Английский писатель Уильям Голдинг написал 12 романов, но мировую известность ему принесла антиутопия «Повелитель мух» — литературный дебют автора. Голдинг взял за основу архетипический сюжет Дефо и создал антиробинзонаду, то есть показал постмодернистскую трактовку известного мифа о человеке на необитаемом острове.

В результате авиакатастрофы несколько английских школьников разных возрастов оказались в изоляции от цивилизованного мира. Таким образом, писатель смоделировал пограничную ситуацию, обеспечивая «чистоту опыта». Со временем дети (в основе своей) сбрасывают личину цивилизованности, раскрашивают лица, как дикари, и без раскаяния убивают своих товарищей, сжигая остров дотла.

Изначально школьники выбирают демократический способ правления, выдвигая кандидатуру главного (Ральфа) и сочиняя правила поведения, обязательные для всех. Для собраний они оборудуют специальную площадку, а для передачи слова используют рог. Дети строят незамысловатый быт, собирая фрукты, строя шалаши и разведывая местность. Однако вскоре встает вопрос охоты, который может решить только один человек – Джек – олицетворение грубой силы и тоталитарной власти. Он один не боится убить животное, поэтому собирает группу охотников и отправляется в походы на дичь. Пока Ральф (олицетворение демократической формы правления и человечного лидера), Хрюша (носитель цивилизации и олицетворение родителя), Саймон (образ Христа) и малыши строят шалаши, охотники убивают диких свиней для пропитания.

Постепенно Джек забирает власть в свои руки, предлагая «племени» дикую и веселую жизнь взамен занудного ожидания спасения, которое предлагает Ральф. Ответственность и дисциплину ребята сменяют на дикие пляски у костра и постоянную жажду крови. Их новым идолом становится свиная голова на копье – тот самый повелитель мух. Этим жертвоприношением они задабривают зверя (мертвого парашютиста, который в темноте показался им чудовищем). Во время ночного пира у костра они принимают Саймона за зверя и убивают его. После первого неосознанного убийства племя начинает охоту на несогласных с новым режимом. Второй жертвой становится Хрюша, которого убивают уже вполне осознанно. После принято решение затравить Ральфа, как дикого зверя. Мальчик спасается в лесу, тогда Джек и компания поджигают лес, чтобы выманить его. В момент, когда Ральф выбегает на открытое место, к берегу причаливает бригада спасателей. Когда школьников в шутку спрашивают, есть ли жертвы, они отвечают: «Всего лишь двое» (если считать мальчика, пропавшего в самом начале, то трое). То есть, для них ценность человеческой жизни упала настолько, что двое убитых – это «всего лишь». Они привыкли к крови и больше ее не страшатся. Очевидно, что антропопессимизм, свойственный постмодернистской литературе, проявил себя и у Голдинга.

Философская «начинка» постмодернизма в романе проявляется так: Оказываясь на острове, герои переживают экзистенциальное прозрение, высвобождая свою экзистенцию. Иначе говоря, они показывают свою реальную сущность, которую сдерживает цивилизация. Они понимают, что больше не обязаны притворяться и подделываться под общепринятые нормы. Только вот в большинстве из них верх берет темное начало, которое как раз таки надо сдерживать, чтобы оно не разрушило мир до основания.

Полемика с просветительской концепцией человека

Если у Дефо вера в Господа и трудолюбие обеспечили герою спокойную и даже комфортную жизнь на острове, то у Голдинга детей не спасли ни кажущаяся на первый взгляд невинность, ни безупречные манеры, привитые в английских частных школах. Если учение Tabula rasa (теория просветителей) утверждало, что человек рождается чистым, как белый лист, и его личность зависит только от степени просвещения, то точка зрения Голдинга опровергает эту идею. Он изображает школьников, не испорченных жизнью и в то же время воспитанных и образованных. Они еще не успели стать циничными и порочными взрослыми, которые посылают знаки в виде мертвых парашютистов. Однако с течением времени на острове становится ясно, что люди не рождаются чистыми. В каждом из них изначально заложен целый мир противоречивых страстей, в каждом из них был дикарь и цивилизованный человек. В ком-то победил один, в ком-то — другой. Но от одного воспитания не зависели ни победа, ни поражение.

То, что изобразил Голдинг, реалистичнее. Воинственный 20 век показал, что человека не учит история (Вторая мировая война началась через двадцать лет после Первой), не красит образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасает воспитание. Он с детства способен научиться убивать, если имеет к этому врожденную склонность. Когда он окажется на острове, его сущность вряд ли изменится к лучшему.

Смысл иносказания в романе «Повелитель мух»

Роман был задуман как иронический «комментарий» к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна. Сначала критики так его и восприняли и не проявили особого интереса. Но позже читатели декодировали «Повелителя мух»: оказалось, что он являл собою аллегорию первородного греха с рассуждениями о глубинной человеческой сути.

Ральф – воплощение рационального человеческого начала. Он символизирует демократического лидера – ответственного и милосердного.

Джек – воплощение дикой отрицательной энергии, темной стороны человека. Он жесткий и амбициозный лидер, но его прельщает только абсолютная власть, что зиждется на вражде. Его сразу же захватило тлетворное влияние Повелителя мух.

Повелитель мух – символ дьявола, которого в мировой культуре не раз ассоциировали с различными существами. Например, Мифистофель из «Фауста» Гете представляет себя, как повелителя мух.

Саймон – образ Христа. Он пытался донести до ребят истину, но никто его не понял. Именно ему Повелитель мух раскрывает свое истинное лицо и объясняет, что чудовища – это они сами. Когда он нес людям весть, что зверь – это просто мертвый парашютист, его убивают, причем, это убийство было ритуальным. Джек объясняет племени, что это зверь, спустившийся с горы, в одном из своих обличий. То есть, мальчик пожертвовал собой, но мир так его и не понял. Интересно также, что Саймон ни с кем не враждовал и никого никогда не винил. Он всех любил, молчал и пытался в одиночку разведать тайну зверя. В итоге он понял, почему у них ничего не получается — чудовищ в себе культивируют сами люди.

Роджер – мальчик, феноменальная жестокость которого проявилась только в финале. Он целенаправленно убивает Хрюшу днем у всех на глазах. Понятие о его опасном нраве дает имя – череп на пиратском флаге зовется «Веселым Роджером». На поверку оказалось, что он даже более жесток, чем Джек.

Хрюша – носитель цивилизации и источник родительской опеки. Он ратует за разумную организацию быта и комфортные условия. Он же постоянно призывает авторитет далеких взрослых на помощь. Он символизирует некое научное, теоретическое восприятие мира.

Близнецы – предатели. Их можно сравнить с апостолами, которые отказались от Христа.

Мертвый парашютист – как писал сам автор, это тот самый знак от взрослого мира, которого ждал Ральф. Это издевка автора над теми людьми, от которых дети ожидали помощи. Очевидно, автор хотел сказать, что взросление не искореняет, а усугубляет пороки человека. Войнушка детей на острове перерастет со временем в мировую войну, частичка которой попала на остров в виде мертвеца.

Крепость – символ воинственности. Сама идея укреплений в том, чтобы обороняться от врага, которого выдумал Джек, чтобы сплотить и запугать племя.

Открытая площадка для собраний – символ миролюбия и открытости. Им не от кого защищаться и прятаться, на площадке всех хорошо видно и слышно.

Рог – символ демократической власти и равенства всех собравшихся. Каждому дано право голоса.

Огонь – символ надобности спасения, то, что освещает детей и не дает сумеркам их запутать. Свет рассеивает темноту и гарантирует шанс спасения. Не поддерживать огонь — значит отказаться от цивилизации навсегда и стать дикарями.

Сумерки – именно в темноте был убит Саймон, во тьме мальчики обезумили и стали диким племенем.

Маски – раскрашенные лица снимали с их обладателей всякую ответственность. Они не были больше собой, вместо них появились дикари, которые не обязаны подчиняться никаким нормам. Маски развязали героям руки, и они начали убивать без боязни и стеснения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сразу после выхода роман не привлек к себе внимания, однако спустя несколько лет он стал бестселлером . В по роману был снят одноимённый фильм (режиссер Питер Брук), а в Гэрри Хук снял ещё одну экранизацию. В журнал Time назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с .

Название книги Повелитель мух является буквальным переводом с древнееврейского имени языческого бога - Бааль звув (בעל זבוב), чьё имя (Вельзевул) в христианстве стало ассоциироваться с дьяволом.

Сюжет

В военное время в результате авиакатастрофы на необитаемом острове оказывается группа детей, эвакуированных из Англии. Среди них выделяются два лидера: Ральф и Джек Меридью. Первый на острове успел познакомиться с Хрюшей, толстым мальчиком, страдающим астмой и в очках, но рассудительным и догадливым; второй же является старостой церковного хора и непререкаемым авторитетом у хористов. После выборов, на которых победил Ральф, Джек и его хористы провозглашают себя охотниками.

Ральф предлагает строить шалаши и развести костер на горе, чтобы их могли заметить и спасти. Его все поддерживают. Вскоре появляются слухи, что на острове обитает Зверь. Немалую пищу фантазии детей дает труп парашютиста, шевелящийся из-за ветра, раздувающего парашют.

Джек с охотниками добывают мясо диких свиней, и все больше выходят из-под власти Ральфа. Наконец, они отделяются окончательно. Появляется нечто вроде примитивного культа поклонения Зверю. Охотники ублажают его жертвами и дикими плясками - инсценировками охоты. В разгар одной такой пляски, потеряв над собой контроль, «охотники» убивают одного мальчика, Саймона.

Постепенно все дети переходят в «племя охотников». Ральф остается с Хрюшей и близнецами Эриком и Сэмом. Только они еще помнят, что единственный шанс спастись - разводить костры в надежде привлечь спасателей. Ночью группа Джека нападает на Ральфа и его друзей, чтобы отнять очки Хрюши. Они нужны для получения огня, чтобы жарить мясо.

Ральф с ребятами направляются к Джеку, в надежде вернуть очки. Дикари убивают Хрюшу, сбросив его огромным камнем со скалы, и берут в плен близнецов. Ральф остается один, вскоре на него начинается охота. Он пытается скрыться, но его обнаруживают.

Ральф, спасаясь от копий, которые бросают в него другие дети, добегает до берега. В это время на острове высаживаются спасатели-военные. Переговорив с их офицером, Ральф начинает плакать «над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша». Плачут и другие дети.

Образ Повелителя мух

Повелителем мух в романе названа голова убитой свиньи, насаженная охотниками Джека на кол после одной из удачных охот. С ней сталкиваются Саймон и впоследствии Ральф, причём с Саймоном она разговаривает, отождествляя себя со Зверем и предсказывая, что он скоро погибнет от рук других мальчиков.

Ссылки

  • Одноименная песня группы Rage по мотивам повести Rage-on.de
  • текст романа на английском в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Повелитель Мух (роман)" в других словарях:

    Повелитель мух Lord of the Flies Обложка оригинального британского издания Автор: Уильям Голдинг Жанр: аллегорическая новелла Язык оригинала: английский Оригинал издан: 1954 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Повелитель мух (значения). Повелитель мух Lord of the Flies … Википедия

    Повелитель мух: Повелитель мух (англ. The Lord of the Flies) дебютный роман английского писателя Уильяма Голдинга, вышедший в 1954 году. Вельзевул (ивр. בעל זבוב‎ Бааль Зевув, «повелитель мух») в христианских представлениях один из злых… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Королевская битва. Королевская битва Battle Royale … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Зримая тьма. Зримая тьма (англ. Darkness Visible) роман британского автора Сэра Уильяма Голдинга 1979 года. В России выпущен издательством «Симпозиум» в 2000 году. Лауреат Букеровской… … Википедия

    Издание 1893 года «Коралловый остров» (The Coral Island) ориентированная на юношество англоязычная робинзонада 1857 года, самое известное произведение шотландского писателя … Википедия

    Годы в литературе XX века. 1954 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

    - «Рыцари сорока островов» первый опубликованный роман писателя фантаста Сергея Лукьяненко. Был написан в период с 1988 по 1990 год. Впервые опубликован издательством «Terra Fantastica» в 1992 году. В 1995 году получил премию «Меч Руматы» за… … Википедия

    Муха, Мухи: Содержание 1 Животные 2 Топоним 3 Техника 4 Созвездия … Википедия

Есть такие фильмы, которые из года в год не стареют и «Повелитель мух» один из них. Он представляет собой социальную драму актуальную в любое время. Экранизация данного произведения довольно четко передает идею автора о том, что в отсутствии внешнего контроля человек может превратиться в монстра. Фильм получился о детях, но далеко не детский.

История повествует о подростках-курсантах, которые в результате авиакатастрофы оказались на необитаемом острове. Им нужно выжить в диких условиях, но самое главное для них еще впереди, это они сами… Сразу оговорюсь, что ситуация несколько утрирована. Во-первых выжили в аварии вообще все и лишь пилот получил ранение, что несколько удивляет. Во-вторых сам остров похож на райские угодья: нет ядовитых змей, прочих опасных хищников, вода под боком и т. д. Только «добыча»,«охотниками» же становятся сами герои. Также в канве произведения было подспорьем то, что несмотря на свой небольшой возраст(10-14лет) все мальчишки были кадетами, а значит обладали военной выдержкой и способностью выживать в экстремальных условиях. Я считаю, что все эти условности допускаются специально, чтобы акцентировать внимание именно на человеческих отношениях, а не на сопутствующих проблемах. Кого-то данный минимализм может отпугнуть, но истинный киноман должен ценить содержание, а не форму.

По ходу фильма обращаешь внимание на ключевые моменты повествования, которые отражают переход цивилизованного человека к племени. Если вначале реализуется попытка создать некое подобие общества с общими собраниями и распределением обязанностей, то с течением времени ситуация стремительно ухудшается. Копья, раскрашивание лиц, нарастающая жестокость, показные наказания и, наконец, охота на людей — все это стадии вышеописанного пути. Ключевым моментом на мой взгляд является убийство кабана. Неопытные кадеты были не силах это сделать, однако «охотникам» это удалось без проблем. Поняв свою силу и превосходство они получили власть, которой не сумели воспользоваться.

Важную роль также играет психология толпы, представленная здесь в самом жутком варианте. И те кто ею следовали не понимали простой истины, что тот, кто присоединяется к силе(большинству) сам же ее и создает.

Фильм интересен с точки зрения отражения человеческой сущности, которая, потеряв социальные оковы, предстает во всей красе. После просмотра невольно задаешься вопросом «как бы я поступил на этом месте?», поддался стадному инстинкту или попытался до последнего сохранить в себе все человеческое, то, что по сути и ставит нас на вершину эволюции. И что один человек может сделать против толпы? Картина заставляет думать и это главное.


Оказавшись на острове, дети начинают стремительно превращаться в дикарей...

Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» увидел свет в 1954 году. Первая книга писателя-англичанина прокладывала свой путь к читателю долго и трудно: прежде чем роман был напечатан, рукопись побывала более чем в двадцати издательствах – и везде ее отвергали. Но писатель не сдавался, и его дебютный роман все же был издан, а через некоторое время стал настоящим бестселлером. Позже «Повелитель мух» был включен в программу по литературе многих учебных заведений США.

Сегодня мы знаем этот роман как «Повелитель мух». Однако авторское название книги было иным – «Незнакомцы, явившиеся изнутри». Новое название было придумано во время подготовки книги к изданию и придало ей некоторый мистицизм: «Повелитель мух» как бы отсылает нас к Вельзевулу, дьяволу.

Попытки лучше понять суть этого литературного произведения продолжаются до сих пор. Одни называют его философской притчей, другие – аллегорией, третьи – гротескной антиутопией или романом-предупреждением. Некоторые пытались увидеть в «Повелителе мух» скрытый библейский сюжет.

Однако все споры о романе не дают четкого объяснения, почему он так привлекает и одновременно отталкивает и пугает. В 2005 году журнал «Time» включил «Повелитель мух» в список ста лучших романов, написанных на английском языке. И в то же самое время книга Голдинга является одним из самых спорных произведений ХХ столетия. В чем же секрет этого романа? Ответить на этот вопрос нам поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Робинзонада ХХ века

Во время неизвестной войны из Англии эвакуируют группу детей. Но самолет терпит крушение, в результате которого дети оказываются на необитаемом острове. Сначала благовоспитанные мальчики пытаются найти хоть кого-то из взрослых – пилота и «того дядьку с мегафоном», но очень быстро выясняется, что никого, кроме них, на острове нет. Тропическая природа острова обещает райскую жизнь и захватывающие приключения, но идиллия длится недолго.

Чтобы действовать слаженно, детям нужен лидер, на роль которого претендуют двое – Ральф и Джек. Мальчики устраивают выборы, в ходе которых побеждает Ральф. Умный толстяк Хрюша выступает в качестве верного и мудрого советника Ральфа и предлагает необходимые шаги к спасению: строить шалаши в качестве жилья и развести на самом высоком месте острова костер, который будет хорошо виден с моря, – в этом случае их смогут заметить и спасти. Однако первый же костер, который сумели развести с помощью очков Хрюши, заканчивается пожаром, после которого недосчитались одного из младших мальчиков.


Второй претендент на лидерство, Джек, отказывается подчиняться. В мирное время он был старостой церковного хора. В эвакуацию отправили хор в полном составе, и остальные хористы по-прежнему признают Джека своим предводителем. Все вместе они объявляют себя охотниками. Мальчики с энтузиазмом затачивают самодельные копья и целыми днями гоняются за дикими свиньями, которые водятся на острове. С момента убийства первой свиньи Джек окончательно отделяется – создает свое племя, переманивая к себе остальных мальчиков обещаниями захватывающей охоты и гарантированного пропитания.

Тем временем на острове происходят необъяснимые вещи, порождающие страхи. Мальчишки из племени Джека создают примитивный языческий культ поклонения Зверю. Дети пытаются вызвать его милость жертвоприношениями, устраивают первобытные пляски. В разгар одного из таких диких обрядов, войдя в экстаз и потеряв над собой контроль, «охотники» закалывают копьями одного из мальчиков, Саймона.

Так еще недавно цивилизованные маленькие англичане на глазах превращаются в племя дикарей. Ральф и Хрюша в отчаянии. Они не в силах изменить эту ситуацию. Но, собрав остатки воли и разума, продолжают поддерживать огонь на горе, мечтая о том, что их заметят и помогут вернуться к прежней жизни. Однако ночью охотники нападают на их шалаш и отнимают очки Хрюши: им нужен огонь, чтобы готовить мясо, а другого способа добыть огонь, кроме как через увеличительное стекло, они не знают. Когда друзья приходят в стаю Джека, чтобы забрать очки, дикари убивают Хрюшу, сбросив на него со скалы огромный камень.

Ральф остается в одиночестве. Для дикарей он теперь чужак, инакомыслящий, поэтому автоматически превращается в жертву – на Ральфа начинается охота... В попытках загнать свою жертву в угол охотники словно обезумели. Они совершают самоубийственный поступок – поджигают джунгли. Спасаясь от направленных на него копий, Ральф выбегает на берег. Он бежит из последних сил уже без надежды спастись. Споткнувшись и упав, он готовится к смерти. Но, подняв голову, видит военного: заметив дым, на остров высадились спасатели.

Незнакомцы, явившиеся изнутри

Как так случилось, что Уильям Голдинг в сорок лет взял и написал такой странный и даже страшный роман? Сам писатель во многом объясняет особенности своего мировоззрения опытом войны:

«Будучи молодым человеком, до войны я имел легковесно-наивные представления о людях. Но я прошел через войну, и это изменило меня… Война научила меня совсем иному: я начал понимать, на что способны люди…»

Много размышляя о жизни и обществе, он делает еще более суровые выводы:

«Факты жизни приводят меня к мысли, что человечество поражено болезнью… которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот почему я и пишу со всей страстностью, на какую только способен, и говорю: „Смотрите, смотрите, смотрите, вот какова она, природа самого опасного из всех животных – человека!“»

Если рассматривать эти слова с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно сказать, что к таким выводам подводит писателя его чуткость и . Главная мысль, которую передает автор в своем романе – это удивительно парадоксальная человеческая особенность превращаться из цивилизованного члена общества в дикаря в самые короткие сроки. Воспитание и культурные ограничения, стремление соблюдать правила приличия в обществе, гражданская позиция и социальная ответственность очень часто слетают с ранее цивилизованного человека, как ненужный налет, когда речь заходит о выживании, когда мы получаем стресс, который не способны адаптировать.

«Пока нас спасут, мы тут отлично проведем время. Как в книжке!»

Главными героями жестокого романа Уильяма Голдинга становятся дети, а не взрослые. Почему? Причин такому выбору героев несколько. Одна из них лежит на поверхности и декларируется самим автором: «Повелитель мух» своим необычным сюжетом и даже именами главных героев отсылает нас к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна (1858). Этим приключенческим романом в стиле робинзонады в свое время зачитывался и сам Голдинг, и его ровесники. Однако увлечение этой романтически-идеалистической историей, в которой воспеваются имперские ценности Англии конца XIX века, не помешало выросшим читателям «Кораллового острова» превратиться впоследствии в жестоких убийц, что и видел Голдинг во времена военной службы.

То, что герои «Повелителя мух» – подростки, является также ответом автора на бытующее в западных странах представление о том, что дети – ангелы. Уильям Голдинг жестко развенчал этот миф. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений, его героями стали примерные мальчики, вырванные войной из самого сердца человеческой цивилизации – благовоспитанной Англии. Недаром один из героев в начале повествования не без снобизма заявляет: «Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует».


На этом писатель не остановился. Он сорвал защитные маски не только с цивилизованной благовоспитанности, но и с религиозной благочестивости: самыми дикими и жестокими убийцами становятся в его книге мальчики-певчие из церковного хора. Преображение в язычников-дикарей тех, кто еще не так давно пел ангельскими голосами в храме, происходит с такой скоростью, что не оставляет никакой надежды на помощь церкви и религии в попытках человека остаться человеком (в противоположность «Коралловому острову», в котором дети, напротив, местных дикарей обращают в христианство).

Казалось бы, писатель не оставляет читателям надежды на лучший исход. Мы должны жить с этим страшным зверем внутри, который дремлет до поры до времени, но в любой момент может вырваться наружу. Но эту надежду нам дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Человечество вовсе не больно, оно не деградирует, а напротив, стремительно развивается! В романе Голдинга самым подробным образом выписан человека, который вполне был уместен во времена первых людей, десятки тысяч лет назад. Но в наше время, в цивилизованном обществе, в котором соблюдаются кожные законы и ограничения и развита зрительная культура, такое поведение человека неприемлемо.

Строители системы безопасности

Следует обратить внимание на то, что героями «Повелителя мух» являются исключительно мальчики. С одной стороны, это все та же отсылка автора к произведениям детской литературы прошлого, когда мальчики и девочки еще обучались и воспитывались отдельно. Однако системно-векторная психология Юрия Бурлана дает свое четкое объяснение этому явлению, которого во времена написания романа автор еще не мог знать.

Согласно системно-векторной психологии, только мужчины являются носителями видовой роли, то есть выполняют определенные задачи, возложенные на них обществом. У женщин, кроме , которые сопровождали мужчин на охоте и войне, такой видовой роли нет – главная задача женщины родить потомство и заботиться о нем. Поэтому задача построения коллективной системы безопасности, которая позволяет человеческому виду выжить и продолжить путь в будущее, целиком лежит на мужской части человечества.

Мальчики, входя в пубертат, отделяются от близких, семьи и, становясь полноправными членами общества, начинают поддерживать созданную в нем систему коллективной безопасности. Такая система безопасности строится в первую очередь на строгом , которое обеспечивает выполнение каждым членом стаи своей видовой роли. При правильном ранжировании стая функционирует идеально слаженно. Это обеспечивает членам стаи возможность выжить всем вместе.

Именно процесс ранжирования и попытку создать собственную систему безопасности мы можем наблюдать в ходе прочтения романа. Почему оказавшиеся на необитаемом острове подростки не смогли создать жизнеспособную модель человеческого общества, подчиняясь одному вождю и выполняя каждый свою роль, мы рассмотрим чуть позже.

«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»

Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – , которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.

При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.


Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:

«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…»

В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.

В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:

«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась».

Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.

Самозванец или вождь?

Предводитель охотников Джек заставляет членов своего «племени» называть себя вождем. Вот только настоящий ли он вождь или всего лишь самозванец? С самого начала между ним и Ральфом возникла конкуренция за роль главного. Сначала победил Ральф, но он не сумел удержать власть. В конце концов, путем жесточайшей борьбы Джек добился своего – но к чему это привело? Телесные наказания (одному из малышей устраивают демонстративное избиение палками), убийства и охваченный огнем остров.

Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, стремление быть лидером – одно из свойств . Но настоящим природным вождем может стать человек с другими устремлениями, с иным устройством психики – обладатель . Только для уретральника его стая превыше всего, а жизнь стаи – важнее собственной жизни. Настоящему вождю не требуется доказывать свое главенство, добиваться власти изощренными способами – все это и так принадлежит ему по праву. Члены стаи на бессознательном уровне чувствуют защищенность, которая исходит от того, кто готов отдать свою жизнь за их жизни, и естественным образом беспрекословно подчиняются уретральному вождю. Уретральное ядро объединяет стаю, иначе начинается разобщение.

Однако среди мальчиков на острове не оказалось уретрального. Еще не развитый кожный лидер не может вести стаю на длинные дистанции – стая погибнет. Этот путь к неминуемой гибели мы наблюдаем в конце книги.

Цитаты с тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Много лет тому назад по ТВ посмотрел кусок фильма "Повелитель мух" и был, конечно, потрясён. Оказывается, это был фильм, созданный в 1963 году по одноименной книге Уильяма Голдинга. Прошло много лет и я снова встретился с героями этого удивительного произведения. Ведь, правда, стоит взять ребенка из самой распрекрасной семьи, отнести его в джунгли, лес и если его не съедят звери, то зверем станет он. Это будет точно не Маугли. Цивилизация это тысячелетний опыт поколений и как животных не получится, генетически не передается человеку многое из того, что получают с рождения животные. Уильям Голдинг это со всей очевидностью подтвердил, что чувство стадности будет постепенно овладевать человеком, если за ним не присматривать. Он быстро теряет внедренное в него воспитание и начинает вести себя так, чтобы выжить сегодня, завтрашний день его не интересует. Актуально ли это произведение сегодня? Ещё бы. На православной украинской земле славяне убивают, пытают, насилуют славян. На Востоке правоверные мусульмане проделывают то же самое с себе подобными. Что происходит?
О жестокости подростков известно каждому, но что удивительно, любая мать маленького убийцы будет кричать, что её ребёнок самый лучших, тихий, умный и спокойный и преступление совершить никак не мог. Огромный океан выплеснул на берег группу маленьких англичан, чудом спасшихся во время авиакатастрофы. Это были правильно мальчики от шести до 11 лет. Они уже прекрасно знали, что такое хорошо и что такое плохо. Казалось бы испытание, которому подвергла их судьба, должно было объединить, сцементировать внезапно возникший детский коллектив. Казалось бы, но как бы не так. Написанный удивительным простым "школярским" языком роман читается легко но с каждой страницей понимаешь, что приближается нечто ужасное, страшное, что не должно было произойти с этими благовоспитанными мальчиками. Дети постепенно превращались в монстров. Их купили, грубо говоря куском плохо прожаренной свинины. На весах лежала еда и человечность ребенка. Еда победила. Сэр Уильям Голдинг замечательно выписал образы детей. Главные герои книги предводитель Ральф, мудрый, толстый Хрюша, антипод Ральфа Джек, близнецы, как живые, не придуманные живут, адаптируясь в соответствии с законами джунглей, звереют и, наконец, готовые к убийству, легко убивают своих товарищей. Каждому написанному слову в романе веришь и это страшно: ведь наши дети, внуки могли бы попасть на остров без взрослых и сломаться, потерять свою человеческую сущность. Естественным является и финал произведения, когда все мальчики, ещё не понимая, что творили, начинают рыдать вслед за избранным ими предводителем Ральфом и брошенным ими же в пучину горя и страданий. Эту книгу и эти два фильма нужно смотреть детям, как назидание, может быть кому-то и поможет в становлении, как человека. Не зря это произведение стало лучшим романом 1954 года, а сам автор в последствии лауреатом Нобелевской премии в области литературы и искусства.