Перед собой и другими людьми человек предстает в первую очередь через поведение. Ведущая мотивация поведения - самоутверждение личности.

Культура самоутверждения имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Оптимальное их состояние в культуре - единство, согласованность.

В этом случае и личность выступает цельным субъектом и объектом собственной культуры и культуры общества. В отношениях двух индивидов, индивида и микрогруппы поведение проявляется как общение. Культура общения может возникать в реальном, а также и в потенциальном взаимодействии, еще только намечаемом, планируемом. Общение имеет очень много форм проявления: разговор, знакомство, товарищество, дружба, любовь, общение в учебном, трудовом и ином коллективе, общение в семье, досуговое общение, общение по интересам и т. д. Но у культуры поведения и культуры общения существует одна ведущая основа - нравственность.


Служебная, профессиональная, правовая, политическая и другие формы социальной активности личности косвенно или непосредственно влияют на поведение и общение, на их культурологическое содержание. Как поведение, так и общение личности в любой сфере жизнедеятельности признаются культурными, если они нравственны. Нравственное поведение и нравственное общение оцениваются всегда положительно. Выше отмечалось, что нормы, принципы и законы морали общества определяют основное содержание нравственной культуры субъектов, придают ей позитивный характер.

Добросовестность, ответственность, справедливость - эти и другие понятия, характеризующие нравственную культуру, применимы ко всем сферам деятельности человека. Но они отражают также специфику поведения и общения. Отступления от этих норм и принципов признаются аморальными или безнравственными. Характерна в этом плане данная академиком Н. Моисеевым оценка нынешней экономической активности в России с точки зрения категории безнравственности. У нас, считает он, «начался самый страшный период в истории России - дележ имущества. Вопросы нравственности, благополучия Родины, патриотизма отходят на второй план, а биосоциальные законы начинают диктовать свои условия жизни». Ситуация и на рубеже XX - XXI вв. в России мало изменилась в лучшую сторону. Нравственное содержание поведения и общения в экономической сфере, нравственный характер трудовой деятельности требуют существенного изменения.

Культуру поведения личности можно определить как меру согласованности индивидуально-личностного достоинства с общественными установлениями разрешительного или запретительного характера. Культура поведения личности - умение демонстрировать свои положительные качества себе и другим. Это способность соблюдать установленные обществом нормы, сохраняя при этом личностную самостоятельность. Культура поведения личности выражается в поступках и действиях, стиле и способах обнаружения своих достоинств, проявлении возможностей и способностей, которые могут быть положительно восприняты как самой личностью, так и другими людьми. Культура поведения реализуется индивидуально или в какой-либо группе. В межличностных взаимосвязях поведение приобретает характер общения.


Культура общения - один из способов воспроизводства человека как личности посредством обмена опытом, взаимовлияния, сочувствия и понимания, совместного творчества и созидания. Общение может быть индивидуально межличностным и общением в составе социальной группы. Культура общения предполагает и включает то, что находится выше поведения и взаимодействия животных. Она возвышает и положительно выделяет человека из окружающей среды. Культура общения воспроизводит человеческое в человеке. Она во многом зависит от субъективных установок личности: влечений, желаний, потребностей и интересов, симпатий или антипатий, доверительности или настороженности, установки на сочувствие или на нейтральность, пассивность, отчужденность, от приятности или неприятности общения и т. д. Культурологические признаки общения проявляются во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности - в семье, коллективе единомышленников, профессиональных и иных группах, в различных ситуациях и т. п. Культура общения проявляется в отзывчивости, гуманности, в настроенности на сопереживание и взаимодействие.

Обмен мыслями и опытом, чувствами и поступками, обсуждение конкретных проблем и решение совместных задач, поиск и обработка информации, выработка позиций и формирование мнений составляют содержание общения. Культура общения благодаря богатству своего содержания и многообразию форм проявления выступает одним из ведущих факторов образования и воспитания личности. Она, например, немыслима без языкового общения.

Культура речи - ведущий элемент механизма общения, способ установления взаимочувствования и взаимопонимания. На основе языкового, и, прежде всего речевого, общения осуществляется творчество, созидание не только предметов и явлений культуры, но и самого человека. Другими языковыми формами общения могут выступать способы первой сигнальной системы: мимика, жесты, другие моторные движения, выражения глаз, демонстрация психических состояний и т. п. Общение реализуется и социально-культурными средствами: музыкальными звуками, танцевальными фигурами, скульптурными или живописными формами, единицами информации и др.


Важнейшим средством формирования культуры поведения и общения, а также и деятельности выступает этикет. Этикет - это совокупность правил, которые определяют культурные формы поведения, общения и деятельности людей.

Этикета формировались еще в древних обществах. Но самостоятельное значение они приобрели в Новое время как набор правил поведения и общения при монарших дворах, в элитных группах и т. п. С развитием светских общественных отношений этикеты возникают в различных социальных слоях и общностях, корпоративных группах.

В современном обществе существует большое количество этикетов, которые можно объединить в три группы в соответствии с основными способами формирования и проявления культуры личности: этикеты поведения, этикеты общения, этикеты деятельности (деловые этикеты). К этикетам поведения относятся: этикет поведения на улице, этикет поведения в гостях, этикет поведения в общественных местах, этикет поведения в группе и др. Наиболее «разработан» этикет поведения в гостях, который включает ряд «разделов»: общие правила, правила знакомства (если приглашенный еще не знаком с инициатором приглашения), правила поведения за столом, правила приема пищи и ведения беседы (общения) и др. Например, согласно общим правилам этикета поведения в гостях, не рекомендуется приходить в гости без приглашения хозяев или без их предварительного уведомления; в гости не приходят раньше 12 дня и позже 20 часов вечера; прежде чем войти в квартиру, необходимо прекратить курить (если вы курили) и снять головной убор; в гости рекомендуется приходить в назначенное время, опаздывать более чем на 10 минут считается неприличным и др.

К этикетам общения относятся: этикет знакомства, этикет ведения разговора (общения) за столом, этикет «для двоих», этикет общения в молодежной среде, этикет общения в семье, этикет общения в средневозрастной среде, этикет общения с старшевозрастной среде и др. Так, непреложными правилами культурного общения в семье считается употребление слов «спасибо», «пожалуйста», «извини», «прости» и других им подобных. В семейном общении они так же необходимы, как и в других сферах общения. Эти слова становятся условными, когда семейные отношения имеют длительный срок и являются прочными. Обращаться друг к другу в семье можно с использованием различных ласкательных, уменьшительных слов, но в присутствии других людей этого делать не рекомендуется.

В доме важна личная гигиена, порядок в квартире, опрятность одежды. Это заслуживающие внимания факторы формирования авторитета родителей у детей, а также взаимного авторитета супругов. Чистить зубы и умываться над раковиной, где моют посуду, не следует. Каждый член семьи должен убирать за собой и поддерживать порядок в доме. Обязанности между членами семьи распределяются, как правило, добровольно, но в зависимости от возраста. Финансовые дела в семье ведут родители или один из них по договоренности. Родителям не следует читать письма и другие личные записи детей без их согласия. В семейных отношениях неприменима ирония, а тем более язвительность. Следует избегать недомолвок. В возникшем споре не следует ссылаться на третьих лиц. Не рекомендуется в споре прибегать к обобщениям. Коротких ссор в семье избежать невозможно, но важно, чтобы они не переходили в правило семейного общения. Уважительность, вежливость, сопереживание и другие нравственные нормы - залог прочных, здоровых и искренних семейных отношений.


Конечно, практика жизни выработала и много других правил этикета семейного общения. Их соблюдение - конкретный показатель высокой культуры семейной жизни как исходной ячейки общества.

Группа этикетов деятельности (деловых этикетов) объединяет правила видов профессиональной деятельности: дипломатический этикет, этикет врачебной деятельности, этикет учителя, педагога, правовой этикет, военный этикет и др. Существуют этикеты других видов деятельности: этикет письменных сообщений, этикет телефонных переговоров, этикет туриста, этикет социологических опросов и т. д. Все деловые этикеты связаны с конкретно-предметной творческо-созидательной, маркетинговой или досуговой сферами деятельности.

Культурологическое содержание этикетов значимо не только для личности, но и других социальных субъектов. Правила этикетов в основной их части содержат опыт многих поколений, образцы жизнедеятельности. Они имеют высокую социальную ценность, показывают меру приобщения индивида к достигнутой культуре общности и общества. Следование этикетам - эффективный путь культурного воспитания, формирования у личности высоких социальных качеств. Правила этикетов - регулятор поведения, общения и деятельности людей, точный и конкретный показатель образованности и воспитанности.

В бывшей столице Японии Киото находится так называемый «философский сад» - сад камней. Его создал монах Соами за четыре столетия до того, как современные художники утвердили язык абстрактного искусства. С трех сторон сад ограничен монастырскими стенами. Его можно увидеть лишь с одной стороны. И с каждым шагом взгляду посетителя открывается только 14 из 15 камней. Получается, что по мере движения мир представляется посетителю всегда иным. Так происходит и с культурой личности.

Продвигаясь по пути жизни, человек по-новому воспринимает культуру общества, что-то создает, а что-то и утрачивает. Так формируется и личностная культура - знакомая и незнакомая для индивида. Культуру общества личность наблюдает и интегрируется в нее всегда индивидуально.


Человек не может усвоить все богатство культуры. Но содержание и признаки культуры личности достаточно конкретны. Их приобретение на каждом шагу жизненного пути - главный смысл человеческого измерения культуры.

Таким образом, культура личности формируется посредством приобщения к культуре общества через поведение, общение и деятельность, посредством воспроизводства культуры общества и самой личности. Важная роль в этом процессе принадлежит этикетам, а также возможностям и способностям самой личности.

В широком смысле культура поведения объединяет все сферы внешней и внутренней культуры человека: взаимоотношения в коллективе, с другими людьми, отношение к труду, к окружающей среде, поведение в общественных местах, быту, организацию свободного времени, гигиену, стиль, эстетику мимики и пантомимы, культуры речи…

В более узком смысле культура поведения — это составная часть общей культуры, выступает внешним проявлением духовного богатства личности, ее внутреннего мира. В таком смысле ее характеризуют как совокупность форм повседневного поведения человека. является только одной составляющей культуры поведения и включает в себя конкретные правила, например: формы обращения, приветствия, прощания…

Его считают чисто внешней формой «очеловечивания» человека, облагораживание его природных инстинктов, страстей, аффектов. Этикет, как правило, имеет национальный колорит, носит конкретный исторический характер, в определенной степени является социально обусловленным. Понятие этикета много векторное: этикет служебный, учебный, военный, семейный, праздничный, профессиональный, дипломатический.

Культуру можно описать как способность человека формировать свое поведение, общение с другими, среда и отношение к жизни с помощью духа. Целью и назначением культуры является красота или гармония всего, что существует. Красота — это луч света с неба, отражение бытия личности и ее главное желание, это место, где встречаются истина и доброта, где воспитывается гуманность: через Бога — к ближним.

Культурная личность та, которая гармонизировала в себе достоинства и ценности. Свет, радость, благодарность, красота — это вечные источники, которыми она насквозь пропитана. Если чего-то из этого не хватает, то вместо искусства она создаст подделку, вместо истины — полу истину, вместо доброты — притворство, вместо свободы — рабство страсти. «Человек, не имеющий культуры, не понимает искусства, неопрятный и не умеет одеваться, безвкусно украшает свой дом и небрежно говорит и работает. Он интересуется лишь поверхностными вещами, такими как спорт, политика, развлечения. Такие люди считают себя очень важными, их легко обидеть, им не хватает изящества, они склонны взрываться по пустякам, хотят стать богатыми и пытаются наладить связи с богатыми и знаменитыми. Они грубые и назойливые. Это наивные сложные люди. Главный их симптом — бессодержательность».

Культурный человек — скромный и правдивый. Он ценит другого, милосердно, великодушно относится к его слабостям, комплексам и ограничениям. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк писал: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься исправлением их». Глубины культуры можно достичь только благодаря пожертвованиям, самоотречению и поиску. Культурных высот достигают — через созерцательную молитву, которая является истинным общением с Творцом — источником красоты и гармонии.

Безупречные манеры требуют времени, определенного обучения, т.е. знание правил должно стать хорошей привычкой. В привычке то или иное действие автоматизируется, осуществляется без специальных усилий, напряжений, размышлений. Ценность постоянной привычки заключается в том, что она освобождает сознание человека от лишних хлопот и высвобождает внутреннюю энергию на реализацию и решение важных дел. Чем чаще мы повторяем усвоенные формы поведения, и тем больше они становятся совершенными, поведение естественным, непринужденным. То есть привычка — это вторая природа, которая требует постоянного упражнения.

В цивилизованном обществе предполагается знание правил этикета и поэтому их соблюдение необходимо. Эти нормы и правила складывались на протяжении длительного времени в процессе совместной жизни и дея­тельности многих поколений. Их основу составляет многовековая мудрость, которая передавалась от старшего поколения младшему. Сегодня перед российским обществом выдвигаются новые требования к личности, ее мо­рали, поведению и поступкам. В этой связи большое значение приобрета­ют профессиональная этика и деловая культура. Ведь там, где деловые отношения строятся на основе взаимопомощи, взаимоуважения и внима­ния к каждому человеку, велика гарантия успеха и надежности. Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, это внешнее прояв­ление внутренней морали и культуры человека.

Вопросы и задания

1. Дает ли этика ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совер­шать нравственные поступки»? Ответ поясните.

а) да; б) нет.

2. Кем был впервые введен термин «этика»:

а) Цицероном;

б) Архимедом;

в) Аристотелем;

г) Сократом?

3. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «спра­ведливость», «благо», «долг», «совесть» и т.п. А что означает термин «ка­тегория»? (Ответ на данный вопрос найдите в философском словаре или учебнике по философии.)

4. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу под­ходят к понятиям:

а) «этика»;

б) «нравственность»;

в) «мораль».

А. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения.

Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.

В. Наука, изучающая нравственность.

5. Сформулируйте «золотое» правило нравственности и объясните, почему его назвали «золотым»?

6. Потребность вести себя нравственно выступает в виде таких поня­тий, как «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Какие понятия прояв­ляются в следующих ситуациях:

а) коммерсант заботится о своем добром имени, авторитете коллек­тива, престиже своей профессии;

б) грубость коллеги по работе вызывает у членов коллектива чувство стыда перед клиентами не меньше, чем собственная вина.

7. В каких правилах и нормах раскрывается принцип добросовестного отношения к труду?

8. Согласны ли вы с утверждением: «Совесть - моральное осознание человеком своих действий»? Ответ поясните на примере.

а) да; б) нет.

9. Как можно сформулировать «золотое» правило этики общения в от­ношении руководителя к подчиненному и наоборот - подчиненного к руководителю?

10. Докажите правоту (или неправоту) высказывания специалистов ве­дущих фирм, считающих, что знание этикета и культуры поведения яв­ляется важным условием успешной работы в любой организации.

11. К профессиональному поведению предъявляются нравственные кри­терии: «вежливость», «тактичность», «деликатность», «доброжелатель­ность».

Какие нравственные критерии проявились в следующих ситуациях:

а) женщина в возрасте, полной комплекции выбирает себе джинсы для отдыха. Продавец осторожно, чтобы не обидеть, порекомендовал ей купить красивый спортивный костюм, рассказав о его преимуществах перед джинсами. Покупательница согласилась и купила спортивный костюм;

б) в сберегательном банке к «окошку» оплаты за коммунальные услу­ги подходит очень раздраженный посетитель, не сумевший разобраться в заполнении квитанции нового образца. Кассир сберегательного банка го­ворит: «Не волнуйтесь, сейчас я вам все объясню»?

12. Как вы понимаете высказывание М.Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?

13. Этикет- это:

а) наука о морали;

б) манера поведения;

в) общая культура.

14. Нормами этикета являются:

а) упорство, настойчивость;

б) принципиальность, беспрекословность;

в) вежливость, тактичность.

15. На нормах морали основаны традиции, обычаи, привычки. Дайте оп­ределение этим понятиям (для этого воспользуйтесь словарями, например словарем русского языка или Российским энциклопедическим словарем).

Объясните, почему важно знать традиции и обычаи.

16. Есть ли разница между деловым и бытовым этикетом?

17. Предупредительность - это:

а) галантность по отношению к дамам;

б) подобострастность;

в) умение оказать небольшую услугу;

г) льстивость;

д) приветливость по отношению к старшему;

е) умение вовремя сгладить неловкость.

18. Укажите правильный ответ. Соблюдение чувства меры в разговоре - это:

а) вежливость;

б) дипломатичность;

в) тактичность;

г) предупредительность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

19. Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следую­щих примерах:

а) «Что же вы, дедушка, дожили до старости, а считать не научи­лись?!» - сказала кассир сберегательного банка клиенту;

б) «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что Вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смот­реть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (из монолога приемщицы трикотажного ателье).

20. Являются ли «скромность» и «застенчивость» синонимами? Ответ поясните.

21. Вежливость предполагает приветствие. Как надо поздороваться, ока­завшись первый раз в незнакомом коллективе?

22. Чего нельзя делать во время приветствия?

23. Из предложенных вариантов выберите правильные. Кто и кого пер­вым должен приветствовать в следующих парах: старший-младший, жен­щина-мужчина, начальник-подчиненный, пожилой мужчина-девушка?

24. Инициатором рукопожатия в большинстве случаев должны быть:

а) женщины;

б) мужчины;

в) младшие по возрасту;

г) младшие по положению (подчиненный).

25. Прокомментируйте высказывание Саади: «Умен ты или глуп, ве­лик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

26. Хороший вкус - это:

а) стиль;

б) элегантность;

27. Из приведенных примеров выберите те, которые соответствуют этическим запретам на некоторые ответы и вопросы в процессе телефон­ного разговора.

а) «Алло, это кто?»

б) «Петрова сейчас нет. Чем я могу вам помочь?»

в) «Иванова нет на месте, не знаю, где он!»

г) «Лады, договорились. Пока»

д) «Куда я попала?»

е) «Иванова сейчас нет. Будет в 14.30. Может быть, ему что-нибудь передать?»

28. При завершении разговора первым кладет трубку тот, кто позвонил. А как поступить мужчине, который позвонил женщине?

29. Почему деловую переписку называют общением в миниатюре?

30. При обмене визитными карточками получивший сразу же убрал ее в кейс. Какие правила этикета он нарушил?

31. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин? Выберите правильный ответ:

а) отличаются по размеру;

б) не отличаются;

в) отличаются по цвету;

г) отличаются за счет «украшательств».

32. Укажите правильный ответ. Деловой протокол - это:

а) осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обя­занностей;

б) свод правил в деловых и служебных отношениях;

в) правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведе­ние бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

33. Укажите, какие позиции делового взаимодействия соответствуют нравственным критериям:

а) современный коммерсант при совершении сделки должен быть убеж­ден, что честь превыше прибыли;

б) не доверяй никому и уважай себя;

в) нужно быть внимательным и вежливым в общении, корректным с окружающими (коллегами, начальством и клиентами, партнерами по общению), уметь щадить самолюбие собеседников;

г) принципом деловых отношений должна быть только конкуренция (противоборство);

д) следует быть тактичным в общении, т.е. предоставлять возможность партнеру выйти из затруднений с честью и достоинством, не потеряв своего «лица»;

е) всегда нужно ориентироваться на конечную цель (например, полу­чение прибыли, заключение крупного контракта). Следовательно, цель оправдывает средства.

34. Какие «заповеди», сформулированные Дж.Ягер, относятся к дело­вому этикету.

а) делайте все вовремя;

б) громко не смейтесь;

в) сдерживайте свое раздражение;

г) не болтайте лишнего;

д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы;

е) думайте о других, а не только о себе;

ж) не будьте неряшливы;

з) одевайтесь как положено;

и) говорите и пишите хорошим языком?

35. Знакомство с организацией (фирмой) начинается с интерьера по­мещения. Относится ли интерьер рабочего помещения к области делового этикета?

а) да; б) нет.

36. Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необхо­димо учитывать:

а) этические нормы и правила;

б) помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия;

в) начальная фаза беседы задает тон всей дальнейшей беседы;

г) все позиции верны;

д) все позиции неверны.

37. Укажите правильный ответ. Атмосфера доброжелательности во вре­мя деловой беседы зависит от:

а) пунктуальности;

б) правильного выбора места проведения беседы;

в) интерьера помещения;

г) установления контакта с партнером;

д) первых фраз во время беседы;

е) использование обращения по имени;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

38. Опишите последовательность приготовления бутерброда.

39. Груши и яблоки едят:

а) с помощью ножа, разрезая плод на несколько частей;

б) откусывают от целого плода;

в) вначале очищают от кожуры, а затем откусывают от целого плода.

40. Укажите правильный ответ. Ножом принято чистить:

а) мандарины;

б) апельсины;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

41. Куски сахара из сахарницы берут:

а) руками;

б) щипчиками;

в) чайной ложкой.

42. Салфетку за столом принято:

а) повязывать вокруг шеи;

б) засовывать за воротник;

в) раскладывать на груди;

г) класть на колени.

43. По завершении трапезы вилку и нож следует положить:

а) параллельно друг другу на тарелку ручками вправо;

б) по обе стороны тарелки;

в) на тарелку крест-накрест.

44. Хлеб с общей тарелки берут:

а) руками;

б) вилкой, которую держат в правой руке;

в) вилкой, которую держат в левой руке;

г) специальной вилкой, лежащей на общей тарелке с хлебом.

45. Почему подарок может многое рассказать о его дарителе?

46. Что главное в подарке:

б) искренность;

в) намек;

г) желание доставить радость?

Ответы

Этика - наука о морали (нравственности). Мораль дает человеку воз­можность оценивать поступки окружающих людей, понять себя и осмыс­лить, правильно ли он живет, как надо жить, к чему необходимо стре­миться.

Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения прак­тической философии, которая должна дать ответ на вопрос: «Что мы дол­жны делать, чтобы совершать нравственные поступки?»

3. Категория (греч. - высказывание, свидетельство) - форма осозна­ния в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отража­ющие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об­щества и мышления (Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М, 1991).

5. «Золотое» правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

«Золотым» оно стало именоваться потому, что ему придавалось очень большое значение и оно прочно укрепилось в общественном сознании. Например, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

6. а) честь; б) совесть.

7. Добросовестное отношение к труду раскрывается в нормах и прави­лах: любовь к избранной профессии, стремление к совершенствованию мастерства, соблюдение дисциплины труда, аккуратность в выполнении своих обязанностей, бережное отношение к орудиям труда, желание по­делиться секретами своего труда (наставничество) и т. п.

9. В отношении руководителя к подчиненному: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководи­тель».

В отношении подчиненного к своему начальству: «Относитесь к свое­му руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные» (Психология и этика делового общения: Учебник для ву­зов / Под ред. В. Н.Лавриненко. - М., 1997).

10. Знание этикета - необходимое профессиональное качество, кото­рое постоянно совершенствуется.

Культура поведения - часть делового этикета. Она рассматривает поступки и формы общения людей, которые основаны на нравствен­ности, соблюдении определенных норм, правил и на эстетическом вкусе.

Не зная правил хорошего тона, можно попасть в нелепую ситуацию, дискредитировать себя и фирму.

11. а) тактичность; б) вежливость.

12. Истинная вежливость может быть только доброжелательной, благо­желательной. 13.6).

15. Ожегов С. И, Словарь русского языка. - М., 1988.

Обычай - с. 355;

Привычка - с. 477;

Традиция - с. 658.

Придерживаясь традиций, можно избежать многих конфликтов, недо­понимания. Важно знать традиции и обычаи той страны, куда человек едет в командировку или на отдых, учитывать их в дружеском общении, в деловых межличностных контактах.

16. Деловой этикет по сравнению с бытовым более официален, поэто­му деловая вежливость не приемлет длительных благодарностей и извине­ний.

17. а), в), д), е).

19. а) тактичность; б) корректность.

20. Скромность - способность личности сдерживать себя в обнаружении своих достоинств. Застенчивый - стыдливо-робкий в обращении, в поведе­нии, смущающийся (Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1988).

Следовательно, скромность не является синонимом застенчивости.

21. Входя в кабинет (комнату), следует приветствовать находящихся там людей, даже если вы не знакомы с ними.

22. Во время приветствия нельзя держать во рту сигарету, жевать, дер­жать руку в кармане.

23. Первым здоровается младший; мужчина с женщиной; подчинен­ный с начальником; девушка с пожилым мужчиной.

25. Сказанные слова демонстрируют уровень культуры, являются ин­дикатором воспитанности.

27. а), в), г), д).

28. Мужчина, позвонивший женщине, ждет, когда она первой поло­жит трубку.

29. Деловая переписка способствует установлению взаимосвязей с по­требителями, с различными службами. Деловая переписка так же, как и деловое общение, должна быть грамотной, корректной, основанной на соблюдении этических принципов.

30. Получивший визитную карточку должен прочитать ее, поблагода­рить и потом убрать.

33. а), в), д).

34. а), г), д), е), з), и).

38. Чтобы приготовить бутерброд, масло общим ножом перекладывают на край своей тарелки, а затем своим ножом намазывают на хлеб. Колба­су, ломтики рыбы или мяса кладут на бутерброд вилкой.

45. Подарок - это зеркало, в котором отражаются черты характера человека.

Для каждого человека предельно важно, как к нему относятся другие люди. Одним из основных факторов, влияющих на оценку человека, является культура поведения. Успех личности часто приравнивается к тому, насколько широко понятие этикета, правил общения и поведения в жизни человека.

Воспитание занимается тем, что направляет развитие человека в правильное русло, что основывается на общепринятых правилах. Этот процесс влияет на формирование личности, а потому так важно начать насаждение правил общения и поведения с самого маленького возраста. Первыми воспитателями становятся родители, а после воспитатели детского сада, школьные учителя.

С раннего детства говорят о воспитании, правилах культуры поведения. Что же должны знать дети для того чтобы вырасти порядочными, воспитанными людьми и уверенно чувствовать себя в обществе?

Правила культуры дошкольников и, само собой, взрослых, основные моменты:

1. В общественных местах не принято громко разговаривать. Однако, часто случается, что и взрослые, сидя в театре или кинозале, громко комментируют происходящее, обмениваются увиденным. Это недопустимо, такое упущение может сразу повлечь мнение о человеке, как о малообразованном и плохо воспитанном.

2. В общественных местах нужно уступать место пожилым людям, беременным женщинам или родителям с маленькими детьми. Если с дошкольного возраста ребёнок усвоит это правило, то все меньше мы будет встречать молодежь, сидящую на мягком сидении в то время, когда пенсионер или беременная женщина стоит.

3. Ровная походка. Культура поведения не предусматривает то, что человек может идти, размахивая руками во все стороны или идти, переваливаясь с одной ноги на другую в час пик. Все движения должны быть спокойными и не притесняющими чужое личное пространство, не затрудняя путь других людей.

4. Зевать в людных местах не следует, если же это неизбежно, то прикрывать рот рукой.

5. Не принято проводить туалет носа в общественных местах, для этих дел необходима ванная комната.

6. В общественном транспорте нужно воздерживаться от принятия пищи и употребления напитков.

7. При разговоре не следует сильно жестикулировать, держать руки в карманах или на животе категорически неприемлемо.

8. Вежливость – визитная карточка воспитанного человека, а потому не забываем «золотые слова» и умело используем по назначению.

9. Внешность успешного человека – всегда чистый, опрятный внешний вид.

10. Для детей особенно важен пункт общения с взрослыми, соблюдений субординации. Так, правила культуры дошкольников включают дополнения про людей старшего возраста, с которыми принято говорить на «Вы», обращаться по необходимости, используя имя и отчество.

Правила культуры – то, что говорит о человеке больше, чем диплом, наличие машины или социального статуса. Именно потому воспитанию детей выделена большая роль в образовании и семейных отношениях. Обязанность родителей – подавать хороший пример своим детям, пояснять правила общения и поведения.

Was last modified: Январь 22nd, 2016 by Елена Погодаева

Совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п.

Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью.

В широком плане в понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище), эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В человеке должно быть органическое единство эстетического и этического, духовного и внешнего. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенных правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальное понимание культуры поведения.

В социалистическом обществе она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.

Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный этикет, дипломатический этикет, этикет «высшего общества» и т. д.). В социалистическом обществе этикет значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению.

Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, - все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В целом этикет в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости: в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм этикета, то они сохраняются в основном лишь в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей - предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран.

Ежедневно, ежечасно мы проявляем свою воспитанность (или невоспитанность). В метро, в троллейбусе, при встрече, на работе… Публикации на эти темы в газетах встречают острую ответную реакцию читателей. В «Советской России» статья под названием «А выглядите вы не очень…» вызвала много откликов. А речь в ней шла о том, стоит ли говорить человеку об ухудшении его внешнего вида, о болезненном виде, о деликатности, умеем ли мы щадить чувства другого. Интересны два совершенно различных отношения к проявлениям грубости, бескультурья. Один говорит: «Я стараюсь не ходить в кафе даже в командировках. Садимся за столик - и сразу чувствуешь себя униженным…» Другой говорит: «А меня чья-то грубость, бестактность не могут задеть или унизить. Почему я должна чувствовать себя униженной, если кто-то обнаруживает отсутствие культуры? Неловко за него - и все. Мало того, как-то меня оттеснил в сторону солидный мужчина в театре, и я тихо, чтоб не слышали другие, прошептала ему: «Голубчик, ну можно ли так ронять свое достоинство?»

Человеку, который умеет так прекрасно владеть собой, можно позавидовать, но лучше бы попробовать подражать ему. Деликатные люди могут встать в позу обиженных, страдающих. Но не лучше ли постараться своим присутствием изменить атмосферу в лучшую сторону.

От нашей реакции на чье-то плохое поведение зависит очень многое. Можно грубо одернуть недогадливого юнца, не уступающего места пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не распаляясь.

Легко быть воспитанным, вежливым с подобными тебе, гораздо труднее с людьми противоположного свойства.

О культуре поведения написано много книг, это очень широкое, исторически развивавшееся понятие. Вы можете воспользоваться книгами на эти темы. А здесь мы прибегнем к еще одному жанру в нашей азбуке: к афоризмам.

Возьмем некоторые из высказываний великих мыслителей, педагогов, писателей:

…Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом. В. И. Ленин

Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. В. И. Ленин

Понятие о культуре очень широко - от умывания лица до последних высот человеческой мысли. М. И. Калинин

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. А. П. Чехов

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. И. Гёте

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях. К. Гельвеций

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели. К. Гельвеций

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой. Цицерон

В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек. Ж. Лабрюйер

Манеры выказывают нравы, подобно тому, как платье обнаруживает талию. Ф. Бэкон

Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков? Ш. Монтескье

Социальная испорченность принимает окраску той социальной среды, где она развивается. О. Бальзак

Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. Л. Н. Толстой

Не обдумав поступок, будь нерешителен, обдумав, будь решителен. Л. Н. Толстой

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. В. А. Сухомлинский

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки. Б. Паскаль

Собственная нравственная нечистоплотность - это знак презрения к самому себе. Апулей

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Л. Н. Толстой

У кого много пороков, у того много и повелителей. Ф. Петрарка