В старину соль очень дорого ценилась, место солонки было всегда рядом с хозяином дома. Если за столом оказывался гость желанный – солонка пододвигалась ему, если же соль оставалась на своем месте – значит гостя в доме не жаловали. Брали соль щепотью и потому вид у солонки был иной. На Руси солонка была глубоко почитаема, ведь хлеб да соль всегда были символами гостеприимства и благополучия . Расписные и резные деревянные «солоницы» всегда занимали свое почетное место на праздненствах, а порой имели и обрядовое значение. Часто солонку делали в форме лошади и утицы, символов солнца - голова лошадиная, а хвост обязательно утиный. Ведь считалось, что солнце ночью на утке, а днем на лошади. А соль признавалась даром солнца. Материальная ценность соли была велика. Долгое время соль являлась денежной мерой. Дворянское сословье солонки и сахарницы заказывало у известных мастеров, и это были уникальные произведения искусства, цена которых была сравнима с ценой ювелирных украшений.

Сейчас одна из немногих старинных солонок сохранившихся до наших дней - знаменитая золотая солонка "Салиера " была создана выдающимся флорентийским мастером Бенвенуто Челлини в 1540-1543 годах. Золотая солонка украшенная аллегорическими фигурами Океана и Земли .

«Сальера» (итал. Saliera — « солонка») — частично покрытая эмалью золотая настольная статуэтка, выполненная в 1543 году флорентийским золотых дел мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I и представляющая собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма . Высота скульптуры — 26 см, ширина основания из слоновой кости — 33,5 см.Первоначальным заказчиком солонки выступал кардинал Ипполито д’Эсте . Тогда у Челлини родился замысел выполнить солонку как аллегорию союза земли (фигура Цереры ) и моря (фигура Нептуна ), благодаря которому и рождается соль . Этот замысел, упомянутый Челлини в автобиографии, удалось осуществить только в начале 1540-х в связи с поступлением заказа французского монарха. Сальера бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. Король Карл IX преподнёс её Фердинанду Тирольскому , после чего до XIX века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс . Только с учреждением венского Музея истории искусств солонка была перемещена в столицу Австрии. 11 мая 2003 года Сальера была похищена из Музея истории искусств, который в то время находился на ремонте. Хотя стоимость скульптуры оценивалась не менее чем в 50 млн евро, австрийское правительство предложило за возврат солонки сравнительно скромную награду в 70 000 евро. Объяснялось это тем, что сбыть произведение такого уровня попросту невозможно. При этом застрахована Сальера была только на половину рыночной стоимости, так как возможность похищения такого шедевра просто не рассматривалась всерьёз. Расчёт администрации музея оправдался: 21 января 2006 года полиция обнаружила Сальеру закопанной в свинцовой коробке в лесу у города Цветль .

"Оставшись удовлетворен моими работами, король возвратился к себе во дворец, а меня покинул преисполненным стольких милостей, что было бы долго о них рассказывать. На другой затем день, за своим обедом, он послал за мной. Тут же присутствовал кардинал феррарский, который с ним обедал. Когда я явился, король был еще за вторым блюдом; как только я подошел к его величеству, он начал со мной беседовать, говоря, что раз у него имеются такой красивый таз и такой красивый кувшин моей руки, что в придачу к этим вещам ему требуется красивая солонка и что он хочет, чтобы я ему сделал к ней рисунок; но ему очень бы хотелось увидеть его скоро. Тогда я прибавил, говоря: «Ваше величество увидит такой рисунок гораздо скорее, нежели оно того от меня требует; потому что, пока я делал таз, я думал, что в придачу к нему следует сделать солонку», и что это уже сделано и что, если ему угодно, я ему покажу тотчас же."

ЧЕЛЛИНИ, БЕНВЕНУТО (Cellini, Benvenuto) (1500–1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни – музыкантом. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III. В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант"Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул. В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции.
Книга Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции является одним из самых замечательных произведений литературы 16 в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и еще несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562. В 18 в., после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728.
Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как Исповедь блаженного Августина или Исповедь Руссо. На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передает ход мысли и переживания человека.
Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он должен был представлять скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира. Вазари, например, писал, что Челлини – непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор. Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540–1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для облачений Климента VII.
Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, – бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр). Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545–1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545–1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545–1548, там же); Ганимед (1548–1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок. 1562, Эскориал
).

Название Saliera переводится с французского языка, как «солонка». Эту золотую настольную статуэтку, частично покрытую эмалью, в 1543 году изготовил знаменитый золотых дел мастер Бенвенуто Челлини из Флоренции для короля Франции Франциска I. Изделие является известной вершиной искусства декоративно-прикладного характера, относящейся к эпохе марьеризма.

Первоначально солонку заказал кардинал Ипполито д’Эсте. Именно тогда Челлини задумал изготовить солонку в виде аллегории объединения земли, которую символизирует фигуру Цереры, и моря (фигура Нептуна), в результате которого и появляется соль. Замысел этот Челлини упомянул в своей автобиографии, но осуществил его только тогда, когда поступил заказ французского монарха в начале 1540-х годов.

Фигуру Нептуна несут морские кони, она находится рядом с кораблем, в котором и расположена соль. Церера показана сидящей на слоне, рядом с ней имеется триумфальная арка, открывающаяся и предназначенная для перца. Возле ног Цереры расположена саламандра. Это животное является гербовым для ФранцискаI и выглядит аллюзией, намекающей на заказчика солонки. Основание солонки изготовлено из эбенового дерева и украшено четырьмя путти, символизирующими стороны света и ветра. Основание установлено на деревянных роликах, так что солонку можно передвигать по столу, не поднимая ее.

«Сальера» – единственная ювелирная работа Челлини, безусловно выполненная им самим, что делает ее бесценным произведением искусства. Солонку король Карл IX вручил в 1570 году Фердинанду Тирольскому, представлявшему короля вовремя его помолвки с эрцгерцогиней Елизаветой. До девятнадцатого века «Сальера» находилась в Инсбруке, в замке Амбрасс, являясь несомненной жемчужиной его убранства. Когда в Вене учредили Музей истории искусств, солонку переместили в австрийскую столицу.

11 мая 2003 года «Сальеру» из Музея, временно закрытого на ремонт, похитили. Несмотря на то, что стоимость скульптуры по оценкам специалистов составляла не менее, чем 50 миллионов евро, правительство Австрии предложило за содействие в возвращении солонки удивительно скромную награду – всего 70 тысяч евро. Объяснили это тем, что продать произведение настолько высокого уровня вообще невозможно. «Сальера» была застрахована, но лишь на половину ее рыночной стоимости, поскольку никто не рассматривал всерьез возможность похищения этого шедевра.

Администрация музея оказалась права: 21 января 2006 года полицейские нашли знаменитую скульптуру. Она находилась в свинцовой коробке и была зарыта в земле рядом с городом Цветль.



Бенвенуто Челлини (1500-1571)

Итальянский мастер Бенвенуто Челлини был творчески одаренной личностью. Он работал ювелиром, скульптором, написал свою полную приключений биографию. Неуемный по натуре, он в юности успел попробовать себя в роли воина, находился на службе у Папы Римского Климента VII, сидел в тюрьме по обвинению в краже, бежал и наконец остепенился во Франции, где при дворе короля Франциска I в полной мере продемонстрировал свое умение создавать шедевры ювелирного искусства.

Челлини был музыкантом и хотел, чтобы его сын также стал музыкантом, но Бенвенуто, обучившись игре на флейте, категорически отказался идти по стопам отца. Свой жизненный путь он выбрал сам. Пятнадцати лет стал учиться у флорентийского мастерового, чеканщика, ювелира Антонио ди Сандро. У него юный Челлини приобрел первые навыки скульптора, учился также ковке металла, литью, чеканке, резьбе по золоту, серебру, научился обрабатывать драгоценные камни. Но интересных изделий не создал.

Челлини раздражал сидячий монотонный труд в лавке, приказной тон хозяина, и он решил бросить работу, дом и бежать из Флоренции. Его обуяла жажда новых впечатлений и приключений. Он ушел в Сиену, затем в Болонью, в Пизу. Когда ему исполнилось 19 лет, он прибыл в Рим, мечтая разбогатеть любой ценой.

В Риме молодого человека приняли на службу к Папе Римскому Клименту VII, а затем он оказался на службе у следующего Папы Павла III. И вот тут обнаружилось, что молодой человек может работать с золотом, серебром, драгоценными камнями. Не известно, какую ювелирную работу надо было выполнить Челлини в 1538 году, известно только, что ему для выполнения заказа дали золото. И мастер не удержался, присвоил часть драгоценного металла. Кража вскрылась, и Челлини посадили в тюрьму — в замок Святого Ангела. Но просидел он там не долго, сумел бежать во Францию.

В замке Фонтенбло под Парижем Челлини работал по заказам короля Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Самым известным произведением, вызвавшим неподдельное удивление Франциска и всего двора, прославившим Челлини, стала большая золотая солонка, больше похожая на шкатулку. Две позолоченные аллегорические фигуры — бога моря Нептуна с трезубцем и напротив него богини Земли Цереры — поражают совершенством форм.

По легенде, Франциску I пришлось основательно раскошелиться для этой солонки — 1000 золотых корон ушло на переплавку, чтобы итальянский мастер имел в достатке золота.

Однако Челлини не разбогател, чужое золото его уже не прельщало, и он вернулся в родную Флоренцию, где прожил до конца жизни. Здесь он выполнял заказы великого герцога Козимо Медичи. Одна из наиболее известных его работ установлена на площади Синьории — это Персей, держащий отрубленную голову горгоны Медузы.

Бенвенуто Челлини родился в широко известной своими великими живописцами — Флоренции. Ещё с юных лет ему были знакомы такие имена как: Леонардо да Винчи , Рафаэле, Микеланджело . Будучи 15 летним мальчиком Бенвенуто сбежал из дома для того, чтобы стать учеником золотых дел мастера. Характер Челлини был далеко не спокойный, а скорее даже буйным, что и не позволяло оставаться ему долго на одном месте.

Таким образом, вскоре он оказывается в Риме. Папа Римский проникается его работами и Челлини поступает к нему на службу. Основной деятельностью мастера было изготовление медалей с рельефным изображением. В те времена такие медали были в моде (их носили на шляпах). Бенвенуто имел заказы от самых привилегированных и богатых горожан.

При осаде Рима войском испанского императора Карла V смелый Челлини участвовал в обороне города, отличаясь не только храбростью и дерзостью, но хвастовством. С его слов вырисовывались картины собственноручного убийства одного из принца с помощью оружейного выстрела, а также смерть главнокомандующего армии по средствам пушечного выстрела сделанного непосредственно им. Бенвенуто был частым участникам ссор и драк, в которых нередко исход решался смертью его оппонентов. Чтобы избежать наказаний он часто скрывался, покидая Рим. Покровительство Папы Римского, ценившего мастерство Челлини, не раз помогало уйти от подозрений и избежать обвинения. Именно он сделал Бенвенуто управляющим римским монетным двором. Но спустя небольшой период времени Челлини сгоряча совершает убийство знаменитого мастера золотых дел и вновь покидает Рим.

Он возвращается на свою родину ненадолго и позже уезжает во Францию ко двору короля Франциска I. Король Франции создаёт благоприятные условия Бенвенуто, окружая его уважением и почётом. Но и этого оказывается недостаточным. Мастер, постоянно тоскующий по Италии, узнаёт, что Папа Римский вновь прощает его и незамедлительно возвращается в Рим, где и начинает работать над ювелирными изделиями для папской сокровищницы.

Интересным является тот факт, что часть драгоценных камней, золота и серебра, предназначавшихся на эту работу таинственно исчезают. Вследствие чего мастера обвинили в воровстве и приговорили к пожизненному заключению. Подземелья замка Святого Ангела (собственность Папы Римского) отняли два года жизни Челлини, по прошествии которых Бенвенуто был вновь на свободе и выполнял заказы по изготовлению драгоценностей.

Позже Челлини вновь уезжает во Францию, где король Франциск I приближает его ко двору, а мастер создаёт свои самые знаменитые изделия такие как: золотая солонка и колоссальный бронзовый рельеф «Нимфа Фонтенбло » с изображением красивой молодой женщины. Во Франции мастер живёт на протяжении 5 лет, как и прежде в окружении соперников и врагов. Так, требование одной из фавориток короля заключалось в повешении Челлини как наказание за оскорбление, которое он ей нанёс. Но Франциск I полностью покровительствовал Бенвенуто и даже преподнес ему замок.

Как бы то ни было, враги смогли добраться до Челлини, и ему пришлось покинуть Францию, в который раз. Остаток жизни Бенвенуто прожил во Флоренции, где правитель города (Медичи ) опекал его. Челлини больше не занимался ювелирным искусством, отдавая предпочтение скульптуре. Статуя Персея с головой Медузы Горгоны в руке в бронзе стала самой известной работой этого периода.

В старину соль очень дорого ценилась, место солонки было всегда рядом с хозяином дома. Если за столом оказывался гость желанный - солонка пододвигалась ему, если же соль оставалась на своем месте - значит гостя в доме не жаловали. Брали соль щепотью и потому вид у солонки был иной. На Руси солонка была глубоко почитаема, ведь хлеб да соль всегда были символами гостеприимства и благополучия . Расписные и резные деревянные «солоницы» всегда занимали свое почетное место на праздненствах, а порой имели и обрядовое значение. Часто солонку делали в форме лошади и утицы, символов солнца - голова лошадиная, а хвост обязательно утиный. Ведь считалось, что солнце ночью на утке, а днем на лошади. А соль признавалась даром солнца. Материальная ценность соли была велика. Долгое время соль являлась денежной мерой. Дворянское сословье солонки и сахарницы заказывало у известных мастеров, и это были уникальные произведения искусства, цена которых была сравнима с ценой ювелирных украшений.

Сейчас одна из немногих старинных солонок сохранившихся до наших дней - знаменитая золотая солонка "Салиера" была создана выдающимся флорентийским мастером Бенвенуто Челлини в 1540-1543 годах. Золотая солонка украшенная аллегорическими фигурами Океана и Земли.

«Сальера» ( Saliera — « ») — частично покрытая золотая настольная статуэтка, выполненная в золотых дел мастером для французского короля и представляющая собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи . Высота скульптуры — 26 см, ширина основания из слоновой кости — 33,5 см.Первоначальным заказчиком солонки выступал кардинал . Тогда у Челлини родился замысел выполнить солонку как союза земли (фигура ) и моря (фигура ), благодаря которому и рождается . Этот замысел, упомянутый Челлини в автобиографии, удалось осуществить только в начале в связи с поступлением заказа французского монарха.Сальера бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. Король преподнёс её , после чего до «Сальера» оставалась жемчужиной замка . Только с учреждением солонка была перемещена в столицу Австрии. Сальера была похищена из Музея истории искусств, который в то время находился на ремонте. Хотя стоимость скульптуры оценивалась не менее чем в 50 млн евро.Австрийское правительство предложило за возврат солонки сравнительно скромную награду в 70 000 евро. Объяснялось это тем, что сбыть произведение такого уровня попросту невозможно. При этом застрахована Сальера была только на половину рыночной стоимости, так как возможность похищения такого шедевра просто не рассматривалась всерьёз.Расчёт администрации музея оправдался: полиция обнаружила Сальеру закопанной в свинцовой коробке в лесу у города .

"Оставшись удовлетворен моими работами, король возвратился к себе во дворец, а меня покинул преисполненным стольких милостей, что было бы долго о них рассказывать. На другой затем день, за своим обедом, он послал за мной. Тут же присутствовал кардинал феррарский, который с ним обедал. Когда я явился, король был еще за вторым блюдом; как только я подошел к его величеству, он начал со мной беседовать, говоря, что раз у него имеются такой красивый таз и такой красивый кувшин моей руки, что в придачу к этим вещам ему требуется красивая солонка и что он хочет, чтобы я ему сделал к ней рисунок; но ему очень бы хотелось увидеть его скоро. Тогда я прибавил, говоря: «Ваше величество увидит такой рисунок гораздо скорее, нежели оно того от меня требует; потому что, пока я делал таз, я думал, что в придачу к нему следует сделать солонку», и что это уже сделано и что, если ему угодно, я ему покажу тотчас же."

ЧЕЛЛИНИ, БЕНВЕНУТО (Cellini, Benvenuto) (1500-1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни - музыкантом. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III. В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант"Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540-1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул. В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции.
Книга Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции является одним из самых замечательных произведений литературы 16 в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и еще несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562. В 18 в., после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728.
Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как Исповедь блаженного Августина или Исповедь Руссо. На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передает ход мысли и переживания человека.
Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он должен был представлять скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира. Вазари, например, писал, что Челлини - непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор. Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540-1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для облачений Климента VII.
Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, - бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр). Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545-1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545-1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545-1548, там же); Ганимед (1548-1550); Аполлон и Гиацинт ; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити ; Распятие (ок. 1562, Эскориал
).