Конспект урока-викторины по сказкам А.С.Пушкина

Урок- викторина по сказкам Пушкина « …Там чудеса, там леший бродит …»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний умений
Цель урока: создать условия для применения обобщённой системы знаний полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина
Задачи урока:
1. Повторить и обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина:
2. Уметь узнавать сказку по её характерным особенностям
3. Знать содержание основных сказок писателя.
4. Развивать внимание, память, логическое мышление.
5. Прививать интерес к чтению
6. Расширять читательский кругозор
7. Развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся
8. развивать зрительное восприятие
9. Формирование коммуникативных умений
10. Развивать умение работать в группах
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, уважение к прошлому многонационального народа России, развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников: о волшебных предметах героев, название и девиз команды.
Коммуникативные:уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи соперников.
Оборудование :компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядный материал:
презентация, выполненная в программе Power Paint (приложение №1);
аудиозапись музыкальных произведений Э.Грига, П.И.Чайковского;
рисунки сказочных героев, выполненных учащимися;
выставка книг «В мире сказок А.С.Пушкина»;
цветовые ярлычки для групп;
конверты с заданиями: медали

Ход урока.

1. Организационный момент.
Начинается урок!
Он пойдёт ребятам впрок
2. Вступительное слово учителя о теме и целях урока. (на фоне музыки)
У нас сегодня урок необычный
Надеюсь, вы справитесь все на «отлично»
Но прежде чем начинать читать,
Язычок нам нужно хорошо размять.
Дыхательная гимнастика «Свеча»
«Лесенка»
«Воздушный шарик»
Артикуляционная гимнастика «Почесывание»
«Лошадка»
«Чистим зубки»
Чтение соединений
с па к ро иа у ивз уки
сп р у ол ашк сви лна
Прочитайте выделенные буквы и вы узнаете о чем мы будем говорить на уроке.(Сказки Пушкина)
Правильно, мы будем говорить о сказках Пушкина, ведь « …там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит,»

3. Распределение учащихся на 2 команды.
ВИКТОРИНА
Каждой команде по одному отрывку, правильный ответ- 1 балл
Первый конкурс «Из какой сказки эти строчки», продолжите. 5 мин.
1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,
-Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
(Приготовила б я пир).
"Кабы я была царица,
-Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
(Наткала я полотна".)
"Кабы я была царица,
-Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря ".) Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне лебедь.
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно...(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу.
Старуха пряла свою пряжу.) Сказка о рыбаке и рыбке
3. . Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился
И царица у окна
(Села ждать его одна)" Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: ...
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
(Служителя не слишком дорогого? ") Сказка о попе, работнике его Балде.

2 конкурс называется «Внимательный читатель» (каждой команде по очереди задаются вопросы) 12-15 мин.
Мы проверим, как внимательно вы читаете сказки

Первая сказка Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне лебедь
1.Как звали сына царя Салтана? (Ответ: Князь Гвидон.)
2. В кого превращался князь Гвидон? (Ответ: комар - муха - шмель.)

А сейчас ребята возьмите карточку №1. Прочитайте этот отрывок про себя. С какими героями. встретились в этом отрывке? (Три сестры, царь, автор))
Прочитайте этот отрывок про себя и отметьте, где чьи слова. Приготовьтесь читать этот отрывок по ролям.

Вторая сказка Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
1.. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Ответ: солнце, месяц, ветер.)
2. Кто в этой сказке Пушкина умер от восхищения?(первая царица)
3. С какими словами обращалась царевна к зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи- Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?)
4. Что ответило царице зеркальце в конце сказки? ("Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее".)

Третья сказка Сказка о рыбаке и рыбке
1. Сколько лет старик рыбачил? ("Ровно тридцать лет и три года".)
2. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (Ответ: 3 раза.)
3. Что поймал старик в первый и во второй раз? (Ответ: 1-й раз - тину, 2-й раз - морскую траву.)
4. Помогла ли рыбка старику и как?

Четвёртая сказка Сказка о попе, работнике его Балде.
1. Кто вспомнит, какие состязания были у Балды с чертями? (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.)
2.За какую плату согласился работать Балда? (Ответ: за 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу
Возьмите карточку №2 прочитайте отрывок жужжащим чтением. А сейчас прочитайте выразительно этот отрывок

Третий конкурс называется «Волшебный сундучок» , в нем остались предметы, забытые героями сказок Пушкина. Вы должны отгадать хозяина. 5 мин
a) Яблоко (царица –мачеха)
b) Белочка (царь Гвидон)
c) Верёвка (Балда)
d) Рыбка (старик)
e) Зеркало (царица-мачеха)
f) Орехи (белочка)

Четвёртый конкурс конкурс «Путаница» нужно восстановить отрывок одной сказки. 5-6 мин
Прочитайте, что у вас получилось.

Пятый "ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?" :6 мин
Предлагается ответить за одну минуту на шесть вопросов.
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
Проверка – за каждый правильный ответ 1 балл

Ведущий:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Победители викторины награждаются медалями с с надписью "Знатоку сказок А.С. Пушкина" I, II степени.

Викторина по сказкам «Знатоки сказок»

Цели:

Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

Воспитывать любовь к сказкам и к чтению.

Активизировать детское чтение;

Организовать досуг учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит грамоту «Знаток сказок».

Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка - это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка - это чудо!

Задания викторины:

I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).

*Сказочна я героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба - Яга)

*Жилище Бабы Яги? (избушка)

*Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

*Второе название скатерти (самобранка)

*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)

*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)

*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)

*Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)

*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

*Сколько голов у Горыныча? (три)

*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

*Имя сестры Бабы - Яги, хозяйки болот (Кикимора).

*Где находится смерть Кощея? (Дерево, сундук, заяц, утка, игла).

*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»).

От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).

Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).

Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

2 конкурс (Чей это портрет?)

- « Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей -

Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

Родилась в цветке прелестном

Труден к счастью её путь

Каждый видно догадался

Как её зовут (Дюймовочка )

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля )

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем (Жар-птица)

Побежала она за подружками,

Вскочила в огонь

И потянулась вверх легким паром,

Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)

Летела стрела, попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная ).

Жила - была девочка

Имя забыла она свое давно

Так как однажды ей бабушка подарила шапочку

И все стали её звать … (Красная шапочка).

Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.

(Золушка).

3 конкурс « Кто прислал телеграмму»

*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» )

*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)

*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка )

*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)

*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)

*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)

*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)

Весёлая минутка. Игра «Птицы» Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны. 1.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи … 2.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаечки , стрижи. 3.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны !

Весёлая минутка. Игра «Эхо» Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши. Собирайся детвора! Ра! Ра! Начинается игра! Ра! Ра! Да ладоши не жалей! Лей! Лей! Бей в ладоши веселей! Лей! Лей! Сколько времени сейчас? Час! Час! Сколько будет через час? Час! Час! И неправда! Будет два! Два! Два! Дремлет ваша голова! Ва! Ва! Как поёт в селе петух? Ух! Ух! Да не филин, а петух? Ух! Ух! Вы уверены, что так? Так! Так! А на самом деле как? Как? Как? Сколько будет дважды два? Два! Два! А сто двадцать минус два? Два! Два! Замечательный ответ! Вет! Вет! Математикам - привет! Вет! Вет! Это ухо или нос? Нос! Нос! Или, может, сена воз? Воз! Воз! Это локоть или глаз? Глаз! Глаз! А вот это, что у нас? Нас! Нас!

Вы хорошие всегда? Да! Да! Или только иногда? Да! Да! Не устали отвечать? Чать! Чать! Попрошу вас помолчать.

4 конкурс

Чтобы навести окончательный порядок в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.

1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы).

2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).

3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).

4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).

5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).

6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом).

7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).

8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»).

9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).

10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).

11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).

12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).

13.На чем ездил Емеля? (на печи).

14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).

15.Мальвина - это девочка с какими волосами? (с голубыми).

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку - обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

6 конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука - «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька - «Золушка»

Монетка - «Муха-цокотуха»

Зеркало - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо - «Курочка Ряба»

Красная шапочка - «Красная Шапочка»

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. - М.: Новая школа, 1994. - 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; - Волгоград: Учитель, 2010. - 120 с.

Игра-викторина "В гостях у сказки"

Цель:

  • заинтересовать детей в чтении книг;
  • расширить их кругозор и словарный запас;
  • воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.

Условия игры: в игре принимают участие дети младшего школьного возраста. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ - 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход викторины.

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения - это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество. Как вы думаете - зачем? (ответы детей) Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней викторины - вспомнить как можно , их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.

Представление жюри. Класс делится на две команды, отвечающий участник зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

Давайте будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет -

Он самый первый даст ответ.

Первый конкурс «Сказочные фразы».

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

(команды отвечают по очереди)

  1. В некотором царстве…(в некотором государстве).
  2. По щучьему велению…(по моему хотению).
  3. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
  4. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
  5. И я там был, мёд - пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
  6. Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

Второй конкурс «Угадай сказку».

(за каждый правильный ответ 1 очко)

Вопросы для первой команды:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

К дому подошла - обманула петуха.

Унесла его в тёмные леса,

За высокие горы, за быстрые реки.

(Петушок - золотой гребешок.)

2. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?

(Гуси - лебеди.)

3. В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?

(Крошечка Хаврошечка.)

4. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)

Вопросы для второй команды:

1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

2. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?

(Маша и медведь.)

3. В какой сказке главный герой говорит такие слова:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.

Несу косу на плечах: хочу лису посечи!

Слезай, лиса, с печи!

(Лиса и заяц.)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван - дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»(Сивка-бурка.)

Третий конкурс «Бой скороговорок».

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать.

Кто три раза без ошибки

Сразу вслух произнесёт,

Два очка своей команде

Непременно принесёт.

Произнести скороговорку, побеждает тот, кто меньше сделал ошибок.

(Соревнуются капитаны команд).

Король - орёл, орёл - король.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Четвёртый конкурс «Невидимка».

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Загадки про сказочных героев. (Команды отвечают по очереди)

Он пиявок добыл,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Буратино - Дуремар).

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали пёсика…(Тотошка - Шарик).

Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали…(Чебурашка - Колобок).

Бедных кукол бьёт и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор…(Айболит - Карабас).

И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут…(Снегурочка - Дюймовочка).

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок,

Этот грустный…(Пятачок - ослик Иа).

С голубыми волосами

И огромными глазами,

Эта куколка - актриса,

И зовут её… (Алиса - Мальвина).

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино).

Музыкальная пауза под песню «Буратино».

Пятый конкурс «Удивительные превращения».

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

Вопросы для 1 команды:

Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя).

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

Вопросы для 2 команды:

Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев - принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Шестой конкурс «Лотерея».

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

На конкурс - лотерею.

Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.

(звучит песенка Чебурашки)

Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Литература:

1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: "Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.

2. Внеклассные мероприятия: 1 класс./ Авт. -сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая и др. -3-е изд. перераб. и доп. - м.: ВАКО, 2006 г.

3. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. - М.:Вако,2007 г.

4. Летний лагерь на базе школы / Авт. - сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е.И. Гончарова. - М.: ВАКО, 2007 г.

5. Басюк О.В., Головкина М.А. и др. Классные часы 1-4 классы. - Вып.2. Кн. для учителя. - Волгоград, 2008 г.

Цели и задачи урока:

  • Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания, воображения;
  • Воспитание чувства дружбы и коллективизма в классном коллективе;
  • Мотивация чтения сказок и художественной литературы.

Оборудование:

  • Подборка иллюстрированных книг со сказками;
  • Пазлы для конкурса "Собери сказку"
  • Фонограмма с мелодиями из мультфильмов;
  • Слайд-шоу сказочных персонажей;
  • Картинки героев сказочных произведений.

Ход урока

Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости и мы вместе с ними отправимся в сказочный мир, чтобы вспомнить сказки любимые с раннего детства. Сейчас мы проведем викторину по сказкам. Мы вспомним с вами сказочных героев с которыми познакомились и на уроках чтения в первом и втором классах.

Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

У нас 2 команды "Семь гномов" и "Семеро козлят".

А наши гостей попросим быть членами жюри.

Итак, начинаем 1 конкурс "Вспомни сказку".

Рыбка не простая, чешуя сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет.
("Сказка о рыбаке и рыбке").

Конь ретивый долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
("Конек-горбунок").

Колотил да колотил
По тарелке носом, ничего не проглотил
И остался с носом.
("Лиса и журавль")

Лисичка дом себе нашла:
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. ("Теремок")

Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам. ("Колобок".)

Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
("По щучьему велению")

На ней жениться хочет
Слепой и жадный крот.
Мышь над ней смеется,
А ласточка спасет!
("Дюймовочка")

Хорошо, с заданием справились.

Следующий конкурс № 2 "Назови сказку" (Слайд-шоу)

Внимание на экран. Каждой команде показывают по 3 картинки из различных сказок, дети должны узнать и назвать сказку. По очереди каждой команде.

Конкурс № 3 "Инсценируй сказку"

Звучит текст сказки " Репка", дети должны спонтанно изобразить называемые действия, т.е. показать сказку без подготовки, собирая героев самостоятельно из своей команды. Обе команды одновременно.

Молодцы! Следующее испытание: конкурс № 4 "Собери сказочных героев"

Каждая команда собирает на время пазлы с изображением сказочных персонажей

И с этим заданием справились.

Следующий конкурс № 5 "Музыкальный" . Угадайте из какой сказки или мультфильма звучащие песни. (Звучат отрывки мелодий в записи)

1 "Голубой вагон" песенка из мультфильма "Чебурашка"

2 "Ох рано встает охрана" песня из мультфильма "Бременские музыканты" по сказке братьев Гримм.

3 "Песенка кота Матроскина" из мультфильма "Зима в Простоквашино" по сказкам Э. Успенского.

4 "Песня Винни- Пуха" из сказки "Винни-Пух и все все все".

5 " Песенка Водяного" из мультфильма "Летучий корабль"

6 "Песенка Чебурашки" из мультфильма "Чебурашка"

7 "Песенка Гены" из мультфильма "Крокодил Гена"

По 3 музыкальных отрывка для каждой команды.

И последний конкурс № 6 "Любимые герои". Вы должны ответить на вопросы.

  1. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  2. Назови героев сказки "Репка". (Бабка, Дедка,Жучка, Кошка, Мышка.)
  3. Где спрятался седьмой козленок? (В печке.)
  4. У кого в дверях застрял Винни- Пух? (У Кролика.)
  5. Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожок и горшочек масла.)
  6. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье)
  7. Где баба взяла муку на Колобок? (По амбарам помела, по сусекам поскребла.)
  8. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)
  9. Назовите имена друзей Незнайки (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик)
  10. Назовите друзей Винни-Пуха (Ослик Иа, Кролик, Пятачок, Сова.)

Конкурс № 7 "Раскрась героя сказки"

Кто интереснее, ярче, веселее изобразит героя сказки. Ребята, что у меня в руках?

Правильно кружок. Какой герой имеет такую форму? Вот и посмотрим, чей Колобок получится лучше? (Фломастеры, цветные карандаши) подарите этих Колобков нашему жюри.

Конкурс № 8 "Доскажи словечко"

Сказочные герои часто носят двойные имена. Я буду называть начало, а вы конец.

  • Кощей-Бессмертный
  • Елена-Прекрасная
  • Иван-Царевич
  • Василиса-Премудрая
  • Спящая-Красавица
  • Мальчик с Пальчик
  • Крошечка-Хаврошечка
  • Конек-Горбунок
  • Кот в сапогах
  • - Матроскин
  • - Леопольд
  • Домовенок Кузя
  • Доктор Айболит
  • Красная Шапочка

Молодцы! А теперь слово предоставим нашему жюри.

(Выступление членов жюри)

Давайте посмотрим какие сказочные персонажи сегодня еще находятся в нашем классе.

Ну, а закончить наш урок мы хотим инсценированной песней из сказки-мультфильма "Два веселых гуся" в исполнении учащихся 2 класса. (Ребята выступают в костюмах: девочки в сарафанах и платочках, мальчики с балалайками, в кепках и двое в костюмах гусей.)

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.

Литература

  1. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин
  2. "Конек-горбунок" П. П. Ершов
  3. "Лиса и журавль" русская народная сказка
  4. "Теремок" русская народная сказка
  5. "Колобок" русская народная сказка
  6. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкин
  7. "По щучьему велению" русская народная сказка
  8. "Дюймовочка" Г.Х. Андерсен
  9. " Репка" русская народная сказка