Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит – не так, как у людей.
Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:
- Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!
- А чем? – спрашивает Иванушка.
- Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари – будет похлебка!
Мужик приказывает:
- Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!
Уехал мужик с женой; Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади их и говорит:
- Ну, вот, я гляжу за вами!
Посидели дети некоторое время на полу, – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал всё коромыслом и думает вслух:
- А кого крошить надо?
Услыхали дети – испугались:
- Он, пожалуй, нас искрошит!
И тихонько убежали вон из избы.
Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок, – соображает: «Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!»
Заглянул в кадушку и говорит:
- Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!
Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает – удивился, рычит:
- Эй, ты, зачем дерево в лес несешь?
Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось, – Медведь сел на задние лапы и хохочет:
- Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!
А Иванушка говорит:
- Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!
Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!
- Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!
Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.
- Да брось ты ее! – говорит Медведь.
- Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!
Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:
- Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!
А Иванушка спрашивает Медведицу:
- Тетя, не видала ребятишек?
- Мои – дома, спят.
- Ну-ка, покажи, не мои ли это?
Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:
- Не эти, у меня двое было.
Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:
- Да ведь у тебя человечьи дети были!
- Ну да, – сказал Иванушка, – разберешь их, маленьких-то, какие чьи!
- Вот забавный! – удивилась Медведица и говорит мужу: – Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!
- Ладно, – согласился Медведь, – он хоть и человек, да уж больно безобидный!
Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:
- Поди-ка набери малины лесной, – детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!
- Ладно, это я могу! – сказал Иванушка. – А вы дверь постерегите!
Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во всё горло:
Эх, как неловки
Божии коровки!
То ли дело – муравьи
Или ящерицы!
Пришел в берлогу, кричит:
- Вот она, малина!
Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, очень рады!
А Иванушка, глядя на них, говорит:
- Эхма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!
Медведь с женой хохочут.
- Ой, батюшки мои! – рычит Медведь, – да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!
- Вот что, – говорит Иванушка, – вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!
А Медведица просит мужа:
- Миша, ты бы помог ему!
- Надо помочь, – согласился Медведь, – уж очень он смешной!
Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.
В одно время наварила старуха ржаных клецок и говорит дураку:
— На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.
Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:
“Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?” И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.
— Эка ненасытная утроба! — сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком — разлетелись черепки в разные стороны.
Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:
— Ты, дурак, зачем?
— Вам обед принес.
— Где же обед? Давай живее.
— Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!
— Какой такой человек?
— Вот он! И теперь рядом стоит!
Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.
Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.
— Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?
— Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать — во как умаялся!
— Постой, еще не так умаешься! — говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!
Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка такая, знать, неудалая: везет — не везет!
“А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит”.
Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.
“Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!”-подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:
— Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.
А сам все вперед да вперед подвигается.
Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.
“Эх, — думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!”
Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она все не пьет.
“Знать, без соли не хочет!”- и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.
— Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?
Хватил ее поленом, да прямо в голову — и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет — ложки назади так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: “Иванушка-дурак!”- бросил их и ну топтать да приговаривать:
— Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:
— Все искупил, братики!
— Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?
— А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся — так я их на дороге покинул.
— Ступай, дурак, поскорее! Собери все, что разбросал по дороге!
Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.
— Пиво, не броди! Дурака не дразни! — говорит Иванушка.
Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.
Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.
На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:
— Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!
— Постой, дурак, — сказал барин, — я умею и судить и рядить; вылезай из куля!
Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.
— Знать, бурка ловит! — проговорили братья и побрели домой.
Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:
— Вот-ста каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко — такой славный!
Завидно стало братьям; говорят дураку:
— Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдет от нас сивко…
Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.
Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
Много сказок интересных накопилось за века,
Но особенно известна про Ивана-дурака.
Откровенный, добрый малый и наивный, как дитя.
Никогда не унывал он, делал трудное шутя.
(Г. Ладонщиков)
Проект
«Русский герой сказок – Иван – Дурак»
Проект выполнили:
учащиеся 1 «Б» класса
Руководитель:
Ваньшина О.А.,
учитель начальных классов
март 2013 года
Цель: Изучить образ Ивана в русских народных сказках
Задачи :
1. Узнать значение имени;
2. Описать образ Ивана, выяснить какой у него характер.
3. Определить род его занятий.
4. Выяснить в каких отношениях он находится с людьми.
Методы реализации проекта :
изучение источников информации (научной и художественной);
опрос учеников;
рисование сюжетов сказок;
анализ сказок.
Ожидаемый результат: работа поможет понять глубину смыслового содержания сказки, истоки и особенности русского фольклора
1. Введение.
2. История имени.
3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках.
4. Загадка образа Ивана-дурака
5. Иван – дурак и Иван - царевич.
6. Заключение.
1. Введение
Иван - один из персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII(18) - начале XIX(19) века.
Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье. Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым и сумасбродным отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу, не требующую особых навыков и познаний.
На самом же деле Иванушка – баловень судьбы и любимец природы; он сдружился с животными, птицами и рыбами, живёт не разумом, а сердцем, поэтому его поступки кажутся нелогичными для других. Благодаря своему «не уму» и нерациональному поведению ему удаются дела, невозможные для других. Он ведает, где спрятана смерть Кощея, знает слабые места нечисти и врагов.
Иван-царевич – младший сын царя, самый любимый и самый умный из трёх братьев. Не имея прав на престол отца, занимается любимыми делами: оттачивает мастерство владения мечом и луком, обучается премудростям ведения боя, верховой езде. Бо-рется со всяким злом, защищает со своей дружиной приграничные земли от вражеских набегов.
В русских народных сказках Ивашка, Иванушка, Иванушка-дурачок, Иван-дурак, Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый любимый народом.
Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают, ищут выгоду.
У кого ты ни спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его … Иван
_________________________ 2. История имени
Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский имённик с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.
Это имя любили на Руси и посвятили ему три праздника:
В этот день пекут из теста лестницу для восхождения на небо в будущей жизни. На Листвиничка домовой бесится до полуночи, пока не запоет петух.
Накануне, в ночь, волшебную силу приобретают цветы и растения, купальские костры исцеляют всякую хворь человека и скотины. В эту ночь особую силу и власть обретает всякая нечисть: ведьмы, русалки, змеи.
Соблюдается строгий пост, нельзя есть яблоки, капусту, арбузы и прочее, что напоминало бы голову; нельзя что – то резать ножом, пить и плясать, потому что Иродова падчерица Саломея с помощью пляски и песни добилась казни Ивана.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
Иван-дурак , или Иванушка-дурачок - один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям.
______3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках
Про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.
Дурак-невежа
«Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся.
Ленивый дурак
Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку.
Исполнительный дурак
Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.
Просто дурак
Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.
Перед нами в волшебных сказках встает вариант худшего человека - бедного, несчастливого, непрактичного и, действительно, глупого. Например, в одной из сказок героя посылают на базар, чтобы купить все необходимое по хозяйству - стол, ложки, горшки, еду. На обратном пути, стремясь помочь своей ослабевшей лошади, дурак оставляет стол на дороге: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». И вороны не зря кричат над головой, наверно, есть хотят. И Иван-дурак раскладывает перед ними еду. Обгорелые пни в лесу покрывает горшками: «Эх, - думает, - ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!» В итоге, домой он приезжает с пустыми руками, подводит семью. Но рассказчик и слушатели героя не ругают. Все понимают, что делал это Иванушка по глупости, а не по злому умыслу. В сказке еще он выполняет роль шута, скомороха.
Образ Ивана успешно перешагнул и в современную реальность. О нем снимаются фильмы, мультфильмы , облик стал соответствовать нашему дню: м/ф «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», к/ф «Чародеи». Однако стиль его поступков остался тем же: вижу цель, не замечаю препятствий – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.
________________5. Загадка образа Ивана-дурака
Иван-дурак - персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость.
Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха; если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.
Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:
“Было у него три сына.
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.”
Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета.
Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой - дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора,
Сюжет об Иване-дураке похож на тип волшебных сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.
В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать - никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, - он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники.
Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.
Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.
Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.
В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.
С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.
Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.
Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.
Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство.
____________________5. Иван – дурак и Иван - царевич.
Как же стало возможным, что один и тот же образ Ивана– воплощается в двух героях - дурака и царевича.
Царевич - человек благородного происхождения, сын царя. А сын царя всегда должен быть положительным и сильным. Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой. Образ Ивана-царевича значительно более древний, чем Ивана-дурака.
Иван – царевич – положительный персонаж.
беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении;
борется со злом, помогает обиженным или слабым;
в конце сказки он получает полцарства, царскую или королевскую дочь, волшебного или дорогого коня.
Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
6. Заключение
Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности.
И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.
Сказки об Иване.
Иванушка-Дурачок
Сивка-Бурка Вещая-Каурка
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил
Иван-Царевич и серый волк
Как Иван-дурак дверь стерег
Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что.
Иванушка и домовой
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Иван Бесталанный и Елена Премудрая
Иван – крестьянский сын и чудо – юдо
Марья Моревна
Иван Быкович
Кощей Бессмертный
Медное, серебряное и золотое царство
Василиса Премудрая
Волшебное кольцо
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Опрос учащихся
1. Иван – дурак он или умный?
2. Какие качества вам нравятся у Ивана- дурака?
8 .Использованная литература
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986
Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.
Андрей Синявский. Иван-дурак в русских сказках// Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001, с. 37-48
Бахтин В. Сказки
Лихачёв Д.С. Ещё раз о красоте
Пропп В.Я. Морфология сказки
Материалы Интернета
Наверное, нет ни одного говорящего по-русски человека, который не смог бы сходу вспомнить хоть одну которой - Иван-дурак. И описать этого героя тоже сможет каждый: Иван - младший сын в семье, непутевый, ленивый и добродушный. Его лучше ни о чем не просить, иначе, да и то только после долгих уговоров, Иванушка все сделает хуже некуда! Но почему же тогда именно ему в конце сказки достанется все самое лучшее и полцарства в придачу? Попробуем в этом разобраться.
Сказки про Ивана-дурака: список
Лучше всего нам помогут разобраться в характере героя сами сказки, вернее, их пересказ. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.
- «Соль». Сказка про купеческого сына Ивана, который, однажды отправившись в путь на корабле с тесом и досками, попал во время бури на неведомую землю и, обнаружив там соль, отправился торговать ею. Удачно продав все, он ухитрился увезти еще и царскую дочь. Но старшие братья не зевали, они выбросили Ивана в океан, а сами разделили его добычу. Да только доброму герою и тут повезло: отнес его домой, прямо за праздничный стол, великан. И отец, узнав о недостойном поведении старших братьев, прогнал их с глаз долой, а младшего женил на царевне.
- «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван-дурак выслеживает трех коней, которые вытаптывают траву в царском саду. Помогает ему в этом мышка, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня - серебряный, золотой и бриллиантовый - становятся собственностью Иванушки. Но! Как был он для всех дурачком за печкой, так и остался: никому не признался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя допрыгнуть до балкона царевны, стал он делать это по очереди, на каждом коне. И снова возвращался на печку: что поделаешь - дурак?! Только когда нашли и привели его в стали жить Иван-дурак и царевна вместе. Правда, не в самих палатах, а в гусином хлеву. И только три войны, которые Иван выиграл верхом на своих волшебных конях, доказали всему царству, что никакой он не дурак, а просто очень скромный и Настоящий герой! За это и стал Иван царем.
- «Дурак и береза». В этой сказке дурак - настоящий, потому что пытался продать быка, полученного в наследство, старой сухой березе, встреченной в лесу. И отдал-таки ей в долг! И два дня ходил за деньгами, все ждал, когда вернет. И только на третий - не выдержал, хватил по стволу топором, а там - клад, спрятанный разбойниками! Что ж, дуракам - счастье!
Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать бесконечно: «Конь, скатерть и рожок», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и т. д.
Чем образ Ивана так приглянулся людям?
Почему Иван-дурак - герой сказок? Отчего русский народ проникается такой любовью к нему? Не оттого ли, что славянам вообще свойственна симпатия к сирым и убогим, эдакая христианская жалость? Об этом можно долго рассуждать.
Ведь народ, который много веков жил в нищете и беспросветности, наверняка чувствовал себя тем же нелюбимым младшим сыном - Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя, в пику этому, не только сказка, но и сама жизнь учила - не тот по-настоящему дурак, кто, сидя на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня - грех, и она будет наказана!
Вера в чудо рождает чудеса
Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!
Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!
Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.
Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!
Особенности характера сказочного героя
Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а именно наивным. Для него каждый новый день - это возможность жить заново, то есть не корить себя бесконечно за вольные и невольные предыдущие ошибки (да он и не помнит их!), а начинать все с нового листа. Разве не этого же добиваются последователи всевозможных философских и религиозных течений?
Говоря другими словами, Иван-дурак доказывает каждый раз, что от человеческих знаний и умений в жизни очень мало зависит, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Вспомните изречение величайшего Лао-Цзы: «Умные - не учены, а ученые - не умны».
А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высшего знания. Он, даже отправляясь в путь, как правило, «идет, куда ноги несут» или «куда глаза глядят». Он, таким образом, сразу же отбрасывает здравый смысл (с которым так до конца сказки и не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчиняется этому самому здравому смыслу!
Отражение в образе Ивана Дурака языческих традиций
Некоторые исследователи тесно связывали образ Ивана с сохраненными в фольклоре языческими традициями. Например, А. А. Дуров в своей диссертации подчеркивал, что русские народные сказки Иван-дурак украшает собою не только из-за своей недалекости, а потому, что язычники, оказывается, так называли всех, проходящих обряд инициации.
И суть тут была именно в особенностях поведения неофита: он должен был забыть свою прежнюю жизнь, отказаться от рассудочности в поступках. Именно эта "дурость" становилась отличительным качеством человека, который хотел превратиться из «запечного олуха» в настоящего мужчину.
Вспомните: в сказке, в начале ее, Иван - посмешище, которое, сидя за печкой, извините за цитату, «сопли на кулак накручивает». А в конце - это успешный, удачливый молодой мужчина. Значит, инициация пройдена!
А если посмотреть на это с другой стороны?
Может быть, образ простофили Ивана-дурака раскрывает лишь мечту народа о сверхъестественных силах, способных помочь любому? И некоторые исследователи считают, что Иванушка - поэтическая греза, отражающая мечту о беззаботной, развеселой жизни, которая все равно приведет и к счастью, и к богатству.
В очерке «Иван-дурак. Корни русской народной веры» А. Синявский даже печалится о народе, выбравшем себе такого главного героя. Ведь дураки в сказках грязные, ободранные, неумытые, не имеющие за душой ни гроша, да и ленивые до умопомрачения. Зато играть на дудочке или сочинять песенки - на это они горазды. Эта тотальная лень пугает автора очерка, ведь она якобы доказывает, что русский человек, ожидая жизненных благ свыше, забывает о своей персональной ответственности.
Евг. Трубецкой в рассуждении о сказочном Дураке утверждает, что привычка перелагать ответственность на «широкие плечи Николы Угодника» - это и есть бич славянского характера, усыпляющий его энергию и отнимающий у него волю к победе.
Отношение в сказке живых существ к Ивану- дураку
Но нужно отметить, что все же не лень или недалекость привлекают к Ивану на протяжении стольких веков верных почитателей, а его доброта, доверчивость и прямодушие. Этот герой не скупится на доброе слово и дело: он отпустит, избавив от беды, живое существо, пожалеет странника или старую женщину, и все они впоследствии отплатят ему той же монетой.
Такому герою, как Иван-дурак, и серый волк поможет, и щука, и собака, и кошка. Перед ним все преграды расступаются - ведь он не боится, что это может не произойти!
Помните указанный в фильме «Чародеи» путь к успеху: «Вижу цель - не вижу препятствий»? Именно так все и происходит с Иванушкой в каждой сказке. Он не видит препятствий тому, чтобы отрубить двенадцать голов Змею Горынычу или превратиться в прекрасного царевича, окунувшись в сосуд с молодильной водой. Он уповает на Бога и получает по своей вере!
Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана
А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню - родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван - дурак, что уже смолоду оказался обойденным?
Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.
Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак - это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…
Образ Ивана-дурака в детской психологии
Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что сказки про Ивана-дурака - это еще и действенный метод детской психотерапии. Ведь ребенок естественно чувствует робость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Ведь и знает, и умеет он так мало! А сказка успокаивает его: «Не боись, и не такие вверху оказывались!» Сказка говорит: «Главное - это сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!»
И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.
Кстати, и каждый ребенок, и сказочный Иван всегда открыты чуду. Может, поэтому чудеса с ними постоянно случаются? А сказка про Дурака на самом деле - еще и о том, как забывать излишнюю «умность», если стремишься выиграть.
Так кто такой этот любимый
Исследователи считают, что сказки про Ивана-дурака несут в себе некую стратегию, которая исходит не из стандартных постулатов, призывающих поступать всегда разумно, а наоборот, опирается на поиск оригинальных, нелогичных и неожиданных решений. Но они успешны!
В Иване-дураке сокрыт идеальный человек - верный своему слову, честный и лишенный личного интереса. Ведь и к богатству (полученному как дополнение к жене) он относится отрицательно, несмотря на то, что в конце сказки всегда владеет им.
Такое положение вещей вполне объяснимо тем, что стремление к богатству - это с точки зрения русского народа всегда признак корысти, жадности, а значит, не может быть качеством положительного человека. И раз Иванушка - это воплощение чего-то идеального, то он просто должен быть бессребреником, не знающим цену деньгам и не стремящимся их нажить.
Почему Бог дураков любит?
Хоть утверждение, приведенное в подзаголовке, кажется на первый взгляд алогичным, логика в нем все же присутствует. Судите сами: ведь Дураку больше не на кого надеяться! Ему больше никто не может помочь! И сам себе он тоже не поможет. Остается лишь надежда на Божий промысел.
Кроме того, Иван-дурак, в каких сказках он бы не появлялся, всегда преисполнен необыкновенного доверия только к этому. Он не слушает человеческих советов и ничему не учится на собственном опыте, зато он абсолютно открыт Провиденью - и оно никогда не подводит такого героя!
И не только Дураков, но и вполне разумных героев волшебных сказок Господь выводит из сложного для них положения, как только они оказываются на перепутье - не знают куда идти. То есть за каждым из них стоит незримо образ Ивана-дурака, его пассивного, открытого для восприятия состояния, которое и помогает сделать единственный верный выбор и выиграть в борьбе за жизнь.
Образ Дурака в литературе и кино
Иван-дурак, способный «взломать» собою все рамки и приличия, так тесно обступившие обычного человека, пустил глубокие корни в русской литературе и в киноискусстве. Этим образом в свое время воспользовались и Ф. М. Достоевский, и А. Н. Островский, и Н. С. Лесков, и М. Горький, и многие другие знаменитые писатели и поэты.
Ведь в его уста можно вложить то, что ни за что не произнесет «благородный» герой, а его поступки заставляют зрителя находиться в постоянном напряжении и безотрывно следить за развитием сюжета.
Искусство доказывает нам: именно Дураки - это поистине свободные люди. Они не связаны условностями, их поступки не поддаются логике, а все, что делается ими - это верный путь к Чуду.
И слава Богу, что Дураки неистребимы! Иначе чудеса просто ушли бы от нас, а мир, соответственно, засох бы стараниями «мудрецов» и прагматиков.
Если для того, чтобы в мире было место Волшебству, они необходимы, значит, каждому из нас можно и нужно время от времени надевать на себя колпак главного героя сказки про Ивана-дурака. Названия же, которые мы даем этому действу, всегда одинаковы - это жизнь!
Тигиева Анна
Данная работа представляет собой теоретическое исследование вопроса: почему в русских народных сказках главного героя называют ругательным словом «Дурак». Цель исследования – выяснить происхождение и толкование этого слова, узнать, почему герой носит имя «Иван», а не какое-нибудь другое, а также, почему именно Иван - дурак, а не его умные старшие братья в конце сказки получают награду. Кроме того, ставилась цель выяснить, есть ли похожие сюжеты в сказках других народов и чему могут научить детей сказки про Дурака.
Работа отмечена дипломом 3 степени (с медалью) на Х Региональном конкурсе молодых исследователей "Ступень в науку" (январь, 2013 год).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Х Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
СЕКЦИЯ: «ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА»
Тигиева Анна Андреевна
Место выполнения работы
МБОУ СОШ № 15, 3 «Б» класс,
г. Владикавказ
Научный руководитель:
Коломенская Виктория Григорьевна,
учитель начальных классов
Владикавказ, 2012-2013
1. Введение ________________________ стр.3
- Основная часть _____________________ стр.4
- Значение и происхождение слова «дурак» стр.4
- Имя «Иван» ________________________ стр.4
- Удивительные способности Ивана ______ стр.5
- Образ дурака в сказках других народов ___ стр.6
- Образ Ивана на телеэкране ______________ стр.6
- Чему учит сказка ____________________ стр.7
- Выводы ___________________________________ стр.7
- Используемая литература ____________________ стр.8
Введение.
Многие сказки имеют одинаковое начало: «Жили - были отец да мать, и было у них три сына, двое умных, а третий - дурак».
Мне стало интересно, почему главный герой - дурак. Над ним смеются, его ругают и обижают. Никому не хочется быть дураком. Ведь слово «дурак» - это ругательство. А в сказках ругательство становится именем героя. Сам герой про себя говорит: «Я - Иван-дурак». Почему?
Этому вопросу я посвятила своё исследование.
Основная часть.
В толковом словаре В.И. Даля я нашла объяснение слова ДУРАК:
1. Дурак - это глупый человек, непонятливый, безрассудный, глупец.
2. В старину так называли придворного или домашнего шута.
Но почему дураком назвали не первого сына, и не второго? Ведь глупым может быть каждый…
Я узнала удивительные вещи. По одной версии «дураком» называли третьего сына потому, что ему не доставалась доля от наследства родителей. Отсюда пошло выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками.
Так же есть версия, что слово «дурак» является оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглаза.
А ещё в далёком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в возрасте 10 - 12 лет, а до этого носил ненастоящее, «детское» прозвище. Первого сына называли Первак, второго сына - Вторак, следующего - Другак. Затем имя упростилось, и стало звучать как «Дурак». Имя Дурак встречается даже в церковных документах 14 - 15 века! (Эти документы раньше заменяли свидетельство о рождении)
Через 200 лет, в 17 веке, слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, - глупого человека. Потому что самый младший - самый неопытный и несмышлёный.
Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван - дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.
Почему в сказках чаще всего встречается имя ИВАН, ведь были же и другие имена? Оказывается, после крещения Руси пришел новый обычай давать детям имена святых. Получая такое имя, человек не должен был его опозорить.
Чаще всего встречаются святые с именем Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «слуга Божий». Носить такое имя - великая честь для человека.
Вот так и получилось, что Иван - дурак это самый младший в семье мальчик, он - словно дар Божий, слуга Бога. Иван-дурак — единственный из братьев, кто в сказках разговаривает. Он загадывает и отгадывает загадки, умеет играть на чудесной дудочке или гуслях, поёт и сочиняет стишки, шутки и прибаутки. Шутки у него добрые и разумные. Он умеет разговаривать с животными, с солнцем и ветром, и даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать - сыра земля. То есть у Ивана - дурака есть необыкновенные способности: например, он может влезть в правое ухо коня, вылезти в левое - и стать красавцем. Иванушка знает, где спрятана смерть Кощея! В другой сказке Иван - крестьянский сын встречает Чудо - Юдо и одним ударом срубает ему все три головы! Только Иван может поймать Жар - птицу или волшебного коня Сивку - Бурку.
Иванушка - положительный герой, добрый, находчивый. Живёт по совести, в его словах и поступках нет злости и жестокости.
Часто в сказках царь или другие герои посылают его «туда, не зная куда», чтобы «принести то, не зная что», или добыть для них славу и богатство. Иванушка сталкивается с очень сложными ситуациями, но всё равно становится победителем. В результате Иван - дурак жениться на царевне, становится Иваном-царевичем. Хотя сам для себя никогда не требует награды за свои подвиги.
Отсюда, кстати, появились выражения: «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит».
Но не только в русских сказках есть герои - дураки, которые ведут себя примерно одинаково. Например, в Германии сказка «Ханс дурак», итальянская сказка «Пьетро дурак», французская сказка «Женитьба Жана - идиота», японская сказка «Санко», ненецкая «Три сына».
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Образ Иванушки - дурака остаётся самым известным, о нём снимаются фильмы, мультфильмы, только облик немного поменялся. Например, мультфильмы «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», кинофильм «Как Иванушка за чудом ходил».
Поступки современных персонажей те же: они ставят цель, идут к ней, преодолевая препятствия - и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.
С давних времён через сказки от старших к младшим передавался жизненный опыт. Младшие учились снисходительно и терпеливо относиться к обделенному умом человеку. Дети понимали, что можно победить темные силы, даже не обладая физической силой богатырей. Главное - это иметь доброе сердце, идти по выбранной дороге к своей цели.
Старшие братья Ивана - Дурака обладают рассудительностью и умом, но не пользуются любовью у народа. Они не стали главными героями сказки, потому что не добиваются ничего, поступают нечестно, или отвлекаются от своей цели на другие соблазны: любят только себя, гордятся собою, пренебрежительно относятся к другим людям.
Поэтому говорят: «Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам - урок».
Выводы.
Из всего этого я сделала несколько выводов:
- Время может изменить значение и смысл слов, как это произошло со словом «дурак», потому что наша речь развивается.
- Сказочный герой Иван - дурак вовсе не глупый человек, он весёлый, находчивый, терпеливый и смелый.
- Сказки об Иване учат добру, терпению, стойкости духа. Учат защищать слабых и быть справедливым, учат уважать старших, беречь животных и природу.
- За своё доброе сердце и храбрость Иван получает награду, его все любят и уважают, но он не становится жестоким и высокомерным, не мстит своим братьям за обиды.
- Главная цель сказки, по моему мнению, показать, что даже самый слабый и несмышлёный человек, вроде Ивана - дурака, может изменить судьбу и добиться своей цели в жизни.
Используемая литература, интернет - источники.
1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm
2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год
3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html