4 февраля в Москве откроется фестиваль «Золотая маска» - знаковое событие театральной России. Ради него можно ненадолго забыть не сходящих с афиш Серебренникова и Богомолова, чтобы увидеть другой, но не менее талантливый театр. Театр городов с незвучными названиями, в которых он существует будто бы не «для», а «вопреки».

Из длинного списка номинантов мы отобрали обязательные к просмотру спектакли: на привозные стоит торопиться немедленно, с московскими можно повременить. Впрочем, недолго.

Что привезут

1. «Три сестры»

Театр «Красный факел», Новосибирск, реж. Тимофей Кулябин


Уже известный московскому зрителю Тимофей Кулябин (#сонетышекспира, «Электра» в Театре наций и, разумеется, «Тангейзер») в своих «Трех сестрах» совершил смелую попытку облачить заезженный материал в новую форму - лишив героев (в буквальном смысле) дара речи. Актеры говорят на настоящем языке глухонемых, которому специально обучались в течение года. Оглушающей немотой Кулябин переосмысливает коммуникацию и открывает зрителю парадокс: именно в молчании обнажается истина. Семья Прозоровых, огородившаяся от постороннего мира глухой стеной, - это семья XXI века со всей сопутствующей атрибутикой: залипанием в смартфоны и мерным гудением телевизора. В спектакле Кулябин выключил не только звук, но и пространственные рамки - как в триеровском «Догвилле» границы здесь едва обозначены меловой линией. «Три сестры» - это тонкая психологическая работа со зрителем еще и в том смысле, что на протяжении всего четырехактного действа приходится мириться со своей «нормальностью», а в какие-то моменты и стыдиться ее.

2. «Молодая гвардия»

Театр «Мастерская», Санкт-Петербург, реж. Максим Диденко, Дмитрий Егоров


Мастер пластического театра Максим Диденко отвечает здесь за первую часть («Миф»), схожую по приемам с «Конармией»: соединение экспрессивной слаженной хореографии и вокала. «Миф» - это попытка воссоздания эстетики 40-х: здесь и речь Сталина, и советские песни, и самоотверженное убийство фашиста. Вторую часть («Документ») создавал Дмитрий Егоров - в более сдержанном, но не менее сильном формате - документального театра, основанного на реальных свидетельствах войны. Такой обескураживающе резкий переход от зрелищного балета-оратории к острому, привязанному к серьезным реалиям психологизму, обостряет эффект, по-новому открывая одноименный роман Фадеева.

3. « Гамлет »

Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург, реж. Лев Додин


Об этом спектакле нужно знать две вещи. Первое: Лев Додин, оттолкнувшись от шекспировской пьесы, написал свою собственную - о разлагающейся современности. Второе: роль Гамлета доверили главному красавцу телеэкрана Даниле Козловскому. Два часа без антракта Лев Додин размышляет: «Знают ли творящие зло, что они творят зло? Здоровы они или безумны? Может ли безумец сознавать свое безумие? Что движет нашими поступками - желание так поступить или трагическая невозможность поступить иначе? И, может быть, каждый из нас - творя то, что мы творим - по-своему Гамлет? Словом, сегодня загадка великого гуманизма великого Гамлета снова требует если не разгадки - она, по-видимому, невозможна, - то хотя бы еще одной попытки осмысления. Эта история ставит перед нами все новые и новые вопросы ».

4. «Чайка . Эскиз»

Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль, реж. Евгений Марчелли


Прославивший не один провинциальный театр режиссер взялся за знаковый для русской драматургии материал, каких только постановок не повидавший. Тем и опасный: что нового можно придумать за почти вековое существование пьесы? Но у Марчелли получилось: решив спектакль в эстрадном жанре карнавала, он представил на суд публики фарсовое видение богемной тусовки наших дней.

5. «По ту сторону занавеса»

Александринский театр, Санкт-Петербург, реж. Андрий Жолдак


Украинский режиссер Андрий Жолдак вольно обошелся не только с хрестоматийным текстом Чехова, отправив сестер Прозоровых аж в 4015 год, но и пустил зрителя в священное пространство - за линию рампы, рассадив публику прямо на сцене. Видеоарт превращает сцену то в лес, то в космос, у героев выявляются пикантные, совсем нечеховские моменты биографий, а любовные треугольники обретают здесь более сложные формы, однако радикальная версия сутью пьесы не пренебрегает. Казалось бы, в 41 веке сестрам уж точно удастся отбыть «В Москву! В Москву!», но память воскрешенных оказывается сильнее фантастики - меланхолия, отчаяние и безнадежность не покинут Прозоровых даже в космосе.

Что уже идет

6. «Русский роман»

Театр им. Вл. Маяковского, Москва, реж. Миндаугас Карбаускис


«Русский роман» - результат талантливого тандема режиссера Миндаугаса Карбаускиса и драматурга Марюса Ивашкявичюса, написавшего тонкую пьесу о великом русском - Льве Николаевиче Толстом. Литовский драматург, продемонстрировал умение работать с разными принципами сюжетосложения: пьеса состоит из 12 частей с отголосками, мотивами, а иногда и целыми линиями из произведений Толстого - «Анны Карениной», «Дьявола», «Отца Сергия». В литературную ткань вплетены настоящие биографические факты из жизни писателя. В сущности, это попытка задуматься о зыбкости между воображаемыми и реальными мирами. Наставник в этой путанице из вымысла и жизни - жена Толстого, роль которой досталась блистательной Евгении Симоновой.

Где и когда: Театр им. Вл. Маяковского, 16, 24 февраля, 4, 25 марта

7. «Саша, вынеси мусор»

Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва, реж. Виктор Рыжаков


Виктор Рыжаков поставил антивоенную пьесу украинки Натальи Ворожбит. Сюжет таков: две женщины отговаривают уже погибших на войне мужа и отца идти на новую мобилизацию, призывающую даже мертвых. Абсурд ситуации сгущается огромным количеством бытовых деталей, снижающих градус серьезности важных разговоров, а запахи и шум готовящейся на фоне еды запускают страшный механизм сопричастности. Пронзительный и грустный спектакль о том, что связь с человеком не прекращается даже после смерти.

Где и когда: Центр им. Вс. Мейерхольда, 22 февраля, 22 марта, 4 апреля

8. «Своими словами»

ШДИ, Москва, реж. Дмитрий Крымов


Школа драматического искусства - это настоящий театр художника, в котором допустимый инструментарий от раза к разу все более непредсказуем: на сцене актеры могут что-то усердно вырезать, запутаться в километровом ворохе ленточек, облить друг друга краской и водить за собой трехметровых марионеток. «Своими словами» - это попытка по-детски объяснить взрослые книги - «Евгения Онегина», «Мертвые души». Планируются постановки по чеховскому «Сахалину» и даже «Капиталу» Маркса (на «Маску» номинирован «Онегин»). «Своими словами» - для любителей сильного визуального действия и тех, кто готов к экспериментам и переосмыслению классики.

«Война и мир. Начало романа» в «Мастерской Петра Фоменко»

Неполный первый том «Войны и мира» в постановке Петра Фоменко - сенсация 2002 года

В 2002 году самый большой урожай «Золотых масок» собрала «Мастерская Петра Фоменко». Четырехчасовая постановка «Война и мир. Начало романа» по первому тому эпопеи Толстого была названа лучшим спектаклем малой формы, Петр Фоменко получил премию за режиссуру, а Галина Тюнина - за лучшую женскую роль. Ювелирная режиссура и полифония смыслов, деликатность и высокий стиль, фирменная легкость и точность актеров, способных играть энергично и чисто, будто сочиняя на ходу, - спектакль вобрал все, за что обожают «фоменок». В нынешнем виде постановка несколько отличается по составу исполнителей, однако общая атмосфера и энергия присутствия мастера чудесным образом сохраняется даже спустя несколько лет после его ухода из жизни. «Мастерская Петра Фоменко» получала «Золотые маски» неоднократно - не только за «Войну и мир», и многие из награжденных спектаклей идут вовсю в репертуаре при переполненных залах: «Одна абсолютно счастливая деревня» («Золотая маска» 2001 года), «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016).

«Скрипка Ротшильда» в МТЮЗе

Горькая притча о старом гробовщике


Все три спектакля Камы Гинкаса по рассказам Чехова получали «Золотые маски». «Черный монах» (2001), «Дама с собачкой» (2003), «Скрипка Ротшильда» (2006). И все идут в репертуаре по сей день. Последний наградили дважды: в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника» (Сергей Бархин). В центре внимания - старый мрачный молчун-гробовщик (Валерий Баринов), только что похоронивший жену и теперь среди гробов всех сортов вспоминающий жизнь. Хрустальной чистоты лиризм, постепенно проклевывающийся где-то глубоко внутри героя, способен пробить железобетон.

«Мнимый больной» в Малом театре

Комедия Мольера в постановке Сергея Женовача


Последняя пьеса великого комедиографа Мольера в режиссерском решении мастера-реалиста Сергея Женовача стала не столько сатирой на врачей-шарлатанов, сколько трогательной историей причудливого сопротивления одиночеству. В 2007 году постановка с ведущим артистом труппы Василием Бочкаревым в главной роли получила «Золотую маску» как лучший спектакль большой формы. Это не единственный спектакль Малого театра, награжденный высшей театральной премией, - в 2004 году специальным призом жюри был отмечен «Правда - хорошо, а счастье лучше» по Островскому, тоже поставленный Женовачем.

«Захудалый род» в «Студии театрального искусства»

Консервативный театр в лучшем виде


Авторский театр Сергея Женовача - один из самых популярных в городе, притом что напрочь лишен внешних признаков настоящего времени. Здесь ставят классику, преимущественно русскую, преимущественно в костюмах изображаемой эпохи и строго в соответствии с сюжетом. Но причина популярности все же не только и не столько в осознанном выборе ниши старого доброго театра, сколько в редком уровне мастерства, не только влюбляющего в театр толпы зрителей, но неоднократно отмеченного экспертами и жюри «Золотой маски». Триумфаторами премии в разные годы становились «Битва жизни» по Диккенсу, «Река Потудань» по Платонову и самый первый спектакль «СТИ» - «Захудалый род» по Лескову. В последнем молодые артисты, тогда (в 2007 году) только получившие дипломы, за 4 незаметно пролетающих часа чертовски достоверно и бесконечно трогательно проживают всю историю отдельно взятого дворянского рода позапрошлого столетия.

«Рассказы Шукшина» в Театре наций

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в спектакле, примирившем новаторов и традиционалистов


Лучший российский спектакль в сезоне 2008/2009, по мнению жюри «Золотой маски», поставил латыш Алвис Херманис. «Рассказы Шукшина» в его постановке с именитыми русскими актерами - Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым - спектакль ужасно смешной и ладно скроенный, он состоит из сценок из жизни русской глубинке, которую артисты специально ездили изучать.

«Дядя Ваня» в Театре им. Вахтангова

Выдающийся спектакль Римаса Туминаса с Сергеем Маковецким в главной роли


После «Дяди Вани» (премьера 2009 года) ни у кого не осталось вопросов к назначению литовца Римаса Туминаса на место худрука Вахтанговского театра - это была не первая работа режиссера на знаменитой сцене, но именно с нее нужно отсчитывать эпоху вахтанговского ренессанса. Традиционный для чеховских спектаклей психологизм соединяется с трагическим гротеском, который так любит Туминас, и метафоричностью, свойственной литовской режиссуре вообще. В роли Войницкого - Сергей Маковецкий.

«КукКафе «У.Шекпира» театра «Тень»

Весь Шекспир в одном меню


Вы приходите в кафе, занимаете один из пяти столиков, в меню вместо еды выбираете одну из многочисленных пьес Шекспира (впрочем, и еду потом можно заказать тоже). Когда все сделали свой заказ, представление начнется: в маленьком вертепе для гостей исполнят пять выбранных этим вечером пьес английского барда в формате ультракраткого пересказа силами уморительных кукол. Над созданием работала бригада драматургов и авторская команда лучшего театра кукол Москвы - театра «Тень». Билеты на спектакли этого театра нельзя купить, но можно заказать и дождаться оповещения о предстоящих показах. «КукКафе «У.Шекспира»» получило «Золотую маску» в 2015 году как лучший спектакль театра кукол. Аналогичную награду взял их же спектакль «Эпос о Лиликане» пятью годами ранее, и он тоже сохранился в актуальном репертуаре.

«О-й. Поздняя любовь» в «Школе драматического искусства»

Абсурдистский боевик по старомодной пьесе - с переодеваниями, электрошоком и кровищей


Сочинение Дмитрия Крымова и его воспитанников из ГИТИСа - абсурдный экшен с нелепыми переодеваниями, кровавыми боями и танцами - по совершенно забытой пьесе Островского. То есть буквально по пьесе, а не, как обычно у Крымова, по психоделическому винегрету из всего мирового культурного наследия разом. На выходе удивительным образом получился один из самых смешных спектаклей если не нового времени, то уж как минимум сезона; в подтверждение - две «Золотых маски» 2016 года: за лучший спектакль и лучшую женскую роль (Мария Смольникова).

В том же году театру «Школа драматического искусства» «Золотую маску» принес еще один спектакль - удивительной красоты акустическое полотно старинных шумовых аппаратов «Звуковые ландшафты» композитора Петра Айду, признанное лучшим в конкурсе «Эксперимент». Кроме того, из всех спектаклей «Лаборатории Дмитрия Крымова» в сегодняшнем репертуаре ШДИ имеется еще один лауреат «Золотой маски», и тоже в номинации «Эксперимент» - это «Opus № 7», черно-белый хенд-мейд-иллюзион про Шостаковича.

Для того чтобы сформировать список номинантов этого года, эксперты просмотрели 614 спектаклей.

Обладателями «Золотой маски» могут стать несколько постановок московских театров. Среди них, например, «Русский роман» Театра имени Маяковского, претендующий на награду в номинации «Спектакль большой формы». Эта своеобразная вариация на тему романа «Анна Каренина» соединяет в себе биографию и творчество Льва Толстого, эпизоды его произведений и моменты личной жизни. Миндаугас Карбаускис, поставивший спектакль, номинирован на премию за лучшую режиссёрскую работу. Приз за лучшую женскую роль может получить Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую. В числе претендентов на награду за лучшую женскую роль второго плана Татьяна Орлова, а за работу драматурга — Марюс Ивашкявичюс.

«Утиная охота» театра Et Cetera также представлена в нескольких номинациях. За титул лучшего режиссёра поборется Владимир Панков, который уже становился лауреатом «Золотой маски» в 2015 году со спектаклем «Машина». Премию за лучшую мужскую роль может получить Антон Пахомов, сыгравший Зилова, а среди претендентов на приз за лучшую работу художника Максим Обрезков.

В число номинантов как спектакль большой формы попал и «Плешивый Амур» Московского театра юного зрителя, уже получивший две премии «Хрустальная Турандот». На «Золотую маску» претендуют режиссёр Сергей Бархин и художник по свету Александр Мустонен.

В номинации «Опера/Спектакль» представлены «Катерина Измайлова», «Осуждение Фауста» и «Роделинда» Большого театра. Лауреатами премии могут стать режиссёры Римас Туминас, Петер Штайн и Ричард Джонс, дирижёры Туган Сохиев и Кристофер Мулдс, актёры Джон Дашак (Сергей), Дмитрий Белосельский (Мефистофель), Саймир Пиргу (Фауст), Ричард Буркхард (Гарибальд), Дэвид Дэниэлс (Бертарид), Пол Найлон (Гримоальд), Надя Михаэль (Катерина Львовна Измайлова), Ксения Дудникова (Маргарита) и Руксандра Донозе (Эдвига).



Лучшей оперой сезона может стать и «Доктор Гааз» театра «Геликон-опера». На премию за режиссёрскую работу претендует Денис Азаров, за лучшую женскую роль — Лидия Светозарова (Гретхен), а за лучшую мужскую роль — Виталий Фомин (молодой Гааз).

Проекты и внеконкурсные программы 2017 года

Проектом нового сезона фестиваля станет программа «Маска плюс», в которую входят неординарные спектакли театров разных городов России. Её курируют Андрей Пронин, Павел Руднев и Вера Сенькина.

«Институт театра» посвятят образованию молодых профессионалов и исследованию современного театра. Спектакли для самых юных зрителей покажет «Детский Weekend», его кураторами станут Алексей Гончаренко и Марина Шимадина. Проект Russian Case адресуют зарубежным критикам и продюсерам, кураторы — Алёна Карась и Кристина Матвиенко.

В рамках «Золотой маски» проведут ещё один фестиваль — «Золотая маска в городе». Театр выйдет за пределы привычного пространства, откроется городу, станет доступен буквально всем. Площадками, на которых развернутся действия, будут улицы, кафе и офисные здания.

Кроме того, в ходе фестиваля кинотеатры Москвы, Санкт-Петербурга и других городов покажут прямые трансляции нескольких спектаклей. Это станет возможно благодаря программе «Золотая маска в кино».

Первые лауреаты

Первых лауреатов «Золотой маски — 2017» объявили в декабре. Их определил Союз театральных деятелей России. Премии за выдающийся вклад в развитие театрального искусства были удостоены художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова Олег Табаков, народный артист СССР Владимир Этуш, солистка Мариинского театра Ирина Богачёва и артист Александринского театра Николай Мартон.

Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» отметили в номинации «За поддержку театрального искусства России».

Церемония вручения премии пройдёт 19 апреля на сцене Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

«Золотая маска»: история

Союз театральных деятелей России учредил «Золотую маску» в 1993 году. Первая церемония вручения прошла через два года. Изначально премия была московской, а на всероссийский уровень она вышла в 1996-м.

Сам приз — статуэтку (лицо в маскарадной маске) на зеркальной поверхности в раме — разработал российский сценограф Олег Шейнцис.

Спектакли отбирают на двух экспертных советах. Один работает с постановками театра драмы и театра кукол, второй — с оперой, опереттой, мюзиклами и балетом. В экспертные советы и жюри «Золотой маски» входят актёры, режиссёры, драматурги, хореографы, критики и многие другие.

Сегодня существует шесть основных конкурсов: «Конкурс спектаклей драматического театра», «Конкурс спектаклей театров оперы», «Конкурс спектаклей оперетты/мюзикла», «Конкурс спектаклей балета», «Конкурс спектаклей театров кукол», «Конкурс-эксперимент».

В конкурсе спектаклей драматического театра есть две основные номинации — «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший спектакль малой формы». Также вручают призы за лучшую работу режиссёра, лучшую работа художника по свету, лучшую женскую и мужскую роль и другие.

В феврале в Москве стартует фестиваль "Золотая маска 2017" - знаковое событие, которое даёт каждому из нас уникальную возможность увидеть лучшие постановки прошедшего года со всей страны.

"Золотая маска 2017" - масштабный фестиваль с весьма насыщенной программой. сайт, по традиции, перед началом фестиваля представляет расписание танцевальных спектаклей в рамках фестиваля и отмечает те из них, которые мы настоятельно рекомендуем посетить.

Ромео и Джульетта, Екатеринбургский Театр оперы и балета

Где: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Балетная партитура "Ромео и Джульетты" Сергея Прокофьева - одна из самых ярких интерпретаций легендарной истории - уже не раз использовалась самыми именитыми хореографами. Вячеславу Самодурову, сделавшему театр оперы и балета Екатеринбурга объектом пристального внимания профессиональных критиков, предстояло сотворить что-то своё - и на этот раз даже в несколько пугающем масштабе. И дело тут не только в масштабности самого балета (мы хорошо знаем хореографа по потрясающим одноактникам), но и в датах: 125-летие Сергея Прокофьева и 400-летие со дня смерти Уильяма Шекспира.

Спектакль номинирован на премию в этом году аж в 7 номинациях, включая "Работу хореографа". Интересно, что еще одна работа Самодурова - "Ундина", показанная в Большом, представлена в авторитетной номинации "Балет/Спектакль".

Все пути ведут на Север, театр "Балет Москва"

Премьера этой постановки прошла там же - в Центре им. Вс. Мейерхольда в начале июля. Хореограф - бельгийка Карин Понтьес, которая известна тем, что предоставляет свободу действия танцорам, а большую часть внимания в организации работы уделяет импровизации. В случае со спектаклем "Все пути ведут на Север" примерять на себе импровизационные таланты пришлось мужской части труппы. 7 мужчин, ни на минуту не сходя со сцены, создают на ней бушующий, но управляемый хаос, сцепляясь друг с другом в самых невероятных позициях, попеременно выкидывая из композиции отдельных танцоров. И совершенно непонятно, как хореографу и танцорам удалось всё это сделать: мысли, идеи, интерпретации, да и сам танец переплелись в такой тесной связке, что вырвать что-то из контекста невозможно.

Из глубины... (Художник Винсент Ван Гог), Театр юного зрителя, Казань

Где: МТЮЗ

На наш субъективный взгляд, "Из глубины" - спектакль с очень простой, но в то же время почему-то уж столь будоражащей и притягательной идеей. Артисты татарского ТЮЗа в своем 16+-спектакле пытаются представить и тут же изобразить всё то, что могло бы происходить в голове великого художника. Используют же они для этого все грани перформанса и японский танец буто, чем, кстати, поставили в тупик некоторых казанских журналистов, пришедших на премьеру делать репортажи. Кстати, свой буто использовала в прошедшем году и другая участница фестиваля - Тая Савина, представившая липкий черно-белый перформанс 3T на прошедшем Open Look. Обе постановки представлены в номинации "Современный танец/Спектакль".


Five + Теоретическая модель абсолютной свободы

Где: Центр им. Вс. Мейерхольда

Если к термину Contemporary dance добавить слово "региональный", то это ничуть не уменьшит его значимости, а наоборот, придаст "изюминки". Five в постановке омского театра танца "нОга" и "Теоретическая модель абсолютной свободы" Ольги Пона, вытанцованная артистами Театра современного танца из Челябинска - вновь исследуют возможности человеческого тела. Каждый по разному, как и положено. Оба спектакля - в числе номинантов, да и показаны будут в один и тот же день на самой подходящей для этого московской площадке - Центре им. Вс. Мейерхольда.