Райт называл себя «величайшим в мире архитектором» и был потрясающим пропагандистом собственных идей. Это подтверждает выставка к его 150-летию в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Фрэнк Ллойд Райт. Вид с востока на храм Согласия в Оак-парке. 1905-1908. Акварель. Фото: МоМА

16 октября 1956 года Фрэнк Ллойд Райт провел пресс-конференцию в чикагском отеле Sherman на 1,7 тыс. номеров. Самому знаменитому архитектору Америки нужна была по-настоящему большая площадка, чтобы представить свой «Иллинойс» — проект более чем полуторакилометрового в высоту 528-этажного небоскреба c 56 лифтами на атомной энергии, рассчитанного на 130 тыс. жильцов, оснащенного гаражом на 15 тыс. машин и сдвоенной площадкой на 100 вертолетов.

Небоскреб размером с город

Зная, чем соблазнить журналистов, Райт при помощи фототехники увеличил почти трехметровый чертеж башни, который и сам по себе был весьма впечатляющим, до 6,7 м. Он мыслил не только масштабно, но и радикально. Может показаться странным, но проект «Иллинойса» был неразрывно связан с убежденностью Райта в том, что современный город — чудовищное, расползающееся создание, которое необходимо обуздать. В идеале город размером с Чикаго можно было бы уместить в нескольких высоченных небоскребах, окруженных бурной растительностью вместо улиц. Природа с большой буквы «П» была для Райта почти предметом культа. «Иллинойс» задумывался как средство защитить природу, уплотнив и ограничив современный город.

Фрэнк Ллойд Райт. Проект планетария Гордона Стронга в Мэриленде. 1924-1925. Цветной карандаш на кальке. Фото: МоМА

Пресса восприняла этот проект с большим энтузиазмом: 88-летний архитектор обеспечил журналистов интересным материалом, что, впрочем, постоянно случалось и в предыдущие 70 лет. Скандальный, прямолинейный, остроумный и полностью поглощенный своим делом, Райт мыслил широко и действовал решительно. Его жизнь была полна драматизма и настоящих трагедий. Два сгоревших дома. Любовница и двое ее детей, зарубленные топором. Шумные разводы. И конечно, множество великолепных новаторских зданий и проектов, разрабатывавшихся с самого основания мастерской под его именем в 1893-м. Фрэнк Ллойд Райт был очень разносторонним человеком.

Пожалуй, неудивительно, что и архив Райта так богат и многогранен. В 2012 году его перевезли из бывших мастерских архитектора в Талиесин-Исте (Висконсин) и Талиесин-Уэсте (Аризона) в Колумбийский университет и нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА). И кураторы приступили к изучению приблизительно 55 тыс. эскизов, 300 тыс. страниц переписки, 285 фильмов и 2,7 тыс. рукописей.

Распакованный архив

В честь 150-летия Райта МоМА проводит выставку «Распаковывая архив», где представлено около 450 работ архитектора. Музей выпустил объемный каталог, авторы которого предприняли попытку интерпретировать все это архитектурное богатство. А оно определенно нуждается в интерпретации, поскольку за 72 года деятельности Райта стиль его эскизов и рисунков развивался и переживал разные периоды, как это бывает у художников-долгожителей. Все эти периоды объединяет очень интересная, часто блестящая техника, последовательно обнаруживающая влияние «Движения искусств и ремесел», японской печатной графики, венского Сецессиона, ар-деко, европейского модернизма, автомобильного дизайна (всего у него было 85 автомобилей) и даже Голливуда.

Из Райта получился бы великолепный художник-постановщик и декоратор. Его собственная жизнь отчасти легла в основу романа-бестселлера Айн Рэнд «Источник» (1943), по которому в 1949 году в США сняли мелодраму с Гэри Купером в главной роли. Хотя мировоззрение и идеалы героя в равной степени можно отнести и к Ле Корбюзье, колоритный архитектор из Висконсина был безусловной звездой. И Райт знал это. Когда однажды в суде его спросили о профессии, он ответил: «Я величайший в мире архитектор». Его третья жена, черногорская балерина Ольгиванна Лазович, возмутилась такой бравадой, на что он ответил: «У меня не было выбора, Ольгиванна. Я был под присягой».

Неизвестный фотограф. Фрэнк Ллойд Райт. Фото: МоМА

Вербовщик талантов

В конце 1950-х, когда на Пятой авеню рос Музей Соломона Р. Гуггенхайма, архитектор несколько раз появился на телевидении. Особенно ярким было его интервью в прямом эфире в сентябре 1957-го в передаче Mike Wallace Interview, где он говорил о религии, войне, эвтаназии, искусстве, критике, американской молодежи, сексе, морали, политике, природе, смерти и своем полуторакилометровом небоскребе.

Движимый глобальными идеями и желанием выйти на широкую аудиторию, Райт овладел множеством техник представления информации — от рисунка цветными карандашами до книг, журналов, выставок, монографий, фильмов, радио и телевидения. Он даже принял участие в популярной телевикторине What’s My Line? Кроме того, он привлекал одаренных молодых ассистентов, которые умели хорошо рисовать. Многие из образцовых эскизов Райта были созданы его помощниками, в первую очередь Джеком Хау, известным как «карандаш в руке Фрэнка Ллойда Райта». Начав работать в мастерской в 1932 году в 19 лет, он стал ее главным чертежником в 1937-м, в период строительства Дома над водопадом — одного из самых знаменитых зданий Америки.

Неизвестный фотограф. Фрэнк Ллойд Райт за работой. Фото: МоМА

Ассистентку Райта, нанятую им в 1895 году, звали Марион Махони, она была одной из первых женщин, получивших высшее архитектурное образование. Вклад Махони в работу Райта весьма значителен: она создавала рисунки и акварели высочайшего качества. В 1910 году берлинский издатель Эрнст Васмут выпустил двухтомник с литографиями планов и перспектив зданий Райта. Автором более половины этих изображений, сделанных в едином «фирменном» стиле, была Махони. Она не только задала тон и стиль эскизных портфолио, но и — в одно мгновение и под именем Райта — завладела умами и карандашами ведущих представителей первого поколения архитекторов европейского модернизма.

Экземпляр книги «Возведенные здания и проекты Фрэнка Ллойда Райта» был доставлен и в берлинскую мастерскую Петера Беренса. Говорят, работа в ней замерла на несколько дней, пока ученики архитектора внимательно разглядывали рисунки. Учеников звали Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус. Другие экземпляры попали в руки молодых австрийских архитекторов Рудольфа Шиндлера и Рихарда Нойтра. Оба они впоследствии эмигрировали в США и работали на Райта, а позднее внесли свою лепту в формирование модернистской архитектуры Калифорнии. В конце Первой мировой войны рисунки для райтовских проектов «американских сборных домов» делали Шиндлер и молодой чешский архитектор Антонин Раймонд, после Второй мировой войны ставший одним из отцов модернистской архитектуры в Японии.

Фрэнк Ллойд Райт. План участка и дома Дарвина Мартина в Буффало. 1903-1906. Рисунок чернилами. Фото: МоМА

С Японией был тесно связан и сам Райт (всю жизнь он коллекционировал японскую печатную графику). На выставке представлена редкая подборка фотографий его отеля Imperial (1913-1923) в Токио — сложного здания, пострадавшего во время крупного землетрясения 1923 года и снесенного в 1968-м. Спроектированное, по словам Райта, как «система садов, висячих садов, опущенных ниже уровня земли садов, садов-балконов, садов-лоджий и садов-крыш», это здание послужило связующим звеном между его ранним и средним периодами как художника-архитектора и между западным и восточным дизайном.

Райт провел в Токио много времени, именно там он начал рисовать на японской рисовой и копировальной бумаге, которую, вернувшись в США, продолжал заказывать для своей мастерской в Талиесине. В 1920-х в число его ассистентов входили японские архитекторы супруги Камеки и Нобуко Цутиура, работавшие и над отелем Imperial. Нобуко была первой японской женщиной-архитектором.

Среди ассистентов Райта более позднего времени, трудившихся в Талиесин-Уэсте (это была наполовину архитектурная мастерская, наполовину пасторальная ферма в духе «возвращения к земле»), была Элизабет (Бетти) Бауэр, возглавлявшая отдел архитектуры и дизайна в МоМА во время Второй мировой. «Бетти в окопах в синей форме, — писал Райт другу, — и все вокруг покрываются потом, как мальчишки».

Фрэнк Ллойд Райт. Проект Дома над водопадом (Дома Кауфмана) в Пенсильвании. 1934-1937. Цветной карандаш. Фото: МоМА

Романтический рурализм

Особое внимание на выставке уделяется любви Райта к природе и его уверенности в том, что лучшая жизнь — за пределами города. В 1932 году, воспользовавшись «Новым курсом» Рузвельта, Райт вместе с инженером, бухгалтером и консультантом по вопросам управления пищевой промышленностью США Уолтером Дэвидсоном разрабатывал планы «малых фермерских единиц» — небольших хозяйств размером до полутора гектаров, объединяющих фермы и придорожные рынки. Только представьте себе такой — Райтов — образ жизни вместо пригородных спальных районов XXI века, не имеющих ничего общего ни с природой, ни с землей, на которой они стоят!

Модель «малых фермерских единиц» так и не была воплощена в жизнь, но их макеты демонстрируют самую суть романтического рурализма Райта. Его неизменная любовь к природе и увлеченность индивидуализмом восходят к сочинениям таких авторов XIX века, как Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Уолт Уитмен. Все трое воспевали самодостаточный, независимый и индивидуалистический образ жизни сельской Америки. Райт читал своим ученикам в Талиесин-Уэсте стихотворения Уитмена из сборника «Листья травы» (1855). И жил в соответствии с принципом, сформулированным в конце книги Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854): «Если человек не идет в ногу со своими спутниками, быть может, дело в том, что он слышит другой ритм? Пусть он шагает под ту музыку, которую слышит, каким бы ни был ее ритм и как бы удаленно он ни звучал».

Фрэнк Ллойд Райт. Один из «американских сборных домов». Проект. 1915-1917. Литография. Фото: МоМА

Райт был плодовитым и уникальным художником, но все же он не был одинок. Об этом свидетельствуют макет и эскизы Broadacre City («Широкоплощадный город»), являющегося, согласно уравнению Райта, суммой архитектуры и площади. Работа над проектом города-сада с низкой плотностью застройки велась с начала 1930-х. Это был своеобразный ответ Нью-Йорку и Чикаго, созданный группой молодых архитекторов. Даже если вы не сторонник антиурбанистической философии, придется признать, что сегодня эта нереализованная пригородная утопия производит такое же сильное впечатление, как и в апреле 1935-го, когда ее представили в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. Broadacre City трансформировался в проект «Живой город» 1958 года, дополненный футуристическими летающими машинами для привлечения новой аудитории. Это был парный объект к полуторакилометровому небоскребу Райта. Он, может быть, и хотел бы, чтобы американцы жили сельской жизнью, но прекрасно знал, как поразить городскую публику завораживающими проектами с использованием всех доступных средств.

Выставка «Распаковывая архив» показывает, что Райт был не только самобытным архитектором, умевшим находить талантливых ассистентов, но и потрясающим пропагандистом. Никому из архитекторов не было посвящено столько выставок. Его работы вошли в первый в истории архитектурный проект МоМА «Международная выставка современной архитектуры» в 1932-м — и вот спустя 85 лет Фрэнк Ллойд Райт все такой же живой и интересный, как и тогда, когда в центре Чикаго представлял свой невероятный небоскреб.

Нью-Йорк, Музей современного искусства
Фрэнку Ллойду Райту — 150. Распаковывая архив
До 1 октября

Джозеф Райт, он же Райт из Дерби (Joseph Wright или Wright of Derby, 3.09.1734 – 29.08.1797) – английский художник, специалист по портретам и ландшафтной живописи. Прославился как "первый профессиональный художник, сумевший передать дух промышленной революции" и как мастер изображения света и теней.

Родился Райт в Айронгейте, Дерби (Irongate, Derby). Решив стать художником, Джозеф перебрался в Лондон (London), где на протяжении двух лет занимался под началом Томаса Хадсона (Thomas Hudson), учившего также Джошуа Рейнольдса (Joshua Reynolds).

Закончив обучение, Райт вернулся в Дерби, где некоторое время занимался рисованием портретов. Позже Джозеф вернулся в помощники к Хадсону, после чего (в 1753-м) опять перебрался в Дерби. На сей раз Райт не стал ограничиваться одними лишь портретами – он блестяще освоил технику рисования света и теней и научился повторять реальные световые эффекты с невероятной точностью.

Дерби оказался чрезвычайно плодотворной почвой для талантов художника; во многом это объяснялось уровнем развития местной промышленности. Райт был дружен с целым рядом основоположников британской промышленной революции; так, он был близко знаком с Джозайей Уэджвудом (Josiah Wedgwood), пионером местной керамической промышленности, и Ричардом Аркрайтом (Richard Arkwright), принесшим технический прогресс в обработку хлопка. Довольно близок был Райт с Эразмом Дарвином (Erasmus Darwin) и другими членами Лунного общества (Lunar Society) – видной группировки промышленников, ученых и философов.

Ряд картин Райта, запомнившихся прежде всего умелой игрой света и тени, был создан под впечатлением от собраний Лунного общества. Свет на картинах Райта, однако, имел и метафорический смысл – научные сообщества в те времена серьезно изменяли мир и человеческий взгляд на него, выступая одновременно в качестве путеводного света, и светового луча, открывающего сокрытые во тьме тайны.

В период с 1768-го по 1771-й Райт обитал в Ливерпуле (Liverpool); здесь он занимался преимущественно портретами – в том числе, портретами виднейших местных граждан.

28 июля 1773-го Райт женился на Энн Свифт (Ann Swift). У Энн и Джозефа родилось шестеро детей (трое из которых, впрочем, скончались еще в младенчестве).

Еще в 1773-м Райт – в компании Джона Даунмэна (John Downman), Ричарда Херлстона (Richard Hurleston) и своей беременной супруги – отправился в Италию (Italy). В феврале 1774-го Райт и его товарищи прибыли в Ливорно (Livorno); довелось им побывать и в других итальянских городах. В Неаполе (Naples) Райт стал свидетелем извержения Везувия (Vesuvius); впечатление это буйство природы произвело на него сильнейшее – в дальнейшем Джозеф неоднократно рисовал на данную тему.

Лучшие дня

Вернувшись из Италии, Райт осел в Бате (Bath); некоторое время он занимался здесь портретной живописью. Особых успехов, впрочем, Джозефу добиться не удалось; в 1777-м он вернулся в Дерби, на сей раз навсегда. До самого конца дней своих Райт оставался художником провинциального уровня – что, впрочем, ничуть не умаляло качества его работ. Сейчас Джозеф по праву считается одним из наиболее необычных творцов своего времени; славу ему принесли как излюбленные технические приемы, так и интерес к промышленной революции.

17 августа 1790-го Энн Райт скончалась; сам художник пережил супругу на 7 лет и умер 29 августа 1797-го года. Тело Райта было захоронено на кладбище близ одной из церквей Дерби; позже церковь эта была уничтожена в процессе строительства новой дороги, а прах Райта перенесли на другое кладбище.

РАЙТ Джозеф, прозванный Райт из Дерби

Wright, Joseph, Wright of Derby, dit

(1734, Дерби - 1797, там же)

Английский художник.

В 1751-1753 и в 1756-1757 он учился

в мастерской Томаса Хадсона. Ранние

портреты (до 1760) исполнены Райтом

в манере своего учителя (<Портрет

мисс Кеттон>, Сант-Луис, Миссури,

Гор. художественная гал.; <Портрет

Томаса Беннета>, Дерби, музей). В

1760-1773, период его творческих

исканий, художник живет в Дерби; он

интересуется необычными световыми

эффектами, моделирующими пространс-

тво и восходящими к искусству ут-

рехтских караваджистов. В Дерби он

знакомится с мастером по керамике

Джошуа Веджвудом и химиком Джозефом

Пристли, способствовавших развитию

индустриальной революции, и при-

сутствует при их экспериментах.

Картины <Планетарий> (1766, Дерби,

музей; вариант - Нью-Хэвен, Йель-

ский центр Британского искусства) и

<Испытание насоса> (1768, Лондон,

гал. Тейт; вариант - собрание Ч.

Роджерса-Колтмана) отражают интерес

жителей Средней Англии к научным

изысканиям. Этот новый жанр живопи-

си, блестящей иллюстрацией которого

являются произведения Райта, был

назван Дидро <серьезным жанром>.

Художник писал также портреты

(<Портрет супругов Томас Колтман>,

ок. 1770-1772, Лондон, Нац. гал.) и

композиции на исторические сюжеты.

В картине <Мираван, открывающий

гробницу своих предков> готические

элементы сочетаются с неоклассицис-

тическими, а сама композиция по

своему странному характеру близка

атмосфере романов А.Радклифф. Во

время итальянского путешествия

(1773) Райт пишет различные, впе-

чатлившие его виды (<Везувий>,

1774, Дерби, музей; 1778, Москва,

Музей изобразительных искусств им.

А. С. Пушкина; <Иллюминация Замка

св. Ангела> (1774, Дерби, музей;

1774-1775, Бирмингем, Гор. музей;

1775-1778, Ливерпуль, гал. Уокер;

1778-1779, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж); эти темы вдохновляли ху-

дожника и по возвращении в Англию

(1775). Он изображает эффекты лун-

ного света, чем-то напоминающие

произведения Берне, однако трактует

их, скорее, с позиции ученого, наб-

лидающего физическое явление, неже-

ли романтика. В 1775 Райт уезжает в

Бат, где тщетно пытается привлечь

клиентуру Томаса Гейнсборо и, в

1777, возвращается в Дерби. Начиная

с этого времени были написаны неко-

торые его лучшие портреты (<Портрет

сэра Брука Бутби>, 1781, Лондон,

гал. Тейт; <Портрет Юса Кока с же-

ной и Дэниэлом Паркером Коком>,

1780-1782, Дерби, музей; <Портрет

Томаса Гисборна с женой>, 1786,

Нью-Хейвен, Иельский центр Британс-

кого искусства). С 1778 произведе-

ния Райта выставляются в Кор. Ака-

демии, членом которой он становится

в 1781. В 1784 он пишет <Коринфскую

девушку> (там же); выбор этой темы,

развитой в поэме Хэйли, свидетель-

ствует о том, что источником вдох-

новения для Райта была современная

литература. Он более не покидал

Дерби вплоть до самой смерти, ис-

полняя портреты, пейзажи графства

Дербишир, исторические композиции и

произведения, навеянные воспомина-

ниями об Италии (<Озеро Неми>, Па-

риж, Лувр). Он остался провинциаль-

ным художником, но в лучшем смысле

этого слова; благодаря его глубоко

оригинальной манере, в которой со-

четались элементы готики и неоклас-

сицизма, его интересу к научным

исследованиям и к современной лите-

ратуре, он явился одним из пред-

шественников романтического искусс-

Творческое наследие Райта представ-

лено главным образом в Иельском

центре Британского искусства в

Нью-Хэвене (<Автопортрет>, 1768;

<Кузница>, 1771; <Портрет доктора

Ричарда Райта>, 1785-1787; <Сцена в

тюрьме>, 1787-1790; <Итальянский

пейзаж>, 1790; <Вид озера Неми на

закате>, ок. 1790), в Уодсворт Ате-

неум в Хартфорде (<Старик и

смерть>, ок. 1773), в гал. Тейт в

Лондоне (<Портрет Томаса Стенифор-

и в музее Дерби (<Портрет Томаса

Борроу>, ок. 1762- 1763; <Автопорт-

рет>, 1767-1770; <Портрет Сары Кар-

вер с дочерью>, 1769-1770; <Отшель-

ник, изучающий скелет>, ок.

1771-1773; <Алхимик, открывающий

фосфор>, 1771-1795; <Портрет Самуэ-

ля Уорда>, ок. 1782-1783; <Индийс-

кая вдова>, 1783-1785; <Вид Тиво-

ли>, 1783-1786; <Пейзаж с радугой>,

1794-1795). В музее Дерби находится

также значительное собрание рисун-

ков и акварелей (в особенности,

этюды с антиков и пейзажи).

В 1990 в Лондоне (гал. Тейт), Пари-

же (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей

Метрополитен) прошли ретроспектив-

ные выставки работ Райта.

Джозеф Райт, Джозеф Райт из Дерби, Райт из Дерби (англ. Joseph Wright, англ. Joseph Wright of Derby, англ. Wright of Derby) (3 сентября 1734, Дерби, Англия - 29 августа 1797, Дерби, Англия) - один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия.

Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма , в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена .

Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.

Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби.

Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката - Джона Райта (1697-1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700-1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года (1751-1753 и 1756-1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс . До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби).

В ранний период творческих исканий - с 1760 по 1773 годы - художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли. Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант - Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.

В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.

В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.

На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.

Два года (1775-1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо . Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году - полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Джозеф Райт , Джозеф Райт из Дерби , Райт из Дерби (англ. Joseph Wright, англ. Joseph Wright of Derby, англ. Wright of Derby) (3 сентября 1734, Дерби, Англия - 29 августа 1797, Дерби, Англия) - один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия.

Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма, в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена.

Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.

Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби.

Биография

Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката - Джона Райта (1697-1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700-1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года (1751-1753 и 1756-1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс. До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби).

Используйте курсор для определения, кто есть кто

В ранний период творческих исканий - с 1760 по 1773 годы - художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли. Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант - Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.

В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.

В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.

    Извержение Везувия (1774)

    Дом в огне ночью (ок. 1785 - 1793)

    Везувий в Посиллипо (ок. 1788)

    Пещера, близ Неаполя (1774)

    Грот в Салернском заливе, закат (ок 1780 - 1781)

На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.

Два года (1775-1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо. Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году - полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).