Педагог-психолог: Парфёнова Наталья Владимировна

Коммуникативные навыки общения

Целесообразно кратко остановиться на специфике коммуникативного развития ребенка.

Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Эти сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о ее развитии, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются:

— жестовые,

— мимические,

— речевые,

— интонационные.

К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

Роль игры в развитии общения детей

Известные психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.) писали о игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются и совершенствуются качества, которые подготавливают переход детей к новой, школьной деятельности. И подчеркивали, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.

Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре – неутомимый исследователь: он узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними и в зависимости от замысла игры, от развития сюжета он «переплавляет» жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действий с предметами осуществляется, естественно, на занятиях. Игра же – показатель того, как ребенок усвоил эти знания, насколько интересно, увлекательно он преобразует полученную информацию в связи с усвоенным.

Самое сложное и важное в игре – это общение: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить задуманное до конца.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удовлетворением открывающий для себя весь огромный и удивительный мир вокруг себя. Он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – это игра, общение с взрослыми и сверстниками, художественно-театральная деятельность и др.

Именно в этих видах деятельности у ребенка происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, способность к логическому мышлению и самоконтролю, творческому воображению, произвольность поведения, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет функции:

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Коммуникативные игры

«Менялки»

Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«Мост дружбы»

Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая « Мост дружбы».

«Зевака»

Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

«Слушай команду»

Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Запрещено движение»

Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Комплимент»

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

«Давайте поздороваемся»

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«Костер»

Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинутся от «костра», по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

«Ладонь»

Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.

«Мир без тебя»

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую психологом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты…»

«Узнай по голосу»

Дети становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за психологом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!

Психолог молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Паровозик с именем»

Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.

«Паровозик отправляется в путь» – ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося «Чух -чух — чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.

Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух — гух — гух». И «подъезжая» к детям выбирают новый «паровозик».

Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит

«паровозик».

«Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов. Развитию тактильных ощущений.

Содержание: Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? «А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисует солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну. Или еще что-нибудь?». После окончания игры взрослый нежными движениями руки стирает все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

«Сиамские близнецы»

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Содержание: Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

«Садовники и цветы»

Цель: Развитие дружеских взаимоотношений.

Содержание: Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая - садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями».

«Пылесос и пылинки»

Под музыку дети – пылинки исполняют импровизированный танец (кружатся и др.) С окончанием музыки присаживаются на ковер. Под 2 часть музыки «выезжает» ребенок – пылесос. Он дотрагивается до «пылинки» и она к нему присоединяется, так он обходит всех детей, пока не соберет все пылинки.

Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:

  • диагностики
  • оказания первичной психологической помощи
  • осуществления коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).

В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятия и т. п.

Кроме того, в игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Литература:

  1. Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010. – 248 с.
  2. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2008. №3. С.29-41.
  3. Гуткина Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 2008. №4. С.3-22.
  4. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. №1. С.19-26.
  5. Запорожец Н. А. Эмоциональное развитие дошкольника – М.:1985г

Подготовила воспитатель

Абдрахманова Гузель Юсуповна

Филиал МБДОУ №1 с. Неверкино в с. Алеево

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи:

Чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

Умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;

Умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

Развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель . Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети . Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Закорючка

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

«Лебедь, рак и щука».

Цель развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

Игра «Расследование»

Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

Игра «Каравай».

Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

"Испорченный телефон"

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

"Я знаю пять имен"

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Правая и левая

Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Ночь стоит над городом,

Руки так устали,

Правая и левая спят на одеяле.

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.

Дождь идет - Ритмическая игра на подражание.

Дождь идет, А мы бежим –

В домик спрятаться спешим.

Будет дождь стучать в окно –

Мы не пустим все равно.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

У оленя дом большой

Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук, тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

«Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!»

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями.

Вариант: можно рассказывать и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

Игра « Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Кинолента

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: группа (6-7 человек).

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий - повторить первые два слова и сказать свое, четвертый - повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Анна Калачева
Коммуникативные игры для развития навыков общения детей дошкольного возраста

«Пожелания»

Цель : воспитывать интерес партнера по общению .

Материал : «палочка пожеланий»

Ход : Ребята, посмотрите, что это у меня в руках! Это не простая палочка. Это палочка пожеланий. Когда мы с вами говорим друг другу пожелания? А давайте мы сейчас что-нибудь друг другу пожелаем! Маша, возьми палочку, скажи какое-нибудь пожелание. Что ты хочешь пожелать? Молодец! Сейчас передай палочку другому (передают палочку по кругу) . Ребята, сложно вам было говорить пожелания друг другу? Молодцы, все вы справились, и я вам желаю, чтобы вы всегда были веселые, красивые, улыбчивые. Давайте друг другу подарим лучезарные улыбки!

«Рисуем на спине»

Цель : развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Ход : Ребята, скажите, пожалуйста, на чем можно делать рисунки? А как вы думаете на спине можно рисовать? Чем рисовать? Давайте проверим! Разделимся на пары. Один ребенок встает первым, другой за ним. Тот, кто стоит сзади рисует указательным пальцем на спине партнера. Партнер должен догадаться, что у него нарисовали на спине (дети в парах пробуют рисовать друг у друга на спине) . Вася, что тебе Саша нарисовал на спине? Саша, Вася отгадал? Хорошо, молодец! Теперь меняйтесь местами. Ребята, сложно вам было? Что сложнее рисовать или отгадывать? А теперь давайте друг другу пожмем руки.

«Здороваемся без слов»

Цель : развивать умение использовать жест, позу в общении .

Ход : Ребята, когда вы сегодня пришли в группу, что вы первым делом сделали? Правильно, поздоровались. Как вы поздоровались? Все вы сказали какое-либо слово. А давай представим, что наш ротик заклеился и не открывается, а вам надо поздороваться. Как это можно сделать? Давайте разделимся на пары, каждая пара придумывает свой способ как поздороваться, затем все покажут свой способ приветствия. Какая пара хочет первой поздороваться с нами? Маша и Петя показывают первыми свое приветствие (каждая пара по очереди показывает свое приветствие) . Ребята, сложно вам было? Что именно показалось сложным? Давайте теперь по цепочке поздороваемся друг с другом тем способом, который больше всех понравился!

«Удержи предмет»

Цель : развивать способность к согласованности действий с партнером.

Материал : листы бумаги, аудиозапись веселой музыки.

Ход : Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (показываю листы бумаги) Как вы думаете, что с ними можно сделать? Давайте сейчас устроим соревнование! Разделимся на пары. Каждой паре по листку бумаги. Вам надо зажать листок между лбами и ходить по группе под музыку. Победит та пара, кто дольше всех удержит предмет (дети делятся на пары, каждой паре раздается по листку бумаги) . Руками себе не помогаем! (включается веселая музыка) Молодцы, ребята! Всех дольше продержала свой листок пара Аня и Саша. Давайте, похлопаем этой паре. Молодцы!

«Вопрос-ответ»

Цель : развивать у детей умение задавать и отвечать на вопросы партнера.

Материал : мяч

Ход : Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в новую игру, она называется «Вопрос-ответ» . Для этой игры нам понадобиться мячик. Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и задаю вопрос, а тот кто поймал мяч должен на него ответить (бросаю мяч, задаю вопрос) .Маша, какое у тебя сегодня настроение? Теперь Маша бросает мяч другому и задает свой вопрос (дети по очереди бросают друг другу мяч и задают свой вопрос, если ребенок затрудняется с вопросом помогаю с его формулировкой). Молодцы, ребята! Давайте друг другу подарим яркую, теплую и ласковую улыбку!

«Змейка»

Цель : развивать навыки группового взаимодействия.

Ход : Ребята, отгадайте, кто издает такие звуки : ш-ш-ш? Правильно, это змея. А давайте, все вместе сделаем змейку : встаем друг за другом и крепко друг за дружку держимся. «Голова» змейки издает звук «ш-ш-ш» и пытается поймать свой «хвост» , а «хвост» от нее уворачивается, если «хвост» поймали то тот ребенок встает в серединку. Давайте, попробуем. «Голова» ловит «хвост» ! А теперь «хвост» ловит «голову» ! «Голову» поймали - Сережа встаешь в середину (повторяем несколько раз) . Понравилась, ребята, вам игра? Поиграем в нее в следующий раз? А теперь давайте все вместе обнимемся!

«Скажи комплимент»

Цель : развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Материал : мяч.

Ход : Ребята, сегодня такой прекрасный день! Посмотрите, на улице солнышко светит ярко-ярко! Давайте улыбнемся друг другу тоже ярко-ярко! Сейчас давайте встанем в кружок и скажем друг другу какой-нибудь комплимент. Посмотрите, у меня в руках мячик, его я передаю Маше и делаю комплимент : Маша, какая у тебя сегодня превосходная косичка заплетена! Возьми мячик, и теперь уже ты говоришь, кому захочешь комплимент и передашь мячик (дети друг за другом передают мяч и говорят комплимент, если ребенок затрудняется с комплиментом помогаю с его формулировкой). Молодцы, ребята! Давайте еще раз подарим друг другу улыбки!

Публикации по теме:

Из опыта работы. «Коммуникативные игры для старшего дошкольного возраста». Работая в течение многих лет с детьми дошкольного возраста,.

Игры для развития общения и коммуникативных навыков Кинолента (автор - М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих:.

Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста Клубочек (для детей с 4х лет) Игра полезна в компании мало знакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек,.

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста Название игры: Ковер мира Цель игры: учить детей стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий. Побуждать.

Консультация для родителей «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Консультация для воспитателей ТЕМА: «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности» Подготовила:.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста» Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,.

Елена Андреевна Пинегина
Коммуникативные игры

Как заинтересовать современных детей?

Коммуникативные игры

Коммуникативная игра-это вид игр который помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других - это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено изначально.

Помните : дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может совсем противоположным, на первый взгляд, поведением.

Роль коммуникативных игр в развитии дошкольника

Образовательные цели коммуникативных игр и упражнений (в соответствии с ФГОС ДО)

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстником

Развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование умения регулировать свое взаимодействие с другими детьми по средствам правила

Формирование способности учитывать мнение и интерес сверстника

Примеры коммуникативных игр

«Экранчик настроения»

Цель : Формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной отзывчивости.

Ход : Ребенку предлагается рассмотреть «экранчик настроения» , после этого х выбирать понравившееся ему «настроение» и передаёт жестами и мимикой те эмоции, которые изображены на нём.

Взрослый отгадывает.

«Давай мириться»

Цели : Развитие коммуникативных навыков и умения разрешать конфликты; формирование умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.

Ход : Придя с прогулки, мама (папа) сообщает детям, что два мальчика поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку» .

«Колдун»

Детям предлагается следующий сюжет : Жил-был злой колдун. Он был очень старый и хотел иметь ученика. К себе в ученики он хочет взять ребенка из нашей (указать место) . Чтоб его колдун не забрал к себе, мы должны назвать все то хорошее, что есть у этого ребенка, чтобы доказать колдуну, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения.

Консультация «Как развивать коммуникативные способности» Как развивать коммуникативные способности. (Старший дошкольный возраст) Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в.

Коммуникативные и театрализованные игры для дошкольников Коммуникативные игры Кривое колесо (умеренно подвижная игра для детей от 5 лет) Играющие встают взявшись за руки, спиной в круг. Это «колесо».

Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном.

Коммуникативные игры-танцы в работе с детьми групп компенсирующей направленности Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм.

Коммуникативные игры в детском клубе креативно-делового общения. Логопедическое занятие со старшими дошкольниками Логопед. Салам, исэнмесез, гут монинг, хэллоу, добрый день, здравствуйте! -Как вы думаете о чем мы сейчас будем говорить? (о том, как здороваются.

Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей ГБОУ Школа №1467 Структурное подразделение №2Из опыта работы воспитателя Осьмининой Е. Ю. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:.

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника» Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка. Задачи: 1. Сформировать представление о том, что игра для ребенка дошкольного.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста Научная статья «Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования.

План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста» План самообразования педагога-психолога

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых
обстоятельствах.
Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть - траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,- осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Дедушка Молчок»

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».
Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.
Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть,
Много нового узнать.
Где ты, добрый старичок?
Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри,
Тс-с-с, ничего не говори.
Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.
Сидит кукушка на суку,
И слышится в ответ...
«Ку-ку», - отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.
А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)
Щенок прогавкает в ответ,
Услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)
Корова тоже не смолчит,
А вслед нам громко замычит... (Му-у!)
А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)
Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)
Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре - это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок - его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп -это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм - это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук- тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре - мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок -его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.
Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «Зеркало»


Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой - зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза -«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока.
После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эмоции.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.
Педагог объясняет детям: «Режиссер - это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз - и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.
Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.
-Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.)
Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.
Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.
- Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра «Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод
Здесь собрался народ!
Раз, два, три - начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
- Сашенька, доброе утро!
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.
-Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)
-Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).
-Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)
-Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)
-Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).
-Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка!)

Игра «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат
Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,
Он под деревом сидит. И медведица!
Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит
И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!
Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик...
По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.
В конце дети устраивают концерт для доктора Айболита (игра «Оркестр»)

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу; расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные партнерские отношения.
Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой:
Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.
В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:
Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,
Собачки учатся считать, выходят пони их катать.
Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.
Педагог объявляет номера:
- Первый номер нашей программы «Канатоходцы»! Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны, проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе. - Второй номер нашей программы - «Знаменитые силачи». Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги. - Третий номер нашей программы - «Ученые собачки» под руководством знаменитой дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.) Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют. Антракт. (Раздаём угощение)
Игра «Угадай, чей голосок»
Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.
Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот
произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую
шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют
интонации и тембр голоса.

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном
действии.
1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.
2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу.
3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.
-----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).
-Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.
-Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.
-----Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.
Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).
Игра с воображаемым объектом
Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках
маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его
погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные
слова и движения.

Игра «И я тоже!»

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.
Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь...
Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»
Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...
Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый -обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.
Звучит музыка. Дети танцуют.

Игра «Веселые обезьянки»


Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы
выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и
жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью
считалки выбирают «посетителя»:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая радуга.
(М. Лопыгина. Радуга)
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра «Поварята»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая - салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. -для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п.-для салата. Затем все дети становятся в круг - получается «кастрюля» - и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить -вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.
Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки,- «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны - остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам». Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три -догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они! показывали в загадках.

Игра «День рождения»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят. Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее: - стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.); - стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.); - сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.); - наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Игра «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

Игра «Одно и то же по-разному»


Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.). Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
- сидеть у телевизора;
- сидеть в цирке;
- сидеть в кабинете врача;
- сидеть у шахматной доски;
- сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
- идти по дороге;
- идти по горячему песку;
- идти по палубе корабля;
- идти по бревну или узкому мостику;
- идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
- бежать, опаздывая в театр;
- бежать от злой собаки;
- бежать, попав под дождь;
- бежать, играя в жмурки, и т.д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
- отгонять комаров;
- подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
- сушить мокрые руки и т. д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
-ловить кошку;
-ловить попугайчика;
-ловить кузнечиков и т.д.
Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.

Игра «Превращение предмета»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».
Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол! или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для
рисования, дудочка, I расческа и т.д.;
маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

Игра «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле». Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты - гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Игра «Король»

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий (вариант народной игры).
Исполнителя роли Короля выбирают с помощью считалки:
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Матрешки на окошках,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
(Е. Благинина. Считалка)
Считать помогают все дети; педагог медленно, четко произносит слова считалки, чтобы ребята могли лучше запомнить их.
Король сидит на «троне» с короной на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, прачки, швеи и т.д.).
Первая группа подходит к Королю.
Работники. Здравствуй, Король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал верно, то дети разбегаются, а он догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится Королем. В процессе игры педагог усложняет характер Короля - то он жадный, то злой. Если роль Короля играет девочка (Королева), то она может быть доброй, легкомысленной, сварливой и т.д. Главное в этой игре-действие с воображаемыми предметами.

Игра «Загадки без слов»

Цель. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок.
Педагог созывает детей: Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу.
Педагог вместе с первой подгруппой детей садятся и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов.
Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает - первая.
«Дружная пара»
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между стульев раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнёра от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
«Кто позвал?»
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Дети встают в круг. В середине круга становится водящий с закрытыми глазами. Кто-либо называет его по имени, и водящий пытается узнать, кто это был. Затем водящий меняется и игра продолжается.

Этюд «В саду».

Ведущий (воспитатель) читает рассказ, а дети изображают описываемые в нем действия жестами, движениями («немое кино») .
«Дети пошли в сад. там на деревьях растут яблоки. Они круглые, кисло-сладкие. Внутри у них маленькие зернышки. Иногда яблоки падают на землю. Дети их поднимают, кладут в корзинку и несут домой. Дети моют яблоки, режут их пополам и угощают ими папу и маму. Вкусные яблоки!»

Игра «Эхо»

Дети делятся на две команды. Ведущий говорит:
Мы в лес пойдём, грибов найдём.
Ребят мы громко позовём: «Ау-ау-ау!»
Никто не откликается, лишь эхо отзывается.
Другая группа повторяет: «Ау-ау-ау!»
Упражнение повторяется 3-4 раза. «Ау» произносится громко, тише, тихо, шёпотом.

Этюд «Лес»

Воспитатель говорит: «В нашем лесу растут березки, ёлочки, травинки, грибочки, ягодки, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы свами «превратимся» в лес. Как ваше растение реагирует:
-на тихий, нежный ветерок;
-сильный, холодный ветер;
-мелкий грибной дождик;
-ливень;
-ласковое солнышко?»

Игра «Сапожки»

Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. По команде воспитателя дети должны пройти по дорожке. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, не наступить в осенние «лужицы», вырезанные из бумаги.

Игра «Ходим в шапках»

Воспитатель предлагает «надеть» детям осенние шапки (положить на голову мешочки с песком).
Дети передвигаются по группе на носках, пятках, на четвереньках и стараются не уронить шапки. Дыхание не задерживать и дышать через нос.

Игра «Дрозд»

Дети парами поворачиваются друг к другу и говорят:
« Я - дрозд, и ты – дрозд.
(Показывают сначала на себя, потом на товарища.)
У меня нос,и у тебя нос.
(Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища.)
У меня гладкие, и у тебя гладкие.
(Круговыми движениями гладят сначала свои щёки, затем щёки товарища.)
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
(Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот своего товарища.)
Я- друг, и ты- друг.
(Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.)
Нам хорошо!»
(Обнимаются.)

Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель говорит: «Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу теплоту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте свои ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам».

Этюд «Гуси».

Воспитатель читает рассказ, а дети изображают в нём действия жестами, движениями («немое кино»)
«Вышла хозяйка во двор и манит гусей домой: «Теги- Теги- Теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га- Га- Га! Не хотим домой мы идти! Нам и здесь хорошо!» Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла хворостину и погнала их домой.»

Игра «Мамины бусы»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Ведущий начинает игру, идёт и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребёнка, образуя длинную цепь- «бусы». Ведущий медленно поёт:
Как мы бусинки лепили,
Как мы бусинки лепили,
Бусинки, бусинки.
Как мы бусами играли,
Как на нитку собирали
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Как мы бусы завивали,
Как мы бусы завивали,
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Останавливается и говорит: «играли, играли мы с бусами. А ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Все бусинки раскатились-разбежались во все стороны: бах! Тарарах! (Дети разбегаются по группе.) Ой, далеко раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать.

Этюд «Северный полюс»

У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик- семицветик, оторвала один лепесток, подбросила его вверх и сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по- моему вели!
Вели, чтобы я была на Северном полюсе! И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась на Северном полюсе, а там мороз сто градусов!
Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта, дышит на пальцы. Картотека фольклора народов Южного Урала для детского сада. Младшая группа