Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.


Конфликт человека и общества. Как общество влияет на человека?


Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков – только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.
Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.


Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?


Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.
Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что – хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.


В отношениях с Татьяной проявил себя как рассудительный, рациональный человек. послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден –

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, рас­цвет ко­то­ро­го пришёлся на вто­рую по­ло­ви­ну XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё от­ра­же­ние в «Евгении Онегине».


I

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом. II

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Всё это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег;

Рисуя в пламенных стихах

Прогулки тайные в санях;

Но я бороться не намерен

Певец финляндки молодой! IV

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьёв военных и поход.

Пояснение.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.

I

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом. II

Зима!...Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно... III

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Всё это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег;

Он вас пленит, я в том уверен,

Рисуя в пламенных стихах

Прогулки тайные в санях;

Но я бороться не намерен

Ни с ним покамест, ни с тобой,

Певец финляндки молодой! IV

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьёв военных и поход.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

Данное про­из­ве­де­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «ямб». Дадим определение. Ямб — это дву­слож­ный размер, в ко­то­ром уда­ре­ние па­да­ет на 2-ой слог.

Ответ: ямб.

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит объ­ек­тив­ное отоб­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в «Евгении Онегине».


XXXVI

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы.

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы!как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Для сердца русского слилось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы, 

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился...

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

Такое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализмом. Дадим определение.

Реализм — это ос­нов­ной метод ис­кус­ства и литературы. Его основа — это прин­цип жиз­нен­ной правды, ко­то­рым ру­ко­вод­ству­ет­ся ху­дож­ник в своём творчестве, стре­мясь дать наи­бо­лее пол­ное и вер­ное от­ра­же­ние жизни и со­хра­няя наи­боль­шее жиз­нен­ное прав­до­по­до­бие в изоб­ра­же­нии событий, людей, пред­ме­тов вещ­но­го мира и при­ро­ды такими, ка­ки­ми они яв­ля­ют­ся в самой действительности.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм

Назовите ли­те­ра­тур­ный род, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся дан­ное про­из­ве­де­ние А. С. Пушкина.


VI

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Пошла догадка за догадкой.

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха;

Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

О свадьбе Ленского давно

У них уж было решено. VII

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том;

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Давно её воображение,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

Увы! Теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Всё полно им: всё деве милой

Без умолку волшебной силой

Твердит о нём. Докучны ей

И звуки ласковых речей,

И взор заботливой прислуги.

В уныние погружена,

Гостей не слушает она

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест. IX

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьёт обольстительный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые создания,

Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Ад ель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, -

Всё для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

В ро­ма­не в сти­хах «Евгений Онегин» эпи­че­ский спо­соб изоб­ра­же­ния жизни через си­сте­му со­бы­тий и раз­вер­ну­тый сюжет со­че­та­ет­ся с глу­бо­ким ли­риз­мом - с эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ной сти­хо­твор­ной речью, с не­по­сред­ствен­ным вы­ра­же­ни­ем внут­рен­не­го со­сто­я­ния и чувств автора.

Ответ: лироэпос.

Ответ: лироэпос|лироэпический|лиро-эпический|лиро-эпос

Татьяна Стаценко

В бланках нужно писать без пробелов и знаков, но на экзамене засчитается и написание через дефис.

мариям алибекова 31.05.2018 15:57

лиро-эпический также должен являться ответом. но он защитан как неправильный

Виктория Корвинас 02.06.2018 18:39

Евгений Онегин - это роман, а роман - это эпический род. Почему лироэпический?

Татьяна Стаценко

Прочтите пояснения.

A Б В


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

VI

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Пошла догадка за догадкой.

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха;

Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

О свадьбе Ленского давно

У них уж было решено. VII

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том;

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Давно её воображение,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь, VIII

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

Увы! Теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Всё полно им: всё деве милой

Без умолку волшебной силой

Твердит о нём. Докучны ей

И звуки ласковых речей,

И взор заботливой прислуги.

В уныние погружена,

Гостей не слушает она

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест. IX

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьёт обольстительный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые создания,

Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Ад ель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, -

Всё для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

Оне­ги­ну свой­ствен­ны разо­ча­ро­ван­ность и скеп­ти­цизм - не­слу­чай­но Оне­гин вслед за ге­ро­ем Гри­бо­едо­ва Чац­ким про­дол­жа­ет га­ле­рею «лишних людей в обществе». Та­тья­не при­су­ща цель­ность и нрав­ствен­ная чистота. Лен­ско­му - ро­ман­тич­ность и несдержанность.

Ответ: 312.

Ответ: 312

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.

Укажите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, упо­ми­на­ю­щи­ми­ся в дан­ном фрагменте, и при­су­щи­ми им ка­че­ства­ми личности. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

В от­ве­те перечислите в со­от­вет­ству­ю­щем порядке но­ме­ра верных ва­ри­ан­тов в без про­бе­лов и запятых.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

VI

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Пошла догадка за догадкой.

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха;

Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

О свадьбе Ленского давно

У них уж было решено. VII

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том;

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Давно её воображение,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь, VIII

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

Увы! Теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Всё полно им: всё деве милой

Без умолку волшебной силой

Твердит о нём. Докучны ей

И звуки ласковых речей,

И взор заботливой прислуги.

В уныние погружена,

Гостей не слушает она

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест. IX

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьёт обольстительный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые создания,

Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Ад ель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, -

Всё для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

Онегину свой­ствен­ны разо­ча­ро­ван­ность и скеп­ти­цизм - не­слу­чай­но Оне­гин вслед за ге­ро­ем Гри­бо­едо­ва Чац­ким про­дол­жа­ет га­ле­рею «лишних людей в обществе». Та­тья­не при­су­ща цель­ность и нрав­ствен­ная чистота. Лен­ско­му - ро­ман­тич­ность и несдержанность.

Ответ: 312.

Ответ: 312


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

XXXVI

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы.

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы!как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! XXXVII

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он. XXXVIII

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы, 

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. XXXIX

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился...

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

Онегинская стро­фа - строфа, ко­то­рой был на­пи­сан роман в сти­хах А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин» 14 строк че­ты­рех­стоп­но­го ямба.

Ответ: онегинская.

Ответ: Онегинская


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

VI

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Пошла догадка за догадкой.

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха;

Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

О свадьбе Ленского давно

У них уж было решено. VII

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том;

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Давно её воображение,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь, VIII

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

Увы! Теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Всё полно им: всё деве милой

Без умолку волшебной силой

Твердит о нём. Докучны ей

И звуки ласковых речей,

И взор заботливой прислуги.

В уныние погружена,

Гостей не слушает она

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест. IX

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьёт обольстительный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые создания,

Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Ад ель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, -

Всё для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

Ответ: анафора.

Ответ: Анафора

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.

К какой сти­ли­сти­че­ской фигуре, ос­но­ван­ной на ис­поль­зо­ва­нии оди­на­ко­вых слов в на­ча­ле строк, при­бе­га­ет А. С. Пуш­кин в стро­фе VIII для пе­ре­да­чи эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния его героини?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

VI

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Пошла догадка за догадкой.

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха;

Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

О свадьбе Ленского давно

У них уж было решено. VII

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том;

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Давно её воображение,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь, VIII

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

Увы! Теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Всё полно им: всё деве милой

Без умолку волшебной силой

Твердит о нём. Докучны ей

И звуки ласковых речей,

И взор заботливой прислуги.

В уныние погружена,

Гостей не слушает она

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест. IX

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьёт обольстительный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые создания,

Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Ад ель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, -

Всё для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

Анафора - по­вто­ре­ние в строке, стихе на­чаль­ных слов, не­су­щих ос­нов­ную смыс­ло­вую нагрузку.

Ответ: анафора.

Ответ: анафора

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

С17.1. В чем за­клю­ча­ет­ся дра­ма­тизм судь­бы Онегина? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин».)

С17.2. Чем объ­яс­ня­ет­ся внут­рен­няя про­ти­во­ре­чи­вость Ро­ди­о­на Раскольникова? (По ро­ма­ну Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Преступление и наказание».)

С17.3. Как в твор­че­стве А. А. Ах­ма­то­вой рас­кры­ва­ет­ся тема лич­но­сти и истории?

Пояснение.

С17.4. Как в литературе XIX века раскрывается тема дома?

Образ дома в произведениях русской литературы XX века ярко показан у Бориса Пастернака в «Докторе Живаго». Здесь жилище выступает образом пристанища мыслей и ограждает внутренний мир героя от постороннего вмешательства. Но дома рушатся, и, возможно, то напоминание свыше о том, что нужно хранить свои мысли не только в четырех стенах, что нужно уметь быть собой и в толпе.

Писатель Ф. Абрамов свой объемный трагический роман так и назвал - «Дом». В нем он рассказывает о гибели и упадке русской деревни. Главный герой возвращается из дома своей сестры в небольшой деревне и вспоминает свое пребывание там. На фоне дома разворачиваются главные события в жизни этой семьи. Позже этот дом будет продан и станет двузначным символом: с одной стороны, он уже стар, и надо бы новый, но с другой - здесь все воспоминания, здесь сила рода и его моральные устои. Героиня романа Лиза из последних сил готова бороться за отцовский дом, он родной ей даже полуразрушенным, пострадавшим от ничем не брезгующих рук перекупщика.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.1. По­че­му так тра­ги­че­ски за­вер­ши­лась друж­ба Оне­ги­на и Лен­ско­го в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин»?

17.2. Что при­да­ет са­ти­ри­че­ским про­из­ве­де­ни­ям М. Е. Салтыкова-Щедрина со­вре­мен­ное звучание?

17.3. Как в ли­ри­ке А. А. Блока отоб­ра­зи­лись про­шлое и на­сто­я­щее России?

Пояснение.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го (“как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…”); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

17.4. Как в поэзии первой половины XIX века решается вопрос о месте человека в мироздании? (По произведениям одного из поэтов).

Раскрытие темы возможно на стихотворениях Ф. И. Тютчева: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») - находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» - символ стихии мироздания - становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней - именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны - и его величие, гармония в самой стихийности; Человек - песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром - и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. По­че­му две не­за­у­ряд­ные лич­но­сти - Оне­гин и Татьяна, - не смог­ли об­ре­сти сча­стье в любви? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин»)

С17.2. Со­глас­ны ли вы с мне­ни­ем Д. И. Писарева, утверждающего, что Павел Пет­ро­вич - герой пе­чо­рин­ско­го типа?(по ро­ма­ну И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети»)

С17.3. Чем по­хо­жи все герои пьесы А. П. Че­хо­ва «Вишневый сад»?

С17.4. Герой - характер - поступок в современной отечественной прозе. (На примере одного из произведений.)

Пояснение.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го (“как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…”); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

Пример ответа С17.4.

Тема может быть раскрыта на примере произведения о Великой Отечественной войны, тогда тема нравственности будет тесно перекликаться с темой патриотизма. Примером может быть повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...»

Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них - это гениальное произведение «А зори здесь тихие...». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек - героинь повести «А зори здесь тихие…» - своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война - не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков – фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев того страшного и жестокого времени.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Тоска Оне­ги­на - дань моде или глу­бо­кое внут­рен­нее переживание? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин»)

С17.2. Есть ли в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ответ на по­став­лен­ный в за­гла­вии вопрос?

С17.3. Можно ли счи­тать Луку, ко­то­рый го­во­рит о себе: «Мяли много, по­то­му мягок» - доб­рым человеком? (По пьесе М. Горь­ко­го «На дне»)

Пояснение.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го (“как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…”); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

С17.4. Проблема воспитания в русской литературе.

Тема может быть раскрыта на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и (или) комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Подобные темы освещены на сайте. Для анализа можно взять также и роман Л. Н. Толстого «Война и мир», где показаны разные системы воспитания в семьях Болконских, Ростовых, Курагиных.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Яв­ля­ет­ся ли оди­но­кий и разо­ча­ро­ван­ный Оне­гин ро­ман­ти­че­ским героем? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин»)

С17.2. По­че­му глав­ный герой ро­ма­на Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Преступление и наказание», в ос­но­ве ко­то­ро­го де­тек­тив­ный сюжет, преступник, а не следователь?

С17.3. По­че­му «Мастер и Маргарита» М. А. Бул­га­ко­ва - это «роман в романе»?

Пояснение.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го (“как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…”); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

С17.4. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий.

Одним из самых известных произведений Виктора Пелевина стал его роман «Чапаев и пустота».

Петр Пустота бежит от чекистов в одной реальности, видит об этом сон в другой, принимая участие в сеансе гипноза, пребывает в третьей, и все это время на втором плане присутствует четвертая, самая реальная реальность, где главный герой осознает, что стреляет не в чекистов, а в призраков, созданных его же сознанием. Со всеми реальностями (кроме последней) он оказывается не в ладу. Как может он объяснить людям из ЧК, что ему в общем-то безразлична советская власть, он ей не враг и не друг, если его обвиняют в ненависти к призракам, которые ходят по Европе? С революционной действительностью, реальностью бронепоездов, матросских патрулей и косноязычных комиссаров Пустота явно не может найти общий язык. Его совершенно не понимают там.

В другой реальности он - пациент сумасшедшего дома, к которому применяют какие-то фантасмагорические методы лечения. Да и сам диагноз очень сомнителен по своей сущности - раздвоение ложной личности.

Третья реальность состоит из гипнотических грез и дикой мешанины популярных кинофильмов. Главному герою словно дают понять, что реальности, в которых он пребывает, как и сам он, представляют собой фильм, театральное представление, нечто бредовое.

Весь сюжет романа состоит из действий, производимых вполне конкретными людьми во вполне конкретных условиях. Герои романа выступают на сцене с чтением стихов, стреляют друг в друга, пьют вино и ведут длинные философские разговоры. Но все это подчинено модели мира, которую предлагают некоторые школы религиозного учения, известного как буддизм: все - пустота, есть лишь пустота и свет сознания.

Важно начать относиться к собственной жизни осознанно, искать выход из бессмысленного движения от рождения к смерти. Но во всех произведениях Виктора Пелевина (не является исключением в этом отношении и роман «Чапаев и Пустота») большой проблемой становится сам человек, также часто приближающийся к иллюзорному состоянию, не имеющий твердых оснований в жизни и в самом себе, не имеющий внутреннего стержня и духовных принципов. Советский Союз как окружающая реальность со своими эталонами, ценностями и тем, что почиталось за их противоположности, остался в безнадежном прошлом, но новой реальности и нового человека не появилось, современника как такового просто не оказывается в окружающей действительности.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Что дало ос­но­ва­ние Ф. М. До­сто­ев­ско­му утверждать, что глав­ной ге­ро­и­ней ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин» сле­ду­ет при­знать Та­тья­ну Ларину?

С17.2. Можно ли од­но­знач­но утверждать, что в ос­но­ве кон­флик­та Павла Пет­ро­ви­ча и Ба­за­ро­ва лежат идей­ные разногласия? (По ро­ма­ну И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети»)

С17.3. По­хо­жа ли Мар­га­ри­та на ге­ро­инь пред­ше­ству­ю­щей ли­те­ра­ту­ры или это новый тип героини? (По ро­ма­ну М. А. Бул­га­ко­ва «Мастер и Маргарита)

Пояснение.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го (“как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…”); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

С17.4. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?

Тема может быть раскрыта на примере произведений о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева и др. Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них – это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек - героинь повести «А зори здесь тихие…» - своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война - не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков - фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев того страшного и жестокого времени.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. В чем суть про­ти­во­по­став­ле­ния се­стер Ла­ри­ных в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин»?

С17.2. Какой смысл несёт в себе на­зва­ние драмы А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»?

С17.3. По­че­му глав­ный пер­со­наж рас­ска­за И. А. Бу­ни­на «Господин из Сан-Франциско» не имеет имени?

Пояснение.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го («как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…»); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы («тема судьбы», «образ героя»…).

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

С17.4. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин) (на материале произведений XIX-XX веков).

Любить людей, быть добрым и отзывчивым, мужественным и благородным, любить мать и Родину. Эти истины живы во все времена.

Тема может быть раскрыта на примере образа Пьера из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Жизнь Пьера не идеальна, он мечется в поисках смысла жизни. Но именно Пьер оказывается рядом с Андреем, с Наташей в трудные моменты их жизни. Он словно спасительный круг для окружающих. У Пьера доброе сердце и большая душа.

Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского.

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он. XXXVIII

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы, 

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. XXXIX

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился...

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

Москва в «Евгении Онегине» - это город, в котором сливается все, что важно и дорого для русского человека:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин с любовью и теплотой описывает красоту Москвы и ее достоинства. Он называет ее «моя Москва». Московский пейзаж показан в «Евгении Онегине» значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивости которого подчеркивается пестрота московских видов. Это достигается цепью контрастных соседств: дворцы - лачужки, монастыри - магазины мод, будки - огороды, львы на воротах - стаи галок на крестах.

В приведённом отрывке автор описывает знаменитый Петровский замок. В этом замке находился Наполеон, когда в Кремле там начался пожар во время войны 1812 года. Пушкин гордится тем, что Москва не сдалась Наполеону. Строки «Евгения Онегина» о Москве наполнены чувством патриотизма, гордости за историю своей великой Родины. У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие этого города.

Пояснение.

Татьяна-девушка искренняя и благородная. Она считает,что Евгений не способен на настоящие чувства, так как у него в отличие от неё другие понятия о смысле жизни. Героиня понимает, что его поражают не ум и её сердце, а умение играть роль блестящей аристократки. Таким образом, Татьяна уверена в том, что мысли Онегина по-прежнему находятся в плену его привычных представлений о жизни.

  1. Какие черты личности Татьяны проявляются в её ответе Онегину?

Татьяна - искренний и благородный человек. Она по-прежнему любит Онегина. Но несмотря на это проявляет верность и преданность своему мужу, сохраняя при этом своё достоинство. Таким образом, в сцене последнего свидания её правдивость и благородство,уважение раскрываются ещё глубже.

1.1.3Сопоставьте фрагменты романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
и «Дубровский». Что сближает главных героинь обоих произведений?

Оба фрагмента посвящены теме верной любви. Марья Кириловна, как и Татьяна, выходит замуж за нелюбимого человека. Обе героини любят других, но остаются верными своим мужьям. Татьяна,зная о любви Онегина к ней, не предаёт генерала,а Маша также остаётся с князем Верейским. Таким образом, девушек сближает чувство порядочности, правдивости и благородства.

  1. Что изменилось в Татьяне по сравнению с ней «прежней»?

Татьяна-любимый образ А.С.Пушкина в романе. Вначале мы её видим мечтательной барышней, которая была воспитана на французских романах. Замужество изменило героиню. Из неопытной, нерешительной девушки она превращается в сильную личность, которая имеет чувство собственного достоинства. Таким образом, героиня становится решительной.Это уже не замкнутая в своем ограниченном мире девушка-подросток, перед нами сильная личность, способная к анализу и обобщениям.

1.1.2Какими средствами передано состояние Онегина при этой встрече?

Встреча с Татьяной в Петербурге стала для Онегина неожиданностью. Герой открыто восхищается ей, когда видит перед собой светскую даму.Он удивлён и поражён,что она холодна к нему. Взволнованное состояние Евгения помогают передать риторические вопросы(« Где всё наружи, всё на воле,Та девочка... иль это сон?..),антонимы «хотел завести »- «не мог»,лексический повтор слова «так».Таким образом,перечисленные средства выразительности помогают автору показать душевное состояние главного героя в момент

встречи с Татьяной.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Чем различаются ситуации и поведение героев, описанные в этих фрагментах?

Оба героя в приведённых фрагментах изображены в момент встречи. Онегин после разлуки видит Татьяну, а Ионыч вновь встречается с Котиком. Однако ситуации различные. Если Онегин отверг любовь Татьяны, то Ионычу отказала в любви Екатерина Ивановна. И поэтому поведение героев разное.Евгений удивлён изменениям, которые произошли с Татьяной: .А вот Ионыч нет.Рассматривая девушку, он испытывает чувство неловкости при встрече с ней.Таким образом, герои оказываются в несходных ситуациях и испытывают разные состояния души.

  1. Почему, несмотря на угрызения совести, Онегин не отказывается от дуэли?

Евгений имеет противоречивый характер. С одной стороны, он не уважает поместное дворянство, среди которого живёт. А с другой- боится быть оклеветанным этими людьми. На данный момент ему важно, что скажет о нём известный дуэлянт Зарецкий. Таким образом, презирая общество, Онегин живёт по его законам, поэтому он и не отказывается от дуэли. Так Пушкин раскрывает двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.

  1. Как в данном эпизоде проявляется авторское отношение к происходящему?

Сцена дуэли в романе занимает особое место. Она помогает понять характеры героев и авторское отношение к происходящему. К Ленскому например, автор относится двойственно. Он иронизирует над ним и сочувствует ему одновременно. А.С.Пушкин подчёркивает всю нелепость действий молодого поэта, который попался на провокацию Онегина и неверно истолковал поведение Ольги Ему жалко Ленского, так нелепо погибшего.Отношение автора к Онегину также противоречиво. Он не только решительно осуждает его за гибель Ленского, но и выражает ему сочувствие. Таким образом, гибель Ленского -это символическое прощание А.С.Пушкина с прошлым и это шанс Онегину для возрождения.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Чем различается поведение главных героев в сходной ситуации?

1.1.1Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?

Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, которое не было глубоким. Он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что образование Онегина весьма поверхностное.

1.1.2Благодаря чему Онегин имел успех в светском обществе?

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, который имеет успех в обществе. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Герой прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, так как впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Таким образом, в глазах общества он выглядит блестящим аристократом, поэтому и пользуется у него расположением.

1.1.3 Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Как
в обоих фрагментах раскрывается тема образования?

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь..

перекликаются с гоголевскими «Многие были не без образования… Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Нетрудно заметить иронию А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя относительно образованности своих героев. Таким образом, оба автора в приведённых фрагментах высмеивают

стремление светского общества к поверхностному образованию.

Какие эпитеты наиболее важны для характеристики Ленского и почему?

Как в описании Владимира Ленского проявляется авторское отношение
к герою?

Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ поэта-романтика, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне светской толпы. Таким образом, А. С. Пушкин с симпатией относится к Ленскому, потому что его герой верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Но не только поэт симпатизирует молодому романтику.Описание показывает, что автор критически относится к его поэзии и осуждает её за бессодержательность и слащавость.

1.1.3Сопоставьте данный фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В чём сходство и различие характеров главных героев этих произведений?

1.1.1В начале и конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?

Татьяна - любимая героиня Пушкина. Ей присуща высокая нравственность и чистота души. Первым признаться в любви во времена Пушкина мог только мужчина. Признание женщины считалось неприличным, так как нарушало каноны, сформировавшиеся в обществе. Признание Татьяны - это поступок смелый и неординарный, поэтому она сама стыдится его.

  1. В своем послании Татьяна обращается к Онегину то на «вы», то на «ты». Как в этом проявляется душевное состояние героини?

Письмо Татьяны к Онегину является искренним и очень смелым порывом молодой души. Анализируя его, можно заметить, что героиня испытывает противоречивые чувства, потому что она первой признаётся в любви к молодому человеку. Таким образом, волнение и тревога за свою честь заставляют Татьяну путаться. Кроме того, обращается она на «ты», скорее всего, не к реальному Евгению Онегину, а к герою своих романов, который ей давно знаком и близок.

Какие личностные качества Татьяны проявляются в её письме к Онегину?

1.1.3 Сопоставьте письмо Татьяны к Онегину с приведённым ниже письмом Веры к Печорину из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В чём заключается различие натур Татьяны и Веры?

Обе героини влюблены. Обе любят беззаветно, готовы отдаться любви без остатка. Как Татьяна противопоставлена Онегину, так и Вера - противоположность Печорина.

Любовь Татьяны сильна, поэтому она, невольно идеализируя возлюбленного, описывает не реального Онегина, а свою мечту о близком человеке, который привлекает не столько внешностью, образованностью и умными речами, сколько родственной душой, способной быть «ангелом-хранителем». В отличие от пушкинской героини Вера здраво оценивает своего возлюбленного, понимает его суть: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала...». В этом и есть отличие двух героинь.

Ленский - наивный, доверчивый и простодушный юноша. Он чист душой, вольнолюбив, прост в общении. Однако герой живёт в своём романтическом мире. Таким образом, А.С.Пушкин подчёркивает,что Ленский по причине своей мечтательности глубоко не вникает в сущность вещей.Всё это приводит к тому, что он не понимает людей.

1.1.2Какую роль в данном эпизоде романа играют эпитеты?

Эпитеты-одно из средств художественной выразительности, которые помогают передать авторское отношение к своим героям. В приведённом фрагменте с их помощью автор подчеркивает поэтическую страстность, горение и восторженность молодого романтика: «безумная душа», «пленённый отрок», «игры золотые», «младых восторгов».Таким образом, этот вид тропа играет большую роль в создании мечтательного и влюблённого образа поэта-романтика.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В чём разница авторского отношения к героям?

В приведенных фрагментах дано описание молодых людей. Однако авторы по-разному относятся к своим героям. Восторженно пишет А.С.Пушкин о молодом поэте, восхищаясь его чистой душой, не развращённой светом: «». Отношение же к Эрасту неоднозначно. Н.М. Карамзин не только отмечает его доброту, вежливость, его стремление помочь бедным людям, но и показывает отрицательные качества: «» Таким образом, Ленский симпатичен А.С.Пушкину, а Эраст вызывает у Н.М.Карамзина осуждение за ветреность и легкомыслие.


Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его «воздушная громада» (А. Ахматова) требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей.
При чтении первой главы Пушкин сам подсказывает вопрос, вокруг которого должно быть сосредоточено наше внимание: «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора...» В итоге чтения первой главы обнаруживается противоречие: при всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. И у нас возникает вопрос: Почему Онегин, «забав и роскоши дитя», «к жизни вовсе охладел»?
Вторая глава, посвященная портретным характеристикам героев и взаимоотношениям их со средой, рождает новый вопрос: почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским, хотя они похожи друг на друга, как лед и пламень?
Третью главу принято считать завязкой конфликта. Но вряд ли Пушкин, с его художественной энергией, растянул бы экспозицию на две главы. Пушкин начал роман решительно. Завязка романа - противоречие в характере героя, странности его хандры при внешнем благополучии условии жизни. Вторая глава ведет к «перемене мест» - смене среды. Однако в усадьбе герой скучает почти также, как в столице. Третья глава - лишь следующий шаг сюжета: герой сталкивается не с деревней, как раньше, но с внутренней природной стихией человеческого сердца - любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к Онегину и первый поступок её любви - письмо - и составляют центр главы. Естественно спросить себя: почему любовь проснулась в Татьяне так неожиданно? И почему Татьяна решилась написать письмо Онегину?
Четвертая глава открывает реакцию героя на любовь. Одинаково ли оценивают объяснение Онегина в саду Татьяна и автор романа? За чем Пушкин в этой главе рисует «святую жизнь» Онегина и «картину счастливой любви» Ольги и Ленского?
При чтении пятой главы нас вопросы о том, почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина с Ленским, в чем сходство именин со сном Татьяны.
В сюжете романа пятая глава оказывается новым испытанием героя: что окажется сильнее - желание внутреннего покоя, основанное на сознании превосходства над другими, или сочувствия к чужой любви, снисходительность дружбы?
Шестая глава обнаруживает мнимость онегинского «чувства превосходства». Это развязка того поединка с обществом, который смутно наметился в хандре у Онегина и разрешился убийством юного поэта, друга. Онегин выжил лишь физически, нравственно он сломлен: предрассудки среды, им презираемым. Оказались сильнее его искренних желаний и затаенных чувств. Почему друзья стали врагами и сталкиваются поединке? Кто виноват в дуэли и ее трагическом исходе?
Седьмая глава нам представляется паузой, усиливающей колебания нас в оценке Онегина. Общий мотив главы, построенной на двух событиях (посещение Татьяны дома Онегиных и её приезд в Москву), подчеркивает отсутствие героя: «его здесь нет». Это усиливает загадочность, неопределенность фигуры главного героя. Потерпевший нравственную катастрофу, он как будто должен быть безоговорочно осужден нами. Сомнение, одолевающие Татьяну («Уж не пародия ли он?»), повергающие ее в равнодушное оцепенение, казалось бы, еще более способствует осуждению Онегина. Но Пушкин, верный художественной объективности, восьмой главой опровергает поспешные наши заключения, обнаруживает неверность его «прогноза». Гуманизм Пушкина не позволяет торопливо осудить героя, который в финале романа окажется свободным на искреннее чувство, глубокое сострадание.
После чтения седьмой главы зададимся вопросом: Изменили ли смерть Ленского, отъезд Онегина, неоднократные посещения его дома, переезд в Москву отношение Татьяны к герою?
Восьмая глава обнаруживает в Онегине возможности, которые за ним прежде не было. Это взлет героя, в котором открылась самозабвенная, непосредственная и поэтическое чувство. Но оно привело его тем не менее к трагическому тупику. «Уход в любовь», как холодное призрение к обществу, помысли Пушкина, не может быть спасительным. В этом развязка внутренней мысли романа. Но все-таки приходится решать вопросы: Любит ли Онегин Татьяну, и от чего она отвергает его.

С1. Можно ли назвать отношения Онегина и Ленского настоящей дружбой?

Афоризм гласит, что друзья – это одна душа на два тела. Если придерживаться такого представления о дружбе, то отношения между Онегиным и Ленским дружбой назвать нельзя. Пушкин и сам замечает, насколько они разные люди:

…Волна и пламень

Не столь различны меж собой…

В основе их отношений не сходство душ, а общая праздность:

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья…

Онегин высокомерен; он презирает людей в целом, но к Ленскому относится с некоторым снисхождением. Ленский, с его умом, «еще в сужденьях зыбком», смешон Онегину, но он прощает ему «и юный жар, и юный бред», хотя не очень понимает поэм юного поэта. Разница между Онегиным и Ленским – это разница между романтиком элегического и байронического типа.

Если же понимать дружбу как преданность и верность в «трудах, заботах и борьбе», как способность понять и помочь, то эти отношения также не выдерживают проверку жизнью. «Дружба» Онегина и Ленского рушится, когда Онегин, желая развлечься, расшевелить фибры своей холодной души, решает приволочиться за хорошенькой возлюбленной Ленского – Ольгой Лариной. Это приводит к дуэли между друзьями и к гибели Ленского. Для Онегина дружеское чувство оказывается ниже светских условностей, он боится прослыть трусом, Ленский же становится пленником ничем не оправданной ревности, которая заставляет и его забыть о дружбе.

(11 предложений)

C 2. В каких еще произведениях русской классики звучит тема мужской дружбы?

Русская литература не раз обращалась к теме мужской дружбы, и не случайно. Потребность русских в дружбе, товариществе очень велика. Практически все герои произведений связаны узами дружбы: Онегин и Ленский, Обломов и Штольц, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Войницкий и Астров… Даже явные индивидуалисты – Печорин, Раскольников – не лишены склонности к приятельству (Печорин – с Вернером, Раскольников – с Разумихиным).

Зачастую перед нами предстают неравноправные отношения в дружеской паре. Один становится в большей степени ведомым, другой – учителем. Так же, как Онегин пытается вразумлять наивно-романтичного Ленского, действует и Базаров по отношению к Аркадию, и Штольц по отношению к Обломову. Базаров воспитывает Аркадия в духе нигилизма, Штольц Обломова – в духе активности и предприимчивости нового времени.

Эти же пары характеризует и такая особенность, как недолговечность дружеских отношений. Кризис в них связан как с личными амбициями (ревность Ленского, приоритет светских условностей у Онегина), так и с идейными расхождениями (Базаров и Аркадий) и разницей образа жизни (Обломов и Штольц). Часто в русской литературе звучит и мотив предательства в дружбе. Швабрин предает Гринева, Долохов – Пьера, Рыбак – Сотникова…

Поиск идеальной дружбы и отсутствие этого идеала был так свойствен критическому реализму. Соцреализм обнаруживает этот идеал в отношених Павла Власова и Андрея Находки («Мать» Горького), Лопухова и Кирсанова («Что делать?» Чернышевского).

(12 предложений)

Спутник – человек, который совершает путь вместе с кем-нибудь.

Онегин – спутник Пушкина по романной жизни: рядом с образом автора-повествователя, который является третьим главным героем романа, живёт Онегин.

«Странный» означает «необычный, непонятный, вызывающий недоумение». Из этих значений только «необычный» подходит для использования в ответе на этот вопрос.

«Необычным» Онегин представляется потому, что он, литературный герой, стал «добрым приятелем» своего создателя, автора-повествователя, который обращается к нему как к реальному лицу, оценивает его как живого человека: «мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлаждённый ум». Это не было принято в до-пушкинской литературной традиции.

Странность его можно определять и как оригинальность. Немногие из его современников могли порвать с окружающей средой, отказаться от праздного образа жизни и искать высокого назначения. Именно этот его внутренний стержень не был подражанием кому-нибудь и определял привлекательность Онегина для Пушкина.

(9 предложений)

Татьяна Ромодина, 11 класс, 2009