В Москве, по адресу Воздвиженка, дом 16/3, стоит одно из самых необычных старинных зданий столицы. Архитектура этого строения была настолько удивительна для России XIX века, что современники не смогли по достоинству оценить его. А в наше время особняк Морозова на Воздвиженке воспринимается как чудесный дворец, похожий на те, которые описываются в волшебных сказках.

История особняка

Началось все с того, что три брата из богатого купеческого рода Морозовых поспорили, как лучше увековечить свое имя в истории, какие произведения искусства нужно для этого коллекционировать. Младший брат, Арсений Морозов (1873-1908), решил для этой цели построить необычный дом, который будет стоять веками. У молодого человека был подходящий участок для строительства, подаренный матушкой на 25-летие. Вместе со своим приятелем, архитектором Виктором Мазыриным, он объездил всю Испанию и Португалию в поисках дома, который мог бы быть прообразом для их московского строительства. Самое сильное впечатление на миллионера произвел замок Пена в Синтре (в Португалии). Этот шедевр был там возведен еще в средние века в мавритано-испанском стиле.

Возвратились друзья в Москву и работа закипела. Общественное мнение было шокировано еще на этапе строительства, но Морозов не обращал внимания на насмешки и собственноручно делал эскизы своего чудо-замка. По окончании строительства особняка на Воздвиженке, в 1899 году, шквал критики только усилился. Старания Морозова не оценила даже родная мать, не говоря уже о посторонних. В романе «Воскресение» Льва Толстого есть неодобрительные слова по поводу этого дворца. Однако Морозов был в восторге от дома и оказался прав – прошло сто лет, от многих «правильных» домов московской знати не осталось и следа, а нестандартный замок радует и удивляет гостей столицы и поныне.

Архитектура замка

Парадный вход дома и две башни по бокам сделаны в ярко выраженном неомавританском стиле. Сам проем имеет форму подковы, лепнина выполнена в виде ракушек, колонны витые, а карниз ажурный. Все это в сумме дает неповторимый колорит. О других частях удивительного особняка тяжело сказать, в каком именно они стиле. Есть здесь элементы классицизма, а отсутствие симметрии явно указывает на модернистские приемы в архитектуре.

Отделка комнат внутри выражает широчайший спектр предпочтений и интересов экстравагантного миллионера. Столовая была им названа «рыцарским залом», это хороший пример псевдоготики. А гостиная, в которой проходили балы, – образец стиля ампир. Будуар жены Морозов предпочел декорировать в стилистике барокко, но это не спасло пару от фактического развода. Некоторые комнаты имеют китайский или арабский интерьеры. Снаружи над особняком был разбит маленький висячий сад.

Недолго прожил хозяин в своем экзотическом гнездышке. Смерть Арсения Морозова была в высшей степени необычна – он погиб из-за пари в возрасте 35 лет. Зная, что его семья не одобряет этот дом, он завещал его своей любовнице, как говорили в те времена, «даме полусвета». Очень скоро особняк был продан богатому нефтепромышленнику Монташеву.

Особняк после революции

После 1917 года в доме ненадолго обосновались анархисты, затем – труппа передвижного театра. В довоенные годы здесь находилось посольство Японии, в годы ВОВ – посольство Великобритании, после войны – посольство Индии. Приблизительно с 1959 года особняк Морозова на Воздвиженке стали именовать Домом дружбы народов, в нем проходили встречи с иностранными представителями, кинопоказы зарубежных фильмов.

В 2003 году была сделана серьезная реконструкция и реставрация здания. По специальному заказу была изготовлена мебель из красного дерева, скопированная реставраторами с доступных образцов предметов конца XIX века. С 2006 года – это Дом приемов нашего правительства. В нем проходят официальные мероприятия, связанные с представительством России в международных организациях.

В чудесном особняке на Воздвиженке с успехом проводят важные встречи между делегациями из разных стран, дипломатические переговоры и конференции международного уровня. Вот таким причудливым способом сбылись пророческие предсказания Морозова о великом будущем построенного им дома.

Один из самых необычных домов Москвы стоит на Воздвиженке - затейливый особняк знатного московского купца Арсения Морозова . Сейчас дом считается памятником архитектуры федерального значения, но мало кто знает, что оценить его по достоинству москвичи смогли лишь к началу 2000-х. Современники же единогласно окрестили особняк «домом дурака».

Витиеватый «дом с ракушками» - единственное, чем прославился Арсений Морозов. Представитель знатного рода и миллионер не принимал участие в семейном текстильном производстве, не разделял интереса братьев к искусству, не был ни отмечен на службе, ни замечен в благотворительности. Единственной страстью Морозова были путешествия. В одном из них, в 1894 году на Всемирной выставке, которая в тот раз проходила в Антверпене, купец подружился с архитектором Виктором Мазыриным , открыто увлекающимся эзотерикой. На мероприятии Мазырин присутствовал как архитектор и проектировщик русского павильона. Мазырин сразу принял заказ Морозова на строительство особняка, но никаких конкретных пожеланий у будущего заказчика не было.

Для поиска вдохновения Морозов и Мазырин отправились в совместное путешествие по Европе, выбрав южное побережье. Подходящий дом нашелся в португальском городе Синтра: молодому промышленнику больше всего понравился дворец Пена, который был построен во второй половине XIX столетия по проекту немецкого архитектора Людвига фон Эшвеге для местного принца - Фернанду II.

Строительство оригинального замка, по размерам намного превосходящего московский прототип, тянулось несколько десятилетий, вплоть до самой смерти принца в 1885 году. По иронии в том же году в собственность семьи Морозовых переходит участок на Воздвиженке, который раньше принадлежал князьям Долгоруким. Недвижимость выкупает мать Арсения Варвара Морозова , чтобы построить дом для себя самой. Проект первого особняка для купчихи с флигелем и сторожкой реализовал архитектор Роман Клейн. В главном двухэтажном здании были 23 комнаты, еще 19 располагались в подвале, а зал для приемов вмещал до 300 человек. Классическая усадьба сохранилась до сих пор - речь о четырнадцатом доме по Воздвиженке, который заметно контрастирует с шестнадцатым.

Через 10 лет, в 1895 году, Морозова выкупила землю у соседа - антрепренера баварца Карла Маркуса Гинне. С 1868 года здесь располагался его конный цирк, который в 1892 году сгорел при невыясненных обстоятельствах. Спустя два года после сделки, в 1897 году, земля была переписана на самого Арсения Морозова - участок стал подарком на очередной день рождения. Начинается строительство. Принято считать, что первый камень в доме заложила Лидия Мазырина - балерина и старшая дочь архитектора. Закончить строительство удалось в рекордные сроки - уже к концу 1899 года здание было готово.

Во время строительства замка синтровского дворца немец Эшвеге не ограничивался единым стилем - в здании проглядывают черты мануэлино, готики, ренессанса, мавританского и восточного стилей. По тому же пути пошел и Мазырин. Стиль дома на Воздвиженке архитекторы называют псевдомавританским. Дом украшают характерные колонны и башни, но внешняя и внутренняя отделка позаимствованы из других направлений. Ракушки на фасаде Мазырин по всей видимости позаимствовал у главной достопримечательности испанского города Саламанка - знаменитого дома с ракушками Casa de las Conchas, относящегося к готическому стилю. А мозаика внутреннего дворика выглядит вполне античной. Все фасады дома оплетают реалистичные канаты, местами завязанные в узлы.

Символы должны были принести владельцу дома счастье, но так и не сработали.

Еще до окончания работ в адрес особняка и его владельца посыпались насмешки. Сам Арсений рассказывал друзьям о бурной реакции матери, приводя ее слова: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Негативно отозвались и братья Морозова - известные городские меценаты. Сам Арсений отшучивался: «Мой дом вечно будет стоять, а с вашими картинами неизвестно что еще будет». Критиков хватало и вне семьи. Известный исследователь Москвы Владимир Гиляровский вспоминал эпиграмму, которую после появления замка сочинил молодой актер Михаил Садовский: «Сей замок на меня наводит много дум,/И прошлого мне стало страшно жалко./Где прежде царствовал свободный русский ум,/Там ныне царствует фабричная смекалка». В романе «Воскресение» Льва Толстого морозовскому особняку посвящен один из диалогов Нехлюдова с извозчиком, где подчеркивается огромный размер и несообразность строящегося здания.

Прославился дом на Воздвиженке и шикарными банкетами. Собрать московский бомонд удавалось без труда - двоюродный дядя хозяина дома, заядлый театрал Савва Морозов , приводил к племяннику многих собственных друзей, в частности - Максима Горького . Арсений Морозов жил в своем доме до самой смерти в 1908 году. Купец скончался после нелепого несчастного случая в Твери, городе где располагалась одна из семейных фабрик: прострелил себе ногу, сказав приятелям что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась благодаря эзотерическим техникам Мазырина. Получив рану, Морозов и правда не поморщился. Но неснятый сапог и сильное кровотечение спровоцировали гангрену и заражение крови. После его смерти оказалось, что по условиям оставленного завещания законной жене Варваре и дочери Ирине не достается ничего из нажитого имущества. Распорядительницей 4 млн рублей капитала и особняка на Воздвиженке стоимостью еще в 3 млн рублей стала Нина Коншина - дама полусвета, с которой Морозов жил последние несколько лет. На наследницу подали в суд: родственникам удалось отсудить часть денег и активов, но в самом доме любовница промышленника прожила до революции 1917 года.

Во время революции в здании располагалась штаб-квартира партии анархистов. С 1918 до 1928 года дом находился в распоряжении первого рабочего театра Пролеткульта. В этот период здесь постоянно бывают Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн и Сергей Есенин . Последний здесь даже прожил несколько месяцев, поселившись в чердачном помещении у сотрудника канцелярии - поэта Сергей Клычкова, который приспособил под жилье бывшую ванную. Но с обстановкой оказалось сложно: современники вспоминали, что пьесы ставились прямо в приемной зале, где пространство было обустроено амфитеатром. После театралов дом на Воздвиженке получил Наркомат иностранных дел. Попеременно здесь размещались посольства Японии, Индии и редакция английской газеты «Британский союзник». С 1950-х помещение занял «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран». В начале 2000-х здание перешло в распоряжение федеральных властей и претерпело реставрацию, в 2006 здесь открылся дом приемов правительства России.

Другие материалы об истории столичной архитектуры >>

«Пройтись по крыше Киевского вокзала, залезть в полусекретный туннель под Новым Арбатом и погулять по оказалось намного проще, чем зайти в особняк Морозова. Наш продюсер Аня Скопина стерла себе подушечки пальцев согласовательными письмами, а точной даты, когда мы со съемочной группой могли бы прийти в необычный дом на Воздвиженке, все не было. Дело в том, что больше десяти лет назад особняк - бывший Дом дружбы с народами зарубежных стран - отдали под цели Дома приемов Правительства России. С тех пор его двери закрыты для посещения даже в дни культурного и исторического наследия. Но узнав об особняке Морозова все, что было можно найти, мы решили посетить его во что бы то ни стало.

Кто этот Морозов

Особняк на Воздвиженке окружен облаком легенд. Большая часть из них - правда. Заказчик дома - Арсений Морозов - был правнуком основателя обширной морозовской династии Саввы Морозова. Тот, еще будучи крепостным крестьянином, начинал с крохотной ткацкой мастерской, а в итоге выкупил собственную вольную и построил текстильные фабрики по всей России.

Арсений родился у внука Саввы - Абрама - и его жены Варвары. По матримониальным традициям того времени Варвару Алексеевну выдали замуж силой. Своего супруга она никогда не любила и, когда его не стало, тут же расправила плечи. Но быстро обнаружила, что по завещанию сурового мужа лишится наследства, если снова выйдет замуж. Впрочем, морозовское состояние было настолько велико, что вынужденно греховная жизнь вдовы не вызывала общественного порицания. К тому же Варвара Алексеевна активно занималась благотворительностью: на ее деньги был построен первый в стране онкоцентр (Институт им. Морозовых для лечения страдающих опухолями на Девичьем поле), основана библиотека имени Тургенева и запущена главная либеральная газета «Русские ведомости».

Но, как это часто бывает, либеральная в обществе Варвара Морозова оказалась самым настоящим тираном-самодержцем для своих близких. Когда ее третьему по старшинству сыну Арсению исполнился 21 год и он получил право распоряжаться долей фамильного капитала, Варвара Алексеевна купила ему участок рядом со своим домом на Воздвиженке. Так, юноша, отвечающий в семье за кутежи, должен был оставаться под материнским надзором. Но не тут-то было.

© Алексей Стужин / ИТАР-ТАСС

Что это за дом

Раньше в районе нынешнего адреса Воздвиженка, 16, был огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. Но после пожара в 1892 году, одной из причин которого считали поджог, у импресарио не хватило денег на постройку нового цирка, и участок выставили на продажу. Через два года Варвара Морозова подала прошение о застройке свободной площади. Приглашенный главой морозовского клана архитектор Виктор Мазырин спроектировал симпатичный дом в русском стиле, но у Арсения были свои взгляды на искусство и жизнь. Он предложил ему подумать над другими, более смелыми проектами. В поисках вдохновения молодые люди отправились за границу. Поездка по историческим местам прошла предсказуемо бурно и завершилась в маленьком португальском городе Синтра. Там путешественников ждал величественный Паласиу-да-ПенаВыглядит вот так Построен в середине XIX века как романтическое подражание средневековым крепостям. - дворец в мавританском стиле, принадлежавший королевской семье.

Восторгу Арсения и Виктора от Пены не было предела. По возвращении в Москву началось строительство нового особняка. И чем дальше оно продвигалось, тем в большее изумление приходили москвичи. К концу XIX века благодаря усилиям архитекторов-модернистов они повидали всякое, но, как выяснилось, не все. На спокойной Воздвиженке появлялся гигантский средиземноморский особняк, усеянный ракушками - подсмотренными, очевидно, в испанском городе Саламанка на доме Ла-Каса-де-лас-КончасДом с ракушками XV век, раковины морского гребешка - символ паломничества в Сантьяго-де-Компостела. - и крайне декларативно сообщавший о финансовых возможностях будущего хозяина.

Лев Толстой со свойственной ему «теплотой» к молодым капиталистам посвятил несколько строк романа «Воскресение» рабочим, вынужденным «…строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их». Скепсис по отношению к особняку известного гуляки и транжиры испытывали многие москвичи, но Арсения мало беспокоили разгромные статьи в газетах. Впрочем, как и реакция его мамы Варвары Алексеевны, сказавшей при взгляде на новый дом легендарную фразу: «Раньше я одна знала, что ты у меня дурак, а теперь вся Москва знает».

В торжественном зале есть стол для заседаний, с микрофонами. Остается надеяться, что и заседания, и речи, произносимые в микрофоны, - тоже торжественные

1 из 4

Скамейки в греческом зале находятся под усиленной охраной, не федерального свойства

2 из 4

Зеркало в золоченой раме видало виды - и Арсения Морозова с ручной рысью, и Всеволода Мейерхольда, и первого посла независимой Индии, и Дмитрия Медведева

3 из 4

На заседаниях в Доме приемов Правительства РФ не бывает скучно: для увеселения всегда есть потолок

4 из 4

Что внутри «дома дурака»

С внутренним убранством Морозов тоже поступил по-морозовски. На вопрос Мазырина, в каком стиле сделать дизайн интерьера, Арсений ответил: «Во всех!» Залы в разных стилях были частью архитектурной моды эпохи. Об этом можно почитать у биографа архитектора Мазырина - Елены Савиновой. Вестибюли в богатых домах конца XIX века было принято делать в египетском стиле, будуар - рококо и так далее.

Но мы догадывались, что и здесь Морозов должен был все сделать иначе. А потому продюсерские письма продолжали отправляться во все пресс- и секретные службы, пока наконец не достигли цели. Обыскав, нашу съемочную группу впустили в абсолютно пустой и непривычно тихий для первого хозяина дом.

Морозов действительно сделал все по-своему. Так, вестибюль его дома служил охотничьим залом. Арсению было чем похвастаться: на его счету 82 убитых медведя. Часть его трофеев можно увидеть здесь же - под потолком висят головы кабана, лося, оленя и даже белки. Огромный красивый камин также демонстрирует все виды средневекового звероубийства: на нем изображен лук, арбалет, сокол и рожок для гончих. Выше - уже замеченные на фасаде морские канаты, стягивающие тугим узлом две дубовые ветви - символ успешной охоты. В общем, животных в доме любили - в морозовские времена по паркету разгуливала прирученная рысь.

Те, кому надоело любоваться лепниной на потолке, всегда могут скоротать время за подсчетом складок на ламбрекенах

1 из 4

Конец прекрасной эпохи Морозова наступил еще до революции. И даже до Первой мировой войны. Смерть Арсения Морозова можно было бы назвать опереточной, если бы она не была реальной. Арсений отправился с друзьями в свое имение Власьево, где во время кутежа поспорил, что сможет вытерпеть любую боль. Прострелил себе ногу и безропотно, под веселый взрослый смех, истек кровью.

Через девять лет после смерти Морозова, во время революционных событий, в доме засели анархисты. Потом особняк перешел во владения Театра Пролеткульта - в морозовских залах ставили спектакли Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд. Затем здесь жил посол Японии. А в 1941 году на Воздвиженку въехала часть посольства Великобритании. После войны - посольство Индии. И наконец - Дом дружбы народов с зарубежными странами, просуществовавший в стенах особняка вплоть до 2003 года. Через три года здание было отдано под проведение государственных приемов.

Тяжкого духа официальных церемоний в особняке не ощущается. Если бы не тишина и торжественный режим пребывания, можно было бы сказать, что морозовская атмосфера кутежа здесь сохранилась. Впрочем, кто знает, как проходят правительственные приемы. Вдруг на них весело?»

«Дом Дружбы с народами зарубежных стран»
(Особняк купца А. А. Морозова, Дом приёмов правительства РФ)

Воздвиженка улица, 16, метро «Арбатская»
Необычное здание «Дома Дружбы с народами» - первое, что попадается
на глаза выходящим из станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской
линии.
Построен архитектором В. А. Мазыриным в 1894-1899 гг. для купца
Арсения Абрамовича Морозова, после посещения последним Испании и
Португалии.
В течение пяти лет строительства особняка проект неоднократно
менялся, в него вносились различные изменения и переделки в
соответствии с переменчивым настроением заказчика.
В результате был выстроен особняк в виде миниатюрного средневекового
замка в духе ренессансного португальского зодчества стиля «мануэлино»,
в котором широко используются живописные детали декора - раковины,
карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые арки и пр.
Фасад здания украшают торжественный вход в виде подковы и две
романтические башни с кружевным аттиком и решёткой балкона.
Внутренние интерьеры особняка были выполнены в разных стилях:
китайский, итальянский, мавританский.
Землю под этот особняк купила мать купца - Варвара Алексеевна Морозова
(в девичестве - Хлудова), известная меценатка, владелица Тверской
мануфактуры, и подарила сыну на 25-летие.
По преданию, мать увидев творение сына, произнесла в сердцах:
«Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва!».
После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев.
С 1918 по 1928 гг. в нем размещался Пролеткульт и его театр,
с 1928 по 1940 гг. - резиденция посла Японии (само посольство Японии
до недавнего времени находилось по соседству - в Калашном переулке, 12),
с 1941 по 1945 гг. - редакция английской газеты «Британский союзник»,
с 1952 по 1954 гг. - посольство Индийской республики.
Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами
зарубежных стран», открытый в нём 31 марта 1959 года.
В начале XXI века Правительством РФ было принято решение о
размещении в особняке Морозова Дома приёмов правительства РФ.
В 2003 году Управление делами президента РФ приступило к
реконструкции и реставрации диковинного замка на Воздвиженке.
Реставраторами были восстановлены и воссозданы утраченные
исторические интерьеры, отделка и предметы убранства здания, а также
фасады, медная кровля и кованая решетка ограждения.
Особняк Морозова оснастили современными инженерными системами
(кондиционирование, вентиляция, отопление), а также - необходимыми
системами связи и телевидения для проведения пресс-конференций,
брифингов, встреч и переговоров на международном уровне.
Дом приёмов правительства РФ был торжественно открыт 16 января 2006 г.
для проведения мероприятий «большой восьмерки» в год председательства
в ней России (председательство России в «большой восьмерке»
закончилось 31 декабря 2006 года).
«Группа восьми» (G8) - форум лидеров ведущих индустриальных
демократических государств мира.
«На саммитах «восьмерки» руководители России, США, Великобритании,
Франции, Японии, Германии, Канады, Италии и Евросоюза принимают
совместные решения по актуальным вопросам мировой политики и
экономики, а также по глобальным проблемам развития человечества».
Так, сто лет спустя, плод необузданной фантазии Арсения Морозова
участвует в решении судеб мира. «Дом Дружбы с народами зарубежных стран» (Особняк купца А. А. Морозова, Дом приёмов правительства РФ) Где находится (адрес) Москва, Воздвиженка улица, 16 Ближайшие станции метро метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Как пройти от ближайшей станции метро Если Вы не государственный муж - Вам туда скорее всего не надо. Для любования особняком Арсения Морозова достаточно выйти из дверей станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и сделать несколько шагов вперёд для лучшего обзора.

Мимо этого чудесного особняка просто невозможно пройти мимо, не удивившись и не полюбовавшись. И вот в очередной раз - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, но теперь обратим внимание на детали. А их тут великое множество. На заглавном фото - изящная каменная виноградная лоза, повторяющая стену португальского замка, увитого виноградом. Не хотела писать никаких слов про это замечательное здание, всё уже про него сказано, но узнала кое-что, о чём не знала раньше.

Оказывается, что у этого затейливого особняка был вполне конкретный образец. Это дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) в Португалии, на высокой скале над городом Синтрой, в фантастическом псевдосредневековом стиле. Строительство организовал принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, муж королевы Португалии Марии II. Он вложил в этот проект огромные средства, и работы продолжались до самой его смерти в 1885 году. Сооружение, построенное в середине XIX века, сочетало в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино - португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках. Этот самый дворец Пена в начале 1890-х годов и вдохновил русского миллионера Арсения Абрамовича Морозова и архитектора Виктора Александровича Мазырина на строительство особняка на Воздвиженке. А началось всё с того, что в подарок Арсений Морозов получил участок в центре Москвы.


Дворец Пена в Синтре

Мать Арсения, Варвара Алексеевна, происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами. Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат известного мецената Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры. После его смерти управление предприятием перешло в руки его супруги - женщины умной, хваткой и красивой. Именно она решила преподнести на 25-летие своему непутёвому сыну - гуляке и кутиле Арсению, земельный участок на Воздвиженке.


Константин Маковский. Портрет В. А. Морозовой, 1874

Арсений обратился к своему знакомому архитектору и большому оригиналу Виктору Мазырину, с которым познакомился на всемирной выставке в Антверпене. А тот предложил Морозову вместе поездить по Европе в поисках прообраза дома. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.


Архитектор Виктора Мазырина (на фото слева) и миллионер Арсений Морозов

Особняк был построен быстро, за четыре года, - срок не бывалый для того времени.

1. Сейчас деревья разрослись, да и чугунную ограду продублировали непрозрачными щитами, что, конечно мешает рассматривать особняк. Но всё же, некоторые детали оформления можно запечатлеть.

2. В морозовском особняке мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен, расположенных по двум сторонам от главного входа. Дверной проём декорирован корабельными канатами, завязанными в морские узлы, - символом удачи в Португалии, главный вход в виде подковы - символа удачи в России, а над ним - прикованный цепью дракон, восточный символ удачи.

4. Две романтические башни с кружевными аттиком и решёткой балкона расположены по двум сторонам от главного входа.

7. В оформлении стен используются живописные детали декора - раковины, карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые оконные проёмы.

17. В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классическими колоннами,

18. Общая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна.

19. Самому Морозову особняк удачи не принёс. Ему удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений на спор прострелил из пистолета себе ногу. Хотел доказать, что человек может выдержать любую боль. Спорили на коньяк. Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил пьянку. Через три дня миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови. С его смертью скандальная слава особняка не закончилась. Дом Морозов оставил не жене с детьми, а своей любовнице - Нине Александровне Коншиной.

После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев. С 1918 по 1928 годы в нём размещался Пролеткульт и его театр, с 1928 по 1940 годы - резиденция посла Японии, с 1941 по 1945 годы - редакция английской газеты «Британский союзник», с 1952 по 1954 годы - посольство Индийской республики. Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами зарубежных стран», открытый 31 марта 1959 года. В то время там проводились демонстрации зарубежных кинофильмов, встречи и пресс-конференции с иностранными деятелями искусства, фотовыставки и даже концерты. Последний раз я была в Доме дружбы в самом конце прошлого века. Дом приёмов правительства РФ был открыт 16 января 2006 года, и теперь особняк закрыт для москвичей и гостей столицы.

"http://galik-123.livejournal.com/145127.html"