На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не знают или не догадываются. Итак, как же сделан гриф? Почему у одних гитар на головке грифа есть специальные железные штучки, под которыми пускаются струны, а у других - нет?

Какой гриф лучше - вклеенный или болчёный? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье, которая целиком посвящена технологии производства гитарных грифов.

При изготовлении гитарного грифа мастер должен учитывать несколько важных факторов. Самый первый - это тип распила - тангенциальный (flat (slab) sawn) или радиальный (quarter sawn). Если вы не знаете в чём разница, мы процитируем один из сайтов по обработке древесины:

Радиальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. Древесина таких досок довольно однородна по цвету и текстуре, межкольцевые размеры минимальны. Доски радиального распила устойчивы к внешним воздействиям, практически не подвергаются деформации и обладают высокой износостойкостью. плоскость разреза проходит через сердцевину ствола.

Тангенциальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины, по касательной к годичному слою ствола. Такие доски имеют ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Доски тангенциального распила имеют более высокие коэффициенты усушки и разбухания, но более доступны по цене. Оцените отличия на фотографии.

Нас интересует как это сказывается на качестве гитары и на ее звучании. Гриф с радиальным распилом более прочный, жёсткий, выдерживает большее напряжение, в целом более стабильно себя ведет. Иными словами, отстроив такой гриф один раз, вам практически не понадобится его подстраивать и крутить анкер. Этот гриф будет держать нужный угол очень долго. гриф с тангенциальным распилом более гибкий, реагирует на толщину струн, его придётся подстраивать чаще, особенно в условиях перепада влажности и температур. Как вы уже наверное догадались, большинство проблем с грифом происходят от анкера. Этот железный стержень внутри грифа придаёт ему жёсткости, а также позволяет регулировать прогиб грифа в соответствии с требованиями гитариста.

Помимо стабильности многие музыканты отмечают разницу в звучании грифов с разного распила. Из того что я слышал и читал, большинство музыкантов говорят, что грифы тангенциального распила звучат более мягко, а низкие частоты менее сфокусировано. Грифы радиального распила ярче, низы более чёткие. Как вы уже поняли, радиальный распил дороже. Грифов тангенциального распила можно сделать из одного и того же куска дерева больше чем радиальных. Так как не все готовы платить эту разницу в цене, были придуманы многослойные грифы, которые по свойствам и звучанию приближаются к радиальному распилу. В этом случае мастер берет два или три куска древесины тангенциального распила и склеивает их между собой.

Гриф получается более жёстким, чем традиционный гриф тангенциального расипла + при изготовлении используются более мелкие куски дерева, что позволяет существенно снижать отходы при производстве. Также при этом способе изготовления грифа мастер может экспериментировать с разными породами древесины и, таким образом, менять звучание грифа в конечном итоге. На этом изображении - гриф гитары Alembic, в котором были использованы Клён (низ и верх), вишня (центр) и экзотическое пурпурное дерево. Этот гриф не только жёсткий, прочный и стабильный, но и обладает уникальным звучанием.

Клей или болты?

Еще один предмет горячих споров среди гитаристов - это способ крепления грифа к корпусу гитары. Существует три вида крепления грифа - болчёный, вклеенный и сквозной (сквозь корпус). Каждый из этих видов имеет свои особенности как в звуке, так и в удобстве игры.

Болчёный гриф гитары (bolt-on)

Болчёный гриф крепится к корпусу гитары при помощи болтов. Как вы догадались? Гриф вставляется в специальный "карман", выпиленный в корпусе и держится на месте при помощи стальных или деревянных болтов. Впервые эту конструкцию применил Лео Фендер в своей гитаре Fender Telecaster. Многие считают, что Лео просто хотел сэкономить на производстве, но истина как всегда, где-то рядом:) Лео был очень практичным человеком и хотел чтобы его гитары тоже были практичными. Он рассуждал так: если с какой-то частью гитары возникнет проблема, должна быть возможность её заменить без помощи дорогостоящих гитарных мастеров. Если гитара собрана правильно, этот метод позволяет получить прочный стык дерева к дереву, корпус к грифу.

И хотя многие считают это просто более дешевым способом, хорошую гитару с болчёным грифом сделать даже сложнее, чем среднюю со вклеенным. Очень важным момент для гитар с болчёным грифом - это тот самый "карман". Если гриф болтается в кармане, у гитары будет плохой сустейн, недостаток обертонов, нестабильный строй и интонация. Если же гриф прочно сидит в кармане, колебания грифа будут передаваться в корпус, при этом вся конструкция останется стабильной. Болчёные грифы звучат живо, ярко, с быстрой атакой, но ноты прорезают медленнее. Это связано с тем, что способ крепления грифа к корпусу замедляет передачу акустических свойств от струны к корпусу. Кусачий, гнусавый тон - это отличительная черта гитар Telecaster и Stratocaster.

Эти инструменты просто стреляют нотами. Но сустейн у них не такой выразительный. Самый яркий пример - это звук стратокастера с нековым датчиком. Надо понимать, что каждой гитаре - своё применение. Одни люди хотят большего сустейна за счёт более тугой связки гриф/корпус, другие - наоборот.

Вклеенный гриф гитары (set neck)

Tenon тип крепления грифа Вклеенный гриф подразумевает скрепление грифа и корпуса гитары при помощи клея. В производстве гитар этим способом используются различные методы в зависимости от возраста древесины, от мастера и типа инструмента. Gibson использовали технологию, которая называется tenon neck joint.

Dovetail тип крепления грифаДругой популярный способ крепления - dovetail joint. При этом способе часть грифа вставляется в специальный карман в корпусе. Благодаря тому, что стороны грифа, прилегающего к корпусу, располагаются под углом, увеличивается площадь касания, стык получается очень прочный. У вклееных грифов более быстрая передача акустических свойств от струн к корпусу (речь идёт о хороших инструментах), чем у гитар с болчёными грифами. Это означает больший сустейн, лучший резонанс, но атака страдает при этом. В итоге получается тёплое спокойное звучание, с хорошим сустейном, ноты звучат сочно. Такой тип крепления грифа подходит для мощных риффов на гитаре, ярких тягучих соло и особенно для джазовых музыкантов.

Чем больше площадь касания грифа и корпуса, тем соответственно более прочный стык и лучше передача акустически свойств. При этом даже гитары с коротким стыком очень прочные - это старые Gibson 70х годов. Грифы Gibson Les Paul

Сквозной гриф гитары (neck-through body)

Суть этой конструкции в том, что гриф проходит под бриджем гитары. Это возможно благодаря тому, что гриф и часть корпуса гитары изготавливаются из одного цельного куска древесины, либо из склеенных частей одинаковой длины. Крылья грифа при этом (верхняя и нижняя часть) приклеиваются уже снаружи корпуса. Эта конструкция позволяет максимально беспрепятственную передачу акустических свойств от струн к корпусу, что отражается в лучшую сторону на сустейне.

В звучании таких гитар чувствуется много дерева. Многие мастера считают, что это лучший способ сборки, позволяющий максимально раскрыть характер древесины, звучание и сустейн гитары. У гитар с этим типом конструкции, как правило, более простой доступ к верхним ладам, так как у грифа нет пятки. Обратная сторона медали - дороговизна и время затраты на производство таких инструментов. Поэтому, такой тип крепления грифа обычно доступен лишь в дорогих гитарах класса hi-end. Итак, все три типа крепления грифа имеют как достоинства, так и свои недостатки, уникальный характер и особенности. Лучший выбор, как всегда, смогут сделать только ваши уши, руки и пальцы. Попробуйте разные модели, и как только вы найдёте то, что сядет в руки как родное, слушайте эту гитару. Звучит ли она так, как вы хотите. Советы давать бесполезно. Слушайте себя самого.

Угол наклона головки грифа гитары

Часто музыканты спрашивают: а зачем на грифе направляющие для струн? Почему на одних гитарах они есть, а на других - нет. Эти штуки были придуманы для того, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа для того, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Направляющие использовались на гитарах с плоской головкой грифа. Плоская имеется в виду по отношению к основной плоскости грифа. Пример - гитары Stratocaster и Telecaster.

Производители типа Gibson изначально делают гитары с наклоном головки относительно остальной части грифа. Таким образом струны прочно сидят в пазах и не вылетают, а направляющие не нужны. Ещё один способ добиться нужного наклона струны - использовать заниженные колки на гитарах с плоским грифом. Начиная с нижней струны E высота колков становится всё меньше и для первой струны отверстие на первом колке находится почти рядом с самим деревом. Чем дальше колки от порожка, тем больший наклон нужен. Таким образом направляющие (string tree) тоже становятся не нужны. Тем не менее на большинстве гитар с плоским грифом направляющие есть.

Итак, после прочтения этой статьи, вы теперь всё знаете про грифы гитар и сможете выбрать себе и подсказать друзьям правильный инструмент. Как говорится, предупреждён - вооружён. Оставляйте ваши вопросы и комментарии к статье! До скорых встреч, впереди еще много интересного!

По-своему, электрогитары – не менее «живые» инструменты, чем акустики . Многие считают, что электрическая гитара, что-то вроде робота, у которого нет «души». На самом деле, это заблуждение. Ведь электрогитара ручной (или качественной заводской) работы в полной мере обладает одухотворённостью.
Качество и особенности звучания каждой электрогитары во многом зависит от конструкции грифа, а также способа, при помощи которого гриф прикреплён к корпусу. Есть четыре основных вида крепления грифа электрогитары: neck-trough (по-русски «сквозной»), bolt-on (крепление с помощью болтов), half-trough body (сквозной наполовину), glued или set neck (дословно – «вклеенный»). Рассмотрим каждый из этих способов поподробнее.

Сквозное . Такой тип крепления является самым дорогим и считается наилучшим. Чаще всего он встречается на бас-гитарах . Инструмент с таким креплением грифа звучит ровно, без скачков по всему частотному диапазону, но низких частотах обычно бывает небольшое снижение резонанса. Гитары со сквозным креплением очень удобны, обладают хорошим сустейном (продолжительностью звучания нот), на них легче даются исполнения сложных соло-партий. Но есть и существенный недостаток: в случае появления повреждений, ремонт неминуемо будет дорогостоящим. Чаще всего, после поломки, при таких креплениях ремонт невозможен. Сквозные крепления часто используются в гитарах Jackson , но не только. Ещё пример — BC RICH Mockingbird ST Trans.

Сквозное крепление грифа

Болтовое крепление . Массовый, широко распространённый способ. Отличается практичностью и простотой — в случае появления на грифе дефектов (или просто при желании заменить его на новый) — съём и новый монтаж части производятся быстро и легко. Особенности — острый тон, относительно слабый сустейн. Отличный выбор в качестве ритм гитары в тяжёлом роке. Главное, чтобы гриф плотно прилегал к корпусу. Чтобы убрать даже самый мелкий зазор — смело несите инструмент к мастеру. Процедура обойдётся недорого и сделает звучание намного лучше. Болтовое крепление применяется в ряде моделей практически у всех производителей. Вот пара примеров: BC RICH Warlock Revenge White (RWGW), YAMAHA PACIFICA 112J, STAGG S300 Redburst.

Болтовое крепление грифа

Полусквозное . Этот способ появился в конце восьмидесятых и мало кого вдохновил, из-за чего сегодня гитары с таким креплением грифа встречаются крайне редко. В отличие от сквозного соединения, в данном случае корпус не разделён пополам, а полностью целен. Звучание, в общем, такое же как и у инструментов со сквозным грифом; незначительные отличия могут встречаться в тех или иных моделях, но не систематизировано. Tung и Ibanez относительно часто выпускают бас-гитары с полусквозным креплением.

Вклеенный гриф . Многие крупные производители (например, Gibson) крепят гриф таким образом в дорогостоящих моделях. Деталь ставят в специальную выемку и плотно закрепляют эпоксидной смолой. Благодаря вклеенному грифу, при звучании отлично передаются акустические характеристики древесины, из которой изготовлен инструмент. Атака — мягкая, то есть звук бархатист и богат обертонами. Сустейн — отличный.

Вклеенный гриф на гитаре

Здравствуйте, уважаемые читатели нашей рассылки! На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не знают или не догадываются. Итак, как же сделан гриф? Почему у одних гитар на головке грифа есть специальные железные штучки, под которыми пускаются струны, а у других - нет? Какой гриф лучше - вклеенный или болчёный? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье, которая целиком посвящена технологии производства гитарных грифов.

При изготовлении гитарного грифа мастер должен учитывать несколько важных факторов. Самый первый - это тип распила - тангенциальный (flat (slab) sawn) или радиальный (quarter sawn). Если вы не знаете в чём разница, мы процитируем один из сайтов по обработке древесины:

Радиальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. Древесина таких досок довольно однородна по цвету и текстуре, межкольцевые размеры минимальны. Доски радиального распила устойчивы к внешним воздействиям, практически не подвергаются деформации и обладают высокой износостойкостью. плоскость разреза проходит через сердцевину ствола.

Тангенциальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины, по касательной к годичному слою ствола. Такие доски имеют ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Доски тангенциального распила имеют более высокие коэффициенты усушки и разбухания, но более доступны по цене. Оцените отличия на фотографии.

Нас интересует как это сказывается на качестве гитары и на ее звучании. Гриф с радиальным распилом более прочный, жёсткий, выдерживает большее напряжение, в целом более стабильно себя ведет. Иными словами, отстроив такой гриф один раз, вам практически не понадобится его подстраивать и крутить анкер. Этот гриф будет держать нужный угол очень долго. гриф с тангенциальным распилом более гибкий, реагирует на толщину струн, его придётся подстраивать чаще, особенно в условиях перепада влажности и температур.

Как вы уже наверное догадались, большинство проблем с грифом происходят от анкера. Этот железный стержень внутри грифа придаёт ему жёсткости, а также позволяет регулировать прогиб грифа в соответствии с требованиями гитариста. Помимо стабильности многие музыканты отмечают разницу в звучании грифов с разного распила.

Из того что я слышал и читал, большинство музыкантов говорят, что грифы тангенциального распила звучат более мягко, а низкие частоты менее сфокусировано. Грифы радиального распила ярче, низы более чёткие. Как вы уже поняли, радиальный распил дороже. Грифов тангенциального распила можно сделать из одного и того же куска дерева больше чем радиальных.

Так как не все готовы платить эту разницу в цене, были придуманы многослойные грифы, которые по свойствам и звучанию приближаются к радиальному распилу. В этом случае мастер берет два или три куска древесины тангенциального распила и склеивает их между собой. Гриф получается более жёстким, чем традиционный гриф тангенциального расипла + при изготовлении используются более мелкие куски дерева, что позволяет существенно снижать отходы при производстве. Также при этом способе изготовления грифа мастер может экспериментировать с разными породами древесины и, таким образом, менять звучание грифа в конечном итоге.

На этом изображении - гриф гитары Alembic, в котором были использованы Клён (низ и верх), вишня (центр) и экзотическое пурпурное дерево. Этот гриф не только жёсткий, прочный и стабильный, но и обладает уникальным звучанием.

Клей или болты?

Еще один предмет горячих споров среди гитаристов - это способ крепления грифа к корпусу гитары. Существует три вида крепления грифа - болчёный, вклеенный и сквозной (сквозь корпус). Каждый из этих видов имеет свои особенности как в звуке, так и в удобстве игры.

Болчёный гриф (bolt-on)

Болчёный гриф крепится к корпусу гитары при помощи болтов. Как вы догадались? Гриф вставляется в специальный "карман", выпиленный в корпусе и держится на месте при помощи стальных или деревянных болтов. Впервые эту конструкцию применил Лео Фендер в своей гитаре Fender Telecaster. Многие считают, что Лео просто хотел сэкономить на производстве, но истина как всегда, где-то рядом:) Лео был очень практичным человеком и хотел чтобы его гитары тоже были практичными. Он рассуждал так: если с какой-то частью гитары возникнет проблема, должна быть возможность её заменить без помощи дорогостоящих гитарных мастеров. Если гитара собрана правильно, этот метод позволяет получить прочный стык дерева к дереву, корпус к грифу. И хотя многие считают это просто более дешевым способом, хорошую гитару с болчёным грифом сделать даже сложнее, чем среднюю со вклеенным. Очень важным момент для гитар с болчёным грифом - это тот самый "карман". Если гриф болтается в кармане, у гитары будет плохой сустейн, недостаток обертонов, нестабильный строй и интонация. Если же гриф прочно сидит в кармане, колебания грифа будут передаваться в корпус, при этом вся конструкция останется стабильной. Болчёные грифы звучат живо, ярко, с быстрой атакой, но ноты прорезают медленнее. Это связано с тем, что способ крепления грифа к корпусу замедляет передачу акустических свойств от струны к корпусу. Кусачий, гнусавый тон - это отличительная черта гитар Telecaster и Stratocaster. Эти инструменты просто стреляют нотами. Но сустейн у них не такой выразительный. Самый яркий пример - это звук стратокастера с нековым датчиком. Надо понимать, что каждой гитаре - своё применение. Одни люди хотят большего сустейна за счёт более тугой связки гриф/корпус, другие - наоборот.

Вклеенный гриф (set neck)

Tenon тип крепления грифа Вклеенный гриф подразумевает скрепление грифа и корпуса гитары при помощи клея. В производстве гитар этим способом используются различные методы в зависимости от возраста древесины, от мастера и типа инструмента. Gibson использовали технологию, которая называется tenon neck joint.

Другой популярный способ крепления - dovetail joint. При этом способе часть грифа вставляется в специальный карман в корпусе. Благодаря тому, что стороны грифа, прилегающего к корпусу, располагаются под углом, увеличивается площадь касания, стык получается очень прочный. У вклееных грифов более быстрая передача акустических свойств от струн к корпусу (речь идёт о хороших инструментах), чем у гитар с болчёными грифами. Это означает больший сустейн, лучший резонанс, но атака страдает при этом. В итоге получается тёплое спокойное звучание, с хорошим сустейном, ноты звучат сочно. Такой тип крепления грифа подходит для мощных риффов на гитаре, ярких тягучих соло и особенно для джазовых музыкантов.

Чем больше площадь касания грифа и корпуса, тем соответственно более прочный стык и лучше передача акустически свойств. При этом даже гитары с коротким стыком очень прочные - это старые Gibson 70х годов. Грифы Gibson Les Paul

Сквозной гриф (neck-through body)

Суть этой конструкции в том, что гриф проходит под бриджем гитары. Это возможно благодаря тому, что гриф и часть корпуса гитары изготавливаются из одного цельного куска древесины, либо из склеенных частей одинаковой длины. Крылья грифа при этом (верхняя и нижняя часть) приклеиваются уже снаружи корпуса. Эта конструкция позволяет максимально беспрепятственную передачу акустических свойств от струн к корпусу, что отражается в лучшую сторону на сустейне. В звучании таких гитар чувствуется много дерева. Многие мастера считают, что это лучший способ сборки, позволяющий максимально раскрыть характер древесины, звучание и сустейн гитары. У гитар с этим типом конструкции, как правило, более простой доступ к верхним ладам, так как у грифа нет пятки. Обратная сторона медали - дороговизна и время затраты на производство таких инструментов. Поэтому, такой тип крепления грифа обычно доступен лишь в дорогих гитарах класса hi-end. Итак, все три типа крепления грифа имеют как достоинства, так и свои недостатки, уникальный характер и особенности. Лучший выбор, как всегда, смогут сделать только ваши уши, руки и пальцы. Попробуйте разные модели, и как только вы найдёте то, что сядет в руки как родное, слушайте эту гитару. Звучит ли она так, как вы хотите. Советы давать бесполезно. Слушайте себя самого.

Угол наклона головки грифа

Часто музыканты спрашивают: а зачем на грифе направляющие для струн? Почему на одних гитарах они есть, а на других - нет. Эти штуки были придуманы для того, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа для того, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Направляющие использовались на гитарах с плоской головкой грифа. Плоская имеется в виду по отношению к основной плоскости грифа. Пример - гитары Stratocaster и Telecaster.

Производители типа Gibson изначально делают гитары с наклоном головки относительно остальной части грифа. Таким образом струны прочно сидят в пазах и не вылетают, а направляющие не нужны. Ещё один способ добиться нужного наклона струны - использовать заниженные колки на гитарах с плоским грифом. Начиная с нижней струны E высота колков становится всё меньше и для первой струны отверстие на первом колке находится почти рядом с самим деревом. Чем дальше колки от порожка, тем больший наклон нужен. Таким образом направляющие (string tree) тоже становятся не нужны. Тем не менее на большинстве гитар с плоским грифом направляющие есть.

Итак, после прочтения этой статьи, вы теперь всё знаете про грифы гитар и сможете выбрать себе и подсказать друзьям правильный инструмент. Как говорится, предупреждён - вооружён. Оставляйте ваши вопросы и комментарии к статье! До скорых встреч, впереди еще много интересного!

Электрогитара является универсальным инструментом и на ней можно играть в любом стиле, от классики, до самого тяжёлого метала. Давайте рассмотрим этот инструмент поближе:

Корпус электрогитары

Корпус электрогитары - цельный кусок древесины (обычно склеен из 2 - 3 кусков). В корпусе фрезеруются посадочное место под гриф, полости под звукосниматели и пр. фурнитуру. Порода дерева имеет решающее значение и сильно влияет на звук. Именно качество дерева отличает дорой инструмент от дешёвого (конечно фурнитура тоже имеет значение, но дерево всегда на первом месте).

Гриф электрогитары также сделан из дерева (обычно гриф делают из клёна) с накладкой (обычно палисандр). Внутри располагается специальный элемент - анкер гитары . Он нужен для регулировки прогиба грифа. Как правило электрогитары имеют от 19 до 24 лада. Кол-во ладов довольно важный параметр, так как в отличии от акустических гитар, на электрогитарах эти лады используются очень часто.

Крепление грифа гитары

Существуют три основных способа крепления грифа к корпусу электрогитары : на болтах, вклеенный и сквозной. Все эти способы имеют свои плюсы и минусы и также влияют на звук.

Самый простой и распространённый способ "на болтах".

Струнодержатель

Основная задача струнодержателя (он же бридж или машинка) электрогитары это держать натяжение струн. Но инженеры придумали этому элементу ещё одну важную задачу - понижать и/или повышать строй в некотором диапазоне. Это позволяет выполнять на гитаре невероятные фишки.

Существуют три основных вида бриджа электрогитары: глухой (Tune-o-matic), фендоровское тремоло (fender tremolo) и Флойд Роуз (Floyd Rose) . Все они в своём составе имеют возможность регулировки мензуры и высоты каждой струны по отдельности.

Самый простой бридж и в тоже время самый надёжный. На нём нельзя понижать или повышать строй, но в тоже время он максимально передаёт колебание струн в корпус и держит строй гитары.

Стандартный тип бриджа для многих гитар. Позволяет только понижать строй в небольшом пределе. Простая конструкция и хорошо держит строй - идеальное решение если вы не знаете нужно ли вам вообще понижать строй.

Самый мощный инструмент в понижении или повышения строя. Этот тип бриджа сложен по конструкции, довольно громоздкий и требует навыков настройки и использования. В неумелых руках частенько является причиной головной боли из за проблем держания строя.

Стоит сразу отметить ещё пару моментов. Проблема держания строя зависит от многих факторов, начиная от качества самого бриджа и заканчивая грамотной настройкой. Из за сильного понижения строя гитары машинкой есть вероятность, что струны выпадут из пазов верхнего порожка. Поэтому на гитарах оборудованные системами типа Флойд Роуз ставится специальный верхний порожек , который фиксирует струны.

Звукосниматели

Существуют всего два типа звукоснимателей: сингл и хамбакер . Как правило гитары имеют 2 или 3 звукоснимателя, а их коммутация и управление осуществляется специальным переключателем и регуляторами.

Существуют различного рода сочетания звукоснимателей и такие сочетания имеют обозначения вида S-S-S, H-H, H-S-H и пр. Думаю более понятно станет ясно если взглянуть на рисунки ниже.

Локовые колки

В электрогитаре прогресс дошёл даже до колков. В последнее время многии гитаристы стали использовать так называемые локовые колки . Суть новой конструкции понятна на этих видео:

Стоит отметить, что локовые колки оправдывают себя если гитарист много бендит (приём подтяжки струны пальцами левой руки) и работает машинкой. Локовые колки лучше сохраняют строй, нежели обычные. Хотя тут тоже зависит от того как струны наматывать. При правильной намотке и обычные колки не "гуляют".

Струны для электрогитары

Более подробно струны будут рассматриваться в отдельной статье. Сейчас я упомяну один момент касательно калибра. Калибр это толщина струн в долях дюйма.

0.08 - самые тонкие струны, на них легко играть. Звук не самый плотный, прозрачный. Хорошо подходят для любителей соло.
0.09 - звук более плотный.
0.10 - считается золотой серединой. Хорошо подходит для соло и ритма.
0.11, 0.12 и 0.13 - считаются толстыми и их в основном применяют для ритма и очень часто на пониженных строях. Звук плотный и мощный.

Стоит отметить, что как правило гитара "заточена" под конкретный калибр струн. Не стоит на , заточенный под калибр 0.09, ставить струны 0.12. Во первых такие струны не влезут в верхний порожек, а во вторых грифу такое не понравится. Так что учитывайте этот факт при покупке струн.

Корпуса электрогитары

Stratocaster (Стратокастер)

Легендарная форма корпуса, самая известная и копируемая во всём мире. Первооткрывателем формы stratocaster считается фирма Fender. Корпус стратокастера обычно изготавливают из ольхи. Гриф соединяется с корпусом 4-мя болтами, имеет 21 лад. Колки расположены в ряд. Вся электроника монтируется на пластиковой панели - пикгард . Схема звукоснимателей обычно S-S-S, но также популярна и схема H-S-S. В качестве струнодержателя используется Fender Tremolo, которое позволяет понижать строй гитары. Stratocaster очень удобная гитара, хорошо "лежит" в руках, приятный гриф, отличный и универсальный звук. На этой гитаре играют практически во всех существующих стилях.

На Fender Stratocaster играют такие музыканты как Yngwie Malmsteen , Владимир Холстинин (Ария) , Ritchie Blackmore и др.

Telecaster (Телекастер)

Телекастер является видоизменённым видом стратокастера. Корпус также выполняется из цельного куска ольхи или ясена. Гриф на болтах, обычно изготавливается из клёна и не имеет накладки, 21 лад. Колки в ряд, голова грифа, по сравнению с головой стратокастера, малость изменена. Система звукоснимателей обычно S-S. Струнодержатель глухого типа. Телекастер обладает звонким звучанием.


На Джеймс Хэтфилд (Metallica) , Джеймс Рут (Slipknot) и др.

Les Paul (лес пол)

На втором месте по популярности стоит Les Paul от фирмы Gibson. Для корпуса используют красное дерево, верх корпуса изготавливают из клёна. Гриф вклеен и также как и корпус изготавливается из красного дерева. Количество ладов - 22, колки расположены по схеме 3+3. Схема звукоснимателей H-H, другие схемы используются крайне редко. Струнодержатель глухого типа () и практически никогда не ставятся системы тремоло или др. Звук Les Paul тёплой, мощный и певучий.


На играют такие известные музыканты как Gary Moore , Zakk Wylde и др.

SG

Также как и телекастер для стратокастера, является модификацией Gibson Les Paul. Корпус выполнен из красного дерева и не имеет верха как в Les Paul. Гриф вклеен и имеет 22 лада. Форма корпуса стала более агрессивной. Струнодержатель глухой. Система звукоснимателей H-H.


На играют такие известные музыканты Джордж Харрисон (Битлз) , Ангус Янг(AC/DC) , Эрик Клэптон и др.

Flying V

Следующим экспериментом фирмы Gibson с формой корпуса стала модель Flying V . Внешне она похожа на стрелу. Деревом для корпуса и грифа, также как и для SG, стало красное дерево. Гриф вклеен, имеет 22 лада, колковая механика по схеме 3+3. Оригинальная Flying V имеет глухой бридж, но очень часто можно встретить эту гитару с машинкой флойд роуз . Схема звукоснимателей, как правило, H-H.


На Эдди Ван Хален («Van Halen») , Кирк Хэмметт («Metallica») , Джеймс Хэтфилд («Metallica») , Твигги Рамирез («Marilyn Manson») , Кеннет Даунинг («Judas Priest») и др.

Explorer (Эксплорер)

Ещё один тип корпуса от фирмы Gibson - Explorer . Всё также как и в модели Flying V. Голова грифа изменена, колки в ряд.


На играют такие знаменитые музыканты как James Hetfield (Metallica) , Dave Grohl (Foo Fighters) и др.

Randy Rhoads (Рэнди Роадс)

Данная модель гитары Jackson является именной моделью гитариста Randy Rhoads . Судя по внешнему виду эта модель является логическим продолжением формы Gibson Flying V. Корпус гитары сделан из ольхи, гриф из клёна с палисандровой накладкой и имеет 22 лада. Гриф сквозной, бридж глухой или типа флойд роуз, схема звукоснимателей H-H. Колки расположены в ряд.

На данной гитаре играют такие знаменитые музыканты как Randy Rhoads (Ozzy Osbourne) , Kirk Hammett (Metallica) , Винни Винсент (Vinnie Vincent) из группы «Kiss» и др.


Данная модель фирмы PRS является именной гитарой Карлоса Сантаны . Корпус изготовлен из красного дерева, верх корпуса из клёна. Гриф имеет 22 лада, изготовлен из красного дерева с палисандровой накладкой. Струнодержатель с системой тремоло. Схема звукоснимателей H-H.


На данной гитаре играю такие великие гитаристы как Carlos Santana (Карлос Сантана) , Ted Nugent (Тед Ньюджент) , Alex Lifeson (Rush) и др.

Суперстрат

Выше были рассмотрены самые встречающиеся формы. Разумеется фирм, производящих гитары, много и каждый хочет внести свои тонкости. Поэтому появляется особый вид гитар - суперстратокастеры . По сути это малость видоизменённая форма стратокастера. Суперстрат выглядит более агрессивно, не имеет фальшпанели и в большинстве случаев оборудован машинкой типа флойд роуз. Фирм, выпускающей гитары формы суперстар, очень много и поэтому нет смысла описывать их основные характеристики. Каждый производитель наделяет суперстрат по своему, начиная от материалов и заканчивая схемой звукоснимателей. Для наглядности вот пару знаменитых моделей: и др.





На гитарах формы суперстратокастер играет очень большое множество гитаристов, такие как Joe Satriani , Steve Vai , Michael Angelo Batio и др.

Заключение

На этом я, пожалуй, закончу знакомство с электрогитарой. Спасибо за внимание

Гриф является одной из самых сложных составляющих электрогитары и бас-гитары. Как правило, он изготавливается из клена или красного дерева. Существует несколько способов крепления грифа к корпусу, каждый из которых добавляет некоторый нюанс в звучание инструмента. По большей части, это относится к сустейну и атаки:

BOLT-ON (НА БОЛТАХ)

Способ крепления грифа на болтах был придуман талантливым изобретателем Лео Фендером в 40-х гг. При грамотной сборке, соединение получается очень плотным и крепким. Многие производители, стремясь обеспечить хороший контакт грифа с корпусом, связывают эти две детали пятью, а иногда и большим количеством болтов. Подобный гриф отстает в передачи вибрации (сустейн будет слабее), но помогает создать особый «хлопающий» тембр. Гитары с грифом на болтах звучат «сочно» и звонко, они подходят для исполнения тяжелой музыки. Среди преимуществ моделей с данным способом крепления также:

  • возможность замены грифа;
  • быстрая отзывчивость струн.
  • GLUED/SET-IN (ВКЛЕЕННЫЙ)

    Язык грифа вклеивается в углубление на деке. Способ считается самым традиционным, его используют при создании моделей Les Paul или акустических гитар Martin. С помощью связующего вещества (эпоксидная смола) достигается максимально плотное соединение. Гитара звучит тепло, глубоко и характеризуется прекрасным резонансом. Трудоемкость процесса вклейки оказывает влияние на стоимость инструмента. Такая конструкция не отличается ремонтопригодностью, детали сложнее заменить. Гитары с данным типом грифа часто выбирают джазовые музыканты. К преимуществам инструмента можно отнести:

    • отличную передачу звуковой войны;
    • высокий сустейн;
    • равномерное и насыщенное звучание.

    NECK-THROUGH (СКВОЗНОЙ)

    Гриф, созданный из цельного куска дерева, проходит через всю деку от начала до конца. Данный вариант крепления грифа более характерен для бас-гитар. Он дает возможность полностью прочувствовать естественное звучание дерева, поэтому материал изготовления имеет большое значение. Ремонт таких гитар зачастую дорогостоящий. Используется на большинстве моделей басов Fodera, некоторых моделях гитар Jackson. Инструментам со сквозным отдают предпочтение многие исполнители металла. Среди преимуществ:

    • ·глубокое звучание;
    • отличная атака;
    • сильный сустейн.

    HALF-THROUGH BODY (ПОЛУСКВОЗНОЙ)

    Корпус изготавливается из цельного куска дерева. Более плотное соприкосновение грифа с корпусом, в сравнении с креплением на болтах. Такой способ крепления, был изобретен недавно и не получил широкого распространения. Он встречается на инструментах, выходящих под торговыми марками Ibanez, Tung и некоторыми другими. Среди преимуществ таких инструментов:

    • надежность;
    • теплый и насыщенный звук;
    • прекрасная передача характерного звучания древесины.

    Таким образом, каждый из способов крепления грифа к корпусу изменяет звучание инструмента. Однако ни один из них не является образцовым. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.