Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В XIX веке усадьба перешла в собственность князя Тенишева. Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» (ныне Брянский машиностроительный завод). Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции. Вскоре В.Н.Тенишев стал крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей. Кроме практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации «Свободной школы» в Петербурге. Жена хозяина усадьбы - Мария Клавдиевна Тенишева - была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н.Тенишев дал жене не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылеве. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основном расположении, так и до мельчайших деталей, являются продуктом ее творческого труда. «Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева и широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более замереть во мне. Прилив здоровых сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», - писала в своих «Впечатлениях моей жизни» Мария Клавдиевна Тенишева. В столице, Хотылеве и в Талашкине М.К.Тенишева была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хотылеве и работали здесь. В Хотылеве М.А.Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали». В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е.Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь взору. С И.Е.Репиным М.К.Тенишеву связывала многолетняя дружба. Великий художник был увлечен идеей М.К.Тенишевой об организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсов для учителей рисования. К лучшими произведениям художника относятся многие портреты Тенишевой.

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года "Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (ныне). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе "этнографического бюро" - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации "Свободной школы" в Петербурге.

Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным "зеленым залом" - окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался "рыбный пруд" (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно - планировочная композиция парка логично сочетает регулярные устройства с "натуральными", четкие прямые аллеи, "зеленые залы" и "кабинеты" - с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции - это упомянутый выше "зеленый зал" цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял "Летний дом". Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: Железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям - однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк - это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и "окнами" в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки "Летнего дома" открывается вид сверху на "рыбный пруд", нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну "в упор" на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных построек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых домов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою композицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить.

  • Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 78-87.
  • Дубровский, А.М. Усадьба Тенишевых в Хотылеве / А.М. Дубровский // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. - Т. 1. - С. 197-205
  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1.- С. 129-130.
  • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Брянская область. - М., 1977. - С. 38-40.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 180-184.
  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - Л., 1991. - С. 93, 100-101, 127-129.
  • Бочарова Н. Посмотреть родину // Точка. - 2008. - №7. - С. 106-107
  • Городков В. Преображенская церковь в Хотылеве//Брян. газ. - 1993. - Окт. (№40). - С. 6.
  • Деханов В. Усадьба Тенишевых в Хотылево: следы минувшей красоты//Брян. газ. - 1999. - авг. (№32). - С. 6.

Брожу по руинам. Чувствую - то там, то тут - незаметное движение, дыхание, отзвук. Я в Хотылёво, в усадьбе Тенишевых.

Нет, конечно, никаких призраков тут нет. Есть только память, всё здесь хранит времена цветения жизни и творчества. Я принесла собой отрывочные воспоминания некоторых сведений о деятельности княгини, и пространство откликается на них резонансом, подобно тому как гладь воды расходится кругами от брошенного в неё камешка. Эти круги я и чувствую.

Дом взорвали немцы в 43-м, полностью, живы только фрагменты лестничного каскада, ведущего к реке. Парк, когда-то бывший единственным в области парком внешних видов, обрамлённый экзотическими видами деревьев, сегодня заброшен и одичал до неузнаваемости. Церковь Преображения, что через дорогу от имения, поражает красотой и величием своего разрушения, и это довольно жуткое ощущение.

С неё и начнём, тем более что это первый (и последний хотя бы частично сохранившийся) объект усадебного комплекса, встречающийся на пути к территории имения.

Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника «старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева», сообщает сайт «Седая Брянщина» , имел два придела. Это редкий для нашего края образец архитектуры в стиле Елизаветинского периода русского барокко - пышном, романтичном, радостном, с обилием пилястр, витиеватых обрамлений, игрой светотеней, округлыми очертаниями форм… Так храм выглядел в конце девятнадцатого века:


(фото с сайта "Седая Брящина")

Ни восьмерик второго этажа, завершающийся купольной крышей, ни колокольня не сохранились. Мы видим потрёпанный ветрами времени прямоугольный остов с разорванным входом.

Межстенная лестница ведёт на невидимую колокольню:

Внутреннее пространство церкви:

Пребывание внутри оставляет ощущение движения разрушения : оставшиеся редкие балки крыши будто бы падают прямо сейчас, создавая баррикадные сооружения на земле.

Остатки барочной лепнины:

Фаддей Тютчев, первый владелец усадьбы в Хотылёво, проиграл её в карты. Имение попало в неблагонадёжные руки, но по счастливым обстоятельствам вскоре его выкупил князь Вячеслав Тенишев, соучредитель рельсопрокатного завода в Бежице, прославившегося на всю страну (ныне это Брянский машиностроительный завод). Князь был вторым мужем Марии Клавдиевны, кипучая и разносторонняя деятельность которой начала разворачиваться именно отсюда.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на этом, т.к. Мария Тенишева сумела проявить здесь необычайную находчивость и мужество, упорство и решительность в реализации её множественных замыслов. А условия, надо заметить, напоминали собой самое настоящее болото (окружавшее город и на самом деле, а не только образно) - трясину сознания. Как ей удалось выбраться из этой трясины и вытащить целый завод, составлявший основу города Бежицы? Вся «кухня» претворения идей Тенишевой в жизнь подробно описана в её книге «Впечатления моей жизни» , из которой и взяты далее мной развёрнутые цитаты. Подобно мечу, дух княгини закалялся в непростых испытаниях, и все эти качества очень пригодились ей в дальнейшем - на главной платформе реализации её миссии, в Талашкино .

Итак, поселившись после свадьбы в Бежице рядом с заводом и будучи вынуждена общаться с управленцами разного уровня, которые входили в круг делового общения её мужа, княгиня была неприятно поражена увиденным. «Холодно мне было среди этих некультурных людей. Грубость их нравов леденила меня, узость, ограниченность интересов подавляли. … Никогда мне не приходилось раньше в своей жизни встречаться с такими людьми. Я точно попала в какой-то особый мир, с особыми нравами, особыми обычаями и особым пониманием всего, чем жизнь красна…».

Положение же рабочего пласта и вовсе ужасало: люди жили в тесных холодных бараках по нескольку семей, здесь же ютилась домашняя скотина. Грязь и вонь, темноту и отсутствие нормальных человеческих условий мужчины компенсировали алкоголем, женщины же вообще не находили утешения, срываясь на детях. О нравственности или просвещении не было и речи.

Такая жизнь казалась княгине бессмысленной, горечь от наблюдаемой картины скоро вызвала у неё желтуху, и по рекомендации врачей Тенишев увёз супругу в Хотылёво.

«Кругом широко расстилались во все стороны необозримые заливные луга, с причудливо и величаво извивающейся между ними рекой. Воздух и простор были необъятные… А я пробуждалась... С каждым днем силы росли во мне. Понемногу зазвучали в душе, как отдаленные аккорды, давно забытые мечты о широкой, плодотворной общественной деятельности».

Заводские реалии и горячее сострадание побуждали Марию Тенишеву к немедленному действию:

«Я открыла, что, кроме заевшихся, зажирелых матрон и упитанных равнодушных деятелей, в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву, может быть, озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди... Кто до этой поры позаботился о них? Об улучшении их жизни, их детях? Кто прислушался к их голосу, их жалобам, их нуждам? Никто... Верхи неумолимо попирали низы с какой-то жестокостью, не оглядываясь по сторонам. Каждый жадно, эгоистично, холодно урывал кусок в свою пользу, не замечая своих младших братьев, которым, казалось, не было суждено когда-нибудь вынырнуть из едкой копоти, палящего жара, обмыться, успокоиться, разогнуть болящую спину, вздохнуть свободно...

Да, в этом пекле и стуке жили живые люди, которым надо было помочь. Надо, потому что до этой минуты ничего для них не было предпринято».

Она внимательно посмотрела вокруг, заметив зорким глазом, что следует предпринять в первую очередь. В Хотылёво была устроена школа, в которую постепенно конфетами и играми привлекались дети. В Бежицкой школе прежний учитель, «человек узколобый, тоже сытый, слепой и глухой до всего живого», наживавшийся на торговле учебными пособиями, был смещён с должности. На месте пустующего парка выросло прекрасное каменное здание «Училище ремесленных учеников имени кн. М.К. Тенишевой» (курс обучения в нём длился три года). При училище вскоре начала существование низшая ремесленная школа для младших детей. Также Мария Клавдиевна открыла ремесленную школу для девочек, где они обучались рукоделию, кройке и шитью.

Творческий труд заинтересовал подрастающее поколение, и этот живой, искренний интерес значительно преобразил всю их жизнь:

«Но какую метаморфозу произвело это училище в моих учениках! Какое чудо!.. Ведь состав их был из тех же дикарей-разрушителей, которые несколько месяцев тому назад, бегая по улицам толпами, с камнями и палками никому не давали проходу - а потом какие милые, приветливые лица встречали меня в училище, какие светлые глаза глядели с благодарностью... О дикарях уже не было и помину. Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело».

Тенишева удивлялась собственной силе, способной творить чудеса и словно по волшебству менять звучание пространства:

«Жизнь моя приняла такой неожиданный оборот, во мне сразу проснулась с такой неудержимой силой энергия и инициатива, что все задуманное вчера, на следующий день уже приводилось в исполнение. Я не чувствовала себя и ничего не видела кругом, кроме дела и людей, исполнителей моих планов. Деятельность моя била бурным ключом. Я относилась к своему назначению с каким-то набожным чувством избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье».

«Из прежней грубой скорлупы вышли деловые, способные юноши, настоящие люди. Впоследствии все они вышли на дорогу, получили хорошие места, знания их сейчас же находили себе применение и хорошо оплачивались. Например, один из учеников первого выпуска, Ермолаев, служит теперь на Николаевском судостроительном заводе агентом по сдаче котлов, получая ежегодно до трех тысяч рублей... Не могу описать, какое высокое, благодатное чувство порождало во мне сознание выполненной задачи!..»

Покидая завод всего-навсего через четыре года, она оставила, кроме ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят.

Увидев, что день рабочего сопряжён со значительными бытовыми трудностями, она «задумала народную столовую, в которой за малую плату рабочий получал бы здоровый, свежий стол, горячее кушанье, где бы мог обогреться и отдохнуть. Это мне вполне удалось».

В каждом своём проекте княгиня принимала самое непосредственное участие. Всё приходилось делать самой - от замысла и утверждения идеи на совете руководства завода до поиска строителей, учителей. Ничто не смущало Марию Тенишеву, к любой, самой «низкой» работе она была готова.

Примечателен в этой связи день открытия столовой: «Народу было много, надо было как можно скорей обслуживать гостей, рук не хватало. Тогда я, засучив рукава платья, принялась за дело сама и стала подавать гостям кушанья, носясь из кухни в столовую с чашками, наполненными щами и кашей. Следуя примеру, мои помощницы принялись дружно мне помогать».

Помимо этого, Тенишева подала идею (и во многом поспособствовала её реализации) о построении своеобразных колоний с участками земли для каждой рабочей семьи, таким образом улучшив их быт. «Вначале понемногу, а потом верстами потянулись домики с садами, огородами, обнесенные заборами. Было отрадно и успокоительно ехать этими просторными слободами. В окнах домов, то с красными, то с белыми занавесками, виднелись горшки с цветущими растениями… в праздник на крылечках и балкончиках мелькали трогательные семейные сценки… Все, что было забито, обезличено казармой, на свободе разом пробудилось, приняв жизненную, нормальную форму. Проявились индивидуальности, личный вкус, заговорили человеческие потребности в уютной, чистой обстановке».

Для достойного проведения досуга княгиня устроила в Бежице Общественное собрание - клуб для служащих, и театр для рабочих. Для свободной торговли - заводские лавки, где рабочие могли беспрепятственно приобретать продукты.

Конечно, рабочие любили свою заступницу и покровительницу и отвечали самой горячей и искренней благодарностью. «Радостно было смотреть им прямо в глаза, с сознанием выполненного долга, так радостно, что дух замирал, плакать хотелось...», - пишет княгиня.

Именно Тенишевы преобразили и саму усадьбу в Хотылёво. Из Петербурга был приглашён архитектор, который выстроил здание дома в стиле, созвучном барочности стоящей рядом церкви Преображения, тем самым придав целостность архитектурному комплексу.

Хотылёвский дом «величаво красовался на высоком берегу Десны, среди густой зелени столетних лип, ярко белея на солнце. В конце живописного партера, перед балконом, была выстроена величественная лестница из дикого камня, ведущая двумя широкими спусками к реке. У пристани от сильного стремени весело колыхались хорошенькие белые лодки.


(фото с сайта "Седая Брящина")

Хотылёво сделалось неузнаваемым, все в нем преобразилось, похорошело. Через глубокие живописные овраги были переброшены каменные мосты, соединявшие части сада. В огромном фруктовом саду были разбиты широкие дорожки, обсаженные крыжовником и всеми сортами ягод. В квадратах между дорожками росли яблони, сливы и груши. Все кругом дышало изобилием и красотой. А там, внизу, далеко на просторе, среди пышных лугов, плавно протекала красавица Десна, мягкими изгибами все дальше и дальше маня за собой очарованный глаз...

На самом высоком месте крутого берега я построила павильон с широкой верандой и в час заката любила приходить любоваться чарующим зрелищем. Картина оттуда была захватывающей красоты, то поднимавшая в душе безмолвную молитву, тихую, бессознательную грусть, то сладко будившая воображение с порывом страстной любви к моей родине. Никогда и нигде за границей я не переживала подобных ощущений, нигде душа моя не умела так трепетать. Только одна русская природа почти до слез волновала во мне умиленное сердце трогательной безыскусственной красотой».

Сегодня я брожу по одичавшему парку,

поднимаюсь по ступенькам в дом, ставший маленьким лесом,

спускаюсь по лестнице к реке


и не устаю восхищаться неутомимой силой созидания княгини Тенишевой, её неравнодушием, истовой любовью к людям и искусству, и чувствую, что это пространство ждёт её возвращения.

Должен найтись ключ, который подойдёт к этой замочной скважине и отворит реальность.


ВОЗРОЖДЕНИЕ УСАДЬБЫ ТЕНИШЕВЫХ в ХОТЫЛЕВО

Территория усадьбы Тенишевых связана с богатой и интересной историей села Хотылёво. Впервые усадьба упоминается в начале XVII века как имение Тютчевых. В 1892 году усадьба перешла в собственность князя Вячеслава Николаевича Тенишева – одного из учредителей Акционерного общества «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод» (ныне Брянский машиностроительный завод). В.Н. Тенишев являлся крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей.

Кроме практической инженерной работы В.Н. Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, он выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» — по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян.

Жена хозяина усадьбы — Мария Клавдиевна Тенишева — была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н. Тенишев дал ей не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылево. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основных чертах, так и в мельчайших деталях — продукт ее творческого труда.

М.К. Тенишева была окружена известными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин и другие. Некоторые из них бывали и работали в Хотылево. Здесь М.А. Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры — это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали». Бывал в усадьбе и великий русский художник И.Е.Репин. В Хотылево он написал несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к открывавшейся взору деснянской красоте.


Усадебный парк – это уникальный памятник ландшафтного искусства на берегу реки Десны, заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К. Тенишевой в 1890-х годах. По площади парк невелик, всего 7,5 гектаров. В плане он представляет собой вытянутую вдоль берега реки Десны территорию, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей церкви Преображения Господня, построенной Фаддеем Тютчевым в 1763 году, парк спускается по крутому склону берега к водному зеркалу реки Десны.

Хотылевский парк — это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и «окнами» в зелени на реку и заречье, направляя внимание на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. Планировка тенишевского парка смешанная, она состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку. Поперечные и продольные аллеи соединяют верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, который располагался в левой части усадьбы.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался «рыбный пруд» (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Важным достоинством парка является разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям — однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка также украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской. На территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: железные кованые ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Усадьба Тенишевых после проведения определенных работ и мероприятий по воссозданию может и должна стать культурно-туристическим объектом.

В парке Тенишевых в Хотылево ежегодно проводятся:

  • международные пленэры молодых художников;
  • акции по благоустройству усадьбы «Благое дело»;
  • молодёжные фестивали;
  • двухдневные фестивали «Брянский мамонт»;
  • православный лагерь для детей и подростков Брянской области.

Возрождённая усадьба должна предоставить возможность посетителям возможность не только созерцать историко-культурные ценности, уникальный природный ландшафт, но и активно участвовать в различных мероприятиях: фестивалях, концертах, выставках, художественных аукционах. Возрожденная усадьба будет способствовать развитию познавательного туризма, оздоровительного и детского отдыха, экологического и спортивного туризма. Восстановление площадок на территории усадьбы для проведения спортивных игр позволит организовывать и проводить соревнования по русской лапте, лаун-теннису, крокету.

В ходе реализации проекта «Возрождение народных традиций малой Родины» предполагается провести праздник в усадьбе Тенишевых в Хотылево, включающий в себя: пленэр юных художников; установку памятной стеллы; высадку сада памяти; закладка капсулы обращения к потомкам; конкурс русского народного костюма; конкурс чтецов, частушек, фольклора; изготовление поделок; народные игры и хороводы. В ходе праздника будет проведен аукцион по продаже поделок и сувениров, средства от которых будут направлены на восстановление усадьбы Тенишевых в Хотылево.

Проведение праздника будет способствовать развитию устойчивого интереса у подрастающего поколения к русским народным традициям, народным промыслам, вовлечению молодежи через личностные социальные практики в возрождение русской народной культуры в Брянском регионе.


Брожу по руинам. Чувствую - то там, то тут - незаметное движение, дыхание, отзвук. Я в Хотылёво, в усадьбе Тенишевых.

Нет, конечно, никаких призраков тут нет. Есть только память, всё здесь хранит времена цветения жизни и творчества. Я принесла собой отрывочные воспоминания некоторых сведений о деятельности княгини, и пространство откликается на них резонансом, подобно тому как гладь воды расходится кругами от брошенного в неё камешка. Эти круги я и чувствую.

Дом взорвали немцы в 43-м, полностью, живы только фрагменты лестничного каскада, ведущего к реке. Парк, когда-то бывший единственным в области парком внешних видов, обрамлённый экзотическими видами деревьев, сегодня заброшен и одичал до неузнаваемости. Церковь Преображения, что через дорогу от имения, поражает красотой и величием своего разрушения, и это довольно жуткое ощущение.

С неё и начнём, тем более что это первый (и последний хотя бы частично сохранившийся) объект усадебного комплекса, встречающийся на пути к территории имения.

Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника «старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева», сообщает сайт «Седая Брянщина» , имел два придела. Это редкий для нашего края образец архитектуры в стиле Елизаветинского периода русского барокко - пышном, романтичном, радостном, с обилием пилястр, витиеватых обрамлений, игрой светотеней, округлыми очертаниями форм… Так храм выглядел в конце девятнадцатого века:


(фото с сайта "Седая Брящина")

Ни восьмерик второго этажа, завершающийся купольной крышей, ни колокольня не сохранились. Мы видим потрёпанный ветрами времени прямоугольный остов с разорванным входом.

Межстенная лестница ведёт на невидимую колокольню:

Внутреннее пространство церкви:

Пребывание внутри оставляет ощущение движения разрушения : оставшиеся редкие балки крыши будто бы падают прямо сейчас, создавая баррикадные сооружения на земле.

Остатки барочной лепнины:

Фаддей Тютчев, первый владелец усадьбы в Хотылёво, проиграл её в карты. Имение попало в неблагонадёжные руки, но по счастливым обстоятельствам вскоре его выкупил князь Вячеслав Тенишев, соучредитель рельсопрокатного завода в Бежице, прославившегося на всю страну (ныне это Брянский машиностроительный завод). Князь был вторым мужем Марии Клавдиевны, кипучая и разносторонняя деятельность которой начала разворачиваться именно отсюда.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на этом, т.к. Мария Тенишева сумела проявить здесь необычайную находчивость и мужество, упорство и решительность в реализации её множественных замыслов. А условия, надо заметить, напоминали собой самое настоящее болото (окружавшее город и на самом деле, а не только образно) - трясину сознания. Как ей удалось выбраться из этой трясины и вытащить целый завод, составлявший основу города Бежицы? Вся «кухня» претворения идей Тенишевой в жизнь подробно описана в её книге «Впечатления моей жизни» , из которой и взяты далее мной развёрнутые цитаты. Подобно мечу, дух княгини закалялся в непростых испытаниях, и все эти качества очень пригодились ей в дальнейшем - на главной платформе реализации её миссии, в .

Итак, поселившись после свадьбы в Бежице рядом с заводом и будучи вынуждена общаться с управленцами разного уровня, которые входили в круг делового общения её мужа, княгиня была неприятно поражена увиденным. «Холодно мне было среди этих некультурных людей. Грубость их нравов леденила меня, узость, ограниченность интересов подавляли. … Никогда мне не приходилось раньше в своей жизни встречаться с такими людьми. Я точно попала в какой-то особый мир, с особыми нравами, особыми обычаями и особым пониманием всего, чем жизнь красна…».

Положение же рабочего пласта и вовсе ужасало: люди жили в тесных холодных бараках по нескольку семей, здесь же ютилась домашняя скотина. Грязь и вонь, темноту и отсутствие нормальных человеческих условий мужчины компенсировали алкоголем, женщины же вообще не находили утешения, срываясь на детях. О нравственности или просвещении не было и речи.

Такая жизнь казалась княгине бессмысленной, горечь от наблюдаемой картины скоро вызвала у неё желтуху, и по рекомендации врачей Тенишев увёз супругу в Хотылёво.

«Кругом широко расстилались во все стороны необозримые заливные луга, с причудливо и величаво извивающейся между ними рекой. Воздух и простор были необъятные… А я пробуждалась... С каждым днем силы росли во мне. Понемногу зазвучали в душе, как отдаленные аккорды, давно забытые мечты о широкой, плодотворной общественной деятельности».

Заводские реалии и горячее сострадание побуждали Марию Тенишеву к немедленному действию:

«Я открыла, что, кроме заевшихся, зажирелых матрон и упитанных равнодушных деятелей, в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву, может быть, озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди... Кто до этой поры позаботился о них? Об улучшении их жизни, их детях? Кто прислушался к их голосу, их жалобам, их нуждам? Никто... Верхи неумолимо попирали низы с какой-то жестокостью, не оглядываясь по сторонам. Каждый жадно, эгоистично, холодно урывал кусок в свою пользу, не замечая своих младших братьев, которым, казалось, не было суждено когда-нибудь вынырнуть из едкой копоти, палящего жара, обмыться, успокоиться, разогнуть болящую спину, вздохнуть свободно...

Да, в этом пекле и стуке жили живые люди, которым надо было помочь. Надо, потому что до этой минуты ничего для них не было предпринято».

Она внимательно посмотрела вокруг, заметив зорким глазом, что следует предпринять в первую очередь. В Хотылёво была устроена школа, в которую постепенно конфетами и играми привлекались дети. В Бежицкой школе прежний учитель, «человек узколобый, тоже сытый, слепой и глухой до всего живого», наживавшийся на торговле учебными пособиями, был смещён с должности. На месте пустующего парка выросло прекрасное каменное здание «Училище ремесленных учеников имени кн. М.К. Тенишевой» (курс обучения в нём длился три года). При училище вскоре начала существование низшая ремесленная школа для младших детей. Также Мария Клавдиевна открыла ремесленную школу для девочек, где они обучались рукоделию, кройке и шитью.

Творческий труд заинтересовал подрастающее поколение, и этот живой, искренний интерес значительно преобразил всю их жизнь:

«Но какую метаморфозу произвело это училище в моих учениках! Какое чудо!.. Ведь состав их был из тех же дикарей-разрушителей, которые несколько месяцев тому назад, бегая по улицам толпами, с камнями и палками никому не давали проходу - а потом какие милые, приветливые лица встречали меня в училище, какие светлые глаза глядели с благодарностью... О дикарях уже не было и помину. Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело».

Тенишева удивлялась собственной силе, способной творить чудеса и словно по волшебству менять звучание пространства:

«Жизнь моя приняла такой неожиданный оборот, во мне сразу проснулась с такой неудержимой силой энергия и инициатива, что все задуманное вчера, на следующий день уже приводилось в исполнение. Я не чувствовала себя и ничего не видела кругом, кроме дела и людей, исполнителей моих планов. Деятельность моя била бурным ключом. Я относилась к своему назначению с каким-то набожным чувством избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье».

«Из прежней грубой скорлупы вышли деловые, способные юноши, настоящие люди. Впоследствии все они вышли на дорогу, получили хорошие места, знания их сейчас же находили себе применение и хорошо оплачивались. Например, один из учеников первого выпуска, Ермолаев, служит теперь на Николаевском судостроительном заводе агентом по сдаче котлов, получая ежегодно до трех тысяч рублей... Не могу описать, какое высокое, благодатное чувство порождало во мне сознание выполненной задачи!..»

Покидая завод всего-навсего через четыре года, она оставила, кроме ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят.

Увидев, что день рабочего сопряжён со значительными бытовыми трудностями, она «задумала народную столовую, в которой за малую плату рабочий получал бы здоровый, свежий стол, горячее кушанье, где бы мог обогреться и отдохнуть. Это мне вполне удалось».

В каждом своём проекте княгиня принимала самое непосредственное участие. Всё приходилось делать самой - от замысла и утверждения идеи на совете руководства завода до поиска строителей, учителей. Ничто не смущало Марию Тенишеву, к любой, самой «низкой» работе она была готова.

Примечателен в этой связи день открытия столовой: «Народу было много, надо было как можно скорей обслуживать гостей, рук не хватало. Тогда я, засучив рукава платья, принялась за дело сама и стала подавать гостям кушанья, носясь из кухни в столовую с чашками, наполненными щами и кашей. Следуя примеру, мои помощницы принялись дружно мне помогать».

Помимо этого, Тенишева подала идею (и во многом поспособствовала её реализации) о построении своеобразных колоний с участками земли для каждой рабочей семьи, таким образом улучшив их быт. «Вначале понемногу, а потом верстами потянулись домики с садами, огородами, обнесенные заборами. Было отрадно и успокоительно ехать этими просторными слободами. В окнах домов, то с красными, то с белыми занавесками, виднелись горшки с цветущими растениями… в праздник на крылечках и балкончиках мелькали трогательные семейные сценки… Все, что было забито, обезличено казармой, на свободе разом пробудилось, приняв жизненную, нормальную форму. Проявились индивидуальности, личный вкус, заговорили человеческие потребности в уютной, чистой обстановке».

Для достойного проведения досуга княгиня устроила в Бежице Общественное собрание - клуб для служащих, и театр для рабочих. Для свободной торговли - заводские лавки, где рабочие могли беспрепятственно приобретать продукты.

Конечно, рабочие любили свою заступницу и покровительницу и отвечали самой горячей и искренней благодарностью. «Радостно было смотреть им прямо в глаза, с сознанием выполненного долга, так радостно, что дух замирал, плакать хотелось...», - пишет княгиня.

Именно Тенишевы преобразили и саму усадьбу в Хотылёво. Из Петербурга был приглашён архитектор, который выстроил здание дома в стиле, созвучном барочности стоящей рядом церкви Преображения, тем самым придав целостность архитектурному комплексу.

Хотылёвский дом «величаво красовался на высоком берегу Десны, среди густой зелени столетних лип, ярко белея на солнце. В конце живописного партера, перед балконом, была выстроена величественная лестница из дикого камня, ведущая двумя широкими спусками к реке. У пристани от сильного стремени весело колыхались хорошенькие белые лодки.


(фото с сайта "Седая Брящина")

Хотылёво сделалось неузнаваемым, все в нем преобразилось, похорошело. Через глубокие живописные овраги были переброшены каменные мосты, соединявшие части сада. В огромном фруктовом саду были разбиты широкие дорожки, обсаженные крыжовником и всеми сортами ягод. В квадратах между дорожками росли яблони, сливы и груши. Все кругом дышало изобилием и красотой. А там, внизу, далеко на просторе, среди пышных лугов, плавно протекала красавица Десна, мягкими изгибами все дальше и дальше маня за собой очарованный глаз...

На самом высоком месте крутого берега я построила павильон с широкой верандой и в час заката любила приходить любоваться чарующим зрелищем. Картина оттуда была захватывающей красоты, то поднимавшая в душе безмолвную молитву, тихую, бессознательную грусть, то сладко будившая воображение с порывом страстной любви к моей родине. Никогда и нигде за границей я не переживала подобных ощущений, нигде душа моя не умела так трепетать. Только одна русская природа почти до слез волновала во мне умиленное сердце трогательной безыскусственной красотой».

Сегодня я брожу по одичавшему парку,

поднимаюсь по ступенькам в дом, ставший маленьким лесом,

спускаюсь по лестнице к реке


и не устаю восхищаться неутомимой силой созидания княгини Тенишевой, её неравнодушием, истовой любовью к людям и искусству, и чувствую, что это пространство ждёт её возвращения.

Должен найтись ключ, который подойдёт к этой замочной скважине и отворит реальность.