12 января – 385 лет со дня рождения Шарля Перро

Как бы мне хотелось

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме,

Где огонь в камине

Создает уют

И на книжной полке

Чудеса живут.

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг мой – Шарль Перро.

Рассказывая сказки своим детям, он очень хотел, чтобы дети уловили главное: добро непременно должно восторжествовать, и если ты спасешь кого-то в беде, то и тебе обязательно помогут. Дети спрашивали его, не сам ли он придумал эти сказки. И он объяснял, что сказки эти придуманы давным-давно, другим отцом или другой матерью для своих детей. Может быть, в это время и начал просыпаться в Шарле Перро сказочник.

Шарль Перро родился в Париже 12 января 1628 года, то есть примерно в то время, когда юный д,Артаньян, приехавший в столицу Франции за славой и деньгами, совершал свои первые подвиги. У Шарля Перро была лицензия на занятия адвокатской деятельностью, но эта работа заставляла его скучать, и Перро в основном занимался литературой и искусством, став со временем известным поэтом, критиком и даже членом Французской академии. Он вращался во дворе, был близок со многими важными сановниками. Эти знакомства, возможно, и повлияли на его решение не ставить свое имя на обложку сборника «Сказки матушки гусыни», который он издал в 1697 году. Сборник был издан от имени 19-летнего сына Перро Пьера д, Арманкура. Для чего он это сделал? Очевидно, чтобы не стать посмешищем: серьезный человек, академик, литератор, а балуется сказками! По другой версии, он сделал это потому, что услышал эти сказки от кормилицы своего сына, и таким образом хотел сохранить историческую справедливость.

Истории о спящих красавицах, маленьких да удаленьких сыновьях, добрых падчерицах и злых мачехах рассказывали не одно столетие и до Перро. Рассказывали все по-своему. Особенными были и «Сказки матушки Гусыни». Читая их, нисколько не сомневаешься, что это сказки Франции, притом Франции времен Людовика XIV . Так, Мальчик с пальчик, победив людоеда, устраивается курьером на королевском дворе; сестры Золушки, собираясь на бал, наряжаются точь-в-точь как придворные дамы Людовика – Солнце, а в «Спящей красавице» засыпают все, кроме короля, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.


В сборник вошло 9 сказок, 8 являлись литературной обработкой, а сказку «Рике –хохолок» написал сам Шарль Перро. Помните героев этих сказок: Золушка, Синяя Борода, Кот в сапогах, Красная Шапочка и другие. Как бы мы скучали в детстве, если бы этих сказок не было!

Именно Шарлю Перро удалось превратить сказку в «высокий жанр» литературы. Его сказки открыли настоящее «сказочное движение». У них появились продолжатели и подражатели. И не только книжные. Спящая красавица танцевала в балете. Золушка пела а опере. А сколько героев Перро разговаривало с экрана?!


Выходит, прав оказался сказочник, когда писал «что эти безделки вовсе не безделки» и «заслуживают того, чтобы их пересказывали»!!!

Предлагаю вопросы для бесед с читателями:

  1. Какие сказки Шарля Перро ты знаешь?
  2. Какая из этих сказок кажется тебе самой красивой?
  3. Какая из сказок кажется тебе страшной?
  4. Кого из персонажей сказок Ш. Перро ты считаешь самым смелым?
  5. … самым добрым?
  6. … самым находчивым?
  7. Какие волшебные предметы из сказок Ш. Перро ты поместил бы в «Сказочном музее?»
  8. Встречались ли тебе в сказках Шарля Перро непонятные слова? Если да, то, какие?
  9. Назови сказки Перро, в которых происходили волшебные превращения.
  10. Читая сказки Перро, ты понимаешь, что события происходили очень давно. А, как ты это определил? (по речи героев, по их манерам, т.е, как они себя ведут, по одежде, или…)

Литературная игра по сказкам Ш.Перро.

Вед.: Много лет назад во Франции жил преуспевающий адвокат, архитектор при дворе короля, признанный ученый и поэт. В возрасте 68 лет им была издана книга сказок «Истории, или Сказки былых времен (сказки моей матушки Гусыни) с моральными поучениями».

Благодаря этой книге мир познакомился с Красной Шапочкой, Спящей красавицей, Котом в сапогах… Этих героев знают сегодня во всем мире. Книга сказок вышла под именем Дарманкура (сына Шарля Перро), но большинство ученых считают автором Ш.Перро.

Шарль Перро родился 12 января 1628 года в Париже в семье крупного буржуа. Ш.Перро рано начал сочинять, и к тринадцати годам он сложился как вполне подготовленный сочинитель. Получив хорошее образование, Перро становится сначала адвокатом, а потом работает приказчиком у своего старшего брата – финансового сборщика в Париже. С 1663 года он возглавляет Комитет литературы и становится заметной фигурой при дворе французского короля Людовика XIV. Все это время он сочиняет стихи, пьесы и совсем не думает о сказках.

В 1672 году Шарль Перро женится на Мари Пишон, которая родила ему четверых детей. Но в 1678 году случилась беда – жена Шарля Перро заболела оспой и умерла. Перро проводит все дни за работой, а вечера овдовевший отец посвящает детям. Он вспоминает те сказки, которые сам когда-то слышал от старших, и рассказывает их своим детям.

Год 1685 стал важным годом в биографии Перро и первым годом в биографии Перро – сказочника. Он взялся написать свою первую сказку. Перро назвал ее «Гризельда» – по имени главной героини, простой пастушки, ставшей женой принца. На долю Гризельды выпали нелегкие испытания, но она, преодолев их, добилась своего счастья.

Во времена Перро сказка была нелюбимой падчерицей литературы, ей не было места ни в книге, ни в салоне богатого дома. Но благодаря Шарлю Перро сказки стали популярны и любимы во всех семьях – богатых и бедных. Перро продолжает писать сказки. В 1695 году из печати выходит первое издание сказок Перро – «Сказки матушки Гусыни». Сказки переиздаются, переводятся на другие языки.

Умер Шарль Перро в 1703 году. Но его сказки до сих пор знают и читают дети всего мира. Посмотрим, знаете ли их вы.

Игра.

1 конкурс. Разминка «Ашипки».

Командам раздаются карточки с перепутанными названиями сказок Перро. Участники должны написать правильные названия.

1. «Синяя шапочка». (Красная шапочка)

2. «Девочка с пальчик». (Мальчик с пальчик)

3. «Красная борода». (Синяя борода)

4. «Рике в сапогах». (Рике с хохолком)

5. «Подарки красавицы». (Подарки феи)

6. «Кот с хохолком». (Кот в сапогах)

7. «Спящая золушка». (Спящая красавица. Золушка)

2 конкурс. «Отгадай загадку».

От команды выходит один человек, вытягивает карточку с загадками и отгадывает их.

1. Что за зверь гуляет в сказке. 2. Она красива и добра,

Ус топорщит, щурит глазки, Имя её – от слова «зола».

В шляпе, с саблею в руках, (Золушка)

И в огромных сапогах.

(Кот в сапогах)

3. Девочка хорошая по лису идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет:

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто –то страшный встретится девочке сейчас.

(Красная шапочка)

1. Всех жён его постигла злая участь – 2. Я – всем известный мальчик,

Лишил он жизни их… Я ростом ровно с пальчик.

Какой злодей! Но я не огорчаюсь,

Кто ж он? Назовите имя скорей! Я только улыбаюсь.

(Синяя борода) (Мальчик-с-пальчик)

3. Спит юная дева уж сотню лет,

Спасителя-принца всё нет и нет.

(Спящая красавица)

1. Жизнь красотой его не наделила, 2. Знайте, этого плутишку

Зато умом сверх меры наградила. Никому не обхитрить:

Ум и помог ему счастливым стать. Людоеда, словно мышку,

Кто сможет его имя отгадать? Умудрился проглотить!

(Рике с хохолком) (Кот в сапогах)

3. Принцесса спит сто лет, сто лет,

А рыцаря всё нет и нет.

И если рыцарь не найдётся,

Принцесса так и не проснётся.

(Спящая красавица)

1. Эта сказка не нова, 2. Охотнику нужна двустволка,

В ней принцесса всё спала, Чтоб девочку спасти от ….. (волка)

Феи злобной то вина

И укол веретена. (Спящая красавица)

3. Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же!

Кто это? Кто тут подскажет? (Золушка)

3 конкурс. Викторина «Что? Как? Почему?»

Вопросы задаются командам поочерёдно. Если команда не отвечает или отвечает неправильно, то вопрос передается другой команде.

1. Почему падчерицу прозвали Золушка? (Она часто сидела в уголке возле камина на ящике с золой)

2. Сколько сыновей было у мельника? (Трое)

3. Что несла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожок и горшочек масла)

4. Сколько раз Людоед совершал свои превращения и в кого он превращался? (Два: во льва и мышь)

5. Кто спас Красную Шапочку и её бабушку? (Дровосеки)

6. Сколько лет должна была спать заколдованная принцесса? (Сто)

7. Как называл своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)

8. Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (Шестнадцать )

9. Что получили в наследство старшие братья Маркиза де Карабаса? (Старший – мельницу, средний – осла)

10. Сколько волшебниц было приглашено в крёстные принцессе? (Семь)

11. Что потеряла Золушка, когда убегала с бала? (Хрустальную туфельку)

12. Что должно было произойти, чтобы проснулась Спящая красавица? (Её должен был поцеловать принц)

13. Как звали королевского сына с хохолком? (Рике)

14. Чем уколола палец принцесса? (Веретеном)

15. Какая шкура заменяла платье принцессы? (Ослиная)

16. Из какого овоща фея сделала карету для золушки? (Тыква)

4конкурс. Кроссворд «Восемь сказок Шарля Перро».

  1. Красная (шапочка)
  2. Спящая (красавица)
  3. ……. шапочка. (красная)
  4. Замарашка. (Золушка)
  5. …….. с пальчик. (мальчик)
  6. Мальчик с (пальчик)
  7. Фея. (волшебница)
  8. Синяя (борода)
  9. …. с хохолком. (Рике)
  10. 10. Кот в (сапогах).

5 конкурс. «Музей чудесный вещей».

Команды получают карточки с перечнем волшебных предметов из сказок Перро и пишут из какой сказки каждый из них.

1. Волшебная палочка. (Золушка)

2. Тыква. (Золушка)

3. Хрустальные туфельки. (Золушка)

4. Веретено. (Спящая красавица)

5. Сапоги. (Кот в сапогах, Мальчик –с-пальчик)

6. Камешки. (Мальчик-с-пальчик)

7. Корзинка с пирожками. (Красная шапочка)

8. Красная шапочка. (Красная шапочка)

9. Колечко. (Ослиная шкура)

10. Связка ключей. (Синяя борода)

6 конкурс. «Телеграммы».

Команды получают телеграммы и должны угадать, кто их автор.

ТЕЛЕГРАММА.

«Всем! Всем! Всем принцам и королевичам! Убедительная просьба в ближайшие сто лет не беспокоить. Хочу поспать!» (Спящая красавица)

«Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал». (Золушка)

«Матушка очень меня любила.

Шапочку красную мне подарила». (Красная шапочка)

«А я маленький, да удаленький!» (Мальчик-с-пальчик)

Вед.: Вот наша игра и подошла к концу. Давайте подведем итоги.

Определяется команда победитель, участникам которой вручаются призы.

Взрослые сказки Шарля Перро

В стародавние времена, в некотором царстве, некотором государстве, жил-был… Наверное, так надо начинать историю про знаменитого сказочника. Но в жизни Шарля Перро , кажется, не было ничего волшебного, да и сам он представляется человеком рациональным, далеким от детских фантазий.

Предшественник братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена родился в Париже 12 января 1628 года . Отличник в колледже, Шарль Перро работал адвокатом, клерком, потом - секретарем Академии надписей и изящной словесности. Он был влиятельным лицом при дворе Людовика XIV, писал стихи, поэмы, критические произведения.

Сборник "Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями" , который был опубликован за несколько лет до смерти автора, - непривычный, легкий жанр для Шарля Перро . Считается, что писатель стеснялся своего сказочного увлечения, поэтому приписал авторство сказок своему 19-летнему сыну. Хотя некоторые эксперты считают, что сын действительно писал сказки, а Шарль Перро был всего лишь его редактором.

Но как бы то ни было, сказки - это именно то, чем Шарль Перро запомнился потомкам на много веков вперед. Мы сами выросли на его книжках и на них же воспитываем детей. Хотя его ли это сказки?

Большинство сказок XVII - XVIII веков дети читают не в переводе, а в пересказе. Это объясняется тем, что волшебные истории того времени часто отличались недетской жестокостью. Шарль Перро , который собирал и переписывал народные предания, облагораживал эти сюжеты.

Например, в более ранней версии "Спящей красавицы" под авторством итальянского сказочника Базиле спящая красавица после встречи с принцем не проснулась, а… родила. Соответственно, как можно догадаться, поцелуями тут дело не обошлось. Из летаргического сна девушку смог вывести ее ребенок, который случайно схватился ртом за уколотый веретеном палец и, повинуясь врожденному инстинкту, высосал яд. Ну как такие истории детям рассказывать?

Версия Шарля Перро более романтична и куртуазна. Принц, увидев прекрасную спящую принцессу, даже не целоваться к ней полез, а смущенно склонился на колено. Хотя детской полную версию сказки Шарля Перро назвать все же сложно. Поцелуем эта история не ограничилась - жизнь после свадьбы оказалась еще страшнее, чем раньше. В нее активно вмешивалась свекровь-людоедка, требующая приготовить родных внуков, а затем и невестку себе на ужин. Хотя история все-таки закончилась хорошо, в детских книжках полную версию встретить сложно.

А вот "Золушка" у Шарля Перро - это совсем не жестокая история. В отличие от более поздней версии братьев Гримм, Перро не заставляет сестер Золушки отрезать себе большой палец на ноге и пятку, чтобы влезть в хрустальную туфельку, а в конце сказки голуби не выклевывают им глаза. Наоборот, у Шарля Перро Золушка прощает своих сводных сестер, берет их ко двору и выдает замуж.

В сказках Шарля Перро всегда содержится мораль. Сказочник может даже пожертвовать счастливым концом для того, чтобы на примере показать, "что такое хорошо, а что такое плохо" . Например, в его "Красной Шапочке" дровосеки никого не спасают, бабушка и внучка остаются съеденными. В чем мораль? Не разговаривайте с чужими, не попадайтесь на лесть. У Перро образ волка становится аллегорией мужчины-соблазнителя, а мораль предназначается молодым девушкам.

"Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам, красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!"
-

вот такое, не вполне детское предостережение содержится в сказке Шарля Перро !

И хотя заключенный между ними брак больше напоминает сделку, Шарль Перро и тут находит мораль. Ведь возможно, превращения никакого и не было: "Иные говорят… что принцесса, поразмыслив о скромности и прекрасных качествах ума и души своего поклонника, перестала замечать, как уродливо его тело, как безобразно лицо. Горб теперь его придавал ему некоторую особенную важность, в его хромоте она теперь видела лишь манеру склоняться чуть набок, и эта манера приводила ее в восторг. Говорят даже, будто его глаза теперь ей казались еще более блестящими оттого, что были косы, будто в них она видела выражение страстной любви, а его большой красный нос приобрел для нее какие-то таинственные, даже героические черты" . Мораль ясна - внешность (во всяком случае, для мужчины) не столь важна, как внутренние качества.

Таким образом сказочник доводит до нас простые и правильные истины, хотя в несколько наивном и утрированном варианте. Так что взрослым его книжки тоже могут быть интересны - берите неадаптированные версии сказок и читайте - откроете для себя много нового.

А вам нравятся сказки?

etoya.ru

Фото: img-fotki.yandex.ru, lescontesdefees.free.fr, img13.nnm.ru

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

с.Мироновка

КГУ «Мироновская средняя школа»

Социальный педагог Игибаева Ж.А.

Сценарий игры-путешествия
По творчеству французского писателя юбиляра 2013 года - Шарля Перро.
«По сказочным тропам» для учащихся 2-4 классов.

Цели:

1. Повышать творческий интерес детей.
2. Учить вдумчивому прочтению художественного текста; умению строить собственные суждения.
3. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок
4. Воспитывать в детях умение видеть и чувствовать прекрасное.

Перед началом игры учащиеся и педагоги собираются в актовом зале, где получают маршрутные листы, в соответствии с которыми ребятам предстоит побывать на различных сказочных станциях и выполнить различные задания. Ребята посетят 7 станций, а после этого вернутся в актовый зал, где будут подведены итоги игры. Каждая команда получает перед стартом конверт с буквами из которых необходимо сложить слово и узнать название своей команды. На станциях за каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл. Предварительная подготовка к празднику заключается в чтении детьми сказок Шарля Перро.

1.Станция "Портреты" . Угадать персонаж сказки по описанию.

1. Ты - любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты. Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасет тебя от смерти? (Ответ: дровосеки.)

2. Кто умел превращаться в любого зверя? (Ответ: людоед-великан.)

3. Ты - младший сын в семье, очень смышленый и разумный. Ты не один раз спасал жизнь себе и братьям. Кем ты будешь служить у короля? (Ответ: гонцом.)

4. Вы - фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придется поколдовать. Какие превращения вы осуществите? (Ответ: тыкву - в карету, мышей -в коней, ящериц - в лакеев, крысу - в кучера.)

5. Кто обитал в замке, находящемся в непроходимой чаще из деревьев и кустарника? Поговаривали, что он принадлежит людоеду... (Ответ: Спящая красавица.)



2.Станция «Математическая».

1. Сколько лошадей было запряжено в карету Золушки? (Ответ:6.)

2. Сколько дней продолжался бал в сказке "Золушка"? (Ответ: 2 дня.)

3. Сколько фей было на дне рожденья принцессы? (Ответ: 8.)

4. Сколько братьев было у Мальчика с пальчик? (Ответ: 6.)

5. Сколько лет было Мальчику с пальчик? (Ответ: 7.)

6. Сколько сыновей было у мельника? (3).

7. Сколько раз Людоед совершал свои превращения? (2, лев, мышь)

8. Сколько лет должна была спать заколдованная принцесса? (100 лет)

9. Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)

10. Сколько футляров и приборов из чистого золота заказали для волшебниц?(7).

3 . Станция «Бюро находок». Назвать лишнее и объяснить свое решение.

1. Мельница, волк, кот, девочка. (Ответ: кота нет в сказке "Красная Шапочка".)

2. Туфелька, часы, мышь, людоед. (Ответ: людоеда нет в сказке "Золушка".)

3. Карета, придворные, крестьяне, торговцы. (Ответ: торговцев нет в сказке "Кот в сапогах".)

4. Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено. (Ответ: ткацкого станка нет в сказке "Спящая красавица".)

5. "Спящая красавица", "Красавица и Чудовище", "Золушка", "Волшебницы". (Ответ: только три сказки принадлежат Ш. Перро, лишнее - сказка "Красавица и Чудовище".)



4.Станция «Перевёртыши» Отгадать, что за сказки спрятались за перевёртышами.

1. «Чёрный берет» («Красная Шапочка»)

2. «Собачка в кроссовках» («Кот в сапогах»)

3. «Пьер без чёлочки» («Рике-хохолок»)

4. «Красные усы» («Синяя борода»)

5. «Девочка – великанша» («Мальчик-с-пальчик»)

6. «Недремлющая ведьма» («Спящая красавица»)



5. Станция «Отчего и почему?»

1. Почему волк не съел Красную Шапочку сразу в лесу? (Ответ: услышал стук топоров дровосеков.)

2. Почему младший сын мельника поверил Коту? (Ответ: тот пускался на хитрости, охотясь на крыс и мышей, значит, был ловким и сообразительным.)

3. Зачем Коту понадобились сапоги? (Ответ: чтобы легче было бродить по лесу.)

4. Почему на праздник не пригласили старую фею? (Ответ: больше 50лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она давно умерла.)

5. Почему юная фея спряталась за пологом кровати в детской? (Ответ: чтобы ее пожелание было последним и она могла спасти принцессу.)

6. Кто не заснул в заколдованном замке и почему? (Ответ: король и королева, чтобы было кому править королевством.)

7. Почему принц оказался в заколдованном замке один, без свиты? (Ответ: только перед ним расступались деревья и колючие кустарники.)

8. Почему во второй раз Мальчик с пальчик не смог найти дорогу из чащи? (Ответ: птицы склевали хлебные крошки.)

9. Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая)

10. Почему Кот придумал своему хозяину новое имя? (Ответ: только дворянин с титулом мог добиться успеха при дворе.)

6. Станция «Художник-иллюстратор» С закрытыми глазами нарисовать мордочку кота к сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»