Поэтому продолжаем знакомится с другими разновидностями шестиструнных. Сегодня вы подробно изучите устройство электрогитары и ее основные компоненты. Если вы только собираетесь приобрести электрогитару, то тогда этот пост для вас.

Давайте знакомится!

Визуально, да и конструктивно электрогитара все же имеет некоторые сходства с акустической гитарой, но как бы эти сходства их не объединяли – это все же два принципиально разных типа инструментов. Различия мы можем наблюдать, как и в самой конструкции, так и в способе получения звука. Для акустики достаточно резонаторного отверстия в ее корпусе, чтобы мы могли ее услышать, а вот для электрогитары нужен совсем иной подход – получение звука через ряд устройств путем передачи его от звукоснимателей на усиливающее устройство и последующий вывод на акустические системы. Конечно, вы можете попробовать играть на ней без подключения, но вряд ли вы будете это делать, потому что не для этого вы ее покупали или собираетесь купить.

Ну что ж, с этим вроде как разобрались! Раз уж вы такой себе ярый фанат гитарной музыки, то несомненно электрогитара станет вам хорошим помощником в творчестве, возможно, что на долгие годы. Разновидностей электрогитар на сегодняшний день довольно много, но различия в их устройстве не большие, это может быть, например, тип крепления грифа к корпусу гитары, тип струнодержателя, тип анкерного стержня (1 анкер, 2 анкера) или же тип установленных звукоснимателей, т.е. отличия лишь в некоторых деталях. Раз уж разговор пошел о деталях, то тогда давайте посмотрим из чего состоит электрогитара.

Устройство электрогитары

На рисунки ниже изображена цельнокорпуская электрогитара Fender Stratocaster — пожалуй, самый популярный инструмент за всю историю рок-музыки. Для многих музыкантов это идеал формы и неповторимое звучание. Ну а теперь детальнее о конструкции. Электрогитара состоит из:

  1. Корпус
  2. Пикгард
  3. Звукосниматели
  4. Переключатель
  5. Регуляторы громкости и тембра
  6. Бридж
  7. Разъем для кабеля
  8. Пуговицы (стреплоки)
  9. Накладка
  10. Метки (точки)
  11. Верхний порожек
  12. Голова грифа
  13. Колки
  14. Струны
  15. Гайка анкера
  16. Крепление грифа
  17. Крышка темброблока

На примере этой гитары показано общее устройство электрогитары, а цифрами обозначены основные ее части. Две главные составляющие любой электрогитары – корпус, а также гриф.

Корпус электрогитары

Очень сильно отличается от акустической гитары и может быть как цельным, так и полым внутри (разновидности полуакустических гитар) или же склеен из нескольких кусков дерева (чаще всего одной ). Но здесь есть один нюанс – чем больше кусков в его составе, тем звук гитары будет хуже из-за того, что в местах склейки будут теряться все резонирующие свойства самого дерева. Исключением будет лишь композит из разных пород древесины. Электрогитары с таким корпусом имеют агрессивный и резкий звук, на них в основном играют тяжелую музыку.

У полых корпусов звучание совсем иное – более насыщенное, но быстро угасает. Такие гитары лучше всего подходят для исполнения музыки в стиле джаз, кантри или блюз. К его недостаткам можно отнести то, что может появиться скрипящий звук во время громкой игры. Качество и порода дерева оказывают на звук большое влияние в гитарах с полым корпусом нежели в цельнокорпусных. А вот относительно формы и дизайна корпуса электрогитар, в отличие от акустических, можно сказать следующее – эти параметры на звучании инструмента сказываются незначительно.

Сверху корпус в некоторых гитарах покрывается топом – это такая специальная накладка, которая изготавливается из другого дерева и чаще всего служит декоративным элементом, нежели функциональным. А вот на гитарах типа Fender Stratocacter устанавливается пластиковая накладка. На ней расположены: звукосниматели типа «сингл», а на других гитарах могут быть и «хамбакеры»; переключатель звукоснимателей, который позволяй включать датчики по отдельности или одновременно; регуляторы громкости и тембра, с помощью которых можно регулировать уровень на выходе звукоснимателей, а также изменять тембр высоких и (или) низких частот.

Для крепления струн, на корпусе расположен бридж (еще его называют «машинка»), который может быть как с тремоло системой (VintageTremolo на картинке или Floyd Rose), так и без нее (Tune-o-Matic или Hardtail). А вот для подключения электрогитары к усилителю, на корпусе специально установлен разъем типа «джек» (Jack TRS ¼”), к которому подключается штекер, расположенный на конце инструментального кабеля. Для удержания гитары на весу с помощью ремня с двух сторон расположены специальные стальные пуговицы, иногда устанавливают так называемые стреплоки (ременные замки). Ок, с корпусом мы разобрались, а теперь давайте посмотрим как устроен…

Гриф электрогитары

По своему устройству эта часть электрухи также заметно отличается от акустической. В чем эти отличия? – спросите вы. Во-первых это длинна и радиус накладки, во вторых – голова грифа может быть самых различных форм, у акустических гитар это редкое явление. Накладка грифа наклеивается сверху на основной корпус грифа и чаще всего изготавливается из палисандра или же из черного дерева. Это та часть, к которой вы прижимаете пальцы во время игры. На накладке расположены металлические порожки, которые делят гриф по всей длине на лады и позволяют изменять тональность струн и соответственно брать разные , а также еще есть метки/точки между этими порожками, уточняющие и обозначающие для удобства 3, 5, 7, 9 и последующие лады.

В начале грифа, т.е. вверху, установлен верхний порожек, а сразу после него идет голова грифа, на платформе которой расположены механические колки, предназначенные для натяжения и фиксации металлических струн и, самое главное – это гайка для регулировки анкерного стрежня, который предохраняет гриф от деформации из-за нагрузки натяжения струн. На данном примере гитары Fender Stratocacter, гриф не вклеенный и крепится к корпусу при помощи 4-х болтов. Крышка на обратной стороне гитары закрывает всю механику бриджа, а также электрическую часть.

Вот такое вот оно устройство электрогитары! Ну что, разобрались? Отлично! Теперь вы хорошо знаете из каких частей она состоит. Возможно, вам эта статья поможет вам в выборе гитары, но об этом мы более подробно поговорим уже в другой статье. Не пропустите следующий пост об ! Обязательно посмотрите интересное видео под статьей для закрепления усвоенного материала.

Рассмотрим, из чего состоят и .
Для начала, рассматривая устройство гитары , я бы выделил три основных составляющих – это гриф гитары , корпус , и . У грифа есть головка, на которой закреплены . На колки наматываются струны. В месте перехода головки грифа собственно в гриф расположен верхний порожек. На грифе присутствует накладка. С помощью металлических пластин (ладовые пластины) гриф делится на лады. На накладке грифа также находятся точки для того, чтобы лучше ориентироваться на плоскости грифа при игре. Для наглядности ниже на картинке представлена схема устройства гитары.

Устройство акустической гитары

Хотелось бы отметить то, что разметка грифа на лады даёт музыкантам большие преимущества перед безладовыми инструментами (скрипка, виолончель, безладовая ). Эти преимущества заключаются в том, что, нажимая струну на чётко определённом ладу, мы точно знаем какая это будет звучать нота, а играя на безладовом инструменте, музыкант только примерно знает, где какая нота будет звучать (это всё приходит с опытом и совершенствованием техники игры).

Корпус акустической гитары состоит из верхней и нижней деки. Они соединены обечайкой. В верхней деке делается резонаторное отверстие. Для усиления конструкции корпуса к внутренним сторонам дек приклеиваются деревянные рейки. На верхней деке также расположена подставка и нижний порожек. К подставке крепятся струны. В современных акустических гитарах гриф приклеивается к корпусу, а на старых гитарах он соединялся с помощью болта.

Теперь поговорим о строении электрогитары.

Если посмотреть на устройство электрогитары, то видно, что многие составные части схожи c акустической гитарой. Расскажу о различиях. Корпус электрогитары цельный, в нём нет полостей. Гриф может быть вклеенным, прикручен на болтах, либо сквозной. Также внутри грифа электрогитары расположен , который отвечает за регулирование кривизны грифа.

На электрогитару устанавливают различные . Это могут быть (single) или (hambacker). Также они могут быть активными или пассивными. Их количество может различаться — 1, 2 или 3. Звукосниматель, расположенный около основания грифа называется нэковым, а у струнодержателя бриджевым.
С помощью позиционного переключателя мы можем выбирать звукосниматель, на котором будем играть, либо их комбинацию. Ручки громкости и тембра регулируют звучание гитары. На некоторые гитары ставят ручки громкости и тембра на каждый отдельный звукосниматель.

Бридж — это струнодержатель. Бридж может быть с системой тремоло и без. Без системы тремоло он называется фиксированным (такая система установлена, например, на ). Система тремоло ещё называется машинкой. Они бывают односторонними (на гитаре

Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили .

Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы. Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований. Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром.

Основные части гитары - гриф, который венчает голова, и корпус гитары.

В голову гитары вмонтирована - механизм, позволяющий регулировать натяжение струн. Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками - из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.

Голова крепко приклеена к шее, называют часть грифа от головы до пятки. Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.

Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа - , изготавливается накладка из твердого материала - черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.

В верхней части грифа устанавливается , который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика. Косточка легко демонтируется при необходимости, она либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить. Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.

Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается. Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально. Для разметки ладов можно использовать со шкалами соответствующими длинам ладов. Каждый лад ограничен ладовым порожком.

Корпус гитары состоит из трех основных частей - верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.

Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный , кроме того в верхней части деки вклеивается .

Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются . К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают . Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин - гармоническая настройка, не даром в Испании пружины называют гармоническими.

Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и . Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин. Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели и кедра с хорошими резонансными свойствами.

В местах соединения дек и обечайки вклеиваются . Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари - специальные клинья маленького размера.

На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена , обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.

На гитары со стальными струнами в , предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.

Электрогитара впервые появилась в XX веке и сразу же завоевала популярность благодаря необычному звуку. С помощью звукоснимателя и электрического усиления создаются разнообразные мелодии.

Каково устройство электрогитары? Она имеет три составные части: корпус, гриф и головка . На корпусе расположены: струнодержатель (бридж или машинка), различные звукосниматели и переключатель, накладка, регуляторы тембра и громкости, рычаг (тремоло), гнездо для подключения шнура, крепление ремня.

Гриф состоит из двух частей: сам гриф и накладка, на которой располагаются лады, метки, порожки. Немаловажная деталь – анкерный стержень. Его назначение – регулировать прогиб грифа.

На головке располагаются колковый механизм. Натяжение колка определяет натяжение струн. С их помощью производится настройка электрогитары. В некоторых случаях на верхнем порожке устанавливают специальные пластины, блокирующие регулировку струн (топ-лок). Тогда в бридже для микронастройки устанавливают мини-колковый механизм.

Типы корпуса

  • Цельный . Изготовленный из одного куска дерева, цельный корпус считается самым дорогим и качественным. Характеризуется извлечением чистого, яркого звука . Склеенный из нескольких кусков дерева одной породы, корпус теряет резонанс древесины, и качество звука ухудшается. Исключение – корпус, состоящий из разных пород дерева. Такая хитрость обеспечивает извлечение резкого, жесткого звука, характерного для тяжелой музыки.
  • Полый . Извлекаемый звук теплый, насыщенный, мягкий, но быстро угасает и скрипит, если игра производится на высокой громкости.

Изучая устройство электрогитары, важно обратить внимание на материал, из которого изготавливается корпус. Длительность колебания струн и траектория движения напрямую зависят от породы древесины . Вибрация звукоснимателей также определяется материалом корпуса и накладками: клен, ольха, палисандр, орех, ясень.

Соло партия с верхними частотами будет прекрасно звучать на гитаре из ясеня, ольхи, тополя, липы. Ритм будет ярко выражен на гитарах из махагони, липы, ясеня. Мощная ритм-партия будет восхитительна на гитаре из ореха, палисандра, венге, махогони.

Гриф

Существует несколько видов крепления грифа к корпусу:

  • Болты . В этом случае достаточно легко при необходимости поменять гриф, но длительность звучания нот сокращается.
  • Вклеенный . Он лучше передает вибрации, используется чаще всего.
  • Сквозной . Дека представляет собой две половины, которые крепятся к грифу. Звук продолжительный, теплый.
  • Беспяточный . Преимущество – облегчение доступа к высоким позициям.

Ширина и толщина грифа определяют стиль звучания. Те, кто предпочитают быструю жесткую музыку (легато, тэппинг), выбирают тонкие, но широкие грифы . Приверженцы классики останавливают выбор на округлых грифах. Производители нашли компромисс и предложили гриф, у которого изменяется радиус накладки. Возле деки он плоский, а ближе к головке – круглый.

Материал грифа и накладки также немаловажен. Именно накладка отражает или передает получаемые вибрации , поэтому для ее производства используется черное дерево, клен или палисандр. Клен обеспечивает яркое звучание, черное дерево – плотность и глубину, а палисандр – тепло, мягкость. Гриф изготавливается из красного дерева, клена или композитного материала. Твердое, красивое дерево не только эффектно выглядит, но и придает жесткости, чтобы держать струны.

Анкер и мензура


Анкер устанавливается двумя способами: под накладкой или с тыльной стороны грифа, ближе к колковому механизму. Второй вариант предпочтительнее и надежнее. Для регулировки используется специальный ключ.

Мензура – это расстояние от струнодержателя до верхнего порожка грифа, если струна открыта. Мензура определяет места расстановки ладов . Расстояние, равное ½ длине мензуры находится между 12 и 13 ладами. А ¼ длины – между 5 и 6 ладами. В зависимости от длины извлекается различный звук: певучий, теплый, мягкий или жесткий, резкий, агрессивный.

Звукосниматели

Роль звукоснимателей – преобразовывать струнные колебания в электрический сигнал. От качества звукоснимателя напрямую зависит качество звучания. Производятся двух видов: электромагнитные и пьезоэлектрические . Электромагнитные классифицируются на пассивные и активные, а также Single и Hambacker . Пассивные звукосниматели не нуждаются в дополнительном питании, а активные используют подпитку от батарейки. Поэтому звучание последних гораздо качественней.

Синглы (имеют одну катушку) отличаются чистым и ярким звуком, но могут фонить. Поэтому производители нашли выход: синглы, обладающие эффектом хамбкера. Они обеспечивают чистый звук без посторонних шумов, используются в джазе, блюзе. Хамбакеры (имеют две катушки) производят мощный, но неяркий звук, лишенный низких частот, при перегрузе звучат четко и агрессивно.

Пьезоэлектрические звукосниматели выпускаются в виде небольшого диска или узкой полоски, устанавливающейся под нижний порожек. Можно установить и под каждую струну, добиваясь необычных эффектов. А для устранения шумов целесообразно использовать буфер предусилителя.


Бриджи и переключатели

Бриджи выпускаются как с системой тремоло, так и без нее. Машинка (система тремоло) позволяет понижать и повышать высоту нот прямо на гитаре с помощью специального рычага, но «съедает» сустэйн . В этом случае используется система микроподстройки колков. Бриджи без тремоло имеют более плавный звук, реже расстраиваются .

Если звукосниматель располагается ближе к струнодержателю, он называется бриджевый. Ближе к грифу – нековый. Специальный переключатель позволяет бриджевый звукосниматель использовать на соло, а нековый – при игре аккордами.

Используется трех- или пятипозиционный переключатель. Позиции активизируют различные комбинации звукоснимателей: бриджевого, среднего, возле грифа.

Теперь, зная устройство электрогитары, гораздо проще начать обучение и наслаждаться качественной музыкой.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Порой даже самые виртуозные гитаристы точно не знают устройство электрогитары. В этом нет ничего стыдного, но понимание конструкции своего инструмента может открыть перед вами новые горизонты, новые приемы звукоизвлечения или позволит лучше понять работу инструмента. В этой статье мы постараемся максимально подробно описать из чего состоит и как устроена самая типичная электрогитара.

Чтобы информация про устройство электрогитары воспринималась лучше, разделим ее на две логические части: описание внешнего вида и “начинку”.

Внешний вид

Ниже приведена схема, на которой подписаны части электрогитары. Этот инструмент во многом похож на обыкновенную акустическую гитару: тут также есть корпус, дека и гриф, 6 металлических струн, могут быть звукосниматели, но вместе с этим, электрогитара намного сложнее устроена. Она содержит в себе детали, которых нет у акустики.

Корпус

Если говорить о схожих элементах: деке (корпусе), то у них существенно отличается строение. Корпус электро гораздо меньше, чем у акустики, и чаще всего он цельный, но иногда встречается и полый.

Цельная дека изготавливается из одного или нескольких склеенных между собой кусков дерева. Звучание у такого корпуса резкое и «агрессивное», благодаря чему он популярен у исполнителей рок-музыки. Единственный минус – если корпус состоит из нескольких частей, то звук может испортиться из-за нарушения резонанса в местах соединения древесины.


Цельный корпус электрогитары

Полый корпус немного шире цельного, он отличается более теплым и насыщенным звуком, такие гитары используются для исполнения джаза, блюза и кантри. Минус такого корпуса – маленький сустейн, то есть недолгое звучание, быстрое угасание звука.


Полый корпус электроитары

На обечайке корпуса внизу (если расположить и гитару грифом вверх) располагается гнездо для подключения усилителя и вывода звука на колонки. Иногда, вход расположен на передней панеле гитары (прим. Fender Telecaster, Gibson SG)

Гриф

Гриф – очень важный элемент гитары потому как от его удобства зависит качество исполняемой музыки. Эта деталь может существенно отличаться от инструмента к инструменту. Например, у некоторых из гитар он более узкий и округлый, у других – широкий и плоский.

Конечно, подбирать нужно в зависимости от анатомических особенностей вашей руки, но традиционно считается, что узкий и широкий гриф удобен для исполнения подвижных пассажей и других технических приемов, что обычно встречается в жанрах металл и рок, а узкий и округлый гриф подходит для игры аккордов в блюзе и джазе.

В целом гриф у электрогитары такой же, как и у акустики. Единственное отличие – количество ладов, у электрогитары оно может достигать 27, а у акустики не более 23. Самые распространённые модели обычно имеют 21, 22 или 24 лада.

Начинка

Теперь пора поговорить про детали, имеющиеся только у электрогитары. Их мы назовем начинкой.

Бридж – это деталь на корпусе, к которой прикрепляются струны, т.е. простыми словами нижний порожек. Он бывает с тремоло и без. Бридж с тремоло дополняется рычажком (рычаг вибрато), который приводит его в движение. Такая система позволяет менять высоту звука на 1,5-2 тона, что делает звучание более интересным.

Однако у бриджа с тремоло есть несколько недостатков: гитара сложнее настраивается или перестраивается в нестандартный строй, имеет меньший сустейн, а если одна из струн порвалась, то расстраивается весь инструмент. Соответственно система без тремоло не имеет всех этих недостатков, но в то же время на ней невозможно добиться интересного вибрато.

Звукосниматели (обычно их три штуки), как показывает схема, располагаются возле нижнего порожка под струнами и, собственно, снимают звук, т.е. преобразовывают колебания струн в громкое звучание. Делятся на типы: сингл и хамбакер.

Различаются они по характеру передаваемого звука: первый делает его более чистым и прозрачным, а второй – более насыщенным и мощным. Сингл традиционно используется в джазе и кантри, но конструкция его датчиков не позволяет гасить посторонние шумы, из-за чего гитара часто фонит при игре с дисторшен. Соответственно хамбакер больше подходит для исполнения тяжелой музыки.

Переключатель звукоснимателей позволяет выбирать между одним или двумя из трех звукоснимателей, расположенных под струнами. Как правило, каждый из них дает свое уникальное звучание, что объясняют физические свойства и конструкция инструмента. Следовательно, переключаясь между ними можно экспериментировать со звучанием.

Рычаги громкости позволяют изменять громкость, а рычаги тембра характер звучания инструмента.

Это вся основная информация, которую можно подать про устройство электрогитары. Как вы поняли, конструкция электрогитары достаточно проста. Конечно, многие из элементов можно описать куда подробнее, рассказывая про их виды и подвиды, но это усложнит текст и запутает новичка.

Спасибо, что прочитали статью, надеемся, что в ней вы нашли ответы на все свои вопросы. Если что-то еще осталось неясно – пишите в комментарии и да будет вам в помощь схема. И как вы, наверное, уже знаете, у нас появилась группа ВКонтакте, где мы ежедневно выкладываем много полезных материалов про гитары, а также ноты и табы популярных композиций. Так что подписывайтесь, чтобы не упустить новую информацию.