Свобода средств способствует свободе творчества. Задумавшись о собственном доме, миллионер Арсений Морозов отправился за границу – за вдохновением. А чтобы мечты стали предметнее, взял с собой приятеля – архитектора, мастера московского модерна Виктора Мазырина.

Друзья путешествовали по Испании и Португалии, где и увидели на высокой скале над Синтрой дворец Пена ХIХ века. Сплетение архитектурных стилей: испано-мавританского, готики, ренессанса и мануэлино оставили неизгладимое впечатление. По возвращении в Москву Мазырин рисует проект дома-замка, который стал отголоском португальского чуда.

Портал парадного входа с башнями по бокам в неомавританском стиле, витые колонны и россыпь лепнины в виде ракушек соседствуют с классическими колоннами. Еще большее разнообразие стилей внутри дома. Парадная столовая в виде «рыцарского зала», гостиная в силе ампир, комнаты «барокко», арабская и китайская.

Необычное смешение стилей вызвало массу пересудов. Тем более что строилось здание по соседству с домом матери Арсения Морозова – выдержанном в стиле неоклассицизма. Говорят, что Варвара Алексеевна Морозова не сдержалась: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». В итоге здание получило хлесткое прозвище «дом дурака». В своем исследовании «Люди театра» Владимир Гиляровский приводит четверостишие актера Михаила Сладковского:

Сей замок на меня наводит много дум,
И прошлого мне стало страшно жалко.
Где прежде царствовал свободный русский ум,
Там ныне царствует фабричная смекалка
.

Насмехались над Арсением и братья Морозовы – известные городские меценаты. На что тот отшучивался: «Мой дом вечно будет стоять, а с вашими картинами неизвестно еще что будет». Особняк стал одним из центров светской жизни. Двоюродный дядя хозяина, заядлый театрал Савва Морозов всегда приезжал с гостями. В их числе был Максим Горький.

Прожил эксцентричный миллионер в своем любимом доме, увы, недолго. Умер из-за нелепой случайности: «на спор» прострелил себе ногу, доказывая способность человека терпеть любую боль. Но не справился с последующим заражением крови. После смерти 35-летнего миллионера скандалы вокруг дома продолжались до 1917 года.

Особняк в послереволюционное время

Во время революции на Воздвиженке, 16 расположилась штаб-квартира анархистов. Но уже весной 1918 года в особняк въехал театр Пролеткульта. Первая передвижная рабочая труппа играла авангардные спектакли Сергея Эйзенштейна. За 10 лет работы театра здесь побывали Всеволод Мейерхольд и Владимир Маяковский. А Сергей Есенин, перебравшись из Петербурга в Москву, и вовсе прожил несколько месяцев на чердаке дома, у сотрудника местной канцелярии, поэта Сергея Клычкова.

В советские годы особняк стал «Домом дружбы». Новый владелец здания – Наркомат иностранных дел – размещал здесь до 1940 года посольство Японии. В годы Великой Отечественной в здании располагалось представительство Великобритании и редакция английской газеты «Британский союзник». А в послевоенные годы на протяжении двух лет дом занимали индийские дипломаты.

В 60-х особняк снова оказался в центре светской жизни. Новый владелец «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран» – проводил здесь конференции, кинопоказы и встречи с иностранными деятелям культуры. В ХХI веке дом Морозова получает высокий статус правительственного Дома приемов. И теперь увидеть необычные интерьеры нашумевшего когда-то особняка могут лишь официальные зарубежные делегации.

Идешь себе бесцельно, глядишь по сторонам. Что-то привлекает взгляд, чего-то не замечаешь совсем. А бывает встанешь как вкопанный и смотришь, смотришь... Так я наткнулась на особняк Арсения Морозова (ул. Воздвиженка, 16) - одно из самых необычных зданий Москвы. Потом прочитала его историю, довольно интересную.

Особняк был построен на деньги и по идее купца Арсения Морозова - поклонника мавританского стиля. Строительство особняка было закончено в 1899 году.

Из Википедии: Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала: Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать! 

Продолжение истории из Википедии: Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, недолго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась с помощью эзотерических техник Мазырина. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.

Согласно завещанию Морозова, наследницей дома на Воздвиженке стала его возлюбленная - Нина Александровна Коншина. Законная супруга Морозова, Вера Сергеевна, с которой он не жил с 1902 года, пыталась это завещание оспорить, ссылаясь на психическое расстройство Арсения Абрамовича, и, следовательно, его недееспособность. Суд признал доводы В. С. Морозовой несостоятельными и во владение домом вступила Н. А. Коншина, которая тут же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву - сыну А. И. Манташева.


После Октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. При театре в доме жили поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В начале 1920-х годов с ней сотрудничал Сергей Эйзенштейн, сделав в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.

В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941-1945 годах - службы посольства Великобритании и редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет - посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами» (ССОД); особняк получил название Дом дружбы с народами зарубежных стран или, в обиходе, Дом дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.

В настоящее время особняк используется для различных правительственных, дипломатических мероприятий.

К сожалению, особняк не доступен для посещения простыми смертными.

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке – легкое, изящное сооружение, напоминающее замок, башни которого украшены каменным кружевом и лепным декором в виде ракушек. Здание выглядит необычно, даже если сравнивать его с другими особняками эпохи модерн – времени экспериментов в архитектуре. Однако мать богатого купца, Варвара Алексеевна, увидев, какой особняк «отгрохал» себе сын, назвала его дураком, и сказала, что об этом теперь «узнает вся Москва».

До постройки особняка на этом месте находилось деревянное здание конного цирка, которое сгорело в 1892 году. Его не стали восстанавливать, но выставили землю на продажу. Варвара Морозова, дом которой находился по соседству, купила участок и скоро переписала его на сына, сделав подарок к его 25-летию.

Строительством особняка руководил друг Арсения Морозова, архитектор Виктор Мазырин, с которым они вместе путешествовали по Европе и в Португалии были весьма впечатлены обликом дворца Пена в городе Синтра, построенного в 40-е годы XIX века. Вернувшись в Москву, Арсений Морозов решил строить здание, напоминающее дворец, и так на московской Остоженке появился особняк, в котором архитектор и заказчик предпочли видеть черты двух стилей – мавританского и португальского стиля мануэлино, который также называют португальским Ренессансом.

Не только мать раскритиковала вычурное строение. Критика в газетах, оценки современников тоже были негативными: облик здания сочли весьма эксцентричным, безвкусным, затею его постройки – глупой и пустой. Интерьер это неомавританского замка тоже был очень эклектичным: внутри были помещения, оформленные в рыцарском духе, стилях ампир, барокко, китайском и арабском.

Арсений Морозов прожил в этом доме около десяти лет и в 35 лет скончался от заражения крови после случайного ранения в ногу. Особняк унаследовала не законная супруга, а любовница Нина Коншина, которая почти сразу продала его нефтепромышленнику Манташеву.

В революционные годы особняк стал домом для поэтов Сергея Есенина и Сергея Клычкова. В доме с 1918 года располагался театр Пролеткульта, и поэты жили в его помещениях. Режиссер Сергей Эйзенштейн поставил для этого театра в особняке несколько спектаклей. С конца 20-х здание стали использовать по линии Народного комиссариата иностранных дел – сначала его занимал сам комиссариат, затем посольства Японии, Великобритании, Индии. Особняк стал Домом дружбы народов. Сегодня это Дом приемов российского правительства и федеральный памятник архитектуры.

Благодаря лёгкой руке Виктора Мазырина, Москва в конце девятнадцатого века украсилась ещё одним шикарным особняком, построенном в неомавританском стиле. Дом, расположенный по адресу: улица Воздвиженка, шестнадцать, дробь три, некогда принадлежал купцу Арсению Морозову, который доводился племянником всеми известного Саввы Морозова.

Для ныне живущих этот дворец представляется самым что ни на есть архитектурным шедевром, более того, он является памятников архитектуры федерального значения. Сегодня в этом доме находится, так называемый, Дом приёмов. Двери особняка радушно открываются перед правительственными делегациями разных стран. В шикарных залах проходят дипломатические приёмы и различные научные (и не только) конференции.

Наши предшественники, жившие каких-нибудь сто лет назад, об этом особняке были несколько иного мнения, называя его «домом дурака». Скажем честно, столь эксцентричное название особняку досталось благодаря хозяину. Увы, но господин Морозов (мы про Арсения) ничем, кроме путешествий не был славен. Он не горел желанием состояться на каком-либо поприще. Семейные дела (текстильное производство, благотворительность и прочее) его вводили в скуку смертную, и только путешествия придавали его жизни некий смысл. Кажется, самому Провидению было угодно, чтобы имя Арсения всё осталось в веках, осталось благодаря дому…

В одну из своих многочисленных поездок Арсений познакомился с архитектором Виктором Мазыриным. Знакомство довольно быстро перешло в дружбу. Не прошло и пары недель с момента их первой встречи, как новоиспечённые друзья отправились в совместное турне по Европе. Посетив Португалию, Арсений был потрясён красотой дворца Пене, что в Синтре. Строение понравилось ему настолько сильно, что Морозов решил построить нечто подобное у себя на родине, в Москве. Знакомство с Мазыриным помогло в кратчайшие сроки задуманное реализовать.

Волею случая вышло так, что Морозов смог приобрести участок земли рядом с усадьбой матери, именно тут, по соседству, в скором времени особняк и был возведён. В эксцентричных очертаниях строения угадываются линии и философия дворца Пене. Дом обильно украшен лепниной, напоминающей кружева. Колонны – это ещё один элемент декора, совершенно не свойственный для постройки тех лет. К чудо-строению, как и к самому хозяину, жители Москвы относились неоднозначно. Кому-то они оба нравились, а кого-то своей вычурностью и даже экзальтацией, приводили едва ли не в бешенство.

В общем-то хозяин дома был под стать самому дому, был неоднозначным и эксцентричным. Судьба его оказалась короткой и закончилась весьма трагично, к тому же – глупо. Арсений, однажды с кем-то поспорив, выстрелили себе в ногу. Занимаясь эзотерическими практиками, в которые его посвятил архитектор Мазырин, Арсений утверждал, что пулевое ранение в ногу не сможет причинить ему большой боли, что он научился боль контролировать и даже ею управлять. И правда, когда выстрел прозвучал, наш герой даже не поморщился, впрочем, и сапог залитый кровью с ноги не снял. Этот необдуманный поступок привёл Морозова в скором времени на смертный одр. Молодой наследник умер от банальной гангрены, приведшей к заражению крови.

Говоря о самом особняке, стоит сказать, что у него есть брат-сосед, располагающийся по адресу Воздвиженка, дом четырнадцать. Именно этот дом некогда и принадлежал матери Арсения. «Четырнадцатый» был немалых размеров, только в наземной его части располагалось двадцать три комнаты, чуть меньше (девятнадцать) находилось в подвальном помещении.

Когда-то тут кипела жизнь. В зале приёмов, который вмещал в себя одномоментно порядка трёхсот человек, проходили балы. Шестнадцатый дом, располагающийся по соседству, и сегодня контрастирует со своим «родственником».

По преданию, которое сохранилось чудом, первый камень в основание будущего дома Морозова уложила дочь архитектора Мазырина. Людмила была не просто балериной, но ещё и девушкой небывалой красоты. То ли с её лёгкой руки, то ли по каким-то иным причинам, но строительство спорилось, и уже через два года всё было доведено до своего логического финала.

В чертах Пене угадываются разные стили: готика и ренессанс, а ещё, мавританский стиль и стиль под называнием восточный. Мазырин решил пойти непроторённой дорогой и в особняке смог соединить то, что, казалось бы, не сочетается вовсе. Колонны и башни, ракушки и «кружева», украшенные переплетающимися «канатами», настолько гармонично уживаются в едином решении, что порой даже диву даёшься, как такое возможно?

В строении сокрыто довольно много символов. Все они были призваны обеспечить счастье своему хозяину, но, увы, не сложилось. Практически с момента начала строительства Морозов подвергался не просто жёсткой критике, но и откровенным оскорблениям, прежде всего, со стороны матери. Она открытым текстом заявляла сыну, что он дурак, но если раньше об этом знала только семья, то после строительства дома, сей факт будет известен всему городу. Да, вот так жёстко.

Браться Арсения тоже были на стороне матери и совершенно не понимали для чего вся эта необычность и вычурность, которая уже проглядывала в недостроенном особняке. Не критиковал Морозова разве что мёртвый, да ленивый.

Особняк Арсения Морозова стал поводом для написания эпиграмм Михаилом Садовским. Даже Лев Толстой не обошёл этот дом стороной. В его «Воскресенье» открытым текстом говорится о том, как дом велик и несуразен.

И всё же, дом был достроен! И мало того, он распахивал свои двери перед многими знаменитыми людьми того времени. Эти стены видели многое и многих. Бывал тут и Максим Горький, и Владимир Гиляровский, и, конечно же, Савва Морозов, троюродный дядька Арсения.

Интересна судьба дома после смерти Арсения. Как уже говорилось выше, Морозов был человеком очень неоднозначным. По логике вещей, дом должен был достаться его семье: жене и дочери, но этого не произошло. Ведь в завещании была указана фамилия его любовницы, которая имена довольно мутную репутацию. Конечно, родственники пытались обжаловать в суде данное положение дел, и даже смогли вернуть в лоно семьи некоторые активы, но дом, несмотря на все усилия, всё же достался любовнице. Именно в этом доме некая Нина Коншина и прожила до самой революции семнадцатого года.

В восемнадцатом году дом заняли анархисты. А следующие десять лет в доме Арсения Морозова находился театр Пролеткульта. Кого тут только не было, начиная с Сергея Есенина и Владимира Маяковского, и заканчивая Сергеем Эйзенштейном и Всеволодом Мейерхольдом. Скажем больше: в этом доме, на чердаке, жил Есенин. Жил порядка месяца. Его приютил у себя поэт С. Клычков, разместив гостя в ванной комнате.

Когда театр освободил особняк, его тут же занял Наркомат иностранных дел, потом в доме Арсения Морозова размещалось японское, а в скором времени индийское посольство и даже редакция газеты под названьем «Британский союзник», принадлежавшая англичанам.

Примерно в пятидесятых годах в особняке располагался некий Союз дружбы народов. А уже к концу двухтысячных, после реставрации, в доме был открыт Дом приёмов, который и находится тут до сей поры.

Вот такая странная и долгая история у этого необычного особняка, который на своём веку повидал много хозяев, но нам кажется, что никто и никогда не любил этот дом так, как любил его первый хозяин – Арсений Морозов, ушедший рано и так и не сумевший в полной мере насладиться проживанием в этом чудесном особняке.

Особняк Арсения Морозова - особняк в центре Москвы, на Воздвиженке, 16, построенный в 1895 - 1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.

Арсений Абрамович Морозов принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов он совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино.


По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом.


Ещё на стадии строительства особняк Морозова стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций.


Аристократическая Москва скептически морщилась. Граф Лев Николаевич Толстой в романе "Воскресение" дал убийственную характеристику и особняку, и хозяину: Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку". Не менее резко высказалась Варвара Алексеевна, когда узнала, что сын сделал с ее подарком - особняком в русском стиле: "Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает". На все упреки братьев о безвкусии и непрактичности Арсений отвечал: "Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет"

С архитектором Виктором Мазыриным Арсений Морозов познакомился в 1894 году на Всемирной выставке в Антверпене, для которой Мазырин проектировал русский павильон. К тому времени он был уже известным мастером, автором павильонов для Парижской выставки в 1889 году и Среднеазиатской выставки в Москве в 1891. Мечтатель и романтик, он верил в переселение душ и считал, что душа его родилась в Египте, поэтому дважды побывал в этой стране. Мазырин много путешествовал и, как настоящий зодчий, привозил из каждой поездки альбомы зарисовок - рисунки различных зданий, понравившихся ему деталей и фрагментов архитектурных сооружений. Неудивительно, что заказ на строительство особняка на Воздвиженке получил именно такой мастер. Архитектор и заказчик отправились в путешествие по Европе - искать прообраз будущего чудо-дворца. Искомое нашлось в португальском городе Синтра: дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 году, принадлежавший принцу Фердинанду, мужу португальской королевы Марии II.


Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа особняка Морозова и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях, ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит.

В остальных частях особняка Арсения Морозова иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами.


###Страница 2

Общая композиция особняка Морозова с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.

Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, - выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле.

Маяковский также бывал здесь – на литературных дебатах. “А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?…”

Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, не долго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет. Необычная смерть как бы подчеркнула необычность человека…


После Октябрьской революции дом Морозова стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. В начале 1920-х годов с ней сотрудничал Сергей Эйзенштейн, сделав в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.


В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941-1945 годах - редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет - посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран» (ССОД); особняк получил обиходное название Дома дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.


В 2003 году Управление делами Президента РФ начало переоснащение, реконструкцию и реставрацию здания. Дом приёмов Правительства Российской Федерации - таково нынешнее официальное название особняка - открылся в январе 2006 года и предназначался для проведения различных официальных мероприятий, связанных с председательством России в течение года в «Большой восьмёрке».


В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма «Галерея Идей». В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам-реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию.


Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.