Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всѐ теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всѐ тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?

«Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От неѐ нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

Нa мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону. Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил:

Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело посылали?

Да, прокуратор, - ответил секретарь.

Что же он?

Он отказался дать заключение по делу и смертный приговор Синедриона направил на ваше утверждение, - объяснил секретарь.

Прокуратор дѐрнул щекой и сказал тихо:

Приведите обвиняемого.

И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон.

Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запѐкшейся кровью. Приведѐнный с тревожным любопытством глядел на прокуратора.

Тот помолчал, потом тихо спросил по-арамейски:

Так это ты подговаривал народ разрушить Ершалаимский храм?

Прокуратор при этом сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов. Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой.

Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить:

Добрый человек! Поверь мне...

Но прокуратор, по-прежнему не шевелясь и ничуть не повышая голоса, тут же перебил его:

Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно,- и так же монотонно прибавил: - кентуриона Крысобоя ко мне.

Всем показалось, что на балконе потемнело, когда кентурион, командующий особой кентурией, Марк, прозванный Крысобоем, предстал перед прокуратором.

Крысобой был на голову выше самого высокого из солдат легиона и настолько широк в плечах, что совершенно заслонил ещѐ невысокое солнце.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Определите жанр произведения.

2

Каким термином принято называть описание внешности персонажа: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запѐкшейся кровью»?

3

Какое средство художественной изобразительности использует М. А. Булгаков: «боялся качнуть пылающей адской болью головой»?

4

Соотнесите имена персонажей с их знаменитыми высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

Каким термином принято обозначать разговор между двумя или несколькими лицами?

6

Какое средство изобразительности использует

7

Как называется вопрос, который не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность и выразительность высказывания («О боги, боги, за что вы наказываете меня?»)?

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«SILENTIUM!*» Ф.И. Тютчев

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

* молчание (лат).

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Какое средство художественной изобразительности использует »?

11

Укажите номер строки, в которой появляется краткое изречение, выражающее некую обобщѐнную законченную поучительную или парадоксальную мысль.

12

Определите способ рифмовки.

13

Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в 1-6 строках данного стихотворения.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

2) оксюморон

3) архаизмы

4) сравнение

5) олицетворение/персонификация

14

Определите стихотворный размер произведения.

8. Объясните символику запаха розового масла (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»),

Формируя теоретическую базу своего рассуждения, вспомните, что художественное пространство «Мастера и Маргариты» включает мир разнообразных запахов, фиксация которых связана с выражением эмоциональных, этических и социальных оценок персонажей и повествователя. Одним из знаковых запахов становится в романе запах розового масла.

Рассмотрите кодовую функцию запаха розового масла. Объясните, что автор произведения, включая этот запах в систему поэтических средств, использовал художественный потенциал и символику розы. Вспомните, что розовое масло издревле использовалось в древнеиудейских обрядах и ритуалах, что отчасти объясняет ненависть прокуратора к Иудее и Ершалаиму.

В Риме розы нередко выступали эмблемой власти (венками из роз украшались головы императоров), поэтому этот запах мог вызвать у Понтия Пилата негативные ассоциации, связанные с тем бременем власти, которое приходится ему нести в Ершалаиме.

Отметьте, что во многих культурных традициях происхождение розы связывалось с кровью невинного мученика, что подсознательно проецируется на образ Иешуа - такой же невинной жертвы.

Следует упомянуть и мраморную лестницу, окружённую стенами роз, источающих одуряющий аромат, по ней движутся Понтий Пилат и члены Синедриона после оглашения приговора. По мраморной лестнице движутся гости Воланда, прибывшие на бал, и в этом контексте и прокуратор, и члены Синедриона приобретают статус преступников и убийц.

Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод о том, что запах розового масла выявляет внутреннюю конфликтность сознания прокуратора, отправившего невинного на смерть из-за страха потерять власть.

9. В каких произведениях русской литературы используется «язык» запаха цветов и в чём он соотносится с ароматической концепцией М.А. Булгакова?

Выполняя задание, актуализируйте свои знания в области истории и теории литературы. В результате вы вспомните, что в русской литературе XVIII века образов, связанных с обонянием, почти нет. Внимание к ним усиливается в XIX веке. Покажите, что в литературе первой половины века запахи носят, как правило, недифференцированный характер (в «Горе от ума», например, Молчалин прельщает Лизу «резедой и жасмином» - духами с понятным цветочным запахом). Во второй половине века художественный потенциал «языка запахов» активно используется как в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.), так и в лирике (А. А. Фет, Ф. И. Тютчев и др.). Вспомните, какое значение приобретает аромат в романе И. А. Гончарова «Обломов» (роман Обломова и Ольги Ильинской «овеян» благоуханием сирени). Отметьте, что цветущие яблоня, черешня и липа привлекают своим ароматом лирического героя А. А. Фета («Цветы», «Ночь и я - мы оба дышим...» и др.). Первое действие «Вишнёвого сада» А. П. Чехова открывает «ароматическая» ремарка: «... Уже май, цветут вишнёвые деревья...»

В итоге вы придёте к выводу о том, что «язык» цветочных запахов в творчестве этих и других художников слова, как и в романе М.А. Булгакова, используется для обобщения, социальной и психологической характеристики персонажей, окружающего мира, сближения и перекличек на разных уровнях содержания и восприятия произведения.

15. Определите реминисцентный источник произведения Ф. И. Тютчева.

Создавая развёрнутое суждение на предложенную тему, используйте понятийный аппарат литературоведения и представьте термин, который вы будете использовать для характеристики такого сложного понятия, как реминисценция.

Для определения реминисцентного источника этого текста вам надо обратить внимание на название стихотворения Ф. И. Тютчева: «Молчание!» (лат.). Затем следует вспомнить произведения отечественной литературы XIX века, в которых тема молчания заявлена достаточно явно и открыто.

В итоге вы установите, что одним из первых таких произведений стало стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое», в котором утверждается тезис о бессилии «языка земного» и в искусстве, и в процессе общения двух сердец. Именно его можно считать главным реминисцентным источником текста Ф. И. Тютчева.

16. Кто из современников поэта актуализировал мотив «невыразимого» и в чём его отличие от версии Ф. И. Тютчева?

В начале своего рассуждения укажите, что мотив «невыразимого» - один из стержневых мотивов в романтической картине мира. Отметьте, что в разных вариантах звучал он в лирике В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, поэтов-любомудров и др.

Далее вспомните знаменитых современников Ф. И. Тютчева и покажите, что творчество А. А. Фета во многом завершает линию эволюции мотива «невыразимого», начатую В. А. Жуковским, и вбирает в себя художественное содержание главных вех в движении этого мотива, представленных именами поэтов-любомудров, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Назовите стихотворения, которые можно считать поэтическими манифестами поэта («Как беден наш язык!», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Поэтам» и др.). Выявите отличия в звучании мотива «невыразимого» у А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Покажите, что для А. А. Фета не существует «невыразимого», потому что посредством своего творчества художник способен постигнуть и отразить суть мира.

17.1. Согласны ли вы с мнением И. В. Камаловой о том, что в цвете портретных описаний главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» проявляется специфичность авторских приёмов изображения?

Формируя теоретическую базу своего рассуждения, вспомните, какова функциональная значимость цвета в портретных описаниях персонажей. В результате вы придёте к выводу о том, что наличие цветописи в портретных описаниях обусловлено особенностями поэтического мышления художника и является средством выражения индивидуальной оценки образа.

Размышляя над поставленной задачей, выявите, в чём проявляется специфичность авторских приёмов изображения в романе А. С. Пушкина.

Покажите, насколько неоднозначна цветовая определённость персонажей «Евгения Онегина». Портрет главного героя романа можно назвать ахроматичным, или неокрашенным, так как при изображении внешнего облика Евгения Онегина автор практически не использует цвет.

В портрете Ленского, построенном по романтической модели, появляется цветовое пятно, сжатая характеристика оканчивается указанием на конкретную деталь внешности - «кудри чёрные до плеч».

Отметьте, что внешний облик Ольги отличается большей детализацией (даётся указание на цвет глаз, волос, цвет лица). Объясните причину использования именно этих цветов (подобные портретные черты представляют собой поэтическое клише, это своеобразный колористический штамп, чрезвычайно распространённый у романтиков).

Охарактеризуйте портрет Татьяны. Обратите внимание на то, что автор, подчеркнув трафаретность внешности Ольги, использует принципиально иные приёмы и краски для описания старшей сестры. Не акцентируя внимания на мелких подробностях облика героини, А. С. Пушкин использует колористические намёки, неявные, скрытые цветоопределения и единичный интенсивный цветоэпитет, которые складываются в сознании читателя в законченную картину, создавая цельный портрет Татьяны.

Подводя итоги, укажите, что в цвете портретных описаний главных героев романа «Евгений Онегин» прояазяется специфичность авторских приёмов изображения (цветовая минимизация, гармоничный колоризм, пристальное внимание кдеталям и принцип изображения крупным планом).

Согласитесь с мнением исследователя о новаторстве А. С. Пушкина в области цветовой техники литературного портретирования.

17.2. Прав ли В. Б. Катаев, утверждающий, что только Гуров (А. П. Чехов «Дама с собачкой») может быть поставлен в один ряд с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа?

Приступая к написанию сочинения, вспомните, какие образы в литературоведении принято называть «вечными». Назовите основные отличительные особенности «вечного образа» (содержательная ёмкость, неисчерпаемость смыслов, высокая художественная и духовная ценность, общепонятность, непреходящая актуальность и т.д.).

Сделайте вывод о том, что «вечные образы», выступая как знак, символ каких-то универсальных свойств, присущих человеческой натуре, позволяют читателю определённой эпохи наполнять такой образ своим содержанием, открывать новые, созвучные собственным переживаниям смыслы.

Далее покажите, что Дон Жуан - один из наиболее известных «вечных образов» мировой литературы. На протяжении многих веков он видоизменялся, переходил из одной культурно-исторической среды в другую, становился всё сложнее, сохраняя при этом своё смысловое ядро.

Развивая свою мысль, отметьте, что Дон Жуан - пылкий и страстный по натуре человек, жаждущий приключений, в нём играет горячая испанская кровь, целью жизни для него становится любовь к женщине, для обладания ею он готов на всё, человеческие и «божеские» законы для него не важны.

В качестве примера приведите одноимённую поэму Дж. Г. Байрона, в которой рассказывается о похождениях победителя женских сердец, превратившегося в итоге из соблазнителя в соблазняемого. Вспомните Дон Жуана А. С. Пушкина («Каменный гость»), озорника, обольстителя, но в то же время человека в высшей степени обаятельного, наделённого талантом любви. Подготовив теоретическую базу исследования, обратитесь к содержанию рассказа А. П. Чехова и проанализируйте «Даму с собачкой» в свете поставленной в задании проблемы.

Установите, что Гуров обладает некоторыми чертами Дон Жуана. Его внешность, его характер, вся его натура манят и привлекают женский пол, герой знает об этом и охотно поддаётся чарам «низшей расы». Покажите, что Гуров имел богатый опыт покорения женских сердец, всегда искал новых приключений, располагал женщин в своём любовном списке по особым типам. Одновременно отметьте, что у Гурова есть черты, которые не свойственны горячему духу Дон Жуана: Гуров - филолог, служит в банке, в свободное время играет в карты, читает газеты и т.д. Продолжите аргументацию.

В итоге вы придёте к выводу о том, что обращение к «вечному образу» Дон Жуана не носит в «Даме с собачкой» столь ярко выраженного характера. Гуров воплощает разные стороны другого сквозного для всего творчества А. П. Чехова типа героя - человека слабого, неуверенного, сомневающегося, часто чувствующего себя несостоявшимся как личность.

Это даст вам основание не согласиться с мнением известного литературоведа: автор «Дамы с собачкой» уходит от прямолинейного сопоставления своего персонажа с «вечным образом» в направлении к более скрытой, завуалированной типологической близости Гурова и его знаменитого предшественника.

17.3. Докажите, что трагическое является одной из граней художественного сознания В. П. Астафьева.

Размышляя над поставленной в задании проблемой, вспомните, что в классическом понимании сущностью трагического являются существенные основы бытия, вступающие в неразрешимый конфликт между собой.

Далее докажите, что трагическое - одно из свойств художественного мышления В. П. Астафьева, оно обуславливает характеры персонажей, способно влиять на стиль произведения, сюжетно-композиционную основу, структурировать пространственно-временную организацию.

Отметьте, что трагическое в творчестве В. П. Астафьева начинает ярко проявляться уже в произведениях 50-х годов о войне (в рассказе «Гражданский человек» показывается трагическая гибель на поле брани сибиряка Матвея Савинцева, простого русского крестьянина, предназначение которого - созидательный земледельческий труд).

Обратите внимание на то, что в 60-е годы намечаются новые подходы к изображению непоправимых трагических последствий войны (в повести «Звездопад» звучит мысль о трагедии любви, которую «убила» война, позднее этот мотив станет сквозным для писателя).

Покажите, что данное направление в изображении трагического получает своё развитие в «современной пасторали» «Пастух и пастушка» (по мысли автора именно военное лихолетье обрекает людей на трагичность существования - искалеченная войной душа Бориса Костяева ничего не может дать этому миру, герой обречён на смерть).

Вспомните, как решается тема трагического в одном из самых известных произведений В. П. Астафьева «Царь-рыба» (природа мстит человеку, духовная несостоятельность которого определяет трагическое направление его жизни).

Обратите внимание на то, какое мощное и настойчивое звучание обретает трагическое в «Печальном детективе» (человек теряет связь с предшествующими поколениями, пренебрегает народными традициями).

Охарактеризуйте своеобразие трагического в «Последнем поклоне» (трагизм обусловлен разрушением крестьянского образа жизни, изменениями в психологии русского человека, предопределившими его трагическую судьбу).

Завершите свой обзор обращением к самому трагическому произведению В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» (мысль о цене победы предопределила трагический пафос книги).

Суммируя свои наблюдения, отметьте, что трагическое, являясь одной из граней художественного мышления писателя, оказало непосредственное влияние на идейно-художественное своеобразие всего творчества В. П. Астафьева.

Тест для одиннадцатиклассников

На материале романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Подготовка к ЕГЭ)

    В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вероисповЕдание освЕдомился

ходатАйство чЕрпал

намЕрение

    В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

человек в полтораста

электрические провода

ихний помощник

в пятидесятой квартире

    Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

благосл…вил

б…ллетрист

к…ридор

р…сторан

    Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с…экономив, сверх…естественная

и…подлобья, чере…чур

стел…тся, прив…дение

стека…тся, плать…це

задр…жал, ок..янный

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

объем…стый

поблеск…вает

скле…нные

погон…шься

трапец..я

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Предложения

    Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появилось два гражданина.

    Тут Бездомный сделал попытку прекратить замучившую его икоту, задержа дыхание, отчего икнул мучительнее и громче, и в этот же момент Берлиоз прервал свою речь, потому что иностранец вдруг поднялся и направился к писателям.

    Всем показалось, что на балконе потемнело, когда кентурион, командующий особой кентурией, Марк, прозванный Крысобоем, предстал перед прокуратором.

    Удивление выразилось на лице секретаря, сгорбившимся над низеньким столом и записывающим показания.

    Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку.

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

    И тут знойный воздух сгустился перед ним и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида.

    Но иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся.

    Берлиоз с великим вниманием слушал неприятный рассказ про саркому и трамвай и какие-то тревожные мысли начали мучить его.

    Мимо Пилата последним проскакал солдат с пылающей на солнце трубою за спиной.

    А может просто я заснул и все это мне приснилось?

Он остановил свой взор на верхних этажах (1) ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича (2) солнце (3) затем перевел его вниз (4) где стекла начали предвечерне темнеть (5) чему-то снисходительно усмехнулся (6) прищурился (7) руки положил на набалдашник (8) а подбородок на руки.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И опять крайне удивились и редактор (1) и поэт (2) а профессор поманил обоих к себе (3)

и (4) когда они наклонились к нему (5) прошептал:

Имейте в виду, что Иисус существовал.

    Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Затем перед прокуратором предстал стройный, светлобородый красавец со сверкающими на груди льви(1)ыми мордами, с орли(2)ыми перьями на гребне шлема, с золотыми бляшками на портупее меча, в зашнурова(3)ой до колен обуви на тройной подошве, в наброше(4)ом на левое плечо багря(5)ом плаще.

    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Запишите номер этого предложения.

    Первый был (не) кто иной , как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала. Опять (таки) виновата была, вероятно, кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением.

    (В)следствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. И (в)течение двух часов Никанор Иванович принял таких заявлений тридцать две штуки.

    (В)заключение попросили рассказать о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах. Имейте (в)виду , что на это существует седьмое доказательство, и уж самое надежное!

    Но (в)виду того, что безумные, утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима. И(так) , Пилат поднялся на помост, сжимая машинально в кулаке ненужную пряжку и щурясь

    (В)следствие этого что-то неясное томило душу председателя, и все(таки) он решил принять предложение.

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ивану стало известным, что мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно (не)разлучны .

Предложение было очень солидное, но что-то удивительно несолидное было и в манере переводчика говорить, и в его одежде, и в этом омерзительном, никуда

(не)годном пенсне.

(Не)говоря ничего по существу романа, он спрашивал меня о том, кто я таков и откуда я взялся, давно ли пишу и почему обо мне ничего (не)было слышно раньше.

Квартира, занимаемая покойным Берлиозом и уехавшим в Ялту Лиходеевым, была совершенно пуста, и в кабинете мирно висели никем (не)поврежденные сургучные печати на шкафах.

Именно под ним, вовсе (не)дающим никакой тени, и утвердился этот единственный зритель

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А

стрекоч…щий

дымящ…юся

обещ…нный

стон…щего

поднимающ…юся

    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(ые).

Да (1) действительно (2) объяснилось все: и страннейший завтрак у покойного философа Канта, и дурацкие речи про подсолнечное масло и Аннушку. Еще полюбовавшись на луну, вздохнув для приличия, Маргарита повернула голову в сад и (3) действительно (4) увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка.

    М. Булгаков в своем произведении «Мастер и Маргарита» использует различные средства выразительности. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в предложениях. Запишите в таблицу под каждой цифрой соответствующий термин.

    К Грибоедову! Вне всяких сомнений, он там.

    Со скамейки навстречу редактору поднялся в точности тот самый гражданин, что тогда при свете солнца вылепился из жирного зноя.

    И ровно в полночь в первом из залов что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало.

    Берлиоз…собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет…

    И было в полночь видение в аду.

    Заплясал Глухарев с поэтессой Тамарой Полумесяц. Заплясал Квант. Заплясал Жукопов-романист с какой-то киноактрисой.

    Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Ответы для учителя

    ходатайство

    их помощник

    благословил

    исподлобья, чересчур

    склеенные

    1,3

    1,3,4,5,6,7,8

    2,4,5

    3,4

    Неразлучны

    Обещанный

    1,2


В современном мире проблема свободы и ответственности актуальна как никогда, потому что на место морали пришло право. Но может ли заменить писанный закон доброту и чистоту сердца? М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» рассматривает проблему истиной свободы человека. Понтий Пилат стал заключенным собственной жизни. Существование героя пронизывают три стадии: вина, искупление греха и свобода. Грех прокурора в том, что он обрек невинного на нечеловеческие муки, не сумев побороть собственную гордыню и признать его правоту.

Приняв несправедливое решение, Понтий гибнет как личность, но тело остается существовать. Иступляет вину герой бессмертием, бытием полным страданий и внутренних терзаний. Понтия Пилата грела надежда на то, что его простят, и он сможет осуществить мечту – обрести долгожданную свободу. Только тот человек, который принимает решения, прислушиваясь к голосу совести, обладает истинной свободой.

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» рассматривает проблему истиной свободы. Свобода всегда сопряжена с ответственностью, только человек, который способен нести тяжелое бремя ответственности за свои деяния, может быть свободным. Примером такого человека является Иешуа, поистине свободный человек, потому что силен духом и чист сердцем.

Человек, оценивающий свои поступки в соответствии с принципами морали, по- настоящему свободен в мыслях и поступках.

Таким образом, причина несвободы в том, что люди руководствуются своей выгодой, материальными благами, что понижает их душу, делает их слабее духовно.

Обновлено: 2018-02-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. Роль пейзажа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Пейзаж в поэме М.Ю. Лермонтова представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. Сначала это скудный монастырский пейзаж, очень под стать настроению самого Мцыри, который в монастыре, как в тюрьме. В начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы понимаем, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества героя-бунтаря.

17.2. Почему Раскольникову так трудно отказаться от своей теории? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» находится теория Раскольникова и спор автора с нею. Конфликт, возникающий в душе главного героя произведения, продиктован социальными противоречиями. На страницах романа мы видим Петербург с его контрастами от пышных дворцовых площадей до серости нищих кварталов и квартирок, похожих на гробы. Теория Раскольникова рождается от состояния «когда человеку некуда идти». Он совершает преступление для проверки: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Раскольников ещё не осознаёт, что идея собственной исключительности не может быть оправдана средствами, избранными для её реализации. Знаменательным является строки, характеризующие состояние героя после совершённого преступления: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Раскольников осознаёт, что он преступник, он теперь не такой, как все, но ему ещё предстоит осознать, что в этом не его исключительность, а его беда. Вот почему столь мучительно происходит осознание ошибочности теории.

Писатель показывает, что только страданиями искупается грех. Рас-кольников понимает несостоятельность своей теории, к нему приходит рас-каяние, а вместе с раскаянием и надежда на новую жизнь.

17.3. Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее ярок и интересен (с опорой на анализ текста романа)?

Образ Маргариты – образ любящей женщины, созданный в лучших традициях русской литературы. Женщины, беззаветно любящей, готовой к самопожертвованию, хранительнице всего лучшего, что есть на земле.

Чтобы вернуть любимого, Маргарита, героиня романа Булгакова «Мастер и Маргарита», соглашается отдать свою душу дьяволу. И что самое удивительное: даже став ведьмой, Маргарита не утратила сострадания. Поэтому в самый решающий момент просит не за себя, не за Мастера, а за Фриду, убившую своего ребёнка и теперь терзаемую за совершённое преступление.

Маргарита способна на жертвенную любовь. «…Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит», - говорит Воланд о собаке Понтия Пилата. Эти слова вполне можно отнести к Маргарите, потому что она сполна разделила судьбу любимого Мастера.

17.4. Какие темы волнуют отечественных поэтов конца ХХ – начала ХХI века (не менее двух произведений по выбору).

Здесь можно сказать о поэтах, которые заслужили себе имя уже в 60-ые. Это Олег Чухонцев, Евгений Рейн, Дмитрий Сухарев, Инна Лиснянская, Александр Кушнер. Из них только в большей степени Александр Кушнер и в меньшей Инна Лиснянская издавались в советское время, для остальных последнее десятилетие ознаменовалось не только новыми публикациями, но и, прежде всего, полноценным изданием всего творчества. Для них для всех характерен интерес к жизненным деталям в большей степени, чем к новым явлениям.

В стихах Инны Лиснянской часто повторяются темы свободы, предательства, страха и одиночества. В своей вере и своём поэтическом существовании Лиснянская как бы исполняется удивительной силой, помогающей ей справиться с трудной судьбой: «ушлют, не уйдём, убьют, не умрём». В её стихах размышление о жизни, короткой, на богатой впечатлениями:

Откроешь глаза и закроешь глаза

Навеки, но в сей промежуток

Поместится солнце, луна и лоза,

И волны, и рой незабудок,

Особая тема творчества И. Лиснянской – любовь. «Возьми меня, Господи, вместо него…» - настоящее признание в любви, необыкновенно сильное, проникновенное и страстное:

Молю Тебя, Господи, слезно молю!

Останови мою кровь

Хотя бы за то, что его люблю

Сильней, чем Твою любовь.

«Мастер и Маргарита» - уникальное явление не только в русскои, но и в мировои литературе, при том, что в нем явственно прослеживается свободное творческое осмысление «Фауста» Гете, «Божественнои? комедии» Данте, повестеи Гофмана, «Евгения Онегина» Пушкина, «Записок сумасшедшего» Гоголя, «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.
Работал Булгаков над романом довольно долго, начиная с 20-х годов вплоть до самои смерти. Еще в 20-е годы он пишет роман «Консультант с копытом», в котором можно увидеть как бы предварительные наброски к образу одного из центральных персонажеи, Воланду. Тема трагическои судьбы творца стала основои для «Театрального романа», а сатирическое обличение современных нравов звучит практически во всем его творчестве, достигая вершины в по-вестях «Роковые яица» и «Собачье сердце».
М.Булгаков называл себя «мистическим реалистом». Что он имел в виду, лучше всего видно на примере романа «Мастер и Маргарита».
В романе М.Булгакова, при всеи его сложности и многослоинсти, все же можно выделить 4 основных пласта повествования, причудливо и неразрывно переплетенных между собои:
1. Драматическая судьба талантливого писателя в условиях тоталитарного общества , когда у писателя оказывалось два пути: либо подчинить своиталант конъюнктурным соображениям и тем самым разменять его на мелочи, как это сделал Иван Бездомныи, потеряв в конце концов разум и лицо, либо творить, подчиняясь только своему собственному нравственному суду и рискуя быть растоптанным и уничтоженным безжалостными колесами государственнои машины в лице бездарных и бессовестных чиновников от литературы, - как это сделал Мастер.
2. Роман Мастера , которыи представляет собои рассказ о поединке нищего философа Иешуа Га-Ноцри и могущественного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Га-Ноцри является идеологом добра, справедливости, совести, а прокуратор - идеи государственности.
Га-Ноцри своеи проповедью общечеловеческих ценностеи, любви к ближнему, свободы личности, по мнению Понтия Пилата, подрывает единоличную власть кесаря и тем самым оказывается опаснее, чем убиица Варрава. Понтии Пилат симпатизирует Иешуа, он даже предпринимает слабые попытки спасти его от казни, но не более того. Жалок и слаб оказывается Понтии Пилат, испугавшиися доносчика Каифы, испугавшиися потерять власть наместника Иудеи и за это поплатившиися «двенадцатью тысячами лун раскаяния и угрызении совести».
3. Сатирическое изображение быта Москвы 30-х годов. Жизнь Москвы 30-х годов рисуется многообразно. Показывается всеобщая подозрительность, намеками говорится о репрессиях и доносах, шпиономании и слежках. Быт Москвы, неуютныи и неналаженныи, находит отражение в так называемом «квартирном вопросе», которыи, по признанию Воланда, сильно испортил московские нравы за последнее столетие. Страшная реальность бесчисленных «коммуналок» заставляет людеи ради квартир обманывать, лжесвидетельствовать, давать и брать взятки, доносить, отказываться от родственников или, напротив, стремиться незаконно породниться со счастливыми «квартировладельцами».
М.Булгаков показывает и нравы пресыщенных, деморализованных слоев интеллигенции, продавшихся новои власти, забывших стыд и совесть в пьянстве и разврате, как Степа Лиходеев и Семплеяров, в желании обогатиться на дармовщину за счет власти, как члены правления Массолита и др.
4. Дьяволиада. Самая феерическая и фантасмагорическая часть романа посвящена прибытию в Москву Князя тьмы, которыи носит у Булгакова имя Воланд, со своеи свитои. Воланд и его свита, прибывшие в Москву для проведения ежегодного весеннего бала Сатаны, участвуют во многих веселых, грустных, нелепых историях, но в итоге выясняется, что все, что они делают, закономерно и справедливо.
Герои романа перемещаются по всем четырем пластам вместе со свитои Князя Тьмы. Постоянная смена психологического, сатирического, лирического, достоверного и фантастического начал не мешает художественнои цельности романа, напротив, укрепляет ее. И если и видны какие-то фактические нестыковки (в первую очередь, это относится к эпизодам смерти и воскресения главных героев, а также к эпилогу), то они объясняются, во-первых, незаконченностью романа в связи со смертью его создателя, а во-вторых, в подобнои двоиственности мотивировки событии? проглядывает, можно сказать, сверхзадача романа: утвердить в сознании читателеи мысль о бесконечности, сложности и неоднозначности бытия вообще.