Картина Франсиско де Сурбарана «Отрочество Мадонны» написана в 1660 году.

В образе Богоматери в отроческие годы художник подчеркивает трогательную кротость, отличающую Деву Марию от других подростков. Милые черты лица испанской девочки, озаренного особым светом, говорят о ее чистоте и невинности.

Глубина выразительных глаз, устремленных вверх, указывает на понимание необходимости перенести уготованные события. Яркое красное платье девочки с зеленой накидкой также выделяется на темном фоне, что также подчеркивает ее избранность.

Сюжет «Юность Марии» взят художником из апокрифических сказаний о жизни Мадонны.

Купить репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Детство Девы Марии художника Франсиско де Сурбарана на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Франсиско де Сурбарана Детство Девы Марии: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Франсиско де Сурбарана на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет каталог картин художника Франсиско де Сурбарана. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Франсиско де Сурбарана на натуральном холсте

Франсиско де Сурбаран родился в 1598 году в небольшом городке Фуэнте-де-Кантос. Живописи учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа. Творчество Сурбарана в основном посвящено религиозной тематике.

Мастером, искусно выполняющим заказы для храмов и монастырей, он уже стал к 1622 году.

По заказу ордена доминиканцев в 1626-1627 годах он написал 21 картину, в том числе известную картину «Христос на кресте»

1628 -1630 годы посвящены написанию цикла картин о жизни святых.

Шедевром была признана даже современниками художника его картина

«Апофеоз св. Фомы Аквинского», появившаяся в 1631 году.

В 1634 году Сурбаран получил титул придворного живописца в Мадриде. Им был украшен дворец Буэн-Ретиро 10 картинами, изображающими подвиг Геркулеса.

Работая в Мадриде, Сурбаран имел возможность изучать творчество великих итальянских художников и общаться с другими выдающимися мастерами живописи, что очень обогатило его творчество.

После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе - наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Заказывали у Сурбарана картины монастыри Южной Америки.

Пик популярности художника пришелся на конец тридцатых годов.

Во второй половине жизни Сурбаран обращается к образу Богоматери в детстве и лирическим образам Христа. Наиболее известны его картины «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658-1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Умер в 1664 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Франсиско де Сурбарана не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Оригинал взят у galik_123 в "Святые жёны" Франсиско де Сурбарана

Франсиско де Сурбаран - один из великих живописцев Золотого века испанской культуры, прославился своей религиозной живописью. Он родился 7 ноября 1598 года в семье состоятельного коммерсанта в Фуэнте-де-Кантосе в Эстремадуре. Мать Сурбарана Изабелла Маркес происходила из старинного аристократического рода. Вероятно, в своём родном городе он и начал учиться живописи, но уже в 1614 году молодой Сурбаран перебрался в Севилью. В этом городе прошла большая часть его жизни, а окружавшие люди часто позировали для образов святых.

Среди произведений Сурбарана есть одна загадочная серия картин женщин-святых, которых Сурбаран изобразил в совершенно необычной манере: в одиночку, одетыми в богатые, искусно сшитые одежды, с очень красивыми лицами и выразительными глазами. Роскошная фактура и разнообразие тканей, модные замысловатые фасоны платьев на этих картинах не могут не восхищать. С недавних пор появилась версия, будто отец Сурбарана торговал дорогими тканями, поэтому галерея написанных Франсиско христианских мучениц в великолепных платьях - это некоторым образом отражение и продвижение семейного бизнеса. Однако точно известно, что во время создания этого загадочного цикла Сурбарану было около сорока лет, и он давно покинул родительский кров. Последние несколько лет до своей смерти 27 августа 1664 года Сурбаран прожил в нищете и забвении.
Как ни странно, моё первое знакомство с картинами Сурбарана из цикла "Святые жены" (1635-1640) состоялось в Смоленской картинной галерее, где я и узнала о том, что Франсиско де Сурбаран создал целую галерею образов святых мучениц, к которым относится и смоленская "Святая Юста". Картина когда-то находилось в одном из испанских храмов или монастырей Севильи. Авторство Сурбарана было установлено в ходе проведённой в 1962 году реставрации. Заинтересовавшись этим циклом, нашла в интернете очень похожий портрет в мадридском музее Прадо, на котором, как следует из подписи, изображена Святая Руфина, сестра Юсты. Девушки на этих картинах очень похожи, может быть, сёстры были близнецами?


Франсиско Сурбаран. Святая Юста, начало XVII века, Смоленская картинная галерея

Святая Руфина жила вместе со своёй сестрой Юстой в Севилье в III веке. Сестры выросли в семье гончара, сами делали глиняную посуду, помогали бедным, как и положено добрым христианкам. Но однажды, когда к ним пришли за посудой для языческого праздника Венеры, Руфина и Юста отказали и в гневе побили всю керамику. Сестёр схватили и повели к статуе Венеры, чтобы они ей поклонились, но сестры заявили, что если бы не были связаны, то разбили бы и статую Венеры, как свою посуду. Их посадили в тюрьму и пытали, морили голодом и жаждой. Святая Юста умерла первой, а Руфину бросили в амфитеатре на съедение льву. Но лев не тронул святую мученицу, а ласкался к ней, словно котёнок. Затем святую Руфину казнили, а тело её сожгли.
Святая Руфина является святой патронессой города Севилья, также покровительствует гончарам. Атрибуты святых сестёр - глиняная посуда и лев.


Святая Руфина Севильская, 1635-1640. Мадрид, Прадо

Подобные одиночные фигуры женщин в роли святых составляют целую портретную галерею. Загадочно в этих полотнах, прежде всего, их назначение. Руфина и Касильда, Инесса и Барбара, Доротея и Аполлония, Марина и Матильда, Агата и Урсула, Энграция и Маргарита - для всех мучениц Сурбаран выбрал одинаковую композицию. Фигуры занимают всё пространство портретов, почти все они на 2/3 развернуты к зрителю, и все самым тщательным образом разодеты: Доротея, Аполлония и другие - просто в роскошные накидки и платья, дочка мавританского правителя Касильда - в царское облачение, ну а святая Маргарита - в пастушеский костюм, очень гармоничный и красивый. Эти портреты вполне можно было принять за портреты горожанок, если бы не едва заметные нимбы над головами, да атрибуты святых. Мастерство живописца проявилось в передаче дорогих украшений и тканей, в звучном и нарядном колорите. Картины с изображением святых разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Далее, чтобы была понятна символика картин Сурбарана, придётся кратко рассказать о каждой мученице из цикла "Святые жёны".
Самая известная из картин этого цикла - Святая Касильда в богатом одеянии, с цветами в руках. Она была канонизирована за свое безграничное милосердие. Будучи мусульманкой помогала христианам, носила еду пленникам, спрятав её в складках платья. Однажды её остановил отец и приказал показать, что она несет. Когда Касильда развернула подол, в нём оказались розы. Потом она приняла христианство, дожила до 100 лет, место её захоронения стало местом паломничества.
История о чуде с розами повторяется и в других полотнах. подобная история произошла с тремя святыми женщинами - со святой Елизаветой Венгерской, с её внучатой племянницей святой Изабеллой Португальской и с Касильдой Толедской. Поэтому не совсем ясно, кого именно из этих трех святых женщин изобразил Сурбаран, так как полотно не подписано.


Святая Касильда Толедская, 1640-1645. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

За последние годы традиционное толкование картины изменилось: вместо персонажа легенд появилось реальное историческое лицо - королева Португалии Изабелла , которая была причислена к лику святых. Оба изображения объединяет легенда, которая восходит к кругу известных бродячих сюжетов о превращении тайно приносимого хлеба узникам в цветы.


Святая Изабелла Португальская, 1635. Мадрид, Прадо

В галерее Сурбарана изображения святых выглядят как портреты живых, молодых и прекрасных женщин. Маргариту Сурбаран изобразил в изящном костюме в народном духе. Соломенная шляпа с загнутыми полями оттеняет точёное лицо с ярким румянцем; контрастно сочетание белого, синего и красного в наряде; особенно выразительной выглядит вышитая холщовая сумка, такие вплоть до наших дней время от времени входят в моду как элементы испанского стиля. Святая Маргарита изображена с посохом, книгой и сумкой.
Святая Великомученица Маргарита Антиохийская (у православных Марина) была дочерью языческого жреца в Антиохии в далёком III веке, еще до того, как Антиохия вошла в состав Византии, а христианство стало государственной религией. Христианкой Маргарита стала тайно. Правитель Антиохии, покоренный её юностью и красотой, хотел жениться на Маргарите. Но она ответила отказом, объяснив, что не может стать суженой царя земного, поскольку уже является невестой Царя Небесного. За это Маргариту бросили в темницу, а дьявол, приняв облик огнедышащего дракона (на заднем плане картины) прилетал, чтобы пугать мученицу, и однажды даже проглотил её. Тогда крест в руках Маргариты внезапно стал расти и увеличивался до тех пор, пока не вспорол дракону брюхо. На месте ее мученичества пробился святой источник.
Уже с IV столетия святая Маргарита почиталась как избавительница от неправедного суда и беззаконного приговора. Она защищает от клеветы, от духов злобы и наветов, исцеляет бесноватых и душевнобольных. Почитается католиками, православными, англиканами. Мощи святой Маргариты находятся в Венеции, в церкви святого Фомы, в Зугдиди, на Афоне. В Москве есть частицы её мощей в храме Воскресения Христова в Сокольниках и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.


Святая Маргарита, 1630-1634. Лондон, Национальная галерея

Святая Инесса или святая Агнесса - христианская мученица из Рима периода императора Диоклетиана; отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры; одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Картина была написана для севильского госпиталя Пяти священных язв (де ла Сангре). Иконографические символы святой Агнессы - белый агнец, изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Об этой мученице я рассказывала в публикации Самая юная святая .


Святая Инесса , Севилья, Музей изящных искусств

Святая Аполлония жила при императоре Деции в Александрии. Она перенесла жестокие пытки и отказалась отречься от христианства. У неё выдернули все зубы, а потом стали угрожать сожжением, если она не отречется от своей веры. Святая Аполлония сама прыгнула в костер. Большая часть её мощей находится в Риме в церкви святой Аполлонии и других; в Антверпене в церкви Иезуитов, в Брюсселе в соборе святого Августина, в Льеже, в Порто, в Кёльне. Святая Аполлония держит в руках свои атрибуты - щипцы с зубом и пальмовую ветвь, символ мученичества. Она считается покровительницей стоматологов. Почитается католиками, православными и коптами.


Святая Аполония Александрийская. Париж, Лувр

Святая Доротея жила в Каппадокии, в Кесарии во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан. Она росла в языческой семье греков, но однажды она увидела казнь десяти мужчин и пяти женщин, которые до последней минуты проповедовали веру во Христа. Потрясенная мужеством и стойкостью этих людей, Доротея пожелала узнать, что же это были за люди. И когда настало время хоронить, пришла на место казни. Помогая единоверцам казненных, она узнала, где можно слышать о Спасителе. Приходя на молитвы, она уверовала и крестилась. Соседи донесли о ней римским властям, Святую Доротею схватили и пытали, вынуждая отречься, но она проявила стойкость. Тогда ее и еще двух христианок приговорили к смерти. По дороге на казнь Теофил, писец суда, насмехался над нею, говоря, что пусть она сейчас явит ему розы и фрукты из Райских кущ. А была зима, и до поры цветения роз было еще далеко. И тут из толпы, что стояла вдоль улицы, по которой вели к месту казни осужденных, вышел мальчик, неся венец из роз и корзину с цветами и сочными плодами. Он подал дары Святой Доротее, а она протянула их Теофилу. Тот пал на колени перед чудом Божьим, уверовав. Доротея была казнена в 305 году от Рождества Христова. Покровительница садоводов, невест, рожениц. Изображается в венке из роз, с корзиной, в которой три яблока и три розы.


Святая Доротея, 1648. Частное собрание

Святая Доротея на следующей картине, пожалуй, самая земная из сурбарановских святых: лиловое платье из тяжелого шелка и жёлтая шаль. Очень красива и набожна, назвала своим женихом Христа. И когда ее вели на казнь в феврале, перед ней появился ангел в виде мальчика, который держал корзинку фруктов и цветов. Эти атрибуты святая держит на блюде перед собой. Её считают покровительницей садоводов и цветочниц.


Святая Доротея, 1640-1650. Цикл картин "Святые жены" для госпиталя крови Господней. Севилья, Музей изящных искусств

Святая Елизавета Венгерская или Тюрингская - дочь венгерского короля Андраша II. Прославилась своим милосердием. Жила она в начале XIII века. Была замужем за Людвигом Тюрингским. Францисканские монахи познакомили Елизавету с идеалами бедности и милосердия, проповедуемыми их орденом. Францисканство произвело на Елизавету сильное впечатление, и она решила жить в соответствии с его духом, помогая бедным и нищим. Всё свободное время Елизавета отдавала служению обездоленным, что не нравилось её мужу, корившему жену за расточительство денег.
Житие Елизаветы повествует о том, как однажды муж встретил её на улице, когда она несла хлеб в переднике, чтобы передать его бедным. Когда он раскрыл передник, чтобы посмотреть, что в нём, то нашёл его полным роз. Легенда о её милосердии рассказывает, что однажды она положила прокажённого младенца в свою постель. Её муж, вернувшись домой, в гневе отбросил покрывало и обнаружил не больное дитя, а Младенца Христа, лежащего там. После этих чудес, по преданию, ландграф разрешил жене продолжать благотворительную деятельность.
После смерти мужа (он умер от чумы в шестом крестовом походе) Елизавета принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным, вступив в третий францисканский орден. В 1228 году она основала в Марбурге больницу для бедных, где трудилась наравне с другими. Она ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды госпиталя. 17 ноября 1231 года Елизавета умерла в Марбурге в возрасте всего 24 лет.


Святая Елизавета Тюрингская, 1635-1640. Бильбао, Музей изобразательных искусств

Лучия Сиракузская - раннехристианская святая и мученица, покровительница слепых. Исторические доказательства существования святой Лючии (в православии Луции) были найдены в Сиракузах. Надпись на её могиле, датированная 400 годом в катакомбах Сан-Джованни, и упоминание о святой Лючии во всех христианских документах позволяют с полной уверенностью предполагать, что она действительно жила во времена Диоклетиана. Изображается святая Лючия держащей поднос или тарелку с собственными глазами, книгой, масляной лампой (намек на значение её имени - "лучезарная"). Почитается католиками, православными, англиканами и лютеранами.


Святая Лючия,1625-1630. Вашингтон, Национальная галерея

Святую Урсулу изображают со стрелой в руках, как символом её смерти. Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля. Пытаясь избежать нежелательного брака, она дала согласие при условии, что король должен послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству, а её жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Ангел явился Урсуле и сказал везти женщин в Рим, вернуться, и принять в Кёльне венец мученической смерти. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Возмущённые принятым девами обетом безбрачия, они их всех истребили. Последней погибла Урсула, отказавшаяся стать женой пленённого её красотою вождя гуннов.


Святая Урсула, 1635-1640. Генуя, музей Страда-Нуова


Святая Урсула

Святая Энграсия родом из португальского города Брага. Была христианкой во времена римского императора Диоклетиана. Родом из богатой семьи, была помолвлена с неким дворянином из Русильона. Отец отправил девушку к жениху с пышным эскортом, в сопровождении родного дяди и еще 16 местных дворян. Но когда они по пути остановились в Сарагосе, каким-то образом власти города узнали, что все путешественники - христиане. Всех схватили и пытали. Святую Энграсию засекли до смерти и она умерла от ран. А её спутников обезглавили. По другой версии святой вбили гвоздь в голову, вот почему на картине она держит в руках гвоздь.


Святая Энграсия, Музей изящных искусств, Севилья


Святая Энграсия, Музей изящных искусств, Страсбург

Святая Агата (у православных Агафия) жила на Сицилии в III веке, одна из наиболее почитаемых раннехристианских святых. Она родилась в богатой и знатной семье в городе Катания. Святая Агата отвергла домогательства городского префекта Квинтиануса, после чего он подверг её преследованиям, пользуясь антихристианскими законами императора Деция. Сначала Агату отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. Она умерла под пытками, и её смерть сопровождалась землетрясением. После мучений святую Агату сожгли на костре. Святая Агата считается покровительницей города Катании и всей Сицилии, Мальты (по легенде Святая Агата скрывалась на Мальте от преследователей). Считается покровительницей медсестер и кормилиц. Еще защищает жилища людей от пожаров, землетрясений и извержений вулканов. Спустя год после её мученической смерти произошло извержение вулкана Этна, и лава полилась в направлении Катании. На её пути положили покрывало с мощей святой Агаты, и город был спасен.


Святая Агата, 1630-1633. Музей Фабр, Монпелье

Святая Евлалия Барселонская (290-304) - 13-летняя девочка из числа раннехристианских мучеников, принявшая смерть в эпоху Римской империи во входившей в её состав Барселоне за исповедание христианства. Формально является также православной святой, так как была причислена к лику святых до разделения церквей. За отказ от поклонения римским богам, девочку подвергли 13 пыткам, из которых 12-й было распятие на косом кресте, а 13-й - обезглавливание.
Святая Варвара - красавица и единственная дочь любящего отца. Женихов было много, но никто Варваре не по душе. Отец не стал неволить дочь, ждал, когда девушка сама решит, а она выбрала христианство. Гневу отца не было предела, требовал и просил отказаться от христианства, морил голодом и плакал. Но девушка стояла на своем: "я христианка". Ее мучили и казнили.


Святая Евлалия и Святая Варвара, Музей изящных искусств, Севилья

Святая Матильда была дочерью Вестфальского графа. Молодой девушкой она была помещена в монастырь Герфорда. Благодаря своей красоте и набожности была избрана герцогом Саксонским Оттоном I в качестве невесты для его сына будущего герцога и короля Генриха I. В качестве супруги Генриха была герцогиней Саксонской (912-936) и королевой Германии (919-936). В браке у супругов родилось пятеро детей.
После смерти мужа Матильда оставалась при дворе Оттона I. Матильда была канонизирована за свою благотворительную деятельность и основание многочисленных монастырей и религиозных центров в Саксонии и Тюрингии. Крупнейшим из основанных Матильдой был монастырь в Кведлинбурге, ставший центром богословской и светской науки Германии периода правления Саксонской династии, а впоследствии центром поклонения Святой Матильде, так как именно здесь она и была похоронена.
Святая Екатерина Александрийская была дочерью правителя Александрии во время правления императора Максимина. Она была красива и образована. Согласно преданию, после крещения сам Христос явился ей во сне и вручил перстень в знак обручения с нею. Она призвала императора оставить языческих богов. Максимин, сраженный ее красотой и мудростью, несколько раз пытался переубедить Екатерину, чтобы не предавать казни такую незаурядную женщину. Были приглашены 200 философов на диспут с нею, потом сам император предложил стать его женой. Затем Максимин решил устрашить ее видом орудия пытки - колеса с шипами. Но ничто не могло поколебать веру святой. Екатерина приняла великие мучения, и была обезглавлена мечом. Её изображают с мечом и колесом с шипами - атрибутами её мученичества.


Святая Матильда и Святая Екатерина, 1640-1650. Музей изящных искусств, Севилья

Святые Сурбарана - "это самые романтические существа, которых только можно себе представить", сказал о цикле Святые жёны писатель Теофиль Готье.


Франсиско Сурбаран, известный испанский живописец, начал обучение в 1614 г. в Севилье у П. Де Вильянуэвы. По завершении обучения молодой художник некоторое время оставался в Севилье и только в 1658 г. предпринял путешествие в Мадрид. Вскоре Сурбаран обосновался в столице. Заказчиками его полотен выступали в основном монастыри и религиозные братства, и потому помимо традиционных для своего времени портретов и натюрмортов Сурбаран писал в основном картины на мифологические, исторические, и прежде всего религиозные Сюжеты.

Для творчества Сурбарана характерны композиции на темы из жизни библейских святых и героев, которых художник обычно изображал на фоне монастырского быта. Примером может служить цикл картин из жизни св. Бонавентуры, написанный в 1629 г. Одна из этих картин - «Молитва святого Бонавентуры перед избранием папы» - является ярким образцом творчества Сурбарана. Изображая святые образы и легендарные эпизоды, Сурбаран старался достичь максимального реализма, вдохновляясь примером окружающей жизни.

Свои ранние произведения Сурбаран написал под влиянием творчества М. Караваджо: такова была, например, вся его работа в капелле св. Петра Севильского собора (1625 г.). В период наивысшего творческого подъема (30-40-е гг. XVII в.) Сурбаран писал суровые и лаконичные картины, которые можно было представить в образе памятников, если бы они не были населены реальными жизненными персонажами. Фигуры на картине передают нравственное величие, искренность чувств и драматическое напряжение изображенных персонажей. Этим полотнам присуща смелая обобщенность, при их написании Сурбаран придерживался суровой гаммы серых и коричневых цветов, которые только подчеркивались пятнами ярко-красного цвета. Такой метод характерен для цикла картин, написанных художником для монастыря Ла Картуха в Херес-де-ла-Фронтера в 1638-1639 гг.

Для картин зрелого Сурбарана характерны лирические черты, яркие эмоциональные образы, иногда в работах угадывается экстатизм. В таком духе написаны картины «Отрочество Марии» и «Распятие», которые в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже Санк-Петербурга.

Одна из наиболее известных картин Сурбарана, «Младенец Христос», находится в настоящее время в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Эта картина выполнена в конце 1620-х гг. На картине изображено круглое лицо пухленькбго мальчика, овеянное свойственной детскому возрасту непосредственностью. Для этой работы художник, очевидно, использовал в качестве натуры маленького ребенка. Примечательно, что Сурбарану удалось передать душевную чистоту и сердечность мальчика без всякой сентиментальности и тени преувеличения.

Образу Христа в картине художник придал монументальную форму. Этому способствовало прежде всего то, что Сурбаран написал пейзаж с низким горизонтом, а фигуру мальчика преднамеренно увеличил, нарисовав его во весь рост, благодаря чему фигура ребенка стала занимать почти всю поверхность полотна. На холсте также отсутствуют детали, которые дополнили бы картину и придали фигуре мальчика естественности. Свет играет важнейшую роль, придавая образу ребенка скульптурную материальность. Наглядным свидетельством этого является способ изображения плаща и распределение светотени на нем. Соотношение палевых и голубых тонов способствует поэтизации образа маленького Христа.

Картину «Мадонна с младенцем» Сурбаран написал на закате своих дней, в 1658 г. В поздний период своего творчества художник стал отходить от монументальности и скульптурности изображения, присущих его предыдущим работам. Печально и покорно опущена голова усталой женщины, неуверенно придерживающей младенца. Неясная манера письма созвучна мягкому, нежному и грустному образу Марии. Нет четкости и ощущения законченности картины, отсутствует сила выражения; специалисты предполагают, что эту работу Сурбаран, возможно, выполнял не один.

Большое место в творчестве Сурбарана занимает жанр портрета. Особенность его манеры в том, что в его картинах трудно провести четкую грань между портретами определенных лиц (например, монаха Переса) и изображениями святых. Картина «Святой Лаврентий» из собрания Эрмитажа отличается явно выраженной портретной конкретностью. Не меньшее значение для его творчества имеет жанр натюрморта - Сурбаран был крупнейшим мастером испанского натюрморта XVII в. Создавал он и полотна лирического характера, например «Поклонение пастухов», хранящееся в настоящее время в Музее изящных искусств в Гренобле.

Франсиско де Сурбаран (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитСурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

Защита Кадиса от англичан (1634) (302 х 323 см) (Мадрид, Прадо)

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.


Распятие (ок.1630) (214 х 143,5 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Святой Франциск на молитве (1638-1639) (117.5 x 90.2 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов». Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

Благовещение (1650) (217.6 х 316.4 см) (Филадельфия, Музей искусства)

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны». В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Агнец Божий (1635-1640) (37,3 х 62 см) (Мадрид, Прадо)

Битва между христианами и маврами в Эль Сотильо (1637-1639) (335 х 191,1) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Видение святого Петра Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)

Детство Девы Марии (1632-1633) (116,8 х 94) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Детство Девы Марии (ок.1660) (73.5 х 53.5 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Знамение святого Иакова (1659-1660) (291 х 165) (Мадрид, Прадо)

Мадонна с младенцем (1658) (101 х 78 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)

Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем (1662) (169 х 127 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)

Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского (1628-1629) (239 х 222 см) (Дрезден, Худож. галерея новых мастеров)

Мученичество святого Иакова (1640) (252 х 186) (Мадрид, Прадо)

Натюрморт с айвами на блюде (1633-1664) (35 х 40.5 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Натюрморт с фруктами и чашкой (1633) (62.2 x 109.5 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Натюрморт с чашкой воды и розой (ок.1630) (21.2 x 30.1 см) (Лондон, Нац. галерея)

Натюрморт с четырьмя сосудами (ок.1660) (46 х 84 см) (Мадрид, Прадо)

Непорочное зачатие (1632) (252 х 992.1 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Непорочное зачатие (ок.1630) (128 х 89 см) (Мадрид, Прадо)

Омофор Богоматери (1655) (Севилья, Музей изобр. искусств)

Портрет Диего Деза (ок.1630) (166.4 х 137.8 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)

Портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано (193 х 107 см) (Частное собрание)

Портрет юриста (ок.1635) (195.5 х 104.5 см) (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер)

Распятие (ок.1655) (165.5 х 109 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)

Распятие с донатором (1640) (244 х 167,5 см) (Мадрид, Прадо)

Рождество Богородицы (1629) (141 х 109 см) (Пасадена, музей Нортона Саймона)

Сан Фернандо (1630-1634) (129 х 61 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Св. Иероним со св. Паулой и св. Евстахией (1640-1650) (264.2 х 192.4 см) (Вашингтон, Нац. галерея)

Святая Доротея (1648) (180.2 х 101.5 см) (Частное собрание)

Святая Евфимия (ок.1637) (83 х 73 см) (Мадрид, Прадо)

Святая Елизавета Португальская (1635) (184 х 98 см) (Мадрид, Прадо)

Святая Елизавета Тюрингская (1635-1640) (125 х 100.5 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)

Святая Касильда (1630-1635) (171 х 107 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)

Святая Лючия (Луция) (1625-1630) (133.7 x 106 см) (Вашингтон, Нац. галерея)

Святая Маргарита (1630-1634) (163 x 105 см) (Лондон, Нац. галерея)

Святая Урсула (1635-1640) (171 х 105 см) (Генуя, музеи Страда-Нуова)

Святой Андрей (1631) (146.7 x 61 см)

Явление апостола Петра святому Петру Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)

Святой архангел Михаил (совм с мастерской) (224 х 126 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)

Святой Бенедикт (17 век) (188 х 103,5) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Святой Диего де Алькала (1658 - 1660) (93 х 99) (Мадрид, Прадо)

Святой Лаврентий (1636) (292 х 225 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Святой Лука, как художник, перед распятием (1630-1639) (105 х 84 см) (Мадрид, Прадо)

Святой Франциск Ассизский по словам папы Николая V, Видение (ок.1640) (180.5 х 110.5 см) (Лионский музей изящных искусств)

Святой Франциск на молитве (1635-1639) (152 x 99 см) (Лондон, Нац. галерея)

Святой Франциск на молитве (1639) (162 x 137 см) (Лондон, Нац. галерея)

Уснувшая юная Дева Мария (1630-1635) (110 х 93 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)

Христос-Вседержитель (1638) (100 х 72) (Мадрид, Прадо)

Христос-Младенец (1635-1640) (42 х 27 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)

Цикл о Геракле. Битва Геракла с критским быком (1634) (133 х 152) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Битва Геракла с Лернейской гидрой (1634) (133 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Борьба Геракла с Антеем (1634) (136 х 153) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл и Цербер (1634) (132 х 151) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл отделяет горы Кальпе и Абила (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геракл перегородил реку Алфей (1634) (133 х 153) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Геркулес побеждает царя Гериона (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Цикл о Геракле. Смерть Геракла (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)

Франсиско Сурбаране, который являлся представителем севильской школы и золотого века испанской живописи. Современник и друг Веласкеса? Сурбаран славился своей религиозной живописью, которая обладала большой визуальной силой и глубокой мистикой. Но его представления о живописи отличаются от реализма Веласкеса. Композиции художника характеризуются шикарными светотеневыми решениями, поражающими воображение.

Биография Франсиско Сурбарана

Будущий великий художник родился 7 ноября 1598 года в поселении Фуэнте-де-Кантосе в испанской провинции Эстремадура. Его отец, Луис Сурбаран, был богатым баскским торговцем, обосновавшимся ранее в этих местах. Мать великого испанского художника звали Изабель Маркес. Родители Франсиско де Сурбарана поженилась в соседнем городе Монестерио 10 января 1588 года. Кстати, еще два других известных живописца испанского золотого века родились немного позже Сурбарана: великий Веласкес (1599-1660) и Алонсо Кано (1601-1667).

Начало творческого пути

Вероятно, его путь как художника начался в школе изобразительного искусства Роэласа в родном городе Фуэнте-де-Кантосе. В 1614 году Франсиско Сурбарана приняли в мастерскую художника Педро Диаса де Вильянуэвы (1564-1654) в Севилье, где он встретился с Алонсо Кано в 1616 году. Испанский художник, вероятно, также был знаком с Франсиско Пачеко, учителем живописи Веласкеса. Помимо этого, на него оказал некоторое влияние художник Санчес Котан, как видно из натюрморта, который написал Сурбаран примерно в 1633 году.

Его ученичество было завершено в 1617 году, когда он женился на Марии Паес. Картина "Непорочный", которая считается началом его профессиональной карьеры, предположительно была написана в 1616 году и на данный момент хранится в частной коллекции Пласидо Аранго. Но специалисты считают, что фактическая дата написания этого полотна - 1656 год, поскольку здесь заметно влияние Тициана и Гвидо Рени, что было более характерно для последнего творческого периода художника.

Семья Франсиско Сурбарана

В 1617 году он поселился в городе Лерене, провинция Эстремадура, где и родились его трое детей: Мария, Хуан, Изабель. Его единственный сын Хуан родился в 1620 году и стал художником, как и отец, он умер во время великой эпидемии чумы, которая произошла в Севилье в 1649 году. После смерти первой жены Франсиско снова женился в 1625 году на Беатрис де Моралес. Беатрис являлась вдовой торговца, который оставил ей хорошее наследство. Она была на десять лет старше Франсиско Сурбарана, как и его первая жена. В 1939 году Беатрис скончалась от тяжелого заболевания. В 1644 году он женился в третий раз на Леоноре де Тордера, дочери ювелира. Ей было двадцать восемь лет, а Сурбарану сорок шесть. У них родилось шестеро детей.

Христианские мотивы в творчестве

В 1622 году он уже был признанным и влиятельным художником. Его наняли, чтобы разрисовать церковный алтарь в родном городе. В 1626 году в присутствии нотариуса он подписал новый контракт с обществом проповедников Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье. За восемь месяцев ему пришлось нарисовать двадцать одну картину. В 1627 году он написал полотно "Христос на кресте", которым так восхищались его современники, что муниципальный совет Севильи официально предложил художнику в 1629 году обосноваться в их городе. Фото картины представлено ниже.

На этом полотне изображено распятие Христа. Он пригвожден к грубому деревянному кресту. Белая ткань, опоясывающая его талию, задрапирована в стиле барокко. Она резко контрастирует с хорошо сформированными мышцами тела Христа. Его лицо склонено к правому плечу. Страдание, которое невыносимо, все же уступает перед его последним желанием воскрешения, перед последней мыслью об обещанной жизни. Измученное тело Христа наглядно это демонстрирует. Стиль этого произведения Франсиско де Сурбарана - барокко.

Как и у Веласкеса, ноги Христа на картине Сурбарана прибиты отдельно. В то время художники пытались воссоздать мучительность распятия. Но многие богословы считали, что тела Иисуса и Марии должны быть совершенными. Сурбаран хорошо внял этим требованиям церкви, утвердив себя в качестве выдающегося мастера в 29 лет. В 1631 году испанский живописец создал еще один шедевр - картину "Апофеоз Фомы Аквинского", которая поразила его современников.

Переезд в Севилью

Франсиско де Сурбаран считался живописцем образов, то есть религиозным художником, специализировавшимся на изображениях святых. В 1628 году Сурбаран подписал новый контракт с одним из севильских монастырей. Он поселился в городе вместе со своей семьей и работниками его мастерской. В этот период он написал картину "Сан-Серапио", изображающую одного из монахов-мучеников, умершего в 1240 году после пыток, которым его предположительно подвергли английские пираты.

Братья Ордена, к которому принадлежал Сан-Серапио, в дополнение к традиционным обетам целомудрия, нищеты и послушания объявляли обет искупления или крови. В согласии с ним они обещали отдать свою жизнь в обмен на спасение пленников, которые боятся потерять свою веру. Сурбаран хотел выразить весь ужас пыток и смерти, но при этом избежать появления в композиции даже капли крови. Белое одеяние мученика занимает большую часть полотна и демонстрирует предсмертную агонию. Ниже представлено фото данной картины Франсиско Сурбарана.

Называя себя мастером-художником города Севильи, испанский живописец вызвал ревность своих коллег, например, презираемого им Алонсо Кано. Сурбаран отказался сдавать экзамены, дававшие ему право использовать этот титул, потому что считал свою работу и признание великих художников более ценными, чем мнение гильдии живописцев Севильи, настроенных против него. На Сурбарана буквально сыпались заказы как от членов благородных семей Испании,так и от покровителей великих монастырей.

Расцвет карьеры

В 1634 году он совершил поездку в Мадрид. Пребывание в столице было решающим для его творческого роста. Он встретил там своего друга с которым он анализировал собственные работы. Он смог увидеть картины итальянских художников, которые работали в Испании, например, Анджело Нарди и Гвидо Рени. В Мадриде он становится придворным художником. Король Испании был поражен творчеством Франсиско Сурбарана. Став придворным живописцем, он вернулся в Лерену, где бесплатно написал картину для церкви Богоматери Гранады, поскольку был предан Деве Марии. Были также заказы от ряда других церквей и монастырей Севильи.

Картина "Погребение мощей святого Бонавентуры"

В 1629 году Сурбаран пишет известную картину "Погребение мощей Святого Бонавентуры", которую эксперты считают венцом его творчества. Святой Бонавентура умер приблизительно в 1237 году. Произведение написано маслом на холсте. Размер картины составляет два с половиной метра в высоту и два метра в ширину. На картине изображено тело покойника, лежащее диагонально на золотистой драпировке. Вокруг одра художник изобразил шесть Двое из них молятся, двое разговаривают, а другие размышляют. На левой стороне полотна стоят король Арагона, папа Григорий Х и епископ Лионский. Лицо умершего контрастирует с лицами людей вокруг него. Сильным акцентом в картине является красная шляпа кардинала, лежащая в ногах Бонавентуры. Композиция считается одной из самых рискованных и лучших в творчестве Франсиско де Сурбарана. Обычно его полотнам характерна простота расположения элементов, показанных на картине.

Новый рынок

Сурбаран писал также религиозные картины для испанских колоний в Америке. Иногда коллекции полотен, изображавшие святых, содержали более десяти работ. В 1638 году он потребовал выплату суммы, которую южно-американские закупщики были ему должны. Исключительным примером произведений Франсиско Сурбарана, написанных им для Америки, является серия из двенадцати картин «Племена Израиля». Три произведения из нее в настоящее время находятся в Окленде, графство Дарем (Англия). Предполагается, что они не достигли места назначения из-за пиратской атаки. К 1636 году Сурбаран расширил экспорт в Южную Америку.

Ниже вы видите картину "Святой Иероним с ангелами".

В 1647 году перуанский монастырь заказал ему тридцать восемь картин, двадцать четыре из которых должны были быть большого размера. На американский рынок он также продавал некоторые полотна, не касавшиеся религиозной тематики, например натюрморты. Они компенсировали уменьшение андалузской клиентуры.

Натюрморты

Картина "Лимоны, апельсины и роза" считается единственным натюрмортом Франсиско Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником. На холсте изображены желтые цитроны на тарелке, оранжевые апельсины в корзинке, а также чашка на серебряной тарелке с лежащей в ней розой. Все эти предметы ярко выделяются на темном фоне позади них. Многие эксперты считают, что данные фрукты и кухонная утварь являются религиозной метафорой Святой Троицы.

Ниже представлено фото данного произведения.

Натюрморт " Тарелка и чашка с розой" находится в Лондонской галерее. В Мадриде хранится картина "Четыре сосуда", которая считается самым известным произведением Сурбарана в данном жанре.

Снова для Южной Америки

Также Сурбаран заключил договор с покупателями из колоний, согласно которому он продал в Буэнос-Айрес пятнадцать картин мучеников, пятнадцать изображений королей и знаменитых людей, двадцать четыре картины, изображавшие святых и патриархов (все большого размера), а также девять голландских пейзажей.

Картина "Святой Доминго"- одна из них. Вы видите ее ниже.

Последние годы жизни живописца

Франсиско Сурбаран скончался в возрасте 65 лет. В последние годы он имел мало заказов и потерял свою популярность. Бытует миф, что великий художник скончался в нищете, однако это не так. После смерти он оставил хорошее наследство своим детям в сумме двадцать тысяч реалов. Его картины хранятся в музейных коллекциях по всему миру.