Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: «Число 3».
Цель: повторение цифр 1,2; знакомство с цифрой 3; закрепление у детей знаний о геометрических фигурах.
Задачи:
1. Учить понимать значения итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос "сколько?".
2. Упражнять в умение определять геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), осязательно-двигательным путем.
3. Закреплять счет в пределах 5, умение сопоставлять цифры 1,2 с количеством предметов.
4. Развивать мышление, внимание, память, речь, формировать навыки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: Цветик-семицветик, письмо, геометрические фигуры, цифры от 1-3, веревки, счетные палочки, демонстрационный материал, игра «Узнай фигуры», прописи, карандаши, карточки цифр, карточки геометрических фигур.
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят в кругу. В группу влетает воздушный шарик, на котором закреплен Цветик-семицветик.
Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шар, а на нем цветок и письмо, значит в нем что-то написано, хотите узнать что? Тогда слушайте: «Здравствуйте, дорогие ребята! К Вам обращается девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик», с моим другом случилась беда, его заколдовала злая волшебница, а чтобы ему помочь необходимо выполнить задания, которые написаны на лепестках цветка. Мне сказали, что Вы очень умные, добрые ребята и обязательно мне поможете. После того как Вы выполните все задания, колдовство волшебницы исчезнет».
Ребята как Вы думаете, мы можем помочь Жене и ее другу? Конечно, я была уверенна, что вы согласитесь помочь. Тогда приступим к заданиям. Дети рассаживаются на ковер.
Отрываю первый лепесток, а там задание:
1. Ребята, вам необходимо внимательно посмотреть на картинку и ответить на вопрос (работа на доске):
Сколько тебе нужно лыж, чтобы покататься зимой?
Сколько кукол на картинки?
Сколько шляпок у гриба?
Сколько птичек на карточки?
Сколько крыльев у бабочки?
Сколько пяточков у поросёнка?
Сколько ягод на картинки?
Сколько глаз у совы?
Сколько хвостов у щенка?
Сколько крыльев у птицы?
Назовите, какие цифры у нас стоят под карточками.
Молодцы, а теперь отрываем следующий лепесток. 2. Знакомство с цифрой 3. Мы уже ребята с вами знаем цифры 1 и 2, а сегодня мы с вами познакомимся с цифрой 3. (демонстрационный материал (изображение цифр и количества предметов для каждой цифры) работа на доске).
Физминутка «Мышка»
Мышка в норку пробралась
На замочек заперлась
В дырочку она глядит
На заборе кот сидит.
Поиграли, а теперь следующий лепесток отрывается, а там задание. 3. Игра «Узнай фигуру». На карточке изображен рисунок, состоящий из геометрических фигур. Спросить, что ребята видят, попросить назвать фигуры, из которых состоит изображение.
Молодцы. Вы справились с заданием.
Дети садятся за стол.
Следующий лепесток отрывается, и девочка Женя предлагает нам отдохнуть, а заодно и вспомнить геометрические фигуры. 4. (Моделирование геометрических фигур из веревки и счетных палочек).
Это волшебная веревка и волшебные палочки, вспомните, что из нее можно сделать. Давайте мы с вами построим домик для собачки.
Почему круг сделать легче, чем треугольник
Дети при помощи веревки и счетных палочек строят домик. Из каких геометрических фигур состоит домик. Дети называют.
Умнички.
Следующий лепесток отрывается и предлагается самое трудное задание. 5. Прописи.
1 2 3
Следующий лепесток отрывается.
6. Физминутка «Сороконожки»
Две сороконожки
Бежали по дорожки
Бежали, бежали
Все сапожки истоптали
Эй, сапожник, выходи
Почини-ка сапоги!
Тук, тук, тук, тук
Какой чудесный звук.
И последний лепесток отрывается. 7. Задание такое – Предлагается поиграть в игру «Найди свой домик». Я вам раздам карточки с изображением цифры и такие же цифры разложу на разные столы. Вам нужно будет найти домик своей цифре. Можно повторить игру с геометрическими фигурами.
Вот и все лепестки у нашего цветочка закончились, значит мы справились с заданиями.
Ой, опять письмо пришло. Читаю письмо о том, что колдовство с мальчика Вити исчезло.
Подведение итогов.
Что больше всего вам понравилось? Чем мы сегодня занимались. Вы все сегодня постарались я вами очень довольна.
- Нарисуй столько кружков какая цифра изображена.
1 2 3
- Соедини каждый квадрат с кружками с карточкой, на которой соответствующее количество предметов.
- Закрась вторую фигуру красным цветом, первую – зеленым и третью - синим.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по математике в средней группе
(программа «Радуга»)
МАДОУ «Детский сад № 9»
Черных Л. Д.
Тема: Число и цифра «2»
П/задачи: Продолжать знакомить детей с числом 2 и понятием «пара».
Познакомить с цифрой 2, упражнять в соотношении цифры с
Количеством предметов и подборе парных предметов.
Закреплять умение различать основные геометрические формы и
Основные цвета. Развивать познавательную активность.
Воспитывать организованность.
Оборудование: Поднос, вода в чашке, серебряные ракушки (разные 2-3 штуки), карточка лупы, серебряные кольца, жемчуг, фотография с лебедями, математический метр, карточки с изображением цифры 2 из наждачной бумаги, на каждого ребенка вылепленные цифры 2, на каждого ребенка изображение цифры 2 – демонстрационный.
Пары варежек, носков, чашек для игры «Найди пару», карточки «Проведи дорожку» на каждого ребенка, бусинки из жемчужины и ракушки.
Ход занятия:
Организационный момент: привлечь внимание детей необычной посылкой
Ребята, сегодня утром я увидела на окне в группе необычную посылку, посмотрите, что в ней оказалось (рассматривает и перечисляет): вода, ракушки, луна, серебряные кольца.
От кого могла придти эта посылка, как вы думаете, ребята? Кому очень нравятся все эти предметы? (дети отвечают) – Царице «2»
А вы хотели бы с ней встретиться снова? (дети отвечают: «Да»)
Тогда садитесь (показ …)
- «Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я - Царица двойка. Я рада, что вы узнали, что посылка пришла от меня. Я очень люблю смотреть на воду и на птиц, плавающих в ней. Я заметила, что моя цифра 2, похожа на этих птиц – лебедей, посмотрите. Это цифра 2.
Посмотрите, цифра 2,
Полюбуйтесь какова!» (показываю цифру «2» и обвожу ее пальчиком)
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Давайте убедимся, что цифра 2 похожа на лебедя. Возьмите свои цифры (двойки, вырезанные из бумаги) и проведите пальчиком от головки до хвоста. (2-3 раза дети обводят цифру)
- «Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею»
Ребята, давайте сделаем подарок нашей двойке: украсим цифру и каждый подарит Царице - цифру два (Царица «2» хвалит детей)
- «Спасибо ребята, мне очень нужна ваша помощь. В магазине, где все продается по парам, налетел ветер и все перепутал, разбросал на пол все вещи. Помогите мне найти пару для каждой вещи и сложить их на прилавок». (дети работают на ковре в спальне)
Спасибо, навели порядок ребята, нашли каждой вещи пару. А теперь можно отдохнуть. Найдите каждый себе пару и поиграем в игру «Пильщики».
(физ. минутка «Пильщики»)
Ребята, пока мы наводили порядок в магазине, у нас на столах появились какие-то листочки. Хотите посмотреть?
Давайте, ребята, соединим линиями цифру «2» с предметами которые должны быть по 2, проведем дорожку.
Дети, Царица «2» приготовила сюрприз. А сюрприз находится в коробке. На коробке, где изображено 2 красных круга – подарок-сюрприз для девочек, а в коробке, где изображено 2 синих треугольника – подарок-сюрприз для мальчиков. Девочки я думаю, вы легко справитесь с заданием, и определите в какой коробке лежит сюрприз для вас. И вы мальчики тоже легко найдете коробку с подарком-сюрпризом от Царицы 2! Найдите эту коробочку.
(подарить всем девочкам по жемчужине, а мальчикам по ракушке).
Молодцы ребята. Любимый камень царицы «2» - жемчуг. Царица «2» дарит девочкам - жемчуг, а мальчикам - ракушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в средней групппе Программное содержание
Образовательные задачи:1. - формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом;2.- закрепить п...
Конспект открытого занятия по математике в средней группе. «Поможем друзьям».
1. Уточнить представления о порядковом счёте.2. Закреплять умение сравнивать предметы по величине.3. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические...
Конспект открытого занятия по математике в средней группе«Путешествие в страну Математики»
middot; Формировать умение детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и группировать...
Тема: «Горе Федоры».
Цель: Знакомство с цифрой два.
Количество и счёт: Познакомить с цифрой два, учить сравнивать группы содержащие один и два, два и два предмета, устанавливать равенство и неравенство, называть число предметов обозначать цифрой два. Величина: Закрепить сравнение предметов по ширине.
Ориентировка в пространстве: упражнять ориентироваться в пространстве относительно себя.
Технологии, применяемые с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников и сохранения и развития здоровья: ИТК, технология Воскобовича, технология сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая гимнастика, физминутка).
Предварительная работа: Знакомство с «Игровизорами приложением «Лабиринт цифр»; Д/и «угадай чего не стало», «Что изменилось?». Рассматривание цифры два, чтение сказки про цифру 2.
Оборудование: мультимедиа, персонажи – циркачи из Цифроцирка, развивающее пособие «Игровизор» и приложение «Лабиринт цифр» (лист 1 и лист 5), маркеры, салфетки на каждого ребенка; полоски разной ширины на каждого ребенка.
Словарная работа: широкий, узкий, одинаковые по ширине, «Игровизор», лабиринт.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап
Организация детей при помощи загадки:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Испугалася коза,
Растопырила глаза,
- Что такое? Почему?
Ничего я не пойму.
Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок?
Какое же горе у Федоры? -
Предложение попасть в сказку. (Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова:
1,2,3 в сказку быстро попади.)
Открывайте глаза. Вот мы и в сказке.
Организационно – поисковый этап
Д/и «Сосчитай и скажи»
(Звук «Шум посуды»)
- Как вы думаете, что за шум мы слышим?
Это чайник за кофейником бежит
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца.
На стаканы - дзынь - натыкаются,
А стаканы - дзынь - разбиваются.
(По ходу текста на экране мультимедиа появляются: кофейник, чайник, блюдце, 2 стакана)
Предложение назвать все одним словом. (Посуда)
Сколько кофейников? (чайников, блюдец)
Сосчитайте, сколько стаканов?
(Дети считают количество посуды и называют число.)
Показ цифры 2, ее место в числовом ряду на доске.
А вот эта цифра два,
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Задание на карточке (Игровизор)
(Дети рассматривают и считают стаканы на верхней полоске, отмечают, что их 2. Считают блюдца и определяют, что их -1.)
- Чего больше? (- Стаканов больше, чем блюдец.) Чего меньше? (- Блюдец меньше, чем стаканов.) Как сделать поровну? (- Надо добавить еще одно блюдце.)
Дети на «Игровизоре дорисовывают одно блюдце на нижней полоске.
Что меньше: 1 или 2? На сколько?
- Что больше: 2 или 1? На сколько?
- Ребята, теперь мы знаем сколько разбилось посуды у Федоры.
Предложение распределить полотенца по ширине: от самого узкого до самого широкого.
(Дети рассматривают полоски разной ширины. Размещают полоски от самой узкой до самой широкой. Объясняют свой расклад полосок.)
Пальчиковая гимнастика.
И бежит, бренчит. Стучит сковорода: Вы куда? Куда? Куда? Куда? Дети имитируют бег пальцами
А за нею вилки, Правой рукой изображают вилку: большой палец и мизинец скрещены и прижаты к ладони, остальные выставлены вперед.
Рюмки да бутылки, Неплотно сжатые кулачки поочередно ставят один на другой.
Чашки да ложки
Упражнение Ковшик, затем разъединяют ладони и вытягивают вперед двумя» ковшиками»
Скачут по дорожке. Дети имитируют бег пальцами
Предложение возвратиться в группу. (Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова: - 1,2,3 в группу быстро попади.)
Ориентирование детей на выполнение физ минутки.
(Дети встают в круг и выполняют физминутку с движениями.)
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину прячем,
И на двух ногах поскачем»
Предложение определить, что у человека по 2, одинаковые ли они. (Дети определяют, что у человека по 2 глаза, 2 брови, 2 уха, 2 руки, 2 ноги,.)
Д\и «Найди и покажи»
Цель: закрепить понятие «лево», «право». (Дети под диктовку воспитателя показывают правую или левую часть тела.)
Использование забавных цифр Воскобовича
(Дети рассматривают забавных циркачей из цифроцирка и отмечают, что Зайка Двойка похож на цифру 2.)
Предложение вспомнить небольшое королевство Муравию.
Использование развивающей игры «Игровизор» и к нему приложение «Лабиринты цифр».
Задание королевы Мураны: выбрать портреты с цифрой 2 из всех портретов. (Дети выбирают все цифры 2 и обводят их в кружок.) Задание королевы Мураны: помочь Мурашику разместить Ежика Единичку и Зайку Двойку в комнаты во дворце. (Дети рассматривают лабиринт для цифр 1 и 2. Проходят лабиринт, выполняя игровые задания.
Рефлексивно – корригирующий этап
Анализ результатов деятельности:
- В какой сказке мы сегодня побывали? Что сегодня узнали нового? Какие игры вам понравились? В какие игры вы еще хотели бы поиграть?