Доминиканская церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции установила новые стандарты итальянского храмового зодчества. Здесь также сохранена общая цистерцианская схема трехнефного здания с трансептом, квадратными в плане капеллами и “срезанной” восточной стеной.

Новаторство же заключается в оформлении архитектурного пространства. Изящные опорные столбы со связанными полуколоннами и высокая аркада не столько отделяют центральный неф от боковых, сколько создают ритмическую организацию элементов интерьера вдоль продольной оси, длина которой составляет около 100 метров.

Особого внимания заслуживает тот факт, что интервалы между опорными столбами в аркаде постепенно сокращаются в направлении с запада на восток; в эпоху Ренессанса такой метод построения перспективы использовался для увеличения пространственной глубины.

Вершины сводов подняты выше обычного, благодаря чему создается эффект вертикальной устремленности, прежде совершенно нетипичный для итальянских храмов. Этот прием позволил также ослабить распор сводов и обойтись без внешних контрфорсов.

Еще одна особенность – полосатая аркада, в которой чередуются слои светлого и серовато-зеленого известняка. Подобная полихромия архитектурных элементов была традиционна для Тосканы.

Францисканцы апеллировали к эмоциям, доминиканцы – “вера, основанная на разуме”.

Санта-Кроче во Флоренции.

В 1294 г. во Флоренции францисканцы приступили к строительству новой церкви, которая должна была превзойти главную доминиканскую церковь города. Своей цели они достигли: церковь Санта-Кроче при длине 115 м и ширине трансепта 74 м превысила на 1/6 соответствующие параметры доминиканской церкви, а высота ее, составившая 38 м, превзошла высоту церкви-соперницы на целую четверть. Столь грандиозными грандиозными пропорциями Санта-Кроче затмила даже многие французские соборы.

Однако было бы неверно считать, что францисканцы руководствовались лишь стремлением возвыситься над соперниками. Дело в том, что многие богатые флорентийцы предпочитали размещать фамильные часовни именно в стенах францисканских церквей, тем самым воздавая дань уважения францисканскому идеалу благочестия – если не при жизни, то хотя бы посмертно.

В Санта-Кроче разместились фамильные часовни банкиров Барди, Перуцци и Альберти; кроме того эти богачи увековечили память о себе в выполненных по их заказу циклах фресок кисти Джотто, Гадди и других известных живописцев. Впоследствии Вазари покрыл эти фрески побелкой, что радикально изменило атмосферу в интерьере церкви. Некоторые из них до сих пор не восстановлены.

Францисканцы понимали, что теснее входя в контакт с зажиточными прихожанами, они отступают от идеалов своего святого покровителя. Но несмотря на это Санта-Кроче была выстроена в духе раннехристианской монументальности, на нее были истрачены огромные деньги. Правда, грандиозные амбиции заказчиков выражались не в богатстве декора, а в масштабе здания, в удивительной структурной четкости и в элегантной простоте отделки.

Границы между центральным нефом и боковыми едва заметны: их разделяют лишь восьмигранные опорные столбы и тонкие стенки верхнего яруса. Из декоративных элементов присутствуют лишь плоские пилястры, поднимающиеся от капителей опорных столбов, и ballatoio (огражденная дорожка), подвешенная на кроншейнах над аркадой и подчеркивающая горизонтальную ось. Вместо свода центральный неф перекрыт деревянной крышей с открытыми стропилами, что создает дополнительный акцент на продольной устремленности здания. Просторный трансепт, расположенный почти у самой восточной оконечности нефа, ярко освещен: солнечный свет проникает в него через высокие ланцетовидные окна. Слева и справа от небольшой многогранной апсиды размещено по пять прямоугольных капелл.

Вероятнее всего, проект Санта-Кроче создал архитектор собора во Флоренции – Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1302 гг.)

Собор в Сиене.

Итальянские соборы во многом уступали готическим соборам Франции. Их создатели не задавались целью строить соборы во французском стиле лучше, чем французы. Скорее они стремились превзойти другие итальянские соборы по таким параметрам, как монументальность и оригинальность.

И снова Сиена вышла на старт первой, явив миру образчик настоящей гражданской мании величия. В 13 в. здесь началась реконструкция романского собора в стиле цистерцианского аббатства Сан-Гальгано. Однако затем было решено значительно увеличить размеры средокрестия, чтобы обеспечить надежную опору для гигантского купола, которому предстояло перекрыть почти все пространство центрального нефа.

Высота этого купола предопределила также изменения в проекте самого центрального нефа и западного фасада. У восточной оконечности здания возвели прямоугольный баптистерий, который из-за уклона почвы расположился ниже центрального нефа и должен был послужить основанием для нового хора. В дальнейшем алтарную часть намеревались расширить и снабдить пышным восточным фасадом.

Но затем от этой идеи отказались ради еще более грандиозного проекта. Под прямым углом к старому зданию было решено возвести новый собор, Дуомо Нуово, включив в него старое здание в качестве трансепта.

В согласии с этим планом построили стены центрального нефа и правый боковой неф нового собора. Однако затем специалисты из Флоренции указали на ошибки, допущенные при расчете пропорций опорных столбов и сводов. Они заявили, что из-за этих ошибок обрушится купол и, более того, новое здание нарушит гармоничную композицию старого.

В результате этого, а также из-за опустошительной “черной смерти”, постигшей сиенцев в 1348 г., строительные работы прекратились. Теперь собор Сиены представляет собой компромиссный вариант между старым романским зданием и амбициозным проектом 13 в. Как ни странно, он производит удивительно гармоничное и цельное впечатление – в основном благодаря единообразной облицовке интерьера и наружных стен, покрытых черно-белыми полосами мрамора.

Западный фаса. Скульптор и архитектор Джованни Пизано в 1284 г. приступил к возведению трехпортального растянутого фасада в Сиене, взяв за образец французские храмы (чтобы получить право на руководство этими работами, Джованни пришлось добиться принятия в члены городской коммуны, что для каменщика из другого города было непросто). Джованни создал трехчастный растянутый фасад, фланкированный двумя крепкими башнями.

На уровне нижнего яруса доминируют три глубокие, богато профилированные полуциркульные арки, увенчанные декоративными вимпергами, а в верхнем ярусе центральное место отведено огромному окну-розе, чьи пропорции и обрамление не вполне соотносятся с нижней частью фасада.

По бокам от розы расположены галереи с аркадами и фронтончиками, а весь фасад увенчан монументальным треугольным фронтоном, размещенным непосредственно над рамой окна-розы.

Тимпан и поверхности стен покрыты мозаикой и пышной лепниной; весь фасад украшен сложной статуарной системой (здесь присутствуют знаменитые “Пророки” работы самого Джованни Пизано). В целом можно сказать, что архитектурные элементы играют здесь роль фона для исключительно пышного скульптурного декора.

Собор во Флоренции.

Строительство нового здания собора во Флоренции завершилось более успешно. Несмотря на неоднократные изменения планов и на то, что возведение западного фасада было надолго отложено, знаменитый купол Бруннелески стал поистине триумфальным венцом всех усилий, которые вложили флорентийцы в этотпроект.

Вопрос о реконструкции старого собора Санта-Репарата был поставлен на обсуждение в 1294 г., так как это здание стало слишком тесным для быстро растущего торгового города. Финансирование этого opus plurimum sumptuosum (“весьма дорогостоящего дела”) взяли на себя городские власти и богатые гильдии торговцев сукном и ткачей. Новый собор был заложен в 1296 г.

Первые архитектурные планы представил знаменитый скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио, ученик скульптора Пикколо Пизано. Арнольфо работал по заказам папы и ряда правящих семейств, главным образом в Риме, но также в других городах Италии.

Представление о том, как выглядел его проект, можно в целом составить по внешнему виду центрального нефа собора, хотя первоначально предполагалось, что здесь, как и в Санта-Кроче, будет деревянный потолок. К восьмиугольному средокрестию, которое уже тогда намеревались увенчать куполом, Арнольфо планировал пристроить триконх по образцу хоров-трилистников в церкви Санта-Мария д’Аракоэли на римском Капитолии и церкви Святых Апостолов в Кельне.

После смерти Арнольфо в самом начале 14 в. работы были приостановлены до 1334 г., после чего архитектором был назначен Джотто. Однако Джотто бросил все силы на строительство колокольни-кампанилы, в результате чего работы в соборе возобновились лишь в 1357 г.

Новый руководитель работ, Франческо Таленти, перекрыл центральный и боковые нефы здания не деревянной крышей, как планировал Арнольфо, а гигантскими нервюрными сводами и увенчал средокрестие еще более внушительным куполом. Кроме того, он расширил восточную часть собора. Центральный неф с четырьмя пролетами площадью 20*20 м каждый и высотой около 40 м был завершен в 1378 г. В 1413 г., когда был возведен барабан купола, в связи с дальнейшей работой над куполом возникли сложные инженерные и художественные проблемы.

Решение этих задач в 1420 г. доверили Филиппо Брунеллески, и тот воздвиг два купола, вложенные один в другой. Эту мощную и элегантную конструкцию можно смело назвать одним из величайших технических достижений не только раннеренессансной, но и всей мировой архитектуры.

Проектирование западного фасада собора, как правило, оказывалось для итальянских архитекторов сложной эстетической задачей. Уже на примере церквей нищенствующих орденов стало очевидно, что для храма базиликального типа с характерным расположением нефов не удается подобрать адекватную конструкцию фасада. А в случае с собором возникала дополнительная проблема: фасад следовало гармонично вписать в общую структуру городского ландшафта, так как соборы обычно занимали центральное положение в городе и выполняли важные символические функции.

Церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции находится на площади, носящей такое же название, рядом с центральным вокзалом города. Этот собор, как и большинство других базилик Италии, имеет богатую историю. Об этой церкви, архитектуре и интересных фактах мы расскажем в данной статье.

История базилики

Собор Санта-Мария-Новелла во Флоренции обязан своим именем ораторию (доминиканский молельный дом) IX века, называвшемуся Санта-Мария дель Винье, который ранее и находился на этом месте.

В 1221 году эта территория была передана во владение после чего монахи приняли решение возвести здесь новый собор, а также монастырь. Ф. С. Фиорентино и Ф. Р. Кампи, разработали масштабный проект, который был одобрен, и строители приступили к возведению церкви и монастыря.

В XIII веке, примерно в 1246 году, началось строительство, а спустя 33 года строители завершили возведение нефов (основные несущие конструкции, имеющие форму корабля). В 1360 году Ф. Я. Таленти завершил строительство сакристии (алтарное помещение в католицизме), а также колокольни, которая была возведена в романско-готическом стиле.

Спустя 60 лет базилика была освящена. Такие большие сроки строительства объясняются низким уровнем технологий, отсутствием техники, а также нерегулярным финансированием.

Собор в XV веке

Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция, в 1456 году было решено перестроить. Такое решение принял флорентийский купец Д. П. Ручеллаи, который был весьма зажиточным и в то же время очень набожным. Он заказал проект перестройки храма архитектору Л. Б. Альберти, который впоследствии очень понравился купцу.

Этот же архитектор занялся перестройкой базилики. В результате был создан красивейший портал и переделана вся верхняя часть собора, на которой были созданы квадратные узоры, инкрустированные черным и белым мрамором.

Композиция, состоящая из квадратов, ограничивалась геральдическими символами семьи купца. Таким образом он хотел оставить упоминание о себе, как о том, кто перестраивал церковь.

Интерьер собора изначально был разделен на 3 нефа, которые поддерживались при помощи пилонов. Именно эта череда колонн большого сечения и поддерживает большие арки, имеющие стрельчатые своды.

Работы по перестройке были полностью закончены в 1470 году, а на фризе фронтона была создана надпись на латыни, в которой говорится о строителе базилики Д. П. Ручеллаи.

Интерьер собора

Внутри церкви Санта-Мария-Новелла (Флоренция) первое, на что обращаешь внимание - это простота и в то же время изысканность отделки. Сводчатый потолок в готическом стиле инкрустирован белым и темно-зеленым мрамором. Остальной интерьер напоминает большинство классических готических храмов. Его минимальное оформление - это длинные скамьи со спинками для молящихся прихожан, большие полотна с изображением святых, несколько скульптур Иисуса и Святой Марии.

В центре главного холла находится "Распятие" Джотто, а также один из самых красивых, поражающих своим великолепием алтарей во всей Флоренции.

Капеллы и фрески базилики

В соборе Санта-Мария-Новелла во Флоренции алтарная часть разделена на пять капелл (отдельных помещений) и расписана прекрасными фресками, которые создавали лучшие итальянские живописцы. Капеллы собора носят следующие названия:

  • Строцци Мантуанских.
  • Строцци.
  • Торнабуони.
  • Делла Пура.
  • Большая Испанская.

Помимо капелл, базилика поражает своими великолепными фресками, на которых живописцы изобразили библейские сюжеты. Удивляет мастерство живописцев, проработавших все настолько старательно, что можно рассмотреть даже мелкие детали.

В базилике Санта-Мария-Новелла (Флоренция), как и в большинстве католических храмов, вместо окон созданы витражи. Они собраны из огромного количества разноцветных стекол, а когда солнечный свет начинает проникать сквозь них в храм, его лучи завораживают своей красотой.

«Распятие» Брунелесски

Рядом с главным алтарем расположена скульптура «Распятие», которая была создана великим скульптором эпохи Возрождения Филиппо Брунелесски. Это произведение просто изумляет своим реализмом. Самое интересное, что эта скульптура выточена из дерева, а кажется, будто она создана из глины или камня.

«Распятие» Христа выделяется тонкими и реалистичными очертаниями тела. Брунелесски соблюдал все человеческие пропорции, учитывая динамику напряжения мышц. Благодаря этому Христос получился настолько реалистичным, что воспринимается, как настоящий.

Удивительно, но данное «Распятие» не является каноническим, так как скульптура Иисуса выполнена без повязки. Еще один интересный факт: Брунеллески создал свое «Распятие» после того, как увидел работу Донателло. Он раскритиковал скульптуру последнего, после чего создал свое «Распятие». Увидев работу Брунелесски, Донателло признал ее идеальной.

Если Вы прибыли в столицу Тосканского княжества, Флоренцию, на поезде, то по прибытии на вокзал Вы обязательно познакомитесь с Сантой-Марией-Новеллой — не просто церковью, а величественным комплексом. Он включает в себя, само собой, церковное здание, а также музей искусств, всевозможные шедевры зодчества, в виде фресок с изображением тончайших подробностей, и даже аптеку! И все это буквально в пяти минутах неспешной ходьбы от центрального вокзала города, который и назван в честь монументального строения.

История церкви

Первый камень церкви заложили монахи доминиканского ордена, они же занимались ее планировкой. Строительство, начавшееся в начале XIII века, было закончено в XV веке. За это время были построены нефы, появилась колокольня, помещение ризницы. Вся постройка была выдержана в готическом стиле.

Чуть позже, уже в середине XV века, местный купец, с помощью архитектора Альберти, решил преобразить внешний фасад церкви. Так, благодаря его усилиям и мастерству, был воздвигнут главный вход в молельню, а также здание приобрело четкость линий за счет квадратных включений из черного, а также белого мрамора. По сторонам от квадратов, зодчий изобразил символы с гербов семьи купца.

Помещение храма разделено на три больших помещения колонными связками. Потолок представлен арками в виде стрельчатых сводов. Фасад здания венчается декоративной композицией с надписью на латинице. В ней говориться о благородном Ручеллаи, денежными вложениями которого смогла отстроиться церковь и обрести теперешний вид.

Санта-Мария-Новелла является чуть ли не одним из героев романа итальянского автора Бокаччо и его знаменитого «Декамерона». Именно ее выбрал писатель местом для встречи главных героев, которые хотят покинуть Флоренцию в то время, когда в городе бесчинствует эпидемия чумы.

Архитектура и интерьер

Основной фасад здания выполнен в смешанном стиле. Тут и элементы привычной средневековой готики, более древнего романского стиля, а также изящные решения, характерные для периода Возрождения. На фасаде можно заметить астрономические принадлежности, которыми пользовался монах Данти для календарных вычислений.

Особый интерес представляет собой колокольня, которая была выстроена в середине XIV века, соответственно, в романской вариации. Ее дополняют висячие арки и трехстворчатые окна. Сверху купола украшены готическими узорами. Высота колокольни составляет шестьдесят восемь метров в высоту.

Церковь построена по принципу креста на древнеегипетский манер, то есть буквой «Т». В начале 2000-х в одну из неф был помещено «Распятие» итальянца Джотто.

Витражные окна датируются XV веком. Интересной работой является круглый витраж под названием «Коронование Божьей Матери». На нем изображены фигуры пророков, а также маленьких ангелов, которые танцуют.

Каждая капелла уникальна по-своему:

  • В Большой капелле, позади алтарного помещения, располагается распятие, работа Джанболоньи, а также фрески, над которыми трудился сам Буонаротти, повествующие о некоторых моментах из жизни Матери Христа, Крестителя Иоанна. Много портретов богатых флорентийцев, которые часто являлись заказчиками таких работ. Фигуры сподвижников Христа — на реберных сводах.
  • В капелле Строцци можно ознакомиться с работами художника Липпи. Тут и житие святого Филиппа, и изображение Иоанна Богослова.

У известного итальянского певца Пупо есть песня, которую он написал в честь Флоренции и ее символа – церкви Санта-Марии.

Аптека в Санта-Мария-Новелла

Южнее «Большого клуатра» располагается аптека церкви. Она еще носит неофициальное название – мастерская парфюмерных искусств и фармакологии. Является одной из самых древних европейских аптек. Двери ее открыты с начала XVII века и по сей день. Мастерская же берет свое начала с конца XIV века. Вход в аптеку осуществляется с улицы Скала. Здесь можно прикупить духи, которыми душилась сама Екатерина Медичи, приобрести всевозможные лекарства по рецептуре монахов-доминиканцев, а также пройтись прохладными аптечными залами и ознакомиться с историей фармации тосканского герцогства.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza di Santa Maria Novella, 18. 50123 Firenze, Тоскана, Италия.
Официальный сайт парфюмерии и фармацевтики в Санта-Марии-Новелле: www.smnovella.it
Церковь находится во Флоренции, на одноименной площади, не так далеко от центрального вокзала.

Двери открыты туристам:

  • с понедельника по четверг с девяти утра до пяти вечера;
  • в пятницу — с одиннадцати дня до пяти вечера;
  • в субботу – с девяти утра до половины пятого вечера;
  • по воскресным дням – с часа дня до половины пятого вечера.

Вход в церковь является бесплатным , посещения же прилегающих помещений составляет 3,5 евро .

Как добраться

До церкви можно добраться пешим шагом, если Вы двигаетесь от вокзала. К собору едут все виды наземного транспорта.

Вконтакте



// galik_123.livejournal.com


Во Флоренции достопримечательности начинаются прямо у вокзала. Базилику Santa Maria Novella - главную визитную карточку Флоренции, можно увидеть сразу, выйдя из здания вокзала на привокзальную площадь. С этой стороны она имеет суровые черты романско-готического стиля. Тем удивительнее оказывается впечатление от главного фасада базилики, выходящего на Piazza Santa Maria Novella.

Кружевной фасад церкви работы Леона Баттисты Альберти выглядит очень нарядно и легко в отличие от контрфасада. Базилика Санта-Мария Новелла считается старейшим соборам во Флоренции и одним из важнейших доминиканских храмов не только во Флоренции, но и во всей Италии. Так как здание строилось довольно долго, оно сочетает в себе элементы разных стилей архитектуры, а внутри хранится множество шедевров искусства XIV-XVI веков (Боттичелли, Бурнeллeски, Гиберти, Гирландайо, Филиппино Липпи, Мазаччо, Нино Пизано, Джорджо Вазари). В эту церковь нельзя заходить мимоходом, сюда надо идти специально.

// galik_123.livejournal.com


От вокзала на площадь можно пройти по Via degli Avelli, обогнув базилику слева, рядом со стеной старинного кладбища.

// galik_123.livejournal.com


Надо идти вдоль арок, но на самом деле это не просто арки, а погребальные склепы знатных флорентийских семей.

// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


И выйти на площадь, чтобы очутиться перед фасадом базилики. Площадь была открыта по инициативе муниципалитета в 1287 году, а обустройство её было закончено к 1325 году. На площади собирались верующие, чтобы слушать проповеди доминиканских монахов, которые проживали в соседнем монастыре.

// galik_123.livejournal.com


В дальнейшем эта просторная площадь стала местом проведения праздников и представлений, таких как бег с колесницами. Для этих соревнований на площади поставили два мраморных обелиска, поддерживаемых бронзовыми черепахами. Теперь здесь отдыхают уставшие туристы после потрясения от Флоренции.

// galik_123.livejournal.com


С этой смотровой площадки на крыше одного из дворцов можно сделать прекрасные снимки базилики и площади.

// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


Монахи доминиканского ордена прибыли во Флоренцию из Болоньи примерно в 1219 году. В 1221 году они получили в свое распоряжение маленькую церковь Богоматери на Виноградниках. Первый камень в фундамент нового и более широкого здания был помещен в 1279 году, однако строительство завершилось только в середине XIV века.

По поручению и на средства семьи Ручеллаи, покровительствовавшей церкви, к 1478 году Леон Баттиста Альберти закончил фасад белого и темно-зеленого мрамора. Между 1565 и 1571 годами церковь была перестроена Джорджио Вазари.

Главный фасад церкви представляет собой смешения романского, готического и ренессансного стиля. Леон Баттиста Альберти вынужден был исходить из сохранившейся готической структуры и деталей украшения нижнего яруса, однако в результате построил фасад, близкий по стилю к ренессансу и флорентийскому романскому стилю.

// galik_123.livejournal.com


Сияющее солнце, изображенное наверху, под крышей, - это эмблема доминиканцев. На верхнем архитраве - надпись с указанием имени покровителя (Ручеллаи) и даты постройки - 1470 год.

// galik_123.livejournal.com


Ниже - высокая полоса с серией квадратных форм, придуманная Альберти для маскировки явных противоречий структуры. Чтобы соединить большой неф с боковыми нефами, значительно более низкими, Альберти придумал две опрокинутые волюты (завитки).

// galik_123.livejournal.com


На фасаде церкви также установлены астрономические приборы, позволившие точно определить расхождение между астрономическим календарным годом и юлианским календарем.

// galik_123.livejournal.com


Прекрасные люнеты были выполнены в начале XVI века.

// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


// galik_123.livejournal.com


Рядом, слева, вплотную примыкая к базилике, расположены лоджии госпиталя Сан Паоло, основанного в XIII веке.

// galik_123.livejournal.com


Предполагается, что эти здания относились ранее к монастырю, что вполне правдоподобно, ввиду гармоничного сочетания декора.

// galik_123.livejournal.com


Вход на территорию базилики со стороны Via degli Avelli.

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : ~ 1246 - 1420 гг., 1456 - 1470 гг. (фасад)

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Леон Баттиста Альберти

Заказчик / Основатель : Джованни ди Паоло Ручеллаи (фасад)

Архитектура церкви

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Церковное зодчество занимало в творчестве Альберти видное место.

Одной из первых его работ в этой области считается сооружение фасада для уже ранее построенной готической церкви Санта-Мария Новелла, осуществление которой в натуре принадлежит зодчему Бертини, бесспорно вложившему в эту постройку свои собственные знания и вкусы.

Санта-Мария Новелла интересна в том отношении, что позволяет установить целый ряд отправных художественных положений Альберти, спроектировавшего фасад церкви.

При первом взгляде легко обнаруживается несоответствие между готическим стилем церкви и передним фасадом ее, выдержанным в целом в античных формах; несоответствие это настолько велико, что многие исследователи отрицали участие великого зодчего в этой постройке. На самом деле, ключ к этой проблеме оказался в тех теоретических положениях автора, которые выдвигались им неоднократно в литературных трудах.

Альберти считал, что основным условием всякого архитектурного сооружения является «музыкальная выразительность» его облика, определяющая художественную ценность творения. Достигнуть такой красоты можно было средствами архитектуры. Исповедуя принцип «гармонии форм», он скомпоновал воедино античные формы с готическими остатками старого фасада, в силу чего фасад Санта-Мария Новелла в известной мере случаен. Общая схема фасада напоминает сочетание четырехколонного греческого портика (наверху), впервые примененного в архитектуре Ренессанса, с формами триумфальной римской арки (внизу), снабженной аттиком, рассекающим весь фасад на две части. Основные пропорции не вполне выдержаны. К недостаткам здания, кроме того, относятся: неудачное, случайное положение круглого окна, отсутствие четкой архитектурной взаимосвязи между элементами верхнего и нижнего ярусов. Фронтон фасада представляет собой слабую имитацию римской античности и лишен какой бы то ни было остроты и свежести. Вполне вероятно, конечно, что многое в этом фасаде осталось незавершенным.

Однако фасадное решение содержит ряд положительных моментов. К числу их относится решение входного портала, в котором используется античный композиционный прием, облеченный в формы раннего Ренессанса. Здесь пропорции ясны, общий рисунок четок, изящны детали (капители, филенки, тяги и прочее).

Безусловный интерес представляют также орнаментально-декоративные элементы фасада. Инкрустации из цветных мраморов, заполняющие весь фасад и придающие ему живописность, заимствованы архитектором из старых флорентийских построек - Баптистерия и собора Санта-Мария дель Фьоре . Рисунок фриза и волют свидетельствует об архитектурно-декоративном таланте автора, сравнимым лишь с блестящими способностями в этой области крупнейшего зодчего высокого Ренессанса - Браманте . Кстати, эти самые волюты церкви Санта-Мария Новелла, как бы связующие воедино два яруса фасада, нашли широкое применение в зодчестве барокко.

    Источники:

  • Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.