Жители донского края бережно хранят традиции, поверья и обычаи донских казаков.
Своеобразный диалект, песни и танцы вплетаются в общую яркую, самобытную культуру.

Донские казаки гостеприимные, хлебосольные люди. Ни один праздник, ни одно семейное торжество не обходится без доброй чарки и хорошего тоста.

Я вам поведаю и расшифрую настоящий казачий тост.

Если вы впервые попадаете в гости к настоящим родовым казакам, то за накрытым столом у вас обязательно с долей лукавства спросят: - Вы находитесь на исконно казачьей земле, а знаете ли вы, сколько чарок пьёт казак за праздничным столом?

Видя, что гость старается что-то вспомнить или предположить, ему тут же предлагают:

Послушайте наш самый главный тост, и вы сами поймёте, сколько чарок пьёт казак.

ПЕРВАЯ чарка, которую выпивает казак, называется ЗАСТОЛЬНАЯ. Казак сидит в кругу друзей за праздничным столом и выпивает ЗАСТОЛЬНУЮ чарку, она повторяется n-ое количество раз, но всё это - Застольная чарка, застольная песня.

Вот и мы вам желаем, чтобы у вас всегда был накрыт стол, за которым собирались настоящие друзья, родные и могли выпить ЗАСТОЛЬНУЮ чарку.

ВТОРУЮ чарку казак пьет, когда ставит ногу в стремя. Он уходит в поход, и, подойдя к коню, выпивает СТРЕМЕННУЮ чарку. На Руси ещё говорят – на посошок. А казак пьёт только СТРЕМЕННУЮ.

Мы желаем вам крепкого здоровья, чтобы вы были легки на подъём, и могли выпить СТРЕМЕННУЮ чарку.

ТРЕТЬЯ чарка называется – ЗАКУРГАННАЯ. По обычаю, родные провожают казака до последнего двора селения (станицы или хутора). Но в день, когда казак уходит в поход, ему давалось право назначить свидание за курганом той женщине, с которой он хотел бы проститься без посторонних глаз. Вот там, прощаясь с этой женщиной, казак пьёт ЗАКУРГАННУЮ. Именно отсюда на Руси пошло правило третий тост поднимать за любовь.

Мы желаем вам иметь ту единственную (или единственного) любимого человека, с которым хотелось бы выпить ЗАКУРГАННУЮ чарку.

Но вот казак ускакал в степь, рядом с ним никого нет. Он останавливается, сам себе наливает ЧЕТВЁРТУЮ чарку. Она называется – КОНЮ В МОРДУ.

Дело в том, что казак не допивает до конца содержимое чарки, а остатки выплёскивает коню в морду. Существует поверье, что конь запомнит, откуда идёт сивушный запах, и если его седок будет без сознания или даже мёртвый, но удержится в седле, конь привезёт его в родное селение. Таких случаев было много.

Так вот, мы желаем вам, чтобы и у вас был тот родной уголок, где вас любят и всегда ждут. И где бы вы ни засиделись, в гостях ли, в деловой командировке или ещё где, чтобы вы думали – пора плеснуть КОНЮ В МОРДУ и возвращаться туда, где вам рады.

Давайте же выпьем четыре казачьих чарки – ЗАСТОЛЬНУЮ, СТРЕМЕННУЮ, ЗАКУРГАННУЮ и КОНЮ В МОРДУ!

Желаю вам здравствовать!

Рецензии

Невежественно путать байки о казаках с казачьей традицией...
Есть, например, песни о казаках (Розенбаум там поет, Кадышева), а есть традиционные казачьи песни (протяжные, скажем, плясовые и прочие). Так же и здесь: то, что написано - известная байка о казаках (когда создавали образ казака-пьяницы и разбойника). А в реальности, никакой конь не подпустит пьяного человека. Попробовали бы Вы когда-нибудь сесть, выпивши, на коня, как у Вас бы это получилось, я бы посмотрел)

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Чарочка моя. Им оказался исполняющий обязанности Префекта Юго-Восточного округа города Москвы Александр Сергеевич Найданов на Международной научно-практической конференции «Казачество как консолидирующая сила современного общества». Такой обычай славился давно на Руси.

А. К. Толстой.

«Казачий Дюк» Ждем ваших предложений. Т. 8 917 554 2284 [email protected]

«Казачий Дюк» Обряды, юбилеи, мероприятия Ждем ваших предложений. Т. 8 917 554 2284 [email protected]

Чарка на шашке «Казачий Дюк» на сегодняшний день один из востребованных ансамблей. Ждем ваших предложений. Т. 8 917 554 2284 [email protected]

Самый почитаемый казаками обряд. Чарка на шашке. «Казачий Дюк» Ждем ваших предложений. Т. 8 917 554 2284 [email protected]

Еще с языческих времен считалось, что чарка преподнесенная дорогому гостю на блюде перед входом в дом убережет хозяев от нечистой силы и беда обойдет стороной. Почетный гость выпивал, а остатки выплескивал через левое плечо. Считалось, что именно с левой стороны сидит у каждого человека нечистая сила, и когда казак выплескивал остатки горилки в глаза нечистой то обходил лихо стороной.

В знак уважения к хозяевам полагалось опрокинуть чарку. Еще со времен Киевской Руси поднимали чарку, чтобы – пить за честь и здоровье.

Манера употреблять горячительные напитки одним глотком тоже имеет древние корни. Во времена язычества выпивать чашу «одним духом» было сродни молитве божеству (духу) с просьбой о богатстве и благополучии. Впоследствии эта традиция стала выражать отношение гостя к хозяевам дома. «Чтобы не оставить зла в стакане»; «Кто не выпил до дна – не пожелал добра»; – гласят русские пословицы. Потому и чарка –это особая емкость для питья крепких напитков. Ее предназначение — пить залпом, не больше ни меньше. Многообразные формы чарок, украшавшиеся чернью, эмалями или чеканкой, были характерны для русского быта XVII-XVIII вв.

Чарка - русская единица измерения объёма жидкости называвшаяся соткой. 1 чарка = 1/100 ведра. 1 чарка = 0,12299 литра.

Во все времена писатели воспевали в своих произведениях эту посуду.

  1. — Выпьем же чарочку за шинкарочку. Пушкин.
  2. — Каждый из них по вашей милости чарочку пропустил, — и вот теперь мы все радуемся и веселимся! Тургенев.
  3. — По жилам ходит чарочка, рекою льется речь. Некрасов.
  4. — Чарочка моя серебряная, на золотом блюде поставленная! А. К. Толстой.

Интересен тот факт, что чарка «на посошок», лежала у основы казачьего обряда во время которого дорогому гостю преподносили чарку на шашке. Иногда чарка наливалась человеку собирающемуся в дорогу. . Совершая свой путь он опирался на посох, который был его опорой и защитой. Перед выходом из дома человеку наливали чарочку и напутствовали добрым словом: «Чтобы нечистая сила не сбила с пути», «Чтобы беда стороной обошла» и многими другими. Чарку ставили на утолщенный конец посоха и смотрели, если она не опрокидывалась, то считалось это добрым знаком – дорога будет без происшествий. Путник выпивал ее, остатки выливал через плечо, переворачивал чарку на посох вверх дном и отправлялся в дорогу. Такое действие в народе называли «смочить дорожку» в добрый путь.

Казаки были воинами и уходили в походы не с посохом, а держали в руках шашку – оружие, которое каждый казак всегда пытался воодушевить, ибо от того как она будет служить ему в бою, зависела судьба казака.
Сама шашка перешла казакам от черкесов и произошла от слова «сашхо».

Обладая достоинством казаки принимали и передавали традиции из поколения в поколения. Не взирая ни на что, казачьи традиции были отделены от всего политического и экономического прцесса нашего государства. Казак верил, что традиция чарки на шашке принесет в его жизнь достаток и убережет от неприятностей. Этот обряд дошел и до наших дней. Ведь когда казаки встречают дорогого гостя они придают традициям особое символическое значение. Разумеется, чарка водки издревле символизировала достаток и преданность, материальное богатство и благополучие, которое должно было сопутствовать тому кто разделял празднование, и которого все присутствующие на торжестве уважали. Не случайно и по сей день бытует мнение о том, выпивать чару -значит быть друзьями. В особых случаях готовили особую пшеничную водку, при этом дорого гостя облачали в бурку и одевали на голову папаху.

Иногда непосредственно на вручении, особым образом шашку поднимали над головой гостя, тем самым призывая силы плодородия и изобилия снизойти в людей, которые участвуют в этом обряде. Гость выпивает чару, одевает бурку и поднимает шашку с чарой над головой, всеми этими действами говоря о том что он друг. При этом капли от этого выпитого напитка считались едва ли не волшебными и потому выливались иногда на голову на счастье.

Однако постепенно в торжественную роль этого обряда проникли национальные особенности, отражавшие реалии жизни, прежде всего, простонародья, в массе своей крестьянского. Невозможность казачьей общины жить отдельно привела к обычаю встречать дорогого гостя на пороге своего дома. Таким образом, появилась церемония принятия в свою семью нового члена казачьей общины. И здесь обряд подношения чарки на шашке получил новое символическое значение: к нему присоединили другой обряд – подношения хлеба с солью. В хлебной кадке замешивалось тесто, она накрывалась рушником, сверху клали хлеб со щепоткой соли и гости торжественно обходили вокруг кадки. Соль же в этой церемонии появилась также вследствие особенностей русского народного быта: соль традиционно считалась символом достатка и неотъемлемым атрибутом семейного благополучия.

Со временем, выражение «хлеб-соль» вошел в общий этикет разных праздников.. Теперь хлебом-солью встречают всех важных гостей, которым хотят выразить особое почтение. Хлеб-соль приобрел дополнительное значение: когда человек преподносит гостю хлеб с солью, это означает, что он готов разделить с ним те материальные богатства, которые имеет (недаром термин «хлебосольный» стал синонимом понятия «гостеприимный»).. Встреча с хлебом-солью стала в своем роде священной церемонией.

Сегодняшний хлеб-соль — это, прежде всего, свадебная церемония.

Обычно родители жениха, как и полагается, встречают молодоженов со свадебным караваем.

При этом обязательно каравай преподносится на свадебном рушнике.

Кроме того, атаман или старший по возрасту казак (старейшина) благословляет молодых иконой, а атаманша или свекровь преподносит жениху и невесте каравай. Здесь имеет место быть некое поверье: : считается, что тот из супругов, кто откусит от каравая кусок побольше, тот и будет верховодить в семье. Варианты откусывания от каравая разнятся: в каких-то случаях жених и невеста отламывают куски руками, приправляют их солью и съедают, в каких-то они должны откусить хлеб без использования рук.
Дальнейший ход событий всегда одинаков — начинается непосредственно праздничное веселье. И по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью повсеместно. Хлеб выражает пожелание благополучия и богатства. В народном мировоззрении хлеб всегда наделялся святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.

Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека. Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар. Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания. Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния.

Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Само выражение «хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов. «Хлеб да соль», – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

А теперь давайте познакомимся с перечнем прощальных стопок на дорожку.

При покидании стола пили подъемную, когда гость собирался отходить от стола, ему наливали на ход ноги, желая не споткнуться или не дай бог, упасть.

На посошок. Ее история также восходит к древности, когда странникам ставили рюмку на посох, предлагая осушить ее до дна на удачный путь. Если у гостя дрогнула рука и он уронил стопку, пролил содержимое или не донес до рта, то его оставляли на ночлег. Прежде чем поставить ногу в стремя, полагалось выпить стременную. Ну а коль гость сумел сесть на лошадь, ему подносили 8-ю стопку. Седельная – за то, чтоб удержаться в седле.

Но взяться за вожжи и не упасть с лошади – это еще не конец пути, а только начало. Чтобы спокойно уехать от хлебосольных хозяев, полагалось опрокинуть 9-ю стопку.Приворотную стопку гость выпивал перед выездом за пределы двора. А когда он преодолел ворота, полагалась последняя стопка.

Заворотная стопка опрокидывалась за здоровье самого гостя, за его силу и выносливость, за то, что, как его ни удерживали, он сумел отправиться в путь.

И сегодня практически любое застолье не обходится без традиционного «на посошок». Это заложено не просто традициями, но и определенным менталитетом русского человека.

Полный перечень казацких тостов …

1. Привечальная чарка с хлебом — солью выпивалась перед порогом дома иногда на шашке.

2. Застольная — «со свиданием».

3. За тех, кого нет с нами.

4. За батюшку — царя — во здравие и долголетие царствования.

4. За здоровье атамана.

5. За славу и победы войска.

6. В память дедов и их побед.

7. Круговая застольная — пьётся столько раз, сколько сидящих за столом, причём каждый слово должен сказать.

8. За удачу в походе; за здоровье молодых; за крестника; за удачное возвращение; с праздником — в зависимости от повода.

9. Разгонная.

10. На посошок.

11. Под бурку – казак одевает бурку и папаху.

12. Под саблю – казак достаёт из ножен саблю и осматривает её.

13. Запороговая (уже вне дома) .

14. Стремянная. (казак ставит ногу в стремя)

15. На ход ноги – нога в стремени, казак забрасывает ногу через коня.

16. На коня (казак на коне) .

17 . На ход коня.

18. Тост «станичный» — казак едет по станице и прощается со станичниками.

19. Забугорная или закурганная (когда за селом казака встречает и приветствует гулевая подруга с закуской и чаркой)

«Казачий Дюк» на сегодняшний день один из востребованных ансамблей. Ждем ваших предложений. Т. 8 917 554 2284 [email protected]

20. И крайний тост — с мордой коня…. хорошо выпивший казак далеко в степи чокается и выпивает с мордой коня.

ПРЕСС-ЦЕНТР
ИГОРЬ СОКУРЕНКО

Кум у кума гуляет неделю, но собрался домой.
Хозяин как положено наливает поочередно: на посошок, на крыльцо, на ход коня, по стременной.
Провожает за воротами: заворотную, заоколишную, забугорную.
Гость предлагает по шапошной. А это как? Но выпил. Гость шапку об землю: А никуда я на хрен седни от тебя не поеду!

* * *

Кроме того:

"Штрафная рюмка "

А что же это за «штрафная» такая? Скорее всего, этот обычай пришел к нам из Греции. В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось. Но существовали и правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.

«100 фронтовых ». Те самые фронтовые во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.

А вот и любимец праздника – тост "За здоровье ". Оказывается, еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».

"Сообразить на троих " наводит на размышления: кто придумал так «соображать» и почему именно на троих? Оказывается, в советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется. А вот распивать на троих приятнее всего из граненого стакана. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани...

Интересно, почему в ящик водки принято класть именно 20 бутылок ? В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре (12-ти литровом) умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация. С тех пор принято, что ящик – 20 бутылок.

"Пустую бутылку нельзя ставить на стол ". А почему нельзя? Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.

"Хорошо сидим... "

Вечер наш заканчивается. Придется достать еще бутылочку из «заначки», чтобы не пропустить традицию выпить на посошок. В древности во время праздничного застолья на огонек частенько захаживали бродяги и алкоголики. К столу их, естественно, не приглашали. Но те не обижались, а просили налить им на посошок (посох), на гребешок, на рукавички, имея в виду небольшую порцию водочки. А что касалось странствований, родные провожали уходящего от ворот с напутственным словом и чарочкой, символизирующей расставание. Эту чарочку наливали и ставили на утолщенный верхний конец посоха. Уходящий должен был выпить ее, остатки вылить через плечо (смочить дорожку), затем перевернуть вверх дном и идти в добрый путь. По другой версии эту чарку наливали уходящему гостю, ставили на посох, если тот выпивал, не дотрагиваясь руками, то пили «запорожную» (тогда, когда гость порог переступал), затем, если сунет ногу в стремя, пили «стременную». И так еще 23 тоста! Если же гость не мог выпить «посошковую», то его оставляли ночевать. Посидели на славу, вечер удался: поболтали, повеселились, расслабились. Надеюсь, мои гости после посошка спокойно доберутся до дома. А что касается водочки – то доброму напитку – добрые традиции. Эх, жалею я, иногда, что водку не пью – коньяк предпочитаю.

Жители донского края бережно хранят традиции, поверья и обычаи донских казаков.
Своеобразный диалект, песни и танцы вплетаются в общую яркую, самобытную культуру.

Почему-то принято считать, что только кавказские народы произносят длинные интересные тосты.

Донские казаки гостеприимные, хлебосольные люди. Ни один праздник, ни одно семейное торжество не обходится без доброй чарки и хорошего тоста.


Я вам поведаю и расшифрую настоящий казачий тост.

Если вы впервые попадаете в гости к настоящим родовым казакам, то за накрытым столом у вас обязательно с долей лукавства спросят: - Вы находитесь на исконно казачьей земле, а знаете ли вы, сколько чарок пьёт казак за праздничным столом?

Видя, что гость старается что-то вспомнить или предположить, ему тут же предлагают:

- Послушайте наш самый главный тост, и вы сами поймёте, сколько чарок пьёт казак.

ПЕРВАЯ чарка, которую выпивает казак, называется ЗАСТОЛЬНАЯ. Казак сидит в кругу друзей за праздничным столом и выпивает ЗАСТОЛЬНУЮ чарку, она повторяется n-ое количество раз, но всё это - Застольная чарка, застольная песня.


Вот и мы вам желаем, чтобы у вас всегда был накрыт стол, за которым собирались настоящие друзья, родные и могли выпить ЗАСТОЛЬНУЮ чарку.

ВТОРУЮ чарку казак пьет, когда ставит ногу в стремя. Он уходит в поход, и, подойдя к коню, выпивает СТРЕМЕННУЮ чарку. На Руси ещё говорят - на посошок. А казак пьёт только СТРЕМЕННУЮ.


Мы желаем вам крепкого здоровья, чтобы вы были легки на подъём, и могли выпить СТРЕМЕННУЮ чарку.

ТРЕТЬЯ чарка называется - ЗАКУРГАННАЯ. По обычаю, родные провожают казака до последнего двора селения (станицы или хутора). Но в день, когда казак уходит в поход, ему давалось право назначить свидание за курганом той женщине, с которой он хотел бы проститься без посторонних глаз. Вот там, прощаясь с этой женщиной, казак пьёт ЗАКУРГАННУЮ. Именно отсюда на Руси пошло правило третий тост поднимать за любовь.

Мы желаем вам иметь ту единственную (или единственного) любимого человека, с которым хотелось бы выпить ЗАКУРГАННУЮ чарку.

Но вот казак ускакал в степь, рядом с ним никого нет. Он останавливается, сам себе наливает ЧЕТВЁРТУЮ чарку. Она называется - КОНЮ В МОРДУ.

Дело в том, что казак не допивает до конца содержимое чарки, а остатки выплёскивает коню в морду. Существует поверье, что конь запомнит, откуда идёт сивушный запах, и если его седок будет без сознания или даже мёртвый, но удержится в седле, конь привезёт его в родное селение. Таких случаев было много.

Так вот, мы желаем вам, чтобы и у вас был тот родной уголок, где вас любят и всегда ждут. И где бы вы ни засиделись, в гостях ли, в деловой командировке или ещё где, чтобы вы думали - пора плеснуть КОНЮ В МОРДУ и возвращаться туда, где вам рады.


Давайте же выпьем четыре казачьих чарки - ЗАСТОЛЬНУЮ, СТРЕМЕННУЮ, ЗАКУРГАННУЮ и КОНЮ В МОРДУ!

Желаю вам здравствовать!