Что такое рубиновое стекло? Когда появилось? Кто изобрел? Для чего?

Еще в XVII веке умели делать искусственные рубины, для чего в стекло вводили золото. Мастер, знавший секрет золотого рубина, умер, а вместе с ним умер и способ получения рубина. Первым, кто начал изучение цветного стекла и заложил научную основу в его производство, был наш великий русский ученый - Михаил Васильевич Ломоносов.
В создании новых кремлевских звезд принимали непосредственное участие видные ученые, художники, архитекторы, инженеры, рабочие многих специальностей. В изготовлении деталей и материалов участвовало свыше 20 предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты.

Народный художник СССР Ф. Ф. Федоровский заново определил форму и рисунок звезд, а также их размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Он же предложил рубиновый цвет стекла.

Серьезная задача была поставлена перед стекольной промышленностью: сварить специальное рубиновое стекло для кремлевских звезд. До этого в нашей стране такого стекла в больших объемах не варили. Задание поручили выполнить Константиновскому стекольному заводу в Донбассе.

Сложность изготовления стекла заключалась в том, что оно должно было иметь разную плотность и пропускать только красные лучи определенной длины волн. Вместе с тем стекло должно было быть устойчивым к резким переменам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации.

Рецепт для варки стекла был составлен известным московским специалистом-стекольщиком Никанором Илларионовичем Курочкиным - человеком удивительного таланта и необыкновенного мастерства. Еще деревенским парнишкой Курочкин увлекся стекловарением и благодаря своему пытливому уму и прирожденному дару познал "душу" стекла. Он первым в нашей стране стал изготовлять гнутые стекла различной формы и размеров: для прожекторов, самолетов, речных и морских судов, автомобилей.

Под непосредственным руководством и при участии Н. И. Курочкина проводились варка и обработка рубинового стекла для кремлевских звезд. За высокие достижения в области стекольного производства этот выдающийся мастер был удостоен Государственной премии.

Это рубиновое стекло получается путем введения в его состав селена в комбинации с другими химическими соединениями. Его и называют селеновым рубином.
Существует также золотой рубин, медный рубин (гематинон - стекло кровавого цвета), сернистый рубин.

Селеновые рубиновые стекла обладают очень красивой, яркой окраской и имеют одно очень важное и интересное свойство. Меняя соотношение между количествами красителей, можно получать желтые, оранжевые, красные и совсем темно-красные стекла. Селеновые стекла много дешевле, чем золотые, а по красоте цвета не уступают золотым и значительно превосходят медные.

Московский Кремль — древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. Его стены и башни были возведены из белого камня в 1367 году, а в 1485-1495 годах — из кирпича. В современном Кремле насчитывается 20 башен .

В 50-х годах XVII века на вершине шатра главной башни Кремля (Спасской) водрузили герб российской империи — двуглавый орел. Позднее гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля: Никольской, Троицкой, Боровицкой.

После революции 1917 года неоднократно возникал вопрос о замене царских орлов на башнях Кремля на фигуры, символизирующие новый период в жизни страны, — гербы СССР, золоченые эмблемы с серпом и молотом, или на простые флажки, как на других башнях. Но в итоге решили установить звезды . Однако это требовало больших денежных расходов , которые не могла себе позволить советская власть в первые годы существования.

В августе 1935 года было опубликовано решение Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами с серпом и молотом к 7 ноября 1935 года . До этого, еще в 1930 году власти запрашивали известного художника Игоря Грабаря об исторической ценности орлов. Он выяснил, что они менялись на башнях раз в столетие, а то и чаще. Самым старым оказался орел на Троицкой башне — 1870 года, а самым новым — на Спасской — 1912 года. В докладной записке Грабарь сообщил , что "ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем".

Двуглавых орлов с башен Кремля сняли 18 октября 1935 года . Какое-то время они экспонировались на территории Парка культуры и отдыха, а затем .

Первая пятиконечная звезда была водружена на Спасскую башню 24 октября 1935 года при большом скоплении народа на Красной площади. 25 октября звезду установили на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой башнях.

На протяжении всех лет существования кремлевским звездам был обеспечен самый тщательный уход. Моют их, как правило, каждые пять лет. Ежемесячно для поддержания надежной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы; более серьезные работы проводятся каждые восемь лет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Осенью 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии - двуглавым орлам на кремлевских башнях. Вместо них были установлены пятиконечные звёзды.

Символика

Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов. Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века. Свастика была изображена на "керенках", свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом, но почти единоличным решением Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что "звезда" сильнее "свастики"... Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.

Техника

Водрузить тысячекиллограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой, 52 метра, самой высокой, Троицкой - 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских инженеров не существует слова "нет", существует слово "надо". Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание - консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд.

Реконструкция башен

Вес каждой из звезд Кремля доходил до тонны. Учитывая высоту, на которой они должны были расположиться и парусную поверхность каждой звезды (6,3 кв.м.), существовала опасность того, что звёзды попросту вырвет вместе с верхушками башен. Башни решено было проверить на стойкость. Не зря: верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Строители усилили кирпичную кладку верхних этажей всех башен, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. Шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

Такие разные и вертятся

Делать одинаковые звёзды не стали. Четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением. На гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой, а лучи звезды Никольской башни рисунка не имели. Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра. Звёзды - это хорошо, но крутящиеся звёзды - вдвойне хорошо. Москва большая, людей много, всем надо видеть кремлевские звезды. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому, несмотря на значительный вес, звезды могли легко вращаться, поворачиваясь "лицом" к ветру. По расположению звезд, таким образом, можно судить о том, откуда ветер дует.

Парк Горького

Установка кремлевских звезд стала для Москвы настоящим праздником. Звёзды не стали везти под покровом ночи на Красную площадь. За день до водружения на башни Кремля звёзды выставили на обозрение в Парке им. Горького. Вместе с простыми смертными на звезды приехали посмотреть секретари городского и районных ВКП(б), в свете прожекторов сверкали уральские самоцветы и искрились лучи звёзд. Орлов, снятых с башен, установили здесь же, наглядно демонстрируя ветхость "старого" и красоту "нового" мира.

Рубин

Кремлевские звёзды не всегда были рубиновыми. Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, сверкали выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота. Драгоценные камни через год потускнели, да и звезды были слишком большими, и плохо вписывались в архитектурный ансамбль. В мае 1937 года было решено установить новые звезды - светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна - Водовзводная. Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен - это и дешевле, и цвет глубже.

Лампы

Кремлевские звёзды не только вертятся, но и светятся. Чтобы избегать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час. Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут. За всю историю звезды гасли два раза. Один раз - во время войны, второй - во время съемок "Сибирского цирюльника".

Звезды на башнях Кремля появились не так давно. До 1935 года в самом центре страны победившего социализма еще красовались золоченные символы царизма, двуглавые орлы. Под катом нелегкая история кремлевских звезд и орлов.

С 1600-х годов четыре кремлёвских башни (Троицкая, Спасская, Боровицкая и Никольская) украшались символами российской государственности - огромными золочёными двухглавыми орлами. Орлы эти не восседали на шпилях столетиями - они менялись достаточно часто (ведь до сих пор некоторые исследователи спорят, из какого они были материала - металла или позолоченного дерева; есть сведения, что туловище некоторых орлов - если не всех - было деревянным, а прочие детали - металлическими; но логично предположить что те, первые двухглавые птицы, были изготовлены полностью из дерева). Этот факт - факт постоянной ротации шпилевых украшений - следует запомнить, ведь именно он сыграет впоследствии одну из главных ролей во время замены орлов на звёзды.

В первые годы советской власти все двуглавые орлы в государстве были уничтожены, все кроме четырех. Четыре позолоченных орла сидели на башнях Московского Кремля. Вопрос о замене царских орлов красными звездами на башнях Кремля неоднократно возникал уже вскоре после революции. Однако такая замена была связана с большими денежными расходами и потому не могла быть проведена в первые годы Советской власти.

Реальная возможность выделить средства для установки звезд на кремлевских башнях появилась значительно позже. В 1930 году обратились к художнику и искусствоведу Игорю Грабарю с просьбой установить художественную и историческую ценность кремлёвских орлов. Тот ответил: "... ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем".

Парад 1935 года. Орлы смотрят как пролетает Максим Горький и портят праздник Советской власти.

В августе 1935 года в центральной печати было опубликовано следующее сообщение ТАСС: "Совет Народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях Кремлевской стены, и 2 орла с здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом".

Проектирование и изготовление первых кремлевских звезд было поручено двум московским заводам и мастерским Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Выдающийся художник-декоратор, академик Федор Федорович Федоровский взялся за разработку эскизов будущих звезд. Он определил их форму, размеры, рисунок. Кремлевские звезды решили изготовить из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, должны были сверкать выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота.

Когда эскизы были созданы, изготовили макеты звезд в натуральную величину. Эмблемы серпа и молота временно инкрустировали имитациями драгоценных камней. Каждую звезду-макет осветили двенадцатью прожекторами. Именно так предполагали освещать настоящие звезды на башнях Кремля в ночное время и в пасмурные дни. Когда включили прожекторы, звезды заискрились и засверкали мириадами разноцветных огней.

Осмотреть готовые макеты приехали руководители партии и Советского правительства. Они дали согласие на изготовление звезд с непременным условием - сделать их вращающимися, чтобы москвичи и гости столицы отовсюду могли любоваться ими.

В работе по созданию кремлевских звезд участвовали сотни людей различных специальностей. Для Спасской и Троицкой башен звезды изготовляли в мастерских ЦАГИ под руководством главного инженера института А. А. Архангельского, а для Никольской и Боровицкой - на московских заводах под руководством главного конструктора.

Все четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением. Так, на гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой. А лучи звезды Никольской башни рисунка не имели.

Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.

Несущая конструкция звезд выполнялась в виде легкого, но прочного каркаса из нержавеющей стали. На этот каркас накладывались обрамляющие украшения из листов красной меди. Они были покрыты золотом толщиной от 18 до 20 микрон. На каждой звезде с двух сторон укрепили эмблемы серпа и молота размером в 2 метра и весом в 240 килограммов. Эмблемы были украшены драгоценными уральскими камнями - горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами. Для изготовления восьми эмблем потребовалось около 7 тысяч камней величиной от 20 до 200 каратов (один карат равен 0,2 грамма.) Из докладной Паупера, сотрудника оперативного отдела НКВД: "Каждый камень огранен бриллиантовой гранкой (на 73 грани) и во избежание выпадения заделан в отдельный серебряный каст с серебряным винтом и гайкой. Общий вес всех звезд - 5600 клгр.".

Звезда для Никольской башни. 1935 год. фот. Б.Вдовенко.

Каркас эмблемы был сделан из бронзы и нержавеющей стали. К этому каркасу отдельно крепился каждый драгоценный камень в оправе из позолоченного серебра. Двести пятьдесят лучших ювелиров Москвы и Ленинграда в течение полутора месяцев трудились над созданием эмблем. Принципы расположения камней были разработаны ленинградскими художниками.

Конструкция звезд была рассчитана на нагрузку ураганного ветра. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому звезды, несмотря на значительный вес, могли легко вращаться и становиться своей лобовой стороной против ветра.

Перед установкой звезд на башнях Кремля у инженеров возникли сомнения: выдержат ли башни их тяжесть и штормовые ветровые нагрузки? Ведь каждая звезда весила в среднем тысячу килограммов и имела парусную поверхность в 6,3 квадратных метра. При тщательном исследовании выявилось, что верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Пришлось усилить кирпичную кладку верхних этажей всех башен, на которые предстояло установить звезды. Кроме того, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. А шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

Теперь перед специалистами Всесоюзной конторы Стальпроммеханизация Л. Н. Щипаковым, И. В. Кунегиным, Н. Б. Гитманом и И. И. Решетовым встала ответственная задача - поднять и установить звезды на башнях Кремля. Но как это сделать? Ведь самая низкая из них, Боровицкая, имеет высоту 52 метра, а самая высокая, Троицкая,- 77 метров. В то время больших подъемных кранов не было, по специалисты Стальпроммеханизации нашли оригинальное решение. Они спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно встраивали металлическое основание - консоль. На ней-то и собирали подъемный кран.

Наступил день, когда все было готово к подъему пятиконечных звезд. Но прежде решили показать их москвичам. 23 октября 1935 года звезды доставили в Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького и установили на постаментах, обитых кумачом. В свете прожекторов засверкали позолотой лучи, заискрились уральские самоцветы. Осмотреть звезды прибыли секретари городского и районных комитетов ВКП(б), председатель Моссовета. В парк пришли сотни москвичей и гостей столицы. Всем хотелось полюбоваться красотой и величием звезд, которые вскоре должны были вспыхнуть в небе Москвы.

Снятых орлов выставили на обозрение там же.

24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. Перед подъемом ее тщательно полировали мягкими тряпками. В это время механики проверяли лебедку и мотор подъемного крана. В 12 часов 40 минут раздалась команда «Вира помалу!» Звезда оторвалась от земли и начала медленно подниматься вверх. Когда она оказалась на высоте 70 метров, лебедка остановилась. Стоявшие на самой вершине башни верхолазы осторожно подхватили звезду и направили на шпиль. В 13 часов 30 минут звезда опустилась точно на опорный штырь. Очевидцы события вспоминают, что в этот день на Красной площади собралось несколько сотен людей, следивших за операцией. В тот момент, когда звезда оказалась на шпиле, вся эта толпа начала аплодировать верхолазам.

На следующий день пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни. 26 и 27 октября звезды засияли над Никольской и Боровицкой башнями. Монтажники настолько отработали технику подъема, что им требовалось на установку каждой звезды не более полутора часов. Исключение составила звезда Троицкой башни, подъем которой из-за сильного ветра продолжался около двух часов. С того момента, как газеты опубликовали постановление об установке звезд, прошло чуть больше двух месяцев. А точнее - всего 65 дней. Газеты писали о трудовом подвиге советских рабочих, которые за такой короткий срок создали настоящие произведения искусства.

Звезда со Спасской башни венчает теперь шпиль Речного вокзала.

Первые звезды недолго украшали башни Московского Кремля. Уже через год под воздействием атмосферных осадков потускнели уральские самоцветы. К тому же они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за больших размеров. Поэтому в мае 1937 года было решено установить новые звезды - светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна - Водовзводная. Главным инженером по разработке и установке звезд был назначен профессор Александр Ланда (Фишелевич). В Самаре до сих пор хранится его проект - пять массивных альбомов чертежей в красных переплетах. Говорят, впечатляют не меньше, чем сами звезды.

Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен - это и дешевле, и цвет глубже.

В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер. Им не страшны ржавчина и ураган, поскольку "оправа" звезд выполнена из специальной нержавеющей стали. Принципиальная разница: флюгера указывают, куда дует ветер, а кремлевские звезды - откуда. Уяснили суть и значение факта? Благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды она всегда упорно становится в лоб против ветра. Причем любого - вплоть до урагана. Даже если вокруг и снесет все подчистую, звезды и шатры останутся целехоньки. Так спроектировано и построено.


Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся... чёрными. Ответ был найден - пятиконечные красавицы нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп. Кстати, тут тоже возникла дилемма - как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.

Фото chistoprudov

От мощных ламп (до 5000 ватт) температура раскочегаривалась внутри звезд, как в паровозной топке. Жар грозил разрушить и сами колбы ламп, и драгоценные пятиконечные рубины. Профессор записал: "Вполне понятно, что нельзя допустить лопания и растрескивания стекла в случае дождя или перемены погоды и падения стекла вниз. Вентиляторы работают безотказно. Через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час, что полностью гарантирует от перегрева". 
Пятиконечным кремлевским светилам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно.


Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Интересен механизм смены ламп: к звезде даже не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.

Такой замечательный рассказ о Кремлевских звездах, и заводе на котором они были изготовлены, их стеклянная часть, если точнее, написал Михаил Летуев - nord_traveller . Из-за небольшой неразберихи, и глюка в ЖЖ, авторство сначала было указано неправильно. Теперь исправляю. Вот ссылка на оригинальный пост - Часть 1. О звёздах кремлёвских замолвите слово . А есть еще продолжение, не менее интересное - Часть 2. Пока ещё не поздно нам сделать остановку? .

Тверская обл. г.Вышний Волочек пос. Красный май, Стекольный завод - где были сделаны Кремлёвские звёзды.


Наступивший год мог бы быть отмечен двумя датами – пусть не юбилейными, но по-своему знаменательными: 157-летием с момента основания под Вышним Волочком химического завода и 87-летием с того дня, как этот завод получил последнее своё имя, под которым его все знают – «Красный Май». Знали. Сегодня вместо уникального предприятия, известного когда-то своим хрусталём, одни руины. Впрочем, есть и круглая дата – ровно 70 лет назад над Московским Кремлём засияли звёзды из стекла, изготовленного на «Красном Мае». Когда-то завод был знаменит в масштабах всего СССР. Ещё бы! «Над всей страной сияют кремлёвские звёзды, сделанные руками красномайских мастеров», - читаю путеводитель 1988 года. Конечно, не целиком: рубиновые навершия шпилей башен – это сложное инженерное сооружение, над созданием которого трудились десятки предприятий и НИИ. Но изготовленное на «Красном Мае» многослойное стекло – далеко не последняя часть этого сооружения. Потому слова почти тридцатилетней давности, несмотря на пафос, близки к истине. А что осталось от той гордости? Разрушенные цеха, которые вряд ли уже когда отстроят. Да музей, что выживает на одном лишь честном слове. В нескольких километрах от Вышнего Волочка в сторону Петербурга находится посёлок Красномайский. Правда, местные жители его так не называют, данный топоним существует лишь в официальных документах. «Поеду на Красный Май», «Живу на Красном Мае», - говоря так, люди имеют в виду именно посёлок, а не завод. В середине XIX века здесь была деревня Ключино, где в 1859 году и возник будущий флагман стекольной промышленности. Сначала как химический. У первого его владельца – титулярного советника Самарина – на дальнейшее развитие производства не хватило средств, и спустя три года завод был выкуплен купцом второй гильдии Андреем Болотиным, который вскоре построил на его месте стекольный. Позже он основал ещё один завод на территории нынешнего Вышневолоцкого района – Борисовский (ныне – ОАО «Медстекло Борисовское»). Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе была запущена купцом и основателем династии стеклоделов Болотиных в 1873 году. Также на средства владельцев завода был выстроен вполне благоустроенный по меркам того времени рабочий посёлок.


К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы, плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. Вскоре грянула Октябрьская революция, завод был национализирован и в 1929 году получил название «Красный Май». Вокруг предприятия вырос посёлок на 5 тысяч жителей с больницей, школой, музыкальной школой, ПТУ, готовившем помимо специалистов-стеклоделов, трактористов и автослесарей. О «Красном Мае» много писали в областной и центральной прессе. Вспомним, о чём тогда рассказывали газеты и журналы и сравним всё это с нынешними остатками былого величия.«Когда смотришь на кремлёвские звёзды, кажется, будто они испокон века венчают остроконечные башни: до того органичен их пламень в единстве с прекрасным памятником русского зодчества, до того естественная в нашем сознании неразрывность двух символов – сердце Родины и пятиконечная звезда» («Правда», 1985 г.). Так уж повелось, что мы говорим «Красный Май», а подразумеваем пять рубиновых наверший. И наоборот. Поэтому и начать свой рассказ мне хочется именно с этой страницы. Тем более, что вышневолоцкие звёзды, и ныне украшающие Спасскую, Никольскую, Боровицкую, Троицкую и, Водовзводную башни Кремля, были не первыми.Впервые пятиконечные звёзды сменили символ самодержавной России – двуглавых орлов – осенью 1935 года. Они были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди, в центре каждой звезды был выложен позолоченный серп и молот. Однако первые звёзды недолго украшали кремлёвские башни. Во-первых, быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков, во-вторых, в общей композиции Кремля смотрелись довольно нелепо и нарушали архитектурный ансамбль. Поэтому было принято решение установить рубиновые светящиеся звёзды.


Новые навершия появились 2 ноября 1937-го. Каждая из них могла вращаться наподобие флюгера и имела каркас в виде многогранной пирамиды. Заказ на изготовление рубинового стекла получил завод «Автостекло» в городе Константиновка на Донбассе. Оно должно было пропускать красные лучи определённой длины волн, быть механически прочным, устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Остекленение звёзд было двойным: внутренний слой состоял из молочного (матового, глухого белого) стекла толщиной в 2 мм, благодаря которому свет от лампы рассеивался равномерно по всей поверхности, и наружный – из рубинового 6-7 мм. Вес каждой звезды составлял около тонны, площадь поверхности – от 8 до 9 квадратных метров.


Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили. Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация. На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май». Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете, и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета. «Рубиновые звёзды, изготовленные на Константиновском заводе, не выполнили задачу, которую поставили конструкторы. Двойной слой стекла – молочного и рубинового – не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд. Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» («Калининская правда», 1987 г.). «Думаю, что читателям будет интересно узнать, как делались опытные образцы звёздного стекла. На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1.5 тонны борной кислоты, 16 тонн кальцинированной соды, 3 тонны поташа, 1.5 тонны калиевой селитры» («Юность», 1981 г.). Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами. Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера. Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились.


Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули. Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами. Ни в 2006-м – хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду…


«Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения» (Калининская правда, 1983 г.). «Несколько лет назад мастера Вышневолоцкого стекольного завода «Красный Май» по просьбе болгарских друзей изготовили рубиновое стекло для мемориала дружбы, построенного на знаменитой Шипке. И вот новый заказ из Болгарии – сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии. Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А. Кузнецова, Н. Насонова и А. Бобовникова» («Правда», 1986 г.). «Красивый посёлок-сад с асфальтированными дорогами, благоустроенными домами-коттеджами, клубом, школой и другими общественными зданиями, с заводом-садом в центре, откуда по всему миру расходятся изделия почти двух тысяч наименований» («Калининская правда», 1959 г.). «Вчера в ГПТУ-24 Вышневолоцкого завода «Красный Май» пришло из Москвы радостное сообщение. Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т. Орлова и Т. Шамрина. А учащиеся Ирина Ярош и Эдуард Ведерников удостоены медали «Юный участник ВДНХ СССР» («Калининская правда», 1983 г.). Для сравнения. Посёлок-сад – обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи – это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Завод-сад нынче – возвышающиеся над развалинами цехов трубы, ржавая доска почета, словно призрак из прошлого. На самой территории – какой-то мелкий бизнес: авторемонт, склады. В бывших заводских помещениях даже старой мебели не осталось, только кучи строительного мусора. Железнодорожная ветка, за исключением нескольких участков, практически полностью демонтирована. ГПТУ тоже идёт «в ногу со временем». Ещё в середине нулевых там закрыли специальность тракториста-машиниста – когда-то наиболее популярную среди подростков. Да и в жизни не самую бесперспективную. Неужели нет больше потребности в трактористах? Выдувальщиков и шлифовщиков стеклоизделий тоже, понятное дело, нет.«Несложное, казалось бы, изделие – стакан, но его изготовление требует большого мастерства. Таким мастерством в совершенстве владеют стеклоделы Вышневолоцкого завода «Красный Май». Выпускаемым здесь миллионными «тиражами» двум видам стаканов присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены ваза для ягод, розетка для варенья, пепельница из сульфидно-цинкового стекла» («Советская Россия», 1975 г.). В цехах завода, к слову сказать, третьего по величине после подобных в Гусь-Хрустальном и Дятьково, производились не только хрустальные изделия и рубиновые звёзды.