Как уверяет молва, младший сын Морозовой Арсений, побывав в гостях у брата, заявил, что поручит создать для него самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно что потом будет... Мой же дом будет стоять вечно». С этих слов и началась жизнь дома на Воздвиженке.

Ранее на месте дома № 16 размещался конный цирк. И до 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Маркуса Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом году был куда страшнее: деревянное здание сгорело фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось. Освободившийся около ее дома, участок купила Варвара Алексеевна Морозова, решив сделать подарок младшему сыну Арсению на его день рождения. Архитектором пригласили Мазырина. Тот подготовил проект дома в русском стиле, который был решительно отвергнут Арсением. Определиться же с тем, чего он хочет, будущий владелец никак не мог.

Чтобы создать «самый необычный дом в Москве», заказчик и архитектор отправились в длительное путешествие - Париж, Мадрид, Лиссабон… В поисках вдохновения путешественники приехали в португальский город Синтру - места, воспетые Байроном. Фантастически дивная природа и... замок Palacio Nacional da Pena на скале, построенный в стиле мануэлино. Витые колонны, причудливый орнамент… Мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Надо ли уточнять, что на этом поиски были окончены. В 1897 году семилетняя дочь Мазырина Лида заложила первый камень в основание будущего дома - и работа закипела.

Казалось, для Мазырина не существовало препятствий. Замок в Синтре увит гроздьями винограда? В Москве вместо живого винограда появился каменный орнамент. В 1899 году строительство было окончено. На Воздвиженке появился дом, пройти мимо которого невозможно. Толстой в романе «Воскресение» напишет:

«На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.

Вон какой домина занесли, - сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим.

Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. Прочные леса из больших сосновых бревен, схваченных железными скрепами, окружали воздвигаемую постройку и отделяли ее от улицы тесовой оградой.

По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз спускали пустые носилки и кадушки. Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то, указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.

«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», - думал Нехлюдов, глядя на этот дом».

Дом был принят московской публикой в штыки. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Говорят, что и Варваре Алексеевне дом не понравился, якобы она сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Впрочем, сам Арсений на слухи никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные попойки, а Морозов-младший увлекся мистическими и эзотерическими науками. На доме был выточен узел из канатов - талисман благополучия и долголетия. Но с долголетием не вышло. Однажды в пьяной компании Арсений поспорил, что прострелит себе ногу и не закричит от боли, и тем докажет, что человеческая сила воли безгранична. Выстрелил, не закричал, спор выиграл да и продолжил выпивать. Кровь между тем скопилась в сапоге, произошло заражение, и в скором времени чудаковатый Арсений скончался.

Чуть позже выяснилось, что все свое имущество (четыре миллиона плюс особняк) Морозов-младший завещал не бывшей жене и дочери, а любовнице. Вдова обратилась в суд, газеты старательно описывали происходящее: «в коммерческих кругах говорят об иске в несколько миллионов рублей, вчиняемой супругой покойного г-жой Федоровой к некоей г-же Коншиной, явившейся неожиданной наследницей великолепного дворца в мавританском стиле на Воздвиженке и 4-миллионного состояния покойного». В результате выиграла любовница...

…После революции в особняке Морозова разместились анархисты. Затем поселили Пролеткульт. Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд, был весьма своеобразным. Чтобы понять, насколько своеобразным, достаточно вспомнить «Колумб» из «Двенадцати стульев» с его колоритными героями: «Из одиннадцатого ряда, где сидели концессионеры, послышался смех. Остапу понравилось музыкальное вступление, исполненное оркестрантами на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах. Свистнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане...»

Невзыскательной публике такие бесшабашные постановки нравились. Но талантливые режиссеры предпочитали другого зрителя. В 1932 году Пролеткульт распался (а театр переехал с Воздвиженки еще раньше).

С 1928 года дом № 16 был отдан под резиденцию японского посла, в военные годы здесь же располагалась редакция английской газеты «Британский союзник», а с 1952 по 1954 год – посольство Индийской Республики. В 1959–м особняк почти на полвека занял Дом дружбы с народами зарубежных стран. В 2003 году было принято решение о размещении в бывшем владении Морозова Дома приемов Правительства РФ, что и произошло после окончания реставрации в 2006 году.

Один из самых необычных домов Москвы стоит на Воздвиженке - затейливый особняк знатного московского купца Арсения Морозова. Сейчас дом считается памятником архитектуры федерального значения. Современники же единогласно окрестили особняк «домом дурака».

Витиеватый «дом с ракушками» - единственное, чем прославился потомственный почётный гражданин Арсений Абрамович Морозов (1873—1908/1909). Представитель знатного рода и миллионер не принимал участие в семейном текстильном производстве (хотя и был пайщиком Товарищества Тверской мануфактуры), не разделял интереса братьев к искусству, не был ни отмечен на службе, ни замечен в благотворительности.

Как уверяет молва, младший сын предпринимательницы и меценатки Варвары Морозовой Арсений, побывав в гостях у брата, заявил, что поручит создать для себя самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно что потом будет... Мой же дом будет стоять вечно». С этих слов и началась жизнь дома на Воздвиженке.

Страстью Морозова были путешествия. В 1894 году на Всемирной выставке, которая проходила в Антверпене, купец подружился с архитектором Виктором Мазыриным (1859 - 1919), увлекающимся эзотерикой. На мероприятии Мазырин присутствовал как архитектор и проектировщик русского павильона. Мазырин сразу принял заказ Морозова на строительство особняка, но никаких конкретных пожеланий у будущего заказчика не было. Мазырин подготовил проект дома в русском стиле, который был решительно отвергнут Арсением.

Для поиска вдохновения Морозов и Мазырин отправились в совместное путешествие по Европе - Париж, Мадрид, Лиссабон…. Подходящий дом нашелся в португальском городе Синтра (места, воспетые Байроном): молодому промышленнику понравился замок Palacio Nacional da Pena, построенный на скале во второй половине XIX столетия в стиле мануэлино по проекту немецкого архитектора Людвига фон Эшвеге для местного принца - Фернанду II. Витые колонны, причудливый орнамент… Мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Строительство оригинального замка, по размерам намного превосходящего московский прототип, тянулось несколько десятилетий, вплоть до самой смерти принца в 1885 году.




По совпадению в том же 1885 году в собственность семьи Морозовых переходит участок на Воздвиженке, который раньше принадлежал князьям Долгоруким. Недвижимость выкупает мать Арсения Варвара Морозова, чтобы построить дом для себя. Проект первого особняка с флигелем и сторожкой для предпринимательницы реализовал архитектор Роман Клейн. В главном двухэтажном здании были 23 комнаты, еще 19 располагались в подвале, а зал для приемов вмещал до 300 человек. Классическая усадьба сохранилась до сих пор - владение Морозовой располагалось по соседству (современный № 14 по Воздвиженке).

Через 10 лет, в 1895 году, Морозова выкупила землю у соседа - антрепренера баварца Карла Маркуса Гинне. С 1868 года здесь располагался его конный цирк. До 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом году был куда страшнее. Деревянное здание цирка сгорело при невыясненных обстоятельствах фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось.

Спустя два года после сделки, в 1897 году, земля была переписана на самого Арсения Морозова - участок стал подарком матери ему на очередной день рождения. Начинается строительство. Принято считать, что первый камень в доме заложила семилетняя Лида Мазырина - старшая дочь архитектора, в будущем балерина. Закончить строительство удалось в рекордные сроки - уже к концу 1899 года здание было готово.

Во время строительства замка синтровского дворца немец Эшвеге не ограничивался единым стилем - в здании проглядывают черты мануэлино, готики, ренессанса, мавританского и восточного стилей. По тому же пути пошел и Мазырин. Стиль дома на Воздвиженке архитекторы называют псевдомавританским. Дом украшают характерные колонны и башни, но внешняя и внутренняя отделка позаимствованы из других направлений. Для Мазырина не существовало препятствий. Замок в Синтре увит гроздьями винограда? В Москве вместо живого винограда появился каменный орнамент.







Ракушки на фасаде Мазырин позаимствовал у главной достопримечательности испанского города Саламанка - знаменитого дома с ракушками Casa de las Conchas, относящегося к готическому стилю.



А мозаика внутреннего дворика выглядит вполне античной. Все фасады дома оплетают реалистичные канаты, местами завязанные в узлы.

Символы должны были принести владельцу дома счастье, но дело обернулось по-другому. В 1899 году строительство было окончено, но еще до окончания работ в адрес особняка и его владельца посыпались насмешки. Арсений рассказывал друзьям о бурной реакции матери, приводя ее слова: «Раньше одна я знала, что ты - дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Негативно отозвались и братья Морозова - известные городские меценаты.

Критиков хватало и вне семьи. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Известный исследователь Москвы Владимир Гиляровский вспоминал эпиграмму, которую после появления замка сочинил молодой актер Михаил Садовский:
«Сей замок на меня наводит много дум,
И прошлого мне стало страшно жалко.
Где прежде царствовал свободный русский ум,
Там ныне царствует фабричная смекалка».

В романе «Воскресение» Льва Толстого морозовскому особняку посвящен один из диалогов Нехлюдова с извозчиком, где подчеркивается огромный размер и несообразность строящегося здания.




«На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.
- Вон какой домина занесли, - сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим.
Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. Прочные леса из больших сосновых бревен, схваченных железными скрепами, окружали воздвигаемую постройку и отделяли ее от улицы тесовой оградой.
По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз спускали пустые носилки и кадушки. Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то, указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.
«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», - думал Нехлюдов, глядя на этот дом».

Сам Арсений на слухи и критику никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные банкеты, а Морозов - младший увлекся мистическими и эзотерическими науками. Собрать московский бомонд удавалось без труда - двоюродный дядя хозяина дома, заядлый театрал Савва Морозов, приводил к племяннику друзей, в частности - Максима Горького.

Арсений Морозов жил в своем доме до самой смерти в 1908 году. Купец скончался после нелепого несчастного случая в Твери, городе где располагалась одна из семейных фабрик: на одной вечеринке сам прострелил себе ногу, сказав приятелям, что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась благодаря эзотерическим техникам Мазырина. Получив рану, Морозов и, правда, не поморщился и продолжал участие в пирушке. Кровь между тем скопилась в сапоге и спровоцировала заражение, от которого странный младший Морозов скончался через три дня в возрасте 35 лет.

После его смерти оказалось, что по условиям оставленного завещания законной жене Варваре и дочери Ирине не достается ничего из нажитого имущества.
Распорядительницей 4 млн. рублей капитала и особняка на Воздвиженке стоимостью в 3 млн. рублей стала Нина Александровна Коншина - возлюбленная Морозова, с ней он жил последние несколько лет. На наследницу подали в суд: ссылаясь на психическое расстройство Арсения Абрамовича, и, следовательно, его недееспособность, родственникам удалось отсудить часть денег и активов. Но большую часть капитала и дом отсудить не удалось - во владение домом вступила Н. А. Коншина, которая продала его нефтепромышленнику и кутиле Левону Манташеву — сыну нефтяного магната Александра Ивановича Манташева.

Во время революции в здании располагалась штаб-квартира партии анархистов. С 1918 до 1928 года дом находился в распоряжении первого рабочего театра Пролеткульта.
В этот период здесь постоянно бывают Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн и Сергей Есенин. Последний прожил здесь несколько месяцев, поселившись в чердачном помещении у сотрудника канцелярии - поэта Сергей Клычкова, который приспособил под жилье бывшую ванную. Но с обстановкой оказалось сложно: современники вспоминали, что пьесы ставились прямо в приемной зале, где пространство было обустроено амфитеатром.
Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд, был весьма своеобразным. Чтобы понять, насколько своеобразным, достаточно вспомнить «Колумб» из «Двенадцати стульев» с его колоритными героями:
«Из одиннадцатого ряда, где сидели концессионеры, послышался смех. Остапу понравилось музыкальное вступление, исполненное оркестрантами на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах. Свистнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане...»

Невзыскательной публике такие бесшабашные постановки нравились. Но талантливые режиссеры предпочитали другого зрителя. В 1932 году Пролеткульт распался (а театр переехал с Воздвиженки еще раньше).

После театралов дом на Воздвиженке получил Наркомат иностранных дел. С 1928 года дом № 16 был отдан под резиденцию японского посла, в военные годы здесь же располагалась редакция английской газеты «Британский союзник», а с 1952 по 1954 год - посольство Индийской Республики.

Мимо этого чудесного особняка просто невозможно пройти мимо, не удивившись и не полюбовавшись. И вот в очередной раз - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, но теперь обратим внимание на детали. А их тут великое множество. На заглавном фото - изящная каменная виноградная лоза, повторяющая стену португальского замка, увитого виноградом. Не хотела писать никаких слов про это замечательное здание, всё уже про него сказано, но узнала кое-что, о чём не знала раньше.

Оказывается, что у этого затейливого особняка был вполне конкретный образец. Это дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) в Португалии, на высокой скале над городом Синтрой, в фантастическом псевдосредневековом стиле. Строительство организовал принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, муж королевы Португалии Марии II. Он вложил в этот проект огромные средства, и работы продолжались до самой его смерти в 1885 году. Сооружение, построенное в середине XIX века, сочетало в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино - португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках. Этот самый дворец Пена в начале 1890-х годов и вдохновил русского миллионера Арсения Абрамовича Морозова и архитектора Виктора Александровича Мазырина на строительство особняка на Воздвиженке. А началось всё с того, что в подарок Арсений Морозов получил участок в центре Москвы.


Дворец Пена в Синтре

Мать Арсения, Варвара Алексеевна, происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами. Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат известного мецената Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры. После его смерти управление предприятием перешло в руки его супруги - женщины умной, хваткой и красивой. Именно она решила преподнести на 25-летие своему непутёвому сыну - гуляке и кутиле Арсению, земельный участок на Воздвиженке.


Константин Маковский. Портрет В. А. Морозовой, 1874

Арсений обратился к своему знакомому архитектору и большому оригиналу Виктору Мазырину, с которым познакомился на всемирной выставке в Антверпене. А тот предложил Морозову вместе поездить по Европе в поисках прообраза дома. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.


Архитектор Виктора Мазырина (на фото слева) и миллионер Арсений Морозов

Особняк был построен быстро, за четыре года, - срок не бывалый для того времени.

1. Сейчас деревья разрослись, да и чугунную ограду продублировали непрозрачными щитами, что, конечно мешает рассматривать особняк. Но всё же, некоторые детали оформления можно запечатлеть.

2. В морозовском особняке мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен, расположенных по двум сторонам от главного входа. Дверной проём декорирован корабельными канатами, завязанными в морские узлы, - символом удачи в Португалии, главный вход в виде подковы - символа удачи в России, а над ним - прикованный цепью дракон, восточный символ удачи.

4. Две романтические башни с кружевными аттиком и решёткой балкона расположены по двум сторонам от главного входа.

7. В оформлении стен используются живописные детали декора - раковины, карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые оконные проёмы.

17. В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классическими колоннами,

18. Общая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна.

19. Самому Морозову особняк удачи не принёс. Ему удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений на спор прострелил из пистолета себе ногу. Хотел доказать, что человек может выдержать любую боль. Спорили на коньяк. Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил пьянку. Через три дня миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови. С его смертью скандальная слава особняка не закончилась. Дом Морозов оставил не жене с детьми, а своей любовнице - Нине Александровне Коншиной.

После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев. С 1918 по 1928 годы в нём размещался Пролеткульт и его театр, с 1928 по 1940 годы - резиденция посла Японии, с 1941 по 1945 годы - редакция английской газеты «Британский союзник», с 1952 по 1954 годы - посольство Индийской республики. Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами зарубежных стран», открытый 31 марта 1959 года. В то время там проводились демонстрации зарубежных кинофильмов, встречи и пресс-конференции с иностранными деятелями искусства, фотовыставки и даже концерты. Последний раз я была в Доме дружбы в самом конце прошлого века. Дом приёмов правительства РФ был открыт 16 января 2006 года, и теперь особняк закрыт для москвичей и гостей столицы.

"http://galik-123.livejournal.com/145127.html"

Идешь себе бесцельно, глядишь по сторонам. Что-то привлекает взгляд, чего-то не замечаешь совсем. А бывает встанешь как вкопанный и смотришь, смотришь... Так я наткнулась на особняк Арсения Морозова (ул. Воздвиженка, 16) - одно из самых необычных зданий Москвы. Потом прочитала его историю, довольно интересную.

Особняк был построен на деньги и по идее купца Арсения Морозова - поклонника мавританского стиля. Строительство особняка было закончено в 1899 году.

Из Википедии: Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала: Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать! 

Продолжение истории из Википедии: Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, недолго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась с помощью эзотерических техник Мазырина. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.

Согласно завещанию Морозова, наследницей дома на Воздвиженке стала его возлюбленная - Нина Александровна Коншина. Законная супруга Морозова, Вера Сергеевна, с которой он не жил с 1902 года, пыталась это завещание оспорить, ссылаясь на психическое расстройство Арсения Абрамовича, и, следовательно, его недееспособность. Суд признал доводы В. С. Морозовой несостоятельными и во владение домом вступила Н. А. Коншина, которая тут же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву - сыну А. И. Манташева.


После Октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. При театре в доме жили поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В начале 1920-х годов с ней сотрудничал Сергей Эйзенштейн, сделав в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.

В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941-1945 годах - службы посольства Великобритании и редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет - посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами» (ССОД); особняк получил название Дом дружбы с народами зарубежных стран или, в обиходе, Дом дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.

В настоящее время особняк используется для различных правительственных, дипломатических мероприятий.

К сожалению, особняк не доступен для посещения простыми смертными.

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке

Это самое необычное здание в самом центре Москвы называли испанским домом и испанским замком. Даже некоторые путеводители говорили, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV–XVI веков». Однако это не вполне соответствует действительности.

Первый хозяин особняка Арсений Абрамович Морозов во время путешествия по Португалии был очарован дворцом в старинном городе Синтру и решил построить подобный в Москве на Воздвиженке. Дворец, вобравший в себя элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино, поразил его сочетанием, казалось бы, несочетаемого – звонницами и минаретами, куполами и стрельчатыми окнами, драконами и фантастическими животными. И миллионер Морозов решил в свою очередь поразить первопрестольную.

Ранее на этом месте на Воздвиженке размещался цирк баварского подданного Карла Маркуса Генне. В 1892 году пожар уничтожил здание цирка. Восстановлению сооружение не подлежало.

Особняк Морозова на Воздвиженке

Землю, на которой находился цирк, приобрела Варвара Алексеевна Морозова, урождённая Хлудова, которую выдали замуж за респектабельного и богатого Абрама Морозова – хозяина Тверской мануфактуры.

После смерти мужа она взяла управление мануфактурой в свои руки. Земля на Воздвиженке была рядом с её домом. Варвара Алексеевна приобрела этот участок для своего третьего сына, Арсения. Кстати, Арсений приходился двоюродным племянником Савве Тимофеевичу Морозову.

Предполагалось, что наследник отцовских капиталов возведёт здесь достойный особняк. Но Арсений Абрамович, славившийся своим эксцентрическим поведением, решил построить настоящий замок в неомавританском стиле. По одной версии, он согласился с предложением архитектора Виктора Александровича Мазурина, по другой – сам настоял на том, чтобы дом был похож на португальский дворец. На самом деле и заказчик, и архитектор тяготели к экзотике, а зодчий – ещё и к эзотерике.

Мазурин был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получивший по окончании училища звание «классного художника архитектуры», он строил Российский павильон на Всемирной выставке в Антверпене, а затем в Париже. Кстати, на Всемирной выставке в Антверпене Арсений Морозов и познакомился с архитектором Виктором Мазуриным. Мазурин много путешествовал и, как настоящий зодчий, привозил из каждой поездки альбомы зарисовок – рисунки различных зданий, понравившихся ему деталей и фрагментов архитектурных сооружений.

Строительство здания на Воздвиженке началось в 1895 году. Ещё на стадии строительства здание стало объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно. Масло в огонь подливал и сам архитектор, который не скрывал свою тягу к мистике и веру в переселение душ.

В течение пяти лет проект неоднократно менялся, в него вносились изменения и переделки. Архитектор пытался совмещать элементы Средневековья с мотивами позднего Ренессанса. Более всего были переработаны фасады, в которых появились экзотические для Москвы того времени мотивы морских раковин, морских канатов, подковообразные и стрельчатые арки, другие элементы «мавританской архитектуры». Внутренние интерьеры помещений выполнялись в разных стилях: китайском, итальянском, мавританском.

Строительство уникального здания было закончено 1899 году. Арсений Абрамович Морозов получил дом своей мечты – самый причудливый особняк в Москве. Правда, над его мечтой многие подсмеивались, в том числе и ближайшие родственники. Среди москвичей даже ходили анекдоты про самый «несуразный» дом. Критиком Морозовской недвижимости выступил даже граф и писатель Лев Николаевич Толстой.

Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходила к характерным приёмам архитектуры модерна.

Крупный объём дома был асимметричен и повёрнут к улице монументальной аркой. Арка выполняла роль въездных ворот замка.

Ансамбль ворот дополняли круглые башенки с зубчатыми узорными завершениями. Практически все каменные элементы декора сделаны крупными и зачастую даже гротескными. В частности, к таким элементам можно отнести толстые рельефные «верёвки», оплетающие здание и местами «связанные» в узлы. Интересно решён декор обрамления окон внутренней лестницы на левом боковом фасаде и необычное исполнение стен башен.

Арсений Морозов устраивал вечера, о которых говорила вся Москва. Например, на одном из них в зале стояло чучело медведя с серебряным подносом, наполненным чёрной икрой.

Но Арсению Абрамовичу было суждено недолго жить в роскоши экзотического дома.

В 1908 году он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Боль он вытерпел. Но началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.

После революции в бывшем Морозовском особняке размещались анархисты. А за ними – Пролеткульт.

Режиссеры Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд ставили здесь свои спектакли. Вообще, так называемый театр Пролеткульта был весьма своеобразным. Небольшой, но высокий зал особняка Морозова был переделан под нечто, напоминавшее цирковую арену. Зрители располагались на двух крутых амфитеатрах, разделённых проходами. Пол перед амфитеатрами был устлан круглым ковром, здесь и была сцена. Стены зала были завешаны полотнищами, из-за которых выходили действующие лица.

Эйзенштейн, к примеру, ставил здесь пьесу Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Основной задачей спектакля являлось разоблачение мировой контрреволюции. Художественными средствами этого разоблачения были избраны цирковые трюки, хождение по проволоке и даже короткометражный фильм, проецируемый на внезапно опускающийся экран.

Мейерхольд поставил пьесу Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». В руках действующих лиц были палки с бычьими пузырями на конце. В пузырях перекатывался сухой горох. Актеры лупили друг друга этими пузырями, а порой стреляли из пистолетов. Постепенно сцена заволакивалась пороховым дымом, на фоне которого, словно кости, выделялись предметы обихода, сколоченные из белых планок. А посреди сцены стояла большая мышеловка, в которую и попадал Тарелкин. Постановкой восхищались Анатолий Луначарский и Владимир Маяковский.

В конце 1920–х годов здание передали наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии. В годы войны, с 1941 по 1945 год, – редакция английской газеты «Британский союзник». В 1952 году дом отдали посольству Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран». Особняк получил обиходное название Дома дружбы.

В настоящее время это Дом приёмов Правительства Российской Федерации. Но даже несмотря на нынешнее официальное название, особняк не меняет своей сути и остается похожим на замок из удивительной сказки времени.

Из книги История о Михаиле и Андронике Палеофагах автора Пахимер Георгий

III. ХРОНОЛОГИЯ ПАТРИАРХОВ АРСЕНИЯ И НИКИФОРА I. В царствование Михаила Палеолога на патриарший константинопольский престол восходили преемственно пять патриархов, из которых один - Арсений занимал его два раза. Нет никакого сомнения, что этот патриарх начал

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Особняк Матильды Кшесинской Пожалуй, есть что-то, возможно даже совсем особенное, в том, что все дома на этом проспекте, изогнувшемся причудливой дугой, находятся только на нечётной стороне. Второй такой проспект, как Кронверкский, трудно отыскать.На дуге Кронверкского

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.1. Идея Морозова Н.А. Морозов был, по-видимому, первым ученым, предположившим, что автор Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал, пользуясь астрономическим языком своего времени, то, что он действительно видел на звездном небе ; , т.1,

автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке Этот особняк на бывшей территории Земляного города большинство москвичей связывает с именем героини романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Многие литературоведы с этим не согласны, так как

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Кекушева на Остоженке Этот шедевр стиля модерн на Остоженке напоминает настоящий замок. Пусть и не очень большой. Но со всеми присущими замку атрибутами.Особняк-замок принадлежал в начале ХХ века одному из главных творцов московского модерна – Льву Николаевичу

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ОСОБНЯК СЕНАТОРА ПОЛОВЦЕВА Дом № 12 по набережной Крюкова канала был возведен по проекту академика архитектуры М. Е. Месмахера в 1887 году Талантливый зодчий учел не только эстетические вкусы заказчика, сенатора А. А. Половцева, но и его любовь к чистокровным скаковым

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги Тайны земли Московской автора Молева Нина Михайловна

Боярыня Морозова Как странно Вы спросили: нравится ли мне суриковская «Боярыня Морозова». Что значит - нравится? «Боярыня Морозова» - это данность русской истории, русского характера, русской женщины, наконец. Из письма А. И. Сумбатова-Южина. 1909 Женщину поднимали на дыбу.

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

автора

Особняк И.А. Морозова на Пречистенке, № 21 (1904–1906) Почему я решила включить в главу не самостоятельную постройку, а перестройку? Уж больно интересную историю имеет эта городская усадьба. Да и по отзывам современников Лев Кекушев постарался там на славу.Этот особняк один из

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.А. Морозова на Воздвиженке, № 16 (1897–1899) Когда выходишь из вестибюля станции метро «Арбатская», первое, что бросается в глаза, – удивительный особняк-замок. Словно декорация к фильму о завоевании… маврами Москвы.Подобные эмоции испытывали и современники, когда

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

12. Откроет ли тайну особняк Рябушинских? В 1964 г. в Москве состоялось мое знакомство с многочисленным семейством Пешковых: дочерью писателя Надеждой Алексеевной, которую все близкие называли Тимоша - шутливым прозвищем, данным ей в молодые годы А. М. Горьким, ее

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

МАВРИТАНСКИЙ ЗАМОК НА ВОЗДВИЖЕНКЕ Мой дом будет вечно стоять в Москве… Арсений Морозов В канун уходящего 1899 г., когда лиловые сумерки рано спускались на город и золотые маковки церквей тонули в снежной метели, на старой Воздвиженке ярко засветились готические окна

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Особняк на улице Алексея Толстого Для читателя, возможно, представит интерес как бы небольшое отступление от темы, которое мне хотелось бы позволить себе в связи с упомянутыми переговорами. В особняке МИД СССР на улице Алексея Толстого вот уже более полувека проходят

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Как спасти Морозова? Алексей Михайлович очень переживал, отправив приглянувшуюся ему девицу в Тюмень. Несколько дней царь всея Руси ничего не ел, худел, а все придворные ходили с опущенными головами, делая вид, что им тоже очень грустно. Неизвестно, сколько бы продолжалась