Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»
образовательная область «Познавательное развитие»
Сделала подборку и реализовала: Сабирова Марина Александровна, воспитатель г.Березники, 2015 г.
Картотека дидактических и подвижных игр
по воспитанию культуры питания
Цель: Привитие культуры питания
- «Полезно - вредно»
- «Вместе - отдельно»
- «Чудесный мешочек»
- «Что можно приготовить из этих продуктов?»
- «Что, где растет?»
- «Соберем урожай»
- «Путешествие в страну «Витаминию»
- «Волшебная кастрюля»
- «Витаминная азбука»
- «Свари борщ»
- «Вершки и корешки»
- «Правильно - неправильно»
- «Полезно - вредно»
(игра для детей от 3 до 7)
Цель: закрепить знания о полезных и вредных продуктах.
- Детям 3-4 лет раздают картинки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований) . Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую половину белого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
- Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на бечевочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают) , на сигнал «Стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезные продукты - белый шнур, вредные - красные шнур) .
- Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к белому - полезные продукты, к красному - вредные.
«Вместе - отдельно»
Цель: закрепить представления о совместимости продуктов.
Дети 5-7 лет получают карточки с бечевкой. На них изображены продукты питания. Вначале дети двигаются (бегают, прыгают, ходят) , на сигнал «1, 2, 3 - пару себе найди» дети становятся в пару с тем, у кого изображен продукт совместимый с его картинкой. У кого получается пара, становится на разложенный на полу шнур.
«Что, где растет?»
(игра для детей 5-7 лет)
Цель: закрепить знания детей о том, где растут те или иные продукты питания.
Дети сидят или стоят полукругом, воспитатель перед ними. Она показывает по одной картинке с изображением овощей, фруктов, хлебных изделий, масла, сыра и т.д. Дети должны отгадать, где они растут.
Варианты: «Кто больше расскажет?»
- «Вершки и корешки»
- «Чудесный мешочек»
Для приобретения и закрепления знаний о блюдах, приготовленных из тех или иных продуктов, можно организовать игру с набором картинок, на которых изображены продукты питания.
Сначала дети подбирают картинки для того или иного салата, потом второго блюда (например, котлеты, запеканки творожной и др.) и в последнюю очередь третьих блюд.
«На кухне»
(для детей 5-7 лет)
Цель: учить детей классифицировать «продукты» для приготовления пищи.
Дети распределяются на 3 команды. Каждая из них по выбору готовит одно из блюд (отбирают картинки) . Кто быстрей «сварит» то или иное блюдо? Потом дети меняются местами и «варят» другие блюда.
«Свари борщ»
(для детей 4-5 лет)
Цель: дать детям представление о том, как приготовить суп, закрепить знания об овощах, крупах и т.д.
Детям дается набор картинок с изображением продуктов, нужных для борща.
Дети по указанию воспитателя кладут в кастрюлю в определенной последовательности соответствующие продукты.
Варианты: «Сварим гороховый суп» , «Суп-рассольник» , «волшебная кастрюля» , «Что можно приготовить из этих продуктов» и др.
«Соберем урожай»
(для детей 3-7 лет)
Цель: закрепить обобщенные слова: фрукты, овощи, умение раскладывать их в соответствующую тару.
Воспитатель разбрасывает по полу, земле картинки, например, с изображением фруктов и овощей. По сигналу «1, 2, 3 - фрукты, овощи собери» дети собирают фрукты в вазу или корзину (нарисованы ваза, корзина с прорезями) .
«Правильно - неправильно»
(для детей 3-7 лет)
Цель: закрепить правила поведения детей во время приема пищи.
Игра проводится по аналогии игры «Полезно - вредно» . Дети подходят к столу, на котором лежат перевернутые картинки с изображением правильного - неправильного поведения за столом во время еды и становятся на 2 стороны зала или площадки. Одни - влево, если считают, что там нарисовано правильное поведение, другие становятся напротив.
Для закрепления этических навыков можно с детьми провести игру «Что сначала, что потом?» , в которой детям нужно по порядку разложить картинки на столе, например, сначала вымыть руки, сесть за стол, проверить кулачком или ладонью правильно ли задвинут стул к столу, затем пожелать приятного аппетита своему соседу по столу или всем детям, сидящим за этим столом. Взять хлеб, правильно ложку (вилку) и приступать к трапезе. Помогать хлебом набирать в ложку (вилку) пищу. При употреблении второго блюда нужно отделять маленькие кусочки от большого и, взяв в рот, хорошо прожевать их. Во время прожевывания не разговаривать. Следить за посадкой, руками (локти не должны стоять на столе) . Если что-то на столе трудно достать, попросить вежливо товарища подать хлеб, салфетку и т.д. При употреблении супа не выкладывать на края тарелки лук и др. продукты. Когда остается мало супа в тарелке, нужно от себя откинуть тарелку и доесть содержимое. После приема пищи вытереть губы салфеткой и прополоскать рот.
Хорошо, если эти правила закрепляются на практике. Во время приема пищи учить детей соблюдать их и в некоторых случаях напоминать о некоторых правилах этикета. Можно использовать во время питания пословицы об этикете или о продуктах, из которых приготовлено то или иное блюдо.
Примерные пословицы, используемые во время приема пищи.
- Хорошее питание - основа здоровья.
- Пища - основа жизни.
- Какова еда и питье - таково и житье.
- Разумно есть - долго жить.
- За общим столом и еда вкуснее.
- За обедом ешь мало, за ужином ешь меньше, ибо здоровье твоего тела куется в кузнице нашего желудка.
(М. Сервантес)
- Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру, дабы съеденное тобой могло переварится. (Абуль-Фарадж)
- Обильная еда вредит телу также, как изобилие воды вредит посеву.
- Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. (Л. Н. Толстой)
- Мало ешь - долго будешь сытым, много ешь - быстро становишься голодным. (вьетн.)
- Мало есть - выгнать много болезней. (араб.)
- Чем больше ест человек, тем прожорливее становится.
- Кто от жира еле дышит, тот здоровьем не пышет.
- Не приучай брюхо к двум хлебам, а тело к двум кафтанам.
- Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. (Сократ)
- Ходи - не шатайся, говори - не заикайся, ешь - не объедайся, стой - не качайся.
- Будь умерен в еде и быстрым в ходьбе.
- Надо так есть и пить, чтобы не тяжко ходить.
- Чем постнее еда, тем приятней сну она.
- Чем еда легче, тем сон крепче.
Пословицы об овощах и фруктах.
- Овощи - родник здоровья.
- Зелень на столе - здоровья на сто лет.
- Горсть зелени петрушки равна горсти золота.
- Обед без овощей, что праздник без музыки.
- Лук и капуста лиха не пустят.
- Поел моркови - прибавилась капля крови.
- Ранняя зелень болезни не пустит.
- Плоды и овощи - это музыка и поэзия питания.
- Капуста - овощ номер один.
- Картофель хлеб бережет.
- Там, где нет мяса - свекла герой.
- Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце.
- Кто плохо знает дорогу к овощной грядке, тот хорошо знает дорогу к врачу.
- Съешь яблоко - освежишь зубы.
- Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
- Крапиву называют: зеленая кладовая, лесная фея, целительница, кормилица, диетический продукт, зеленая косметика.
- Лук от семи недуг.
- Лук - здоровью друг.
- Лук с чесноком - родные братья.
- Майская травка и больного лечит.
- Королева овощей - капуста.
- Сладкая еда не всегда полезна.
- От сладкой еды жди беды.
- Сладкое - враг зубов.
- Сладкого понемногу - горького не до слез.
- Излишняя сладость хуже горечи.
- Кому сладости - друзья, тому его зубы - враги.
- Чем меньше для ребенка сегодня сладостей, тем больше для него завтра радостей.
Темы бесед о питании:
- «Знакомство с системой пищеварения»
- «О хлебе»
- «О сахаре»
- «Как вести себя за столом»
- «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?»
- Что любили готовить на Руси».
- «Любимые напитки наших прабабушек» .
- Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Как известно, питание играет большую роль в развитии ребёнка. Очень важно приучать детей с самого раннего возраста к сбалансированному, рациональному питанию. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями)
и энергией. К сожалению, родители перед поступлением ребенка в детский сад не стараются приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении. Чтобы заинтересовать детей питанием в детском саду, мы предлагаем несколько дидактических игр под общим названием «Продукты питания»
.
Цели
: Развивать знания детей о продуктах, о том, какие продукты входят в состав готовых блюд, познавательный интерес к окружающему миру. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Развивать коммуникативные способности, связную речь. В комплект игры входят: четыре большие карточки с названиями готовых блюд и продуктов, из которых эти блюда можно приготовить; 12 маленьких карточек с изображениями продуктов питания, из которых можно приготовить готовые блюда; 4 маленькие карточки с картинками готовых блюд; 12 фишек; 2 карточки с названиями отделов магазина; разрезные буквы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста: Дидактическая игра: «Отгадай загадку»
.
Цели
: уточнить представления детей о продуктах; учить отгадывать описательные загадки о продуктах.
Правила игры: Узнать продукт по описанию.
Ход игры: В игре участвует подгруппа детей. Можно проводить игру индивидуально. Картинки раздаются играющим по одной, ведущий описывает каждую картинку, не называя её. Рассказывая о картинке, ведущий использует алгоритм, указывая на цвет, форму предмета, размер, вкус. Играющие должны угадать по описанию предмет, и тот, у кого находится картинка, поднимает ее.
Дидактическая игра
: «Что лишнее?»
.
Цели
: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов.
Правила игры: Переворачивать выбранное изображение по очереди; в конце игры, кто правильно перевернёт карточку с предметом, получает фишку.
Ход игры: Детям предлагают внимательно рассмотреть цветные изображения продуктов питания на карточке и назвать их.
Дается задание
: перевернуть то изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.
Дидактическая игра
: «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет)
».
Цели
: Дать детям знания о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Развивать умение договариваться и работать в парах.
Правила игры: Правильно отбирать картинки с продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах. Пара, которая первой закроет все клетки на большой карточке -выигрывает.
Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать пару и договориться, какое блюдо они будут готовить . Педагог выслушивает предложения детей, а затем читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе. По сигналу воспитателя, дети начинают искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. В конце игры педагог проверяет, правильно ли выполнено задание.
Для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста
: Дидактическая игра: «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет)
».
Цели
: Закрепить знания детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Закреплять умение читать отдельные слова.
Правила игры: Правильно отбирать картинки с продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах. Ребёнок, который, первым закроет все клетки на большой карточке - выигрывает.
Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет)
. Играющий читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе стопкой в перевёрнутом виде перед ведущим. Ведущий показывает поочерёдно карточки с продуктами питания. Если ребёнок считает, что этот продукт необходим ему для приготовления блюда, берёт карточку себе. В конце игры педагог и дети проверяют правильно ли выполнено задание.
Дидактическая игра
: «Расшифруй слово по первым буквам»
.
Цели
: Развивать фонематический слух ребёнка, умение выделить первый звук в слове. Тренировать навыки детей в чтении.
Правила игры: Выбрать буквы и составить слово, в соответствии с предложенными карточками (например
:бор, сом, лоб, бок, сок, рот, моряк, сор, мясо, крот, ромб и т. п.).
Ход игры: Ведущий (педагог или ребёнок)
выкладывает несколько карточек в определённой последовательности в ряд. Игроку нужно отобрать и выложить буквы, с которых начинается название продукта, затем прочитать всё слово.
Дидактическая игра
: «Разложи продукты на полках в магазине»
.
Цели
: Закреплять знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продовольственного магазина.
Правила игры: Соотносить продукты питания, изображённые на маленьких карточках, с названиями отделов магазина на отдельных карточках.
Ход игры: Ведущий выкладывает карточки с названиями отделов магазина, а играющие выбирают продукты питания, которые продаются в этом отделе. Выигрывает тот ребёнок, который подобрал и выложил карточки правильно.
Авторские дидактические игры по теме : «Продукты питания » предназначены для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возрастов по формированию представлений детей о продуктах питания , составе готовых блюд, умению отгадывать загадки, развитию внимания и памяти.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.
Пояснительная записка.
Как известно, питание играет большую роль в развитии ребёнка. Очень важно приучать детей с самого раннего возраста к сбалансированному, рациональному питанию . Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией. К сожалению, родители перед поступлением ребенка в детский сад не стараются приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении. Чтобы заинтересовать детей питанием в детском саду , я разработала несколько дидактических игр под общим названием «Продукты питания » . Цели : Развивать знания детей о продуктах , о том, какие продукты входят в состав готовых блюд, познавательный интерес к окружающему миру. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Развивать коммуникативные способности, связную речь. В комплект игры входят : четыре большие карточки с названиями готовых блюд и продуктов , из которых эти блюда можно приготовить; 12 маленьких карточек с изображениями продуктов питания , из которых можно приготовить готовые блюда; 4 маленькие карточки с картинками готовых блюд; 12 фишек; 2 карточки с названиями отделов магазина; разрезные буквы. (см. Приложение) . Для детей младшего и среднего дошкольного возраста : Дидактическая игра : «Отгадай загадку» .
Цели : уточнить представления детей о продуктах ; учить отгадывать описательные загадки о продуктах .
Правила игры : Узнать продукт по описанию .
Ход игры : В игре участвует подгруппа детей. Можно проводить игру индивидуально. Картинки раздаются играющим по одной, ведущий описывает каждую картинку, не называя её. Рассказывая о картинке, ведущий использует алгоритм, указывая на цвет, форму предмета, размер, вкус. Играющие должны угадать по описанию предмет, и тот, у кого находится картинка, поднимает ее.
Дидактическая игра : «Что лишнее?» .
Цели : упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов.
Правила игры : Переворачивать выбранное изображение по очереди; в конце игры , кто правильно перевернёт карточку с предметом, получает фишку.
Ход игры : Детям предлагают внимательно рассмотреть цветные изображения продуктов питания на карточке и назвать их.
Дается задание : перевернуть то изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.
Дидактическая игра : «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет) ».
Цели : Дать детям знания о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Развивать умение договариваться и работать в парах.
Правила игры продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах. Пара, которая первой закроет все клетки на большой карточке - выигрывает .
Ход игры : Педагог предлагает детям выбрать пару и договориться, какое блюдо они будут готовить . Педагог выслушивает предложения детей, а затем читает названия продуктов , которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе. По сигналу воспитателя , дети начинают искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. В конце игры педагог проверяет , правильно ли выполнено задание.
Для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста : Дидактическая игра : «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет) ».
Цели : Закрепить знания детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Закреплять умение читать отдельные слова.
Правила игры : Правильно отбирать картинки с продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах. Ребёнок, который, первым закроет все клетки на большой карточке - выигрывает .
Ход игры : Педагог предлагает детям выбрать, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет) . Играющий читает названия продуктов , которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе стопкой в перевёрнутом виде перед ведущим. Ведущий показывает поочерёдно карточки с продуктами питания . Если ребёнок считает, что этот продукт необходим ему для приготовления блюда, берёт карточку себе. В конце игры педагог и дети проверяют правильно ли выполнено задание.
Дидактическая игра : «Расшифруй слово по первым буквам» .
Цели : Развивать фонематический слух ребёнка, умение выделить первый звук в слове. Тренировать навыки детей в чтении.
Правила игры : Выбрать буквы и составить слово, в соответствии с предложенными карточками (например :бор, сом, лоб, бок, сок, рот, моряк, сор, мясо, крот, ромб и т. п.).
Ход игры : Ведущий (педагог или ребёнок) выкладывает несколько карточек в определённой последовательности в ряд. Игроку нужно отобрать и выложить буквы, с которых начинается название продукта , затем прочитать всё слово.
Дидактическая игра : «Разложи продукты на полках в магазине» .
Цели : Закреплять знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продовольственного магазина .
Правила игры : Соотносить продукты питания , изображённые на маленьких карточках, с названиями отделов магазина на отдельных карточках.
Ход игры : Ведущий выкладывает карточки с названиями отделов магазина, а играющие выбирают продукты питания , которые продаются в этом отделе . Выигрывает тот ребёнок , который подобрал и выложил карточки правильно.
Описание раздела : Цели: Формировать знания детей о продуктах, о том, какие продукты входят в состав готовых блюд, развивать познавательный интерес к окружающему миру. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Развивать коммуникативные способности, связную речь. 1. Дидактическая игра: «Отгадай загадку». Цели: уточнить представления детей о продуктах; учить отгадывать описательные загадки о продуктах. Правила игры: Узнать продукт по описанию. Ход игры: В игре участвует подгруппа детей. Можно проводить игру индивидуально. Картинки раздаются играющим по одной, ведущий описывает каждую картинку, не называя её. Рассказывая о картинке, ведущий использует алгоритм, указывая на цвет, форму предмета, размер, вкус. Играющие должны угадать по описанию предмет, и тот, у кого находится картинка, поднимает ее. ___________________________________________________________________________________ 2. Дидактическая игра: «Что лишнее? ». Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Правила игры: Переворачивать выбранное изображение по очереди; в конце игры, кто правильно найдёт "лишнюю" карточку с предметом, получает фишку. Ход игры: Детям предлагают по очереди переворачивать картинку, назвать изображение. Дается задание: найти изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему. ________________________________________________________________________________ 3. Дидактическая игра: «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет) ». Цели: Дать детям знания о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Развивать умение договариваться и работать в парах. Правила игры: Правильно отбирать картинки с продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах. Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать пару и договориться, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет). Педагог выслушивает предложения детей, а затем читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе. По сигналу воспитателя, дети начинают искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. В конце игры педагог проверяет, правильно ли выполнено задание. Вариант игры: Лото. Ведущий показывает поочерёдно карточки с продуктами питания. Если ребёнок считает, что этот продукт необходим ему для приготовления блюда, берёт карточку себе. В конце игры педагог и дети проверяют, правильно ли выполнено задание. ___________________________________________________________________________________ 4. Дидактическая игра: «Разложи продукты на полках в магазине». Цели: Закреплять знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продовольственного магазина. Правила игры: Соотносить продукты питания, изображённые на маленьких карточках, с картинками отделов магазина на отдельных карточках. Ход игры: Ведущий выкладывает карточки с названиями отделов магазина, а играющие выбирают продукты питания, которые продаются в этом отделе. Выигрывает тот ребёнок, который подобрал и выложил карточки правильно. __________________________________________________________________________________ 5. Игра «Магазин» Дети берут на себя роли продавцов и покупателей. Покупатели приобретают продукты, правильно их называя, продавцы отдают товар, при этом ведётся диалог с употреблением слов: «Здравствуйте! Возьмите, пожалуйста. Дайте мне, пожалуйста…. ___________________________________________________________________________________ 6. Игра "Будь внимательным" Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат названия продуктов. (Ложка, мяч, рыба, хлеб, игрушка, шкаф, стол, колбаса, молоко…) __________________________________________________________________________________ 7. «Составь предложение по картинкам». Составление предложений по опорным картинкам. Варианты: Мама режет колбасу (хлеб, батон, мясо, сыр, сосиску, картошку). Папа купил.......... Мальчик (девочка) кушает........... Бабушка готовит кашу, суп, котлеты и т.д. _______________________________________________________________________________ 8. Игра "Назови кашу" Ребёнку предлагаются изображения кастрюль, на которых наклеены образцы круп (гречка, манка, овсянка, перловка, рис, пшено). _________________________________________________________________________________ 9. "Угадай и ответь". Детям предлагаются мешочки с сыпучими продуктами (горох, вермишель, фасоль, кофе). Задание: узнать продукт и ответить на вопрос, что из него можно приготовить. _________________________________________________________________________________ 10. Игра с мячом "Раз, два, три, не зевай, блюдо называй" Запеканка из творога какая? (пюре из картофеля, салат из свёклы, котлеты из курицы, оладьи из печени, суп из грибов, гуляш из мяса и т.д.) _________________________________________________________________________________ 11. Игра "Разложи продукты" Детям предлагается разложить игрушки-продукты на тарелки разного цвета (молочные продукты - на белую тарелку, мясные - на красную и т.д.). _________________________________________________________________________________ 12. Игра-физминутка "Повар" (проводится в кругу). Будем в повара играть. Никому нельзя зевать, Если повар будешь ты, Что готовишь, назови. На голову ребёнка надевается колпак, ему показывают картинку. Ребёнок должен назвать блюдо. Пример: Я готовлю свекольный салат, картофельное пюре и т.д. __________________________________________________________________________________ 13. Игра "Волшебный кубик" Дети по очереди бросают кубик. В зависимости от выпавшего количества и показанной педагогом картинки дети составляют предложение (Мама купила в магазине пять котлет, три пирога, четыре сосиски). __________________________________________________________________________________ 14. "Исправь Незнайкины ошибки" Картошка бабушка пюре приготовила. Шоколад съел мороженое Ваня. Мясо продают в магазине фарш. Кабачок принёс папа икра. Яблоко испекла пирог бабушка. Суп сварил дедушка вермишель. __________________________________________________________________________________ 15. Расскажи о продукте. Название. Из чего сделан? Как попал на стол? В каком отделе магазина продаётся? Где его можно хранить? что из него можно приготовить? __________________________________________________________________________________ 16. Игра "Варят, жарят и пекут" Дети соединяют картинки линиями на магнитной доске с изображениями кастрюли, сковороды, составляют предложение. Например: Суп варят в кастрюле. Вариант: Игра с мячом. Пироги - , кашу - , котлеты, рыбу - , картошку - , компот - , блины, яичницу, оладьи, курицу, булочки и т.д. И наоборот (что варят? жарят? пекут? пьют? едят?) _________________________________________________________________________________ 17. Игра "Какое варенье?" (пособие – изображения банок, на которые прикрепляются картинки на магнитах с изображением фруктов и ягод). Дети составляют предложения, например: Я приготовил варенье из малины – малиновое. ____________________________________________________________________________________ 18. Игра "Жадина" (дети отвечают на вопросы чей, чья, чьё, чьи по картинкам). Можно проводить игру с мячом. ___________________________________________________________________________________ 19. "Составь предложение" (по предметным картинкам). По количеству прямоугольников надо придумать прилагательные. Пример: Мальчик ест вкусный, горячий картофельный суп. _______________________________________________________________________________ 20. "Запомни и продолжи" (наращивание предложений по картинкам). Мама купила курицу. Мама купила курицу и хлеб. Мама купила курицу, хлеб и макароны. Мама купила курицу, хлеб, макароны и рыбу. ________________________________________________________________________________ 21. "Где хранятся продукты" (соль – в солонке, перец - , конфеты - , сухари, масло, хлеб). ___________________________________________________________________________________ 22. «Скажи правильно» (слова даны в начальной форме им. падежа) Маша жарить на котлеты сковорода. – Маша жарит котлеты на сковороде. ___________________________________________________________________________________ 23. «Угости друга» (усвоение категории творительного падежа). Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу друга …. конфетой, кашей, супом» и т.д.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок»
Дидактические игры старшего
дошкольного возраста
на тему «Правильное питание»
Воспитатель МДОУ № 8: Панарина Е.А.
ст. Канеловская
Староминского района
Краснодарского края
2010 год
Витаминный бильярд
Цель: учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с витаминной
Ценностью продуктов, с действием витаминов на организм.
Описание игры: игровое поле – «бильярд» с дидактическими картинками
Овощей, фруктов, как заменитель витаминов положены шарики с
Буквами.
Лопаточки для передвижения шариков.
Ведущий прием: рассказ о продукте, на который попал шарик-витамин.
Поварята
Цель: дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака,
Обеда, ужина. Учить делать выводы о витаминной ценности
Составленного блюда.
Описание игры : наборное полотно с комплектами предметных картинок
Различных продуктов питания и посуды. Карточки с вариантами меню.
Ведущий прием: игровая ситуация «Готовим завтрак, обед, ужин». Вариант
«Приготовим обед для больного человека».
Где растет каша
Цель: дать знания о происхождении продуктов питания (крупа, мука). О
Пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят.
Описание игры: пробирки и прозрачные полиэтиленовые кармашки с
Разными видами круп, иллюстрации растений соответствующие видам
Круп.
Ведущий прием: определить какое растение подарило нам гречку (рис,
Пшено…). Расскажи, что из нее можно приготовить.
Варианты: 1. Разбери смешанные крупы по сортам.
2. Определи крупу на ощупь.
3. Составь мозаику из круп.
Во фруктовом царстве, овощном государстве
Цель: дать знания о зависимости здоровья человека от питания. Научить
Осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь
Появления на Руси овощей и фруктов.
Описание игры: набор картинок овощей, фруктов, мясных, молочных и
Других продуктов имитация трона-рамки.
Ведущий прием: составление монологов героев-фруктов, овощей. Создание
Игровой ситуации «Расскажи все о себе».
Грибники
Цель: воспитывать желание заботиться о своем здоровье, о разнообразии
Блюд приготовленных из грибов. Знания о специфике заготовки впрок,
Учить различать грибы съедобные и ядовитые, дать знания о пользе
Ядовитых грибов.
Описание игры: набор картинок, плоскостные модели посуды.
Ведущий прием: игровая ситуация «Заготовка грибов», «Изготовление
Лекарства из мухоморов», «В лес по грибы».
Кто в домике живет?
Цель: дать знания о компонентах составляющих пищевые продукты: жирах, белках, углеводах, витаминах, раскрыть их роль в жизни человека.
Научить способам сохранения и укрепления здоровья через желание
Правильно питаться.
Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за окошечками наклеены предметные картинки продуктов питания.
Ведущий прием: рассматривание картинок, разрешение проблемных
Ситуаций по заданию воспитателя.
Вариант 1. Отгадать какие продукты спрятались за дверью под названием:
Белки, жиры, углеводы, витамины.
Вариант 2 . Рассмотри картинки, скажи к какой группе полезных веществ
Они относятся, проверь свой ответ, закрыв дверцу, прочитай, что на ней
Написано.
Вариант 3. Предложить решить проблемные ситуации:
- Что будет, если ребенок не будет есть мясо, рыбу, молочные продукты?
- Будет мало есть каши и хлеба?
- Будет много есть сладостей?
Витаминный домик
Цель: дать знания о разновидностях витаминов. Закрепить знания о
Витаминах содержащихся в пище.
Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за
Которыми написаны буквенные обозначения витаминов.
Ведущий прием: по названию витаминов вспомнить продукты, в которых он
Содержится.
Вариант 1. Открой окошечко и скажи, семья какого витамина в ней живет.
Вариант 2. Как ты думаешь, наши продукты живут в семье витамина А,В,
С, D, фосфора. Кальция?
Назови одним словом
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты.
Описание игры: карточки с изображением овощей и фруктов.
Ведущий прием: игровая ситуация «Что растет в саду, в огороде»
Вариант. Расскажи, какой овощ, фрукт ты любишь больше всего? Почему?
Что изменилось
Цель: учить по цвету определять степень зрелости овощей и фруктов. Учить
Предупреждать негативные ситуации с употреблением в пищу
Недозрелых плодов.
Описание игры: парные картинки овощей и фруктов, отличающихся
Степенью зрелости, которая выражается в разнице величины и цвета.
Ведущий прием: составление сравнительного описательного рассказа по
Картинкам, разрешение предложенной взрослым проблемной ситуации
Связанной с употреблением в пищу недозрелых плодов.
Творческие задания
с контурными картинками овощей и фруктов
Цель: закрепить знания о витаминной ценности овощей и фруктов, месте их
Произрастания, использования в приготовлении разных блюд.
Описание заданий:
- Раскрась красным цветом овощи и фрукты, содержащие витамин А (зеленым витамин В, желтым витамин С, синим витамин D).
- Раскрась овощи и фрукты, из которых можно приготовить салат
(варенье, компот, суп).
- Вырежи овощи и фрукты, содержащие вещества фитонциды?
- Обведи по контуру овощи и фрукты, которые растут в наших садах и огородах.