Миллионы звуков привлекают наше внимание: тысячи нравятся, приносят наслаждение, некоторые раздражают, приводят в бешенство, навевают тоску. Миллирады разного рода и тональности звуков способно различать человеческое ухо. Все они (звуки) способны творить чудеса, не побоюсь этой метафоры, с нашей памятью, восприятием, сознанием и воображением.

С некоторыми звуками у нас связаны романтические воспоминания, будь то песня, которую слушали с любимым человеком, с некоторыми - будничные заурядности, как то звон ночного трамвая, с иными - теплые, волнительные мгновения, как звонкий смех во дворе, напоминающий о безвозвратно ушедшем детстве.

А как приятно слышать стук каблуков, подводящий ко входной двери, долгожданного и так жизненно необходимого посетителя или шелест оберточной бумаги, сулящей определенно приятный сюрприз, или сонное посапывание самого дорогого во всей вселенной человека.

Меланхоличный шепот опавшей золотисто-багровой кроны дремлющих деревьев навсегда связывает с сентиментальной осенью Пушкина, а колокольный звон зовет укротить гордыню и забыть обиды, какими бы глубокими они бы не были, не терпит возражений гром органа, который напоминает о смятении человеческой души, о трагизме бытия, а чувственные капли летнего дождя о краткосрочности и мимолетности влюбленности.

Бывает один и тот же звук вызывает совершенно противоречивые чувства и эмоции.

Например, школьный звонок на первый урок и после каждой перемены воспринимается учениками по меньшей мере незаслуженным наказанием и безысходностью, но как же радостно этот самый звонок воспринимается на перемену и с последнего урока. А каким трогательным кажется звучание школьного звонка в руках первоклашки, гордо восседающего на плече старшеклассника. И невольно всплывают воспоминания вашего детства, - какими бы ни были школьные/университетские будни, воспоминания о них, почему-то всегда трепетные.

Тишина тоже имеет свою тональность. Особенно ночью, когда не слышно машин, разговоров людей и городского шума, ты вдруг замираешь возле фонаря и смотришь на маскарадные хороводы снежинок, либо чудаческие пляски комаров, либо магнетический треск плавящейся свечи...

В такие моменты понимаешь, что счастье есть и оно прямо здесь, близко, дотянись и лети на крыльях гармонии и умиротворенности на тысячах тысяч звуковых волн, ведь другим мир не будет, а ты можешь. Ты можешь изменится и полюбить всю эту какафонию, иногда и абсурдную, иногда и бессмысленную, но всегда жизненную. Твою. Нашу. Всемирную.

Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом начале истории человечества. Документально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга). Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают тета-активность, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.

Изучение нейрологического влияния звука показало, что человеческий мозг реагирует на чистые звуки вполне определенным образом. Позитронная томография, измеряющая уровень поглощения глюкозы на клеточном уровне, показала, что чистые звуки и музыка без слов стимулируют повышение клеточной активности в правом или "недоминантном" полушарии.

Хотя оба полушария мозга перерабатывают массу различных видов информации, можно все же провести простое разделение их задач. В принципе, доминантное полушарие (для большинства людей - левое) отвечает за речь и логику. Недоминантное полушарие (для большинства людей - правое) перерабатывает информацию, связанную с пространством, парадоксальную и не основанную на речи. Хотя способность понимать и создавать речь жизненно необходима для нас, у нашего сознания есть и другие ценные аспекты, которые наша культура на данный момент не считает важными. Эти области нашего сознания (такие как состояние повышенной творческой активности и гениальность) легче всего достигаются через деятельность недоминантного полушария.

При стимуляции недоминантного полушария (например, с использованием чистого звука) часто возникают необычные состояния сознания. Это происходит от того, что недоминантное полушарие включает пространственный и интуитивный аспекты нашего сознания. В таких нейрологических состояниях наше восприятие реальности (как внутренней, так и внешней) может сильно отличаться от нашего повседневного восприятия. Наши чувства могут обостриться, их восприятие становится более живым и утонченным. Довольно часто люди испытывают прямое переживание своей внутренней ментальной и эмоциональной жизни через прямое восприятие своих психических мотивов (то есть глубинных эмоций, фантазий и архетипичных конфликтов и драм). Они могут проявляться как внутренние видения (похожие на сновидения картинки) или даже как внутренний диалог.

Хотя наша западная культура в основном не интересуется такими глубокими эмоциональными и ментальными состояниями, многочисленные случаи из жизни великих ученых и людей искусства указывают, что такие состояния сознания являются вратами нашего прирожденного гения.

Нейрология показала, что большинство людей используют менее десяти процентов нашего мозга. В принципе, это значит, что для повседневной жизни нам нужны только 10% (а то и меньше) всех имеющихся у нас нейронных связей. Другие 90% не задействованы. И они останутся пассивными, пока не появится необходимость "пробудить" эти "спящие" нейронные связи. Я проработал в области психотерапии и раскрытия человеческого потенциала более 18-ти лет и убедился, что измененные состояния сознания - мощный ключ для раскрытия большой части нашего неиспользованного потенциала. А в качестве вспомогательной технологии для этого звуки и музыка ни с чем не сравнимы.

Букварь волн мозга

Наш мозг генерирует электрические потенциалы. Клинические эксперименты показали, что эти потенциалы, или волны мозга, напрямую связаны с разными ментальными и эмоциональными состояниями. Стандартный способ измерения активности волн головного мозга - это электроэнцефалограмма. Есть некоторые расхождения во мнениях о том, где именно различные состояния мозга "накладываются" одно на другое, но, в принципе, изложенная ниже схема является общепринятой. В ней есть пять разных ступеней, начиная с дельты, низшего уровня, и до К-комплекса, высшего уровня.

Дельта - это частота 0,5-4,0 Hz, и она связана с глубоким сном, когда отсутствует осознание собственного "я". Однако некоторые люди с высокоразвитой нервной системой сообщали о состояниях глубокого покоя и расслабленного осознания "я" в диапазоне дельта. Как правило, это люди, развивающие свою нервную систему через такие практики, как , медитация и так далее.

Следующий уровень активности - это тета, частота 4-8 Hz. Тета связана с расслаблением и сном, сопровождаемым глубоким переживанием визуальных образов, например, сновиде?ний, виде?ний и т.д. Она также связана с некоторыми видами ускоренного обучения. Более того, диапазон тета также часто связывают с феноменом самоисцеления.

От тета мы поднимаемся к альфа, частоте, связанной с легким расслаблением. Диапазон альфа 8-14 Hz, и ее часто используют в методах ускоренного обучения, а также некоторых разновидностях техник селф-хелпа.


Бета - это то, что мы, как правило, называем бодрствованием, это частота 14-23 Hz. Более высокий уровень беты - 23-33 Hz, и она связана с состояниями повышенной ментальной активности. В диапазоне 33 Hz находится К-комплекс, как правило, возникающий короткими вспышками, и связанный с неожиданными озарениями, мгновенным пониманием каких-либо идей или переживаний.

Использование определенных состояний мозга позволяет улучшить внутреннюю активность, например обучение, самоисцеление, изучение измененных состояний сознания и т.д. Хотя измерение активности мозга крайне важно для понимания нейрофизиологии, собственно ментальные, эмоциональные и духовные переживания человека важны для нашего понимания взаимодействия мозга и разума.

Азы акустики


Ниже изложен базовый минимум информации о звуковых частотах в том смысле, в каком этот термин используется в психоакустике. Любая звуковая вибрация состоит из волновых форм. На диаграмме изображена синусоида (это самая типичная форма волны, используемой в психоакустике).

Как видно из этой диаграммы, цикл - это расстояние между пиками. Частоты, как правило, измеряются в циклах в секунду, или Hz (герц). Чем выше частота, тем выше звук. Нормальная зона восприятия звука для человека - от 20 до 20.000 Hz. Некоторые люди слышат звуки выше 20.000 Hz, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Hz.

Есть несколько возможных вариантов использования определенных частот для "приведения" мозга в измененное состояние. Важно помнить, что большинство людей не слышат низкие частоты, типичные для волн мозга. Например, низкая альфа (и соответствующее ей расслабление) находится в диапазоне 8-9 Hz, за пределами порога слышимости (20 Hz).

Один из способов преодоления этого называется дифференциацией сигнала. При этом в мозг посылаются два разных сигнала. Скажем, в левое ухо поступает сигнал с частотой 200 Hz, а в правое - с частотой 208 Hz. Разница между сигналами составит 8 Hz, и именно на них будет настраиваться мозг. Можно также использовать музыкальные ритмы, которые, как показывает опыт, также весьма эффективны.

Другой метод, часто используемый на кассетах Acoustic Brain Research (ABR) - это подача низких звуков в определенном ритме, чтобы погрузить мозг в желаемое состояние. Мы можем подавать любую частоту или тон по 10 циклов в секунду, чтобы усилить альфа-активность. Преимущество этого варианта в том, что даже глухой на одно ухо человек сможет им воспользоваться, в то время как дифференциация сигнала на него не повлияет.

Говоря о работе мозга и восприятии тела, один из аспектов работы с частотами крайне интересен для психоакустики. Используя различные частоты, можно вызвать резонанс в различных частях тела, таким образом активизируя эмоциональную/ментальную активность, связанную с этим местом. Этому можно найти очень интересное применение в психотерапии и дисциплинах, занимающихся связью ума и тела.

Что такое психоакустика?

Психоакустика - недавно возникший раздел изучения потенциала человека, обещающий радикально изменить человеческое поведение, изучая звук, речь и музыку и их влияние на мозг/сознание. Вы заметите, что мы пишем мозг/сознание, таким образом связывая их. Это основано на введенном д-ром Карлом Прибрамом (Dr. Carl Pribram) определении мозга и "сознания", где "сознание" является процессом, существующим параллельно физиологическим процессам в мозгу.

Таким образом, мозг может существовать без сознания (как, например, в трупе), но сознание не может существовать без функционирующего мозга - по крайней мере так, как мы привыкли воспринимать ментальную/эмоциональную активность. (Это не значит, что какой-то аспект сознания не может действовать вне связи с работой мозга, а только что функционирование мозга необходимо для нормальных повседневных переживаний).

Звук и музыка

Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Мы только недавно начали понимать физиологическое воздействие звука и музыки на мозг. Далее мы поговорим о его основе и различных применениях в технологии психоакустики.

Мы знаем, что музыка может сильно влиять на работу мозга. Это подтверждают работы д ра Лозанова (Dr. Lozanov) из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (как, например, Largo в музыке периода барокко) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о "состоянии расслабленного сознания".

Затем д-р Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Д-ру Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр, или тональность музыки, также оказывает сильное влияние на работу мозга. Мы в ABR используем этот принцип; на каждой кассете записана музыка с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Д-р Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа (контрольная) не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Что произошло?

С точки зрения психоакустики, все ясно. Архитектура музыки - ритм и тембр - создали изменения в работе мозга, стимулируя его через слух. Эти перемены в работе мозга младенцев понизили уровень стресса, позволив естественным способностям к самоисцелению действовать эффективнее, чем в контрольной группе.

Вибрационная природа звуков и музыки создает язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово "язык" значит не "слова", а "информация". Кстати, слово "информация" происходит от латинского "informare", что значит "форма". Иначе говоря, музыка - это процесс смены акустических форм. Если бы вы увидели формы, создаваемые музыкой, вы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками.

Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой (Cymatics) и является, в основном, плодом работы двух людей - д-ра Ханса Дженни (Dr. Hans Jenny) и д-ра Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners). Эти ученые собрали множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. В некоторых случаях использовался тоноскоп, записывающий схемы в электронном формате.

Эти исследования показали, что музыка действительно создает некую разновидность языка. Как в любом языке, здесь сесть свой синтаксис. Как правило, понятие синтаксиса применяется к записанной или устной речи и означает порядок построения предложения. Изменив порядок слов в предложении, вы измените и смысл. Эту концепцию можно применить и к музыке. Если вы переставите местами ноты, вы измените произведение. Порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Если считать музыку языком, или информацией, то это откроет новые возможности для понимания ее влияния на мозг.

Звуки и музыка также оказывают глубокое влияние на эмоциональные проблемы и трудности в обучении, как показывает работа д-ра Томатиса (Dr. Tomatis) из Франции. Занятно, как д-р Томатис начал заниматься звуковой терапией. На ранней стадии работы его пригласили в монастырь бенедиктинцев недалеко от Парижа. Монахи там страдали от депрессии, а также от расстройств сна и питания. Д-ра Томатиса попросили найти причину их недомогания. Изучая этот вопрос, он обнаружил, что монастырь недавно обрел нового аббата. Новый настоятель с гордостью называл себя современным человеком, и, сочтя григорианское пение слишком средневековым, велел монахам прекратить песнопения.

Сам того не подозревая, аббат отнял у монахов важную форму стимуляции мозга. Лишившись слуховой стимуляции григорианского пения, центральная нервная система монахов подверглась депрессии. Когда д-р Томатис уговорил настоятеля вернуть песнопения, депрессия прекратилась, и монахи выздоровели. Этот случай заставил д-ра Томатиса начать изучать влияние звука на мозг. В процессе работы он обнаружил влияние высоких частот на работу мозга, эмоциональные проблемы и трудности в обучении.

Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?

Влияние звуков и музыки на мозг важно для психоакустики. Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять эти явления. Психоакустика - юная наука, и мы только сейчас начинаем понимать, с какой точностью звуковые формы могут влиять на клеточные процессы в мозгу. Это восхитительное время, и "Акустик Брейн Рисерч" ставит своей целью научное изучение и понимание теории и технологий психоакустики.

С помощью звука, например, известный исследователь, музыкант, певец, целитель и писатель Том Кенион, создал методы, которые ускоряют лечебную терапию и положительные изменения в организме.

Музыка - значение в повседневной жизни человека.

Музыка объединяет людей и поднимает их эмоционально. Музыка использовалась для социальных перемен и пропаганды. Это мост, который может позволить людям разных культур, религий, верований и рас достичь международного взаимопонимания. Музыка позволяет человеку выразить себя таким образом,каким другие существа на земле не способны. Без музыки, жизнь человека была бы скучной, серой и бесцветной.

Когда человек впервые научился играть на музыкальных инструментах, сочинять и петь он начал свой долгий путь из тьмы к свету. Благодаря использованию музыки человек начал выражать мысли своего ума и боли его совести. Любовью, ненавистью, и желаниями наполняющие его сердце, - он делился со всего миром, и даже с небесами. Люди поклонялись богам и благодарили их за обильный урожай музыкой и песней. Они пели и танцевали для них, когда дождя не было, чтобы помочь хорошему урожаю. Люди пели и танцевали, когда они были печальны и были счастливы, когда они праздновали или скорбили, для мира или для войны.

Музыка была частью жизни людей с начала истории человечества.Музыка использовалась во многих культурах самых древних и более поздних периодах истории. Традиции людей, которые дороги их сердцу, часто предусматривают использование музыки в той или иной форме. Обряды перехода и браки, как правило, включают музыку как часть культурных и религиозных традиций.

Музыка служит человеку во многих отношениях. Это лечебный, утешая и успокаивая. Стресс - с которым мы имеем дело в нашей повседневной жизни,люди, живущие в часто бесчеловечном мире снимают с помощью прослушивания музыки. Музыка успокаивает, поднимает настроение, бодрит мертвых духов, и связывает нас духовно. Мы находимся на связи с миром, Богом, и семьей за счет использования музыки. Сражения и войны прекращались при помощи музыки. Мы используем музыку, чтобы выразить чаяния и желания нашего сердца, как люди, и наш гнев на несправедливость, которая так часто встречаются во многих обществах. Сообщества, религии и идеологии связаны друг с другом музыкой. Она является единственным средством общения с другими людьми, так как музыку понимают все, и она не знает языковых или культурных барьеров. Музыка - это язык, который может использоваться людьми разной расы, национальности, культуры, религии, без страха быть непонятой.

Музыка всегда была и всегда будет переплетена с человечества традициями, убеждениями и культурой. Человечество использовало музыку как вид искусства и как средство творческого самовыражения. Они злоупотребляли ей в качестве инструмента для распространения токсичных идеологий и убеждений, а также негативно влияли на нравственное сознание людей во всем мире. Музыка, использовалась в основном для благих целей человечества. Благих целей, как рисунок людей вместе, в дружбе и торжестве являются на сегодняшний день наиболее широко используемыми темами для музыки в жизни человека.

Мы живем в мире звуков: слушаем музыку, постоянно подвергаемся акустическим атакам шумящего города. Всё это сказывается на нашем здоровье. И не всегда положительно.

Волновая теория

Верное понимание природы звука было доступно человеку еще до появления специализированной науки. Аристотель утверждал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи уже связывал звук с распространением волн, а в XVI веке Р.Бойль доказал, что проводником этих волн является воздух (в вакууме звук не распространяется). Современная физика понимает звук как распространение механических колебаний в виде волн с обязательным наличием проводника – это может быть как воздух, так и любое твердое, жидкое или газообразное тело.
Любое колебание предполагает такие показатели, как амплитуда и диапазон частот. В случае со звуковой волной, от частоты этого колебания зависит, будет ли звук воспринят человеческим ухом и какой эффект на организм он окажет. Здоровый человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20 тысяч Гц. Все, что ниже или выше этих границ, в физике принято называть инфра- и ультразвуком, соответственно.

Любое тело – даже отдельная клетка нашего организма – находится в состоянии постоянного колебания, и каждому телу соответствует своя частота и диапазон этих колебаний. Так, частота колебаний головного мозга в разные циклы активности организма отличается. Выделяют пять ступеней мозговой активности, различающиеся по диапазону колебаний, где меньшему диапазону (дельта, 0,5-4,0 Hz) соответствует состояние полной расслабленности, сна, а высшему (К-комплекс, 23-33 Hz) – возбуждения, вспышек озарения и т.п.

Большинство людей не слышат низкие частоты, именно потому что те совпадают с волнами мозга. Логично предположить, что разные частоты могут оказывать различное воздействие на состояние человеческого организма. Исследования этой сферы получили название психоакустики.

Технологии акустического воздействия на сознание

По сути, психоакустика – это теоретическая основа звукотерапии. Человек всегда догадывался о том, что разные звуки производят различный эффект на состояние тела и сознания. Будь то церковное богослужение или колыбельная матери младенцу – мы всегда использовали звуки, чтобы воздействовать на окружающую действительность.

В работах болгарского доктора Лозанова мы находим доказательства, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (такой темп характерен, например, для фуг И.Баха) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о «состоянии расслабленного сознания».
Затем доктор Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме.

В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Доктору Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр или тональность музыки также оказывает сильное влияние на работу мозга. Сегодня результаты его исследований развились в обособленное направление – технологию акустического изучения мозга (Acoustic Brain Research, ABR); а Суперобучение применяется в прогрессивных (экспериментальных) учебных заведениях Америки: в процессе обучения используются аудиозаписи с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Другой представитель писхоакустики – доктор Сью Чапмэн – провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Вокруг шум

Наравне с направленным и контролируемым воздействием на человеческую психику звуки, шум и музыка, окружая человека повсюду, каждый день вносят весомый вклад в наше психологическое состояние. Кроме частоты колебаний, важным показателем является громкость звука. Ее в нашем контексте можно также обозначить термином уровень шума, который измеряется в децибелах.

Так, «белым шумом», оказывающим успокаивающее акустического воздействие, считается шум листвы и прибоя, оценивающийся от 20 до 40 Дб. Длительное воздействие шума в 60-90 Дб неизбежно вызывает раздражение. К такому шуму относятся звук приближающего поезда, человеческий крик, работающий двигатель мотоцикла и т.п.

При постоянном воздействии шума в 95-110 Дб (например, звук реактивного самолета на высоте 300 м) возможно ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), гипертония и даже язвенная болезнь. Шум от 115 до 175 Дб вызывает акустическое опьянение, нарушает сон, приводит к глухоте. К последней категории ученые-медики относят громкость музыки в «наушниках-затычках», делая неутешительные прогнозы насчет возможной массовой глухоты поколения современной молодежи.

Аудиальные способы управления общественным сознанием

Важное место в воздействии на индивидуальное и групповое сознание занимают достижения науки фонологии – раздела лингвистики, занимающегося изучением функциональной стороны звуков речи. Влияние тембра речи и интонации на слушающего часто оказывается сильнее, чем смысл сказанных слов, – отмечает С. Кара-Мурза в своем труде «Манипуляция массовым сознанием». Например, голос диктора является основным критерием успешности и эффективности рекламы на радио, именно поэтому его выбор имеет огромное значение.

Каждому знаком голос Юрия Борисовича Левитана - диктора Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию, читавшего сводки Совинформбюро во время войны и объявлявшего о взятии Берлина и о Победе. На эту должность Левитан был выбран лично Сталиным, и в итоге стал голосом надежды для советских граждан.

Исследования воздействия на слушателей тональности, тембра и темпа речи велись с середины ХХ века в США. Их результаты широко применяются сегодня в предвыборных кампаниях. Например, аналитиками было предсказано, что в ходе предвыборных дебатов на радио в паре Кеннеди-Никсон выгоднее будет выступать последний, в силу слишком высокого голоса Кеннеди и его «гарвардского акцента». Психоакустики работают и с нынешними политиками. Для достижения нужно воздействия на аудиторию и громкость, и тембр, и темп речи согласуется с рекомендуемыми параметрами.