Внимание

Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.

  • Креативность

Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.

Основные показатели интеллекта

Психологи выделили четыре ключевых характеристики интеллекта:

  1. Глубина ума – способность докапываться до сути явлений и событий.
  2. Пытливость – любознательность, стремление узнавать новое.
  3. Гибкость и подвижность – умение действовать нестандартно, обходить барьеры, преодолевать трудности.
  4. Логичность – способность обосновывать свою точку зрения, грамотно излагать материал.

Эрудиция и интеллект

Развитие интеллекта тесно связано с таким понятием, как эрудиция. Разберемся, что это такое?

Эрудиция – это совокупность глубоких знаний в какой-либо области науки или жизнедеятельности.

Эрудиты обладают пытливым умом, всегда ищут новую информацию на интересующую их тему. Интеллектуальный же человек не останавливается на одной сфере, он развивается во всевозможных направлениях. Грань между этими понятиями довольно зыбкая. Эрудит может также интересоваться сразу несколькими сферами, но, например, в общении быть профаном.

Важно усвоить следующее: чтобы повысить свой интеллектуальный уровень нужно стремиться стать эрудированным человеком в какой-либо области.

Как повысить эрудицию обычному человеку? Лучший способ – чтение тематических книг. Причем чрезвычайно важно именно качество чтения. Оно должно быть вдумчивым, осмысленным. Человек должен выписывать или отмечать понравившиеся или спорные фразы, вопросы, искать на них ответ.

После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом. В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект.

О методиках, которые не просто передают знания, а делают это в живой игровой форме

Все родители хотят гордиться своим ребенком, видеть его успешным и интересным человеком. В современном мире это невозможно без развитой эрудиции: нужно обладать большим объемом знаний в самых разных областях. Но как вырастить ребенка действительно умным и при этом коммуникабельным, всесторонне развитым, не усаживая его за учебники на круглые сутки? С этим вопросом мы обратились к руководителю школы развития эрудиции у детей «Эврика» Рустаму Назипову.

Назипов Рустам Салаватович — руководитель Школы развития эрудиции у детей «Эврика»

«ВОЛШЕБНЫЕ» СПОСОБЫ ЗАПОМНИТЬ ЗА ОДНО ЗАНЯТИЕ 30 СТРАН

Рустам Салаватович, что дает эрудиция современным детям?

— Надо понимать, что эрудиция — это не просто объем знаний в памяти. Это основа для коммуникабельности, лидерских качеств и стратегического мышления. Во-первых, эрудированному ребенку проще находить друзей: всегда приятно общаться с интересным человеком, который может поддержать разговор на любую тему. Эрудированному ребенку проще учиться в школе и вузе: он положительно выделяется на фоне других детей, его замечают преподаватели. В дальнейшем ему проще работать и вести бизнес: зная больше, можно существенно опережать конкурентов. Представьте, что ваш ребенок знает страны, столицы, флаги всех государств, по первым нотам угадывает произведения классиков, знаком с работами известных художников, понимает, как устроены различные интересные вещи — от гироскутера до космического корабля, — а также знает всех исторических деятелей разных стран мира, основные события, даты и так далее. Как вы считаете, поможет это ребенку в будущем?

С какими трудностями можно столкнуться, повышая уровень эрудиции у ребенка?

— Самое главное — не превратить ребенка в заучку и ботаника. Для этого нужно использовать методики, которые не просто передают знания, а делают это в живой игровой форме. Именно такую задачу я ставил сотрудникам своего НИИ при разработке программ для Школы развития эрудиции. И нам это удалось: занятия не надоедают детям — напротив, очень нравятся. Ребята максимально вовлечены в процесс, совсем не устают и периодически замечают, что каким-то «волшебным» образом, не напрягаясь, за одно занятие запомнили, например, столицы 30 стран. И все это благодаря эффективным техникам обучения.

ПОЛНОЦЕННАЯ ШКОЛА ПО РАЗВИТИЮ ЭРУДИЦИИ

— Вы сказали, что разработкой занимался НИИ. Что это за институт?

— Кроме прочего, я являюсь руководителем научно-исследовательского института «Эврика», который уже почти два года занимается разработкой методик эффективного обучения. Изначально мы создавали методики по развитию памяти, внимания, логики и других навыков, подготовили и издали более 30 книг для самостоятельной работы. Чуть позже, исходя из запросов читателей, решили открыть полноценную школу по развитию эрудиции, которая работает как раз по этим методикам.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия в школе.

— Перед тем как записаться на занятие, ребенок вместе с мамой или папой, бабушкой или дедушкой проходит собеседование. Методист определяет текущий уровень ребенка, мотивацию, цели. На основе этой информации педагог принимает решение, действительно ли наше обучение подойдет ребенку. Если да, то мы подбираем для него группу по возрасту и уровню, а также удобный график. Занятия проходят два раза в неделю, каждое посвящено определенной теме. Помимо основных занятий, мы периодически проводим интеллектуальные игры между группами. Это позволяет детям обрести уверенность в себе и завести новых друзей.

Эрудиция - что это? Само слово пришло в русский и некоторые другие языки из латыни и означает просвещенность, обученность, начитанность и острый ум. Эрудированный человек имеет глубокое и широкое знание общеобразовательных предметов, он способен мыслить критически и логически, а также владеет в полном объеме спецификой своего рода деятельности. Например, эрудированный правовед знает закон глубоко и основательно, он имеет обширные знания касательно социально-исторического контекста закона, он также в курсе законов других культур. Эрудиция в литературном произведении включает в себя знания и выводы, охватывающие множество различных сфер.

«С точки зрения банальной эрудиции...»

Вырванное из контекста выражение стало довольно популярным и было призвано высмеять чрезмерную перегруженность заумными словами научной терминологии в ряде текстов. Когда именно появилась фраза, никто точно ответить не может. С уверенностью можно сказать только то, что этому забавному выражению не один десяток лет. С концовкой это предложение выглядит следующим образом: «С точки зрения банальной эрудиции, далеко не любой индивидуум в силах игнорировать тенденции парадоксальных абстракций».

Повторение этой фразы в быстром темпе может стать отличным упражнением для тех, кто хотел бы попрактиковаться в ораторском искусстве и улучшить свои риторические навыки. Если заменить сложные научные термины в предложении, то можно совершенно ясно увидеть смысл всего выражения, а именно: «Некоторые люди могут увидеть смысл в несуществующих и нематериальных вещах».

Таким образом, слово «эрудиция» не имеет особой смысловой нагрузки. Здесь оказался важным не смысл, а форма. Первая часть выражения может служить отличным началом при ответе на любой вопрос.

Общая эрудиция

Эрудицией называется уровень обученности и объем познания, а также высокое качество интеллекта и достаточно широкий кругозор. Не любой образованный человек может быть эрудитом, однако любой эрудит должен быть образованным. Высокий уровень эрудиции подразумевает определенный запас знаний, необходимый для его профпригодности. При не должны быть ограничены познаниями исключительно в одном виде деятельности, эрудит - это разносторонне развитая личность, имеющая глубокие познания во многих других сферах жизнедеятельности.

Эрудиция - что это и как ее повысить?

Важным моментом является самообразование и умение находить необходимую информацию, а не только впитывать то, чему учат в вузах и других учебных заведениях.

Абсолютная эрудиция - что это? Говоря простыми словами, это наивысшая форма знания, недостижимый идеал, к которому все же стоит стремиться. Каким образом можно повысить свой уровень эрудированности?

Во-первых, не стоит ограничивать себя познаниями только в одной конкретной области знаний: расширяя свой кругозор, мы заставляем мозг работать интенсивнее, тем самым увеличивая уровень интеллекта.

Во-вторых, полезными рекомендациями будут чтение хорошей литературы и серьезных изданий, а не желтой прессы, посещение всевозможных научных выставок и культурных мероприятий. Во время путешествий стоит не только наслаждаться местными пейзажами, но и интересоваться историей и мифологией посещаемой страны.

Просветление приходит от понимания

Чтобы стать эрудированным человеком, нужно постоянно, в идеале в течение всей жизни, работать над собой. Нужно больше читать и тренировать свой мозг, повышая интеллектуальный уровень.

Так все же, эрудиция - что это? При ответе на вопрос важно понимать, что просветление достигается не только обучением, но и пониманием изученного.

Инструкция

Обратите внимание на то, что вы читаете. Одно дело – читать статьи из интернета и бульварные романы, и совсем другое дело – читать серьезную художественную литературу. Серьезной литературу можно назвать тогда, когда она на философии, и истории, расширяет познания читателя и написана хорошим языком. Дополнительный плюс данных состоит в том, что оно благоприятно отразится на правильности вашей устной и письменной речи, а также на умении и ясно излагать свои мысли.

Изучайте научную литературу. Вникайте в то, что вы читаете. Книги, которые помогают понять окружающий мир, развивают интуицию, любознательность и желание узнать еще больше. При чтении научной литературы стимулируются одновременно интерес к собственным интеллектуальным способностям и к окружающему физическому миру.

Изучайте не только мир вокруг себя, но и также свой внутренний мир. Философия – человека. Читайте классические книги по философии, больше размышляйте и анализируйте. Если после прочтения той или иной книги вы заметили, что вас сильно заинтересовал какой-либо аспект, напишите эссе на эту тему.

Делитесь полученными знаниями. Дискуссии способствуют умению делать критические выводы, опираясь на факты, а также развивают память и дедуктивную логику. Разумеется, ваш собеседник должен иметь четкое представление о теме разговора.

Старайтесь не ограничиваться узким кругом интересов. Широкий горизонт в интеллектуальном плане и дополнительные знания, охватывающие много различных областей, свидетельствуют о высоком интеллектуальном и духовном развитии личности. Чаще тренируйте свой ум. Изучайте , сочиняйте стихи, слушайте классику.

Помните, что если вы узнали о чем-то новом для вас, это не , что вы стали умнее. Заведите привычку обдумывать новую информацию. Найдите применение знаниям и идеям в реальной жизни, делитесь впечатлениями с другими людьми, прислушивайтесь к тому, о чем вам говорят окружающие. Проводите свое время с пользой. Узнавайте последние , играйте в настольные игры, принимайте участие в обсуждениях. Вы почувствуете себя более осведомленным и уверенным человеком. Стремление к самосовершенствованию обязательно раскроет перед вами новые горизонты.

Умного человека в обыденной речи могут называть и «интеллектуалом» и «эрудитом». Создается впечатление, что эрудиция и интеллект – синонимы. Между тем, эти понятия различаются между собой по смыслу.

Понятие интеллекта ближе всего к понятию мышления. Если мышление – это сам процесс переработки информации мозгом, то интеллект – способность к такой мыслительной работе. Говоря об уровне интеллекта того или иного человека, имеют в виду развитость его мышления.

Понятие эрудиции характеризует уровень и широту познаний человека, тот набор информации, который он смог усвоить в течение своей жизни.

Если сравнить человеческую психику с компьютером, эрудицию можно уподобить файлам, содержащим информацию, а интеллект – операционной системе. Наличие одного далеко не всегда предполагает другое. Например, беспризорник, не имеющий даже базовых знаний из школьной программы, может демонстрировать фантастические интеллектуальные способности, изобретая способы воровства.

Что важнее

Обаяние эрудиции так велико, что его не всегда удается избежать даже великим ученым. Знаменитый изобретатель Томас Эдисон предлагал людям, желающим работать у него, особый тест, составленный им самим. Чтобы пройти тест, надо было обладать весьма широкой эрудицией, ведь он включал вопросы из области географии («Где протекает река Волга»), физики («Кто открыл рентгеновское излучение»), истории («Кто такой Леонид») и даже литературы («Как начинается «Энеида»). Справлялись с задачей и получали работу лишь 35% претендентов.

Человека, обладающего столь широкими познаниями, называют «ходячей библиотекой». Сравнение весьма меткое, ведь в библиотеке книги стоят на полке и ждут, когда кто-нибудь их прочитает. До этого момента все, что в них написано, остается «мертвым грузом». В таком же положении находится информация в памяти эрудита, не отличающегося высоким интеллектом.

Соотношение интеллекта и эрудиции

Мышлению, чтобы оно могло функционировать, необходима информация, которую можно освоить и переработать, поэтому интеллект всегда «голоден» – всегда ищет новых знаний. Развитие интеллекта тянет за собой повышение уровня эрудиции.

Эрудиция же, основанная на пассивном «механическом» запоминании фактов, может обойтись и без развитого интеллекта, поэтому развитие его она не стимулирует.

Об этом необходимо помнить родителям, которые стремятся «заложить» в ребенка как можно больше информации. Пока ребенок маленький, его «энциклопедические познания» будут позволять хвастаться перед знакомыми, но в дальнейшем не помогут ни в школьном обучении, ни в жизни.

Давать ребенку знания нужно, но пополнение информационного багажа должно сопровождаться играми и занятиями, направленными на развитие мышления. Эрудицию же человек с развитым интеллектом расширит и углубит самостоятельно.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.