Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и "дискотеки" (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов - иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей - мам, пап, учителей.

И таким же непременным был состав участников - Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда - пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой - и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем - что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть - как можно больше напакостить "добрым персонажам" - не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень - список не ограничен.

А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.

Славянская мифология

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.

Костяная нога была змеиным хвостом?

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».

По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея" не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля" — „ползающая по земле"», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.

Костяная нога - связь со смертью?

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Сказки

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.

Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями.

Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Версия Владимира Даля

"ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу".

"Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния".

Баба-Яга у других народов

Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.

Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).

По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.

Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.

С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.

Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Яга — богиня общеиндоевропейская.

У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.

Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.

Альтернативные варианты происхождения образа

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.

Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Кем на самом деле была Баба Яга - славянским божеством или нечистью? Ученые до сих пор не смогли прийти к однозначному выводу при ответе на этот вопрос. При этом рядом с этими двумя утверждениями есть еще и третье: Бабу Ягу также относят к неким особым силам, которые поддерживают связь между мирами живых и мёртвых.

Любопытно при этом вот что: в русском фольклоре образ Яги трансформировался со временем: в дохристианскую эпоху Руси она была безусловным положительным персонажем, выступающим на стороне Добра (сказка «Морозко»), а чуть позже столь же безусловно отрицательным («Гуси-лебеди», «Терёшечка»).

Как это ни странно, но изменение отношения к Бабе Яге, как утверждают ученые, может быть связано с постепенным сближением российской культуры с западной.

Настоящая роль Бабы Яги, о которой мало кто знает

В дохристианской Руси в деревнях наиболее уважаемыми людьми были знахари, колдуны и ведьмы («ведающие» женщины - лечащие знахарки). К ним обращались как к судьям, врачам и даже старостам. А власти, как мы знаем, необходима сакральность, которая достигается ореолом таинственности, магического величия и недосягаемости. Поэтому если князья строили себе терема с высокими заборами, то знахарки уходили жить в лес, где в то же время было легче собирать лекарственные травы, многие из которых до сих пор остаются для нас главными в категории народной медицины.

Они уходили в лес, но, как известно, человек по своей сути не терпит одиночества, поэтому знахарки и заводили себе домашних животных, с которыми коротали время - из фольклора до нас дошли только волки и черные коты, но их разнообразие, скорее всего, было больше. За магическое сближение с ними тогдашние неграмотные люди принимали обычную привязанность хозяев и домашних питомцев, которую мы можем видеть сейчас у каждого кошатника и собачатника.

И люди шли к таким знахарям в лес: за лекарственным зельем либо за заговорами. Почему за лекарствами - понятно, а вот зачем за заговорами? На этот вопрос легко ответят выпускаемые и сейчас в большом количестве журналы на соответствующую тематику. И сейчас какое-то количество людей ходит к бабке-шептухе или знахарке, узнать всё про себя и своих родных. И ходят не только неграмотные люди, но и вполне себе облеченные властью, влиянием и имеющие большое количество денег. Вспомните Джуну, на самом деле, она была классической бабой Ягой.

Люди всегда были падки на предсказания и «волшебство». Этим и занимались знахари с их магическими ритуалами, наполненными загадочностью и символизмом.

Зачем Баба Яга засовывала детей в печь?

Любопытно, но по мнению исследователей, Яга не съедала, не зажаривала их. Она проводила обряд «допекания» детей. Что это за обряд?

В Древней Руси печь всегда считалась сердцем дома, а очаг «святилищем совершенной чистоты», которому молились о душевном и телесном здравии.

Тогда появился и ритуал, смыслом которого было «допечь» недоношенного, больного или слабого ребёнка в священном огне. Женщина обычно сажала свое хворое дитя на лопату, трижды помещая его в печь, произнося заклинания. Но не все могли делать это сами, а потому и обращались к знахаркам.

Кстати, из фольклора мы знаем, что не только огонь обладал средством очищения. В соответствии со сказкой про Конька-Горбунька, такое же значение придавалось и кипящему молоку. А теперь вспомните, что мы даем заболевшим простудой детям.

Почему Баба Яга жила в избушке на курьих ножках?

Этому тоже есть объяснение. После освоения Севера у местных жителей появилась традиция ставить мельницы на специальной конструкции, напоминающей столб. Благодаря чему мельница вращалась вслед за ветром. Похоже на избушку на курьей ножке? Кроме того, на Руси мельница часто ассоциировалась с нечистью и тайными силами.

Тайная сила Бабы Яги

В первую очередь, конечно, это ее связь с миром мёртвых.

Её избушка стоит «к лесу передом», а у древних славян лес считался таинственным местом, куда уходят души мёртвых.

Избушку на курьих ножках Бабы Яги окружает тын с человеческими черепами - символами смерти.

Костяная (мёртвая) нога Бабы Яги тоже может служить подтверждением ее связи со смертью.

Яга лежит на печи, занимая собой всю избушку - «нос в потолок врос». Это говорит о том, что избушка не что иное, как её гроб.

Однако под миром мёртвых наши предки подразумевали, скорее всего, ментальный мир, мир духа и знания. То есть, то же знахарство и житейскую мудрость.

Баба Яга - на стороне Добра или Зла?

Согласно народным преданиям Яга выступает то помощницей, то злодейкой. В каком-то случае даёт совет главному герою и дарит ему волшебную вещицу, а в другом - строит всяческие преграды персонажам, похищает детей, сжигая их в печи. Эта двойственность образа с какой-то стороны понятна: пришедшее на смену языческим богам христианство также поддерживает двойственность некоторых библейских образов. Помните, что по интерпретации Даниила Андреева Иуда предал Христа потому, что больше других его любил?

Но соберем все свойственные Бабе Яге черты вместе:

Она - отшельница, которая ведете аскетический образ жизни.

У нее были прирученные животные (ворон, волк, кот, гуси-лебеди), которые подчинялись её воле.

Яга обладала известными только ей знаниями, проводила магические обряды.

Помогала персонажам сказок советами, дарила необходимые им для достижения задач вещи.

С взрослыми героями обходилась ласково, а вот детей сажала на лопату и совала в печь (зачем и почему, мы с вами уже знаем).

Собрав всё это вместе, можно ли теперь однозначно утверждать, что Баба Яга - это злой, негативный персонаж?

В сознании народа Яга выступала на стороне добра, олитцетворяла дух мудрости, целительства, и только в сказках она перешла на сторону зла.

Почему Баба Яга стала злой?

Скорее всего, это связано именно с борьбой с древними славянскими верованиями, которая проводилась после христианизации Руси. Вполне возможно, что в демонизации Бабы Яги поучаствовал и Запад во время многочисленных попыток нашего с ним сближения.

И ключевым здесь является известное всем выражение «Там русских дух, там Русью пахнет», которое употребляется в непререкаемом негативном ключе.

А теперь вспомним, кто из наших сограждан непременно употребляет при рассуждениях о России определение «эта страна», кто говорит о ней исключительно в негативном ключе?

И здесь стоит вдуматься: могла ли русская бабка-знахарка, ушедшая жить в русский лес, чтоб помогать местным жителям, говорить о Руси, не относя себя к ней?


Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

Все мы любим сказки. Мы их смотрим, читаем с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни рассказываем их своим детям и внукам. Баба-Яга, Соловей разбойник, колобок, хитрая лиса, трусливый заяц – персонажей сказок можно перечислять долго.

Где живет Баба Яга: в лесу, в темном чулане, на чердаке или где-то еще – этот вопрос задаем сначала в детстве мы, а потом на этот же вопрос отвечаем своим деткам. Прежде чем на него ответить, давайте разберемся, что это вообще за персонаж такой сказочный?

В одних сказках Баба Яга предстает нам в образе старой злой ведьмы, живущей в лесу в избушке на курьих ножках и летающей в ступе с метлой. А в других сказках, она, напротив, помогает доброму молодцу: укажет путь или подарит что-то волшебное.

Откуда же она к нам пришла? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено.

Откуда пришла Баба Яга?

По одной из версии, Баба Яга является проводником в потусторонний мир и живет в тридевятом царстве на границе двух миров: живых и мертвых. Избушка на курьих ножках – это ее проходная в мир людей. Именно поэтому в нее не войти до тех пор, пока она не повернется к лесу задом, к ней передом.

Баба Яга – оживший мертвец. Данная гипотеза подтверждается следующими деталями. Считается, что «курьи» ножки произошли от видоизмененного слова «курные», означающего окуренные дымом. Древние славяне хоронили умерших на столбах, окуренных дымом, на которых ставили избу «смерти», и в нее помещали прах.

Существовал еще один способ захоронения в древности: хоронили в специальных домиках, которые размещали на высоких пнях, а корни пней выходили наружу, чем-то по внешнему виду напоминающие куриные ноги.

Еще одна версия происхождения Бабы Яги – она является прототипом знахарок и ведуний, занимающихся исцелением больных. В большинстве случаев ими были нелюдимые женщины, проживающие в лесу вдали от людских поселений.

Слово «яга» переводится с древнерусского слова «язя» как болезнь, немощь. Также происхождение слова яга связывают со словом «ягать», означавшим «кричать»; и со словом «ягая», что означает больная и злая. По всей видимости, образ Бабы яги вобрал в себя все значения этих древнерусских слов.

Согласно третьей версии, Баба Яга – это Великая Мать, великая могущественная богиня и праматерь всего живого, великая мудрая жрица. В древнеславянской культуре «Баба» - это мать и главная женщина, которая была распорядительницей важнейшего обряда по посвящению юношей в полноправные члены общины.

Согласно этому обряду, мальчика уводили глубоко в лес, где его обучали стать настоящим охотником, имитируя при этом его пожирание чудовищем, после чего он воскресал. При этом мальчик подвергался телесным истязаниям и повреждениям. Этого обряда боялись как матери, так и их сыновья. Практически то же самое делает и Баба Яга: она крадет детей, уводит их в темный лес, жарит, а выжившим после всего этого дает полезные советы.

Типы Бабы Яги:

Можно выделить несколько типов Бабы Яги:

    Баба Яга похитительница . Этот образ представляет нам ее как воровку детей, уносящих их в лес и пытающаяся их зажарить и съесть. Но ни в одной сказке ей этого не удалось;

    Баба Яга дарительница . В этом образе она принимает у себя в избушке героя. После того, как он прошел все ее испытания, она его одаривает всевозможными дарами и чудесными предметами;

    Баба Яга воительница – сражается с героями и побеждает многих из них. После возвращения к себе в избу и застав там постороннего человека, она начинает избивать его до полусмерти. Выживает в такой схватке только тот, кто обладает сверхъестественной силой или хитростью.

Где живет Баба Яга?

Сколько существует сказок об этой старухе, столько существует и мест ее проживания: в лесу у болота, в гремучем лесу, в избушке на курьих ножках, летает на метле, летает в ступе и т. д. ответить на этот вопрос современному ребенку довольно трудно.

Ведь ребенок может задать встречные вопросы: где лес? В какой стране? В какой стране болото? Ответить можно, конечно. Для этого стоит вместе с ребенком немного пофантазировать и окунуться назад в детство.

Образ Бабы Яги и сегодня один из востребованных сказочных персонажей. Ни один утренник в детском саду или новогоднее представление в цирке не обойдется без этой растрепанной старухи с непричесанными волосами, длинным носом и костяной ногой.

Любимые сказочные герои Дед Мороз и Снегурочка

Если спросить у ребенка: «Кто такой Дедушка Мороз? », он не задумываясь ответит, что это добрый дедушка с бородой, в валенках. Ездит в оленьей упряжке и приносит послушным детям подарки, которые достает из своего волшебного мешка. А вот откуда он появился и где живет Дед Мороз , знают не все.

Прообраз Деда Мороза – Святой Николай, родившийся в 3 веке в Азии. Он очень любил маленьких деток, послушным дарил подарки, а проказников наказывал. В Голландии он пользовался особенным почетом и популярностью. Именно в этой стране он и появился в роли Деда Мороза. Санта Клаус (еще один прообраз Деда) появился в Америке в 19 веке. Вообще, у разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса, например, в Германии – это господин Никто, во Франции – это Дед Январь.

В старину нашего дедушки называли Дедом Трескуном. Это был суровый старичок маленького роста с длинной бородой. На земле властвовал с ноября по март, и его ужасно все боялись. Также у него была жена по имени Зима – злобная старуха. Сведений о детях не существует никаких. Но зато мы все прекрасно знаем внучку Дедушки Мороза – Снегурочку.

Современного Деда Мороза мы все прекрасно знаем по его длинной бороде, красной шубе, посоху и мешку с подарками. На праздник приходит вместе со своей внучкой Снегурочкой. Все остальное время он проводит у себя в Лапландии.

Девочка Снегурочка

Приветливая, яркая, улыбчивая, веселая и вылепленная из снега - именно такой мы знаем эту девочку. Образ прижился только в восточнославянских традициях. В русских народных обрядах этот персонаж отсутствует. Также его нет и в зарубежном фольклоре. В качестве помощников Деда Мороза там выступают всевозможные звери.

Одета Снегурочка в синюю шубку, обшитую белой отделкой. Еще один главный ее атрибут – белая коса, перекинутая через плечо. На голове венец, расшитый серебром и жемчугом, на ногах – белые сапожки.

Деду Морозу она помогает разбирать письма от детей, присланные ему накануне Нового года. Занимается выдумкой всевозможных конкурсов и потешек для детей.

Где живет Снегурочка по завершении праздников – неизвестно. Известно только одно – в каких-то дальних краях.