Мы встретились с Дианой Вишнёвой в Каннах, куда прима-балерина Мариинского театра приехала, чтобы получить награду «Балет 2000», как лучшая балерина года. В прошлом месяце Диане исполнилось 40 лет. И в это невозможно поверить, глядя на эту красивую, молодую женщину, карьера которой продолжает стремительно развиваться. В графике артистки нельзя найти ни одной свободной минуты. Устроившись за столиком в каннском отеле Gray d’Albion, она поделилась с HelloMonaco секретом, как ей удается совмещать успешную карьеру балерины, быть во главе популярного фестиваля Context и управлять собственным Фондом содействия развитию балетного искусства.

Диана Вишнёва в отеле Gray d’Albion в Каннах — интервью для Hellomonaco

HelloMonaco: В течение карьеры вы не раз получали различные награды: от Гран-при в Лозанне до Государственной премии РФ. Какая из них вам дороже всего?
Диана Вишнёва: Награды бывают разные: профессиональные, государственные, зрительские. В начале пути я смотрела на них, как на аванс, так как передо мной стояло еще много целей и достижений. Сейчас пришло сознание того, что твоя работа оценена, ты идешь по правильному пути. Конечно, всегда приятно получать награды, они приносят профессиональное удовлетворение. Но это не то, о чем я думаю и к чему стремлюсь.
HelloMonaco: Вы росли в семье, далекой от балетного искусства. Ваш папа – кандидат химических наук, мама также является химиком и экономистом. Как вы попали в балет?
Диана Вишнёва: Откровенно говоря, я вообще не считаю себя балериной. Не хочу умалять ничьих достижений, но в мире есть такие танцоры, которые действительно заслужили это звание. Однако я себя к ним не отношу. Я никогда не ставила перед собой цель стать балериной, работать в Мариинском театре, танцевать «Жизель». Это просто результат тех достижений, которых я добивалась, каждый день ставя перед собой новые задачи. Меня ведь не хотели брать в хореографическое училище. Практически никто не верил, что я смогу сначала стать лучшей ученицей, потом выигрывать конкурсы, а затем попасть в Мариинский театр. Я не могу сказать, что с детства было понятно, что Диана Вишнёва станет тем, кем она сейчас является. Я скорее считаю себя артисткой.


Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье

HelloMonaco: Профессия балерины не из легких. Вам, наверное, не раз приходилось идти на жертвы ради успешной карьеры?
Диана Вишнёва: Жертвы бывают каждый день, и с возрастом это чувствуется все больше. С другой стороны, когда занимаешься любимой работой и с детства приучен трудиться и достигать поставленных целей, то результат того стоит.
HelloMonaco: Кто из педагогов больше всего способствовал вашему успеху?
Диана Вишнёва: Наверное, мой первый педагог Людмила Ковалева. Когда я только пришла в училище имени А. Я. Вагановой, она сказала, что «в этой девочке что-то есть». Еще я верю, что этот человек был предначертан мне судьбой. Я попала к ней в начальный класс, и она же меня выпускала. Такое бывает редко, так как на протяжении двух-трех лет педагоги меняются. Будучи в театре, где у меня уже было два преподавателя, я продолжала с ней работать. В течение десяти лет почти все вечера после учебы я проводила у нее. Она до сих со мной занимается. Это тот человек, который по жизни со мной, она даже стала моей крестной. В принципе, каждая встреча с новым хореографом тебя сильно переворачивает и меняет.


Диана Вишнёва в балете «Повороты любви»

HelloMonaco: Вы танцуете в двух направлениях: классический балет и современная хореография. Сложно ли их совмещать?
Диана Вишнёва: Эти два направления совершенно несовместимы. Когда я только начала выступать в современных постановках, мне не раз задавали вопрос: «Зачем тебе это нужно? У тебя классическое наследие, прекрасная школа». Я всегда понимала, что современный танец может меня обогатить. Например, что-то из классики я могу перенести в современную хореографию и наоборот. Я до сих пор очень активно танцую классический балет и могу сказать, что очень сложно существовать сразу в двух направлениях, а ещё труднее там утвердиться. Не могу говорить о себе как о классической балерине, которая исполняет современный танец. Я достаточно известна в современном направлении и танцевала на тех сценах, где нет места классическому танцу.
HelloMonaco: А что вам ближе: классика или современность?
Диана Вишнёва: Я работаю и над тем, и над другим, совершенствуясь в обоих направлениях. Мне приятно, что моя работа никогда не превращается в рутину, потому что я всегда расту и развиваюсь. Я не считаю, что классический балет – это вершина мастерства, а современный танец можно и на пенсии танцевать. Везде есть свои вершины, достижения и трудности. Мое понимание совершенства в классическом балете – дотянуть танец до музыки великих композиторов. А в современном направлении мне прежде всего интересно познание свое внутреннего мира, потому что физическая составляющая мне уже понятна.
HelloMonaco: Сложно ли классическому танцору в современном направлении?
Диана Вишнёва: Это достаточно индивидуально. Необходимо иметь желание и огромный потенциал. Это трудный путь, так как приходится начинать с нуля. Приходя в современный танец, ты будто учишь новый язык. Вновь ощущаешь себя дошкольником. Не каждый танцор к этому готов. Однако сейчас артист должен быть универсальным. Он не сможет добиться успеха, работая только в классическом направлении. Этого недостаточно.
HelloMonaco: С Жаном-Кристофом Майо вы познакомились в 1994 году на международном конкурсе в Лозанне, где нынешний хореограф Балета Монте-Карло присудил вам главный приз. Как это повлияло на вашу карьеру?
Диана Вишнёва: Конкурс в Лозанне был своеобразным прыжком в западную известность. Тогда меня узнавали именно благодаря ему. Жан-Кристоф оказался тем человеком, который вместе с другими членами жюри видел всего лишь мое двухминутное соло. Тогда все ему говорили, что «в этой девочке нет того, что мы привыкли видеть в балерине». Жан-Кристоф всегда оставался в моей памяти, так как с самого начала он разглядел то, к чему я сегодня пришла.
HelloMonaco: В конце сентября вы снова вернетесь к нам с постановкой «Дивертисмент короля». Каково танцевать французского короля Людовика?
Диана Вишнёва: Премьера спектакля скоро состоится в Нью-Йорке, и я пока не особо представляю, как откликнется мое «я» на эту партию. У меня уже были подобные проекты, я переодевалась в мужчину в постановке «Парк» Прельжокажа. Кстати, если раньше женские партии исполняли мужчины, почему бы сегодня женщине не сыграть мужскую роль?

Диана Вишнева в постановке «Парк» Прельжокажа

HelloMonaco: Что мотивирует вас на постоянное движение вперед?
Диана Вишнёва: Со школьной скамьи это были великие танцоры, затем хореографы. Теперь меня мотивируют уже дружеские отношения с ними. Я застала невероятную плеяду признанных хореографов, с которыми мне удалось поработать.
HelloMonaco: Кроме работы у вас есть какие-либо увлечения? Как вы проводите свободное время?
Диана Вишнёва: Всю жизнь мое расписание забито до такой степени, что почти нет свободной недели. Так происходит не потому что я этого хочу, а потому, что существует просто огромная коллекция того, что мне хочется попробовать. Все мое свободное время направлено на то, чтобы как можно быстрее восстановиться после выступлений, получить как можно больше сил и энергии. Не могу сказать, что во время путешествий мне удается вволю походить по магазинам или посмотреть достопримечательности.
HelloMonaco: Какая из партий была для вас самой сложной?
Диана Вишнёва: Знаете, они до сих пор все такие сложные. Нет легких путей и партий. Все зависит от того, насколько ты отдаешься танцу. Можно станцевать так, что после этого неделю отходить будешь. Все зависит от внутренней работы, способности держать зал, воздействовать на зрителя, дать ему то, что он будет помнить всю жизнь. Это же огромная отдача, после которой необходимо восстанавливаться. Когда я танцую на сцене, время останавливается. Я нахожусь в каком-то ином пространстве.
HelloMonaco: Как профессия балерины отразилась на вашей личной жизни? Вы следите за фигурой, ограничиваете себя в еде?
Диана Вишнёва: В этом плане я была счастливым ребенком. Моя мама наполовину татарка, она превосходно готовит, поэтому для меня важна здоровая домашняя еда. Я не воспринимаю общепит, не ем фастфуд. Я стала в этом плане очень избирательной. Во время путешествий хожу в рестораны, которые уже знаю. В принципе, миф о диетах надо развеять. Если у тебя проблемы с фигурой и приходится себя ограничивать в еде, тогда, к сожалению, не стоит идти в балет. Балетное искусство, как и профессиональный спорт — очень эксклюзивная деятельность, для которой необходимо крепкое здоровье.
HelloMonaco: Вы являетесь арт-директором танцевального фестиваля Context. Как вы пришли к идее создать подобное мероприятие?
Диана Вишнёва: Мой фестиваль существует в Москве уже три года. Идея создания Context возникла после того, как я начала знакомиться с начинающими хореографами и лучше узнала о проблемах, с которыми они сталкиваются. Благодаря фестивалю я поддерживаю их, даю им шанс показать свои постановки. Кстати, хореографию к «Дивертисменту короля» как раз создал молодой хореограф Максим Петров, который начинал на моем фестивале.
HelloMonaco: Как Вы успеваете совмещать карьеру балерины с должностью директора популярного фестиваля, и в то же время контролировать деятельность собственного Фонда?
Диана Вишнёва: Надо отдать должное моему мужу, который выполняет невероятный объем административной работы, предоставляя мне больше времени на творчество.


Диана Вишнёва в «Болеро» Мориса Бежара

30 сентября у жителей Монако и Лазурного берега будет уникальная возможность увидеть выступление Дианы Вишнёвой на сцене форума Гримальди. С нетерпением ждем встречи в Монако!
ЗАКАЗА БИЛЕТОВ ПО ТЕЛ. +33 6 89 80 75 74
Электронная почта [email protected] или на сайте Гримальди Форума .
В публикации использованы фото из личного архива Дианы Вишневой.

Артистка Дата рождения 13 июля (Рак) 1976 (42) Место рождения Ленинград Instagram @dianavishnevaofficial

Русский балет во всем мире является эталоном мастерства. Профессиональная подготовка мастеров старой школы сделала наших балерин желанными гостьями во всех крупных театрах. Поклонники поражаются выносливости и гибкости девушек. Одна из таких балерин - Диана Вишнева - ведущая солистка Мариинского театра, уже покорившая весь мир своей виртуозностью. Упорство и талант позволили ей выступить на лучших балетных площадках разных стран. Диана является учредителем фонда, главная цель которого - популяризация балетного искусства в США, Японии, России.

Биография Дианы Вишневой

Будущая звезда балета родилась в Ленинграде в 1976 г. Она с раннего детства увлекалась танцами, ходила на хореографию. В 1987 г. смогла поступить в Академию русского балета, где ее преподавателями были Бельская и Ковалева. В 1994 году пришел первый успех – за исполнение миниатюры «Кармен» в Лозанне балерина получила золотую награду. До нее такой чести удостаивались только юноши, а после золото не завоевывал никто.

В 1995 году Диана становится частью труппы Мариинского театра. Это была мечта девушки. На тот момент она не могла предположить, что ей дадут главную роль в «Золушке», а затем партию Маши в «Щелкунчике».

Будучи солисткой "Мариинки" Диана Викторовна выступала на многих международных конкурсах и в гала-концертах. В 2000 году вместе со своей труппой она покоряет Лондон. В этот момент ее замечают международные режиссеры-постановщики.

В 2001 Вишнева получает «Золотую маску», выступает в составе Баварского балета, покоряет Ла Скала. В 2002 году впервые выступает в берлинской Штаатсопер и Парижской опере. В этом же году ей присуждают звание лучшей балерины Европы и приглашают в Америку в Метрополитен опера. В 2005 году Диана становится примой-балериной этого знаменитого театра и весь весенне-летний сезон участвует в его постановках.

За вклад в культуру России девушке несколько раз давали высшие награды в 2007 и в 2016 годах.

В 2008 году в США режиссерами Пендлтоном, Роденом и Ротманским был поставлен спектакль специально для балерины. Назывался он "Диана Вишнева: красота в движении".

Детство у станка: Диана Вишнева показала трогательное фото

«Карапузик наш смышленый, 10 месяцев тебе! Пусть успех, в тебя влюбленный, Дарит счастье на земле!» - написала Диана под этой фотографией с сыном

Диана Викторовна Вишнева - российская прима-балерина, Народная артистка, лауреатка многочисленных премий, она родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. Вишнева стала первой российской балериной после Майи Плисецкой, которую пригласили сыграть партию в балете «Болеро» на сцене швейцарского театра. В списке её наград есть «Золотой софит», «Бенуа де ля данс» и «Золотая маска».

Женщину неоднократно называли главной балериной современности, она является одной из самых высокооплачиваемых танцовщиц мира по версии Forbes. Несмотря на это, Диана никогда не ставила перед собой цели заработать как можно больше денег. Ею движет невероятная любовь к искусству. Каждое выступление балерина оттачивала до идеального состояния. Её лидерские качества проявлялись ещё во время обучения в глубоком детстве.

Первые шаги на пути к успеху

Девочка появилась на свет в семье учёных. Её родители, Виктор Геннадьевич и Гузаль Фагимовна, были химиками. Мать имела второе высшее образование, её специальностью была экономика. В семье росла также Оксана, старшая сестра Дианы. Девочек воспитывали в атмосфере любви и доброты, все родственники относились друг к другу с уважением. Родители поддерживали любые начинания своих детей - математические кружки, танцевальные студии и спортивные занятия.

Когда малышке исполнилось шесть лет, её отдали в хореографическую студию во Дворце пионеров. Спустя год Диана поступила в Академию балета имени Вагановой. Её обучали такие легенды, как Л.В. Бельская и Л.В. Ковалёва. Поступить удалось только со второго года, ведь конкурс составлял 90 человек на место. Но девушка не хотела сдаваться и через год смогла доказать, что она достойна этого места.

Уже в 1994 г. балерина поехала на свой первый конкурс в Лозанну. Там она станцевала миниатюру «Кармен», специально поставленную для девочки Игорем Бельским. Ей удалось победить всех соперников своей возрастной группы и стать обладательницей золотой медали. Примечательно, что до появления Дианы награду вручали только мальчикам. После её победы в конкурсе не было участников, достойных высшей премии.

Параллельно с обучением танцовщица стажировалась в Мариинском театре. С 1996 года она стала солисткой в этом заведении. В декабре того же года труппа направилась в Лондон представлять спектакль «Щелкунчик». Также в 1996 г. девушка получила приз «Бенуа де ля данс» за партию Китри в балете «Дон Кихот», которую она исполняла ещё во время учёбы в академии.

Когда Вишнева была студенткой, она ездила в Торонто на концерт памяти Рудольфа Нуреева. Там балерина впервые танцевала в паре с Владимиром Малаховым. Позже они часто сотрудничали. Примечательно, что в этот жизненный период Диана ещё не была уверена в своём желании посвятить жизнь танцам. Но влияние преподавателей и коллег было колоссальным, её быстро заразили энтузиазмом.

Жизнь после академии

В 1997 году танцовщица вернулась в Лозанну. На этот раз она была приглашённой звездой, исполняла партию из балета «Корсар» совместно с партнёром Карлосом Акоста. В родном Санкт-Петербурге у неё также было несколько ролей. Диана регулярно участвовала в постановках «Симфония до мажор», «Баядерка» и «Спящая красавица». Также девушка блестяще справилась с ведущей ролью в спектакле «Ромео и Джульетта». Свой танец она посвятила знаменитой советской балерине Галине Улановой.

С 1996 г. Вишнева периодически выступает в других театрах, куда её приглашают режиссёры. В 1996 г. она появилась на сцене Большого театра в Москве, незадолго после этого девушка танцевала в итальянском зале «Ла Скала». Затем девушку пригласили выступить в Немецком национальном театре, в Парижской опере и нью-йоркском театре «Метрополитен-опера». Отметилась она и в государственном балете Берлина, и на сцене небольшого финского театра. Балерине нравилось танцевать в зарубежных залах, там у неё было больше свободы. Именно в США она смогла исполнить свою давнюю мечту - сыграть главные роли в балетах «Раймонда» и «Лебединое озеро».

К 215 сезону Мариинского театра Диану все признали главной звездой труппы. Она мгновенно запоминалась зрителям благодаря своей невероятной харизме и несомненному таланту. Девушку можно отнести к балеринам нового поколения, которые совмещают танец и актёрскую игру. Все постановки с её участием становились яркими и запоминающимися.

В 2000 г. в Лондоне происходили грандиозные гастроли труппы Мариинского театра. Вишнева участвовала в 18 балетных и 16 оперных постановках. В первой части гастролей девушка танцевала на сцене партию из «Спящей красавицы», закрывался сезон постановкой «Рубины».

Другие сферы деятельности и награды

В марте 2001 г. танцовщица получила «Золотую маску» за сольную партию в пьесе «Рубины». Через два месяца её наградили Государственной премией в области литературы и искусства. В мае 2005 г. Диана стала прима-балериной Американского театра балета. В 2007 г. её признали Народной артисткой России, наградили за вклад в развитие мирового и отечественного искусства. Журнал «Forbes» также включил девушку в список «50 русских, завоевавших мир».

С 2007 года балерина стала лицом модного дома «Татьяна Парфёнова». В 2010 г. Вишнева стала учредительницей фонда, действующего на территории России, Японии и США. Он предназначен для оказания поддержки балетному искусству. Представители фонда стремятся сделать балет более доступным, популяризовать его среди разных слоёв населения, заинтересовать детей.

В том же 2010 году девушка попробовала себя в роли актрисы. Она снялась в короткометражной ленте под названием «Бриллианты». Также можно наблюдать за актёрской игрой Дианы в мюзикле «Кроткая» и французской документальной картине «Балерины».

В 2013 г. прошёл первый международный фестиваль «Context», его основательницей стала Диана Викторовна. Она также приняла участие в этом мероприятии, исполнив партию в спектакле «Облака» на музыку Клода Дебюсси. Этот фестиваль имел успех у российских почитателей балета, в 2016 г. он состоялся в четвертый раз.

Сейчас Диана продолжает выступать. Также она нередко выступает в качестве режиссёра-постановщика. Дебютным проектом женщины стал спектакль в стиле современного балета «Silenzio». Позднее появились сольные программы «На грани», «Красота в движении» и «Диалоги». Каждая из них имела грандиозный успех у посетителей.

Личная жизнь

Диана впервые влюбилась в юном возрасте, как только попала в труппу Мариинского театра. Среди её коллег был Фарух Рузиматов, молодые люди мгновенно понравились друг другу. Несмотря на разницу в возрасте, составлявшую 13 лет, влюблённые долго встречались, их даже называли супругами. Официального оформления отношений не было, но Вишнева считала Рузиматова самым близким и родным человеком. Причины их разрыва прессе не известны.

В 2013 году в печатных изданиях начали появляться слухи о романе девушки с Романом Абрамовичем. Но официального подтверждения этой информации не было, они всё отрицали. Все сплетни развеялись, когда в августе того же года Диана вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича. У него также есть собственный бизнес в США.

После свадьбы супруги сообщили журналистам, что они встречаются уже очень давно. Именно поэтому все слухи о других связях женщины могут быть сильно преувеличены. Церемония бракосочетания состоялась на Гавайских островах, были приглашены друзья и родственники.

Родители часто хотят, чтобы их дети воплотили в жизнь то, чего они не смогли добиться сами. Мама Дианы Вишнёвой мечтала стать балериной. Но станок, пуанты и сцена появились в её жизни только после рождения дочери Дианы. Именно с подачи матери юная танцовщица поступила в Академию русского балета им. Вагановой. Свой последний год обучения она уже совмещала со стажировкой в Мариинском театре. Однако это было лишь началом триумфального появления Дианы Вишнёвой в мире балета.

Самостоятельная

Заниматься танцами Диана начала в шесть лет. Но поскольку в 80-е выбор кружков был невелик, будущая прима Мариинского театра в начале своего пути постигала цыганские, гуцульские и кубинские танцы. Семья Вишнёвых жила в рабочем районе Санкт-Петербурга — «Весёлый посёлок». Для того чтобы добраться до Дворца пионеров им. Жданова на Невском проспекте, где проходили занятия, юной танцовщице приходилось ехать через весь город — сначала 40 минут на автобусе, потом столько же на метро. Этот долгий путь девочка проделывала одна. У родителей не было возможности провожать дочь — оба работали на закрытых предприятиях. Каждый раз, когда Диана отправлялась на занятия, она брала с собой горсть двухкопеечных монеток. Чтобы взрослые не волновались, девочка звонила им из телефонных автоматов, которые попадались по дороге.

Диана Вишнёва в хабанере из балета «Кармен-сюита». Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

Поступить в Академию русского балета им. Вагановой будущая прима решила благодаря своей маме. Гузаль Вишнёва мечтала стать балериной, но в итоге выбрала совсем другую профессию, у неё два высших образования — химика и экономиста. Штурмовать Вагановку юной танцовщице пришлось трижды. По мнению педагогов, природные данные девочки совсем не подходили для балета. Конечно, отказы Вишнёва переносила со слезами на глазах, но в силу своего характера не хотела сдаваться. Очередное «нет» ещё больше раззадоривало Диану. В 1987 году она всё-таки добилась своего.

Учёба в академии требовала невероятных усилий. По признаниям самой артистки, каждые 2-3 года ей хотелось оставить балет. Но что-то не давало бросить всё на полпути. Самый сложный период начался после последнего года обучения. Балерина сильно перетрудила колено. Врачи уверяли — нужно делать операцию. Но девушка была категорически против медицинского вмешательства. Больничной койке Диана предпочла отдых, решив, если уж и это не поможет, навсегда отказаться от сцены. К счастью, оставлять балет не пришлось. Недуг, полученный от чрезмерных нагрузок, спустя несколько недель всё же прошёл.

Диана Вишнёва на открытии выставки «Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье» в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

«Вишнёвое чаепитие»

В 1994 году Диана приняла участие во всемирно известном конкурсе Prix de Lausanne. Решение о том, чтобы отправить подающую надежды ученицу в Лозанну, далось дирекции академии не так-то просто, ведь это не входило в первоначальные планы. Однако художественному руководителю Игорю Бельскому удалось переубедить начальство. В итоге он поставил для балерины миниатюру «Кармен», с которой она блестяще выступила, несмотря на травму, полученную во время тренировок. До поездки Вишнёва подвернула ногу. Когда она оказалась на конкурсе, то даже подумала о том, чтобы выступать без пуантов, но осознав, какая огромная ответственность лежит на её плечах, решила действовать так, как было задумано вначале.

Номер длиной всего полторы минуты, в котором юная красавица так легко и непринуждённо танцует перед строгим жюри, на самом деле сопровождался сильной болью и, конечно, стал для Дианы настоящим испытанием. Но она прошла его, получив в награду золотую медаль и Гран-при, который специально для молодой артистки буквально со скандалом выбил председатель конкурса Жан-Кристоф Майо .

Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Заключительный год обучения девушка совмещала со стажировкой в Мариинском театре, на работу в который попала сразу после окончания академии. Буквально через год Вишнёва получила статус солистки, а в партнёры ей достался Фарух Рузиматов . Премьер был старше Дианы на 13 лет, но на сцене они были абсолютно равны. Артистов связывали не только рабочие отношения. Фарух стал первой серьёзной любовью балерины. Однако отношения в паре были довольно сложные. Влюблённые то расставались, то снова сходились. Тем временем яркий дуэт успел покорить не только российских, но и зарубежных зрителей. Вишнёва постепенно стала всё чаще и чаще бывать за границей. В 2005 году Диана заняла место примы-балерины Американского театра балета (АВТ). Несмотря на выматывающие перелёты и огромную востребованность, она продолжает оставаться ей по сей день.

Кроме родного Санкт-Петербурга, танцовщица пользовалась довольно большой популярностью и у столичной публики. По понятным причинам это нравилось далеко не всем. Когда Диану позвали в качестве приглашённой звезды в Большой театр, ведущие балерины тут же отправились в кабинет к генеральному директору Анатолию Иксанову , чтобы высказать свой протест. В то время историческая сцена была закрыта на реконструкцию, Большой работал лишь на одной площадке. Разгневанные артистки убеждали Иксанова, что им самим не хватает работы. Позднее, когда представители прессы пытались расспросить Анатолия Геннадьевича на тему бунта его сотрудниц, он сказал, что они приходили в его кабинет пить чай, поэтому в театральных кругах этот эпизод получил название «вишнёвое чаепитие». Несмотря на все протесты, Вишнёва всё же получила обещанные ей «Жизель» и «Лебединое озеро». Но регулярное сотрудничество с театром началось только после окончания ремонта.

Балерина Диана Вишнёва во время театрализованного представления на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович

«Я никогда не мечтаю, я ставлю цели и иду к ним», — говорит Вишнёва. Балерина всегда хотела не только танцевать в проверенных десятилетиями постановках, но и работать с хореографами, которые будут создавать материал для неё. В 2008 году эта цель была достигнута — в США прошла мировая премьера хореографического спектакля «Диана Вишнёва: Красота в движении», который состоял из трёх частей: «Лунный Пьеро», «Из любви к женщине» и «Повороты любви». Затем последовали и другие яркие работы, среди которых, конечно, выделяются «Диалоги» Джона Ноймайера . Это была не просто сложная история взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но и совсем другой стиль, который классической балерине пришлось познавать в довольно сжатые сроки. Однако и эту высоту Вишнёва взяла стремительно и легко, как когда-то свою первую золотую медаль на конкурсе в Лозанне.

Супруг и продюсер

В личной жизни балерины, как и на сцене, всегда кипели нешуточные страсти. Но с появлением Константина Селиневича она обрела то самое женское счастье и спокойствие, которое при столь жёсткой профессии крайне необходимо, иначе можно просто сойти с ума. Супруг стал продюсером артистки.

Они познакомились на Олимпиаде в Пекине, куда Диана приехала в качестве почётного гостя. К тому моменту Константин совсем не разбирался в балете и, уж тем более, не знал, кто такая Вишнёва. Он занимался хоккейным менеджментом. Конечно, решение подойти к такой красивой женщине, как Диана, далось ему нелегко. Но в свой день рождения молодой человек всё же набрался смелости и попросил телефон балерины.

Диана Вишнёва и Константин Селиневич. Фото: РИА Новости / Валерий Левитин

Предложение руки и сердца Константин сделал возлюбленной сразу после её бенефиса, посвящённого 15-летию творческой деятельности. Свои отношения пара узаконила 27 августа в 2013 году, после нескольких лет совместной жизни. Свадебная церемония прошла на Гавайях. Невеста прибыла на мероприятие после окончания мирового тура. «Да» молодые сказали друг другу на пляже, в окружении только самых близких людей. Диана предстала перед немногочисленными гостями в необычном платье с корсетом из цветов, а жених — в красном костюме.

О такой жизни можно только мечтать: успешная в карьере, счастливая в любви. Но сама Вишнёва не перестаёт развенчивать миф о лёгкой судьбе балерины. Шутка ли: постоянно работать через боль, выходить на сцену с незажившими травмами просто потому, что времени на отдых нет, годами жить на чемоданах. Однако она танцует и, кажется, совсем не думает о минусах выбранной профессии, ведь её ждут в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Москве и других городах мира, а это — самое главное для балерины.

Диана Викторовна Вишнёва родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде в семье инженеров-химиков Виктора Геннадьевича и Гузали Фагимовны Вишнёвых. В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, в 1987 году поступила в Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (с 1991 года - Академия русского балета).

В 1994 году участвовала в международном конкурсе учеников балетных школ «Приз Лозанны»: исполнив в финале вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», поставленный специально для конкурса Игорем Бельским, завоевала Золотую медаль.

Еще будучи студенткой Академии в качестве стажёра исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра. В 1995 году, окончив училище по классу педагога Людмилы Ковалёвой, была принята в балетную труппу театра, с 1996 года - его солистка. Репетировала с Ольгой Ченчиковой.

В 1995 году впервые выступила на сцене московского Большого театра, исполнив номер «Кармен» на заключительном концерте «Приза Лозанны» как победительница предыдущего конкурса. Затем вместе с Фарухом Рузиматовым, который стал её постоянным партнёром, была приглашена выступить в спектакле Большого театра «Дон Кихот».

В 1996 году за исполнение партии Китри была награждена призом «Бенуа танца», а за исполнение одной из частей балета «Симфония до мажор» - призом «Золотой софит». В том же году исполнила партию в спектакле «Ромео и Джульетта», посвящённом Галине Улановой (Ромео - Виктор Баранов).

Вишнёва неоднократно выступала на сценах крупнейших театров мира как с балетом Мариинского театра, так и самостоятельно. В 2001 году исполнила главные партии в спектаклях Баварского балета «Манон» и театра Ла Скала «Спящая красавица» (редакция Рудольфа Нуреева). В следующем году выступила на сцене парижской Оперы, исполнив партию Китри в балете «Дон Кихот» (редакция Рудольфа Нуреева, Базиль - Хосе Мартинес). Во время гастролей балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке выступала на сцене Метрополитен-опера, солируя в балетах «Баядерка» (реконструкция Сергея Вихарева), «Дон Кихот» и «Рубины».

С 2002 года - приглашенная солистка Берлинского государственного балета: Владимир Малахов пригласил её станцевать с ним спектакль «Жизель» в этом театре. Затем они вместе выступали на сцене театра в Миккели, исполнив партии в балете «Спящая красавица» и па-де-де на музыку Чайковского (хореография Джорджа Баланчина).

C 2005 года - приглашённая солистка Театра американского балета, где исполнила желанные главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда», которые не могла исполнить на сцене Мариинского театра в силу своего амплуа.

В 2007 году, в возрасте 30 лет, удостоена звания народной артистки России. В октябре того же года на сцене Мариинского театра состоялась премьера первого личного проекта Дианы - Silenzio (режиссёр Андрей Могучий, хореограф Алексей Кононов). В том же году стала «лицом» модного дома «Татьяна Парфёнова».

В 2007 году Вишнёва начала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством Ardani Artists - совместно они подготовили несколько сольных проектов балерины («Красота в движении», «Диалоги», «На грани»). Первая программа, Beauty in motion («Красота в движении»), премьера которой состоялась 13 февраля 2008 года в Калифорнии, была создана в сотрудничестве с Алексеем Ратманским («Лунный Пьеро»), Мозесом Пендлтоном (F.L.O.W. - For Love of Women («Из любви к женщине») и Дуайтем Роденом («Повороты любви»).

В 2010 году учредила Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой. В том же году снялась в короткометражном фильме режиссёра Рустама Хамдамова «Бриллианты».

В 2011 году работала с хореографом Эдуаром Локом, выступив с его труппой La La La Human Steps в балете на музыку Пёрселла и Глюка.

В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера следующего сольного проекта Вишнёвой - «Диалоги». Для этой программы хореограф Джон Ноймайер создал для балерины «Диалог» - дуэт на музыку Фредерика Шопена (партнёр - Тьяго Бордин. Также в этой программе Диана первой из российских балерин исполнила хореографию Марты Грэм («Лабиринт») и станцевала постановку Пола Лайтфута и Соль Леон Subject to change (партнёр - Андрей Меркурьев)

В 2012 году была председателем жюри проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура».

17 февраля 2013 года в Лозанне вместе с труппой Мориса Бежара Диана выступила в «Болеро», став первой после Майи Плисецкой российской балериной исполнившей сольную партию в этом балете.

В ноябре 2013 года в Калифорнии, в Сегерстрем-центре, состоялась премьера третьего сольного проекта Вишнёвой - On the Edge («Грани»), в который вошла хореография Жана-Кристофа Майо и Каролин Карлсон.

В 2013 году стала одним из организаторов международного фестиваля современной хореографии Context, в рамках которого впервые исполнила хореографию Иржи Килиана («Облака» на музыку Клода Дебюсси, партнёр - Марсело Гомес). В ноябре 2014 года Фестиваль состоялся вновь. Вишнёва выступила в трёх постановках: в премьерной для себя работе Ханса ван Манена «Старик и я» (партнёр Эрик Готье) и Марко Геке «Убитый», а также в постановке Пола Лайтфута и Соль Леон «Объект перемен».

7 февраля 2014 года участвовала в Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, где исполнила «танец голубки мира» - парафраз хореографии Мозеса Пендлтона для программы «Красота в движении» (Waters Flowers - «Водяные цветы», 3-я часть балета F.L.O.W.). Комментаторами прямой трансляции церемонии Вишнёва была представлена телезрителям, как одна из величайших балерин современности.

7 ноября 2014 года дебютировала в новом балете Джона Ноймайера «Татьяна». Премьера состоялась 29 июня 2014 года в Гамбурге.
Личная жизнь

27 августа 2013 года Диана Вишнёва вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича, с которым балерину связывают длительные отношения. Свадебная церемония состоялась на Гавайских островах.
Репертуар

Балеты классического репертуара

«Дон Кихот» (Китри); Pas de quatre (Фанни Черрито); «Grand pas classique», «Жизель» (Жизель); «Корсар» (Гюльнара); Grand pas из балета «Пахита» (вариация); «Баядерка» (Никия); «Спящая красавица» (принцесса Аврора); «Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия); «Раймонда» (Раймонда).

Хореография XX века

«Щелкунчик» Василия Вайнонена - Маша
«Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы» (Девушка) и «Лебедь» Михаила Фокина
«Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского - Джульетта
«Легенда о любви» Юрия Григоровича - Мехменэ-Бану
«Онегин» Джона Кранко - Татьяна
«Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III часть), Па-де-де на музыку Чайковского, «Рубины», Ballet Imperial Джорджа Баланчина
«В ночи» Джерома Роббинса - I дуэт, партнёр Виктор Баранов
«Кармен» (Кармен, дон Хозе - Фарух Рузиматов); «Юноша и смерть» Ролана Пети
«Манон» Кеннета Макмиллана - Манон
Spring and Fall, «Дама с камелиями» (Маргарита Готье), «Татьяна» (Татьяна Ларина[* 5]) Джона Ноймайера
«Кольцо вокруг кольца», «Болеро» Мориса Бежара
«Золушка» (Золушка), «Поэма экстаза», «Анна Каренина» (Анна Каренина), «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского

Современная хореография

Steptext, In the Middle Somewhat Elevated Уильяма Форсайта
«Квартира» Матса Эка
Vertigo Мауро Бигонцетти (партнёры - Владимир Малахов, затем Марсело Гомес)

Сольные проекты

«Диана Вишнёва: Красота в движении» (хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона)
«Диана Вишнёва: диалоги» (хореография Марты Грэм, Джона Ноймайера, Пола Лайтфута и Соль Леон)
«Грани» (хореография Жан-Кристофа Майо и Каролин Карлсон)

Награды и премии

1994 - Золотая медаль международного балетного конкурса «Приз Лозанны» (Швейцария)
1995 - приз «Бенуа танца»
1996 - премия артистического агентства «Ардани» «Божественная», премия «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская балетная партия»
1998 - премия «Балтика»
2000 - Государственная премия Российской Федерации
2001 - театральная премия «Золотая маска»
2002 - «Танцовщица года - 2002» (премия журнала Dance Europe[уточнить])
2003 - приз журнала «Балет» «Душа танца»
2007 - Народная артистка России
2009 - театральная премия «Золотая маска» (в номинациях «Лучшая женская роль», «Современный танец/женская роль» и «Приз критики»)
2010 - «Балерина десятилетия» (международный концертный проект «Звёзды балета XXI века»)