Причины могут быть самыми разными: от ошибки сканера-сортировщика до человеческого фактора (не успели погрузить в самолёт, погрузили не в тот). Чаще всего ошибки происходят при стыковочных рейсах.

По статистике WorldTracer, международной системы по отслеживанию багажа, за 2016 год было утеряно 23,1 млн чемоданов и сумок. Цифра выглядит пугающей. Но если присмотреться, то получится, что всего 6,5 чемодана из каждой 1 000 не доехали до своих хозяев вовремя.

Что делать, если багажа нет на ленте

Без паники! Вы не нашли именно чемодан или какие-то габаритные вещи вроде детской коляски или спортивного оборудования? Если второе, то всё нормально. Нестандартная кладь всегда выдаётся в отдельном окне, чтобы её случайно не повредили при перевозке.

Если недосчитались именно чемодана, отправляйтесь к стойке утерянного багажа Lost & Found, иногда она может называться Passenger Service. Как правило, эта служба находится на выходе из зоны выдачи багажа. Если такой стойки нет, спросите у любого сотрудника аэропорта, куда нужно обратиться.

Не покидайте терминал, пока не разберётесь с потерянным багажом!

Сотрудники стойки Lost & Found попросят вас предъявить отрывной талон на багаж и сначала попробуют поискать вместе с вами ваши сумки. Если и эти поиски ни к чему не приведут, вам предложат заполнить специальную форму Property Irregularity Report (PIR) в двух экземплярах: один вы отдаёте, а второй оставляете себе.

В форме надо будет указать сведения о себе, данные рейса и детально описать чемодан. Сотрудники аэропорта занесут эту информацию в международную систему учёта багажа WorldTracer. А вы получите регистрационный номер, по которому сможете самостоятельно проверять , не нашёлся ли ваш чемодан.

Регистрационный номер представляет собой комбинацию трёхзначного кода аэропорта, двузначного кода авиакомпании и пятизначного кода вашего багажа. Например, LEDLH15123 означает, что сумки потеряла Lufthansa в аэропорту Санкт-Петербурга.

После получения регистрационного номера можно покинуть терминал. Вам останется только ждать, когда найдутся ваши вещи. Кстати, отрывная бирка на багаж остаётся у вас на руках. Обязательно сохраните её. Это позволит в дальнейшем получить чемодан.

У стойки Lost & Found вам могут предложить деньги на покупку предметов первой необходимости. Это не обязанность авиакомпании, а её добрая воля.

Каждый перевозчик устанавливает свои правила и суммы для такой ситуации. Уточнить информацию можно как у стойки Lost & Found, так и на сайте авиакомпании.

Если вдруг выплаты не предусмотрено, сохраните все чеки от покупок предметов первой необходимости. Потом на сайте авиакомпании вы сможете подать заявку на компенсацию этой суммы.

Когда вернут багаж

Если ваши чемоданы не успели пересесть вместе с вами во время стыковки, их докинут следующим самолётом, выполняющим аналогичный рейс, и бесплатно доставят в вашу гостиницу.

Бесплатная доставка задержавшегося багажа - обязанность авиакомпании.

Система WorldTracer отслеживает багаж в течение 100 дней. После этого он считается утраченным.

Согласно законодательству РФПриказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82, ст. 154 , багаж считается задержанным в течение 21 дня. После этого он получает статус утраченного. На 22-й день нужно написать претензию в адрес авиакомпании на получение компенсации. Претензия пишется в свободной форме, подать её можно как лично в офисе авиакомпании, так и через сайт. Не забудьте указать Ф. И. О., контактные данные, приложить копии документов: багажный и посадочный талоны, акт об утрате багажа, регистрационный номер WorldTracer.

Что делать, если чемодан повредили

Чемодан всё-таки прилетел вместе с вами, но его явно повредили при перевозке: есть глубокие сколы, отломаны колёса или ручка. В таком случае вам вновь помогут сотрудники сервиса Lost & Found. Они должны зарегистрировать факт порчи багажа и составить акт (damage report) в двух экземплярах, один из которых останется в аэропорту, а второй выдадут вам на руки.

Затем найдите в здании аэропорта представителей своей авиакомпании. Если самостоятельно найти не можете, обратитесь к сотрудникам аэропорта: они подскажут.

У представителя авиакомпании вам надо будет заполнить бланк претензии. Кроме стандартных Ф. И. О., адреса почты и номеров телефона и рейса, там должно быть детальное описание повреждений багажа и сумма, на которую вы претендуете.

Подтвердить эту сумму поможет чек на покупку чемодана. Его копию можно отправить авиакомпании позже.

Представитель авиакомпании сделает копии вашей претензии, посадочных документов и акта порчи багажа, который вам ранее выдал сотрудник аэропорта. Теперь придётся запастись терпением и ждать решения.

В дальнейшем авиакомпания может попросить вас предоставить чек об оплате ремонта чемодана или акт о невозможности починки. Акт пишется в свободной форме, его может выдать любая мастерская.

Сколько заплатят за утерянный или повреждённый багаж

Закону всё равно, потеряли ваш чемодан или просто повредили. Максимальные суммы одинаковы.

Выплаты при международных перелётах

Более 120 стран (РФ - в их числе) присоединились к Монреальской конвенции об унификации правил воздушных перевозокКонвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок , которая определяет суммы компенсаций.

Размер компенсации считается в искусственных платёжных средствах - специальных правах заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из пяти валют: доллара, евро, иены, китайского юаня и фунта стерлингов - и меняется ежедневно. Стоимость 1 СПЗ можно посмотреть на сайте Международного валютного фонда или воспользоваться онлайн-калькулятором .

В случае утери, задержки или порчи багажа авиакомпания обязана выплатить до 1 000 СПЗ.

Максимум вы сможете получить около 83 000 рублей. Нужно понимать, что авиакомпания будет стараться сократить эту сумму настолько, насколько это возможно. Оговорка в конвенции «до 1 000 СПЗ» даёт ей такое право.

Выплаты при внутренних перелётах

Если чемодан потерялся или его повредили при перелёте в пределах РФ, то здесь размер компенсации определяется Воздушным кодексомВоздушный кодекс Российской Федерации, ст. 119 . Суммы уже значительно скромнее и зависят от веса утраченного чемодана. Вы получите 600 рублей за каждый килограмм багажа и до 11 000 рублей за порчу или потерю ручной клади.

Багаж с объявленной ценностью

Указанные нормы не распространяются на багаж с объявленной ценностью. Объявить ценность можно как на международных рейсах, так и на внутренних. За это придётся заплатить (размер сбора каждый перевозчик определяет самостоятельно). Но если ваши сумки потеряют или испортят, вы получите ту сумму, что указали при регистрации.

Ни одна авиакомпания не будет возвращать деньги за сданную в багаж дорогую технику, драгоценности или ценные бумаги. По правилам перевозок эти вещи должны ехать в ручной клади.

  1. Чемоданы, увешанные старыми бирками, выглядят чрезвычайно романтично. Но если вы хотите увидеть багаж на ленте, помогите сканерам и отклейте старые штрихкоды.
  2. Купите багажную бирку , если у вашего чемодана нет встроенной, и не поленитесь её заполнить. Это существенно сократит время на розыск вашего багажа.
  3. Если летите на бизнес-мероприятие, положите в ручную кладь приличный пиджак и брюки (как сделать это так, чтобы вещи не помялись, Лайфхакер ). Даже если чемодан опоздает, у вас будет запасная одежда и вам не придётся краснеть перед партнёрами за свой пижамный вид.
  4. Сфотографируйте вещи, которые вы кладёте в чемодан. Это ускорит составление описи пропавшего имущества.
  5. Сделайте чемодан более приметным, чтобы его не забрали с ленты по ошибке. Здесь вам поможет яркий ремень или специальный чехол .
  6. Приезжайте в аэропорт заранее. Это сэкономит ваши силы и нервы при регистрации, а грузчикам даст дополнительное время, если вдруг окажется, что ваш багаж был отправлен не к тому самолёту.
  7. При регистрации на рейс наклейте бирку от багажа на обратную сторону билета, если сотрудник аэропорта не сделал этого до вас.

Случалось ли вам терять багаж? Какую сумму удалось получить? Или вы предпочитаете путешествовать налегке и обходитесь ручной кладью? Расскажите об этом в комментариях!

Сдавая чемоданы в багаж и упуская из своего поля зрения, с ними может произойти всякое – их могут перепутать, могут отправить не туда и не тем самолетом, их могут испортить, поломать и даже потерять. В любом случае, потеря багажа – неприятное событие, и знать, что нужно делать при потере багажа, лучше заранее.

О нормах бесплатного провоза багажа читайте

В основном чемоданы теряются при транзитном рейсе . При путешествии одной авиакомпанией авиаперевозчик заверяет, что в аэропорту, где производится пересадка, багаж забирать не надо. Он самостоятельно долетит до конечного пункта назначения. На практике ситуация складывается несколько иная.

Иногда работники аэропорта могут перепутать контейнеры с багажом, или не успеть загрузить транзитный багаж в самолет, либо загрузить багаж в другой самолет.

Если пропал багаж в аэропорту

Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

Эти томительные минуты ожидания. Все уже разошлись, а вы стоите и всматриваетесь в черноту. В черноту резиновых лент, из которых должен показаться ваш багаж. В голове мелькает мысль: “Потеря багажа в аэропорту. Как с этим жить?”. Но прошло уже полчаса и похоже, что даже простой вы тут целую вечность, ничего не изменится. Что делать если потерян багаж и куда бежать, если вы владелец того самого потерянного багажа?

Как сдать багаж правильно

Вы приехали в аэропорт и в первую очередь должны сделать самое главное: узнать, где ваша стойка регистрации. Это можно увидеть на большом электронном табло в аэропорту. Когда вы доберетесь до стойки, то сможете сдать багаж. На любых рейсах вес багажа регулируется общими правилами. Есть исключения, поэтому норму багажа лучше всего уточнить у авиакомпании.

Перегруз оплачивается отдельно. Если вы везете хрупкие вещи, на стойке регистрации можно попросить ярлык “Fragile”. Относительно спортивного инвентаря и музыкальных инструментов, детских колясок: вы можете брать их в салон или сдать в багаж сверхустановленной нормы.

Также изначально постарайтесь купить чемодан необычной расцветки, чтобы сразу узнать его на ленте выдачи и чтобы потери багажа в аэропорту не случилось. Или можно прикрепить к чемодану ленту или какую-нибудь узнаваемую деталь. Можно снабдить чемодан карточкой с вашими личными данными. В случае потери багажа в аэропорту, его будет проще найти. После регистрации на стойке чемодан уплывет в дальние дали, и вы встретитесь с ним только при получении.

Рейсы с пересадками

Правильная регистрация багажа очень нужна при перелетах с пересадками. Если стыковка рейсов - дело не самостоятельное, а просто билеты куплены на маршрут с пересадками, то беспокоиться не о чем. На стойке регистрации просто напомните сотруднику аэропорта, что ваш рейс летит с несколькими стыковками и вы переживаете за потерю багажа авиакомпанией. Багаж в таком случае переносят автоматически.

Могут быть исключения. Вероятность потери багажа в аэропорту увеличивается, если:

  1. Аэропорт не предусматривает прямого трансфера между рейсами одной авиакомпании. Багаж придется получить и сдать на стройке трансферного багажа.
  2. Нет соглашения между авиакомпаниями - партнерами. Вас об это предупредят на стойке регистрации и в месте стыковке придется снова сдавать и получать багаж.
  3. Если между странами путешествия закреплено соглашение о декларировании запрещенных вещей. Багаж получается в транзитном пункте, а сдается на стойке трансферного багажа. Если этого не сделать, то потеря багажа в аэропорту произойдет по вашей вине.

Потеря багажа в аэропорту может произойти, если на руках у вас два разных билета на разные рейсы. Вы получите свой багаж в аэропорту прилета и снова сдадите и зарегистрируете его на ваш следующий рейс. Пожалуйста, не забудьте это сделать, иначе вы сами станете причиной потери багажа авиакомпанией.

Получение багажа в аэропорту

Вы заберете свой багаж на ленте выдачи. Номер ленты загорается на специальном табло, как и номер вашего рейса перед полетом. Пройдите к ней и спокойно дождитесь, когда он выедет к вам на встречу с распростертыми объятиями.

Самое страшное: авиакомпания потеряла багаж - что делать

Что делать? И как найти потерянный багаж? Для начала не паникуйте. Потеря багажа авиакомпанией не конец света. Спокойно отправиться к стойке с надписью “Lost&Found” и оформить акт об утере багажа. В заявлении нужно будет указать паспортные данные, какая авиакомпания потеряла багаж, данные с багажной бирки (она прикреплена к вашему авиабилету) и описать чемодан. Как найти потерянный багаж, если такой стойки вы вокруг не видите? Обратитесь к представителю аэропорта или сотрудникам авиаперевозчика и напишите претензию о том, что авиакомпания потеряла багаж. На основе вашего заявления будет организован розыск багажа.

Как найти потерянный багаж подскажут данные международной системы World Tracer. Искать ваши вещи будут по номерам бирок и среди багажа, который не был забран в других аэропортах.

Если так его найти не удастся, то будут искать его по вашему описанию. Искать будут 21 день. Когда его найдут, его отправят в ближайший к вам аэропорт. Некоторые авиаперевозчики готовы доставить багаж по вашему адресу, но для этого нужно написать письмо с просьбой. До этого момента багаж будет у перевозчика.

Компенсация за потерянный багаж

Пролиты все слезы, а все-таки авиакомпания потеряла багаж. И 21 день прошел, и письмо с просьбой в авиакомпанию ушло. Настало время требовать компенсацию за потерю багажа.

Обычно потеря багажа авиакомпанией происходит по вине сортировщиков в аэропорту. Каждый килограмм багажа оплачивается в размере 600 рублей на территории РФ. На западе в случае потери багажа авиакомпанией выплачивают около 20 долларов за один килограмм потерянного груза. Размер компенсации за потерянный багаж можно зафиксировать. Если вы везете ценную технику, украшения, или просто дорогие вещи, то их лучше задекларировать и заплатить сбор. В данном случае, если багаж потеряют, то вы хотя бы при помощи компенсации за потерянный багаж вернете себе все деньги.

Кстати, некоторые авиакомпании предлагают компенсацию за потерянный багаж и возмещение ожидания груза. Что делать, если потерян багаж и вещей совсем нет? Уточните в авиакомпании, не выдают ли они небольшие наборы безбагажного пассажира: носки, зубные щетки, пасту, бритву, мыло.

Иногда, если авиакомпания потеряла багаж, оплачивается покупка вещей первой необходимости. Но не дороже 250 долларов США. Подать жалобу на авиакомпанию за потерянный багаж можно в течение 18 месяцев с момента пропажи. Если авиакомпания никак не отреагирует и не хочет платить компенсацию за потерянный багаж, то вы имеете право отправиться в суд. Претензию о том, что потерян багаж в аэропорту, можно предъявить авиакомпании в течение двух лет. К претензии должны быть приложены все оригиналы документов, которые подтверждают, что потерян багаж в аэропорту и вы имеете права на возмещение, маршрутная квитанция, квитанция об оплате багажа, бирка и другие документы, которые могут ускорить рассмотрение вашей претензии.

  • Для того, чтобы ваш багаж не потеряли, не оставляйте на нем бирок от предыдущих рейсов.
  • Вероятность того, что ваш багаж потеряют возрастает, если вы совершаете несколько перелетов в один день.
  • Если вы трансферный пассажир, напомните об этом при регистрации на второй рейс и покажите выданные вам бирки на багаж.

Напоследок: 90% пассажиров, которые потеряли свой багаж, находят его всего за два дня.

Инструкция

Убедитесь в том, что ваш багаж действительно отсутствует на ленте. Возможно, на конвейере появилось еще не всё, или вы просто не заметили свою сумку среди других. Если багажа точно нет, то сразу же обратитесь к стойке розыска, которая тут же, в зале прибытия. В России она так и : «Розыск багажа», а за рубежом обычно на ней написано Lost & Found. В небольших аэропортах такой стойки может не оказаться. Тогда разыщите представителя своей авиакомпании. Если полет транзитный, то ответственным за ваш багаж является последний перевозчик. В крайнем случае, вы можете обратиться к сотруднику , который всегда находится в зале прибытия.

Чтобы вернуть свой багаж, вы должны написать письменную претензию. Вам понадобится паспорт, а также багажная бирка – это отрывной талон-наклейка с номером багажа, при регистрации ее приклеивают к авиабилету. Подробно опишите свой чемодан. Какого он цвета, формы, размера, из какого материала сделан, обмотан ли для безопасности пленкой, имеются ли колесики и ручки, каков его вес. Если на имеется именная , обязательно напишите о ней. Сообщите свой адрес и контактные данные. Сотрудник расскажет вам, какие конкретно вы должны предоставить о себе сведения. Это нужно, чтобы авиакомпания знала, кому и куда вернуть багаж. Акт об утере багажа составляется в двух экземплярах, один из которых остается у вас, второй передается представителю авиакомпании.

Представитель компании будет уверять вас, что все найдется в течение суток. Обычно так и бывает. На акте об утере, который остался у вас, должен быть записан номер службы розыска багажа или телефон представителя перевозчика. Если в течение 5 дней багаж вам не возвращают, то всегда можно позвонить и узнать, как продвигается поиск.

Вы можете проверить статус розыска в интернете, если ваш перевозчик подключен к системе поиска багажа World Tracer. Из российских компаний это, например, Трансаэро и S7, из аэропортов – Домодедово. Когда оформляется акт об утере, вам выдается4 уникальный идентификационный номер, который можно ввести на сайте авиакомпании, чтобы узнать, не найден ли уже ваш чемодан. Система проверяет каждую единицу невостребованного багажа и заявку от каждого пассажира на предмет совпадения по указанным признакам. В первую очередь, рассматривается номер на багажной бирке. Затем проверяются характеристики из описания , информация о владельце.

Когда багаж найдется, его должны совершенно по указанному вами адресу. Правда, он должен находиться в пределах

Редкий пассажир путешествует без багажа. А с багажом, как известно, может приключиться все, что угодно: потеряли, испортили, перепутали. По сравнению с финансовым кризисом, конечно, ерунда - но все равно обидно. Что делать, когда с сумками и чемоданами случилось несчастье? Немедленно прочесть "i".

Ситуация первая: потеряли. Вы стоите в аэропорту возле транспортной ленты и ждете, когда появится родной чемодан. Ваши спутники свои пожитки уже получили, а ваших нет как нет. Через час-другой вас явно посетит догадка, что багаж потерялся. И правильно.

Не пытайтесь заняться поисками самостоятельно, а немедленно идите в представительство авиакомпании, рейсом которой прилетели. Именно авиакомпания несет ответственность за багаж пассажира, и только она в случае чего компенсирует потерю. Если же вы оказались в какой-нибудь богом забытой стране, где нет представительства вашей авиакомпании, тогда отправляйтесь в офис той компании, которая является национальным перевозчиком этой страны. И не важно когда с вами приключилась неприятность - днем или ночью: представительства авиакомпаний работают в аэропортах круглосуточно.

В офисе вас попросят предъявить билет с наклеенным багажным купоном и подробно расспросят о том, какого цвета, размера и формы был ваш чемодан, имел ли он особые приметы, а также поинтересуются его содержимым. Составят акт о потере и начнут искать. Если авиакомпания приличная и дорожит своей репутацией, то вам будет выделен небольшой, но совершенно безвозмездный кредит - чтобы было на что купить новые предметы первой необходимости: зубную щетку, расческу и пару свежих носков. На крупную сумму не рассчитывайте, но долларов 50 получите.

Самое резонное - предположить, что ваш багаж либо не загрузили в самолет в аэропорту вылета, либо загрузили в самолет, но не в ваш. Если это так, то на поиски и возврат багажа уйдут одна-три недели. Причем поиски могут существенно облегчить специальные багажные бирки, которые большинство авиакомпаний выдает пассажирам перед регистрацией на рейс и которые привязываются или приклеиваются к вещам. Обычно на бирках пишутся фамилия и имя владельца багажа, его домашний адрес или контактный телефон. Не пренебрегайте этим предложением.

Если в течение 21 дня с момента потери багажа его судьба не прояснится, авиакомпания обязана выплатить вам компенсацию. Хотя на этот счет не обольщайтесь: все авиакомпании выплачивают пассажирам лишь по $20 за килограмм веса потерянного багажа. Причем авиаперевозчику абсолютно все равно, чем были забиты ваши сумки - старым бельем или дорогостоящими вечерними туалетами. Например, за потерянные 5 килограммов вы получите на руки $100 и ни центом больше. Так что советуем не сдавать в багаж фотоаппараты, видеокамеры, золото-бриллианты и другие ценные вещи - в полном объеме компенсировать их потерю авиакомпания не обязана. Однако если у вас сохранились чеки на купленные вещи, авиакомпания может частично или даже полностью выплатить вам за эти вещи деньги.

Но нередко случается, что багаж не потеряли, а вскрыли и вытащили самые ценные предметы. В этом случае также надо обращаться в авиакомпанию. Дальше события будут развиваться по аналогичному сценарию: вы предъявляете билет с наклеенным багажным купоном и подробно описываете украденное. В качестве вещественного доказательства необходимо предъявить чемодан с сорванными замками или разрезанным корпусом. Авиакомпания составит акт о краже и направит его в свой центральный офис. Будет проведено расследование, и специальная комиссия решит, на какую сумму выплатить вам компенсацию.

Ситуация вторая: испортили. Вы стоите в аэропорту возле транспортной ленты и ждете, когда появится родной чемодан. Чемодан наконец появляется, но сильно обезображенный: замки испорчены, корпус изрезан, ручек как не бывало. Не плюйте на это дело, а идите разбираться в представительство авиакомпании, самолетом которой прилетели. Авиакомпания в лице компетентных сотрудников посовещается и решит, на какую сумму причинен ущерб. Либо вам дадут денег на покупку нового чемодана, либо - на ремонт испорченного.

Сумма компенсации зависит исключительно от решения авиакомпании, которое в большинстве случаев обжалованию не подлежит. Но не стоит заранее думать, что авиакомпания заплатит вам явно меньше, чем полагается. Солидные авиакомпании дорожат своей репутацией и заинтересованы в клиентах. Поэтому откровенно жмотничать не будут.

Ситуация третья: перепутали. Вы стоите в аэропорту возле транспортной ленты и ждете, когда появится родной чемодан. Чемодан появляется, вы его подхватываете и уезжаете. Уже дома, приступив к раздаче сувениров, выясняется, что чемодан вовсе не ваш, хотя похож. Если вы порядочный пассажир, то немедленно отправитесь обратно в аэропорт и сдадите чужой чемодан в представительство авиакомпании, которая вас привезла. Там вы либо лицом к лицу встретитесь с законным владельцем прихваченного вами чемодана, либо отдадите чужой багаж с рук на руки сотрудникам авиакомпании.

Что касается вашего багажа, то варианта два. Либо он будет ждать вас в офисе авиакомпании, либо его тоже кто-то по ошибке прихватил. В этом случае остается только сообщить представителям авиакомпании свой адрес или телефон, а они уже займутся поиском.

Марк КУНДЮЧКИН
По материалам газеты Иностpанец