ФАРС (франц. farce, от лат. farcio – начинка, фарш), термин имеет несколько значений.

1. Вид народного театра, получивший распространение в большинстве западноевропейских стран в 14–16 вв. Легкие развлекательные сценки, разыгрываемые актерами-масками, действующими в рамках постоянных характеров, ведут свое начало из народных обрядов и игр. В период становления христианства этот вид зрелищ сохранялся в представлениях странствующих актеров, называвшихся в разных странах по-разному (гистрионы, скоморохи , ваганты, шпильманы, мимы, жонглеры, франки, хугляры и т.д.). Такие представления жестоко преследовались церковью, и существовали практически на «подпольном» положении. Однако, с развитием и ростом популярности мистерий (14–16 вв.), в них все большее место начали занимать комедийно-бытовые элементы, интермедии , слабо связанные с основным религиозным действом. Собственно, именно тогда и возник термин «фарс» – главное патетическое и торжественное действие «начинялось» комедийными вставками. Так началось возрождение народного театра. Фарс постепенно складывался в отдельный жанр, причем не только в рамках профессионального, но и самодеятельного театра – объединений горожан, широко занятых в комедийных эпизодах мистерий и осуществлявших организационную работу по их проведению (во Франции – братстваи шутовские общества, в Нидерландах – камеры риторов, в Германии – мейстерзингеры). Фарс стал истинно народным, демократическим жанром зрелищно-театрального искусства. Так, во Франции в 15–16 вв., наряду с мистерией и моралите , получил широкое распространение фарсовый театр соти (франц. sotie, от sot – глупый), где все персонажи выступали в обличии «дураков», аллегорически изображающих общественные пороки. Не менее широко фарсовые сценки были распространены в массовых праздниках, особенно – карнавалах , предварявших начало Великого поста . Для фарса характерен грубоватый юмор, буффонада, импровизация, акцент не на индивидуальных, а типических чертах персонажей. Наибольшую известность получили французские фарсы: Лохань , цикл об адвокате Патлене и т.д. Эстетика средневековых фарсов оказала серьезное влияние на развитие европейского театра (в Италии – комедия дель арте ; в Англии – интерлюдии; в Испании – пасос; в Германии – фастнахтшпиль; и т.д.). Фарсовые мотивы отчетливо видны и в литературном творчестве драматургов эпохи Возрождения (Шекспира , Мольера , Сервантеса и др.).

2. С 19 в. термин фарс употребляется в качестве названия отдельного жанра драматургии и театральных спектаклей, сохраняющих основные черты средневекового фарса: легкость и непритязательность сюжета, буффонный юмор, однозначность характеров, внешние комические приемы. Часто служит синонимом водевиля, сценического анекдота, комедии положений, театральной и цирковой клоунады и т.д.

3. На бытовом уровне слово «фарс» употребляется для определения грубой шутки, эпатажной выходки.

Татьяна Шабалина

Средневековый комический театральный жанр - комедия. Фарс - странное дитя двух несовместимых родителей. Если комедия - его матушка, то отцом, давшим ему имя, стал церковный текст, в котором фарсом называли вставки (перевод - "начинка") - Epistola cum farsa или Epistola farsita, впрочем, их было множество в гимнах и даже просто в молитвах. Если продолжить сравнение, рассматривая то здесь не слишком далеко расположилась и столь излюбленная древнеримским населением трагедия. Фарс в данном случае заключался в том, что на арене бедных трагиков пожирали хищные звери под жизнерадостные вопли зрителей. Не зря вспоминается поговорка, что любое действие только впервые может быть трагедией, повторенное дважды - уже фарс. Это перестаёт убеждать. Так что же такое фарс?

Итак, термин закрепился за небольшой драматической интермедией в 12-м веке. Фарс - это и проблемы семьи, и отношения слуги и хозяина, и плутовство, и похождения солдат и студентов, любые как батраков и торговцев, так и судей и чиновников.

Образные ряды пестрят комическими ситуациями, достигаемыми довольно дешёвыми средствами - при помощи потасовок и перебранок. Развитие сюжета предполагает перескакивание из одного места действия в другое, единства нет. Характеры глубоко не раскрываются, персонажи в основном каламбурят и острят. Темы разнообразны и заимствованы чаще всего из окружающей повседневности. Постановочные средства самые примитивные, поскольку подготовки к спектаклям не предусмотрено. К концу 15-го века количество фарсов возрастает, наступает расцвет жанра.

Фарс - это расцвет французского театра

Французский театр при всей его зачаточности уже к 12-му веку приобрёл некоторые чисто фарсовые черты. Построение на остроумных сюжетных ходах. Персонажи - предшественник Арлекина (Herlequin), алхимик, монах. Особенно знаменитой становится трилогия о Потилене, стряпчем, ловкаче и пройдохе. Автор неизвестен. Подозреваются и Вийон, и де ла Саль, и Бланше. Назидательные и политические фарсы сочиняла королева Марго (Наваррская, та самая). Значительно позже постоянно просвечивал фарс в комедиях знаменитого Мольера. Например, или "Проделки Скапена". Критическое время развития театра - 17-й век. Фарс уходит с французской сцены. На его место с триумфом приходит полновесная литературная комедия.

Фарс - это отец итальянской комедии

Фарс, сам по себе не слишком самостоятельное драматургическое действо, оказал огромное влияние на всего мира. В том числе Италия стала настоящим домом для фарса, но в итоге получила талантливое дитя - комедию дель арте, с бессмертными масками Коломбины, Панталоне, Доктора и Арлекина.

Фарс - это главный жанр на подмостках средневековой Европы

Литература и других европейских стран оставила нам в наследство образчики этого жанра. В Германии существовали масленичные игры, бичующие человеческие слабости. В 12-15-м веках в сочинении фарсов чаще всего преуспевали мейстерзингеры (немецкие поэты-певцы), особенно нюрнбергские. Подобно рыцарям, гордящимся происхождением, мейстерзингеры были настоящими профессионалами и уважали искусство поэзии как ремесло. А в Испании творил Сервантес. Самые знаменитые фарсы его гениального пера - "Два болтуна" и "Театр чудес".

Фарс

Фарс

ФАРС (франц. farce, латин. farsa) - один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в молитвах и гимнах. Закрепление термина Ф. за драматической интермедией можно отнести к XII в. Несомненным источником Ф. являются французские игры (jeux), известные уже в XII веке под различными именами: dits, debats и пр. «Игра под листвой» (Jeu de la feuillee, ок., 1262) Адама де ла Галь (1238-1286) имеет ряд чисто фарсовых черт как в смысле сюжета и остроумия положений, так и трактовки отдельных персонажей (предшественник итальянского Арлекина - дьявол Herlequin Croquesots, «физик», монах). Содержание фарсов, как и чрезвычайно близких к ним фабльо (см.), заимствовалось из повседневной действительности; темы Ф. разнообразны - семейные отношения и отношения хозяина и челяди, обман жены, плутни в торговле и на суде, похождения хвастливого солдата, неудачи зазнавшегося студента; образы пестры - монахи и попы, торговцы и ремесленники, солдаты и студенты, крестьяне и батраки, судьи, чиновники; комическая ситуация достигается за счет привнесения внешнего эффекта - потасовки, перебранки и пр.; часто много осложнений вносит в действие использование нескольких диалектов, профессиональной лексики, макаронической латыни; индивидуализация речи персонажей Ф. проведена в большинстве случаев достаточно последовательно. Развитых характеров в фарсе нет; как и в фабльо, герои Ф. больше действуют, обмениваются каламбурами и остроумными репликами; нарастание сюжета происходит за счет быстрого переноса действия с одного места в другое, неожиданных разъяснений. В отличие от больших форм средневекового городского театра Ф. не знал длительной подготовки спектакля, не имел оборудованной сценической площадки, обходился самыми примитивными постановочными средствами. Французский фарс, и близкие к Ф. соти были уделом небольших братств и ставились с XIV в. преимущественно парламентскими клерками (clercs de Basoche) и актерами (enfants sans souci). К числу ранних Ф. принадлежат «Вольный стрелок из Баньоле» (Franc Archer de Bagnolet, 1468) и «Trois galants et Philipot», где прекрасно разработан старый мотив хвастливого солдата. Сильно возрастает число Ф. с конца XV в.; к этому времени относится своеобразный цикл Ф. о Пателене. Три фарса - «Господин Пьер Пателен» (1470), «Новый Пателен» (ок. 1480), «Завещание Пателена» (ок. 1490) - рисуют бессмертный образ пройдохи-стряпчего - avocat sous l’orme. Очевидная популярность этих фарсов, особенно первого, явствует из многочисленных изданий (16 изданий с 1489 по 1532) и тех ссылок на основной Ф., которые встречаются в «Новом Пателене» и в «Завещании».
Вопрос об авторстве не решен до сих пор, и имена Франсуа Вийона, Адама де ла Саль, Пьера Бланше как авторов «Пателена» в одинаковой мере маловероятны. К XVI в. относятся фарсы Маргариты Наваррской, из к-рых один, озаглавленный «Комедия», представляет собой образец назидательного Ф. (старуха поучает двух девушек и двух замужних женщин, как поступать в семейных затруднениях), а другой - «Trop, prou, peu, moins» (Слишком, много, мало, меньше) - образец политического фарса. Под именем Trop и Prou выведены папа римский и император Карл V, в лице же peu и moins выведены мелкие, заурядные люди; в Ф. высмеяны жадность, заносчивость «этих двух половин бога» - папы и императора. Свыше 130 французских Ф. относится к XV-XVI вв. Несомненно, известную эволюцию претерпевает Ф. под влиянием итальянской «комедии масок» в творчестве авторов-актеров Gros Guillaume’а, Gualtier Garguille’я, Turbepin’а и позже Мольера; у Мольера комедии даже позднего периода во многом сохраняют отголоски Ф. («Проделки Скапена», «Мнимый больной» и пр.), но внешний комизм случайных ситуаций сочетается у него с глубоким показом действительности, яркостью образов. Во Франции XVII в. является критическим для развития Ф.; последний вытесняется лит-ой комедией.
Аналогичные Ф. жанры представлены в литературах других стран. В Германии близки к Ф. масленичные игры - «фастнахтшпили» (см.). Распространение Ф. в Италии приходится на XV-XVI вв.; для арагонского двора Ф. аллегорического характера писал Саннадзаро одиннадцатисложными стихами; этот фарс проник в Мантую и Венецию. Полудиалектальные Ф. забавного содержания писал Пьетро Караччоло («Il magico»). Не подлежит сомнению связь традиции Ф. с комедией масок, известная близость к Ф. есть и в творчестве Рудзанте (см.) первого периода (1520-1530). В Испании жанровые особенности Ф. можно наблюдать в творчестве Лопе де Руэды, Жиля Висенте и в знаменитых интермедиях Сервантеса («Театр чудес», «Два болтуна» и др.).Библиография:

I. Тексты Ф. изданы в собраниях: Recueil de farces, moralites et sermons joyeux, publ. p. Leroux de Lincy et Fr. Michel, 4 vls, P., 1831-1838; Ancien theatre francais, publ. p. E. Viollet le Duc, 10 vls, P., 1854-1857; Recueil de farces, soties et moralites, publ. p. P.-L. Jacob, P., 1859; Le theatre francais avant la Renaissance (1450-1550), publ. p. E. Fournier, Paris, 1872; Picot E. et Nyrop Chr., Nouveau recueil de farces francaises des XV-e et XVI-e siecles, Paris, 1880.

II. Petit de Julleville L., Les comediens en France au moyen age, P., 1885; Teatro italiano dei secoli XIII, XIV, XV a cura di F. Torraca, Firenze, 1885; Schamburg K., Die Farce Pathelin und ihre Nachahmungen, Diss., Lpz., 1887; Brotanek R., Die englischen Maskenspiele, Wien, 1902; Beneke A., Das Repertoir und die Quellen der franzosischen Farcen, Diss., Jena, 1910; Croce B., Teatri di Napoli dal rinascimento alla fine del Secolo XVIII, Bari, 1916; Holbrock R. T., etude sur Pathelin (Essai de bibliographie et d’interpretation), Baltimore, P., 1917; Steele M. S., Plays and Masques at Court during the reigns of Elizabeth, James and Charles, New Haven, 1926; см. также Французская литература.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

(лат. farcio – начиняю: средневековые мистерии были «начинены» фарсами), жанр народного театра западноевропейских стран 14–16 вв. Фарс насыщен комическими эффектами, буффонадой , часто содержит сатирические намёки на конкретных лиц. Герои фарса – образы-маски, первая попытка типизации в драматургии.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

ФАРС . - Герой каждого драматического произведения, охваченный единым, цельным стремлением, страстью, наталкиваясь на противоборство окружающей среды, неизбежно нарушает нормы, обычаи и привычки этой среды. Герои комедии нарушают социально-психологические нормы; фарсом называют, обычно, комедию, в которой герой нарушает социально-физические нормы общественной жизни. Так в «Лизистрате» Аристофана героиня стремится принудить мужчин к прекращению войны, побуждая женщин отказывать им в любовных ласках. Так, Арган («Мнимый больной» Мольера) приносит интересы своей семьи в жертву интересам своего мнимо-больного желудка. Область фарса есть по преимуществу эротика и пищеварение. Отсюда с одной стороны чрезвычайная опасность для фарса - впасть в сальную пошлость, с другой - чрезвычайная острота фарса, непосредственно задевающего наши жизненные органы.

В связи с физической стихией фарса, сценически его, естественно, характеризует изобилие внешне-действенных движений, столкновений, объятий, драк. Фарс по природе своей периферичен, эксцентричен - это эксцентрическая комедия. Животная возня в сценической интерпретации переходит в физическое действие, облагороженное ритмом и пластикой: фарс на сцене принимает характер буффонады. Поскольку физические нормы человеческого общества несравненно менее изменчивы, нежели нормы социально-психологические, фарс (или эксцентрическая комедия) в несравненно меньшей степени нуждается в бытовой разработке, нежели комедия бытовая. По той же причине хороший фарс долговечнее бытовой комедии. По своей конструкции фарс, таким образом, ближе к трагедии (см. Трагедия), бытовая комедия к драме (в узком смысле этого слова).


История фарса . Фарсы развились из бытовых сцен, введенных как независимые интермедии в средневековые пьесы религиозного или моралистического характера. Фарсы поддерживали традицию комических представлений, идущую от греко-римской сцены, и постепенно преобразовались в комедию новых веков, сохранившись в качестве особого вида легкой комедии. Исполнителями фарсов в прежние времена были обыкновенно любители. Таково, напр., во Франции общество Базош; к нему, вероятно, принадлежал неизвестный по имени автор знаменитого французского фарса «Адвокат Пателен» (1470), изданного множество раз с переделками текста и под разными заглавиями. Списки фарсов появляются только с конца 15 века: с ними нещадно боролось католическое духовенство. Однако, игрались фарсы уже в 13 веке. К обществу Базош принадлежал и Ж. д"Абонданс, автор фарса „La cornette“ (1545), имеющего темой семейные неурядицы. Таков же и другой знаменитый фарс (анонимный): „Le cuvier“. Сходны с французскими фарсами немецкие «масляничные представления» (Feschnachtspiele), лучшие из которых написали Ганс Фольи, Ганс Сакс, Розенблют. Рейхлин дал немецкую переделку фарса о Пателене подназванием «Неппо». Богата фарсами испанская литература. Их ввел Х. Висенье (перв. полов. 16 века). Образцовые фарсы можно видеть в «Интермедиях» Сервантеса. У итальянцев фарс часто сливался с commedia dell"arte. В старом английском театре славились многочисленные фарсы Фута. У нас большая часть фарсов - переводы и переделки западных. Немецкие и французские фарсы изданы несколькими сборниками, иные из которых содержат около сотни фарсов.

В. Волькенштейн., И. Э. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

В современной литературе существует большое количество жанров и их ответвлений. Одни из них возникли сравнительно недавно, тогда как история других насчитывает не одно столетие. В этой статье будет описана история происхождения как раз одного из таких жанров - фарса.

Появление и развитие фарса как жанра

Фарс - это комедийный жанр, который зародился в западноевропейском средневековом театре. Возник он еще в седьмом столетии, но как самостоятельный жанр он выделился только во второй половине пятнадцатого столетия. Основным периодом его развития считается XIV-XVI столетие. Среди истоков фарса - выступления странствующих комедиантов и карнавальные игры во время Масленицы. Рассказы комедиантов определяли тематику и диалоги, а карнавальные действа - его массовый характер и динамическую игровую природу. Позже фарсами начинают наполнять мистерии (отсюда и происходит его название), из которых он выделился как самостоятельный жанр.

Фарс в средневековом театре

В отличие от других жанров средневекового театра, фарсу совершенно не свойственны аллегории и дидактизм. Ведь основой его являются реальные жизненные события, анекдоты. Фарсовые пьесы отражают вполне жизнеподобные бытовые ситуации. Впрочем, индивидуализированных образов здесь еще нет. Вместо них существуют типы-маски, такие, как хитрый слуга, неверная жена, хвастливый солдат, незадачливый студент, ученый-педант, шарлатан-врач и другие. Герои фарсов непосредственно действуют: они дерутся, ругаются, спорят, обмениваются каламбурами. В представлении немало физических столкновений, эксцентрики, буффонады, острых и динамических ситуаций, которые быстро сменяют друг друга. За счет таких изменений, а также свободного переноса действия из одного места в другое достаточно быстро разворачивается сюжет. Причем герои фарсов не только потешались над комедийностью положений, но и высмеивали определенные явления и черты.

Фарс в европейском и японском театрах

Европейские фарсы ставились главным образом актерами-любителями. Авторы же средневековых комических пьес в основном неизвестны (нередко фарсы компилировались коллективно). Известно, что фарсы писали Ф. Рабле, К. Маро, сохранилось несколько фарсов Маргариты Наваррской. Самым популярным в XV веке был цикл французских фарсов об адвокате Патлене, который рассказывал о приключениях известного народного героя, ярко изображал быт средневекового города, показывал целый ряд колоритных фигур. Вообще именно на французской почве этот жанр - фарс - начинает расцветать.

Жанр фарса (кёгэн) существовал и в японском театре «Но»: он сложился в XIV веке. Японский фарс - это жанр, который был тесно связан с фольклором (сатирические и бытовые сказки, анекдоты). Подобно европейскому аналогу, кёгэн представлял собой небольшие бытовые сценки на материале, заимствованном из самой жизни. Основные герои, которых высмеивал японский фарс, - монахи-шарлатаны, глупые князья, их хитрые слуги, крестьяне. Основным принципом своей игры кёгэн выдвинул комизм в сочетании с жизненной правдой. Фарсы в Японии выполнялись как интермедии между драмами.

Значение в истории мирового театра

Фарс - это направление искусства, которое имело большое влияние на дальнейшее развитие мирового театра. Именно благодаря ему развиваются английские интерлюдии и испанские пасос, немецкие фастнахтшпили и итальянская комедия масок. В XVII веке фарс не без успеха соревнуется с «ученой» гуманистической драмой, и синтез именно этих двух традиций привел к созданию драматургии Мольера.

Вообще говоря, фарс - это своеобразное связующее звено между старым и новым театром. Элементы его можно наблюдать у Шекспира и Лопе де Веги, Гольдони и Бомарше. И хотя в конце XVII столетия жанр сдает свои полномочия литературной комедии, он вновь возрождается в конце XIX века. Драматическое искусство нашего времени знает много произведений этого жанра («Самоубийца» Н. Ёрд-Мана, «Затея Большого Мертвиарха» М. де Гельдерода, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Риск» Э. де Филиппо, «Украли кодекс» А. Петрашкевич и т. д.).

До сих пор продолжают создаваться пьесы в этом жанре. Фарс - это в литературе пьеса с элементами комедии и мистерий, поэтому неудивительно, что на протяжении многих столетий люди продолжают любить и уважать это ответвление в искусстве. Многие молодые творцы вновь прибегают к использованию фарса, правда, высмеиваются уже более современные, насущные проблемы, которые находят отголосок в сердцах современных зрителей.