Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

    Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые перышки»

    Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках, составлять схематический план к сказкам, пересказ по плану, самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме, определять тему и жанр произведения

    Воспитать любовь и доброе отношение к животным

    Сравнить понятия «доброта» и «милосердие»

Оборудование:

учебник, хрестоматия, иллюстрация с изображением глухаря, иллюстрированная книга Гаршина «Лягушка-путешественница», карточки для моделирования, журнал «Муравейник».

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания (о домашнем задании сообщают учащиеся)

Выразительное чтение сказки «Откуда у кита такая глотка» Ф.Киплинга по ролям

(оценивают учащиеся после контроля каждого ученика и группу)

    Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением «Белые перышки».

    Работа над новым материалом.

    Работа над текстом произведения до чтения.

У: - Что вы можете сказать об этом произведении до того, как вы его услышите?

Приготовьтесь слушать, у вас есть возможность проверить свои предположения, старайтесь как можно лучше запомнить содержание.

2 . Слушание (читает учитель)

3. Работа с произведением после чтения.

1) Проверка предположений

    Моделирование (обратить внимание на то, что сказка народная)

2) - чтение

Деление на части

Озаглавливание

Запись на доске:

План:

    Холодная зима

    Дальняя дорога

    Белые перышки

Беседа после самостоятельного чтения:

Какая беда произошла с глухарем? (было трудно зимовать)

К кому он обратился за помощью?

Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)

Каким был глухарь? (настойчивый, терпеливый, слабый)

Как лебеди облегчили перелет глухарю?

Чем закончилось путешествие глухаря?

5. Устное рисование

Что вы можете рассказать о лебедях и глухаре? (описать внешний вид, повадки)

Какие изменения во внешнем виде глухаря произошли после расставания с лебедями?

Показ иллюстраций с изображением птиц.

Что в этой сказке правда? (описание глухаря)

+Дополнительные сведения о птицах – см .

В мире интересного:

    Лебедь – «царь птиц» - упражнение русский язык стр. 14

    Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).

Глухаря еще называют петухом.

Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным.

Глухарь – хвост веером, как у павлина. Стр. 48

6.Упражнение в выразительном чтении.

Беседа:

Какие чувства вы переживали во время чтения сказки?

Постарайтесь передать это настроение при чтении.

Работа в группах. Чтение по ролям.

7. Чтение по ролям. (Проверка, анализ)

8. Сравнение со сказкой «Лягушка-путешественница» (догадки по иллюстрациям )

V . Обобщение знаний.

1. Сегодня на уроке…

2. Эта сказка научила меня…

VI . Домашнее задание: чтение по ролям +пересказ о плану.

Дополнительное задание: прочитать «Лягушка-путешественница» или посмотреть мультфильм

Показать книги о птицах и книги, где герои – птицы.

Дополнительное задание: 1. Пересказ по плану

2.Работа по иллюстрациям

3. Вспомнить сказки, где главными героями являются

лебеди или другие птицы.

Сказки:

«Дикие лебеди»

«Гуси-лебеди»

«Серая шейка»

«Лиса и журавль»

Основная мысль урока: «Умей преодолевать трудности».

Для создания разработки источники не использовались.


Урок 82. Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

Ход урока

I. Проверка д\з. Проверка задания, выполненного в РТ. Какую сказку вы читаете дома?


Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

Они пошли ему навстречу.

Расскажите, чем закончилось пу­тешествие глухаря.

Лебеди не могли и дальше тащить на веревке за собой глухаря. Они его оставили, и он долго плакал.

Отчего глаза и брови у глухаря покраснели?

Он долго плакал.

К какому эпизоду относится ил­люстрация на странице учебника 33.

Лебеди тащат на веревке за собой глухаря.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1.

Белые перышки.

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 2.

(Самостоятельная работа).

IV. Повторение пройденного материала.

V. Домашнее задание. 1. РТ: стр. 23 № 3. 2. Прочитайте сказки, представленные на стр 36 уч

Урок 83. Украинская сказка «Колосок»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ «Литературное чтение». Какую сказку вы сейчас читаете дома?

II. Знакомство с новым материалом.


Вопрос

Ответ

И вот мы перешли к новому разделу нашего учебника - «Лис Миккель и другие». Этот раздел учебника представлен сказками разных народов: украинские, французские, английские, не­мецкие, норвежские, американ­ские. Здесь мы познакомимся не только с Лисом Миккелем , но и с другими животными. Подчерки­ваются такие качества характеров героев, как хитрость и глупость , храбрость и трусость, трудолюбие и лень.

Первая сказка - «Колосок» -украинская сказка. Послушайте ее.


(Учитель вслух читает сказ­ку).

Какое настроение вызывает у вас эта сказка?



Как звали героев сказки?

Петушок Голосистое горлыш­ко и два мышонка - Круть и Верть.

Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте.

«Мышата только и знали, что пели да плясали , крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил...»

Расскажите, что изображено на иллюстрациях к сказке (Учебник: страница 38, 40).

Как наказал петушок мышат?

Не дал им пирогов.

Сказка всегда для чего – то рассказывается. Вывод, итог сказ­ки - это мораль. Какова мораль этой сказки? Прочитайте.

«Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!»

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 1.

Петушок Голосистое горлыш­ко и два мышонка - Круть и

Верть.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 2.

(Самостоятельные рассужде­ния учеников).

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 3.

Ленивыми, неразумными.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 4.

Обмолотил колосок - отнес зерно на мельницу - замесил тесто.

IV. Домашнее задание. Учебник: страница 41 № 3.

Урок 84. Французская сказка «Волк, улитка и осы»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Научить работать самостоятельно. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение украинской народной сказки «Колосок» по ролям.


II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Сегодня мы почитаем француз-

скую народную сказку «Волк, улитка

и осы».

Прочитайте вслух.

Какой чертой характера обладал

Глупостью.

волк?

Что помогло улитке выиграть спор?

Остроумие и находчивость.

Как осы смогли потопить волков?

Стали их жалить.

Вспомните народные сказки про волка.

«Лисичка-сестричка и се­рый волк».

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 1.

За то, что обижали слабых.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 №2.

Находчивость.

РТ «Литературное чтение»: стр. 29 №3.

«Заяц и еж».

IV. Домашнее задание. 1. Пересказ французской народной сказки «Волк, улитка и осы».

Урок 85. Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.


Вопрос

Ответ

Что вы делали дома?

Подготовили пересказ фран-

цузской народной сказки «Волк,

улитка и осы».

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Дома вы прочитали две главы английской сказки «Как Джек ходил счастья искать». Рас­скажите, о чем они.

Я дочитаю вам сказку.

(Чтение учителем третьей гла­вы).

Когда происходит действие сказки?

Ночью.

Есть ли в этой сказке чудеса?

Нет.

Кого Джек

встретил по дороге?

Кота, собаку, козу, быка, пе­туха.

Как он относился к просьбам?

Дружелюбно.

Каким вы представляете Дже­ка? Расскажите.

(Самостоятельные рассуждения учеников).

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 1.

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 3.

IV. Домашнее задание.1. Учебник: стр. 45 № 5. 2. РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 4.

Урок 86. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»: «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ.

II. Знакомство с новым материалом.


В учебнике представлено две истории.

Вопрос

Ответ

(Учитель зачитывает предисловие к сказкам - страница 46 учебника).

Первая сказка - «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали».

Прочитайте ее, пожалуйста.


На какую русскую народную сказку похоже это произведение?

«Вершки и корешки» - ге­роями сказки являются му­жик и медведь.

Расскажите, какими вы представ­ляете героев сказки?

(Самостоятельные рас­суждения учеников).

Почему лис Миккель всегда побеж­дал медведя Бамсе?

Он умен и находчив.

К какому эпизоду относится ил­люстрация на странице 47? Зачитайте отрывок.

III. Практические задания

IV. Домашнее задание. Прочитайте русскую народную сказку «Вершки и корешки».

Урок 87. Русская народная сказка «Вершки и корешки», Норвежская народная сказка «Поросятина и медовые соты»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Пересказ сказки, прочитанной дома.


Вопрос

Ответ

Вот еще одна сказка про Бамсе и Миккеля. Прочитаем сказку «Поросяти­на и медовые соты».

Опять надул лис медведя! Рас­скажите, как?

Как в сказке говорится о ее героях? Прочитайте.

Расскажите, какими вы пред­ставляете героев сказки?

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 1.

Дедуля.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 2.

Лис: дуб, вяз, клен. Медведь: береза, осина, рябина.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 3.

Очень, сильно.

IV. Домашнее задание. Придумайте свою сказку про находчивых и глупых животных.

Урок 88. Братья Гримм «Бременские музыканты»

Русская народная сказка «Белые пёрышки».

Давным-давно это было.

Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.

Один только глухарь остался жить, не замёрз.

Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.

Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.

Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…

Стали лебеди собираться улетать на юг.

А я как же, - спрашивает глухарь, - один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!

Дорога дальняя, - говорят лебеди. – Всё равно отстанешь.

Плачет глухарь, оставаться не хочет:

Я не отстану. Только возьмите меня с собой!

Подумали лебеди – как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.

Вот один лебедь и говорит товарищам:

Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?

Обрадовался глухарь:

Согласен, конечно, согласен!

Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.

Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.

До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!

Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.

Ну что, устал? – кричит ему лебедь.

Ничего, - говорит глухарь, – пока лечу.

Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.

Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, - говорит ему лебедь, - зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.

Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.

С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

Выполни задания. Ставь X в □ рядом с правильным ответом.

1. О чём рассказывается в этом тексте?

□ о холодной зиме

□ о встрече глухаря и лебедей

□ о трудном перелёте птиц

□ о между птицами

2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?

□ весной

□ осенью

3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?

□ чтобы глухарь не скучал

□ чтобы подарить их глухарю

□ чтобы ему было теплее

□ на память о себе

4. Глухарь остался зимовать, потому что…

□ его не взяли с собой лебеди

□ он не умеет летать

□ он устал

□ он погиб бы в пути

5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.

Лебеди собираются на юг.

1. Холодная зима.

Встреча глухаря и лебедей.

Белые пёрышки.

□ описать внешний вид глухаря

□ описать внешний вид лебедя

□ объяснить, как лебеди собираются на юг

□ рассказать о взаимопонимании птиц

8. Каков жанр этого произведения?

□ рассказ

□ сказка

□ стихотворение

9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?

□ глухарь

□ полёт лебедей

□ белые пёрышки

□ холодная зима

10. Что в этом произведении является правдой?

□ глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки

□ глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния

□ глухари умеют плакать

□ лебеди помогают глухарям при перелёте

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

Заказать написание уникльной работы

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Урок литературного чтения во 2-м классе

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">по теме

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> "Русская народная сказка

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Белые пёрышки»"

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цели: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жанры фольклора: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> сказка,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(составление модели обложки) ;

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">отрабатывать беглое, выразительное, осознанное чтение; прививать любовь к чтению;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">отрабатывать умение работать с текстом; умение работать самостоятельно, осуществлять выбор;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">развивать грамотную, правильную речь, мышление, внимание, кругозор;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прививать бережное отношение, любовь к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оборудование ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> : выставка рисунков « Про Воробья Воробеича и

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ерша Ершовича …» , модель обложки, конверты с

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> заданиями, учебники, мультимедиа, презентация

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> « Глухарь и лебедь» , маски Воробья и Ерша.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">План урока

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап самоопределения к деятельности 2 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап актуализации знаний 10 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап первичного закрепления 5 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап включения в систему знаний 15 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап сам. работы с самопроверкой по эталону 7 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап рефлексии к деятельности 6 мин

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> 45 мин

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ход урока

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– Ребята, взгляните на выставку рисунков, которую мы с вами

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> сделали, послушайте отрывок из песни, попробуйте сами

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> определить, с какими произведениями мы будем сегодня работать. (Это сказки)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - А какую сказку вы читали дома? (« Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – Вы читали сказку по ролям, а я приготовила вам маски.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Давайте попробуем проинсценировать. (Чтение по ролям, 1 ученик в это время самостоятельно составляет у доски модель обложки)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Вам было дано творческое задание по желанию сделать к сказке рисунок. Получилась вот такая выставка. Давайте рассмотрим и прокомментируем некоторые рисунки.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Итак, посмотрите на модель обложки, правильно ли она составлена, сделайте вывод, какая это сказка. (Авторская, о животных)

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физминутка для глаз « Птички» (используется проектор)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3 ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. - Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, путешествие в сказку продолжается. Называется она « Белые пёрышки» . Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах)

;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,

;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … ;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(птица)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Лебеди) ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Показываю - глухарь)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глухарь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайдов презентации)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Глухарь окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой — хвоей сосны, почками осины и лиственницы.
;color:#800000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Гнездится как в хвойных, так и смешанных лесах. Из хвойных лесов предпочитает сосновые боры. Гнездится в заболоченных сосняках и в сухих борах. Гнездо располагает на земле.
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глухарь - оседлая птица, совершающая сезонные кочевки на небольшие расстояния. Они токуют и выводят птенцов.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лебедь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайдов презентации)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелётах на юг и обратно.Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц. Всё в нём прекрасно: и белое пушистое оперение, и чёрные глаза, и гибкая красивая шея. Особенно лебедь красив, когда он плавно и спокойно скользит между зелёных камней по тихой заводи лесного озера Сочетание белоснежного пышного оперения, небесной и водной лазури изумрудной зелени - воплощение красоты.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чтение сказки учителем, вопрос перед чтением:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Отчего глаза и брови глухаря покраснели?

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физминутка:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Маленькие птички, птички – невелички

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По лесу летают, песни распевают.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Птички спрятались в дупло,

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Там не тронет их никто.

  • ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Анализ сказки, выборочное зачитывание:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? К какому отрывку сделана иллюстрация?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – У каждого из вас на парте ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лежит конверт с заданием ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> :

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Что в этой сказке правда, реальные факты? Что придумано, вымышлено?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Если вам нужна подсказка, то возьмите голубую карточку.Если справитесь без подсказки, то - розовую карточку. (Сам. работа с самопроверкой)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – Давайте обратимся ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к модели обложки ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> . Что нужно изменить, чтобы она подошла к сказке « Белые пёрышки» ?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Дома вам нужно подготовить пересказ сказки по выбору полный или краткий. А какой сделать сложнее?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Теперь проанализируйте всё , что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё удалось, достаньте из конверта белую птичку. Если что – то показалось трудным, поместите на доску голубую птичку. (Учитель комментирует)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Хочется закончить наш урок стихами: (читает ученик)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что такое сказка – это знает каждый,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Кто в стране той дивной побывал однажды.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Так порой хочу я сказку сделать былью

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И в мечту умчаться на волшебных крыльях …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« БЕЛЫЕ ПЁРЫШКИ»

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учитель начальных классов

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> МОУ СОШ № 33

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Агеева Лариса Михайловна

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Г. Энгельс

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2011 г.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

Михайлова Ирина Викторовна МБОУ СОШ №39

Урок литературного чтения. 2-й класс

Тема урока: Произведения фольклора русского народа. Русская народная сказка "Белые перышки"

Цель: Содействовать развитию первичных исследовательских навыков, пояснению специфики сказки: народной и авторской. Способствовать развитию речи детей, работе над техникой и выразительным чтением сказки

Формируемые УУД:

    Познавательные УУД: формировать у мение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения; знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная (составление модели обложки);

    Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

    Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

    Личностные УУД : формировать понятие настоящей дружбы, прививать любовь к чтению

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте наших гостей. Пожелайте друг другу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения. – Для чего нам необходим урок литературного чтения?

2. Актуализация опорных знаний учащихся – Что такое устное народное творчество? (фольклор). – Вспомните жанры фольклора. (Слайд 2.)


Давайте, вспомним, с произведениями, какого жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка)

Что такое сказка? (Слайд 3) (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.)

Сегодня мы продолжим работу со сказкой, но сначала дадим оценку знаний приобретенных на предыдущих уроках.

II. Введение в тему урока, постановка целей урока.

Слайд 4-5 – Что это? (названия сказок) . «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (авторская) , народные: «Теремок» (о животных) , «Каша из топора» (бытовая) , «Царевна-лягушка» (волшебная) . Исключите лишнюю. («Сказка про Воробья…» Почему? (авторская, остальные народные) А теперь разделите оставшиеся сказки на три группы.(волшебная, бытовая, о животных ) Постановка учебной задачи. - Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра мы познакомимся сегодня на уроке. Название этой сказки вы узнаете поработав в паре. (карточка) Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся получите название этой сказки (работа в парах). Выделенные буквы не зачеркивайте.

Кто может сформулировать тему нашего урока? (Слайд 6) (Произведения фольклора русского народа. Сказка «Белые пёрышки»)

Предположите, какие цели вы бы поставили: (Цели: - будем учиться …

Можем узнать …

Определим, что …

Докажем, что …)

Путешествие в сказку продолжается. Надеюсь на вашу активную работу.

1) Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах). А вот о каких птицах, вам придется угадать. (Слайд 7) Расшифруйте названия птиц: (анаграммы) лугрьха (глухарь), бедель (лебедь) – Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Лебеди) . И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показываю - глухарь)

2) Выявление объема знаний детей по теме. На дом вам было задано найти информацию об этих птицах. Поднимите руки, кто нашёл?

Что вы знаете про глухаря? Глухарь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайда презентации, (Слайд 8)

Про лебедя? Лебедь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайда презентации (Слайд 9) - Кто хочет дополнить?

III. Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки мы по команде «два»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон, два – наклон,

Зашумел листвою он.

IV. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие произведения.

– Послушайте сказку. (читают 2-3 хорошо читающие учащиеся) . – Понравилась сказка? – Поделитесь впечатлениями. В чем необычность сказки? – Чему учит эта сказка?

– Прочитайте ещё раз жужжащим чтением и проведите «расследование» - Отчего глаза и брови глухаря покраснели? (Он долго плакал) - Правда, ли у глухарей красные глаза?

– Докажите, что это сказка. (Есть вымысел (животные разговаривают), зачин – Какими словами начинается сказка? – Зачитайте. (давным-давно…) и концовка.)

Игра «Живая модель» (Слайд 10) – Кто сегодня представляет модели? (выходят 6 человек детей с моделями). – Подберите модель обложки, которая подойдёт к этому произведению. – Что ещё нужно добавить? (название)

Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Русская сказка «Белые перышки»; сказка о животных). Физминутка для глаз (Слайд 11)

Глазки наши, отдохните,

Под ресничками вздремните.

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И читать, мы начинаем.

2. Повторный анализ сказки, выборочное зачитывание: (Работа в группах)

Читаем вопросы и быстро их обсуждаем.

1 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы?

2 группа – Поразмышляйте над вопросом: - Почему глухарь не хотел оставаться, а собрался со стаей лебедей в тёплые края? (ему было одиноко и холодно)

3 группа – Найдите в тексте описание осеннего леса. Прочитайте. – Какая это осень?

4 группа – Рассмотрите иллюстрацию. К какому отрывку она подходит. Зачитайте.

5 группа – Найдите и прочитайте. Что подарил лебедь глухарю? Зачем?

6 группа – Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.

    Тест – А теперь, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста. (Индивидуальная работа с тестом) Самопроверка. (Слайды 12-19)

    Творческое задание – Поразмышляйте, обсудите в группах и закончите сказку так, как хотели бы вы. (работа в группах)

V. Итог урока. (Слайд 20) - Что в этой сказке правда? Что вымысел? - Что нового узнали? (о внешнем виде глухаря)– Чему учит сказка? (быть добрыми, помогать другим) - О чем ты расскажешь дома после уроков? Что вы взяли с собой в портфеле после нашего урока?

Дома вам нужно подготовить пересказ сказки.

VI. Рефлексия учебной деятельности (Слайд 21) На доске рисунок глухаря

Теперь проанализируйте всё, что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё получилось, вы довольны своей работой - подарите глухарю светлое пёрышко. Всё получилось, но хотел бы работать лучше- потемнее. Не всё получилось, но понял, какие ошибки допустил - тёмное. (Звучит песня «Добрые сказки»)