Применение ИКТ в работе музыкального руководителя

Прошкина Ольга Викторовна

В статье рассмотрены вопросы о необходимости использования новых информационных технологий на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача - формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Теория:

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности и развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

И в своей работе я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Таким образом, использование видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по пьесам П.И.Чайковского, например, «Апрель», «Октябрь». Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков (Гендель, Бах, Вивальди, Гайдн, Моцарт, Бетховен), а также композиторов эпохи Романтизма (Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Брамс, Чайковский, Россини). Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Практика :

Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.

Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Хороводы чаще всего проходят под народные песни, у нас в детском саду, много аудиокассет, которые подобраны по тематике; по видам музыкальной деятельности. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под музыку современной эстрады. Например: «Улетай туча» Ф.Киркорова; «Морячка» О.Газманова; «Бабушки-старушки» А.Буйнова; «Зима» Алсу; …

Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить.

В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет: «Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И.Чайковского, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А.Бурениной…Эти записи я даю родителям на выходные, что бы они дома, в спокойной обстановке просмотрели с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах

музыкальной деятельности.

В моей коллекции есть аудиокассеты, которые объединены одной темой: Великая Отечественная - (песни ВОВ), «Релаксация с музыкальным сопровождением», «Знакомство с театром», «Песенки-инсценировки для развития речи и вокальных навыков» Е. Железновой., а также очень много музыкальных сказок и песен из мультфильмов.

Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном - поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус. Музыкальные руководители ДОУ должны иметь определённый уровень звуковой и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательного воздействия на ребёнка, и быть хорошо подготовленными в области музыкознания.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.

К праздникам и развлечениям готовлюсь очень серьёзно - ищу в

интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой

наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость

и эстетические переживания.

В компьютере, в своей папке я пишу планы, сценарии, диагностику,

тексты песен, стихи, музыку, фотографии и так далее.

Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые

информационно - коммуникационные технологии дают толчок развитию

новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот

тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием

«информация дошкольного образования».Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

· психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор детей;

· возрастает уровень использования наглядности на занятиях;

Вывод:

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список используемой литературы:

1. Гулак, И.В. Использование компьютера //Управление ДОУ. - 2006. № 8

С. 36.

2. Новосёлова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа. -

1997. - № 3. - С. 23.

3. Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском

саду//Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С. 12.

4. Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном

детстве // Управление ДОУ. - 2008. № 6 - С. 32

You have no rights to post comments

Ирина Коновалова
«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада»

Слайд 1.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Слайд 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Слайд 3.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Слайд 4.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Слайд 5.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Слайд 6.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Слайд 7.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Слайд 8.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Слайд 9.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Слайд 10.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

Слайд 11.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Слайд 12.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Слайд 13.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день это тем более актуально, что и в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами)», владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

Слайд 14.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, конструктов, нотных партитур, оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

Слайд 15.

Использую мультимедийные презентации на праздниках (День защитника Отечества «Богатырская сила», 8 марта «Устами младенца», 9 Мая «Они сражались за Родину», выпуск в школу, развлечениях (викторина по сказкам А. С. Пушкина, «Фестиваль народных игр» и др., в образовательной деятельности («Доброта в жизни и музыке», «Страна вежливости» и др., дополнительном образовании («Колядки», «Масленица» и др.).

Слайд 16.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Экспериментальная деятельность – Ребенок в мире звуков», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др.

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе).

Слайд 17.

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http://dohcolonoc.ru/ , http://www.musical-sad.ru/ , http://kladraz.ru , http://сайт/ , http://nsportal.ru , сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. Широко применяю ИКТ для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений, на родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Слайд 18.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ

В условиях информационного общества особенно остро стоит вопрос о духовном, нравственном и эмоциональном аспектах воспитания подрастающего поколения. Во многом эти задачи могут решаться с помощью такого вида искусства, как музыка. Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста и рассматривается как ничем не заменимое средство развития эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное в жизни.
Как привить ребёнку чувство прекрасного, не нарушая связи с обществом, широко применяющим компьютерные технологии? В современных условиях, когда практически в каждой семье есть компьютер, дети проводят за ним определённую (чаще всего большую) часть свободного времени. Дошкольники привыкли воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве, им близко восприятие экранных образов. Такое восприятие обычно усиливает эмоциональный отклик со стороны детей, оставляет более яркие впечатления.
Каковы же функции информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя? В первую очередь это источник учебной и музыкальной информации, средство подготовки текстов, оформления наглядных пособий, выступлений. Одним из основных достоинств образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление наглядности. Не всегда у нас есть необходимый наглядный демонстрационный материал: репродукции, иллюстрации, картинки или же они не очень высокого художественного качества. Благодаря огромным возможностям Интернета можно найти и использовать разнообразный иллюстративный материал. Экран же притягивает внимание, вызывает огромный интерес каждого ребёнка. Применение ИКТ усиливает познавательный интерес дошкольников к музыке, активизирует детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.

СЛАЙД 1
ЦЕЛЬ:
Приобщение детей к различным видам музыкальной деятельности средствами ИКТ

ЗАДАЧИ:
- Активизировать процесс формирования музыкальных способностей детей средствами ИКТ;
- Развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка с помощью ИКТ;
- Воспитывать музыкальный вкус и расширять кругозор дошкольников

СЛАЙД 2
Музыкальные занятия с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
- принципы сознательности и активности
- принцип связи обучения с практикой
- принцип системности и последовательности
- принцип доступности
- принцип наглядности
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
- принцип полноты и целостности

СЛАЙД 3
Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей:
зрительного, слухового, чувственного,
задействовать на занятии все виды памяти:
зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

СЛАЙД 4
Основным оборудованием в успешной работе с использованием ИКТ является наличие компьютера и проекционного экрана на штативе.
Функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя:

- Источник информации
- Создание дидактических материалов, картотек
- наглядное пособие
- оформление документации
- мониторинг по отслеживанию результатов достижений воспитанников
- обобщение и распространение опыта работы
- создание фонотек, обработка музыкальных файлов

СЛАЙД 5
Одной из ведущих и наиболее эффективных технологий в дошкольной педагогике является метод компьютерной презентации. Он может иметь разную тематическую направленность и использоваться в досуговой деятельности дошкольников.

СЛАЙД 6
В каких видах музыкальной деятельности мы можем использовать ИКТ?
Восприятие музыки

СЛАЙД 7

Музыкально-ритмические движения

СЛАЙД 8

Музыкально-дидактические игры

СЛАЙД 9

Пение

СЛАЙД 10

Игра на детских музыкальных инструментах

СЛАЙД 11

Образовательная область «Музыка» подразумевает использование ИКТ в подаче дополнительного наглядного материала.
Он может быть представлен в виде:

Клипов к различным песням

СЛАЙД 12

Мультфильмов, в основе которых лежит классическое музыкальное произведение.

СЛАЙД 13

Видеофильмов, иллюстрирующих различные виды искусства.

СЛАЙД 14

Анимационного фона при исполнении различных песен.

СЛАЙД 15

При изучении танцевальных композиций возможен просмотр танцев в исполнении профессиональных артистов, а также детских коллективов, с последующим анализом увиденного.

СЛАЙД 16

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов, администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовым и перспективным планом и отчётом о проделанной работе.

СЛАЙД 17

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет Интернет-общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами из других регионов страны через различные образовательные и личные сайты:

МАААМ

ПЕРЛИНА

ДЕТСКИЙ ПОРТАЛ « LEON4IK »

САЙТ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

СЛАЙД 18

Широкое распространение получили электронные журналы, например, «Музыкальный оливье». В нём предложены авторские методические материалы, нотные песенные сборники и «минусовые» фонограммы. Всё это помогает музыкальному руководителю в организации творческого и педагогического процесса.

СЛАЙД 19

Работа с родителями – ещё одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер оказывает неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях, утренниках, праздниках и совместных с родителями мероприятиях.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыкой для малышей остаются неоспоримыми.

СЛАЙД 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Мананникова Марина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №168"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Использование информационно – коммуникационных

технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом

отличается от мира, в котором выросли его родители и его невозможно

представить без интернета и информационно-коммуникационных

технологий. Возможности, предоставляемые интернет - ресурсами,

позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в

системе дошкольного образования. Это предъявляет качественно новые

требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного

образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием,

сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской

Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,

затрагивающих все основные направления модернизации образовательной

системы и ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

Идти в ногу со временем;

Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных программ;

Сформировать основы информационной культуры его личности;

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность

родителей;

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех

направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

Модернизация методической службы;

Совершенствование материально – технической базы;

Создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»

дошкольное образование является одним из уровней общего образования.

Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью

современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет

довольно длительную историю, но в детском саду такого распространения

компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу

педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных

ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно

обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его

эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере

образования, использующие специальные технические средства (ПК,

мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это

комплекс учебно – методических материалов, технических и

инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,

формах и методах их применения для совершенствования деятельности

специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,

специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

Как музыкальный руководитель я не представляю свою работу без

интернет - ресурсов. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно –

образное мышление. Главным принципом при организации деятельности

детей этого возраста является принцип наглядности. Использование

разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и

динамического позволяет мне быстрее достичь намеченной цели во время

музыкальных занятий с детьми. Использование интернет – ресурсов

позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким,

зрелищным и комфортным.

Я делаю подборку иллюстративного и видеоматериалов к играм, к

занятиям и утренникам, минусовых и плюсовых фонограмм песен.

Предъявление информации на большом экране в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес. Теперь ребёнок может музыку не только слышать,

касается классической музыки, (например «Времена года» П.Чайковского или

Вивальди, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Детский альбом»

П.Чайковского и т.д.), при восприятии которой ребёнку очень сложно

представить некоторые образы, тем более что у каждого человека они свои и

очень индивидуальны. И конечно же видеоизображение какой-либо

музыкальной пьесы или песни несёт в себе образный тип информации,

понятный дощкольникам. Движение, звук, мультипликация на экране

привлекают внимание ребёнка и обладают стимулом познавательной

активности детей.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это

наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых

методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам

независимо от места их проживания. Информационно – методическая

поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время

подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе

наглядных пособий к занятию.

С помощью интернета я делаю подбор дополнительного материала к

занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий,

обмениваюсь опытом с другими педагогами России. Сетевые сообщества

педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые

методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться

педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по

использованию различных методик, технологий..

С помощью программы Power Point делаю презентации для

повышения эффективности образовательной деятельности детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом

порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и

ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации –

формирование у малышей системы мыслей и образов. Подача материала в

виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает

ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет

построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически

корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслей,

деятельности, гуманизации содержания обучения и

педагогических

взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций

целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса

зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких

образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения

детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью

мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно

увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую

презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого

детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия

сохранной сенсорной системе;

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать

для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в

качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой

интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование цифровой фотоаппаратуры, видеокамеры и

соответствующих программ позволяют запечатлеть утренники и

развлечения, а затем создать незамысловатые фильмы и фотоотчёты. Затем

мы их просматриваем и обсуждаем вместе с детьми, отчего они получают

большое удовольствие, даже если сами находят ошибки.

ИКТ очень помогают в оформлении документации. Это составление

перспективных и календарных планов, диагностики в электронном виде.

Достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить

необходимые изменения.

Важным аспектом в своей работе я считаю своё участие, и участие

детей в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах,

викторинах, олимпиадах, что повышает мой уровень самооценки, как

педагога, а так же и моих воспитанников. Очное участие в таких

мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых

затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Но при

этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество

зарегистрированных пользователей.

Таким образом, внедрение информационных технологий в ДОУ

имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,

развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное

мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида

памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,

рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет

самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности.

Использование информационных технологий поможет педагогу

повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду

положительных следствий:

Обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и

эмоциональной окрашенности;

Облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

Возбуждение живого интереса к предмету познания;

Расширение общего кругозора детей;

Возрастание уровня использования наглядности на занятии;

Повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех

проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством обучения. Не менее важны и современные педагогические

технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто

вложить в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь,

создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными

(или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый

уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации

обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит

сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и

эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые

возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых

методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов. В последнее время информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации

воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения

информационно-коммуникационные технологии позволяют не только

насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать

интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в

дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает

возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-

образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада - из опыта работы

Кузьмина Татьяна Дмитриевна, музыкальный руководитель

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада

Из опыта работы .

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней , разработка проектов и программ , способствующих формированию человека современного общества.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

Детский сад - часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии . Помочь нам, музыкальным руководителям , в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Красочные познавательные презентации, видеоклипы, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством , сделать встречу с музыкой более яркой , интересной.

Задачи музыкального воспитания в детском саду осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности : слушания музыки , пения, музыкально -ритмических движений, музыкально-дидактических игр , игры на детских музыкальных инструментах .

Средства новых информационных технологий я стараюсь включать во все виды музыкальной деятельности .

Так, в разделе «Слушание музыки » использую компьютерные презентации, видеоклипы, которые нахожу в интернете. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, яркие фотографии, портреты привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления. Они обогащают процесс познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение и помогают надолго их запомнить. Видеоклипы помогают детям понять содержание музыкального произведения , почувствовать смену настроения в музыке . Дети учатся высказывать свои чувства, размышлять об увиденном - поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус. Но лучше не показывать их с первого занятия, а, сначала дать возможность высказать собственные представления о музыке , чтобы не навязывать детям определённые ассоциации. В нашей коллекции есть уже достаточное количество разных видео-показов по слушанию музыки , предусмотренных программой обучения. Это презентации по пьесам П. И. Чайковского “Март”, “Апрель”, “Октябрь”, Мультфильмы по произведениям В. Волкова “Резвушка”, С. Прокофьева “Прогулка”, С. Разоренова “Колыбельная”, А. Штейнвиля “Грустное настроение”, П. И. Чайковского “Весенние мелодии”, “Болезнь куклы”, “Новая кукла”, “Марш деревянных солдатиков”,“Баба Яга”,Мусоргского “Картинки с выставки”, Кабалевского “Клоуны”и т. д.

В разделе “Пение” использую слайды графического изображения различных попевок, упражнения для развития голосового аппарата, видео песенок-распевок, логопедические распевки. Дети смотрят на картинки и пропевают звуки на длительном выдохе с усилением голоса (тихо-громко) или наоборот (громко-тихо, звукоподражают голосом разной высоты.

В музыкально -дидактических играх также использую красочные озвученные презентации, такие как “Угадай звучание музыкального инструмента” , “Кого встретил колобок”, “Что делают в домике?”, “Яблонька”, “Солнышко”, “Поиграем в паузу” и т. д.

Применение ИКТ при выполнении музыкально -ритмических упражнений, различных танцев помогает детям более точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. В этом мне помогает просмотр специально созданных видеоклипов : “Ритмическая мозаика” – автор А. И. Буренина, “Танцевальная обучалочка” А. Евтодьевой. Разучивание танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

При обучении игре на музыкальных инструментах также использую видеоклипы “Весёлые музыканты” , “Оркестр для мамочки”, “Шумовой оркестр”, “Во поле берёза стояла”.

ИКТ позволила нам неоднократно участвовать на заочном Всероссийском творческом конкурсе “Талантоха”, где наши дети становились Дипломантами и Победителями в номинации “Вокальное и музыкальное творчество” .

Таким образом, практика работы с дошкольниками показывает, что использование ИКТ способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребёнка.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес детей к музыке , активизируют внимание. Занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Использование компьютера стало незаменимым при подготовке и проведении праздников и развлечений. В Интернете можно найти музыку , песни, фонограммы, подобрать танцы, сценарии, разнообразить праздники показом видеоклипов.

Но вместе с тем, стоит не забывать, что компьютер не заменит человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он должен дополнять педагога, но не заменять его. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем .