Андрей Платонович Платонов – известный русский писатель ХХ века, по мнению многих литературоведов, один из лучших. Широкую известность его творчество получило лишь в конце ХХ века, после смерти писателя. При жизни он не был признан, и реакция критики на его книги часто бывала отрицательной. Платонов не вписывался в идеологию социалистического государства, и ему были чужды принципы социалистического реализма и другие рамки в творчестве. Он был патриот, философ и взыскательный художник, но никогда не был слугой власти, не приукрашивал действительность. Об искусстве Платонов говорил, что оно «заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее».
Рассказ «Возращение» — пример именно такого отношения к искусству. Сюжет его несложен, герои понятны и жизненны, язык нарочито прост, и при этом смысл глубок. Герой рассказа – демобилизованный капитан Иванов. Самая распространенная в России фамилия, а имя-отчество Алексей Алексеевич. Неизвестно, имел ли в виду Платонов смысл этого имени – «защитник», однако имя жены, Любовь, и сына, Петр (означает камень) кажутся выбранными не случайно.
История проста: вернувшись с фронта, капитан Иванов узнает, что его жена Люба была ему неверна. Он хочет уехать, но возвращается, спрыгнув с поезда, когда видит из окна тамбура бегущих вслед за поездом детей.
В экспозиции рассказывается о том, что по дороге домой Иванов познакомился с девушкой Машей и остался у нее на два дня, почему-то откладывая радостный и тревожный час встречи с семьей. Чувства капитана и Маши друг к другу бесхитростные и естественные и не вызывают осуждения у читателя. Вернувшись домой, Иванов оказался в обстановке, которая за четыре года войны очень изменилась, «он дышал настоявшимся родным запахом дома», обнимал жену и чувствовал «тихую радость в сердце и спокойное довольство». Однако «странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом». Особенно удивляет его поведение сына, одиннадцатилетнего Петра. Этот «малорослый худощавый мальчуган» смотрит сумрачно и недовольно, все время ворчит, как маленький старичок, командует не только младшенькой сестренкой, но и матерью.
Тема «дети и война» – особая тема у Платонова. В одном из своих военных рассказов писатель устами героя, наблюдавшего, как дети, играя, хоронят глиняных человечков, говорит: «Надо отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть». Так и в этом рассказе: не по годам взрослый и рассудительный Петрушка вызывает одновременно уважение и жалость.
Дети у Платонова – существа чуткие, тонкие. Одиннадцатилетний Петя очень хорошо чувствует, что происходит между родителями. Проснувшись ночью от их тревожных голосов, Петрушка жалеет плачущую мать, которой было так тяжело во время войны. Он лучше, чем отец, знает об этом. Невольное подслушивание Петей объяснения между родителями не случайно. Когда оскорбленный отец кричит: «Буди детей… Я им расскажу, какая у них мать!…», сын говорит: «Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.» Именно Петрушка чувствует, что мать любит отца: «Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет». Именно Петрушка, а не разгневанный отец понимает, что у них дело есть, жить надо. История, которую рассказывает сын отцу про дядю Харитона и его жену Анюту, удивляет Иванова: сын кажется ему настолько проницательным, что вот-вот скажет про Машу. Автор полностью воздерживается от комментариев к поступку своего героя. То, что Иванов решил уехать к Маше, у которой «волосы пахли природой», оставив Любу и детей, тоже никак не комментируется. Однако внутренний монолог героя о том, что «нет в нем прощения человеку, который целовался и жил с другим, чтобы не так скучно, не в одиночестве проходило время войны и разлуки с мужем», явно вступает в противоречие со словами мудрого и чуткого Петрушки. Платонов так комментирует чувства Иванова, понявшего, что бегущие к переезду и упавшие обессилившие дети – его собственные: « Иванов… почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем… лишь теперь пробилось на свободу…». Человек, живший всегда собственными интересами, внезапно коснулся жизни обновившимся сердцем.
Любовь к жизни, преодоление, возвышение над своим эгоистическим чувством – так можно охарактеризовать нравственную эволюцию платоновского героя.
Своеобразный художественный метод писателя не вписывался в жесткие рамки социалистического реализма, его мастерство не было оценено современниками: ни критиками, ни читателями. Широкое признание творчество писателя получило лишь в 60-х годах ХХ века, когда увидели свет его роман «Чевенгур» и повесть «Котлован». Опубликованный в 1960 г. на страницах журнала «Новый мир» рассказ «Семья Иванова» («Возвращение») не был исключением: вал критики обрушился на писателя. В то время казалось неуместным, несвоевременным писать о том, о чем писал Платонов. Колоссальная свобода писателя в стихии русского языка воспринималась как косноязычие.
Понять Платонова мешали не только идеологические запреты, но и собственный недостаточный духовный потенциал читавших. По словам современного писателя Андрея Битова, «Платонов нам только-только предстает. Он нам еще предстоит».

Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование

Цель урока: В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе

Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия: композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь

Новые понятия: бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис Межпредметные связи: история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рассказ «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (1946)

Рассказ Андрея Платонова под названием “Возвращение” (1946) не был опубликован при жизни писателя, Фадеев назвал рассказ “лживым и грязноватым”, “перерастающим в злопыхательство”, даже “ выползшей на страницы печати обывательской сплетней”, Ермилов же охарактеризовал рассказ как произведение наполненное “мраком, цинизмом, душевной опустошенностью”, “гнуснейшей клеветой на советских людей”. По словам последнего, Платонов всегда любил “душевную неопрятность”, обладал “пакостным воображением”, у него тяга ко всему “страшненькому и грязненькому”, в духе дурной “достоевщины”, он превратил даже 11-летнего героя “в проповедника цинизма”

Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какую мысль посылает читателю автор?

1.Значение названия рассказа. Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов. 2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию. 3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев 4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.

Значение названия рассказа Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЙНА МИР ВОКЗАЛ ДОРОГА МАША – дочь пространщика ВОЛЯ ПРОСТРАНСТВО Запах листьев СКУКА ДОМ ЛЮБОВЬ жена ДЕТИ Петр и Настя ОГОНЬ ПЕЧЬ ВЕЩИ Запах дома ЖИЗНЬ Убывал из армии Вышел вслед за Машей Откладывал час свидания с семьей Экспозиция Завязка Развитие действия Развязка Уезжал далее Обещал помнить Уехал Приехал Не сразу узнал ребенка Умылся Почувствовал тихую радость Рассматривал предметы Дышал запахом Что-то мешало чувствовать радость всем сердцем Взял мешок Сидел на вокзале Кульминация Сердце ожесточилось Посмотрел назад Закрыл глаза Почувствовал жар в груди Узнал все Почувствовал жизнь обнажившимся сердцем Сошел с поезда

Композиция рассказа: Рассказ строится на антитезе (война – мир) и перевернутом вечном сюжете. Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной. Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям. В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире) Идея рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.

Составить синквейн

Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»

Экранизация рассказа: «Возвращение» (1961) «Отец»(2007) «Возвращение» А.Звягинцева

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?

Тип урока : урок открытия нового знания, урок-исследование

Цель урока :

В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе

Технологии урока : технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.

Формы организации деятельности : фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия : композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь

Новые понятия : бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис

Межпредметные связи : история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре

Образовательные ресурсы: УМК по литературе, презентация к уроку, раздаточный материал

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Этап мотивации познавательной деятельности:

1.Формирование ситуации обмена мнениями

2. Введение новой проблемной информации

5 минут

1.Учитель формирует ситуацию обсуждения, прочитанного дома рассказа А.Платонова.

2. Учитель сообщает информацию о том, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и предлагает ребятам прочитать высказывания критиков о рассказе А.Платонова и сопоставить свои впечатления с предложенными высказываниями (технология продуктивного чтения).

1.Учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном.(Фронтальный опрос)

2.Знакомятся с высказываниями критиков (самостоятельное продуктивное чтение - индивидуальная работа).

3.Коротко обсуждают различие в восприятии рассказа и делают вывод о том, что критиков не устроило изображение в рассказе отношений в советской семье. Типичная советская семья должна не иметь недостатков.(Форма работы – проблемный диалог)

Личностные: личностное самоопределение – оценивание: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; смыслообразование – понимание цели обучения.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования . умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Этап актуализации знаний. Мотивация познавательной деятельности.

5 минуты

Учитель предлагает учащимся вспомнить: как описывается герой военных произведений уже им известных. Объяснить причины возмущения критиков и написать несколько предложений (описать сцену возвращения к семье солдата с войны) из вымышленного идеального для критиков рассказа.

Устное словесное рисование (работа в группах) Высказывается один человек от группы.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.

Познавательные: моделирование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи.

Этап построения проекта выхода из затруднения

5 минут

Применение кейс-технологии:

1.Учитель задает вопрос: Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Можем ли мы сразу ответить на данный вопрос или это может стать темой нашего урока? Как будем отвечать на этот вопрос?

2.На доске учитель записывает предложения учащихся.

1.Учащиеся уточняют и формулируют тему урока. (фронтальный опрос)

Учащиеся вместе с учителем коллективно составляют план достижения цели - объяснить читательский интерес к рассказу «Возвращение» и доказать его художественную ценность. Определяют алгоритм действий и записывают в тетрадь:

Подумать над названия рассказа (ключ к авторской позиции)

С помощью цитат из текста составить характеристику основных персонажей и главного героя.

Выявить композицию рассказа.

Отметить языковые средства, используемые автором.

Определить тему и идею рассказа.

Личностные: самоопределение; самомотивация: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: постановка учебной задачи и планирование учебной деятельности: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.

Коммуникативные: Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: выбор способов решения задачи, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Этап реализации проекта

  1. минут

1.Учитель дает учащимся разные задания по группам с учетом разного уровня подготовки (технология дифференциального обучения):

1.Значение названия рассказа. Как первоначально назывался рассказ? Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов.

2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию.

3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев

4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.

5.Какие вечные сюжеты связаны со словом возвращение?

6. Какие слова –концепты вы заметили в рассказе? Какую роль они выполняют в тексте?

2.Учитель модерирует выступления учащихся, следит за создаваемой надписью на доске. (кластер)

3. Учитель обращает внимание учащихся на отдельные фрагменты текста, требующие толкования.

1.Учащиеся по группам в течение 5 минут выполняют задания: поиск информации в тексте словарях, поиск информации в тексте, групповое обсуждение.

2.Затем в течение 15 минут идет коллективная работа: учащиеся выразительно читают вслух отобранные фрагменты, отвечают на вопросы.

На доске записываются все важные наблюдения.

(Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение)

Рассказ строится на антитезе и перевернутом вечном сюжете.

Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной.

(Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям)

В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Герой преодолевает границу между ним и миром.

Внезапно возникает у Иванова осознание своей причастности к жизни Вселенной и отказ от себя как от полового существа и обретение потерянного сыновства. Это процесс преображения человека, обретение души. Человек заново рождает себя в активном акте выбора.

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире)

Проблема рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.

Личностные: опыт осмысления влияния отечественной истории на судьбы людей через посредство исследования художественного текста, выявление позиции автора и собственного отношения к проблеме

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы.

Познавательные:

Общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; выделение эпизодов; возможное маркирование текста;

Логические: анализ объектов (фрагментов, образов); построение логической цепи рассуждения, доказательства, - предметные: умение анализировать текст, давать характеристики героям, отыскивать и комментировать формы и способы выражения авторской позиции; понимать роль языковых средств.

К оммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Этап закрепления с проговариванием и рефлексия.

7 минут

Учитель организует рефлексию с целью выявления впечатлений учащихся, понимания ими логики, степени выполнения задач, поставленных на уроке. Учитель побуждает учащихся к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов.

Форма рефлексии: Учитель дает задание письменно о

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что удалось или не удалось сделать на уроке. (Фронтальный опрос)

Учащиеся создают синквейны и зачитывают вслух несколько вариантов (по желанию).

Примеры синквейнов:

Возвращение

Мучительное и решительное

Состоялось, выстрадали, заслужили

Человек может понять внезапно

Главное.

Человек

Обычный усталый

Убывал, вернулся, ощутил

Сердцем другое сердце сумел понять.

Выбор.

Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания).

Познавательные: синтез, выведение следствий, анализ истинности утверждений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание и выставления оценок

3 минуты

1.Учитель формулирование вывод урока.

2.Учитель объявляет и комментирует отметки.

3.Учитель предъявляет домашнее задание с учетом технологии дифференциального обучения:

Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»

Инструктирует учащихся

4. Учитель инструктирует учащихся

1.Учащиеся записывают вывод от урока в тетрадь

2. Учащиеся выдвигают предложения по оцениванию работы на уроке.

3. После предъявления задания формулируют возможные проблемные зоны и записывают домашнего задания в дневник.

Личностные : выявление собственного отношения к различным интерпретациям текста

Регулятивные

Познавательные: самостоятельное решение о выборе дополнительного задания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Резерв: Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации

Учитель предлагает после обсуждения рассказа самостоятельно посмотреть фильмы с одноименным названием «Возвращение» (1961) г.по рассказу А.Платонова, фильм «Отец»(2007)и фильм «Возвращение» А.Звягинцева, прочитать военные рассказы А.Платонова «Одухотворенные люди», «Броня» для урока внеклассного чтения.

Учащиеся выдвигают гипотезы по каким критериям можно сопоставить данные картины, на что обратить внимание, какую работу можно будет выполнить по итогам просмотра и прочтения дополнительного материала

Личностные : самоопределение

Регулятивные : осознание качества и пользы усвоения новой информации, синтезирование информации.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Список литературы:

  1. УМК по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровиной, Издательство «Просвещение»
  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, Москва «Просвещение» 2011
  3. Типы уроков по ФГОС. Стрельникова Н.П. Материалы с сайта http://edu-reforma.ru
  4. Михеев М. "Возвращение" Платонова: поэтика недоговоренности. Вопросы литературы 2008, №2
  5. Сердюк О.С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе, 2011
  6. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Современная технология. – М.: Пед.общество России, 2011.
  7. Баршт К.А. Поэтика прозы А.Платонова, СПбГУ, Санкт-Петербург, 2005

Урок внеклассного чтения по рассказу

Андрея Платоновича Платонова

«Возвращение».

Нравственная проблематика рассказа.

Цель : углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока

1. Слово о писателе

2. Анализ рассказа.

    Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)

    Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу; нужно быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.)

    Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)

    Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно? (Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)

    Кто герой рассказа?

    Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).

    Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши.

    Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.

    Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал - может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).

    Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не

спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.)

На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.

Чтение первого разговора сына с отцом

    Как это разговор характеризует Петрушу?

    Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).

    Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).

    Как дети заботились о матери?

    Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

    Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей?

    Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою. После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию. Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.

Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и просветление остывшей в годы войны души.

Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.

    Кто из героев вам особенно понравился? Почему? (Краткая характеристика героев).

Итог урока.

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова "Возвращение". Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько "в себя", к тому, каким ты был ранее.

Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.

После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.

Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.

В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.

Анализ рассказа Платонова Возвращение

Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.

Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.

Литературное направление: реализм.

Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.

Основная мысль : писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.

Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.

Сочинение 3

Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.

Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.

Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.

Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.

Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.

Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.

Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.

Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.

В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.

Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.

Несколько интересных сочинений

    Дарить человеку здоровье - весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

  • Анализ рассказа Шолохова Чужая кровь

    Произведение является завершающей составной частью прозаического цикла писателя под названием «Донские рассказы», рассматривающей в качестве основной тематики проявление человеческого гуманизма и заботы о ближних.

  • Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

  • Анализ рассказа Бунина Поздний час

    Сегодня мы проанализируем рассказ «Поздний час» написанный в 1938 году И.А. Буниным. Именно в этот период, писатель проживал на чужбине, и безумно скучал по родине. Всю свою тоску и ностальгию за Россией

  • Анализ рассказа Платонова Сухой хлеб

    В рассказе А. П. Платонова «Сухой хлеб» повествуется о жизни семилетнего мальчика Мити в послевоенное время, у которого из родственников осталась лишь мать. Когда наступило лето – пришла засуха.

Великая Отечественная война оставила след в душе каждого русского человека. О ней написано много и по-разному, однако в первые послевоенные годы все в основном сводилось к возвеличиванию образа солдата-героя, возвращавшегося после долгой разлуки к родным. С этим, в принципе, никто не спорил, но была и другая сторона этого радостного события. Этому посвятил свой рассказ А. Платонов. «Возвращение», краткое содержание которого здесь приводится, стало произведением, заставившим по-новому взглянуть на то, как нелегко привыкали вчерашние воины к мирной жизни.

Скандальная публикация

К творчеству власти уже давно относились настороженно. Ситуация усугубилась после того, как в 1946 году журнал «Новый мир» напечатал его новое произведение «Семья Ивановых» (позже название изменилось и стало более емким). «Гнуснейшая клевета на советских людей,» - такую характеристику получил спустя несколько месяцев в статье В. Ермилова рассказ «Возвращение». Платонов (краткое содержание текста это покажет) изобразил вернувшегося с фронта Алексея совсем не в героическом ореоле. Более того, некоторые его поступки вызывают осуждение у читателя, что противоречило сложившейся традиции. Посмотрим, в чем же необычность рассказа.

Долгожданная мобилизация

Стоял сентябрь 1945 года. Капитан гвардии с распространенной фамилией Иванов (этот факт неслучаен) получил возможность ехать домой. Четыре года он не видел и маленькую дочку. заранее послал телеграмму и стал готовиться к встрече с семьей. Так начинает рассказ «Возвращение» Платонов.

Неожиданной встречи героя с Машей - важный момент. Поезд Алексея второй день задерживался, когда он увидел на вокзале знакомую. Девушка служила в столовой, а теперь тоже направлялась домой. Они быстро сошлись, так как оба боялись встречи с прошлой жизнью, от которой отвыкли за годы войны.

По пути домой: краткое содержание

«Возвращение» Платонова продолжается рассказом о коротких отношениях, возникших между Алексеем и его знакомой. Когда поезд въехал в город, где жила Маша, Иванов вдруг вышел вместе с ней. Двадцатилетняя девушка была очень благодарна спутнику, так как испытывала страх перед будущим. Родителей угнали немцы, и она чувствовала себя одинокой. Непонятное смятение испытывал и Алексей. Ему бы домой ехать, а он все оттягивал встречу с семьей.

Встреча с семьей

Дома Алексея Алексеевича ждали уже шестой день. Жена отпрашивалась с кирпичного завода и трижды выходила к поезду. В день приезда на вокзале ждал отца двенадцатилетний Петруша (или Петр, как по-взрослому называл его в рассказе «Возвращение» Платонов). Краткое содержание возникшего диалога и описание их встречи таково. Отец увидел в сыне маленького мужичка, привыкшего к житейским проблемам. Да и вел он себя, как взрослый. Дельно расспросил о том, почему так долго ехал и сколько орденов получил, затем взял вещевой мешок и направился к дому.

Любовь Васильевна ждала на крыльце. Она уже прибрала в доме, и только одна мысль беспокоила ее - Семен Евсеевич, потерявший семью и теперь привязавшийся к ее ребятишкам.

Алексей обнял жену и почувствовал «знакомое тепло». Маленькая Настя, совсем не помнившая отца, схватила его за ногу и пыталась оттащить от матери.

Вошли в дом. Пока жена и дети хлопотали по приготовлению обеда, Иванов обводил глазами комнату и словно заново с ней знакомился. Запах родного дома и наблюдение за происходившей суетой вызывали в нем приятные и одновременно тревожные мысли - автор передает их краткое содержание.

«Возвращение» Платонова - это в большей мере описание «привыкания» Алексея к новой жизни. Он вроде бы видел перед собой свою семью, но почему-то не чувствовал радости от встречи. Отвыкшая от него Любовь Васильевна стеснялась и вела себя, как в юности. Дочка выполняла несложную работу по дому. Петрушка привычным тоном отдавал команды и чем-то напоминал ворчащего старичка.

Алексей глядел на них и пытался понять, как они жили без него. И ощущал стыд от того, что не испытывал сильного отцовского чувства к сыну.

Первый семейный обед

Наконец все собрались за столом. Петрушка съел кусочек пирога и собрал все крошки. На предложение взять еще серьезно ответил, что сыт. Его слова: «Я хочу, чтоб вам больше досталось» - заставили родителей вздрогнуть. Отодвинула свой кусок и Настя. Она сказала, что это для Семена Евсеевича. Алексей напрягся - этот момент стал началом непростого разговора между супругами. Любовь Васильевна попыталась уйти от темы, коротко ответив, что мужчина потерял семью и теперь приходит к ним повозиться с детьми. Ей от этого спокойнее: она работает допоздна, а ребята под присмотром. Однако Иванову ответ не понравился.

Петрушка, почуяв неладное, перевел разговор на погоду, затем отдал распоряжения насчет завтрашнего дня. Они касались и отца, которому нужно было срочно встать на учет и получить карточки. Алексей вдруг почувствовал робость перед рано повзрослевшим сыном.

Щи ели молча, словно пытаясь насладиться тихим семейным счастьем - так завершает рассказ об обеде А. Платонов.

«Возвращение»: содержание ночного разговора

Любовь Васильевна ожидала вечера, чтобы остаться наедине с мужем. Но разговор не получался. Проснувшийся Петрушка услышал громкие голоса родителей. Алексей обвинял жену в связи с Семеном Евсеевичем, а она пыталась объяснить, что между ними ничего не было. Любовь Васильевна рассказывала о нелегкой жизни с двумя малыми детьми - Петрушка не сразу стал хозяйственным. О том, что всегда думала лишь о муже. И лишь однажды поддалась чувствам, когда невмоготу уже было выносить и тяготы жизни, и нескончаемое одиночество. Но сразу же заметила, что встреча с инструктором райкома дала ей понять, как сильно она После этого жила надеждой на его возвращение. Платонов (краткое содержание разговора не может передать всех чувств героини) привлекает внимание к женщины, не испытывавшей вины, но и не способной убедить в этом мужа. Звук треснувшего на лампе стекла - его раздавил Алексей - заставил сына вмешаться в разговор. Он вступился за мать и рассказал историю о местном мужике Харитоне. Пока тот воевал, его жена жила с другими. Вернувшись, он сначала злился, а потом придумал историю, что у него тоже были женщины. Теперь они живут по-хорошему. Иванов смутился: «Я думал, он и про Машу мою скажет…».

Неожиданное озарение

Тому, что случилось утром, можно дать название «настоящее возвращение». Платонов - краткое содержание и полный текст финала рассказа это доказывают - имел в виду под этим словом не просто приезд героя домой.

Проснувшись, Петрушка увидел Настю. Она сказала, что отец взял мешок и ушел. Мальчик все понял, схватил сестру за руку и побежал к вокзалу.

Алексей в это время вошел в тамбур тронувшегося поезда: он думал о Маше. Вдруг Иванов увидел детей, бежавших за поездом. Они падали, но поднимались и вновь двигались вперед, теперь уже к переезду. Неожиданно Алексей осознал, что это Петрушка и Настя. В груди стало горячо, а все его существо наполнилось «теплом и содроганием». Необычное ощущение охватило героя. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Он сбросил мешок на землю и сошел с поезда…

Анализ «Возвращения» Платонова позволяет понять, насколько сложным был процесс привыкания к мирной жизни вчерашнего солдата, долгое время видевшего лишь смерть и разрушения.