15 439

Что мы знаем о знаменитой династии Меровингов — королях Франции, которых современники называли «длинноволосыми» и даже «ленивыми»? Меровинги были первой династией франкских королей, которая правила с конца V до середины VIII века государством, располагавшимся на землях современной Франции и Бельгии. Их род происходил от правителей салических (морских) франков. Этот народ был известен римлянам с середины III века нашей эры, его этноним в переводе означает «свободные».

В V веке франки делились на две этнические группы: салические (то есть морские), которые жили ближе к морю, и рипуанские (то есть речные), жившие по берегам Рейна. Напоминанием о той эпохе служит сохранившееся до нашего времени название германской области Франкония. Единство народа франков символизировала династия их правителей — Меровингов, принадлежавших к старинному королевскому роду. Отпрыски этой династии обладали в глазах франков священным, таинственным могуществом, приносившим добро для всего народа. На это указывала и одна характерная черта во внешнем облике Меровингов: они носили длинные волосы, а их пострижение означало потерю способности нести высокую миссию. Это отличало королей от их подданных, которые носили короткие прически.

По легенде, именно с длинными волосами были связаны сверхъестественные способности Меровингов. Это подтверждает и один исторический эпизод: в 754 году, когда последний меровингский король франков Хильдерик III был заключен в тюрьму, по специальному приказу Папы Римского ему остригли волосы. Короли этой династии отличались грамотностью, что было выдающимся явлением на фоне той эпохи «темных веков». Они могли читать книги, написанные не только на латыни, но и на греческом, арамейском языке и иврите. Но обратимся к внешней канве событий и для этого вернемся в эпоху воцарения династии Меровингов.

Шел V век, ставший водоразделом двух эпох — Древнего мира и Средних веков. Римская империя разделилась на две части — Западную и Восточную, или Византию. Западная империя клонится к упадку. В 410 году «вечный город» Рим был покорен и разграблен вестготами под предводительством короля Алариха. В это время салические франки (один из многочисленных германских народов), ведомые королем Хлодионом, переходят пограничную реку Рейн и вторгаются в пределы римской Галлии.

Франки (в переводе — свободные) были очень беспокойными соседями римлян. Преемником короля Хлодиона стал Меровей. Именно этому вождю салических франков, правившему с 448 по 457 год, династия Меровингов обязана своим родовым именем. Его происхождение также овеяно легендами. Считалось, что правитель рожден от морского чудовища. Иногда и самого Меровея называют вышедшим из морских глубин чудовищем. Легенда о его рождении такова: будучи беременной, мать Меровея, жена короля Клодио (Хлодиона), пошла купаться в море, где ее похитило морское чудовище. Считалось, что в жилах Меровея текла кровь короля франков Хлодиона и морского чудовища. Эта легенда, при рациональном ее рассмотрении, указывает на международный династический брак. Происхождение короля, таким образом, связано с чем-то заморским. Рыба, кстати, является и символом Христа.

Окончание имени Меровей (Меровеус) связано со словами «путешествие», «дорога» и переводится как «из-за моря» или же «рожденный морем». Другой вариант перевода его имени — «живое существо» или «демон». При сыне Меровея, короле Хильдерике, территория его государства начала расширяться. Но еще более знаменит его внук, король Хлодвиг. Он стал основателем могущественного Франкского королевства.

К своим владениям Хлодвиг присоединил север Галлии, расширил границы государства до верховьев Рейна. Примерно в 498 году король принял крещение. Этому способствовали необычные обстоятельства. Во время битвы с алмандцами, когда чаша весов уже склонялась в пользу врагов, Хлодвиг вспомнил о рассказах своей жены, Клотильды, о христианской вере, о том, что Иисус — Спаситель, — и совершил молитву: «О, милостивый Иисус! Я просил своих богов о помощи, но они отвернулись от меня. Теперь я думаю, что они просто не в силах мне помочь. Сейчас я прошу тебя: помоги мне справиться с моими врагами! Я верю тебе!» Как только были произнесены эти слова, франки перешли в наступление и повергли алмандцев в беспорядочное бегство с поля боя.

Крещение Хлодвига состоялось в Реймсе. С тех пор все короли Франции принимали крещение именно в этом городе. В годы правления Хлодвига также был издан знаменитый средневековый кодекс законов «Салическая правда». Столицей государства Хлодвига стал Париж. Именно с этого правителя начался меровингский период истории Франции. Интерес представляет религиозная политика меровингских королей. Их государство в значительной мере сохраняло язычество. Христианизация не была приоритетом государственной политики, и распространение католической веры было заботой миссионеров-добровольцев, зачастую даже не местных, а прибывших из соседних областей Европы.

В V-VII веках эти проповедники обращали в Христову веру язычников, живших в центре обширных владений Меровингов, в том числе в окрестностях Парижа и Орлеана. Глава католической церкви, Папа Римский, в этом государстве влияния практически не имел. Однако свержение с престола этой династии не обошлось без его санкции. Одним из самых успешных и влиятельных королей династии был Дагоберт, правивший государством франков с 629 по 639 год. Его правление сопровождалось успешными военными походами и увенчалось присоединением к королевству новых земель. Однако после смерти Дагоберта его наследники стали постепенно упускать власть из своих рук. Управление государством все больше стало переходить от них к мойордомам.

Это слово происходит от латинского major domus — управляющий дворцовым хозяйством. Именно майордомы распоряжались доходами и расходами королевского двора, командовали стражей и были представителями короля перед франкской знатью. С тех пор Меровингов окрестили «ленивыми королями». В середине VIII века майордом Пипин Короткий решил стать не только фактически, но и формально первым лицом страны. Пипин заручился поддержкой Папы Захария, который помазал его на царство и провозгласил королем Франкского королевства. В ноябре 751 года последний король из династии Меровингов, Хильдерик III, был острижен и заключен в монастыре.

Это известная, видимая часть истории Меровингов. Обратимся же к тому, что не столь очевидно.

Согласно преданиям короли этой династии знали толк в оккультных науках и эзотерике. В найденной в 1653 году в Арденнах могиле Хильдерика I, сына Меровея, отца Хлодвига, помимо традиционного для королевских захоронений оружия, различных драгоценностей и значков, находились и предметы, относящиеся к области магии и колдовства: отрезанная лошадиная голова, голова быка, сделанная из золота, а также хрустальный шар. Были там обнаружены и около трехсот золотых пчел. Пчела была одним из сакральных символов меровингской династии.

Этими золотыми пчелами Хильдерика позже воспользовался Наполеон, желая подчеркнуть историческую преемственность своей власти. В 1804 году, во время коронации, Наполеон распорядился, чтобы золотых пчел прикрепили к его коронационной мантии. Короли носили некое волшебное ожерелье и знали тайное заклинание, защищавшее их. На найденных черепах некоторых представителей этой династии имелись ритуальные надрезы, похожие на те, что наносились на черепа буддийских священнослужителей в Тибете.

В далеких Гималаях они делались для того, чтобы в момент смерти душа могла покинуть тело. Дошли до нас и легенды о способности Меровингов исцелять наложением рук. Для исцеления использовались даже кисти, свисавшие с их одежды. Кстати, делать на одежде кисти мудрости — цицит — заповедано Торой народу Израиля. Этих королей их приверженцы часто называли чудотворцами, а недоброжелатели — колдунами. Также они обладали даром ясновидения и экстрасенсорного общения, понимали животных и силы природы. Им был знаком секрет долголетия, а на телах представителей рода королей имелся особый знак — родимое пятно красного цвета в виде креста, расположенное на сердце или между лопатками.

Окутано тайной происхождение королевского рода. Средневековая легенда гласит, что короли франков ведут свой древний род от троянцев, героев гомеровской <Илиады», прибывших в древние времена на земли Галлии. Хроники Средних веков называют предками Меровингов последнего царя Трои Приама или героя Троянской войны, царя-путешественника Энея. Бытует и другое мнение — не о греческих, а об иудейских корнях франкских королей. Согласно этой версии потомки иудейских царей после разрушения римлянами Иерусалима и Второго Храма в 70 году нашей эры «нашли приют в землях франков, где положили начало династии королей Меровингов.

Династия якобы происходит от потомков колена Биньямина, из которого некогда был выбран первый еврейский царь Шауль. И действительно, в роду Меровингов встречались ветхозаветные имена, например брата короля Хлотара II звали Самсоном. Если мы обратим внимание на библейского Самсона, древнеизраильского судью, он тоже носил длинные волосы, поскольку был назореем. Да и сборник законов, принятых королем Хлодвигом, «Салическая правда», имеет параллели с традиционным еврейским законодательством.

Есть также мнение, что именно с династией Меровингов связана загадка чаши Грааля: ведь слово «Грааль» созвучно словам «sang raal» или «sang royal», что переводе означает «королевская кровь». «Граалем», «королевской кровью» легенда называет сына Иисуса Христа и Марии Магдалины. Сторонники этой версии приводят доказательства, что Иисус и Мария Магдалина были мужем и женой. Ученики обращаются к Иисусу «рабби» — учитель, а раввины, законоучители, по иудейским законам должны были быть женаты.

Потомки же царя Давида должны были стать родителями не менее чем двух сыновей. Для жителя Святой земли тех времен был довольно прозрачным смысл действий Марии Магдалины, описанных в Евангелии от Иоанна (11:2): «Мария же… была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими». Это могла сделать лишь невеста потомка царского рода Давида. В Ветхом Завете и Давиду, и Соломону их невесты мазали голову миром и отирали ноги своими волосами. В Евангелии Филиппа, имеющем статус апокрифа, версия о том, что Иисус был женат, изложена еще более четко: «А верным другом Иисуса была Мария Магдалина. И любил Христос ее более остальных учеников Своих, и лобызал ее не единожды в уста ее. Остальные же ученики, оскорбленные тем, осуждали Его. Говорили они Ему: почему Ты привечаешь ее больше нас? Спаситель ответствовал им, и сказал так: почему же Мне не любить ее больше вас? Велико таинство супружества, — ибо без него не стало бы мира». Далее, согласно этой версии, после казни и воскресения Иисуса Мария с детьми бежала в тогдашнюю римскую провинцию Галлию, где скончалась в 63 году нашей эры. Могила Марии Магдалины находится на юге современной Франции, в окрестностях городка Сент-Бом.

Позднейшее представление о Марии Магдалине как о блуднице сторонники этой точки зрения списывают на происки недоброжелателей: после свержения династии Меровингов теологи Римской церкви стали отождествлять ее с упомянутой в Евангелиях блудницей. В V веке потомки Иисуса породнились с Меровингами. И Меровей, согласно этим преданиям, был потомком Христа. Значительное число соборов, возведенных при Меровингах в их королевстве, были названы именем Марии Магдалины. В то же время в землях, где были сильны позиции Папы Римского, в честь этой святой храмов не называли. Когда династия пала и власть перешла к Каролингам, новой франкской правящей династии, приведенной к власти Пипином Коротким, многие из этих соборов были переименованы. Известно и то, что Меровинги именовали себя «деспозинами» («от Господа»).

Прямым потомком Меровея был Готфрид Бульонский, один из вождей Первого крестового похода, правитель Иерусалима. Идя в завоевательный поход на Иерусалим, он, таким образом, возвращал себе «законное наследство» потомка Иисуса. Сам Готфрид Бульонский утверждал, что он происходит из колена Биньямина, младшего сына Якова, которому при разделе земли Израильской между коленами (эти события описывает Библия) достался Иерусалим. Также некоторые исследователи называют одним из потомков Меровея Гуго Шампанского, графа Шампани, в 1125 году отрекшегося от своего титула, для того чтобы уехать в Иерусалим и вступить там в орден тамплиеров.

Естественно, существование потомков Меровингов тщательно скрывалось церковными и светскими властями. В раннем Средневековье династия Меровингов владела большей частью Западной Европы. Потомки Меровингов, зная о своем происхождении от Иисуса, держали это в тайне до поры до времени, поскольку боялись расправы над собой со стороны католической церкви, чьи догматы в таком случае оказались бы разрушенными. Тем более что печальный опыт расправы над членами династии имелся — франкский король из династии Меровингов, Дагоберт II, правивший в VII веке, был предательски убит в результате заговора церковников и части знати. Этот король противился расширению влияния римского престола.

О своем истинном происхождении Меровинги собирались объявить после установления своей власти, а они стремились к воссозданию обновленной версии Франкского королевства в виде единой Европы. Оглашение того факта, что объединенной Европой правят потомки Христа, должно было вселить в европейцев религиозный энтузиазм и привести к религиозному ренессансу, так, как это случилось в Иране с приходом к власти аятоллы Хомейни в 1979 году.

Одна из многочисленных легенд, окружающих династию Меровингов, гласит, что святой Ремигий, крестивший в христианскую религию короля Хлодвига, предсказал, что власть его династии продлится до конца света. Как известно, свержение династии произошло в 751 году, однако это не означает, что предсказание не сбылось. По одной из женских линий потомками Меровингов являются Каролинги — династия, сменившая их на королевском престоле. Династия Каролингов была родственна и другой династии — Капетингов. Потомками Хлодвига, таким образом, являлись почти все короли Франции, включая Бурбонов. Как известно, в настоящее время династия Бурбонов правит Испанским королевством.

Прослеживаются и династические связи Меровингов с шотландской королевской династией Стюартов. Так в истории династии Меровингов переплелось прошлое и настоящее, история Древнего Израиля и средневековой Европы, легенды и предания, мистика и реальность.

Меровинги представляют собой первую династию франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили территориями современной Франции и Бельгии с конца пятого века и до середины восьмого. Каждый из них происходил из рода салических франков, обосновавшихся в пятом веке в Камбре и Турне. Современники называют их не только Меровингами, но и длинноволосыми королями, собственно, в силу их внешнего вида.
С самых языческих времен и до падения, Меровинги предпочитали носить длинные волосы, которые были на тот момент ключевым атрибутом монарха, это подчеркивало соответствующий высокий статус. Франки, в свою очередь, были полностью уверены в том, что Меровинги обладают некоей сакральной магической силой. Она, по приданию, и заключалась в длинных волосах владельцев, выражавшейся в «королевском счастье», что в результате, по их мнению, олицетворяло благополучие и радость всего франкского народа, без исключения.
Подобная прическа отделяла Меровинга от его подданных, которые носили в большинстве своем исключительно короткие стрижки. Такая прическа пошла еще с давних римских времен, когда указывала на низкое положение человека, являющегося рабом или слугой. Отсечение же волос присутствовало у Меровингов, но оно являлось признаком потери прав на обладание властью у человека, как итог, было тяжелейшим оскорблением для представителя династии. В качестве показательного примера можно вспомнить сына Хлодомира Хлодоальда, который в дальнейшем стал известен, как святой Клод.

Появление Меровингов

Они стали первой королевской семьей на территории современной Франции. Название они получили от своего предка – Меровея. Следует отметить, что по поводу происхождения этой династии ходит огромное количество самых разных слухов, а некоторые из них – самые настоящие спекуляции. Даже в двадцатом веке челны семейства Меровингов продолжают оказывать свое влияние на положение дел в стране. Одна из теорий гласит, что оккультное сообщество «Туле» было создано исключительно для того, чтобы вновь вернуть Меровингам прежнюю власть, европейские троны. Свершиться этим планам помешал, как ни странно, Адольф Гитлер и его партия, которая развязала войну и попросту не дала воплотиться этим планам в жизнь.

Вообще существует огромное количество различных теорий о происхождении Меровингов, в том числе и самые удивительные и поразительные. Так, например, по мнению французского писателя Жерара де Седа, Меровинги были дальними потомками смешанных браков между пришельцами и древними израильтянами. Другая, не менее, интересная теория гласит о том, что их предком был Мерович – человек, рожденный от двух отцов, среди которых один был человеческого происхождения, а другой – мифологического. Если углубляться в эту легенду, то она гласит, что, когда мать уже носила в себе ребенка, зачатого от короля Хлойо, во время купания ее соблазнило некое мифологическое существо Кунотавр. В общем, это все лишь теории и недоказанные ничем высказывания.
Следует отметить, что сама династия Меровингов не была по-настоящему правящей в стране. Всем управляли советники, которых в простонародье именовали «мажордомами». Короли из династии Меровингов никогда не стригли своих волос, а на спине у каждого было родимое пятно в виде красного креста и носили одежды, отделанные кистями. Предание гласило, что эти кисти обладали целебными свойствами.

Правление Меровингов


Король Хлодвиг из династии Меровингов заключил договор с Римской церковью: он обязался сдерживать врагов церкви, но исключительно в том случае, если они признают его право на правление новой Римской империей в качестве «Новоизбранного Константина». Следует отметить, что это соглашение было в силе длительный период времени, причем даже после его смерти и гибели потомка Дагоберта Второго. В дальнейшем Рим признал право на престол, которые были предъявлены семьей убийцы, а Карл Великий бил коронован в качестве императора Священной Римской империи. Римская империя же полагала, что династия Меровингов была полностью уничтожена. Тем не менее, имеются записи о том, что сын Дагоберта, Сигеберд Четвертый все-таки был жив. Некоторые историки с уверенностью утверждают, что королевский род Меровингов продолжил в Септимании Гиллемм де Желлон, предок Годфруа Булонского.

Мифические и легендарные предки Меровингов

Длительное время считалось, что вождем франков из династии Меровингов был Фарамонд, сын Мракомира. Подобная версия и распространилась еще в средние века, но в дальнейшем историки не смогли найти никаких доказательств существования самого вождя. В результате они пришли к выводу о том, что его и вовсе не было.
Следует отметить, что средневековые хронисты полагали и были абсолютно уверены в том, что Фарамонд и последующие короли Франков вели свой род именно от троянцев, которые выжили и прибыли в незапамятные времена на территорию Галлии. Тем не менее, такая версия тоже не было утверждена в полной мере, так как имелись значительные и многочисленные расхождения. Так, например, чаще всего предками Меровингов назывались царь Приам или герой троянской войны Эней.

Исторически, именем своей династии Меровинги были обязаны Меровею, который правил с 448 по 457 года. Историки прошлого неоднократно подвергали сомнению сей факт, равно как и факт вообще его существования. Тем не менее, Меровинги были верны своему мнению и были убеждены в том, что он когда-то существовал. Собственно, они и гордились своим происхождением именно от него.

Загадка Меровингов

Вообще загадка этой династии еще более туманна, нежели чем тайна катаров или рыцарей Храма. Тут очень сильно переплетаются реальность и вымысел, поэтому в действительности утверждать о справедливости всех известных нам вещей со стопроцентной уверенностью просто нельзя. Меровингский род властвовал в течение пятого и шестого веков на весьма обширных территориях, которые впоследствии стали Францией и Германией. Собственно, этой же эпохе соответствуют рассказы о короле Артуре, что в совокупности стало большим фоном для возникновения романтического цикла о святом Граале.

Образование и культура в большей степени были своеобразной монополией католической Церкви того времени. Вся информация, которая имеется насчет этого времени исходит только от Церкви, другие же данные были, как мы знаем, ею уничтожены. Тем не менее, несмотря на огромную пелену тайны, покрывавшую эту эпоху, некоторые кусочки все-таки просочились и до нас, благодаря чему появилась возможность воссоздать более-менее реалистичную информацию, нежели чем преподает История того времени, которая как мы знаем, была создана опять же Церковью.

Другая же загадка подобной династии заключается в спорном происхождении. Все дело в том, что под династией принято понимать семью или «дом», царствующий на том месте, где когда-то они были угнетены или изгнаны. В истории Меровингов же, такого не наблюдается, а кажется, что они всегда правили Францией, были ее законными королями-владельцами. В их истории не было ни узурпации, ни грубости, ни угасания предшествующей династии. Историческая действительность, которая касается Меровея покрыта огромной пеленой тайны. Можно сказать, что это – вполне себе вымышленный, сверхъестественный персонаж, который принадлежит ни к чему иному, как мифам. Собственно, даже его имя покрыто некой мистикой, так как в нем находят отзвук французские слова "мать" и "море".

Можно сказать, что это весьма популярная и распространенная легенда времен античности и последующих европейских традиций. Разумеется, она, равно как и любая другая легенда далека от того, что является абсолютно вымышленной. Здесь присутствует некоторая историческая действительность, но лишь в некоторых, отдельных аспектах. Большая же часть является символической, вполне вероятно, вымышленной предками, даже само появление Меровея – предка Меровингов.

«Длинноволосые короли» стали первой династией в истории Франции. Меровинги с языческих времен и до своего падения носили длинные волосы - обязательный атрибут монарха. Их подданные верили, что короли обладают особой магической силой, которая олицетворяет благополучие всего франкского народа. Отсечение волос в те времена прямо означало потерю всякой власти. Примером последнего может служить Хлодоальд, который впоследствии стал известен, как святой Клод.

Меровинги - это целый период в истории средневековой Франции. Представители династии значительно расширили франкское государство, объединили племена под одной короной. Как долго правила во Франции династия Меровингов? Какими были самые выдающиеся представили знатного рода?

Мифические корни французской династии

В средневековье многие считали первым правителем франков из династии «длинноволосых королей» полумифического Фарамонда. В более поздние времена историки все же пришли к выводу, что такого франкского правителя и вовсе не существовало. Кроме того, Фарамонд, сын Мракомира, вел свой род от неизвестных троянцев, которые переселились в Галлию, а предками Меровингов чаще называли последнего троянского царя Приама или героя троянской войны Энея, происходившего из царского рода дарданов.

Происхождение знатного имени

По распространенной версии, которая нашла подтверждение некоторых историков, одним из предков французских Меровингов был легендарный вождь Меровей. Он был сыном или родственником Хлодиона Длинноволосого (хотя, согласно одной из легенд, рожден женой Хлодиона от морского чудовища) и правил франками в 447-458 годах. Именно ему французские короли обязанные своим знатным именем. Однако некоторые исследователи не могут подтвердить факт действительного существования Хлодиона, сами Меровинги не сомневались в его реальности и своем происхождении.

Краткая историческая справка

Сколько правила династия Меровингов во Франции? Род ведет свою историю от Хильдерика, правившего в 457-481 годах. Краткий обзор времен правления династии Меровингов далее, затем - подробнее о каждом из королей.

Первым историческим предводителем франков большинство современных историков считают Хильдерика, сына полулегендарного Меровея. Именно при его правлении территория франкского государства впервые начала расширяться. Однако истинным основателем королевства все же считают сына Хильдерика Хлодвига, присоединившего север Галлии, расширившего свои владения до верховий Рейна. Он же первым среди представителей династии принял крещение, издал «Салическую правду» и сделал столицей Париж.

После Хлодвига королевство поделили четыре его сына: королем Суассона стал Хлотарь, Орлеана - Хлодомир, Реймса - Теодрих, Парижа - Хильдеберт. Раздробленность франкского королевства не помешала потомкам Хлодвига противостоять бургундам. К тому же времени относится бескровное присоединение Прованса.

В середине шестого века всю Францию ненадолго (с 558 по 561 годы) объединил под своим правлением Хлотарь I, однако после его смерти королевство было раздроблено на три части: Австразию, Нейстрию и Бургундию. Аквитания на юго-западе считалась общей территорией всех

Традиция разделения королевства между сыновьями была характерна для всех германских народов. Все дети мужского пола должны были получить свою долю, так что в те времена земли постоянно делились. Желание объединить под своей властью большие территории в итоге приводило к братоубийственным войнам. К примеру, после смерти Хлодомира двое его наследников, объединившись, убили остальных и поделили Францию между собой. Но в средневековье широко была распространена кровная месть, так что борьба за земли очень быстро приводила к новым конфликтам и тайным заговорам.

Примером последнему может служить сорокалетняя война между женами королей Нейстрии и Австразии. Сыну королевы Нейстрии, который заручился поддержкой духовенства, магнатов-землевладельцев и графов, удалось объединить под своим правлением три королевства, свергнув и жестоко казнив королеву Австразии. После смерти короля земли наследовали его сыновья - Хариберт и Драгоберт. Особенно успешным было правление последнего. Драгоберту удалось укрепить монархию и провести успешную завоевательную политику. Он ненадолго захватил Бретань, сумел присоединить Испанию, Италию и славянские земли.

Несмотря на укрепление владычества королей, все больше власти во всех трех королевствах получали майордомы. Они выступали представителями монархов перед знатью, заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали стражниками. Период фактического правления майордомов принято назвать временем «ленивых королей».

И все же династия Меровингов во Франции смогла укрепиться еще на некоторое время. Сын Драгоберта Сигеберт III и вовсе почитался подданными, как святой, так что майордома Гримоальда Старшего, винового в попытке государственного переворота и захвата власти, тогда прилюдно казнили.

Падение династии Меровингов затянулось на целое столетие. Майордомы не раз пытались фактически отстранить представителей первой династии королей от власти, но многие не решались занять трон. Пипин Короткий, сын Карла Мартелла, после того, как заручился поддержкой Папы Римского, был провозглашен правителем Франкского королевства. Последнего представителя династии Меровингов во Франции он остриг и заключил в монастырь. На этом правление династии закончилось, к власти пришли Каролинги.

Сколько правила династия Меровингов? Первый представитель знатного дома взошел на трон в 457 году, последний - был заключен в монастырь в 751. Следовательно, Меровинги - это династия франкских королей, держащих бразды правления со второй половины пятого и до середины седьмого века.

Хильдерик I: правитель, о котором мало что известно

Хильдерик I - это первый король из династии Меровингов, существование которого подтверждено письменными и материальными историческими источниками. О годах правления Хельдерика мало что известно, сохранились отрывочные сведения лишь о некоторых сражениях и завоеваниях. Например, известно, что будущий король сражался в битве при Орлеане в 453 году, а позже стал союзником римлян.

При правлении Хильдерика I на территории современной Франции мирно сосуществовали несколько религий. Больше никаких точных данных о периоде правления первого реального короля из династии Меровингов нет. Умер правитель рано, приблизительно в возрасте сорока лет. Его могилу обнаружили в середине семнадцатого века возле церкви Сен-Брис. Помимо оружия и ювелирных изделий, в гробнице обнаружено кольцо-печатка с надписью «Король Хильдерик», что точно доказывает принадлежность захоронения данному историческому персонажу.

Хлодвиг I: один из самых крупных политиков своего времени

Главным источником данных о жизни и правлении Хлодвига I был епископ города Тура. Другие источники лишь повторяют информацию, впервые описанную в летописи Тура. Сам же ее автор - Григорий Турский - точно был знаком с людьми, которые лично знали Хлодвига I и его жену, помнили годы его правления.

Хлодвиг стал королем в пятнадцатилетнем возрасте. Тогда племена франков были разрознены, а юноша унаследовал далеко не все королевство, а лишь маленькую часть земель с центром в Турне. На пятом году правления юный король пошел войной на ослабевшее Государство Сиагрия. Так он получил в свои владения богатый регион Галлии с главным городом Парижем.

На десятом году правления Хлодвиг начал войну с тюрингами. Он выполнял союзнические обязательства перед правителем рипуарских франков. Сами франки не хотели войны, но тюринги жестоко напали на них. Хлодвиг I быстро нанес поражение тюрингам, племя окончательно было покорено к концу правления короля.

После этой победы влияние Хлодвига I среди других германских королей было настолько велико, что руки одной из его трех сестер неоднократно просили правители многих германских племен. Сам Хлодвиг I, у которого уже был незаконнорожденный сын, тогда женился на дочери короля бургундов.

Избранница короля - Клотильда - была верующей христианкой и пыталась убедить мужа, чтобы он тоже принял эту веру. Хлодвиг относился к этому с пониманием, но менять веру никак не решался. Она упросила мужа по христианской традиции крестить первого ребенка, но сын скоропостижно скончался прямо в крестильных одеждах. Второго сына тоже окрестили, он сразу же стал сильно болеть. Мать усердно молилась за здоровье ребенка. Хлодомир, в конце концов, выздоровел, но его отец продолжал отвергать христианство.

После очередной победы, которую король одержал, призвав имя Христа, Хлодвиг все же принял новую веру. Крещение обеспечило королю поддержку духовенства и населения. Епископ, который призывал короля оставить язычество, обратился к нему со словами: «Поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся» - это выражение стало крылатым.

В дальнейшем Хлодвиг I активно продолжал расширение государства. Также при нем была написана «Салическая правда» - первый сборник законов. Сколько лет правили Меровинги в лице данного короля? Основатель франкского государства Хлодвиг I был у власти с 481(482) по 511 год, после него страна перешла наследникам. Умер король в сорок два года, разделив земли между четырьмя своими сыновьями.

Четверо наследников Хлодвига I

Старший сын короля Хлодвига I Теодорих правил в Меце и Реймсе. Многие историки считают его незаконнорожденным сыном короля, так как мать Теодориха была наложницей. Но, вероятно, она являлась дочерью одного из вождей германских племен. Однако брак девушки с Хлодвигом I не был церковным, поэтому считался недействительным. Как бы там ни было, Теодорих получил большую долю в отцовском наследстве, так что в глазах современников он был вполне законным наследником.

Еще при жизни отца молодой человек достиг совершеннолетия и даже командовал войсками в одной из войн. После смерти Хлодвига I он получил земли по Рейну, к востоку от Рейна, по течению Мааса, а также округа Шалон, Реймс, Базель. В ходе правления он завоевал еще часть территорий.

Хлодомир - второй сын Хлодвига I - получил территории в бассейне Луары (королевство Орлеанское). Наследник Хлодвига правил относительно недолго (511-524 годы), он был убит в войне с бургундами.

Хильдеберт I получил Париж и прилегающие земли. Вместе с братьями он воевал с бургундами, в которой погиб Хлодомир. Братья убили сыновей Хлодомира, а его королевство разделили между собой. Хильдеберту I достались области к северу от Луары, Орлеан, Бурж и Шартр. Вся жизнь этого короля (что было не редкостью в средневековье) прошла в войнах и сражениях.

Как долго во Франции правили Меровинги, наследники Хлодвига I? Его сыновья недолго господствовали в мире и согласии. Младшему удалось ненадолго объединить государство, но ценой братоубийства и жестокого устранения их наследников.

Младший сын Хлодвига I и Клотильды, Хлотарь I сумел присоединить к полученному от отца королевству Суассонскому южную часть Бургундского государства и Астразию. Хлотарь I прожил довольно долго для своего времени, он умер на пятьдесят первом году своего правления. После непродолжительного объединения земель, королевство вновь было раздроблено между четырьмя сыновьями Хлотаря I.

Время кровопролитных войн и заговоров

Как долго правила династия Меровингов после этого? К моменту смерти Хлодвига I, сына основателя государства, династия была у власти уже больше столетия. Наследники Хлодвига I по давней традиции разделили государство на четыре части: Хариберту I достался Парижский бассейн, часть Аквитании и Прованса, Сигиберту I - восточная часть Франции со столицей в Реймсе, Хильперику I - королевство Суассонское, Гунтрамну - Орлеан.

Именно на этом поколении началась сорокалетняя война между Фредегондой и Брунгильдой - женами королей Хильперика I и Сигиберта I. Сложный конфликт был одновременно следствием и заговора, и территориальных амбиций. После долгой войны с подачи Брунгильды на престол взошел малолетний Сигиберт II, но его быстро сменил Хлотарь II, который правил шестнадцать лет.

Как долго правили Меровинги на это время? Несмотря на то, что в государстве постоянно велись кровопролитные войны и готовились тайные заговоры, династия была у власти. К смерти Хлотаря II в 629 году Меровинги занимали трон уже более ста семидесяти лет.

Правление Драгоберта I

Следующим королем стал сын Хлотаря II Драгоберт I. Во время своего правления он был единственным королем, объединившим под своей властью все Франкское государство. Драгоберт I провел успешную военную кампанию против басков в южной части государства, а позже направился в Гасконь. Тогда же на соприкосновении территорий германских и славянских племен образовалось славянское государства Само. Драгоберт I осадил крепость правителя Само, но потерпел поражение. Позже славянский народ начал совершать периодические набеги на соседние земли.

Сколько правили Меровинги самостоятельно? Последним монархом, который самостоятельно правил Франкским государством, был Драгоберт I. Он поручил своему верному майордому охранять королеву-вдову и маленького Хлодвига II после своей смерти.

Ослабление власти династии

Меровинги - это сильная династия, которая правила Францией довольно долго. Но как только к трону стали близки майордомы, власть монархов начала ослабевать. Хлодвигу II было всего пять лет, когда отец умер, оставив сына правителем государства, реальную власть принял майордом Эга. Сам же подросший Хлодвиг II был пьяницей, развратником и обжорой, он мало уделял внимания государственным делам, болел, периодически терял память. Король умер на двадцать четвертом году жизни, но успел оставить наследника.

Хлотарь III стал монархом в семь лет. Он правил под опекой королевы-матери, которая наделила реальной властью майордома Эброина. Мальчик умер в шестнадцать лет. После его смерти королем стал третий Теодорих III, затем - Хильдерик II.

Хильдерику II удалось несколько отстранить от реальной власти майордома, но на его место пришел епископ Леодегарий. Через несколько лет Хильдерик смог самостоятельно править государством, он изгнал епископа и заключил его в монастырь, лишив всех привилегий. Но против Хильдерика был подготовлен заговор - король, его сын и беременная жена погибли на охоте, а второй сын был сослан в монастырь. После к власти опять пришел Теодорих III.

Как правили Меровинги в то время? Власть королей ослабла, многие дела были в руках майордомов или придворных епископов. Сами же монархи сменялись очень быстро, многие из них и вовсе не интересовались государством.

Падение Меровингов и установление власти Каролингов

Сколько лет правили Меровинги во Франции после Драгоберта I, столько они наделяли реальной властью своих министров - майордомов. Победитель Карл Мартелл, объединил Франкское государства в первой трети восьмого века. Но все же он не решился занять трон. Дело Карла Мартелла продолжил его сын, Пипин Короткий, который подавил и внешних, и внутренних врагов. Он решил уничтожить реальную власть Меровингов, но дожидался ободрения Папы Римского. После переговоров с Папой Захарией Пипин стал королем Франкского королевства. Последнего Меровинга новый правитель остриг и заключил в монастырь.

Меровинги - это первая королевская династия во Франции. Правителям удалось объединить германские племена и значительно расширить земли Франкского королевства.

Правда о Меровингах, как и всё прочее прошлое наших предков, тоже не миновала судьба полнейшего искажения истины и почти полного забвения. Меровинги были северными Русами, которые пришли учить далёких предков европейцев - свободных Франков (слово «франки» означает - свободные) военному искусству, правлению страной, политике и науке, ведическому мировоззрению (так они шли во все остальные страны, будучи рождёнными для учения и блага остальных живущих людей). Русы учили не только будущих европейцев. Они передавали свет знаний всем народам, волею судьбы оказавшимся на нашей планете и выжившим после мировой войны и планетарной катастрофы около 13 000 лет назад. Они пытались помочь им подняться на новый, более высокий уровень эволюционного развития, и делились теми знаниями, которые эти народы были способны усвоить. И назывались они правильно - Меравингли , что означает мы-Ра-в-Инглии; мы, дети Ра, несущие Свет в родной Первозданной Инглии . Но, конечно же, потом это слово, как и многое другое, «упростили »... и оно стало звучать, как «Меровинги». Так создалась новая «история», в которой говорилось, что имя Меровинги произошло от имени короля Франков - Меровия. Хотя к королю Меровию это название ни малейшего отношения не имело . Тем более что король Меровий был уже тринадцатым по счёту из королей Меровингов. И логичнее было бы назвать всю династию именем первого из правящих королей, а не тринадцатого?!

Меравингли же были яркой, умной и одарённой династией северных Русов, добровольно покинувших свою великую родину и смешавших свою кровь с высшими династиями тогдашней Европы, дабы родился из этого новый могущественный Род магов и воинов, который смог бы мудро править странами и народами, населявшими в то время полудикую Европу. Они были чудесными магами и воинами, могли лечить страдающих и учить достойных.

Все без исключения Меравингли носили очень длинные волосы, которых ни при каких обстоятельствах не соглашались стричь , так как черпали через них Живую Силу. Но, к сожалению, это было также известно и Думающим Тёмным - это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении - свои для каждого нового промежутка времени - и многое тому подобное. Простым языком — это объединение «тёмных» сил, как на Земле, так и во Вселенных. Именно поэтому самым страшным наказанием стал насильственный «постриг» последней Меравингльской королевской семьи.

После предательства королевского казначея-еврея, ложью и хитростью натравившего в этой семье брата на брата, сына на отца, ну а потом уже с лёгкостью сыгравшего на человеческой гордости и чести... Так впервые в королевской семье Меравинглей пошатнулась былая твердыня. И непоколебимая вера в единство Рода дала первую глубокую трещину...

Многовековая война Меравинглей с противоборствующим родом стала подходить к своему печальному завершению... Последний настоящий король этой чудесной династии - Дагоберт II (годы жизни: 650-679 н.э., годы правления: 675-679 н.э.), оказался, опять же, предательски убитым 23 декабря 679 года - он погиб на охоте от руки подкупленного убийцы, ударившего его в спину отравленным копьём.

Таким подлым способом, была истреблена самая одарённая династия в Европе, которая несла свет и силу непросвещённому европейскому народу.

Меравингли принесли с собой в Европу ведические знаки и символы, как, например, трёхлистник - боевой знак славяно-ариев.

Подпишитесь на нас

К ФЕОДАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.

ФРАНКИ: ОТ ВАРВАРСКОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 5.

ЗАВОЕВАНИЕ ГАЛЛИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА. Франки - племенной союз, сложившийся к III в.н.э. из германского населения низовьев Рейна и ближайшего побережья Северного моря. Известное в литературе толкование этнонима франк - "свободный " - возникло позднее, а первоначально он понимался как "стремительный ", “необузданный ". Первое римское упоминание francі относится к 275 г.

С IV в. франки стали постепенно продвигаться в северо-западную Галлию. Освоение ими всей Галлии растянулось на несколько столетий. К середине V в. там расселилось не более 200 тыс. франков (способных носить оружие мужчин - 50-100 тыс.), а галло-римлян тогда насчитывалось более 6 млн. Преобладание германцев отмечено с VII в., а превращение их в ведущий этнос - с IХ в. Но в первое время варвары селились в привычных для себя условиях - во влажных речных долинах, тогда как местное население, давно забывшее о подсечно-огневом земледелии, знавшее регулярный севооборот, жило на сухих и плодородных береговых террасах. Так что, первое время, находясь в меньшинстве, германцы не смешивались с коренным населением, жили своими кровнородственными группами и общинами.

В процессе расселения у франков росла роль военных дружин. Их предводители - конунги - постепенно становились главами новых территориальных образований на завоеванных землях. Складывались уже известные нам варварские королевства.

Еще во время хозяйничания вестготов в Италии воинственный Хлодион (ок. 427-447) объединил салических франков, подчинил всю территорию современной Бельгии, дошел до Соммы, но затем столкнулся с римлянами, был разбит Аэцием и франки стали федератами римлян, закрепившись в северо-западной Галлии Преемником Хлодиона стал Меровей (447-456), давший имя династии. При неясности происхождения Меровинги - один из древних знатных франкских родов, воплощавших единство франков, имевший сакральное могущество. Отсюда внешняя особенность членов этого рода - длинные волосы, в которых заключалась их королевская дееспособность. Сын и преемник Меровея - Хильдерик I (456-481), по легенде, отличался распутством, совращал дочерей свободных франков, за что и был изгнан подданными, отдавшимися под покровительство главы галло-римского государства Эгидия. Хильдерик бежал за Рейн, к тюрингам, соблазнил там королеву Базину, с которой и вернулся в свое королевство, когда его призвали разочаровавшиеся в Эгидии франки. Базина и стала матерью основатель франкской державы Хлодвига. Сам же Хильдерик, столь склонный к авантюрам в личной жизни, в политике честолюбием не страдал: примирился с галло-римлянами, продолжал оставаться римским союзником, даже помог, после смерти Эгидия, придти к власти в Париже Сиагрию.



В 481 г. единым конунгом франков становится пятнадцатилетний Хлодвиг . Спустя 10 лет он разгромил римлян при Суассоне, а в 496 г. завоевал земли соседей, германцев - алеманов. В итоге он подчинил своей власти почти всю Галлию, а резиденцию свою разместил посреди р.Сены на острове Сите (центр совр. Парижа). Так было положено начало самому могущественному государству раннесредневековой Западной Европы.

Среди причин успехов именно франков и Хлодвига следует выделить следующее. Как и все германцы, франки в борьбе с погрязшим в противоречиях, разобщенным римским обществом сохранили внутреннюю сплоченность. Но, в отличие от большинства германских племенных союзов, они оказались на окраине римских земель, в отдалении от европейского Средиземноморья, ставшего в эпоху Великого переселения народов проходным двором. Сказалась и многочисленность франков, сохранивших тесную связь со своими коренными землями на Рейне, то есть по соседству. Это способствовало постоянному притоку свежих сил в Галлию. После первых успехов дальнейшему возвышению Хлодвига помогала и христианская церковь, искавшая в наступившем хаосе сильного покровителя, ибо галло-римляне недостаточно интересовались христианством. Дальновидный Хлодвиг учел выгоды союза с церковью. Будучи язычником,он старался налаживать добрые отношения с католическими епископами. Хрестоматийный пример – история с суассонской чашей. Франки забрали ее после победы у Суассона из Реймского собора. Архиепископ Ремигий ее просил вернуть. Король попробовал исключить чашу из традиционного раздела добычи, попросив у войска отдать ему чашу сверх своей доли. Но нашелся среди воинов принципиальный защитник старых традиций и разрубил чащу, чтобы король не получил ничего сверх положенного. Хлодвигу осталось передать посланнику прелата лишь обломки. Лишь спустя год на смотре, придравшись к плохому состоянию оружия, Хлодвиг разрубил этому воину голову со словами: "Так поступил ты с чащей из Суассона!" И короля стали бояться. Духовенство же оценило добрую волю молодого монарха и Римигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции.

Важнейшим событием дальнейшего правления Хлодвига стало крещение, которому предшествовал его брак с бургундской принцессой Клотильдой - истовой католичкой. Под влиянием жены и после победы над алеманами, о которой он просил Христа, 25 декабря 496 г. Хлодвиг крестился в Реймсе со своей трехысячной дружиной. Именно то, что они крестились в ортодоксальной форме (считавшейся религией императорского Рима) и выделило Хлодвига среди остальных германских конунгов. Церковь признала его единым конунгом франков.

Крещение, однако, не повысило нравственности Хлодвига. И у салических, и у рипуарских франков было по несколько королей из одного старого рода, и все они в начале VI в. им планомерно истреблялись. Он без всяких угрызений совести расправлялся со всеми королями-родичами: на правившего в Кельне короля рипуарских франков Сигеберта натравил его сына, а когда тот избавился от родителя, посланцы Хлодвига умертвили и сына. Присоединив земли Сигеберта, Хлодвиг заявил о своей непричастности к этим смертям. В других случаях он казнил побежденных королей с их детьми. Так, будучи внуком знатного франка Меровея, Хлодвиг основал династию Меровингов , которая просуществовала до 687 г.

БЫТ, ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНКОВ ПРИ МЕРОВИНГАХ. Франки были оседлыми земледельцами и животноводами. Жили они как в отдельно расположенных усадьбах-хуторах, так и в деревнях, о чем свидетельствует общее для таких поселений название вилла . Очевидно, что хутора возникали как выселки, создаваемые чаще всего молодыми семьями на свободных землях, при отсутствии таковых в родительских деревнях. Безусловное право расселения на свободных землях имели, очевидно, только местные жители, а для поселения пришельцев из других мест, где, очевидно, не хватало земли, требовалось общее согласие жителей деревни. Дома франков оставались простыми, с земляными полами, обычно заглубленными в землю до 20-30 см и более, площадью около 7-8 кв.м.

Принеся с собой традиции подсечно-переложного лесного земледелия, в Галлии под местным влиянием франки стали постепенно осваивать регулярный севооборот. При пахоте применяли усовершенствованное рало с железным наральником, от римлян восприняли тяжелый плуг, запрягавшийся одной-двумя парами волов. Появились у них сады и виноградники, что свидетельствовало о существенном прогрессе в агрикультуре.

Севооборот был принудительным: после снятия урожая убирались все изгороди между участками и пахотные наделы превращались в общее пастбище. Это называется системой открытых полей . В нашей литературе вслед за этой констатацией обычно следует утверждение: такая система предполагала, что верховная собственность на землю находилась в распоряжении территориальной организации - соседской общины. Но не все так просто.

Да, живущие по соседству земледельцы совместно решали вопросы организации пользования угодьями. Каждый франк имел право использовать неподеленные, общие луга, пастбища, водоемы, леса, участвовал в распределении свободных земель (для принятия переселенца со стороны - мигранта - требовалось единогласие всех жителей общины). Но основные земледельческие угодья уже находились в постоянном, переходящем по наследству пользовании отдельной семьи. По франкскому судебнику "Салической Правде " (записана в начале VI в.) пахотный надел безусловно закреплялся за большой семьей и назывался аллодом . Соседи на него не могли претендовать и лишь коллективно решали проблемы проезда к индивидуальным наделам, разбросанным в разных местах общинных земель в соответствии хозяйственными и наследственными потребностями. Такие участки огораживались и за нарушение ограды, за вхождение внутрь ее без разрешения хозяина полагалось наказание. Более того, судебник допускал и отказ от родства, то есть право выхода отдельной семьи из общины (путем отказа от взаимопомощи с другими родственниками). Так аллод превращался в отчуждаемую, передаваемую по наследству собственность. В дополнениях к "Салической Правде" конца VI в. аллод уже закреплялся в наследственное владение малой семьи. Вспомним, что индивидуальные хозяйства с земельными наделами в германской общине начали формироваться еще в первые века новой эры. Во франкском судебнике видно уже юридическое закрепление традиции индивидуальной хозяйственной деятельности с правами собственности на землю. Право аллодистов на выход из общины и декрет конца VI в. о наследственных правах малой семьи завершают у франков формирование частной крестьянской земельной собственности - аллода (он не мог лишь продаваться из-за отсутствия самого явления - купли-продажи земли в то время). Так что верховенство общины было не в правах собственности на землю, а в праве регулировать крестьянские права на нее . То есть община здесь выступает как юридическое учреждение при слабости, неразвитости раннегосударственных структур. Позднее, с развитием государственных органов, такие общины превратились в их низовые административные единицы.

Так сложился один из основополагающих признаков западноевропейского феодализма - частное землевладение. А сама франкская община превратилась в территориальную организацию, объединяющую землепользователей-соседей. Такая община, соединявшая вполне самостоятельных землевладельцев-аллодистов получила название - марка . При этом безусловной, частной собственности в современном понимании не было. В собственности общинника были только те участки, в которые был вложен труд (усадьба с постройками, садом и огородом, пахотная земля). В других случаях собственностью был не участок, в лишь то, что находилось на нем (напр., скошенное сено). Но права на помеченные деревья в общем лесу сохранялись только на 1 год.

Изложенное свидетельствует об изменении отношения варваров к земле. Раньше, в период германских завоеваний, право на землю определялось родовым обычаем, принадлежностью к конкретному племени, владевшему или захватившему определенную территорию. Отсюда, кстати, и право вождя управлять всей племенной территорией. Теперь же повышается роль труда, земледелия. Раньше основу своего существования варвары видели в захватах, использовании внешних ресурсов. Теперь, в условиях роста цивилизованности, в том числе под влиянием увиденного в римских землях, повышается роль собственной трудовой деятельности. Основой существования становится труд на земле - земледелие.

В условиях, когда семьи становились хозяйственно самодостаточными, то есть могли существовать за счет собственного труда, без помощи родственников и соседей (кроме экстремальных ситуаций), повышалась заинтересованность в обособлении - формируются дворы-усадьбы с аллодами и даже, как отмечалось, с правом отказа от родства. Это - переворот в варварском миропонимании. Земля остается основной ценностью, но именно та земля, в которую вложен свой труд. Она теперь воспринимается как своя, как собственность, на которую уже не может претендовать родич или сосед. От старых же, варварских, родовых традиций сохранились общинные права на остальные угодья, в которые труд не вложен.

По добавлению к "Салической Правде", сделанному в конце VI в., аллод наследовался только детьми владельца, то есть оставался за малой семьей. Причем, хотя женщина не могла наследовать землю, дочь аллодиста считалась законной наследницей любого его имущества и при отсутствии сыновей могла стать и владелицей земли.

В итоге деревня-вилла состояла из обособленных домохозяйств с ослабленными родственными связями, с усилением частных прав на землю, с чужаками - переселенцами. Обособление хозяйственной деятельности и наследственных прав порождало возникновение имущественного неравенства среди соседей. Об этом свидетельствует и разрешаемый в "Салической Правде" отказ от помощи бедным сородичам (процедура отказа от родства) и масса статей в ней с наказаниями за кражи.

Важно также иметь в виду, подчеркивал Ж. Ле Гофф, что у франков, как и у других германцев, приверженность к аллоду была даже сильней, чем у римлян к частной собственности, ибо только наличие аллода было доказательством личной свободы и общественного полноправия. Поэтому в V-VII вв. аллод воспринимался даже не столько как собственность, сколько именно как наследство, неотделимое от семьи. В такой форме, под римским влиянием, аллод возник у франков в Галлии. В общинах, наряду с полноправными франками жили и неполноправные - литыи даже рабы (сервы ). Вероятно, они обслуживали знатных. Вспомним, что знатными у германцев считались семьи, из которых выбирались военные вожди, старейшины и другие должностные лица. С формированием королевской власти общинные верхи превращаются в низший слой немногочисленной в то время королевской администрации. Аллод с правом отказа от родства способствовал выходу этого слоя из общины-марки и, в конечном счете, обособлению знати с ее земельными владениями от рядового населения. К тому же королевская власть как верховная получала право распоряжаться незанятыми, свободными общинными землями (герм. - альменда ). На эти земли короли сажали своих людей тоже на правах аллодистов. Для их поселения уже не требовалось согласие общинников. Это было оговорено и в "Салической Правде".

То есть, по сути, королевская, государственная власть присваивала себе право отчуждать альменду для формировавшегося слоя мелких земельных собственников, людей, служивших королю и не подчинявшихся общинным распорядкам - основы будущего рыцарства. В этом - суть процессов формирования господствующего сословия в эпоху Меровингов (VI-VII вв.). Уже по "Салической Правде" жизнь "сотрапезников короля" защищалась штрафами, в 9 раз превышавшими штраф за убийство рядового франка. С земельными владениями такие люди становились еще более значимыми.

Но, и в этом особенность меровингской эпохи, знать еще прямо не эксплуатировала рядовых общинников. В ее аллодах-поместьях трудились рабы и литы, то есть неполноправные. То же было и во владениях королей, герцогов. Основная же масса франков-общинников оставалась свободной и подчинялась королю лишь как верховному правителю: служила в ополчении, обращалась к королевской справедливости при межобщинных спорах и уголовных преступлениях, платила необременительные и нерегулярные налоги.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. В результате рассмотренных изменений прежнее племенное управление перерастало в государственное. Король (точнее все еще конунг), хотя и был полным хозяином только в своих аллодах, но располагал самой многочисленной дружиной и управлял всей альмендой, то есть незанятыми угодьями франков и завоеванными землями. Ему поступали доходы в виде уцелевших от римской эпохи налогов, так же как штрафы и пошлины. Народные собрания сохранялись лишь на местном уровне (в общинах и их территориальных объединениях - сотнях). В масштабах всей франкской территории они становились нереальными и заменялись ежегодными военными смотрами - мартовскими полями. Управление же сосредотачивалось в королевской резиденции, то есть в его усадьбе - дворе. Сюда, на совет, созывались герцогии другие крупные землевладельцы. На места - в округа-графстваназначались королевские агенты - графы , превратившиеся в течение VI-VII вв. в полновластных местных чиновников, осуществлявших в округах-графствах от имени короля судопроизводство, сбор налогов, набор войска и командованием им. Примечательно, что часто графы, как и епископы (главы церковных округов) назначались из более опытных в управлении и грамотных представителей галло-римской знати. В государственных чиновников стали постепенно превращаться и личные слуги короля - т. наз. министериалы .

В VI в, однако, еще сохранялись местные судебные заседатели - рахинбурги , выбиравшиеся народом. Вмешательство графов в их дела каралось смертью, что свидетельствовало о медленном изживании родовых институтов при Меровингах. Хотя постепенно графы, имея практически полную власть в своих графствах, настолько укрепились и превратились в крупных землевладельцев, что вступили в борьбу с королями за автономное от них существование. Аналогично повели себя позднее герцоги и другие знатные.

Таким образом, процесс социальной дифференциации франкского общества привел к формированию особого аппарата управления, известного под названием государства. При Меровингах оно было слабым, аморфным. Власть в лице короля и знати еще не покушалась на основные права свободных франков, владевших аллодами, участвовавших в ополчении и выборах местных органов управления и существовала, прежде всего, за счет эксплуатации в своих владениях неполноправных - рабов и литов. Поэтому государство и общество в эту эпоху можно называть до- или протофеодальным .

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ . Все вышеописанные процессы начались при Хлодвиге. Свидетельством консолидации франкского общества и формирования государственности стала кодификация обычного права, выразившаяся в появлении "Салической Правды". В дальнейшем все государственные законодательные акты исходили уже от королей.

После смерти Хлодвига в 511 г. государство было поделено между его четырьмя сыновьями. По обычаю наследство было разделено равными долями без преимущества старшему. Не было еще и стольного города, хотя Хлодвиг понимал значение Парижа и был там похоронен. По разделу Париж отошел к среднему сыну. Владения братьев располагались чересполосно. Братья совместно вели завоевания. Но принцип равного раздела неизбежно приводил к распаду общего государства, предотвратить который могло тогда только насилие. После смерти одного из братьев наиболее свирепый из сыновей Хлодвига – младший - Хлотарь лично зарезал двух малолетних племянников, позже захватил еще одного племянника и сжег в хижине с женой и двумя дочерьми. Так он в середине VI в. объединил все франкские земли, но вскоре умер и снова пришлось делить страну, теперь уже между детьми Хлотаря I, затем их женами – в ходе так называемой войны двух королев . Помимо личных амбиций властителей, усобицы вызывались неравномерностями развития различных регионов королевства.

Быстрее в направлении складывания крупного землевладения продвигалась Нейстрия (северо-западная Галлия с центром в Париже). Здесь было значительным галло-римское население, сохранялось крупное светское и церковное землевладение. Молодая франкская знать имела хороший пример для подражания, чем и воспользовалась. Северо-восточная часть Галлии - Австразия примыкала к коренным франкским землям и заселена была преимущественно свободными общинниками-франками и подчиненными им другими германцами. Крупных земельных владений здесь еще не было. Наконец, южнее Австразии располагалась Бургундия , весьма близкая ей по общественному развитию. Каждая область имела своих королей, боровшихся за самостоятельность.

Упомянутая выше война двух королев была наполнена драматизмом и хорошо иллюстрирует тогдашние нравы. Среди наследников внука Хлотаря было распространено многоженство, браки между братьями и сестрами, хватало при их дворах и наложниц. Наконец, австразийский король Сигберт , оценив ситуацию, решил отказаться от своих многочисленных жен из числа родственников и приближенных и жениться на девушке королевской крови. Это бы обеспечило и ему самому, и, главное, его наследнику, более высокое положение в тогдашней правящей элите. Выбор пал на дочь одного из вестготских королей - Брунгильду . Торжественно было справлено бракосочетание, на котором присутствовали сопровождавшие невесту испанские готы, получившие римскую образованность и усвоившие их манеры, изысканные галлы, вежливые и вкрадчивые, суровые франки Нейстрии и одетые в звериные шкуры грубые австразийцы.

Король Нейстрии Хильперик решил не отставать от своего брата и тоже отправил послов в Испанию, к вестготскому королю, которые выпросили у того младшую дочь, сестру Брунгильды, юную Гелесвинту . Но, в отличие Сигберта Хильперик образцовым мужем пробыл недолго. От робкой, шокированной нравами нейстрийского двора, и, возможно оттого - фригидной Гелесвинты, он вскоре вернулся к одной из своих прежних любовниц, пылкой служанке Фредегонде . Та сумела убедить Хильперика в неверности Гелесвинты, которая и была убита. А коварная Фредегонда стала, наконец, королевой.

Брунгильда побудила своего мужа Сигберта отомстить вероломному Хильперику и между братьями, а равно между Австразией и Нейстрией разгорелась война. Фредегонде удалось подослать к Сигберту наемных убийц. Потеряв короля, первоначально успешные австразийцы отступили. Но в овдовевшую в 28 лет Брунгильду влюбился сын Хильперика и обвенчался с нею. По настоянию Фредегонды, заинтересованной в будущем собственного отпрыска, Хильперик был схвачен и убит.

После многочисленных столкновений, убийств, смерти Хильперика Нейстрийского борьба двух королев продолжалась с переменным успехом. Брунгильда от имени сына, затем внука правила Австразией и Бургундией. Королем Нейстрии стал, как и мечтала Фредегонда, ее сын, под именем Хлотаря II (613-629). Вскоре и Фредегонда умерла. Наконец Хлотарь II, поддержанный австразийской знатью, одержал победу над Брунгильдой, которую привязали за волосы к хвосту необъезженного коня и пустили в поле…

В этой, полной драматизма истории есть и социальный смысл. Брунгильда, в борьбе в Нейстрией вынуждена была опираться на австразийских крестьян, которые там составляли большинство. Поддерживали ее и соседние германцы, надеявшиеся на богатую добычу. Вооруженные же силы Нейстрии состояли, прежде всего, из магнатов и служилых людей, участвовавших в войне не из любви к своему королю, а из желания пограбить, что часто и делали. То есть объективно Брунгильда вела дело к сокрушению силы и размеров земельных владений магнатов, к сохранению общины и мелких крестьянских владений-аллодов от посягательств знати. Разумеется, месть за сестру сыграла роль катализатора конфликта, но спустя десятилетия едва ли была ведущей для отличившейся государственным умом Брунгильды. И погибла она в результате измены австразийско-бургундской знати, которая перешла на сторону более близкого ей по политике Хлотаря II.

Кстати, толчком к восстанию австразийской знати против своей королевы стала попытка Брунгильды впервые в Европе передать трон, чтобы воспрепятствовать дроблению королевства, исключительно старшему сыну, а не делить владения между всеми сыновьями по древнему обычаю. Ибо это и приводило обычно к борьбе сыновей умершего короля за обладание всем его наследством. В конце концов, через длительный кровавый опыт порядок престолонаследия, предложенный Брунгильдой, в Европе утвердился, что свидетельствует о государственном уме этой королевы. Но австразийской знати надоела диктаторская политика престарелой королевы.

Хлотарь II же за свою победу над Австразией расплатился серьезными уступками в пользу знати, серьезно ослабившими его собственную власть.

Итак, в войне двух королев к началу VII в. победа досталась Нейстрии, что отразило усиление роли знати у франков вообще и стремление правящего сословия Австразии укрепить свою поземельную власть по примеру нейстрийцев. Усиление знати означало очередное ослабление королевской власти. Начинается период правления слабых, как их тогда называли, "ленивых королей".

Прежние королевские военные слуги, оседая на землю, получая ее на правах аллодов, то есть в собственность, начинали тяготиться службой и превращались в практически независимых местных администраторов. Не имея сил властвовать, последние Меровинги потеряли интерес к активной политике, замкнулись в своих поместьях, предпочитая всему охоту и… вырождались как монархи. По обычаю Меровингов, получая корону в младенчестве, к 14-15 годам они уже становились отцами. Из-за излишеств бурной молодости они доживали обычно лишь до 24-25 лет. Никогда по родовой традиции не подстригавшиеся, они дичали, жили замкнуто в своих поместьях, ездили как крестьяне, в повозках, запряженных волами, и представления не имели о государственных делах. Страной же правили майордомы , которые обычно и способствовали такому губительному образу жизни своих господ-королей. Их тоже было 3 - в Нейстрии, Бургундии и Австразии.

Пользуясь апатией королей, знать начинает присваивать общинные земли и подчинять самих крестьян, заставляя нести себе службу и лишая их прав на землю. Слабым королям крестьянское ополчение было не нужно, и они крестьян не защищали, да и сил на это не имели. Но недовольством рядового населения воспользовался майордом Австразии Пипин Геристальский . Он сумел объединить всех франков и с 687 г. стал единым майордомом королевства. При нем меровингские принцы воспитывались в монастырях и содержались под надежным присмотром, ожидая, пока на них падет выбор майордома. Извлеченные на свет, они отращивали волосы и выполняли церемониальные функции. В качестве королей они жили в скромных поместьях, откуда доставлялись во дворец для приема иностранных послов или на ежегодные мартовские общенародные собрания под эскортом в простой повозке, запряженной парой волов.

Таким образом, в меровингскую эпоху во франкском обществе уже полностью выделилось правящее сословие и государственная, королевская власть. Но основная масса населения оставалась свободной, не подвергавшейся эксплуатации. Главной функцией правящего сословия явилось управление, консолидация населения, защита его и занимаемой территории, а также захваты других земель с целью увеличения богатств и влияния знати. И лишь постепенно правящее сословие, укрепившись в успешных войнах, начинает подчинять и собственных общинников.

Итак, благополучие правящего сословия зависело уже не от даров с королевского стола, а от земельных владений. Получив их, знать практически сравнялась с королями по наличию конкретных материальных благ и начинает тяготиться своим подчиненным положением. Отсюда - стремление к сепаратизму. Но возможности служилого слоя пока еще ограничивались их аллодами и королевскими пожалованиями. Однако вокруг лежали огромные массивы общинных земель, в принципе, никем и ничем не защищавшиеся, кроме старых первобытных традиций. И знать начала их постепенно прибирать к рукам. Это отмечается с середины VII в. Но какое-то время настойчивость знати уравновешивалась огромным численным превосходством крестьян, которые поддержали, в частности, Пипина Геристальского. Поэтому массового подчинения крестьян пока не было. Оно началось в следующем, VIII в., при другой династии.

Так за двухсотлетнюю эпоху Меровингов франки прошли путь от консолидации в рамках единого государства до начала формирования феодальных порядков.